Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 7. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны (4 часа).




1. Кубань в первый год войны

2. Оккупация Краснодарского края

3. Армавир в годы Великой Отечественной войны: оккупация и освобождение.

4. Партизанское движение на Кубани

5. Перелом в Битве за Кавказ. Освобождение Кубани

6. Бои в небе над Кубанью.

7. Бои на Малой земле. Голубая линия.

8. Начало восстановления промышленности и сельского хозяйства.

 

Методические рекомендации:

К вопросу 1.

Коротко опишите общую ситуацию начала Великой Отечественной войны. Как отреагировали жители Кубани на агрессию фашистской Германии? Проследите динамику роста численности призывников. Трудовые почины кубанцев. Мероприятия по гражданской обороне. Народное ополчение. 17-ый Кубанский кавалерийский корпус. Задачи Краснодарского края в снабжении фронта.

 

К вопросу 2.

Прежде чем описывать хронологию завоевания Кубани фашистами необходимо ответить на следующие вопросы: почему весной и летом 1942 г. изменилось основное направление ударов немецко-фашистских войск; почему завоевание нашего региона стало для немцев одним из двух генеральных направлений (второе – на Сталинград) наступления; какие цели преследовали фашисты. Проследите хронологию захвата территории края; на карте покажите какие районы края не попали под оккупацию.

 

Подготовьте дома следующую таблицу:

На какие исторические особенности кубанского населения собирались опереться фашисты, чтобы бороться  с советской армией Оправдался ли их расчет и почему
   

 

Анализируя период немецкой оккупации региона необходимо охарактеризовать: репрессивный характер установившегося режима;  систему административного управления краем, введенную захватчиками; отношение кубанского населения к гитлеровским захватчикам

К вопросу 3.

Охарактеризуйте экономическое и стратегическое значение Армавира в данный период. Какие части Красной Армии защищали наш город и что для этого было сделано. Расскажите о подвиге батареи лейтенанта Плехуна. Какие последствия для облика нашего города имели военные действия 1942-1943 гг.? Опишите оккупационный режим в Армавире. Расскажите о жертвах периода оккупации. Привлеките воспоминания современников событий. Армавирский партизанский отряд. Освобождение Армавира.

К вопросу 4.

Когда было принято решение о формировании партизанских отрядов? Какова была их численность и как они были организованы? Покажите на карте места локализации партизанских отрядов. Опишите наиболее яркие эпизоды партизанской войны. Отдельно остановитесь на рассмотрении подвига братьев Игнатовых. Охарактеризуйте роль и покажите значение партизанской броьбы за освобождение Кубани.

К вопросу 5.

Отметьте, что освобождение Кубани это значимое событие в Битве за Кавказ. Когда и почему начался перелом в этой битве? Опишите хронологию освобождения Краснодарского края от фашистских захватчиков, особо выделяя следующие моменты: почему освобождение края началось именно в январе 1943 г.; как проходила Краснодарская наступательная операция; Почему немецко-фашистские захватчики большое значение предавали Новороссийску и Таманскому полуострову.

 

К вопросу 6.

Большое значение в общий успех освобождения Кубани внесли летчики. Опишите соотношение сил сторон в отношении авиации и ПВО. Расскажите о наиболее крупных воздушных сражениях: бои у Мысхако, Крымской, в районе станиц Киевская и Молдованская. Потери сторон и итоги сражений. Расскажите о начале боевого пути и боях на Кубани летчика-аса, будущего трижды героя Советского Союза А.И. Покрышкина.

 

К вопросу 7.

Сопротивление 17-ой немецкой армии в районе Новороссийска и Тамани. Голубая линия – укрепленная линия обороны и её штурм войсками. Новороссийско-Таманская наступательная операция. Создание плацдарма десантниками 18-ой десантной армии Черноморской группы войск в районе Новороссийска. Опишите действия десанта под командованием Цезаря Куникова. Героическая оборона Малой земли. Освобождение Новороссийска и прорыв Голубой линии – завершение Битвы за Кавказ.

 

К вопросу 8.

Итоги военных действий и оккупации Кубани: людские и экономические потери. Начало восстановительных работ после освобождения Кубани. План по восстановлению экономики и инфраструктуры края. Первые итоги восстановления городов и сел края к концу 1944 г. В этом вопросе рассмотрите первый в СССР суд над предателями, сотрудничавшими с оккупационными властями, прошедший в Краснодаре.

 

Литература:

1. Армавирцы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. /Под ред.В.Н. Павлюченкова. - Армавир, 2009.

2. Василенко Д.Н. Оборона Армавира – ключевой этап Армавиро-Майкопской операции //Археология, этнография и краеведение Северного Кавказа. – Армавир, 2008.- С. 31-37.

3. Ведута В.Н. История Кубани. - Краснодар, 2001.

4. Гречко А.А. Битва за Кавказ. - М., 1987.

5. Леселидзе К.Н. Новороссийское сражение // http://dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/21843/3/Boec_Rkka_1943_N257.pdf

6. История Кубани с древнейших времен до конца ХХ века: Учебник. - Краснодар, 2004.

7. История Кубани. XX век: Очерки. - Краснодар, 1998.

8. Краснодарский край: шаги развития. - Краснодар, 1987.

9. Кринко Е.Ф. Демографическая ситуация в Адыгее во время Великой Отечественной войны. Мир славян Северного Кавказа. Вып. 4. – Краснодар, 2008. – С. 111-123.

10. Шнайдер В.Г., Павлов М.Ю. История Кубани: электронный учебно-методический комплекс [электронный ресурс]// Электронная библиотека национального цифрового ресурса «РУКОНТ»// http:// rucont.ru/efd/242627 (дата обращения: 13.08.2016.).

 

 

Тема 8. Краснодарский край в 1945-1985 гг.: основные черты социально-экономической и политической ситуации (4 часа).

1. Период восстановления хозяйства на Кубани

2. Кубань в 1950-е – середине 1960-х гг.

3. Социально-экономическое развитие Краснодарского края в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

4. Наука, культура и образование в Краснодарском крае.

5. Наши знаменитые земляки:

·

· В.И. Лунин

· С.А. Дангулов

· В.С. Пустовойт

· П.П. Лукьяненко

· В.И. Лихоносов

· В.В. Горбатко

· Г.Ф. Пономаренко

· В.Г. Захарченко

· А.И. Майстренко.

 

 

Методические рекомендации

 

К вопросу 1.

Развитие Кубани в рамках общесоветской модели. Восстановление сельского хозяйства и промышленности в условиях 4-го пятилетнего плана. Проследите динамику роста показателей в сельском хозяйстве. Какие были проблемы в этой сфере? Восстановление промышленного производства. Перечислите наиболее важные объекты промышленности, которые были восстановлены, модернизированы или построены в этот период.

 

К вопросу 2.

Описываемый в этом вопросе период принято называть Оттепелью. Рассмотрите не только проблемы экономического развития в это время, но и те изменения, которые произошли в социальной и даже отчасти в политической сфере на региональном уровне. Что такое совнархозы? Идеологические компании 1950-х гг. и их влияние на экономику Кубани. Развитие информационной сферы в крае. Массовое жилищное строительство. Признаки социальной напряженности начала 1960-х гг. на Кубани.

 

К вопросу 3.

Опишите изменения в экономической и социальной политике государства после отставки Хрущева. Как это отразилось на развитии Краснодарского края? Проследите динамику роста численности рабочих и числа предприятий в каре в этот период. Что изменилось в сфере среднего и высшего образования в регионе? Какое место занимал Краснодарский край среди экономически развитых регионов РСФСР?

 

К вопросу 4.

Кому принадлежала руководящая роль в области науки, культуры и образования в данный период? Охарактеризуйте наиболее важные направления развития социокультурной сферы Кубани. Отдельно скажите о росте числа школ и обучающихся. Совершенствовании системы высшего образования. Какие вузы были у нас в крае в 1970-е гг. Расскажите о развитии музыкальной культуры, тетра, музейного дела на Кубани.

 

К вопросу 5.

Этот вопрос рекомендуется построить в форме развернутых докладов о жизни и профессиональной деятельности наших знаменитых земляков, снискавших известность далеко за пределами Кубани, прежде всего в области науки и искусства.

 

 

Литература:

 

1. Бардадым В.П. Радетели Земли Кубанской. Краснодар, 1986.

2. Ведута В.Н. История Кубани. - Краснодар, 2001.

3. Востриков Д. Герои космоса рассказывают… Виктор Васильевич Горбатко // Новости космонавтики.— 2003.— Т. 13— № 6 (245)

4. Герои Социалистического Труда: Биобиблиографический словарь. Том 1./ Авторы-составители М.В. Музалевский и А.Л.Дёмин.— М.: РИЦ «Кавалеръ», 2007.

5. История Кубани с древнейших времен до конца ХХ века: Учебник. - Краснодар, 2004.

6. История Кубани. XX век: Очерки. - Краснодар, 1998.

7. Краснодарский край: шаги развития. - Краснодар, 1987.

8. Придиус П. Е. Мудрость сеятеля // Просто русские…— Краснодар: Периодика Кубани, 2002. С.286—304.

9. Шнайдер В.Г., Павлов М.Ю. История Кубани: электронный учебно-методический комплекс [электронный ресурс]// Электронная библиотека национального цифрового ресурса «РУКОНТ»// http:// rucont.ru/efd/242627 (дата обращения: 13.08.2016.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 365.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...