Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДИСКУССИЯ ПО ВЫРАБОТКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ




Основная цель данного этапа — выработать варианты предложений для урегулирования конфликта

Медиатор на этой стадии должен решить задачи:

• Согласовать со сторонами вопросы для обсуждения;

• Определить порядок обсуждения вопросов;

• Помочь сторонам продуцировать предложения;

• Проверить выдвигаемые предложения на реалистичность;

• Уточнить, как стороны понимают предлагаемые варианты
решения ситуации

• Проверять, на сколько выдвигаемые предложения соответ­
ствуют интересам сторон

Медиатор благодарит стороны за продуктивную работу на предшествующем этапе, фиксирует найденные точки сближе­ния и предлагает четко сформулировать те вопросы, которые требуют разрешения на совместной сессии.

Прежде чем перейти к обсуждению предложений по урегу­лированию конфликта, необходимо согласовать вопросы для об­суждения и их последовательность. Важно знать, что при выра­ботке повестки переговоров выработка предложений не производится. Такой способ движения в переговорах позволяет снять возможные психологические противопоставления.

Повестка дня это обобщенное резюме тех вопросов, кото­рые необходимо обсудить сторонам. Формирование вопросов предстоящего обсуждения не простое и ответственное дело. В перечень вопросов для обсуждения не должны включаться явно провозглашенные интересы сторон (этим медиация принципиаль­но отличается от психологического консультирования, где основное внимание уделяется как раз мотивам тех или иных по­ступков и решений).


40


Методическое пособие для посредников-медиаторов                 д Стадии медиации


41


 


Например, если муж заявил, что собирается разводить­ся, то это его желание не обсуждается, а в повестку дня включаются только вопросы, связанные с разделом имуще­ства.

Если медиатор эффективно проработал все вопросы в коку­се, то согласование повестки дня не займет много времени. Если же медиатор сталкивается с сопротивлением сторон и длитель­ным обсуждением, это говорит о том, что еще не все проблемы были в кокусе отработаны и служит сигналом для повторного кокуса.

Существует несколько методов составления вместе со сто­ронами вопросов обсуждения. Эти методы зависят от индиви­дуальных предпочтений медиатора или его стиля работы. На­пример, в результате работы сторон появилось два различных списка обсуждения, и стороны согласились, что все указанные вопросы имеют право быть обсужденными. Медиатор может попросить каждую из сторон определить последовательность обсуждения названных вопросов, затем предложить им согласо­вать очередность обсуждения.

Обычно последовательность действий медиатора такая:

• Оглашаются общие (совпадающие) пункты по предложен­
ной сторонами повестке;

• Обсуждаются дополнительные пункты одной стороны и про­
веряются на реальность;

• Обсуждаются дополнительные пункты другой стороны и
проверяются на реальность;

• Еще раз проверяется со сторонами согласованная повест­
ка, корректируются неточности и вносятся изменения и допол­
нения по настоянию сторон

• Согласуется со сторонами окончательная общая повестка
переговоров;

В другом случае медиатор может взять на себя определе­ние порядка рассмотрения вопросов, предлагая сторонам свой вариант. Такая активная позиция медиатора может рассматри­ваться как вмешательство в существо спора, но в практике та­кой метод себя зарекомендовал и дает хорошие результаты.


Что происходит в данном случае: медиатор «видит», что есть вопросы, которые являются более простыми для обсуждения сторонами, и в принципе, стороны во многом уже готовы к раз­решению этого вопроса. (Он старается содействовать соглаше­нию, которое «легко» достигнуть). Очень часто совместное ре­шение по первому вопросу «ломает лед недоверия и вражды». Сам факт первичной договоренности, как показывает практика, может дать надежду сторонам, что не все так плохо и что мож­но договориться по более сложным вопросам. В любом случае, после составления повестки дня медиатор должен убедиться в том, что обе стороны утверждают ее в данной редакции и не желают в ней ничего изменить, убрать или добавить.

Далее медиатор организует выработку предложений. Ус­пех работы на этом этапе во многом зависит от интеллектуаль­ных возможностей сторон. (Если хотя бы одна из сторон не спо­собна к рациональному рассуждению, медиация никогда не приведет к успеху). Выработка предложений первоначально про­исходит в кокусе, а затем может продолжаться на общей сессии.

Существует правило, взятое из практики: если стороны не про­сят представлять их предложения на общей сессии, то луч­ше, если они сами будут презентовать свои предложения.

Конечно же, на результативность процесса влияет и искусст­во медиатора, помогающего генерировать конструктивные идеи.

Исходя из повестки дня, согласованной сторонами, медиа­тор организует обсуждение каждого пункта, помогая сторонам генерировать предложения, проверяет предложения на реаль­ность, помогает их редактировать

В ряде случаев логические аргументы и рациональные дово­ды, используемые в процессе медиации, не приводят к выработ­ке конструктивных предложений. Клиент может либо отрицатель­но реагировать на предлагаемые ему подходы к разрешению конфликта, либо, сначала выражая согласие, затем отказывать­ся от них. На это стоит обращать специальное внимание. Воз­можно, конфликт затрагивает настолько значимые личностные проблемы данного человека, что он сам, не осознавая этого, вклю­чает мощные защитные механизмы. В таких случаях целесооб-


42


Методическое пособие для посредников-медиаторов   Глава 4. Стадии медиации


43


 


разно предложить этому человеку обратиться к психологу-кон­сультанту, а уже потом продолжить поиск выхода из конфликта. Но если все-таки стороны смогли обсудить все возможные варианты предложений и нашли вариант, который их удовлет­воряет, можно переходить к следующей стадии- составлению соглашения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...