Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИАЦИИ В РОССИИ




Методическое пособие для посредников-медиаторов


Центр развития переговорного процесса и мирных стратегий в разрешении конфликтов СПбГУ

Санкт-Петербургский Центр разрешения конфликтов

О. В. Аллахвердова А. Д. Карпенко

Методическое пособие для посредников-медиаторов


Санкт-Петербург 2005


Рекомендовано к печати Методической комисией философского факультета СПбГУ


Аллахвердова О. В., КарпенкоА. Д.

Методическое пособие для посредников-медиаторов. — СПб., 2005. —107 с.

Пособие представляет собой описание процесса медиации в ее классической форме и является обобщением опыта практику­ющих конфликтологов-посредников Санкт-Петербурга. Предназ­начено для студентов-конфликтологов и слушателей в области дополнительного образования, изучающих медиацию.

О Аллахвердова О. В., Карпенко А. Д., 2005







СОДЕРЖАНИЕ

Введение ...............................................................................  4

Глава 1. Что такое медиация? .............................................  7

Глава 2. История развития медиации в России.................. 12

Глава 3. Принципы медиации............................................. 22

Глава 4. Стадии медиации................................................... 25

Глава 5. Функции медиатора.............................................. 45

Глава 6. Подготовка и организация медиации................... 60

Глава 7. Особенности организации медиации на предприятии

(в фирме)..................................................................... 68

Глава 8. Личность медиатора............................................. 75

Глава 9. Подготовка медиаторов....................................... 78

Глава 10. Области применения медиации.......................... 83

Глава 11. Ограничения использования медиации.............. 87

Глава 12. Другие приемы разрешения конфликтов........... 90

Заключение.......................................................................... 99

Литература......................................................................... 104

Приложение 1. Этические стандарты профессиональной

ответственности медиатора...................................... 105


Введение


ВВЕДЕНИЕ

Вашему вниманию предлагается методическое пособие по Медиации—королеве переговоров—для начинающих медиаторов. Сразу следует сказать: «Не путайте медиацию с меди­тацией, процессом, который не имеет ничего общего с по­средничеством».

Технология разрешения конфликтов с использованием меди­ации является ведущей в работеСанкт-Петербургского Цен­тра развития посредничества в переговорах и разрешении конф­ликтов (ЦРК) и Центра развития переговоров и мирных стратегий Санкт-Петербургского государственного университета.

Но, несмотря на более чем десятилетнюю практику работы Центров и до сегодняшнего дня медиация все еще не явля­ется массовой, легитимной и принятой в России как пол­ноправный, наряду с судом и арбитражем, социальный институт.

Можно, правда, сказать об определенном прогрессе, наме­тившемся в последнее время: Торгово-промышленная Палата РФ инициировала закон о медиации, который разрабатывается юристами в настоящее время. Все больше людей и структур включается в поддержку развития медиации в России.

Но до сих пор количество специалистов — медиаторов, под­готовленных Центром, недостаточно для всеобщего использо­вания медиации в различных сферах жизни человека. Однако мы не теряем надежды, что будущее за медиацией, и ваше обраще­ние к брошюре показывает, что мы на верном пути.


Технология медиации новане столько тем, что она недавно появилась в России, но тем, что суть ее и процедура применения не очень типична для российского менталитета. Овладение тех­нологией предполагает не только усвоение знаний (информации), реальное овладение новым подходом к пониманию конфликта и роли посредника в переговорах, но и изменение вашего мышле­ния в целом.

О медиации как технологии, об особенностях медиации и различных преимуществах и недостатках можно было бы мно­го писать. В течение более чем десятилетнего обучения медиа­торов и работе с медиацией накоплен немалый опыт. Мы посто­янно сталкиваемся с множеством вопросов, которые задают слушатели во время обучения, и, казалось бы, можно сразу на­писать ответы на вопросы, возникающие уже во время обуче­ния. Но тогда мы могли бы потерять главную суть технологии, ее азбуку. В то же время, слушатели часто после освоения «аз­буки медиации» получают многие ответы и сами.

Понимая краткость и неполноту изложения, мы исходили из двух целей: дать как можно яснее самую необходимую инфор­мацию для овладения навыками медиации, с одной стороны, и сделать это в таком объеме, чтобы усвоение было быстрым. Поэтому пособие построено, исходя из понимания, что освоение любых новых знаний требует времени и усваивается постепен­но, материал изложен максимально кратко с последующим его расширением в последовательности изложения информации на тренинге по медиации.

Включение раздела по истории возникновения и развития ме­диации в России — это попытка ввести вас в контекст существо­вания технологии, которой вы обучаетесь или уже обучились.

Далее вы познакомитесь с основными составляющими ме­диации: принципами и правилами,по которым строится ме­диация, стадиями медиации,основными функциями медиа­тора,независимо от его профессионального образования, требованиями к медиатору и ограничениями, которые существу­ют для медиации.


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Очевидно, что в зависимости от стадии медиации от медиа­тора требуется выполнять соответствующие функции или на ка­ких-то стадиях, возможно, придется выполнять сразу несколько функций. Но для простоты изложения и понимания текста мы выделили отдельно стадии иотдельно функции.

К концу обучения естественным будет вопрос о том, как са­мому подготовить или организовать медиацию. И вы получите ответ на это в разделе «подготовка и организация медиации», где рассматриваются особенности и трудности при организации медиации

Информация о том, где и как может применяться медиация, позволит вам почувствовать, что медиация действительно уни­кальна и может быть эффективной в самых разных сферах жиз­недеятельности человека или социальных групп.

А для расширения ваших возможностей после овладения методом медиации мы предлагаем вам кратко познакомиться, если вам ранее не приходилось с этим сталкиваться, с другими методами разрешения конфликта.

Указанная литература позволит вам самостоятельно расши­рить свои познания более широко в области медиации и ее осо­бенностях.


Глава 1







ЧТО ТАКОЕ МЕДИАЦИЯ ?

Особое место среди форм разрешения конфликтов занимает медиация — проведение переговоров с участием медиатора (по­средника).

Медиация — это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересован­ной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для обеих (всех) сторон.


Если же дать развернутое определение медиации, оно будет звучать так: медиация — это процесс переговоров, в котором медиатор — посредник является организатором и управляет пе­реговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обе­их сторон, соглашению, в результате выполнения которого сто­роны урегулируют конфликт между собой.

Медиация является альтернативным методом судебной про­цедуре и имеет ряд отличий от нее.

Так, судья или арбитр, как при подготовке дела к разбира­тельству, так и в процессе последнего часто помогает споря-


10


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 1. Что такое медиация?


11


 


Медиатор не обладает начальственными полномочиями, но он оснащен обширным арсеналом разнообразных методических средств, с помощью которых организует переговоры между уча­стниками конфликта. Главная задача медиатора — помочь сто­ронам достичь согласия.

Подобно судье или арбитру, медиатор должен быть независимым, нейтральным и беспристрастным, но в отличие от них самне принимает никаких решений.Он лишь помогает спорящим сторонам урегулировать свои разногласия и прийти к соглашению, в наиболь­шей степени устраивающему обе стороны.


разводе, объединение компаний, отношения заказчика и подряд­чика и пр.). Судебная тяжба или арбитраж могут оставить у каж­дой стороны незаживающие раны, после чего возобновить необ­ходимые или желательные отношения становится очень трудно. Вместе с тем для медиации существуют и определенные огра­ничения. Медиация не может быть применена в криминальных конфликтах или конфликтах между людьми, когда какая-либо из сторон страдает душевной болезнью, не может отвечать за свои поступки, т.е. недееспособна. Нецелесообразно также проводить медиацию, если стороны не хотят урегулировать конфликт. В этом случае даже приказ вышестоящих инстанций не приведет к большому успеху.


 


«Медиация процесс, при котором незаинтересован­ный, беспристрастный специалист помогает сторонам, вов­леченным в конфликт, достичь его взаимоприемлемого уре­гулирования. Медиатор намечает путь к соглашению, облегчая и направляя коммуникацию между участниками, помогая им получить соответствующую информацию и сде­лать правильный выбор». (Американский этический стан­дарт медиатора.)

В процессе медиации стороны сами без какого-либо внешне­го вмешательства принимают итоговое соглашение. Медиатор же при этом стремится обеспечить условия для максимального учета всех интересов каждой из сторон, затронутых конфлик­том. Успешная медиация приводит к обоюдному выигрышу всех участников.

Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества и ориен­тацию их на результат типа «выигрыш-выигрыш».

Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда нужно восстановить отношения между людьми, взаимодействие кото­рых должно быть сохранено в будущем (опека над детьми при


Медиация эффективна только тогда, когда обе стороны хотят урегулировать конфликт.

Если желание урегулировать конфликт есть, то вероятность успешного разрешения конфликта с помощью медиации весьма высока: более чем в 80% случаев результатом ее является проч­ное и долгосрочное соглашение, которое соблюдается обеими сторонами.

В России, как известно, со свойственными ей культурными традициями и менталитетом, разрешение конфликта обычно обеспечивалось не путем переговоров сторон, а через давление авторитетом, властью — административными или силовыми ме­тодами.

Может ли классический метод медиации быть эффек­тивным в нашей стране?Более чем десятилетний опыт ра­боты в области разрешения межличностных конфликтов с ис­пользованием метода медиации доказал его применимость. Но реальная эффективность этого метода зависит, с одной сторо­ны, от профессионализма посредника, а с другой — от типа конфликта и индивидуальных особенностей конфликтующих сторон.


Глава 2. История развития медиации в России


13


 


Глава 2
















ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИАЦИИ В РОССИИ

Методы регулирования человеческих взаимоотношений ме­нялись в зависимости от эволюции человечества. Так, в перво­бытном обществе, главным методом разрешения конфликтов, была грубая физическая сила. В рабовладельческом и феодаль­ном строе — сила наследуемой власти, в капиталистическом — власть имущих. В современном демократическом обществе все чаще (хочется надеяться) становятся важными интересы отдель­ного человека. Изменение экономической и политической сис­темы меняет менталитет человечества, а, следовательно, и ме­тоды регулирования взаимоотношений людей: от драки (войны) к суду, переговорам и к медиации. Поэтому точно можно ска­зать, что привлечение третьей стороны для урегулирования спо­ров и разногласий не является совершенно новым, но меняется внутреннее содержание этого процесса.

Медиация, как технология, всегда связана с конфликтами и с переговорами. Трудно сказать, что явилось первоосновой урегулирования и разрешения конфликтов для человечества, участие третьей стороны или переговоры. Но точно можно сказать, что длительное применение и того, и другого приве­ло к совершенствованию технологии медиации и широты ее применения.


Толчком к использованию третьей стороны в разрешении кон­фликтов и регулированию взаимоотношений явилась необходи­мость выживания, как отдельных людей, так и первобытных племен. Первыми, кто стал применять методы примирения, были жрецы и вожди. Они останавливали насилие, увечья, убийства, угрожающие самому существованию племени (Давыденко Д.Л., 2004). Примирители в условиях борьбы за выживание племени и высокой агрессивности его членов исходили в первую очередь из насущной необходимости восстановить мир и стабильность в племени, и лишь во вторую — из своих представлений о долж­ном и справедливом. Вождь, старейшина племени выступал од­новременно посредником и арбитром. Третье лицо навязывало участникам конфликта свое решение. Так как власть вождя и старейшины не могла обсуждаться и считалась священной, при­нуждение останавливало споры и все заканчивалось на время миром, но не обязательно на условиях вполне удовлетворявших стороны.

Примирительные процедуры с участием нейтральных тре­тьих лиц появились с тех пор, как люди стали жить общинами, т. е. с возникновением человеческого общества. Межплемен­ное регулирование требовало уже переговоров. Существенно по­влияло на порядок урегулирования споров принятие европейски­ми народами христианства и возникновение государственности. Принятие христианства принесло значительные перемены. Так, появилась письменность, в результате чего были записаны пле­менные обычаи. В Киевской Руси — «Русская правда» фикси­ровала обычаи первых христианских князей. Эти документы содержали точный размер денежных сумм, подлежащих уплате за различные правонарушения и за причинение различного рода ущерба личности и имуществу, которые прежде было устано­вить сложнее. По мере развития государственности появлялись суды, где споры разрешались на основе права. Это облегчило урегулированию конфликтов, а также создало предпосылки для примирения.

Если обратиться к истории России, то процесс разрешения споров с участием третьей стороны известен с давних времен.


14


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 2. История развития медиации в России


15


 


К нему обращались для улаживания конфликтов как внутри кре­стьянской общины, так и в «высшем обществе». В древней Руси с помощью посредника делались попытки кончить миром кня­жеские ссоры междоусобицы. Посредниками в конфликтных ситуациях нередко выступали представители духовенства. По­зднее были созданы социальные институты, которые стали со­гласовывать интересы различных социальных групп российско­го общества: Вече, Земский Собор, Земства (Зайцев А.Л., 2000).

Посредничество использовалось и в международных отно­шениях России с другими государствами. Так, в XVIII в. Екате­рина II предлагала кн. Г.А.Потемкину провести переговоры меж­ду Россией и Турцией, а в качестве посредника пригласить прусского короля. Правда, трудно предположить, что в то время кто-нибудь, даже сам Фридрих Великий, владел современным искусством вести медиацию.

В то же время, в России формировался более жесткий, чем в Европе, механизм регулирования отношений. Авторитаризм и деспотизм власти, основанные на традиционном патернализме населения, длительное время исключали возможности диалога, даже в самой примитивной форме. Это привело к тому, что рос­сияне, желая жить в правовом государстве, внутренне не прини­мают юридическое право и склонны следованию права справед­ливости так, как они это понимают. В то же время Россия, в которой всегда сталкивались как проевропейские, так и проази-атские течения, стремилась следовать за Европой.

С реформации Петра I начинается установление близкого к Европе отношения к конфликтам и способов их урегулирования. Упомянутые Земства, появившиеся после отмены крепостного права создали определенную культуру разрешения проблем с помощью диалога.

В дореволюционной России много было сделано для форми­рования диалоговых систем регулирования общественных отно­шений. Но октябрьская революция перечеркнула жизнь и уклад дореволюционной России.

В СССР согласно преобладающей идеологии считалось, что в советском обществе нет почвы для конфликтов. В то время, как в


Европе и в США разрабатывались и проверялись различные мо­дели общественных взаимоотношений, в Советском Союзе «Кон­фликты гасились всей мощью государственной машины.

Нельзя сказать, чтобы в стране не был освоен переговорный процесс. Технология посредничества была известна, изучалась и применялась внешнеэкономическими ведомствами для реализа­ции политических и экономических доктрин международной дея­тельности. Например, международное посредничество являлось непременным атрибутом работы советских дипломатов.

У обычных людей все же была ограниченная возможность жаловаться и «получать неформальный суд». Профсоюзы и партийные органы, используя институт конфликтных комиссий, выполняли третейские функции, разрешая многочисленные меж­личностные конфликты в быту и на производстве .

Уже в 20-30-е годы в США появился метод медиации. Но наиболее активно медиация как альтернатива суду стала приме­няться и быстро развиваться в США после второй мировой вой­ны, когда в страну двинулся поток эмигрантов со всего Света, и достигла своих вершин по широте применения к 70-тым годам, а в 80-тые она пришла в Европу: Германия, Франция, Италия и в Скандинавские страны: Англия, Норвегия, Финляндия.

Сферы использования медиации прежде всего относились к тем конфликтам, в которых важны были не только вопросы уре­гулирования имущественных или деловых отношений, но вклю­чали и аспекты межличностных отношений, сохранение которых было важно для урегулирования спора.

Таким образом, к моменту изменения социально — эконо­мической и идеологической системы Советского Союза США и Европа имели развитую и практическую технологию посредни­чества, включенную в правовую систему своих стран.

В середине 80-х годов в связи с общими социальными изме­нениями на Западе увеличилось значение и общественного диа­лога. Такая перемена была связана с демократизацией обще­ства, что привело к изменениям в практике социального управления развитых стран Запада и, как условие появилась не­обходимость использования не силовых методов, а переговор-


16


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 2. История развития медиации в России


17


 


ного процесса для убеждения партнеров или оппонентов. Интен­сивное развитие получил процесс институализации социальных конфликтов. Он сопровождался возрастающим спросом на ус­луги специалистов и организаций, способных эффективно рабо­тать с конфликтными ситуациями в социальном, политическом и деловом контекстах. Это привело к активному развитию и со­вершенствованию практических методов, которые к началу 90-х Запад окончательно освоил. ( Карпенко А.Д., 2001).

В это время Россия вошла в новую полосу своего развития. Увлеченное успехами западной цивилизации, наше общество продекларировало направление развития на демократию. Но смена общественно-экономической системы, когда прекращается авторитарное управление и появляется право частной соб­ственности на средства производства и личностная свобода, как и положено, вызвала лавину конфликтов, к которым не было гото­во бывшее советское общество. В начале 90-х впервые на госу­дарственном уровне было признана необходимость изучения и разрешения конфликтов, и Россия обратилась к мировому опыту.

Миссию изучения и распространения мирового опыта разреше­ния конфликтов взял на себя Советский комитет защиты мира (ныне, Федерация мира и согласия) в Москве. Начиная с 1989 года, Коми­тет стал приглашать в Москву специалистов по разрешению конф­ликтов из разных стран. А в период с 1991 по 1993 год в Москве активно работала «Школа конфликтолога», на которую собирались представители всех республик Советского Союза. В этот же период бурно развивались различные общественные объединения, и появи­лась необходимость и возможность изучения новых технологий.

Именно американские медиаторы одними из первых и по­явились в конце 80-х годов в России. Что интересно, инициато­ром их появления стала власть. Достаточно трудно описать точно, каким образом технология медиации пришла в Россию. Это тре­бует специального изучения, но основные моменты, обеспечив­шие современное развитие и состояние медиации в России, можно проследить достаточно ясно.

Так, американская программа TRAC-11 (Гражданская дип­ломатия) была предшественником медиационных программ в


России. Один из ее лидеров — John Marks являлся видным аме­риканским медиатором. В ноябре 1989 года по предложению Верховного Совета СССР медиаторы John Marks, Ray Shonholtz и John McDonald прочитали в Москве ряд лекций по теории ме­диации. В декабре того же года в Санкт-Петербург с лекциями приехал William Lincoln. В марте 1990 года по приглашению Ко­митета защиты мира в Москву была приглашена большая груп­па известных медиаторов: John Marks, William Lincoln, Ray Shonholtz, John McDonald, Chris Moore, Gail Sadala, Arthur Freedman. Поездку организовала американская организация Search for Common Ground (Поиск общих путей) на средства американско­го правительства USIP (United States Institute of Peace). Это был самый представительный американский Форум медиации в Рос­сии. Секции, которые вели лучшие медиаторы США, рассмат­ривали вопросы трудовых споров, техники ведения переговоров, американские теории конфликтов, технологии медиации. После семинара американцы посетили Донецкую область, где встре­чались и проводили консультации с руководителями забастовоч­ных комитетов и местными властями.

Дальнейшая активность американских медиаторов в Рос­сии происходила несколькими путями: через государственные органы и через общественные организации. Начиная с осени 1990 года группа американских медиаторов из AFL-CIO (American Federation of Labor and Congress of International Organisations of Labor) совместно с правительственной службой медиации FMCS (Federal Mediation and Conciliation Service) и рос­сийскими коллегами разрабатывали Закон о порядке разреше­нии коллективных трудовых споров (принятый 20.10.1995) в Рос­сии. Закон впервые зафиксировал и ввел понятие посредника в трудовых спорах, а также определил службы по урегулированию коллективных трудовых конфликтов.

В период 1990-1993 годов в России образовалось несколько общественных организаций с привлечением американских ме­диаторов: Международная ассоциация конфликтологов, «Парт­неры за демократию» и другие, всего около десяти, которые пытались ввести методы медиации. Американские специа-


18


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 2. История развития медиации в России


19


 


листы продемонстрировали модели и технологии. Также как и вся Россия, которая примеряла на себя «американскую мечту», российские специалисты пытались примерить эти модели на рос­сийскую действительность. Результатом было некоторое разо­чарование, американские модели не очень в нее вписывались. Тем не менее, эта активность стала частью процесса, в резуль­тате которого стала развиваться российская конфликтология.

В марте 1992 года в Санкт-Петербурге была создана обще­ственная Российско-американская программа по конфликтоло­гии, которая сыграла большую роль в становлении практики ме­диации. Заслуга программы в том, что она обучила первую группу медиаторов и создала первоначальные условия для развития практики медиации в России. Именно програм­ме обязан своим созданием в марте 1993 года первый в России Санкт-Петербургский Центр разрешения конф­ликтов. Начиная с 1994 года первые медиаторы, обучен­ные в Санкт-Петербургском Центре разрешения конф­ликтов (ЦРК), начали свою работус межличностных конфликтов, адаптируя американские методы медиации к российской (постсоветской) культуре.В течение 5-ти лет набирался опыт. В своей работе им удавалось достигать успешности сравнимой с мировыми стандартами. Все проведенные случаи медиации анализировались этой группой исследователей, и накопленный опыт и знания вносились в учебную программу, что позволило разработать свой курс обучения медиаторов, который в 1996 году получил признание американских профессио­нальных медиаторских организаций.

В развитие деятельности ЦРК в Санкт-Петербурге были организованы и существуют до настоящего времени районные Конфликтологические агентства, которые оказывают посредни­ческие услуги непосредственно в территориальных и муници­пальных образованиях.

Наши выпускники-медиаторы, подготовленные в разные годы, работают сейчас либо в созданных Центрах, либо индивидуаль­но в своей основной профессиональной деятельности во многих городах России: в Калининграде, в Калуге, в Костроме, в Петро-


заводске, в Краснодаре, в Новосибирске, в Самаре, в Туле и др. городах (всего в 14).

Качество обучениябыло подтверждено на I Междуна­родной конференции посредников Восточной Европы и постсоветского пространства в 1999 году (Санкт-Петер­бург) и на международной конференции «Практика нена­сильственного разрешения конфликтов и споров в пост­советском пространстве» (Одесса, Украина, 2005).

В 2001 году впервые в России подготовку конфликтологов совместно с Программой начал Центр развития переговоров и мирных стратегий философского факультета Санкт-Петербург­ского государственного университета, т. е. подготовка конф­ликтологов и медиаторов стала государственной.

Сегодня посредничество вышло за пределы Санкт-Петер­бурга и страны.

Конференция в Украине (2005) показала большой интерес к технологии медиации и познакомила нас с медиаторами с Укра­ины, Молдавии, Армении, Азербайджана, Польши, Румынии, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Литвы, Латвии и Эсто­нии и др. Предложения по созданию посреднической сети на по­стсоветском пространстве рассматривала летняя сессия ООН в июле 2005 года.

Это говорит о том, что медиация и готовность ее развивать существует и в странах бывшего СССР и в странах восточной Европы.

И все же, несмотря на более чем десятилетний период су­ществования для нашей страны медиациякак особая, специ­фическая деятельность по внесудебному разрешению конфлик­тов является все еще мало известным явлением.

Определенные возможности для обращения к посредниче­ству предоставляет сложившаяся в России система судопроиз­водства. Существующий в современном российском законода­тельстве претензионный порядок урегулирования спорных вопросов в области гражданского права предусматривает воз­можность предварительного досудебного рассмотрения дела, при котором судья может помочь спорящим сторонам в достижении


20


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 2. История развития медиации в России


21


 


согласия. А после начала судебного разбирательства гражданс­кого дела стороны имеют право придти к мировому соглаше­нию, которое утверждается судом, если оно соответствует зако­ну и не нарушает законных прав других лиц, после чего дело прекращается.

Но, несмотря на то что различные формы привлечения тре­тьей стороны для решения споров существовали давно, никог­дадо сих пор потребность в преодолении разногласий без суда, или альтернативными способами не была столь ве­лика, как в настоящее время.

Немаловажную роль в этом сыграл опыт посредничества, накопленный в судебной практике других стран. В настоящее время во всем мире все более широко обсуждается возможность внедрения медиации, и ее разновидностей в широкую практику управления взаимодействием и отношениями людей.

Обращаясь к опыту последнего десятилетия можно ска­зать, что несмотря на недоверие к медиации в нашей культу­ре, она работает в современных условиях. Можно с уверен­ностью говорить об успешном применении медиации в общественных и социальных конфликтах, а также в бизнес конфликтах. В некоторых проблемных ситуациях для снятия напряжения в конфликте возможно использование отдельных этапов медиации.

Сравнивая работу российских медиаторов с зарубежными, видно, что процент успешных медиаций практически не отлича­ется, например, от американских. Коллеги из Германии, Италии и Франции также говорят о сходных показателях эффективности медиации. Как уже говорилось, наибольший медиационный опыт в России накоплен в межличностных конфликтах. Из 460 медиа­ций, отслеживаемых Санкт-Петербургским Центром разреше­ния конфликтов, на долю межличностных медиаций приходится 70%, на медиации в бизнесе — 20%, трудовые конфликты — 8% и 2 % на остальные виды.

За десять лет Российско-американской программой к 2005 году сертифицировано более 150 посредников-медиаторов из 14 городов и 3-х стран.


Это, на наш взгляд, много для начала развития медиации в России, но бесконечно мало для существования института ме­диации как социального института альтернативных методов раз­решения конфликтов.

Поэтому по-прежнему самыми актуальными задачами разви­тия медиаторства сегодня в нашей стране являются популяриза­ция идей конфликтологии и медиации, развитие организационных форм деятельности медиатора и подготовка квалифицирован­ных кадров, способных ее осуществлять.

 


Глава 3. Принципы медиации


23


 


Глава 3


































ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ

Как уже упоминалось, медиация не может состояться без наличия и выполнения ряда принципов. К ним относятся:

добровольность

нейтральность, беспристрастность медиатора

равноправие сторон

конфиденциальность.
Рассмотрим, в чем же их специфика.

Первый принцип медиации добровольность. Вотличие от судебной тяжбы, вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выб­ранным (в этом отношении медиация сходна с третейским су­дом). Никто не может заставить стороны участвовать в медиа­ции, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в лю­бой момент может отказаться от медиации и прекратить пере­говоры.

Важно отметить, что если одна из сторон пришла добро­вольно, а вторая — под давлением, ее заставили, или она не верит в эффективность предстоящего процесса и т.п., прежде чем начинать медиацию, медиатор должен обязательно обсу­дить вопрос добровольности и постараться добиться последней


от второй стороны. В противном случае начало медиации и ее ведение может быть пустой тратой времени. Сторона, которая не подтвердила свое добровольное участие в самом начале, в любой момент может вам сказать: «а я и не хочу решать нашу проблему, вы просто меня заставили, и поэтому я здесь сижу».

Второй принцип, который обязательно должен соблю­даться в процессе медиации, принцип нейтральностимедиатора. Важно, чтобы медиатор сохранял независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивал им равное право участия в переговорах. Естественно, что меди­атор — человек, и у него могут возникать свои чувства и оценки по поводу правильности или справедливости поведения какой-либо из сторон, симпатии или предубеждения в отношении конф­ликтующих сторон. Однако все свои чувства и оценки посред­ник обязан оставить за пределами процесса медиации. У профессионалов есть такое правило: на медиацию идти «пустым», т.е. без каких-либо предубеждений. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность, что ему не удается избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он должен отказаться от ведения процесса.

Третий принцип равноправие сторон. Ни одна изсто­рон не имеет никаких процедурных преимуществ. Им предос­тавляется одинаковое право высказывать свои мнения, опреде­лять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и иметь равное время для индивидуальной работы с медиатором.

Четвертый принцип медиации конфиденциальность. Следование этому принципу предполагает, что все, о чем гово­рится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Этим медиация тоже весьма отличается от суда, где конфиденциальность противоречила бы принципу публично­сти судебного разбирательства. (Стоит оговорить, что по­лученная в процессе медиации информация о совершенных или готовящихся уголовных преступлениях, разумеется, не может быть скрыта медиатором от правосудия).


24


Методическое пособие для посредников-медиаторов


 


Все записи, которые ведет медиатор для заметок в процессе работы, уничтожаются. Посредник не может выступать в каче­стве свидетеля, если дело будет все-таки передано в суд. По­средник не имеет права сообщатьодной стороне информа­цию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешенияили просьбы от сообщившего информацию.

Следует заметить, что принцип конфиденциальности абсо­лютно обязателен для медиатора. Что же касается сторон, то они имеют возможность не соблюдать конфиденциальность, если для них в этом нет необходимости. Однако медиатор должен обязательно обсудить этот вопрос, чтобы сделать переговоры более открытыми и безопасными для сторон.

Для того, чтобы обеспечить реализацию этих принципов, медиатору приходится прилагать немалые усилия, так как конф-ликтанты часто стремятся:

• подмять под себя оппонента, сделать его объектом мани­
пуляции, запугать, «переиграть» за счет лучшего владения сло­
вом или большей компетенции в вопросах права, экономики, пси­
хологии;

• перетянуть медиатора на свою сторону (иногда посредством
демонстрации своей слабости, беззащитности, неопытности —
при весьма настойчивой защите своих интересов);

• снять с себя ответственность за решение, оставляя за со­
бою право в будущем нарушить его.

Поэтому медиатор должен хорошо владеть методами, по­зволяющими создать атмосферу корректного, делового, рацио­нального обсуждения спорных проблем и исключить всякого рода манипуляции.


 

Глава 4

СТАДИИ МЕДИАЦИИ

Медиация — это четко организованный алгоритм, или после­довательность этапов, которые обязательны для успешности всего процесса. Традиционно медиация состоит из таких этапов:

1. Вступительное словомедиатора (введение в процесс
медиации)

2. Презентация сторон(представление сторонами, в чем
суть их спора, разногласий, конфликта)

3. Дискуссия(по выработке вопросов для обсуждения и
переговоров)

4. Кокус(индивидуальная работа медиатора с каждой из
сторон)

5. Дискуссия(по выработке возможных предложений для
урегулирования конфликта)

6. Подготовка проекта соглашения(Заключение согла­
шения)




















Выход из медиации

Каждая стадия медиации имеет свои конкретные цели и за­дачи, и пока не будут достигнуты эти цели, не следует перехо­дить к следующей стадии. Поэтому медиатор должен все вре­мя себя внутренне проверять — все ли задачи, стоящие перед ним на этом этапе, выполнены, и цель достигнута. Только тогда


26


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 4. Стадии медиации


27


 


вы в этом полностью уверены, можно переходить к следующе­му этапу.

Итак, стороны пришли на переговоры, медиатор пригласил их за стол переговоров, занял место между ними и начал свое вступительное слово.







ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Основная цель вступительного слова — подготовить стороны к переговорам, т.е. сделать процесс медиации яс­ным и предсказуемым для участников переговоров

Для этого необходимо решить следующие задачи:

• Познакомиться и наладить конструктивный контакт со сто­
ронами.

• Уточнить готовность сторон решать свой конфликт и про­
информировать об основных принципах и правилах поведения во
время медиации.

• Рассказать о том, что ожидает стороны в течение сессии

медиации.

• Рассказать об ответственности сторон в этом процессе и о

своей роли в нем.

• Определить регламент работы.

• Создать атмосферу доверия к медиатору, чувство безопас­
ности и равноправия сторон.

• Ответить на вопросы сторон и обеспечить все необходи­
мые потребности сторон на время ведения переговоров.

Иными словами, во вступительном слове объясняется, что такое медиация, принципы медиации. Особое внимание обраща­ется на конфиденциальность происходящего процесса, расска­зывается о правилах поведения участников. Медиатор говорит о своем праве проводить «кокус» (индивидуальные встречи с каждой из сторон во время медиационной сессии), выясняет у конфликтантов за столом, все ли стороны, от которых зависит принятие решения, присутствуют на переговорах, и предлагает участникам подписать соглашение об участии в медиации, (чаще такое соглашение заключается устно). Если вступительное сло-


во сделано правильно, то результатом будет атмосфера дове­рия, как к процессу, так и к самому медиатору.

Для примера: вступительное слово медиатора.

После приветствия и рассаживания (бумага и ручки на
столе, часы перед медиатором):

Представление: медиатор представляется (если он на­
значен какой либо организацией, говорит о том, что он на­
значен, например, Центром разрешения конфликтов для
разрешения проблемы) и просит представиться сторонам.

Спрашивает о наличии времени у сторон, каким они
располагают для того, чтобы провести данную встречу (сес­
сию медиации). Информирует, что медиация обычно длит­
ся 2-25 часа. Определяет временные рамки работы и согла­
сует их со сторонами.

Спрашивает о необходимости перерывов в перегово­
рах и согласует время работы и перерывов со сторонами.

Дает информацию о медиации, как о переговорах с уча­
стием третьей нейтральной стороны. Говорит о доброволь­
ности участия в медиации и о праве сторон выходить из
переговоров в любой момент. Уточняет, добровольно ли
стороны пришли на медиацию. Хотят ли (готовы ли) они к
тому, чтобы урегулировать свой спор

Сообщает о своем праве в любой момент также вый­
ти из медиации

 

Спрашивает о необходимости приглашения к перего­
ворам кого-либо, кто в них заинтересован, важен и не при­
сутствует в настоящий момент.

Сообщает о роли медиатора и его функциях. Подчерки­
вает свою нейтральность; сообщает о конфиденциальнос­
ти переговоров и о методах ее соблюдения. Спрашивает под­
тверждение сторон на соблюдение ими конфиденциальности.

Рассказывает, как будут проходить переговоры: опи­
сывает стадии медиации, объясняет смысл кокусов и поря­
док их проведения. Говорит о равном праве сторон на вре-


28


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 4. Стадии медиации


29


 


мя кокусов. Обсуждает фиксирование результатов медиа­ции, каким образом соглашение оформляется, будет ли оно устным или письменным.

Предлагает соблюдать правила вежливости и добива­
ется от сторон заключения соглашения о корректном пове­
дении.

Поддерживает стороны в первом заключенном между
ними соглашении. Спрашивает о неясностях и вопросах, ко­
торые связаны предстоящей работой.

Вступительная часть продолжается достаточно долго, при­мерно 10-15 минут. Столь длинная и стандартная процедура обычно кажется начинающим медиаторам излишней, и они ста­раются еесократить. Опыт показывает, что сокращение вступительной процедуры, как правило, приводит к резко­му увеличению времени, а то и к срыву всего процесса ме­диации. Если стороны не готовы к медиации и отказываются подписать процедурное соглашение (потому что не доверяют ме­диатору или боятся «потерять свое лицо» в случае неуспеха и т.д.), то лучше медиацию вообще не начинать.

Важно, чтобы вступительное слово медиатора давало сто­ронам чувство однозначности процесса медиации и неоспори­мости процедурной его части. Медиатор — хозяин и лидер про­цедур на переговорах и не должен спрашивать у сторон о процедурах, а смело и корректно их обозначает и следует им в течение всей медиации.

Уверенность в своих действиях — вот, что необходимо медиатору на этой стадии! Доброжелательность и упорство, диалог со сторонами,а не монолог; яркая выразительная речь, спокойствие — помогают медиатору во вступительном слове. Речь медиатора должна быть точная, четкая, одно­значная и всегда нейтральная. Не нужно создавать у сторон чувство безответственности словами: «Я не несу ответственно­сти за то, что будет происходить на ваших переговорах...» — иногда говорит посредник, следуя правилам медиации о том, что стороны несут полную ответственность за происходящее. Да, действительно медиатор не несет ответственности за при-


нятые сторонами решения, но несет полную ответственность за то, как они будут договариваться, все ли возможности ис­пользуют в переговорах, точно ли они понимают, что хочет другая сторона, и их соглашение наилучшее в данных услови­ях сторон. За все это медиатор несет ответственность, но не следует это сообщать сторонам. Это ваша профессиональ­ная компетентность.

Медиатор во время медиации никогда не извиняется и не про­сит разрешения на слово, сам определяет стадию медиации. Медиатор — хозяин процесса!

Часто встречающиеся ошибки начинающих медиаторов: «Простите, я вас перебью... Я вас прошу... Извините, что вмешиваюсь... Могу я переговорить с вами, с глазу на глаз?».

Вы смело можете перебивать, если стороны увлеклись и на­чали в своих высказываниях ходить по кругу, повторяя второй или третий раз одно и тоже. Вы прямо заявляете о том, что вам необходимо переговорить с одной из сторон.

Часто для разрешения конфликта одной медиационной сессии(одной встречи со сторонами) бывает недостаточно. Их количе­ство ограничивается моментом завершения переговоров, когда стороны договорятся или решать прекратить медиацию вооб­ще, т.е. сессий медиации может быть две-три и более.

Наиболее часто повторяющаяся ошибка — боязнь не успеть закончить медиацию в отведенное время. Необходимо помнить: медиация — это процесс, имеющий свою скорость и свою продолжительность. Ускорять процесс выработки доверия сторон и их движение в переговорахнеблагодарное дело! Двигайтесь вместе со скоростью сторон, но не тяните вре­мя, если это возможно. Управляйте процессом медиации!

При каждой сессии медиации или на повторной медиации с этими же сторонами вступительное слово обязательно повто­ряется.Не думайте, что стороны все и так знают. Это ваш ин­струмент управления процессом медиации. Поэтому медиатор напоминает сторонам процедуру, особенности медиации, их пра­ва и порядок работы. Здесь ваше искусство и компетентность позволят избежать монотонности и скучности текста. Стреми-


30


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 4. Стадии медиации


31


 


тесь, чтобы вступительное слово было кратким, но ясным и за­дающим конструктивный тон переговоров.

Если стороны перевозбуждены и их трудно «настроить» на восприятие вступительного слова, можно ограничиться проце­дурными вопросами: «Я предлагаю прежде, чем что-либо об­суждать, давайте договоримся о процедуре».

Если вы уверены, что стороны готовы к переговорам и все процедурные вопросы согласованы, переходите к следующей стадии: презентации сторон.














































ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТОРОН

После соглашения о процедуре переговоров начинается сле­дующий этап медиации — представление сторон.

Основная цель презентации сторон — предоставить воз­можность сторонам рассказать о том, что произошло, и как они видят свою ситуацию конфликта, спора.

Основные задачи медиатора:

• Внимательно выслушать стороны (сначала одну, потом
другую)

• Не допустить нарушения процедуры, не давать сторонам
перебивать друг друга и оскорблять

• Уточнить у сторон, правильно ли вы поняли то, что они го­
ворили или дать ясную обратную связь о том, как вы поняли,
выделяя факты конфликтной ситуации, восприятие этих
фактов сторонами (их интерпретации).

 

Снижать уровень агрессивности оценок,даваемых
сторонами друг другу

• Уточнить, что хотели бы стороны получить в результате их
переговоров

Обычно медиатор, после того как принял решение о перехо­де к следующей стадии, обращается к одной из сторон (обычно к той, которая обратилась с просьбой о проведении медиации) и предлагает подробно рассказать, в чем, на ее взгляд, состоит обсуждаемая проблема. Медиатор активно слушает и в своих


записях отмечает то, что ему кажется наиболее важным. В процесс рассказа он, как правило, не вмешивается, лишь пере­спрашивая, если ему что-нибудь непонятно. По окончании речи первой стороны медиатор говорит о том, что он хотел бы уточ­нить, правильно ли он понял то, что рассказала сторона.

Затем он пересказывает (эхо-повтор) услышанное, выделяя факты, их интерпретацию и чувства — отношение, которое воз­никало у стороны в результате восприятия поведения и действий «обидчика».

При пересказе медиатор не делает никаких оценок, ничего не интерпретирует, позволяя себе только структурировать изло­жение. Завершается пересказ стандартными вопросами типа:

Я правильно вас понял?

Я не упустил ничего существенного?

Не следует допускать своими вопросами повторного выс­тупления стороны, которую вы уже выслушали. Даже если она еще не все сказала, и у нее и у вас будет возможность это уточ­нить. Как правило, для начала процесса достаточно того, что она сказала на данный момент. В противном случае вы начнете расследование ситуации с одной стороной — типичная ошибка начинающих медиаторов, мотивируемая тем, что он хотел по­нять «кто виноват?»

При этом вторая сторона начнет скучать и может заподоз­рит вам в том, что вы поддерживаете другую сторону.

После этого медиатор обращается к другой стороне и про­сит ее рассказать свое видение проблемы. Он также, как и в первом случае, задает уточняющие вопросы и повторяет услы­шанное, выделяя те же факты, о которых говорила первая сто­рона, интерпретации второй стороны и возникающие чувства при таких интерпретациях.

Наиболее типичными проблемами, встающими перед меди­атором на этапе представления сторон, является необходимость Удержать агрессию сторон во время выступления другой, и до­биться того, чтобы стороны не перебивали друг друга.

Часто одна сторона реагирует на рассказ другой стороны бурными эмоциями, все время пытается вмешаться и исправить


32


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 4. Стадии медиации


33


 


сказанное: «Я должен здесь сделать уточнение!». В подобных случаях медиатор говорит примерно так:

Не волнуйтесь! Подождите немного. У вас еще будет
возможность высказать свое видение ситуации.

Если же одна из сторон реагирует в резкой форме: «Он лжет! Все было не так! Как его язык поворачивается такое говорить! и т.п.», то и медиатор должен реагировать жестче:

«Вы подписали процедурное соглашение, где обязыва­
лись не оскорблять друг друга. Давайте его придерживать­
ся, иначе мы вообще ни о чем не договоримся. Если вы не
хотите договариваться, то не будем зря тянуть время и
лучше сразу расстанемся. Вы будете соблюдать подписан­
ное соглашение? ».

Бывает, что одна из сторон (чаще первая) сообщает о про­блеме слишком кратко. Например:

А что тут говорить? Мы вместе с моим партнером
взяли в аренду помещение для магазина, а он меня надул и
украл мои деньги. Пусть он мне их отдаст.

Второй пример Или еще короче:

Он хочет развестись, а я не хочу.

У медиатора имеются две возможности. Во-первых, он мо­жет задавать уточняющие вопросы типа:

Что за помещение вы взяли в аренду? Какой магазин
вы хотели открыть? Почему вы считаете, что ваш парт­
нер вас обокрал?

Обратите внимание!: Вопрос «как партнер вас обо­крал?» некорректен. Задавая такой вопрос, вы как бы при­соединяетесь к оценке, даваемой одной стороной.

Во-вторых, медиатор может сразу перейти к представлению другой стороны, чтобы уже затем вернуться к разговору с первой.

Например:

Я чувствую, что вы переживаете по поводу возможно-


го развода с мужем, и вам сейчас трудно рассказывать о проблеме подробно. Если вы не хотите ничего добавить, я бы тогда попросил вашего мужа рассказать о том, как он видит проблему.

Обычно после рассказа другой стороны у первой стороны появляется желание высказать свое видение проблемы. И если первая сторона практически ничего не сказала, ей можно предо­ставить возможность рассказать, но стоит из этого делать си­туацию взаимного обвинения. Задача медиатора — удерживать баланс времени и активности и права сторон в процессе.

После достижения стадии представления сторон медиатор переходит к стадии обсуждения того, о чем стороны только что рассказали.

Важно отметить, что если вы ведете уже не первую сес­сию медиации по рассматриваемому конфликту, как и вступи­тельное слово, следует повторить стадию презентации. За вре­мя перерыва между сессиями, каждая из сторон могла изменить свое видение проблемы. Осмыслив всю информа­цию, услышанную на прошлой сессии, обсудив с близкими, и оценив свои позиции в конфликте, они могут быть уже ближе к соглашению, или, наоборот, отказаться от первоначальной позиции, с которой уходили в конце прошлой сессии. Поэтому необходимо, чтобы и стороны, и медиатор осознали, где кон-фликтанты находятся в понимании своих интересов на дан­ный момент, чтобы не оказаться в иллюзиях прошлого (того, что было на прошлой сессии), а продвигаться к соглашению реалистично.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 502.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...