Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура мирового художественного рынка.




Художественным рынком называют систему экономических и культурных взаимоотношений в сфере изобразительного искусства, при которых формируются спрос и предложение на предметы искусства, определяется их эстетическая ценность и материальная стоимость.

Мировой художественный рынок как система взаимоотношений художник-заказчик существовал уже в Др. Греции. В середине 19 в. в Европе создается структура художественного рынка, в которую входили маршаны или дилеры, торговцы произведениями искусства, выставки и галереи, распродажи и аукционы, издание каталогов и специальных журналов, реклама. В эту систему включаются также коллекционеры, художественные критики, музейные специалисты. Национальный художественный рынок возникает на рубеже 18-19 вв.: в это время в России был сформирован слой богатых любителей искусства, и страна становится привлекательным рынком сбыта для европейских торговцев, развивается отечественное искусство и художественная критика, частное коллекционирование.

В настоящее время в структуру художественного рынка входят также аукционы, художественные и антикварные салоны, магазины, галереи, дилерские и страховые компании, общества оценщиков, экспертов, антикваров, в России - институт музейной экспертизы и т.п. Для функционирования художественного рынка необходимо участие органов государственного контроля и заинтересованных покупателей. Центрами мирового художественного рынка являются Лондон, Нью-Йорк, Токио (на долю Великобритании и США приходится 73% всех продаж в мире).

Особенности ценообразования зависят от мировых экономических тенденций, региональных особенностей, конъюнктуры и моды. Например, на конъюнктуру рынка могут оказывать влияние ряд галерей, зарекомендовавших себя как высокопрофессиональных участников художественного рынка. Цены устанавливаются на публичных торгах, в т.ч. на аукционах. В России оборот художественного рынка оценивается в 25 млн. долларов в год; ок. 80% оборота составляет антиквариат. В настоящее время сфера художественного рынка значительно расширилась; наиболее активно развиваются букинистика и нумизматика. По-прежнему велико количество подделок.

Представление о национальном художественном рынке можно получить из специализированных периодических изданий и на сайтах крупных антикварных и аукционных домов. Российский арт-рынок представляют такие компании, как аукционы "Гелос", "Альфа-Арт", "Кростби", Антикварный Салон в ЦДХ (проходит 2 раза в год), художественная ярмарка в Сокольниках и др.

 

Структура художественного рынка России.

Рынок произведений искусства и предметов старины в последнее время активно развивается, привлекая как возможными высокими доходами, так и нематериальными выгодами. Если говорить о непосредственном инвестировании в данные инструменты, то здесь имеет место и отсутствие закономерности в тенденциях развития покупательского интереса, и сложность оценки стоимости предмета, в которой значительную часть занимает субъективная составляющая, и потенциальные трудности, связанные с установлением подлинности произведения, возможностью вывоза из страны и, наконец, ликвидностью. Тем не менее исследования таких компаний, как, например, Art Market Research и Gabrius, доказали, что вкладывать деньги в произведения искусства перспективно и выгодно.

Мировой арт - рынок начал заметно расти с 2003 г., а 2006 - 2008-й стали годами резкого подъема по количеству продаж, общему объему и среднему ценовому показателю. Если в 2002 г. общий оборот мирового арт-рынка составлял 26,7 млрд евро, то к осени 2008-го эта сумма почти достигла 50 млрд евро. Причем более 75% приобретаемых на мировых аукционах лотов - живопись. С 2002 по 2008 г. продажи на арт-рынке выросли на 90% от оборота в стоимостном выражении и на 25% по количеству сделок.

Особенность рынка искусства - его способность стать неким естественным убежищем для капиталов во времена финансовых потрясений. Возможно, именно поэтому последние два года не были провальными на арт-рынке.

Весь объем продаж делят между собой два больших сектора арт-рынка - аукционы (45%) и арт-дилеры (55%). Среди аукционных домов, разумеется, доминируют Sotheby's и Christie's: их доля по стоимости в сумме составляет 27% всех аукционных продаж в мире (за ними следуют Phillips de Pury - 6% и Bonhams - 5%) и 46% общего объема продаж. Для мировых лидеров именно 2006 г. стал во многом переломным. Объем продаж Sotheby's составил 2,8 млрд евро, его главного конкурента Christie's - 3,6 млрд евро. В последние три года товарооборот импрессионистов у обоих аукционных домов вырос на 80%, современного искусства - на 60% на Sotheby's и на 50% на Christie's.

Всего же арт - рынок насчитывает в мире около 5 тыс. аукционных домов разного уровня. И если Sotheby's и Christie'sотносятся к аукционным домам первого, высшего, уровня, то ко второму уровню относятся национальные лидеры, такие как Bonhams в Великобритании, Artcurial во Франции, Villa Grisebach в Германии, Kornfeld в Швейцарии. Существует и третий уровень, который включает региональные аукционные дома, чаще всего специализирующиеся на определенных областях искусства. Здесь основная доля продаж приходится на Францию, Великобританию и США.

Вторая движущая сила на арт - рынке - дилеры, сектор более фрагментарный, чем аукционы. Исследователи отмечают на рынке около 4 тыс. крупных арт-дилеров, которые и определяют 75% рыночного оборота, и из них не более тысячи влияют на формирование уровня показателей стоимости. Всего же, по подсчетам экспертов, на рынке фигурируют более 70 тыс. арт-дилеров, среди которых учтены и небольшие галереи, брокеры (берущие предметы на комиссию), агенты отдельных художников. Несмотря на то что именно на стороне дилеров высокий уровень экспертизы, их бизнес более подвержен риску, чем аукционный: как правило, даже очень крупные дилеры имеют сравнительно узкую специализацию и локализацию в рамках одной страны. Аукционные дома примерно на 40% являются для дилеров источниками предметов для дальнейшей продажи.

Последние годы были переломными еще в одном отношении: оба сектора стали стремительно сближаться.Аукционные доманачали совершать большое количество частных сделок, причем не только в рамках самих домов, но и приобретая для этого частные галереи.

Международный арт-рынок - один из самых глобальных рынков экономики, с различными объемами и формами для каждой отдельной страны. Интенсивность ввоза и вывоза в большой степени зависит от законодательства отдельных стран в этой области. Так, в США, где отсутствуют пошлины на ввоз и вывоз произведений искусства и очень незначительны ограничения в этой области, ежегодный импорт составляет около 5 млрд евро, экспорт - около 6 млрд евро. Во многом благодаря этому рынок этой страны и является самым крупным художественным рынком. Его доля от оборота в стоимостном выражении составляет почти 50% мирового арт-рынка, а ежегодный оборот в среднем - около 20 млрд евро, из которых более половины приходится на долю арт-дилеров. Главным центром на арт-рынке США является Нью-Йорк: именно здесь заключается более 40% всех сделок в стране.

 

Жанры и виды искусства.

Искусство реально существует в системе своих видов: литература. театр, графика,живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, цирк, художественная фотография, кино, телевидение, прикладное и декоративное искусство.

Художественное развитие человечества - два встречных процесса: от синкретизма к образованию отдельных видов искусства и от отдельных видов искусства - к их синтезу.

Так, от нерасчленёного, слитного художественного мышления в древности отпочковались танец, пение, музыка, театр, литература. В XIX веке сформировалась художественная фотография и углубляется процесс размежевания живописи и графики, который завершили импрессионисты. Затем происходит образование новых видов искусства путём их синтеза: кино - и отдельный вид искусства, и синтез ряда видов искусства, то же самое относится и к телевидению.

Классификаций видов искусства было создано очень много, но все они неспособны полностью избежать формальных моментов. В XIX веке возникла традиция делить все виды искусства на пространственные, временнЫе и пространственно-временнЫе, а также на изобразительные и выразительные.

Среди многообразных видов искусства есть такие, которые наиболее близки трудовой деятельности человека и прямо связаны с производством. Это архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн. С другой стороны, есть виды искусства, которые наиболее близки игре. Это все актёрские, зрелищные виды искусства. Взятое во всей совокупности своих разновидностей, искусство как бы плавно возникает из сферы труда и столь же плавно переходит в сферу игры. Но искусство является и особым видом идеологии и познания мира. Это значение наиболее непосредственно выступает в литературе. Поэтому литература находится как бы в центре системы искусств, фаланги которой образуются искусствами трудовыми (прикладными) и игровыми (зрелищными) Переходными же сферами являются изобразительные виды искусства и искусство звуковое (музыка). Они обнаруживают общие свойства, с одной стороны, между трудовыми видами искусства и литературой (непосредственно предметный и вместе с тем повествовательный характер изобразительных искусств), с другой стороны, между литературой и игровыми видами искусства (звуковой, процессуальный и вместе с тем исполнительный, игровой характер музыки).

Система видов искусства, вытекающая из характера художественной деятельности, выражается, таким образом в следующей схеме: ДПИ, ИЗО, Лит, Муз, зрелищные

Если принять во внимание, что трудовые, изобразительные и игровые виды искусства объединяют в себе несколько видов, то классификация примет следующий вид:

Каждый вид искусства может подразделяться на различные группы, объединённые по способу, назначению или роду изображаемого или выражаемого. Так, литература делится на эпос, лирику, драму, художественную публицистику, а живопись - на монументальную, станковую, декоративную, декорационно-оформительскую, миниатюрную, графика - на станковую или листовую (станковый рисунок, эстамп, лубок), книжную и журнально-газетную, прикладную (грамоты, дипломы, марки, этикетки, афиши, плакат и т. д.), музыка - на оперу, балет, симфоническую, камерную, лёгкую, кинематография - на художественный, научно-популярный, документально-хроникальный фильмы и т. д.

Каждая из групп отдельных видов искусства, в свою очередь, по роду изображаемого подразделяется на жанры (фр. "род, разновидность"), которые характеризуются общностью структурно-композиционных признаков, специфических для определённого жанра. так, в живописи различают жанры: портретный, батальный, исторический, бытовой, пейзаж и натюрморт.

На каждой стадии развития художественной культуры выделяется то или иное ведущее искусство, наиболее отвечающее духовным потребностям и историческому своеобразию эпохи.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...