Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система конституционного права как отрасли права.




Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.

Конституционное право РФ –отрасль российского права, включающая в себя совокупность правовых норм права, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определённую систему государственной власти.

Предметомконституционного права России как отрасли отечественного права являются наиболеефундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются:

· Основы конституционного строя, закрепленные в Главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», то есть общие основы функционирования всей ПСО, основы экономической системы, и остальные отношения, определяющие принципы на которых основано устройство государства и общества;

· Отношения между человеком и государством, то есть основы правового статуса членов общества, главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина (Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина»);

· Отношения между Федерацией и ее субъектами, (Глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство»);

· Механизм управления социальными процессами – основные принципы системы органов государственной власти и системы органов МСУ (Главы 4, 5, 6, 7. 8 Конституции РФ).

Особенности КП:

· данная отрасль права регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и других;

· конституционное регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по объему.

3 позиции по поводу предмета КП:

М.В. Баглай:«Предмет КП охватывает две сферы общественных отношений: охрану прав и свобод человека и гражданина (отношения между человеком и государством); устройство государства и государственной власти (властеотношения). С его точки зрения, основы общественного строя не могут быть предметом правового регулирования КП, поскольку гражданское общество независимо от государства, стоит над ним и строится на признании свободы и инициативы человека и объединений людей как в политической, так и в экономической областях»

С.А. Авакьян: «Предмет КП – основы конституционного (общественного) строя российского государства; сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности МСУ».

О.Е. Кутафин: «Предмет КП включает отношения, складывающиеся, по сути во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др. Однако к предмету КП относятся только те общественные отношения в этих сферах, которые можно назвать базовыми, основополагающими к каждой из областей жизни; общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина».

Различи КП и государственного права: (надеюсь правильно)

КПпредполагает, что речь идет о содержательных требованиях, которые изучает КП. А государственное – более формально, оно больше сводится к тому, что входит в предмет регулирования – а это и отношения с участием граждан, и отношения между государственными органами.

КП – ведущая отрасль права России – совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

 

Источники конституционного права Российской Федерации как отрасли права.

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения. В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права.

Источниками конституционного права России являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды.

Существуют нормативные правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, действующие только на территории конкретного субъекта Федерации или муниципального образования.

Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права.

Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли конституционного права устанавливает нормы, составляющие ядро всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет.

Конституция - правовой центр, осуществляющий управление системой правового регулирования и интегрирующий национальную правовую систему в совокупности всех ее отраслей.

Первым по юридической силе после Конституции РФ можно признать закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, вносимых в порядке, предусмотренном ст. 136 Конституции. Этот правовой акт непосредственно в Конституции не назван, он определен при толковании ст. 136 Конституции РФ Конституционным Судом РФ. И впервые такие Законы приняты в декабре 2008 г., к 15-летию действующей Конституции РФ. Согласно им увеличен срок полномочий Президента РФ и депутатов Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно, усилены контрольные полномочия парламента в виде установления ежегодных отчетов Правительства РФ перед Государственной Думой. В 2014 году Президентом РФ подписаны Законы РФ о поправке в Конституцию РФ, предусматривающие объединение Верховного Суда РФ с Высшим Арбитражным Судом РФ, а также возможность расширения состава Совета Федерации представителями от Российской Федерации, назначаемыми Президентом РФ.

Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов.Они различаются: 1) по юридической силе; 2) по предметам ведения; 3) по порядку принятия; 4) по возможности применения Президентом РФ в отношении их отлагательного вето. Примеры: ФКЗ «О судебной системе РФ»

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Закон должен быть наиболее распространенной формой установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. Примеры: ФЗ «О мировых судьях РФ»

К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства РФ. Примеры:Указ Президента РФ от 01.01.2018 N 1 "О назначении судей федеральных судов", Постановление Совета Федерации ФС РФ от 10.12.2003 N 337-СФ "О назначении выборов Президента Российской Федерации" и т.д.

Следует выделить и такой специфический вид источников конституционного права, обусловленный федеративным устройством государства, как договоры. Можно назвать Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции РФ.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституции и уставы субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Примеры: Устав КО

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта Федерации, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами власти.

По мнению М.А Митюкова, решения КС РФ фактически являются источником права и имеют характер нормативных актов, который должен быть закреплен в федеральном законодательстве. Постановления КС можно признать источником конституционного права по следующим основаниям:

- могут содержать и отменять правовые нормы;

- имеют во многих случаях силу закона;

- выносятся именем Российской Федерации, являются окончательными и пересматриваются только этим органом;

- обязательны на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений;

- подлежат официальному опубликованию;

- обладают большим моральным авторитетом.

Постановление Конституционного Суда РФ от "28" ноября 1995 г. № 15-П "По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации"

Разнообразие источников российского конституционного права заметно отличает их и подчеркивает специфику источников отечественного конституционного права, на что необходимо обратить особое внимание при изучении данной темы.

 

Система конституционного права как отрасли права.

Система отрасли права выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами.

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы гражданина и выступающее регулятором общественных отношений.

Являясь ведущей отраслью права в системе отраслей права РФ, КП не включает и не объединяет другие отрасли права. КП образует строго определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент КП РФ - правовой институт - группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.

В системе КП выделяют институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1. основы конституционного строя.

2. основы правового статуса человека и гражданина.

3. федеративное устройство государства.

4. систему государственной власти и систему ОМСУ.

Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление ее составных частей, главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе.

Нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации национально-государственные и государственно-территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...