Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДИСКУССИЯ ПО ВЫРАБОТКЕ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПЕРЕГОВОРОВ




Основная цель дискуссии сформулировать вопросы Для переговоров

Основные задачи медиатора:

• Дать возможность сторонам выразить свои эмоции («вен­тилировать эмоции»)


34


Методическое пособие для посредников-медиаторов


Глава 4. Стадии медиации


35


 


Управлять процессом, не допуская взаимных оскорблений
сторонами друг друга

• Не позволить уйти из под вашего контроля эмоциям сторон.

• Понять эмоциональную глубину конфликта

• Получить дополнительную информацию о сути конфликта

• Уточнить позиции сторон относительно желаемого резуль­
тата переговоров

• Выделить основные вопросы, которые волнуют стороны

• Оценить, необходим ли кокус для дальнейшей работы со
сторонами

• Организовать конструктивные переговоры, если вы чувству­
ете, что кокус не нужен

Дискуссию между сторонами целесообразно начать слова­ми: «Сейчас вы услышали друг друга, хотели бы вы о чем-то спросить друг друга или что-то сказать друг другу?»

Как правило, такой вопрос дает сторонам возможность вы­разить свои чувства друг другу, высказать дополнительную ин­формацию о конфликте. Стороны начинают активно выражать свои эмоции. Именно поэтому этот этап называют — вентиля­ция эмоций.Нет необходимости их сразу останавливать, важ­но только не допускать взаимных оскорблений. Возможность откровенно и корректно говорить о своих чувствах повы­шает у сторон доверие к самому процессу медиации.

В эмоциональном плане данная стадия самая яркая. Оскорб­ления с обеих сторон — обычное дело на этой стадии. Необходи­мо помнить: человек, который оскорбляет, не думает об этом. Критерием оценки оскорбления является реакция другой стороны!Как только медиатор видит, что одна из сторон начи­нает оскорблять другую сторону, необходимо жестко и сразу пре­сечь оскорбления. Именно при вентиляции эмоций происходят са­мые неожиданные реакции на действия противной стороны.

Начинающие медиаторы часто теряются в таких ситуациях: либо «отпускают» процесс (и он переходит в еще одну ссору), либо всеми возможными способами «давят» на стороны, зас­тавляя их замолчать (и тем самым, не давая сторонам выгово­рить свои чувства)


Необходимо помнить, что задача медиатора — управлять процессом переговоров, а значит, обеспечить возможность сто­ронам корректно проявить свои чувства и увидеть чувства про­тивоположной стороны.

У практиков-медиаторов есть наблюдение: не провенти­лированные эмоции, как «джин из бутылки» могут выс­кочить в любое время: нужно «только дотронуться до «лампы»!Если сопротивление сторон продолжает нарастать, задача медиатора вывести стороны из перепалки и направить их на содержательное объективное обсуждение, стимулировать стороны к выработке различных вариантов. Медиатор, как и на стадии презентации сторон, занимается тем, что разводит фак­ты, их интерпретации и чувства. В тоже время важно слушать, что говорят в перепалке стороны, так как могут дать новую важ­ную информацию.

В отдельных случаях одна из сторон очень активная/агрес­сивна, другая же сторона молчит и не вступает в дискуссию. Медиатору приходится помогать молчащей стороне: « Вы хоте­ли что-нибудь добавить?» или «Что бы Вы хотели обсудить?» На этапе дискуссии (в том числе и в кокусах) сначала уточня­ются, а затем и констатируются интересы участников; при этом посредник старается выявить точки сближения или прямого пе­ресечения позиций и интересов сторон.

Медиатор должен на этом этапе достичь согласованной фор­мулировки проблем, принимаемой сторонами. Эта стадия направ­лена на выработку предложений. Медиатор постоянно возвра­щает увлекающиеся спором стороны к их интересам.

Например,

Муж и жена после развода отстаивают каждый свои требования во взаимоотношениях со своим ребенком. Эти требования могут противоречить друг другу так, что для ребенка это может быть проблемой. Но, как правило, оба супруга согласны, что их главная задача действовать не в своих интересах, а в интересах ребенка. И такое понима­ние позволяет родителям уйти от спора между собой. Этим


36


Методическое пособие для посредников-медиаторов   Глава 4. Стадии медиации


37


 


закладывается фундамент будущих договоренностей. В ре­зультате родители начинают договариваться о том, что каждый из них может сделать для удовлетворения интере­сов ребенка.

Так, если в результате вентиляции эмоций, согласования воп­росов, которые необходимо обсудить, и о чем следует догово­риться, медиатор может перейти к обсуждению возможных пред­ложений для урегулирования конфликта. Но так бывает не часто. В определенный момент ситуация не дает продвижения к рас­ширению поля спора. Кокус назначается исходя из складываю­щейся ситуации: сторона «уходит в себя»; есть чувство, что кто-то чего-то не договаривает; медиация «пошла по кругу»;

В таком случае медиатор обычно берет кокус и беседует со сторонами индивидуально, чтобы подготовить их к дальнейшим переговорам.

КОКУС

Кокус — беседа с каждой стороной индивидуально (пооче­редно).

Основная цель кокуса — подготовить стороны к даль­нейшим конструктивным переговорам.

Для этого медиатор должен решить следующие задачи:

• работать с эмоциями стороны (если необходимо, дать по­
нять стороне, что вы видите ее состояние);

• выявить истинные (реальные) интересы стороны;

• выяснить наличие конфиденциальной информации;

• преобразовать позиции, исходя из интересов;

• сформулировать вместе со сторонами (индивидуально с каж­
дой) вопросы для обсуждения в редакции данной стороны;

• подготовить со стороной формулировки возможных пред­
ложений исходя из интересов, а не первоначальных позиций;

• проверить выдвигаемые на переговоры предложения на ре­
алистичность;

 

• работать с дисбалансом сил;

• определить конфиденциальную и открытую информацию для


предстоящей общей сессии и согласовать со сторонами (инди­видуально);

• подготовить стороны к работе на общей сессии;

• обучить стороны конструктивному внесению предложений;

Кокус проводится с каждой стороной по-очереди. Во всту­пительном слове оговаривается право медиатора на назначение кокуса. Следует отметить, что кокус может назначаться в лю­бом месте медиации: от стадии презентации до подписания со­глашения. В реальной практике порядок назначения кокусов за­висит от течения медиации. Так как кокус, как видно из перечисленных задач решаемых на этом этапе, является очень важным для подготовки сторон к переговорам, медиатор сам определяет, когда его лучше сделать. Здесь же предлагается классический порядок стадий ведения медиации

Первыми на кокус приглашаются:

• наиболее агрессивная сторона;

• первая обратившаяся сторона;

• «забитая / слабая сторона;

• сторона, позиция которой неоднозначна.

При всех прочих условиях, если существует неопределен­ность, кого приглашать на кокус, лучше учитывать половые раз­личия сторон. Практика показывает, что правильнее пред­лагать кокус противоположному полу,т.е. если Вы женщина-медиатор, то лучше предлагать кокус мужчине и на­оборот.

Кокус обычно начинается и заканчивается медиатором. Бы­вает, когда стороны, имеющие опыт медиации, сами просят ко­кус. Медиатор, ссылаясь на процедурную договоренность во вступительном слове, назначает кокус с согласия второй сторо­ны. Он отмечает время продолжительности кокуса (как прави­ло, 10-15 минут) и строго его контролирует. Нейтральность ме­диатора в кокусе — в обеспечении равного времени сторонам. Вторая сторона, находящаяся в ожидании, может за время коку­са с другой стороной успокоиться и вернуться к анализу произо­шедшего на медиации, часто она выстраивает «тактику борь­бы» или вырабатывает новую позицию.


38


Методическое пособие для посредников-медиаторов    Глава 4. Стадии медиации


39


 


Одна или обе стороны могут сообщить в кокусах сведения, которые, по их мнению, не должны быть известны другой сторо­не. В кокусе происходит уточнение позиций сторон и осознание истинных интересов, а также активизация и анализ не только своей позиции, но и позиции другой стороны.

Начинающие медиаторы допускают в кокусе ряд ошибок. Наиболее характерным является желание установить довери­тельные отношения со стороной или объяснить стороне всю ее «глупость / упрямство». Желание объективно показать стороне проблему часто приводит к попыткам уговорить войти в поло­жение другой стороны. Например: «Ну, что Вы не понимае­те, что это мелочи?» и т.п. Стороны могут подчиниться тако­му воздействию, но почти всегда любое давление и внушение со стороны медиатора сказывается в последствии различными ос­ложнениями.

В кокусе ни в каком случае нельзя делать:

• Присоединяться эмоционально к стороне и сочувствовать ей.

• Давать оценки происходящему,

• Навязывать свои выводы;

• Соглашаться со спорщиками;

• Сообщать излишнюю информацию;

• Быть назидательным;

• Морализировать поведение сторон;

• Нарушать конфиденциальность;

• Брать на себя функции защитника;

• Проводить переговоры;

• Давать советы и рекомендации

• Оказывать психологическую поддержку и помощь
Лучше сделать краткое резюме: «Вы считаете... Вы пред­
лагаете...» и тем самым получить обратную связь от стороны
о вашем понимании и вернуть ей, а также закрепить содержа­
тельные результаты кокуса. Кокус конфиденциален: поэтому ме­
диатор по окончании кокуса должен обязательно уточнить, что
именно из обсуждаемого может быть высказано в присутствии
другой стороны при продолжении медиации. Иногда желатель­
но поощрить сторону за работу в кокусе, но делать это содер-


жательно, а не оценочно. Например: «Мы плодотворно по­говорили...»

Итак, если медиатор выполнил все задачи кокуса: стороны выразили все свои эмоции, готовы вести переговоры по вырабо­танным вопросам, можно переходить к следующей стадии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 576.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...