Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДИСКУССИЯ ПО ВЫРАБОТКЕ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПЕРЕГОВОРОВ
Основная цель дискуссии — сформулировать вопросы Для переговоров Основные задачи медиатора: • Дать возможность сторонам выразить свои эмоции («вентилировать эмоции») 34 Методическое пособие для посредников-медиаторов Глава 4. Стадии медиации 35
• Управлять процессом, не допуская взаимных оскорблений • Не позволить уйти из под вашего контроля эмоциям сторон. • Понять эмоциональную глубину конфликта • Получить дополнительную информацию о сути конфликта • Уточнить позиции сторон относительно желаемого резуль • Выделить основные вопросы, которые волнуют стороны • Оценить, необходим ли кокус для дальнейшей работы со • Организовать конструктивные переговоры, если вы чувству Дискуссию между сторонами целесообразно начать словами: «Сейчас вы услышали друг друга, хотели бы вы о чем-то спросить друг друга или что-то сказать друг другу?» Как правило, такой вопрос дает сторонам возможность выразить свои чувства друг другу, высказать дополнительную информацию о конфликте. Стороны начинают активно выражать свои эмоции. Именно поэтому этот этап называют — вентиляция эмоций.Нет необходимости их сразу останавливать, важно только не допускать взаимных оскорблений. Возможность откровенно и корректно говорить о своих чувствах повышает у сторон доверие к самому процессу медиации. В эмоциональном плане данная стадия самая яркая. Оскорбления с обеих сторон — обычное дело на этой стадии. Необходимо помнить: человек, который оскорбляет, не думает об этом. Критерием оценки оскорбления является реакция другой стороны!Как только медиатор видит, что одна из сторон начинает оскорблять другую сторону, необходимо жестко и сразу пресечь оскорбления. Именно при вентиляции эмоций происходят самые неожиданные реакции на действия противной стороны. Начинающие медиаторы часто теряются в таких ситуациях: либо «отпускают» процесс (и он переходит в еще одну ссору), либо всеми возможными способами «давят» на стороны, заставляя их замолчать (и тем самым, не давая сторонам выговорить свои чувства) Необходимо помнить, что задача медиатора — управлять процессом переговоров, а значит, обеспечить возможность сторонам корректно проявить свои чувства и увидеть чувства противоположной стороны. У практиков-медиаторов есть наблюдение: не провентилированные эмоции, как «джин из бутылки» могут выскочить в любое время: нужно «только дотронуться до «лампы»!Если сопротивление сторон продолжает нарастать, задача медиатора вывести стороны из перепалки и направить их на содержательное объективное обсуждение, стимулировать стороны к выработке различных вариантов. Медиатор, как и на стадии презентации сторон, занимается тем, что разводит факты, их интерпретации и чувства. В тоже время важно слушать, что говорят в перепалке стороны, так как могут дать новую важную информацию. В отдельных случаях одна из сторон очень активная/агрессивна, другая же сторона молчит и не вступает в дискуссию. Медиатору приходится помогать молчащей стороне: « Вы хотели что-нибудь добавить?» или «Что бы Вы хотели обсудить?» На этапе дискуссии (в том числе и в кокусах) сначала уточняются, а затем и констатируются интересы участников; при этом посредник старается выявить точки сближения или прямого пересечения позиций и интересов сторон. Медиатор должен на этом этапе достичь согласованной формулировки проблем, принимаемой сторонами. Эта стадия направлена на выработку предложений. Медиатор постоянно возвращает увлекающиеся спором стороны к их интересам. Например, Муж и жена после развода отстаивают каждый свои требования во взаимоотношениях со своим ребенком. Эти требования могут противоречить друг другу так, что для ребенка это может быть проблемой. Но, как правило, оба супруга согласны, что их главная задача — действовать не в своих интересах, а в интересах ребенка. И такое понимание позволяет родителям уйти от спора между собой. Этим 36 Методическое пособие для посредников-медиаторов Глава 4. Стадии медиации 37
закладывается фундамент будущих договоренностей. В результате родители начинают договариваться о том, что каждый из них может сделать для удовлетворения интересов ребенка. Так, если в результате вентиляции эмоций, согласования вопросов, которые необходимо обсудить, и о чем следует договориться, медиатор может перейти к обсуждению возможных предложений для урегулирования конфликта. Но так бывает не часто. В определенный момент ситуация не дает продвижения к расширению поля спора. Кокус назначается исходя из складывающейся ситуации: сторона «уходит в себя»; есть чувство, что кто-то чего-то не договаривает; медиация «пошла по кругу»; В таком случае медиатор обычно берет кокус и беседует со сторонами индивидуально, чтобы подготовить их к дальнейшим переговорам. КОКУС Кокус — беседа с каждой стороной индивидуально (поочередно). Основная цель кокуса — подготовить стороны к дальнейшим конструктивным переговорам. Для этого медиатор должен решить следующие задачи: • работать с эмоциями стороны (если необходимо, дать по • выявить истинные (реальные) интересы стороны; • выяснить наличие конфиденциальной информации; • преобразовать позиции, исходя из интересов; • сформулировать вместе со сторонами (индивидуально с каж • подготовить со стороной формулировки возможных пред • проверить выдвигаемые на переговоры предложения на ре
• работать с дисбалансом сил; • определить конфиденциальную и открытую информацию для предстоящей общей сессии и согласовать со сторонами (индивидуально); • подготовить стороны к работе на общей сессии; • обучить стороны конструктивному внесению предложений; Кокус проводится с каждой стороной по-очереди. Во вступительном слове оговаривается право медиатора на назначение кокуса. Следует отметить, что кокус может назначаться в любом месте медиации: от стадии презентации до подписания соглашения. В реальной практике порядок назначения кокусов зависит от течения медиации. Так как кокус, как видно из перечисленных задач решаемых на этом этапе, является очень важным для подготовки сторон к переговорам, медиатор сам определяет, когда его лучше сделать. Здесь же предлагается классический порядок стадий ведения медиации Первыми на кокус приглашаются: • наиболее агрессивная сторона; • первая обратившаяся сторона; • «забитая / слабая сторона; • сторона, позиция которой неоднозначна. При всех прочих условиях, если существует неопределенность, кого приглашать на кокус, лучше учитывать половые различия сторон. Практика показывает, что правильнее предлагать кокус противоположному полу,т.е. если Вы женщина-медиатор, то лучше предлагать кокус мужчине и наоборот. Кокус обычно начинается и заканчивается медиатором. Бывает, когда стороны, имеющие опыт медиации, сами просят кокус. Медиатор, ссылаясь на процедурную договоренность во вступительном слове, назначает кокус с согласия второй стороны. Он отмечает время продолжительности кокуса (как правило, 10-15 минут) и строго его контролирует. Нейтральность медиатора в кокусе — в обеспечении равного времени сторонам. Вторая сторона, находящаяся в ожидании, может за время кокуса с другой стороной успокоиться и вернуться к анализу произошедшего на медиации, часто она выстраивает «тактику борьбы» или вырабатывает новую позицию. 38 Методическое пособие для посредников-медиаторов Глава 4. Стадии медиации 39
Одна или обе стороны могут сообщить в кокусах сведения, которые, по их мнению, не должны быть известны другой стороне. В кокусе происходит уточнение позиций сторон и осознание истинных интересов, а также активизация и анализ не только своей позиции, но и позиции другой стороны. Начинающие медиаторы допускают в кокусе ряд ошибок. Наиболее характерным является желание установить доверительные отношения со стороной или объяснить стороне всю ее «глупость / упрямство». Желание объективно показать стороне проблему часто приводит к попыткам уговорить войти в положение другой стороны. Например: «Ну, что Вы не понимаете, что это мелочи?» и т.п. Стороны могут подчиниться такому воздействию, но почти всегда любое давление и внушение со стороны медиатора сказывается в последствии различными осложнениями. В кокусе ни в каком случае нельзя делать: • Присоединяться эмоционально к стороне и сочувствовать ей. • Давать оценки происходящему, • Навязывать свои выводы; • Соглашаться со спорщиками; • Сообщать излишнюю информацию; • Быть назидательным; • Морализировать поведение сторон; • Нарушать конфиденциальность; • Брать на себя функции защитника; • Проводить переговоры; • Давать советы и рекомендации • Оказывать психологическую поддержку и помощь жательно, а не оценочно. Например: «Мы плодотворно поговорили...» Итак, если медиатор выполнил все задачи кокуса: стороны выразили все свои эмоции, готовы вести переговоры по выработанным вопросам, можно переходить к следующей стадии. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 576. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |