Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА СОГЛАШЕНИЯ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ)




Основная цель данного этапа — составить соглашение, которое будет работать,т. е. стороны его будут выполнять, если соглашение соответствует их интересам.

Главные задачимедиатора на этом этапе:

• Проверить еще раз, что выдвинутые предложения соответ­
ствуют интересам сторон;

• Добиться, чтобы текст соглашения был написан (или про­
говорен) четко, ясно и однозначно;

• Проверить, правильно ли стороны понимают, что будет про­
исходить после того, как они уйдут с медиации;

• Проверить соглашение на реалистичность;

• Обсудить и включить санкции в случае невыполнения со­
глашения какой-либо из сторон.

Итак, предложения сформированы, стороны переходят к вы­работке соглашения. Здесь происходит проверка выдвинутых предложений на реальность, окончательное редактирование пись­менного текста, устраивающего в равной степени стороны. За­тем обсуждаются меры, которые могут быть приняты каждой из сторон в случае нарушения соглашения. Это достаточно труд­ная стадия. Если конфликтующие стороны добираются до нее, то, как правило, они находятся в состоянии творческого подъе­ма, воодушевления, связанного со снятием напряжения и ощу­щением завершения конфликта.

Стороны начинают спешить и могут «потерять реальность», так как стараются как можно скорее завершить медиацию. Медиатор должен быть уверен, что заключенное соглашения реалистично и удовлетворяет интересы сторон. Он постоянно


проверяет у одной и у другой стороны формулировки будущего соглашения.

Например,

«В такой формулировке это Вас устраивает?...Каким образом это будет происходить? ...Вы уверены, что форму­лируя таким образом, Вы сможете определить выполнение этого пункта?

Иногда стороны подписывают также соглашение о способах разрешения конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть между ними в будущем.

Если стороны составили соглашение, естественно они долж­ны его подписать. Но не стоит торопиться. Медиатор должен дать сторонам возможность еще раз посмотреть на соглашение. Не надо торопить стороны его подписывать, даже если одна из сто­рон настаивает на этом. Если соглашение удовлетворяет интере­сам сторон, они подпишут его и после паузы. Но если что-то было упущено, и одна из сторон в состоянии эйфории была невнима­тельна при обсуждении предложений, что привело к соглашению, которое не отвечает интересам, неудовлетворенная сторона все равно не будет его выполнять. Лучше снова вернуться в кокус и обсудить, что произошло, что сторона отказывается подписывать соглашение. Эффективнее сразу урегулировать противоречия, чем создать предпосылки для постконфликта, что только усугубит ситуацию, а не разрешит ее.






ВЫХОД ИЗ МЕДИАЦИИ

Основная цель этой стадии — создать понимание у сторон, что они будут делать в будущем, когда уйдут с медиации.Главные задачи медиатора:

• Завершить процесс медиации (или медиационной сессии);

• Поблагодарить стороны за работу;

• Проверить удовлетворенность сторон результатом медиа­
ции (если соглашение достигнуто);

• Согласовать действия и систему связи и оповещения, если
стороны должны будут продолжить медиацию в ближайшее
время;


44                               Методическое пособие для посредников-медиаторов

• Договориться о действиях сторон в перерыве между сес­сиями.

Выход из медиации — это ее предпоследний этап. Обычно медиатор благодарит стороны за конструктивную успешную работу, выражает надежду, что и он оправдал доверие сторон и т.п. Задача этого этапа — получение медиатором обратной свя­зи о результатах работы. Стороны оценивают, во-первых, насколь­ко они удовлетворены достигнутым соглашением; во-вторых, насколько они удовлетворены самой процедурой переговоров с участием медиатора; и, наконец, они оценивают свое эмоци­ональное состояние, стало ли им легче после сеанса медиа­ции, упало или, наоборот, возросло психологическое напряжение

ит.д.

Стоит отметить, что в России для конфликтующих сторон, к изумлению наших европейских и американских коллег, часто психологическое удовлетворение оказывается иногда важнее, чем удовлетворенность результатом. В этом есть опреде­ленная опасность: стороны могут испытывать такую личную благодарность к медиатору, что для того, чтобы сделать ему приятное (он, мол, так старался!), готовы подписать соглаше­ние, которое не собираются исполнять.

Самый последний этаппроцесса медиации — это просле­живание дальнейшего развития ситуации (этап постконфлик­та). На этом этапе оценивается реальная результативность ме­диации (действительно ли стороны стараются исполнять достигнутое соглашение?), возможность оказания дальнейшей помощи (провести еще одну медиацию, направить в юридичес­кую или психологическую консультацию и т.п.)


Глава 5

ФУНКЦИИ МЕДИАТОРА

Медиатор может иметь любое высшее образование и обла­дать определенными личностными качествами. О личности ме­диатора поговорим в следующем разделе. Но во время медиа­ции посредник должен уметь выполнять ряд специальных функций. Иными слова, медиатор — это:

Беспристрастный организатор;

Активный слушатель;

Анализирующий конфликт;

Проверяющий реалистичность;
• Адвокат «дьявола»

Генератор идей;

Расширитель ресурсов;

Обучающий ведению переговоров;

Помогающий в составлении соглашения;

• Хранитель психологического климата.
Рассмотрим подробнее перечисленные функции.

Как организатор процесса медиациимедиатор обеспе­чивает последовательное и конструктивное ведение пере­говоров.

До начала медиации медиатор должен подготовить помеще­ние для медиации и позаботиться, чтобы и сторонам и медиато-РУ было удобно сидеть, на столе должны быть бумага и ручки


46


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 5. Функции медиатора


47


 


на случай записей. Полезно также иметь питьевую воду и бу­мажные платки и салфетки. Вода и салфетки не обязательно должны быть на столе, но у медиатора под рукой на случай их необходимости.

Важно также предусмотреть, где будет находиться и что делать другая сторона во время работы в кокусе. Все это сле­дует сделать до прихода клиентов.

Если же медиатору приходится работать на территории кли­ентов, он должен позаботиться о необходимых условиях удоб­ства работы и обеспечения конфиденциальности процесса. На время медиации целесообразно настоятельно попросить сторо­ны выключить мобильные телефоны. Если какая-либо из сторон ждет важного звонка, стоит сделать на это время перерыв или просить ее, по возможности, перенести разговор по телефону до окончания медиационной сессии.

Организуя переговоры, медиатор задает правила поведения с момента прихода клиентов на медиацию, помогает сторонам до­говориться о процедуре ведения переговоров, и на протяжении всей медиационной сессии поддерживает как выполнение достигнутых процедурных соглашений, так и корректные отношения между сторонами. Медиатор в любой момент может приостановить ра­боту, сделать перерыв для кокуса или для отдыха и задает тон всему процессу. Он следит за регламентом и предупреждает сто­роны, если они нарушают правила ведения переговоров.

Например, может заявить: «Стоп! Нельзя говорить всем сразу!»

Медиатор может даже совсем остановить медиацию, если стороны не в состоянии остановиться в агрессивной «перепал­ке» или он явно видит, что стороны не готовы к переговорам или одна из сторон психически несостоятельна для такого процесса. Обычно это определяется до начала сессии, но иногда вторая сторона, приведенная первой, появляется только на медиации.

Очевидно, что функцию организатора медиатор выполняет во всех стадиях и между ними.

Медиатор должен быть активным слушателем.Ему следует понимать как содержательную, так и эмоциональную


составляющую речи спорящих, а затем показать (дать обрат­ную связь) спорящим, что он их действительно услышал.

В этой роли медиатор буквально повторяет или переформу­лирует утверждения говорящего, чтобы удостовериться у него, что сам медиатор и другая сторона правильно поняли то, что было сказано. Но при этом медиатор, как мы уже говорили, дол­жен развести события (или факты), по поводу которых произо­шел конфликт, оценку этих событий участниками и те чувства, которые по поводу этих событий переживают участники.

Следует иметь в виду, что большинство людей, не уме­ют отличать факты от их интерпретаций и оценок, что зачастую приводит к непониманию поведения другой стороны. А ведь нельзя даже перечислить все возможные интерпретации одного и того же факта.

Например,

Факт: усталая жена не встретила пришедшего с рабо­ты мужа; большинство мужей интерпретирует этот факт как оценку: она меня не уважает.

Другой факт: один сотрудник не ответил на привет­ствие другого; большинство с очевидностью, не допускаю­щей иных толкований, воспримет это едва ли не как оскор­бление, хотя интерпретаций этого факта может быть очень много (например, был занят своими мыслями и про­сто не заметил приветствующего его сотрудника).

Стандартный текст активно слушающего медиатора выгля­дит так:

— Итак, вы считаете... (далее идет повтор сказанного). Я правильно вас понял?

Такой эхо-повтор играет исключительно важную роль в медиации: он гарантирует, что стороны услышали и действитель­но поняли друг друга.

Повторение сказанного, лишенное в исполнении медиатора эмоциональной окраски, направляет обсуждение сторон на со­держательную сторону спора. Повторение позволяет говоряще­му почувствовать неточности своего текста и в своем ответе их исправить.


w


48


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 5. Функции медиатора


49


 


Следует также заметить, что фиксация внимания к словам го­ворящего повышает его доверие к медиатору, ведь люди (особен­но в России) совершенно не привыкли к тому, что их слышат. Медиатор должен воспринимать эмоции спорщиков как факт (они могут плакать или смеяться, гневаться или радоваться), но при этом рассматривать даваемую ими эмоциональную оценку события лишь как интерпретацию самого события. Поэтому медиатор может сообщить сторонам свое впечатление о их эмо­циональном состоянии.

Например: «Я вижу, что вы возмущены этими словами». Такое сообщение побуждает сторону, испытывающую эмо­циональное напряжение, контролировать проявление своих чувств и, как правило, снижает эмоциональное напряжение, и в то же время помогает противоположной стороне лучше понять чувства своего соперника.

При этом, слушая, как одна из сторон говорит вещи, возму­щающие другую сторону, медиатор не может, например, ска­зать: «Вы говорите возмутительные вещи, поэтому проти­воположная сторона возмущена Вашими словами».

Медиатор может только сказать, если это важно зафиксиро­вать между сторонами, например, «Когда вы говорите о... (повторяются слова- факты говорившего).., вы видите ка­кие чувства это вызывает у другой стороны.

Постоянно слушать и помнить все, о чем говорят стороны важно не только для того, чтобы показать сторонам, что медиа­тор их слышит, или сделать вывод о том, как надо разрешить конфликт (что не является задачей медиатора), а прежде всего, для того, чтобы в каждый нужный момент процесса возвращать услышанное сторонам для анализа ситуации конфликта и выра­ботки ими предложений по урегулированию. Для упрощения сво­ей работы медиатор может записывать на бумаге существен­ные идеи и высказывания сторон, но при этом важно не потерять контакт и управление процессом.

Понятно, что слушать стороны медиатор должен на всех стадиях процесса, но ведущей эта функция является на стадиях: презентации сторон, дискуссий и кокуса.


 


Медиатор как анализирующий конфликтвыполняет эту функцию, главным образом для того, чтобы заставить сами стороны разобраться в ситуации, тщательно исследовать какие могут быть варианты выхода из нее.

Уже было сказано, что медиатор не имеет права оценивать ни сам конфликт, ни поведение и действия людей в нем, ни давать какие-либо советы, в том числе и по поводу решения конфликта.

Медиатор должен приходить на медиацию «пустым»! Это одно из основных правил медиации. Умение отстроится от пре­дубеждений, прошлого опыта, похожих случаев — очень важно для работы. Анализ конфликта всегда очень деликатная вещь. Медиатору может казаться, что он уже понимает интересы сто­рон и готов вести их к соглашению. Но никогда нельзя знать заранее, что есть соглашение именно для этих сторон. Толь­ко сами стороны являются хозяевами и судьями их исти­ны!Значит ли это, что не нужно делать никакого анализа конф­ликта/проблемы медиатору? Делать анализ обязательно необходимо, но, повторимся, не для себя, а для сторон. Медиа­тор должен так разворачивать информацию сторонам, чтобы они увидели, в чем они сходятся, а в чем их разногласия. Анализи­руя информацию о конфликте, медиатор должен помогать сто­ронам осознать, в чем же их истинные интересы и какие шаги (предложения) могут стороны рассмотреть, чтобы урегулиро­вать свои взаимоотношения.

Так почему стороны не могли сами разрешить свою ситуа­цию, если они ее знают лучше, чем медиатор. Дело в том, что стороны выставляют на переговоры свои позиции. Позиции, как правило, не совместимы и никоим образом не направлены на решение проблемы. (Позиции стороны готовы защищать «не щадя живота своего!»). Горе тому медиатору, который начнет использовать первоначальные позиции для разрешения спора.

Задача медиатора, анализируя конфликт, как раз и состоит в том, чтобы показать сторонам, какие интересы стоят за их по­зициями. Найдя интересы, необходимо помочь сторонам пост­роить новые позиции (предложения), которые могут пересекать­ся, обеспечивая ущемленные в конфликте интересы.


50


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 5. Функции медиатора


51


 


Только так возможно построить будущее соглашение. Это классическая схема работы с конфликтом. Но, конечно же, это не всегда возможно. Встречаются ситуации, когда интересы практически не пересекаются. В таких случаях приходится со­ставлять соглашение только о самых насущных и необходимых общих интересах.

Например:

«не использовать силовые методы»;

Или «разойтись и больше не взаимодействовать, не вме­шиваясь в дела, друг друга.

Выступая в этой роли, медиатор стремится, чтобы стороны высказали имеющуюся информацию и все существующие точ­ки зрения на предмет спора, определили наиболее важные мо­менты в этом споре для каждой стороны. Степень подробности информации должна быть достаточной для принятия решения сторонами. Для такого анализа медиатор вначале выслушивает все стороны, а затем задает им вопросы по поводу тех или иных фактов и моментов спора.

Например:

Как вы считаете, является ли данное обстоятельство
существенным для противоположной стороны?;

По вашему мнению, следует ли обсудить это обстоя­
тельство более подробно?;

Противоположная сторона явно выразила свое недо­
вольство вашими словами. Могли бы вы пояснить, чем, на
ваш взгляд, она недовольна?;

Знаете ли вы какие-нибудь случаи, похожие на тот
конфликт, который мы обсуждаем сегодня?;

Как Вы думаете, почему другая сторона сопротивля­
ется Вашему предложению? и т.п.

Существуют различные подходы к вопросу о том, должен ли медиатор сам быть специалистом в той области, где он раз­решает спор, чтобы выполнять аналитическую функцию. В аме­риканской литературе по конфликтологии превалирует мнение, что это не обязательно: ведь медиатор не берет на себя реше­ние спорных проблем, а лишь обеспечивает коммуникацию между


конфликтующими сторонами. Для этого не нужно иметь специ­альные знания по предмету спора. Многие американские авто­ры настаивают также на том, что медиатору не следует до на­чала медиации пытаться получить какие-то предварительные сведения о конфликтной ситуации и конфликтантах, ибо это мо­жет создать у него какие-то предвзятые представления и нару­шить его нейтральность.

Это действительно так. Из психологии известно, что если мы что-то знаем, что мы уже имеем мнение или установку по поводу этих знаний и у нас складываются определенные ожида­ния. Далее, если в процессе медиации эти ожидания не подтвер­ждаются, медиатор может не принять информацию, противоре­чащую его ожиданиям.

Согласно другому подходу, медиатор должен разбираться в предмете спора, так как это может помочь ему изобретать и предлагать на рассмотрение конфликтантов оригинальные спо­собы согласования их интересов. С этой точки зрения медиато­ру для выполнения аналитической функции полезно еще до нача­ла медиации собрать как можно больше данных о природе и причинах конфликта. Эту информацию можно добывать из пре­доставленных спорщиками материалов, документов, газетных статей, в предварительных беседах с участниками конфликта и т.д. В российских условиях, кажется, что второй подход более эффективен потому, что медиация в этом случае больше похожа на третейский суд.

Функцию анализирующего конфликт, медиатор, главным об­разом, выполняет на стадии дискуссии по выработке вопросов для переговоров и в кокусе, и частично на стадии генерирования предложений.

Любая конфликтная ситуация сопровождается эмоциональ­ными переживаниями. Если конфликт продолжительный, то ко­личество негативных интерпретаций достаточно велико. В та­ких условиях человек может быть не совсем точен и адекватен как в своем видении ситуации конфликта, так и в своих ожидани­ях относительно возможных способов его урегулирования. В кон­фликтологии существует такой термин, как «сужение сознания».


52


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 5. Функции медиатора


53


 


Люди, вовлеченные в конфликт, как бы «переворачивают» зна­чение малозначимых фактов и поступков через призму своего конфликта. Внимание и сознание людей нацелено на борьбу. В таком случае принимаются решения, которые могут быть не ре­альными и не соответствовать объективным возможностям ре­шения проблемы. Сознательно или бессознательно, но стороны могут сделать процесс переговоров непродуктивным: придти в результате переговоров к нереалистичному соглашению, кото­рое не будет выполняться.

Поэтому одной из важных функций медиатора является по­стоянная проверка на реалистичность того, что говорят сто­роны: высказываемые идеи, реализуемость предложений, наличие обсуждаемых ресурсов, выполнимость принятых соглашений

Тест на реальность чаще всего связан с вопросами типа: «Что вы конкретно предлагаете сделать?» «Как вы думаете, что произойдет, если...?» Так, если в процессе медиации одна из сторон упорно отвер­гает все предложения, медиатор вправе сказать:

«Создается впечатление, что вы не хотите придти к со­глашению. Как вы думаете, что будет, если вы не договори­тесь?»

Неоднократно он может использовать эту роль и во время выработки предложений, проверяя их на реальность, как с одной из сторон, так и вместе.

Или стороны договорились по какому-либо пункту. Медиа­тор обязан проверить, действительно ли они понимают необхо­димость выполнения этого пункта. Может быть задан типичный вопрос.

Например,

«А что произойдет, если какая-либо из сторон нарушит данное соглашение?»

Вот один типичный случай из практики медиатора: На медиации по поводу развода бывшие супруги долго спорят о времени встреч отца с детьми. Отец настаивает на своем праве встречаться с детьми всегда, когда он захо-


чет. Для него это требование отражает его представле­ние о справедливости: отец есть отец. Однако бывшей женой оно воспринимается как несправедливое,как ничем не контролируемое посягательство на ее ритм жизни. Она бурно возражает, аргументируя свою позицию тем, что дети учатся, могут быть заняты и т.п. Данную проблему нельзя решить на уровне абстрактных представлений о справедливости.

Поэтому медиатор «тестирует реальность».Он спра­шивает отца: «Скажите, пожалуйста, как часто вы хоте­ли бы встречаться с детьми: каждый день?» Отец отвеча­ет, что всю неделю он работает и по субботам чаще всего занят, так что реально остается только один день вос­кресенье. И на такой вариант мать сразу соглашается, так как это не противоречит ее интересам. Она только просит предварительно звонить ей по телефону.

При завершении процесса медиации посредник должен удос­товериться, что спорщики точно и ясно понимают все условия соглашения об урегулировании взаимодействия и их отношений. Стороны, кроме того, должны быть полностью согласны с усло­виями соглашения, с последствиями этого соглашения и должны быть способны выполнить свою часть договоренности. Медиа­тор, как проверяющий реалистичность достигнутого соглаше­ния, обязан позаботиться о том, чтобы договоренности были на­дежными и долгосрочными.

Иными словами на протяжении всей медиационной сессии, и особо, на стадии написания соглашения медиатор выполняет функцию проверяющего на реалистичность

Функция «адвокат дьявола»необходима медиатору, ког­да стороны приходят в тупик. Быть «адвокатом дьявола», значит, задавая определенные вопросы, «заставить» сторону посмотреть на ситуацию в самом невыгодном для нее исходе, к которому сторона идет в результате своей жесткой позиции. Это происходит тогда, когда действия или предложения стороны слиш­ком настойчивы и однозначны, но очевидно, не ведут к успеху в урегулировании конфликта. Как правило, после такого обсужде-


54


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 5. Функции медиатора


55


 


ния сторона начинает вести себя более гибко и разумно, начина­ет искать реалистичные выходы для разрешения спора. Техника вопросов адвоката дьявола очень эффективна. Важно только не забывать, что можно перестараться и сторона заподозрит, что медиатор на стороне оппонента и специально ее запугивает. Но чувство меры компетентного медиатора всегда позволяет этого не допускать.

Всегда лучше, если посредник побуждает стороны делать такой анализ самостоятельно. Но в случаях, когда сторона/сто­роны увлечены, эмоционально перевозбуждены или беспечны, медиатор может сам нарисовать гипотетическую ситуацию и предложить посмотреть какие негативные последствия она не­сет в себе и как может развиваться для стороны.

Задача медиатора в этой роли показать все возможные не­гативные последствия действий/бездействий или результатов от предложений стороны, оппонируя предлагаемой ситуации.

Побуждение к анализу развития возможных негативных со­бытий в будущем очень важно. Медиатор никогда не будет знать об условиях и истории рассматриваемой проблемы лучше сто­роны, поэтому, когда такую работу проделывает сама сторона: можно с уверенностью сказать, что производится самая объек­тивная экспертиза для разрешения проблемы

Найти варианты урегулирования конфликта не всегда просто. А если стороны ине креативны и не способны к исследованию возможностей для разрешения ситуации, они могут почувство­вать себя в тупике и растерянности. Зачастую, исходя из своего опыта, медиатор сразу может видеть какие-то варианты пред­ложений. Но медиатор не может подсказывать решение,а может стимулировать стороны к поиску выхода, выполняя фун­кцию генератора идей.

В этой роли, медиатор стимулирует спорщиков к поиску иных решений, чем те, которые до сих пор ими рассматривались. Де­лает это медиатор, используя вопросы.

Например:

«А что, как Вы думаете, могло бы послужить альтерна­тивой этому?»


«Нет ли такого способа, чтобы заодно можно было удов­летворить как ваши, так и интересы другой стороны? На­пример, когда вы водите своих детей, возможно ли взять и детей вашей коллеги, чтобы она могла в это время рабо­тать вместо вас?»

Такие вопросы могут помочь стороне по примеру медиатора начать самой продуцировать различные варианты выхода из кон­фликтной ситуации. Идеи, которые выработали сами стороны, обычно гораздо лучше учитывают те нюансы взаимоотношений сторон, которые не могут быть известны медиатору. Однако в случаях, когда у спорщиков никаких идей не возникает, медиа­тор имеет право предложить свой вариант решения, но ни в коем случае его не навязывая.

Например, он говорит:

«А как вы отнесетесь к такой идее...?»

А что, если сделать...?

Но совершенно исключены высказывания типа:

«Поверьте моему опыту. Этот подход гораздо лучше»;

«Слушайте, что я говорю, я же предлагаю вам хорошее решение»;

«Я не могу согласиться с вашим подходом»; «Нельзя быть таким упрямым»;

«Ваша идея не заслуживает доверия»; и т.д. Функцию генератора идей посреднику приходится исполь­зовать на стадиях кокуса и выработки проекта соглашения, т.е. в ситуациях генерирования предложений по урегулированию кон­фликта.

Посредник также имеет возможность расширить ресурсы спорщиков. Выполняя эту функцию, медиатор снабжает участ­ников спора информацией или помогает им разыскать необходи­мую информацию, одинаково полезную для обеих сторон. Одна­ко он должен быть очень осторожен, чтобы не давать никаких толкований, разъяснений или советов. Вся предоставляемая ин­формация должна содержать только действительные факты и не зависеть от всякого рода побочных сведений, уточнений и интерпретаций.


F


56


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 5. Функции медиатора


 


Если есть вероятность, что сведения, которыми располага­ют стороны, например, юридическими или финансовыми, непол­ны, неверны или допускают различные толкования, медиатор рекомендует сторонам обратиться к соответствующим надеж­ным источникам (документам или специалистам — юристам \фи-нансистам), где они смогут получить правильную информацию, разъяснение или совет.

Например, он может дать спорщикам прочесть форму­лировку закона или другого юридического документа, но при этом не имеет права интерпретировать этот документ, а в случае возникающих проблем обязан рекомендовать им об­ратиться к своему юристу.

Посредник должен быть уверен, что стороны не полагаются слепо на высказывания медиатора.

Медиатор не имеет права оценивать позицию стороны, заяв­ляя, например: «Вы сказали мне, что ...Я этому поверил, но это неверно».

В роли расширителя ресурса медиатор может также высту­пать, когда он видит, что одна из сторон психологически явно не готова к переговорам.

Например, сторона плачет, с трудом успокаивается, но как только заходит вопрос об обсуждении предложений, она снова начинает плакать.

В таком случае, следует взять кокус и обсудить со стороной возможность обратиться к специалисту психологу или психоте­рапевту. И только после этого, спустя время, когда клиентка бу­дет готова, вернуться к урегулированию конфликта.

Следует заметить, что даже если медиатор по образованию психолог, для сохранения нейтральности он сам не имеет права оказывать психологическую помощь ни во время, ни в переры­вах между медиационными сессиями.

Чаще всего функция расширителя ресурсов необходима ме­диатору в кокусе, но может использоваться и при подготовке проекта соглашения.

Медиатор обучает стороны процессу ведения перегово­ров. В этой роли посредник обучает стороны думать, действо-


вать и вести переговоры с установкой на сотрудничество. Большинство участвующих в споре не знают, как вести перего­воры и пытаются применять запрещенные приемы («переговор­ные уловки»), иногда они демонстрируют «фальшивые эмоции», вводят ложную информацию, выдвигают чрезмерные требова­ния в надежде получить то, что они действительно хотят, запу­гивают противника.

Стороны применяют подобные манипулятивные техники, чтобы заставить противоположную сторону принять их позицию. Чаще всего при этом они не думают о том, что обман, если и может принести успех, то лишь на очень короткое время, пока противоположная сторона не почувствует, что ее обхитрили. А если сторона заподозрит обман, это сильно усугубляет ситуа­цию, доверие пропадает не только к обманувшей стороне, но и к процессу в целом. Очень важно не допускать подобного поведе­ния сторон во время переговоров.

Как правило, в кокусе медиатор обсуждает форму и содер­жание предложений, которые будут вынесены на общую сессию и тщательно готовит сторону к этому. Кроме того, четкое сле­дование процедуре, заданной в начале, также показывает сторо­нам, как важно следовать этим договоренностям.

Большинство участников переговоров после сеанса медиа­ции испытывают подлинное потрясение оттого, что удается раз­говаривать с противоположной стороной без криков и угроз, без ухищрений и уловок и при этом достигать положительного ре­зультата во взаимодействии с ними.

Можно представить себе изумление родственников, находя­щихся в многолетнем споре, которые признаются медиатору, что они впервые увидели проблему с точки зрения противопо­ложной стороны и что они начинают понимать: пока им не бу­дет полностью понятна позиция другой стороны, они не смогут договориться.

Опыт правильно организованных переговоров, даже если он не приводит к успешному соглашению, учит участников ме­диации тому, как надо себя вести в сложных жизненных ситуа­циях, дает им образцы эффективной коммуникации, формирует


58


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 5. Функции медиатора


59


 


видение самого себя с неожиданной точки зрения. Эта роль ме­диации столь высока, что некоторые участники, даже не достиг­нув успеха, т.е. того результата, которого ожидали, и, спустя не­сколько месяцев, с благодарностью вспоминают сам процесс переговоров.

Медиатор помогает сторонам составить соглашение.Суть этой функции заключается в том, что медиатор отслежи­вает корректность составления и полноту содержания соглаше­ния. Он уточняет у сторон, как они понимают то, что фиксирует­ся, устно или на бумаге, и просит однозначно и конкретно ясным языком формулировать взаимные обязательства. При этом он должен еще раз помочь сторонам проверить, насколько реалис­тично то, о чем они договорились.

Возможно, какие-то формулировки несут неоднозначное по­нимание того, что будет происходить. Поэтому медиатор про­сит стороны вместе обсудить, что имеется в виду, и как они понимают это. Важно, чтобы они одинаково видели, что произой­дет. Медиатор также следит за тем, что бы все пункты, обсуж­даемые на переговорах, и все предложения, которые важны для урегулирования спора, были внесены. Посредник также просит стороны внести в соглашение, или хотя бы обсудить, какие сан­кции может применить каждая из сторон, если соглашение бу­дет нарушено. Если соглашение письменное, целесообразно все-таки исанкции внести в текст.

Иногда стороны, удовлетворенные тем, что они, кажется,договорились, начинают спешить и считают, что не обязательно все так детально записывать. Но медиатор знает, что спешить здесь нельзя, а необходимо набраться терпения, чтобы эффек­тивно закончить соглашение. Следует сказать, что составление соглашения может занять не меньше времени, чем весь про­цесс переговоров.

Медиатор — хранитель психологического климата. Эта функция медиатора тесно связана с функцией организатора про­цесса. Следует сказать, что часто, когда мы слышим слова «пси­хологический климат», то подразумеваем хороший психологичес­кий климат, и складывается картинка некоторой идиллии или


мягкой спокойной атмосферы. Что же касается медиации, она не всегда бывает спокойной и мягкой. Во время медиации воз­можны жесткое поведение и жесткие высказывания, возможно недовольство и противостояние. Но все эти коммуникативные действия должны быть конструктивными.

Роль медиатора здесь заключается в том, чтобы поддержи­вать пусть жесткое, но конструктивное взаимодействие между сторонами, избегая взаимных оскорблений и унижения сторон. Как уже говорилось, процедурное соглашение, принятое во вре­мя вступительного слова медиатора, является хорошим ин­струментом управления психологическим климатом. И, если медиатор делает это профессионально, через некоторое время напряжение и жесткость переговоров снижаются. Сторо­ны спокойно, по-деловому, обсуждают и вырабатывают взаим­ные обязательства. Естественно, функцию хранителя психоло­гического климата медиатор должен выполнять на протяжении всей медиации.


г


Глава 6. Подготовка и организация медиации


61


 


Глава 6

ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИАЦИИ

Искусство медиатора заключается не только в том, чтобы провести медиацию. Не менее важная задача — усадить сторо­ны за стол переговоров, что часто бывает чрезвычайно сложно. Это занимает много времени, отнимает много душевных сил и требуют зачастую нестандартных шагов со стороны медиатора.

Подготовка медиации — это подготовка сторон к будущим переговорам. Случается, что для медиации нужен лишь толчок и стороны соглашаются на переговоры с участием третьей сто­роны. Но бывает, что все усилия напрасны и медиации не полу­чается. В большинстве случаев все же приходится много рабо­тать, чтобы стороны все-таки сели за стол переговоров.

В чем же состоит подготовка к медиации? Прежде всего, это ряд организационных и содержательных действий со сторо­ны медиатора.

Заявка на разрешение проблемы/конфликта приходит от од­ной из сторон! И это одна из основных особенностей работы ме­диатора. Обычно приходит или обращается по телефону сторона, которая острее ощущает потребность в разрешении или защите. Позиционно она может выглядеть как «слабая» сторона.

Привлечение медиатора в трудовой конфликт определено российским законом. В этом случае, стороны соглашаются при-


нять медиатора, обращаясь в Центр разрешения трудовых спо­ров, который имеет списки трудовых арбитров и медиаторов. В бизнес-конфликтах или конфликтах, связанных с акционерными обществами, при разделе имущества процедура подготовки мо­жет быть разной, но существуют и здесь свои пути вхождения в конфликтную ситуацию. Наиболее трудоемкой является ситуа­ция вхождения в структурные конфликты, когда в нем задейство­ваны разные государственные и социальные группы и разные уровни власти (например, конфликты экологические, конфликты уплотнительной застройки, конфликты банкротства предприятий и т.п.) «Вхождение в конфликт» возможно и по инициативе меди­атора, но пока в российской действительности — это экзотика.

Во всех случаях медиации предшествует знакомство с ситу­ацией. Оно происходит сразу после обращения одной из сторон. Но технология вхождения зависит от типа конфликта. Основны­ми инструментами медиатора для подготовки медиации явля­ются консультации и консилиации.

Так, в межличностных конфликтах делается предложение об урегулировании конфликта второй стороне либо самой сто­роной, либо медиатором. Если по какой-либо причине первая сторона не может сделать предложение о медиации, это дела­ет медиатор. Посредник связывается, как правило, по телефо­ну со второй стороной и проводит конфликтологическую кон­сультацию в виде интервью. Главная задача медиатора определить, является ли ситуация пригодной для медиации и подготовить стороны к переговорам. Как правило, вторая сто­рона, которая не обращалась за помощью, не готова сразу идти на переговоры. Она может вообще отказаться обсуждать саму проблему конфликта, возмущаться и быть очень агрессивной. Для медиатора это сигнал, что конфликт серьезный и имеет значение для второй стороны. Поэтому задача посредника об­судить со второй стороной, какие именно трудности и неудо­вольствие вызывает первая сторона. Если это удается сделать, то медиатор может обсудить, хотела бы вторая сторона изба­виться от негативных эмоций и проблем, связанных с первой стороной. Как правило, звучит ответ: «Конечно же». Такой от-


62


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 6. Подготовка и организация медиации


63


 


вет дает возможность обсуждать время и место встречи для начала медиации.

Наибольшие трудности в подготовке к медиации представ­ляют ситуации, когда конфликт затяжной и негативные эмоции слишком сильны. Медиатору может потребоваться длительная (иногда до полугода) индивидуальная работа с каждой из сто­рон, чтобы снять эмоциональное сопротивление и добиться до­верия сторон к встрече за одним столом переговоров. Такое воз­можно в том случае, если хотя бы одна из сторон настойчиво стремиться разрешить конфликт. Если же обе стороны не хотят видеть друг друга, но хотят разрешить спор, можно использо­вать консилиацию.

Консилиация — это способ ведения переговоров без непосредственной встречи сторон за одним столом,ана­логично «челночной дипломатии» в международных перегово­рах или методу «одного списка». Ее целесообразно применять в случае слишком сильной эмоциональной отягощенности конфлик­та, часто сопровождающейся нежеланием одной или обеих сто­рон встречаться лицом к лицу, но при наличии готовности попы­таться разрешить проблему. Консилиация позволяет сторонам меньше опасаться потери своего лица или риска подвергнуться подавляющему влиянию второй стороны и стать жертвой ее ма­нипуляций. Она уменьшает риск «взрыва» процесса вследствие эмоциональной заряженности ситуации. Иногда к консилиации стоит прибегнуть по каким-либо техническим и другим причи­нам, затрудняющим очное участие сторон. В некотором смыс­ле, консилиация представляет собой меньший риск и для самого медиатора, так как работа сразу с двумя сторонами сложнее.

Нередко в процессе консилиации отношения между сторона­ми улучшаются настолько, что они оказываются готовы, в кон­це концов, встретиться и завершить переговоры за одним сто­лом. Консилиация обладает высокой эффективностью, хотя в некоторых отношениях меньшей, чем очная медиация как тако­вая. Спасая стороны от проявлений негативных эмоций по пово­ду друг друга она, с другой стороны, лишает их преимуществ непосредственного обмена мнениями, возможности позитивно-


го эмоционального взаимовлияния и взаимообучения. Она в мень­шей степени, чем медиация, способствует выработке взаимопо­нимания и умения более эффективно общаться в дальнейшем, что чрезвычайно важно в случае продолжающихся отношений. Кроме того, она, как правило, требует гораздо больше времени. Но если стороны все же не сели за стол переговоров, результа­том работы методом консилиации является «единый список» взаимных обещаний и действий, который каждая из сторон под­писывает, если они согласуют все вопросы и это их будет устра­ивать, т.е. соответствовать их интересам. Как уже говорилось, недостатком такого варианта является невозможность снизить эмоциональный накал противостояния и меньшая вероятность, что стороны будут в дальнейшем взаимодействовать. Они лишь минимизируют свой ущерб, который был нанесен ситуацией кон­фликта.

В конфликтах более сложных (структурных или конфликтах организаций) после обращения какой-либо из сторон проводится обследование.В конфликтах, где проводится предварительное обследование, существует два варианта. Первый, когда заказ­чиком является лицо, имеющее власть над участниками конф­ликта и конфликт развивается внутри какой-либо системы. В этом случае информацию / задание сторонам о переговорах дает пер­вое наделенное властью и полномочиями лицо. И второй вари­ант, когда участники конфликта имеют одинаковую власть и ре­сурсы. Баланс силы здесь приблизительно одинаков. Предложение о переговорах в этом случае поступает от медиа­торов. После оформления отношений с заказчиком, время на обследование и его объем зависят от конкретной ситуации и сложности/запущенности конфликта. Существуют некоторые ре­комендации по продолжительности обследования: оно должно длиться не более 3-х недель.

Обследование ситуации конфликта необходимо для знаком­ства с историей конфликта, выявления всех участников, пря­мых и косвенных, активных и пассивных, дистанционирован-ных и т.д. Главное понять роль всех участников, задействован­ных в конфликте. В содержательном плане важно выявление


64


Методическое пособие для посредников-медиаторов


 


Глава 6. Подготовка и организация медиации


65


 


их позиций и интересов, т.е. работа, которую проделывает ме­диатор или группа медиаторов, заключается в сборе полной информации для выделения сторон, которых необходимо при­гласить за стол переговоров. Очень часто борющиеся стороны не являются основными участниками (в сложных конфликтах часто существуют управляющие участники и «управляемые исполнители»). Их приходится определять. Если этого не сде­лать, можно начать работу с «мнимой стороной» конфликта, что может привести к срыву работы. В методическом смысле работа медиаторов складывается в серию различных интер­вью по принципу кокусов в медиации для формирования общей картины. При этом медиатор должен оставаться нейтральным и беспристрастным, соблюдать конфиденциальность информа­ции, аналогично медиации.

Но если в результате подготовки к медиации обнаруживает­ся, что вторая сторона ни при каких условиях не хочет идти на переговоры, возможно использовать метод конфликтологичес­кого консультирования.

Конфликтологическое консультирование, или «разрешение проблемы», представляет собой работу с одной стороной в слу­чае невозможности привлечения или нежелания второй стороны участвовать в какой бы то ни было процедуре разрешения дан­ной ситуации. Нередко вторая сторона не знает о работе, прово­димой с первой стороной. Целью конфликтологического консуль­тирования является попытка разрешения проблемы за счет более адекватного понимания ситуации, осознания истинных интере­сов и изменения поведения одной из сторон, вовлеченных в кон­фликт.

Конфликтологическое консультирование отличается от психо­терапии или психологического консультирования, хотя иногда трудно провести четкую границу между ними. Конфликтологическое кон­сультирование не рассчитано на глубинный личностный анализ и изменения и использует основные приемы медиации.

Часто во время конфликтологического консультирования вы­является необходимость задействовать другие способы разре­шения конфликта — от юридических до психотерапии.


При этом мы исходим из того, что конфликт — это взаимо­действие как минимум двух участников. Очень часто, особенно при длительных отношениях, оно развивается по вполне опреде­ленному сценарию. Это выражается в типичных высказываниях: «Да я заранее знаю, что он скажет», «Она всегда...» и так далее. Даже если это «одноразовый» контакт, обе стороны вносят свой вклад в результат их взаимодействия. Поэтому, если одна из сторон в результате проведенной консультации меняет свое по­ведение и не подает ожидаемую по сценарию «реплику», вторая сторона вынуждена тоже менять свое поведение.

Наша практика показывает высокую эффективность консуль­тирования. Даже если ситуация необратима, оно позволяет об­ратившейся стороне изменить отношение к происшедшему, по­лучить эмоциональное облегчение и повысить свою способность противостоять развитию аналогичных проблем в будущем.

Конфликтологическое консультирование является наиболее частой формой работы в практике разрешения всех категорий конфликтов. Оно помогает преодолевать сопротивление россий­ского менталитета и способствует усвоению идей медиации представителями самых разных групп населения. В центре раз­работаны различные приемы консультирования для работы с разными типами клиентов, например, пожилыми, социально не­защищенными, бизнесменами и другими.

Использование метода консультирования возможно не толь­ко в межличностных конфликтах, но и в структурных. Так, если стороны не удается привести к переговорам, то со стороной — Заказчиком можно продолжить консультирование. Это может помочь либо выровнять баланс сил и тем самым заставить дру­гую сторону идти на переговоры, либо меняя свое поведение (как и в межличностном конфликте) заставить менять поведе­ние другой ( других сторон) В этом случае медиатор перехо­дит в другое качество — он начинает работать конфликтоло­гом. Следствием такой ситуации является невозможность в дальнейшем проводить медиацию с этими сторонами. Медиа­цией, если удается ее организовать, должен заниматься другой медиатор.


66


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 6. Подготовка и организация медиации


 


Как видно из сказанного, наиболее просто подготовить и осу­ществить межличностную медиацию, труднее корпоративную. Для организации медиации в сфере трудового спора ресурсные затраты наиболее велики.

Вот некоторые данные из практики. Из ста обращений меж­личностных конфликтов до медиации удается доводить четыре. Среднее время на решение межличностного конфликта методом медиации равно 2,5 часа, подготовка к медиации от 3-х дней до недели.

В бизнесе, если в разрешении конфликта участвует медиа­тор, до медиации доходит около 20% случаев. Время организа­ции медиации от 1,5 недель до месяца. Эффективность прибли­зительно та же, что и в межличностных конфликтах. Здесь медиация конкурирует с «формальным» арбитражем (во внут­рикорпоративных конфликтах) и «альтернативным» (в межкор­поративных конфликтах). Под «формальным» арбитражем по­нимается использование административно-правовых методов разрешения конфликта. Под «альтернативным» — участие тре­тьей стороны (третейский суд, независимый арбитр, силовое предпринимательство).

Следует отметить, что в подготовке медиации наряду с орга­низационными трудностями существуют и другие. К ним можно отнести культурно-исторические, правовые и ментальные. Ис­следователи и практики указывают на одну доминирующую про­блему, которая препятствует активному применению медиации в России. Организационная сложность часто обусловлена рядом культурных и политических причин (Аллахвердова О.В., Павло­ва М.В., 2004). Межличностная медиация часто замещается правовыми методами гражданского производства [Фролова-Бу-канова Е.Н., Карпенко А.Д., 2003] и деятельностью мировых, и федеральных судов [Потехина В.П., Карпенко А.Д., Ставцев В.Н., 2003]. В большинстве случаев разрешение разнообразных видов межкорпоративных конфликтов, по экспертным оценкам, обеспечивает правовое регулирование межкорпоративных конф­ликтов; с учетом правового оформления силовых решений, оно составляет около 79% случаев.


Силовое предпринимательство, хотя перспектива медиации здесь актуальна и отдельные прецеденты имеются, заполняет 19%. Дальнейшее увеличение применения правовых методов в разрешении межкорпоративных конфликтов прогнозируется как незначительное. В последние два года наблюдается значитель­ный рост альтернативных методов разрешения межкорпоратив­ных конфликтов (в юриспруденции — деловых споров) с помо­щью третейского разбирательства. Количество третейских судов стремительно растет, и они начинают составлять перспективную конкуренцию государственному арбитражу Согласно закону «О третейских судах» от 2002 года, существует возможность при­влечения медиатора третейским судьей для разрешения деловых споров с помощью «мирового соглашения». В связи с этим появ­ляется возможность более активного привлечения медиаторов в работу третейских судов. В Санкт-Петербурге уже имеются пре­цеденты назначения медиаторов третейскими судьями.


 








































































































Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...