Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Толкование Конституции Российской Федерации. Субъекты. Официальное толкование конституции. Примеры толкования.




Толкование Конституции - особый вид правовой деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, направленный на разъяснение конституционных норм с целью их правильного понимания и применения.

 

Субъекты

Конституция четко определила, по чьей инициативе Конституци­онный Суд может давать толкование Конституции. К органам, полно­мочным обращаться с запросами в Конституционный Суд по этим во­просам, относятся Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Федерации.

 

 Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» основанием к рассмотрению дела о толковании Конституции Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, которая может быть обнаружена управомоченными на обращение с запросом в Конституционный Суд органами в связи с их деятельностью по осуществлению своих полномочий.

 

 Толкование Конституции Российской Федерации, ее норм осуществляется исключительно в пленарных заседаниях Конституционного Суда и решение о толковании, в отличие от иных, принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. Результаты толкования Основного Закона получают выражение в постановлениях Конституционного Суда о толковании Конституции Российской Федерации.

 

Официальное толкование, даваемое Конституционным Судом, распространяется на всех субъектов правоотношений, а предписания, содержащиеся в актах толкования, обязательны на всей территории Российской Федерации. Правоприменительные органы обязаны руководствоваться положениями, которые содержатся в постановлениях Конституционного Суда. Даваемое Конституционным Судом толкование Конституции и ее норм неотделимо от интерпретируемых положений Основного Закона.

 

Давая толкование конституционных норм, Суд применяет самые различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический и др.

Логический способ толкования предполагает применение законов формальной логики: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и др. Этот способ был применен КС, в частности, при толковании ст. 136 КРФ и позволил сделать вывод о том, что процедура принятия поправок к гл. 3—8 КРФ существенно отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона. (Постановление КС РФ от 31 октября 1995 г. №12-П).

Грамматический (словесный, языковой, филологический) способ толкования направлен на анализ слов, фраз, предложений, изложенных в тексте проверяемого законоположения. Причем вначале устанавливается смысл отдельных слов, затем — словосочетаний и предложений. Принимается во внимание факт возможного изменения смысла слова с течением времени. Учитывается прежде всего значение слов и словосочетаний в конституционно-правовом смысле.

Систематический способ толкования К обусловлен системностью права в целом, взаимообусловленностью содержания правовых норм в частности. При уяснении смысла проверяемой конституционной нормы выявляются ее системные связи с другими нормами, место в системах права и законодательства. Суд в своих выводах неоднократно исходил из того, что ту или иную статью КРФ надо рассматривать в контексте всей Конституции или определенного ряда ее норм (например, гл. 1, посвященной основам конституционного строя), либо преамбулы и пр. Например, в постановлении от 27 января 1999 г. № 2-П КС РФ, разъясняя понятие «структура федеральных ОИВ», системно истолковал положения целого ряда норм К, сделал вывод о том, что в систему федеральных ОИВ входит Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные ОИВ.

Историческое (историко-политическое) толкование дополняет другие способы толкования. Для уяснения смысла конституционной нормы исследуются материалы, связанные с принятием КРФ, а также сложившаяся на тот момент общественно-политическая, социально-экономическая, духовная обстановка в обществе. Особое значение для конституционного судопроизводства имеет анализ современной практики применения толкуемой нормы.

Телеологический способ толкования основан на уточнении целей конституционных норм и основной цели КРФ в целом — обеспечить признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека как высшей ценности. Любое толкование прав и свобод, которые гарантируются КРФ, должно соответствовать ее общему пуху в целях обеспечения и развития идеалов и ценностей демократического общества.

Исследование правового содержания положений К и норм оспариваемых законов требует применения различных видов толкования в зависимости от его границ: адекватного (буквального), ограничительного, расширительного.

Буквальное - содержание нормы адекватно её языковому выражению.

Расширительное - содержание нормы шире её выражения.

Ограничительное - содержание нормы уже её выражения.

Кроме того Конституционный Суд осуществляет и казу­альное толкование норм Конституции при рассмотрении дел о соответ­ствии Конституции федеральных законов и иных нормативных право­вых актов как федеральных, так и субъектов Федерации. И при этом Суд выявляет конституционно-правовой смысл нормы Конституции.

 

Конституционный Суд рассмотрел ряд дел о толковании положе­ний Конституции РФ 1993 года. Он рассмотрел по запросу Государст­венной Думы дело о толковании содержащегося в Конституции поня­тия «общее число депутатов Государственной Думы», по запросу Совета Федерации — дело о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции.

По первому делу Конституционный Суд постановил трактовать по­нятие «общее число депутатов Государственной Думы» как конституци­онно определенный ее состав в 450 депутатов.

По второму делу Конституционный Суд постановил, что преду­смотренный в ст. 105 14-дневный срок одобрения Советом Федерации закона применительно к законам, указанным в ст. 106 Конституции, должен пониматься как предельный срок начала рассмотрения закона.

Конституционный Суд давал толкование ст. 105, 106, 136, 137, п. «б» ст. 84, ч. 1, 2, 4 ст. 99, ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 111, ст. 125, 126 и др.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 320.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...