Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИАЦИИ В РОССИИСтр 1 из 4Следующая ⇒
Методическое пособие для посредников-медиаторов Центр развития переговорного процесса и мирных стратегий в разрешении конфликтов СПбГУ Санкт-Петербургский Центр разрешения конфликтов О. В. Аллахвердова А. Д. Карпенко Методическое пособие для посредников-медиаторов Санкт-Петербург 2005 Рекомендовано к печати Методической комисией философского факультета СПбГУ Аллахвердова О. В., КарпенкоА. Д. Методическое пособие для посредников-медиаторов. — СПб., 2005. —107 с. Пособие представляет собой описание процесса медиации в ее классической форме и является обобщением опыта практикующих конфликтологов-посредников Санкт-Петербурга. Предназначено для студентов-конфликтологов и слушателей в области дополнительного образования, изучающих медиацию. О Аллахвердова О. В., Карпенко А. Д., 2005 СОДЕРЖАНИЕ Введение ............................................................................... 4 Глава 1. Что такое медиация? ............................................. 7 Глава 2. История развития медиации в России.................. 12 Глава 3. Принципы медиации............................................. 22 Глава 4. Стадии медиации................................................... 25 Глава 5. Функции медиатора.............................................. 45 Глава 6. Подготовка и организация медиации................... 60 Глава 7. Особенности организации медиации на предприятии (в фирме)..................................................................... 68 Глава 8. Личность медиатора............................................. 75 Глава 9. Подготовка медиаторов....................................... 78 Глава 10. Области применения медиации.......................... 83 Глава 11. Ограничения использования медиации.............. 87 Глава 12. Другие приемы разрешения конфликтов........... 90 Заключение.......................................................................... 99 Литература......................................................................... 104 Приложение 1. Этические стандарты профессиональной ответственности медиатора...................................... 105 Введение ВВЕДЕНИЕ Вашему вниманию предлагается методическое пособие по Медиации—королеве переговоров—для начинающих медиаторов. Сразу следует сказать: «Не путайте медиацию с медитацией, процессом, который не имеет ничего общего с посредничеством». Технология разрешения конфликтов с использованием медиации является ведущей в работеСанкт-Петербургского Центра развития посредничества в переговорах и разрешении конфликтов (ЦРК) и Центра развития переговоров и мирных стратегий Санкт-Петербургского государственного университета. Но, несмотря на более чем десятилетнюю практику работы Центров и до сегодняшнего дня медиация все еще не является массовой, легитимной и принятой в России как полноправный, наряду с судом и арбитражем, социальный институт. Можно, правда, сказать об определенном прогрессе, наметившемся в последнее время: Торгово-промышленная Палата РФ инициировала закон о медиации, который разрабатывается юристами в настоящее время. Все больше людей и структур включается в поддержку развития медиации в России. Но до сих пор количество специалистов — медиаторов, подготовленных Центром, недостаточно для всеобщего использования медиации в различных сферах жизни человека. Однако мы не теряем надежды, что будущее за медиацией, и ваше обращение к брошюре показывает, что мы на верном пути. Технология медиации новане столько тем, что она недавно появилась в России, но тем, что суть ее и процедура применения не очень типична для российского менталитета. Овладение технологией предполагает не только усвоение знаний (информации), реальное овладение новым подходом к пониманию конфликта и роли посредника в переговорах, но и изменение вашего мышления в целом. О медиации как технологии, об особенностях медиации и различных преимуществах и недостатках можно было бы много писать. В течение более чем десятилетнего обучения медиаторов и работе с медиацией накоплен немалый опыт. Мы постоянно сталкиваемся с множеством вопросов, которые задают слушатели во время обучения, и, казалось бы, можно сразу написать ответы на вопросы, возникающие уже во время обучения. Но тогда мы могли бы потерять главную суть технологии, ее азбуку. В то же время, слушатели часто после освоения «азбуки медиации» получают многие ответы и сами. Понимая краткость и неполноту изложения, мы исходили из двух целей: дать как можно яснее самую необходимую информацию для овладения навыками медиации, с одной стороны, и сделать это в таком объеме, чтобы усвоение было быстрым. Поэтому пособие построено, исходя из понимания, что освоение любых новых знаний требует времени и усваивается постепенно, материал изложен максимально кратко с последующим его расширением в последовательности изложения информации на тренинге по медиации. Включение раздела по истории возникновения и развития медиации в России — это попытка ввести вас в контекст существования технологии, которой вы обучаетесь или уже обучились. Далее вы познакомитесь с основными составляющими медиации: принципами и правилами,по которым строится медиация, стадиями медиации,основными функциями медиатора,независимо от его профессионального образования, требованиями к медиатору и ограничениями, которые существуют для медиации. Методическое пособие для посредников-медиаторов Очевидно, что в зависимости от стадии медиации от медиатора требуется выполнять соответствующие функции или на каких-то стадиях, возможно, придется выполнять сразу несколько функций. Но для простоты изложения и понимания текста мы выделили отдельно стадии иотдельно функции. К концу обучения естественным будет вопрос о том, как самому подготовить или организовать медиацию. И вы получите ответ на это в разделе «подготовка и организация медиации», где рассматриваются особенности и трудности при организации медиации Информация о том, где и как может применяться медиация, позволит вам почувствовать, что медиация действительно уникальна и может быть эффективной в самых разных сферах жизнедеятельности человека или социальных групп. А для расширения ваших возможностей после овладения методом медиации мы предлагаем вам кратко познакомиться, если вам ранее не приходилось с этим сталкиваться, с другими методами разрешения конфликта. Указанная литература позволит вам самостоятельно расширить свои познания более широко в области медиации и ее особенностях. Глава 1 ЧТО ТАКОЕ МЕДИАЦИЯ ? Особое место среди форм разрешения конфликтов занимает медиация — проведение переговоров с участием медиатора (посредника). Медиация — это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для обеих (всех) сторон. Если же дать развернутое определение медиации, оно будет звучать так: медиация — это процесс переговоров, в котором медиатор — посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон, соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой. Медиация является альтернативным методом судебной процедуре и имеет ряд отличий от нее. Так, судья или арбитр, как при подготовке дела к разбирательству, так и в процессе последнего часто помогает споря- 10 Методическое пособие для посредников-медиаторов Глава 1. Что такое медиация? 11
Медиатор не обладает начальственными полномочиями, но он оснащен обширным арсеналом разнообразных методических средств, с помощью которых организует переговоры между участниками конфликта. Главная задача медиатора — помочь сторонам достичь согласия. Подобно судье или арбитру, медиатор должен быть независимым, нейтральным и беспристрастным, но в отличие от них самне принимает никаких решений.Он лишь помогает спорящим сторонам урегулировать свои разногласия и прийти к соглашению, в наибольшей степени устраивающему обе стороны. разводе, объединение компаний, отношения заказчика и подрядчика и пр.). Судебная тяжба или арбитраж могут оставить у каждой стороны незаживающие раны, после чего возобновить необходимые или желательные отношения становится очень трудно. Вместе с тем для медиации существуют и определенные ограничения. Медиация не может быть применена в криминальных конфликтах или конфликтах между людьми, когда какая-либо из сторон страдает душевной болезнью, не может отвечать за свои поступки, т.е. недееспособна. Нецелесообразно также проводить медиацию, если стороны не хотят урегулировать конфликт. В этом случае даже приказ вышестоящих инстанций не приведет к большому успеху.
«Медиация — процесс, при котором незаинтересованный, беспристрастный специалист помогает сторонам, вовлеченным в конфликт, достичь его взаимоприемлемого урегулирования. Медиатор намечает путь к соглашению, облегчая и направляя коммуникацию между участниками, помогая им получить соответствующую информацию и сделать правильный выбор». (Американский этический стандарт медиатора.) В процессе медиации стороны сами без какого-либо внешнего вмешательства принимают итоговое соглашение. Медиатор же при этом стремится обеспечить условия для максимального учета всех интересов каждой из сторон, затронутых конфликтом. Успешная медиация приводит к обоюдному выигрышу всех участников. Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества и ориентацию их на результат типа «выигрыш-выигрыш». Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда нужно восстановить отношения между людьми, взаимодействие которых должно быть сохранено в будущем (опека над детьми при Медиация эффективна только тогда, когда обе стороны хотят урегулировать конфликт. Если желание урегулировать конфликт есть, то вероятность успешного разрешения конфликта с помощью медиации весьма высока: более чем в 80% случаев результатом ее является прочное и долгосрочное соглашение, которое соблюдается обеими сторонами. В России, как известно, со свойственными ей культурными традициями и менталитетом, разрешение конфликта обычно обеспечивалось не путем переговоров сторон, а через давление авторитетом, властью — административными или силовыми методами. Может ли классический метод медиации быть эффективным в нашей стране?Более чем десятилетний опыт работы в области разрешения межличностных конфликтов с использованием метода медиации доказал его применимость. Но реальная эффективность этого метода зависит, с одной стороны, от профессионализма посредника, а с другой — от типа конфликта и индивидуальных особенностей конфликтующих сторон. Глава 2. История развития медиации в России 13
Глава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИАЦИИ В РОССИИ Методы регулирования человеческих взаимоотношений менялись в зависимости от эволюции человечества. Так, в первобытном обществе, главным методом разрешения конфликтов, была грубая физическая сила. В рабовладельческом и феодальном строе — сила наследуемой власти, в капиталистическом — власть имущих. В современном демократическом обществе все чаще (хочется надеяться) становятся важными интересы отдельного человека. Изменение экономической и политической системы меняет менталитет человечества, а, следовательно, и методы регулирования взаимоотношений людей: от драки (войны) к суду, переговорам и к медиации. Поэтому точно можно сказать, что привлечение третьей стороны для урегулирования споров и разногласий не является совершенно новым, но меняется внутреннее содержание этого процесса. Медиация, как технология, всегда связана с конфликтами и с переговорами. Трудно сказать, что явилось первоосновой урегулирования и разрешения конфликтов для человечества, участие третьей стороны или переговоры. Но точно можно сказать, что длительное применение и того, и другого привело к совершенствованию технологии медиации и широты ее применения. Толчком к использованию третьей стороны в разрешении конфликтов и регулированию взаимоотношений явилась необходимость выживания, как отдельных людей, так и первобытных племен. Первыми, кто стал применять методы примирения, были жрецы и вожди. Они останавливали насилие, увечья, убийства, угрожающие самому существованию племени (Давыденко Д.Л., 2004). Примирители в условиях борьбы за выживание племени и высокой агрессивности его членов исходили в первую очередь из насущной необходимости восстановить мир и стабильность в племени, и лишь во вторую — из своих представлений о должном и справедливом. Вождь, старейшина племени выступал одновременно посредником и арбитром. Третье лицо навязывало участникам конфликта свое решение. Так как власть вождя и старейшины не могла обсуждаться и считалась священной, принуждение останавливало споры и все заканчивалось на время миром, но не обязательно на условиях вполне удовлетворявших стороны. Примирительные процедуры с участием нейтральных третьих лиц появились с тех пор, как люди стали жить общинами, т. е. с возникновением человеческого общества. Межплеменное регулирование требовало уже переговоров. Существенно повлияло на порядок урегулирования споров принятие европейскими народами христианства и возникновение государственности. Принятие христианства принесло значительные перемены. Так, появилась письменность, в результате чего были записаны племенные обычаи. В Киевской Руси — «Русская правда» фиксировала обычаи первых христианских князей. Эти документы содержали точный размер денежных сумм, подлежащих уплате за различные правонарушения и за причинение различного рода ущерба личности и имуществу, которые прежде было установить сложнее. По мере развития государственности появлялись суды, где споры разрешались на основе права. Это облегчило урегулированию конфликтов, а также создало предпосылки для примирения. Если обратиться к истории России, то процесс разрешения споров с участием третьей стороны известен с давних времен. 14 Методическое пособие для посредников-медиаторов Глава 2. История развития медиации в России 15
К нему обращались для улаживания конфликтов как внутри крестьянской общины, так и в «высшем обществе». В древней Руси с помощью посредника делались попытки кончить миром княжеские ссоры междоусобицы. Посредниками в конфликтных ситуациях нередко выступали представители духовенства. Позднее были созданы социальные институты, которые стали согласовывать интересы различных социальных групп российского общества: Вече, Земский Собор, Земства (Зайцев А.Л., 2000). Посредничество использовалось и в международных отношениях России с другими государствами. Так, в XVIII в. Екатерина II предлагала кн. Г.А.Потемкину провести переговоры между Россией и Турцией, а в качестве посредника пригласить прусского короля. Правда, трудно предположить, что в то время кто-нибудь, даже сам Фридрих Великий, владел современным искусством вести медиацию. В то же время, в России формировался более жесткий, чем в Европе, механизм регулирования отношений. Авторитаризм и деспотизм власти, основанные на традиционном патернализме населения, длительное время исключали возможности диалога, даже в самой примитивной форме. Это привело к тому, что россияне, желая жить в правовом государстве, внутренне не принимают юридическое право и склонны следованию права справедливости так, как они это понимают. В то же время Россия, в которой всегда сталкивались как проевропейские, так и проази-атские течения, стремилась следовать за Европой. С реформации Петра I начинается установление близкого к Европе отношения к конфликтам и способов их урегулирования. Упомянутые Земства, появившиеся после отмены крепостного права создали определенную культуру разрешения проблем с помощью диалога. В дореволюционной России много было сделано для формирования диалоговых систем регулирования общественных отношений. Но октябрьская революция перечеркнула жизнь и уклад дореволюционной России. В СССР согласно преобладающей идеологии считалось, что в советском обществе нет почвы для конфликтов. В то время, как в Европе и в США разрабатывались и проверялись различные модели общественных взаимоотношений, в Советском Союзе «Конфликты гасились всей мощью государственной машины. Нельзя сказать, чтобы в стране не был освоен переговорный процесс. Технология посредничества была известна, изучалась и применялась внешнеэкономическими ведомствами для реализации политических и экономических доктрин международной деятельности. Например, международное посредничество являлось непременным атрибутом работы советских дипломатов. У обычных людей все же была ограниченная возможность жаловаться и «получать неформальный суд». Профсоюзы и партийные органы, используя институт конфликтных комиссий, выполняли третейские функции, разрешая многочисленные межличностные конфликты в быту и на производстве . Уже в 20-30-е годы в США появился метод медиации. Но наиболее активно медиация как альтернатива суду стала применяться и быстро развиваться в США после второй мировой войны, когда в страну двинулся поток эмигрантов со всего Света, и достигла своих вершин по широте применения к 70-тым годам, а в 80-тые она пришла в Европу: Германия, Франция, Италия и в Скандинавские страны: Англия, Норвегия, Финляндия. Сферы использования медиации прежде всего относились к тем конфликтам, в которых важны были не только вопросы урегулирования имущественных или деловых отношений, но включали и аспекты межличностных отношений, сохранение которых было важно для урегулирования спора. Таким образом, к моменту изменения социально — экономической и идеологической системы Советского Союза США и Европа имели развитую и практическую технологию посредничества, включенную в правовую систему своих стран. В середине 80-х годов в связи с общими социальными изменениями на Западе увеличилось значение и общественного диалога. Такая перемена была связана с демократизацией общества, что привело к изменениям в практике социального управления развитых стран Запада и, как условие появилась необходимость использования не силовых методов, а переговор- 16 Методическое пособие для посредников-медиаторов Глава 2. История развития медиации в России 17
ного процесса для убеждения партнеров или оппонентов. Интенсивное развитие получил процесс институализации социальных конфликтов. Он сопровождался возрастающим спросом на услуги специалистов и организаций, способных эффективно работать с конфликтными ситуациями в социальном, политическом и деловом контекстах. Это привело к активному развитию и совершенствованию практических методов, которые к началу 90-х Запад окончательно освоил. ( Карпенко А.Д., 2001). В это время Россия вошла в новую полосу своего развития. Увлеченное успехами западной цивилизации, наше общество продекларировало направление развития на демократию. Но смена общественно-экономической системы, когда прекращается авторитарное управление и появляется право частной собственности на средства производства и личностная свобода, как и положено, вызвала лавину конфликтов, к которым не было готово бывшее советское общество. В начале 90-х впервые на государственном уровне было признана необходимость изучения и разрешения конфликтов, и Россия обратилась к мировому опыту. Миссию изучения и распространения мирового опыта разрешения конфликтов взял на себя Советский комитет защиты мира (ныне, Федерация мира и согласия) в Москве. Начиная с 1989 года, Комитет стал приглашать в Москву специалистов по разрешению конфликтов из разных стран. А в период с 1991 по 1993 год в Москве активно работала «Школа конфликтолога», на которую собирались представители всех республик Советского Союза. В этот же период бурно развивались различные общественные объединения, и появилась необходимость и возможность изучения новых технологий. Именно американские медиаторы одними из первых и появились в конце 80-х годов в России. Что интересно, инициатором их появления стала власть. Достаточно трудно описать точно, каким образом технология медиации пришла в Россию. Это требует специального изучения, но основные моменты, обеспечившие современное развитие и состояние медиации в России, можно проследить достаточно ясно. Так, американская программа TRAC-11 (Гражданская дипломатия) была предшественником медиационных программ в России. Один из ее лидеров — John Marks являлся видным американским медиатором. В ноябре 1989 года по предложению Верховного Совета СССР медиаторы John Marks, Ray Shonholtz и John McDonald прочитали в Москве ряд лекций по теории медиации. В декабре того же года в Санкт-Петербург с лекциями приехал William Lincoln. В марте 1990 года по приглашению Комитета защиты мира в Москву была приглашена большая группа известных медиаторов: John Marks, William Lincoln, Ray Shonholtz, John McDonald, Chris Moore, Gail Sadala, Arthur Freedman. Поездку организовала американская организация Search for Common Ground (Поиск общих путей) на средства американского правительства USIP (United States Institute of Peace). Это был самый представительный американский Форум медиации в России. Секции, которые вели лучшие медиаторы США, рассматривали вопросы трудовых споров, техники ведения переговоров, американские теории конфликтов, технологии медиации. После семинара американцы посетили Донецкую область, где встречались и проводили консультации с руководителями забастовочных комитетов и местными властями. Дальнейшая активность американских медиаторов в России происходила несколькими путями: через государственные органы и через общественные организации. Начиная с осени 1990 года группа американских медиаторов из AFL-CIO (American Federation of Labor and Congress of International Organisations of Labor) совместно с правительственной службой медиации FMCS (Federal Mediation and Conciliation Service) и российскими коллегами разрабатывали Закон о порядке разрешении коллективных трудовых споров (принятый 20.10.1995) в России. Закон впервые зафиксировал и ввел понятие посредника в трудовых спорах, а также определил службы по урегулированию коллективных трудовых конфликтов. В период 1990-1993 годов в России образовалось несколько общественных организаций с привлечением американских медиаторов: Международная ассоциация конфликтологов, «Партнеры за демократию» и другие, всего около десяти, которые пытались ввести методы медиации. Американские специа- 18 Методическое пособие для посредников-медиаторов Глава 2. История развития медиации в России 19
листы продемонстрировали модели и технологии. Также как и вся Россия, которая примеряла на себя «американскую мечту», российские специалисты пытались примерить эти модели на российскую действительность. Результатом было некоторое разочарование, американские модели не очень в нее вписывались. Тем не менее, эта активность стала частью процесса, в результате которого стала развиваться российская конфликтология. В марте 1992 года в Санкт-Петербурге была создана общественная Российско-американская программа по конфликтологии, которая сыграла большую роль в становлении практики медиации. Заслуга программы в том, что она обучила первую группу медиаторов и создала первоначальные условия для развития практики медиации в России. Именно программе обязан своим созданием в марте 1993 года первый в России Санкт-Петербургский Центр разрешения конфликтов. Начиная с 1994 года первые медиаторы, обученные в Санкт-Петербургском Центре разрешения конфликтов (ЦРК), начали свою работус межличностных конфликтов, адаптируя американские методы медиации к российской (постсоветской) культуре.В течение 5-ти лет набирался опыт. В своей работе им удавалось достигать успешности сравнимой с мировыми стандартами. Все проведенные случаи медиации анализировались этой группой исследователей, и накопленный опыт и знания вносились в учебную программу, что позволило разработать свой курс обучения медиаторов, который в 1996 году получил признание американских профессиональных медиаторских организаций. В развитие деятельности ЦРК в Санкт-Петербурге были организованы и существуют до настоящего времени районные Конфликтологические агентства, которые оказывают посреднические услуги непосредственно в территориальных и муниципальных образованиях. Наши выпускники-медиаторы, подготовленные в разные годы, работают сейчас либо в созданных Центрах, либо индивидуально в своей основной профессиональной деятельности во многих городах России: в Калининграде, в Калуге, в Костроме, в Петро- заводске, в Краснодаре, в Новосибирске, в Самаре, в Туле и др. городах (всего в 14). Качество обучениябыло подтверждено на I Международной конференции посредников Восточной Европы и постсоветского пространства в 1999 году (Санкт-Петербург) и на международной конференции «Практика ненасильственного разрешения конфликтов и споров в постсоветском пространстве» (Одесса, Украина, 2005). В 2001 году впервые в России подготовку конфликтологов совместно с Программой начал Центр развития переговоров и мирных стратегий философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, т. е. подготовка конфликтологов и медиаторов стала государственной. Сегодня посредничество вышло за пределы Санкт-Петербурга и страны. Конференция в Украине (2005) показала большой интерес к технологии медиации и познакомила нас с медиаторами с Украины, Молдавии, Армении, Азербайджана, Польши, Румынии, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Литвы, Латвии и Эстонии и др. Предложения по созданию посреднической сети на постсоветском пространстве рассматривала летняя сессия ООН в июле 2005 года. Это говорит о том, что медиация и готовность ее развивать существует и в странах бывшего СССР и в странах восточной Европы. И все же, несмотря на более чем десятилетний период существования для нашей страны медиациякак особая, специфическая деятельность по внесудебному разрешению конфликтов является все еще мало известным явлением. Определенные возможности для обращения к посредничеству предоставляет сложившаяся в России система судопроизводства. Существующий в современном российском законодательстве претензионный порядок урегулирования спорных вопросов в области гражданского права предусматривает возможность предварительного досудебного рассмотрения дела, при котором судья может помочь спорящим сторонам в достижении 20 Методическое пособие для посредников-медиаторов Глава 2. История развития медиации в России 21
согласия. А после начала судебного разбирательства гражданского дела стороны имеют право придти к мировому соглашению, которое утверждается судом, если оно соответствует закону и не нарушает законных прав других лиц, после чего дело прекращается. Но, несмотря на то что различные формы привлечения третьей стороны для решения споров существовали давно, никогдадо сих пор потребность в преодолении разногласий без суда, или альтернативными способами не была столь велика, как в настоящее время. Немаловажную роль в этом сыграл опыт посредничества, накопленный в судебной практике других стран. В настоящее время во всем мире все более широко обсуждается возможность внедрения медиации, и ее разновидностей в широкую практику управления взаимодействием и отношениями людей. Обращаясь к опыту последнего десятилетия можно сказать, что несмотря на недоверие к медиации в нашей культуре, она работает в современных условиях. Можно с уверенностью говорить об успешном применении медиации в общественных и социальных конфликтах, а также в бизнес конфликтах. В некоторых проблемных ситуациях для снятия напряжения в конфликте возможно использование отдельных этапов медиации. Сравнивая работу российских медиаторов с зарубежными, видно, что процент успешных медиаций практически не отличается, например, от американских. Коллеги из Германии, Италии и Франции также говорят о сходных показателях эффективности медиации. Как уже говорилось, наибольший медиационный опыт в России накоплен в межличностных конфликтах. Из 460 медиаций, отслеживаемых Санкт-Петербургским Центром разрешения конфликтов, на долю межличностных медиаций приходится 70%, на медиации в бизнесе — 20%, трудовые конфликты — 8% и 2 % на остальные виды. За десять лет Российско-американской программой к 2005 году сертифицировано более 150 посредников-медиаторов из 14 городов и 3-х стран. Это, на наш взгляд, много для начала развития медиации в России, но бесконечно мало для существования института медиации как социального института альтернативных методов разрешения конфликтов. Поэтому по-прежнему самыми актуальными задачами развития медиаторства сегодня в нашей стране являются популяризация идей конфликтологии и медиации, развитие организационных форм деятельности медиатора и подготовка квалифицированных кадров, способных ее осуществлять.
Глава 3. Принципы медиации 23
Глава 3 ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ Как уже упоминалось, медиация не может состояться без наличия и выполнения ряда принципов. К ним относятся: • добровольность • нейтральность, беспристрастность медиатора • равноправие сторон • конфиденциальность. Первый принцип медиации — добровольность. Вотличие от судебной тяжбы, вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным (в этом отношении медиация сходна с третейским судом). Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Важно отметить, что если одна из сторон пришла добровольно, а вторая — под давлением, ее заставили, или она не верит в эффективность предстоящего процесса и т.п., прежде чем начинать медиацию, медиатор должен обязательно обсудить вопрос добровольности и постараться добиться последней от второй стороны. В противном случае начало медиации и ее ведение может быть пустой тратой времени. Сторона, которая не подтвердила свое добровольное участие в самом начале, в любой момент может вам сказать: «а я и не хочу решать нашу проблему, вы просто меня заставили, и поэтому я здесь сижу». Второй принцип, который обязательно должен соблюдаться в процессе медиации, — принцип нейтральностимедиатора. Важно, чтобы медиатор сохранял независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивал им равное право участия в переговорах. Естественно, что медиатор — человек, и у него могут возникать свои чувства и оценки по поводу правильности или справедливости поведения какой-либо из сторон, симпатии или предубеждения в отношении конфликтующих сторон. Однако все свои чувства и оценки посредник обязан оставить за пределами процесса медиации. У профессионалов есть такое правило: на медиацию идти «пустым», т.е. без каких-либо предубеждений. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность, что ему не удается избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он должен отказаться от ведения процесса. Третий принцип — равноправие сторон. Ни одна изсторон не имеет никаких процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и иметь равное время для индивидуальной работы с медиатором. Четвертый принцип медиации — конфиденциальность. Следование этому принципу предполагает, что все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Этим медиация тоже весьма отличается от суда, где конфиденциальность противоречила бы принципу публичности судебного разбирательства. (Стоит оговорить, что полученная в процессе медиации информация о совершенных или готовящихся уголовных преступлениях, разумеется, не может быть скрыта медиатором от правосудия). 24 Методическое пособие для посредников-медиаторов
Все записи, которые ведет медиатор для заметок в процессе работы, уничтожаются. Посредник не может выступать в качестве свидетеля, если дело будет все-таки передано в суд. Посредник не имеет права сообщатьодной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешенияили просьбы от сообщившего информацию. Следует заметить, что принцип конфиденциальности абсолютно обязателен для медиатора. Что же касается сторон, то они имеют возможность не соблюдать конфиденциальность, если для них в этом нет необходимости. Однако медиатор должен обязательно обсудить этот вопрос, чтобы сделать переговоры более открытыми и безопасными для сторон. Для того, чтобы обеспечить реализацию этих принципов, медиатору приходится прилагать немалые усилия, так как конф-ликтанты часто стремятся: • подмять под себя оппонента, сделать его объектом мани • перетянуть медиатора на свою сторону (иногда посредством • снять с себя ответственность за решение, оставляя за со Поэтому медиатор должен хорошо владеть методами, позволяющими создать атмосферу корректного, делового, рационального обсуждения спорных проблем и исключить всякого рода манипуляции.
Глава 4 СТАДИИ МЕДИАЦИИ Медиация — это четко организованный алгоритм, или последовательность этапов, которые обязательны для успешности всего процесса. Традиционно медиация состоит из таких этапов: 1. Вступительное словомедиатора (введение в процесс 2. Презентация сторон(представление сторонами, в чем 3. Дискуссия(по выработке вопросов для обсуждения и 4. Кокус(индивидуальная работа медиатора с каждой из 5. Дискуссия(по выработке возможных предложений для 6. Подготовка проекта соглашения(Заключение согла Выход из медиации Каждая стадия медиации имеет свои конкретные цели и задачи, и пока не будут достигнуты эти цели, не следует переходить к следующей стадии. Поэтому медиатор должен все время себя внутренне проверять — все ли задачи, стоящие перед ним на этом этапе, выполнены, и цель достигнута. Только тогда 26 Методическое пособие для посредников-медиаторов Глава 4. Стадии медиации 27
вы в этом полностью уверены, можно переходить к следующему этапу. Итак, стороны пришли на переговоры, медиатор пригласил их за стол переговоров, занял место между ними и начал свое вступительное слово. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Основная цель вступительного слова — подготовить стороны к переговорам, т.е. сделать процесс медиации ясным и предсказуемым для участников переговоров Для этого необходимо решить следующие задачи: • Познакомиться и наладить конструктивный контакт со сто • Уточнить готовность сторон решать свой конфликт и про • Рассказать о том, что ожидает стороны в течение сессии медиации. • Рассказать об ответственности сторон в этом процессе и о своей роли в нем. • Определить регламент работы. • Создать атмосферу доверия к медиатору, чувство безопас • Ответить на вопросы сторон и обеспечить все необходи Иными словами, во вступительном слове объясняется, что такое медиация, принципы медиации. Особое внимание обращается на конфиденциальность происходящего процесса, рассказывается о правилах поведения участников. Медиатор говорит о своем праве проводить «кокус» (индивидуальные встречи с каждой из сторон во время медиационной сессии), выясняет у конфликтантов за столом, все ли стороны, от которых зависит принятие решения, присутствуют на переговорах, и предлагает участникам подписать соглашение об участии в медиации, (чаще такое соглашение заключается устно). Если вступительное сло- во сделано правильно, то результатом будет атмосфера доверия, как к процессу, так и к самому медиатору. Для примера: вступительное слово медиатора. • После приветствия и рассаживания (бумага и ручки на • Представление: медиатор представляется (если он на • Спрашивает о наличии времени у сторон, каким они • Спрашивает о необходимости перерывов в перегово • Дает информацию о медиации, как о переговорах с уча • Сообщает о своем праве в любой момент также вый
• Спрашивает о необходимости приглашения к перего • Сообщает о роли медиатора и его функциях. Подчерки • Рассказывает, как будут проходить переговоры: опи 28 Методическое пособие для посредников-медиаторов Глава 4. Стадии медиации 29
мя кокусов. Обсуждает фиксирование результатов медиации, каким образом соглашение оформляется, будет ли оно устным или письменным. • Предлагает соблюдать правила вежливости и добива • Поддерживает стороны в первом заключенном между Вступительная часть продолжается достаточно долго, примерно 10-15 минут. Столь длинная и стандартная процедура обычно кажется начинающим медиаторам излишней, и они стараются еесократить. Опыт показывает, что сокращение вступительной процедуры, как правило, приводит к резкому увеличению времени, а то и к срыву всего процесса медиации. Если стороны не готовы к медиации и отказываются подписать процедурное соглашение (потому что не доверяют медиатору или боятся «потерять свое лицо» в случае неуспеха и т.д.), то лучше медиацию вообще не начинать. Важно, чтобы вступительное слово медиатора давало сторонам чувство однозначности процесса медиации и неоспоримости процедурной его части. Медиатор — хозяин и лидер процедур на переговорах и не должен спрашивать у сторон о процедурах, а смело и корректно их обозначает и следует им в течение всей медиации. Уверенность в своих действиях — вот, что необходимо медиатору на этой стадии! Доброжелательность и упорство, диалог со сторонами,а не монолог; яркая выразительная речь, спокойствие — помогают медиатору во вступительном слове. Речь медиатора должна быть точная, четкая, однозначная и всегда нейтральная. Не нужно создавать у сторон чувство безответственности словами: «Я не несу ответственности за то, что будет происходить на ваших переговорах...» — иногда говорит посредник, следуя правилам медиации о том, что стороны несут полную ответственность за происходящее. Да, действительно медиатор не несет ответственности за при- нятые сторонами решения, но несет полную ответственность за то, как они будут договариваться, все ли возможности используют в переговорах, точно ли они понимают, что хочет другая сторона, и их соглашение наилучшее в данных условиях сторон. За все это медиатор несет ответственность, но не следует это сообщать сторонам. Это ваша профессиональная компетентность. Медиатор во время медиации никогда не извиняется и не просит разрешения на слово, сам определяет стадию медиации. Медиатор — хозяин процесса! Часто встречающиеся ошибки начинающих медиаторов: «Простите, я вас перебью... Я вас прошу... Извините, что вмешиваюсь... Могу я переговорить с вами, с глазу на глаз?». Вы смело можете перебивать, если стороны увлеклись и начали в своих высказываниях ходить по кругу, повторяя второй или третий раз одно и тоже. Вы прямо заявляете о том, что вам необходимо переговорить с одной из сторон. Часто для разрешения конфликта одной медиационной сессии(одной встречи со сторонами) бывает недостаточно. Их количество ограничивается моментом завершения переговоров, когда стороны договорятся или решать прекратить медиацию вообще, т.е. сессий медиации может быть две-три и более. Наиболее часто повторяющаяся ошибка — боязнь не успеть закончить медиацию в отведенное время. Необходимо помнить: медиация — это процесс, имеющий свою скорость и свою продолжительность. Ускорять процесс выработки доверия сторон и их движение в переговорах— неблагодарное дело! Двигайтесь вместе со скоростью сторон, но не тяните время, если это возможно. Управляйте процессом медиации! При каждой сессии медиации или на повторной медиации с этими же сторонами вступительное слово обязательно повторяется.Не думайте, что стороны все и так знают. Это ваш инструмент управления процессом медиации. Поэтому медиатор напоминает сторонам процедуру, особенности медиации, их права и порядок работы. Здесь ваше искусство и компетентность позволят избежать монотонности и скучности текста. Стреми- 30 Методическое пособие для посредников-медиаторов Глава 4. Стадии медиации 31
тесь, чтобы вступительное слово было кратким, но ясным и задающим конструктивный тон переговоров. Если стороны перевозбуждены и их трудно «настроить» на восприятие вступительного слова, можно ограничиться процедурными вопросами: «Я предлагаю прежде, чем что-либо обсуждать, давайте договоримся о процедуре». Если вы уверены, что стороны готовы к переговорам и все процедурные вопросы согласованы, переходите к следующей стадии: презентации сторон. ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТОРОН После соглашения о процедуре переговоров начинается следующий этап медиации — представление сторон. Основная цель презентации сторон — предоставить возможность сторонам рассказать о том, что произошло, и как они видят свою ситуацию конфликта, спора. Основные задачи медиатора: • Внимательно выслушать стороны (сначала одну, потом • Не допустить нарушения процедуры, не давать сторонам • Уточнить у сторон, правильно ли вы поняли то, что они го
• Снижать уровень агрессивности оценок,даваемых • Уточнить, что хотели бы стороны получить в результате их Обычно медиатор, после того как принял решение о переходе к следующей стадии, обращается к одной из сторон (обычно к той, которая обратилась с просьбой о проведении медиации) и предлагает подробно рассказать, в чем, на ее взгляд, состоит обсуждаемая проблема. Медиатор активно слушает и в своих записях отмечает то, что ему кажется наиболее важным. В процесс рассказа он, как правило, не вмешивается, лишь переспрашивая, если ему что-нибудь непонятно. По окончании речи первой стороны медиатор говорит о том, что он хотел бы уточнить, правильно ли он понял то, что рассказала сторона. Затем он пересказывает (эхо-повтор) услышанное, выделяя факты, их интерпретацию и чувства — отношение, которое возникало у стороны в результате восприятия поведения и действий «обидчика». При пересказе медиатор не делает никаких оценок, ничего не интерпретирует, позволяя себе только структурировать изложение. Завершается пересказ стандартными вопросами типа: — Я правильно вас понял? — Я не упустил ничего существенного? Не следует допускать своими вопросами повторного выступления стороны, которую вы уже выслушали. Даже если она еще не все сказала, и у нее и у вас будет возможность это уточнить. Как правило, для начала процесса достаточно того, что она сказала на данный момент. В противном случае вы начнете расследование ситуации с одной стороной — типичная ошибка начинающих медиаторов, мотивируемая тем, что он хотел понять «кто виноват?» При этом вторая сторона начнет скучать и может заподозрит вам в том, что вы поддерживаете другую сторону. После этого медиатор обращается к другой стороне и просит ее рассказать свое видение проблемы. Он также, как и в первом случае, задает уточняющие вопросы и повторяет услышанное, выделяя те же факты, о которых говорила первая сторона, интерпретации второй стороны и возникающие чувства при таких интерпретациях. Наиболее типичными проблемами, встающими перед медиатором на этапе представления сторон, является необходимость Удержать агрессию сторон во время выступления другой, и добиться того, чтобы стороны не перебивали друг друга. Часто одна сторона реагирует на рассказ другой стороны бурными эмоциями, все время пытается вмешаться и исправить 32 Методическое пособие для посредников-медиаторов Глава 4. Стадии медиации 33
сказанное: «Я должен здесь сделать уточнение!». В подобных случаях медиатор говорит примерно так: — Не волнуйтесь! Подождите немного. У вас еще будет Если же одна из сторон реагирует в резкой форме: «Он лжет! Все было не так! Как его язык поворачивается такое говорить! и т.п.», то и медиатор должен реагировать жестче: — «Вы подписали процедурное соглашение, где обязыва Бывает, что одна из сторон (чаще первая) сообщает о проблеме слишком кратко. Например: — А что тут говорить? Мы вместе с моим партнером Второй пример Или еще короче: — Он хочет развестись, а я не хочу. У медиатора имеются две возможности. Во-первых, он может задавать уточняющие вопросы типа: — Что за помещение вы взяли в аренду? Какой магазин Обратите внимание!: Вопрос «как партнер вас обокрал?» — некорректен. Задавая такой вопрос, вы как бы присоединяетесь к оценке, даваемой одной стороной. Во-вторых, медиатор может сразу перейти к представлению другой стороны, чтобы уже затем вернуться к разговору с первой. Например: — Я чувствую, что вы переживаете по поводу возможно- го развода с мужем, и вам сейчас трудно рассказывать о проблеме подробно. Если вы не хотите ничего добавить, я бы тогда попросил вашего мужа рассказать о том, как он видит проблему. Обычно после рассказа другой стороны у первой стороны появляется желание высказать свое видение проблемы. И если первая сторона практически ничего не сказала, ей можно предоставить возможность рассказать, но стоит из этого делать ситуацию взаимного обвинения. Задача медиатора — удерживать баланс времени и активности и права сторон в процессе. После достижения стадии представления сторон медиатор переходит к стадии обсуждения того, о чем стороны только что рассказали. Важно отметить, что если вы ведете уже не первую сессию медиации по рассматриваемому конфликту, как и вступительное слово, следует повторить стадию презентации. За время перерыва между сессиями, каждая из сторон могла изменить свое видение проблемы. Осмыслив всю информацию, услышанную на прошлой сессии, обсудив с близкими, и оценив свои позиции в конфликте, они могут быть уже ближе к соглашению, или, наоборот, отказаться от первоначальной позиции, с которой уходили в конце прошлой сессии. Поэтому необходимо, чтобы и стороны, и медиатор осознали, где кон-фликтанты находятся в понимании своих интересов на данный момент, чтобы не оказаться в иллюзиях прошлого (того, что было на прошлой сессии), а продвигаться к соглашению реалистично. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 584. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |