Уровни
Критерии и
показатели
| Низкий
| Средний
| Высокий
|
I.Ценностное отношение к МПО и деятельности
1.Осознание значимости МПО как художественного и педагогического в их неразрывном единстве
2. Признание ценности субъект-субъектных отношений
| Ценности музыкально-педагогического общения не осознаются; интерес к коммуникативной деятельности слабо выражен (или отсутствует)
| Проявление интереса к коммуникативной деятельности и профессии; ценности музыкально-педагогического общения осознаются частично
| Ярко выраженная направленность на гуманистические цели обучения, гармоничное сочетание музыкальных и педагогических задач
|
II.Степень развития речемыслительной деятельности
1.Эмоционально-речевые умения
2.Умения исполнительско-педагогического анализа музыкальных произведений
| Ограниченный круг знаний в области музыки и других видов искусства; слабое владение профессиональной лексикой; бедность языковых и эмоциональных средств для передачи художественного образа музыкального произведения; слабо развитое музыкальное мышление
| Имеющиеся знания в области музыки и других видов искусств требует систематизации и углубления; речь не всегда образна и эмоционально выразительна; умения исполнительско-педагогического анализа музыкального произведения сформированы частично
| Широкий кругозор в области музыкознания и смежных видах искусства; богатая палитра языковых и экспрессивных средств; оригинальность художественного мышления; сформированность умений исполнительско-педагогического анализа музыкальных произведений
|
III.Проявление умений невербальной музыкально-педагогической коммуникации
1. Владение методом показа на инструменте
2. Мимико-жестовая выразительность
| Ограниченное применение метода показа на инструменте, вследствие недостаточно развитых исполнительских умений; статичность и скованность мимико-жестового самовыражения
| Показ на инструменте не всегда достигает цели; мимико-жестовое самовыражение не во всех ситуациях пластично и выразительно; проявляются отдельные элементы артистического воздействия
| Способность раскрыть художественный образ музыкально-исполнительскими средствами; выразительность мимики, жеста, интонаций и тембра голоса; владение приемами артистического воздействия
|
IV.Уровень сформированности эмппатийно-рефлексивных умений
1.Проявление эмпатийности
2.Сформированоость коммуникативно-педагогической рефлексии
| Слабо выраженная способность к эмоциональному сопереживанию, соучастию, поддержке ученика; неадекватная самооценка и оценка профессионально-психологических проявлений (действий) ученика
| Ситуативное проявление соучастия, психотерапевтической поддержки ученика; стремление к адекватной самооценке и оценке действий ученика; частичная сформированность умений профессиональной диагностики
| Ярко выраженная способность проникать во внутренний мир ученика, оказывать эмоциональную поддержку; адекватная самооценка и оценка профессионально-психологических проявлений ученика
|
V.Степень владения технологией диалогового обучения
1. Умение создавать творческую атмосферу общения, эмоционально-коммуникативный климат равенства
2. Умение слушать ученика
| Преобладает монологическое общение, общение-инструктаж; выбор способов взаимодействия носит неосознанный характер; не учитываются индивидуально-психологические особенности ученика; бедность приемов активизации деятельности ученика
| Ситуативное использование способов диалогического взаимодействия, приемов и методов активизации ученика; преобладание профессионально-делового стиля взаимодействия, нацеленного преимущественно на решение ремесленнических задач
| Владение способами диалогового взаимодействия, гибкость и вариативность их использования; учет индивидуальных особенностей ученика; сотворческий стиль педагогического общения
|
Определение критериев и уровней эффективности обучения студентов позволяет диагностировать сформированность показателей техники музыкально-педагогического общения, делает возможным ее измерение.
При выделении критериев и показателей мы допускали тот факт, что измерить абсолютно точно уровень сформированности ТМПО невозможно, поскольку оценивание осуществляется педагогами, имеющими разный субъективный опыт, а объектом диагностики выступает процесс художественной коммуникации, по многим параметрам характеризующийся с позиций искусства. Вместе с тем, это не исключает возможности учета мнений преподавателей о степени развитости показателей ТМПО, статистическую обработку результатов экспертной оценки.