Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основы конституционного строя Российской Федерации как государственно-правовой институт.




Основы конституционного строя - это система конституционных принципов, закрепляющих основы государственного и общественного строя.

 

Закреплению основ конституционного строя посвящена глава 1 Конституции РФ. Особенность положений гл. 1 состоит в том, что согласно ст. 16 К они могут быть изменены только путем принятия новой К и никакие другие положения К не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Защита основ конституционного строя обеспечивается всей системой публичной власти. Особую роль в их обеспечении играет Президент РФ как гарант К, прав и свобод человека и гражданина, КС РФ, определяющий в своих решениях соответствие основам конституционного строя нормативных правовых актов согласно ст. 125 КРФ. Государство, гарантируя права и свободы человека и гражданина и обеспечивая их защиту, одновременно вправе устанавливать в федеральном законе ограничения прав и свобод в целях защиты основ конституционного строя, в том числе предусматривать уголовную ответственность за деяния, умышленно совершенные в ущерб основным ценностям конституционного строя.

 

В структуре основ конституционного строя можно выделить, во-первых, политические основы конституционного строя. Закрепляя данные основы, К определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ (ст. 1, 4). Основы организации России как демократического и правового государства определяют следующие конституционные принципы: признание КРФ человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2); принцип народовластия (ст. 3); принцип верховенства права (ст. 4, 15); принцип разделения властей (ст. 10); принцип местного самоуправления (ст. 12); принцип политического и идеологического многообразия, многопартийности (ст. 13); приоритет норм международного права (ст. 15). Важнейшей составной частью политических основ конституционного строя являются принцип федерализма, определяющий государственно-территориальное устройство РФ, состав и конституционно-правовой статус ее субъектов.

 

Во-вторых, КРФ закрепляет экономические основы конституционного строя, которые составляет социальная рыночная экономика, развивающаяся и функционирующая на основе следующих конституционных принципов: единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержка конкуренции; свобода экономической деятельности; признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; признание и охрана земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на со ответствующей территории (ст. 8, 9 КРФ). Последовательное осуществление данных конституционных принципов служит гарантией не только свободы экономической деятельности людей и их объединений, но и государственного влияния на развитие экономики, придание ей социальной ориентации.

 

В-третьих, устанавливая социальные основы конституционного строя, КРФ определяет РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Принцип социального государства, как одна из основ конституционного строя, обязывает государство создавать равные социальные возможности для всех членов общества, над-лежащим образом осуществлять поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей.

 

В-четвертых, в КРФ закрепляются принципы, определяющие духовные основы конституционного строя. В первую очередь это принцип идеологического многообразия. При этом К устанавливает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13). К провозглашает РФ светским государством (ч. 1 ст. 14).

 

Таким образом, КРФ, закрепляя основы конституционного строя, устанавливает правовой фундамент, призванный обеспечить устойчивое движение РФ в рамках конституционных принципов к своему идеалу — правовому конституционному государству с социально ориентированной экономикой.

 

 


14. Формы осуществления народовластия в Российской Федерации. Непосредственная и представительная демократия

 

Статья 3 Конституции

 

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

 

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного само­управления.

 

Непосредственная демократия (прямая) — форма непосредственного воле­изъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непо­средственным выражением власти народа, — указывается в Конститу­ции РФ (ст. 3), — являются референдум и свободные выборы».

 

Референдум - всенародное голосование граждан, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тай­ном голосовании.

 

По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают консультативный и императивный (обязательный) референдумы. Первый проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решения второго обязательны для исполнения всеми органами и лицами. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении. В российском законодательстве предусмотрен лишь императивный референдум.

 

В зависимости от условий, необходимых для проведения референдума, они делятся на обязательные и факультативные. Обязательные проводятся в связи с необходимостью, установленной законом, и являются одним из способов принятия какого-либо государственного решения. Например, в Японии поправки к Конституции могут быть приняты только на референдуме. Факультативный референдум проводится при наличии инициативы определенных законом субъектов.

 

По территориальной сфере референдумы делятся на общегосударственные, региональные и местные.

 

Под свободными выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или орга­нах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуще­ствлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выра­женными на выборах.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправле­ния, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 

В литературе выделяются несколько форм прямой демократии: парламентские выборы, выборы должностных лиц государства, голосование во время проведения референдума, голосование по отзыву выборных должностных лиц, народная правотворческая инициатива, обращения граждан, сходы, собрания, публичные слушания, опросы, которые наиболее ярко проявляются на местном уровне

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...