Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Академический период развития российской юридической науки.





Данный период характеризуется конкретными и действенными мерами по формированию в России научных и образовательных учреждений, что было вызвано острым дефицитом в специалистах в области естественных, технических, политических, юридических, медицинских и иных наук.

Петр является первым основоположником Академии Наук, которая стала, после его смерти, приобретать в глазах народа и власти авторитет и уважение. Данная академия является первым государственным образовательным учреждением, где осуществлялась подготовка специалистов в самых разных областях. На данном этапе больше внимание уделялось подготовке молодых специалистов, ибо дефицит в них возрос до предельного уровня.

Как известно, в академии не было своих собственных специалистов, которые могли бы преподавать, развивать российскую правовую науку, передавать свои знания другим, обучать молодых. В связи с этим необходимо было вести деятельность по приглашению соответствующих специалистов из-за границы В связи с этим при Академии были образованы университет и гимназия. Большое внимание в тот период придавалось подготовке юридических кадров и совершенствованию законодательства.

Вместе с тем попытка поднять юридическую науку и образование до западноевропейского уровня таким путем оказалась несостоятельной. Приглашенные профессора не знали ни русского языка, ни российского законодательства. Большая часть слушателей не горела желанием получать университетское образование.Иностранными докторами и профессорами не был обеспечен сколько-нибудь заметный прорыв и на научном фронте. Иностранцы, заседавшие в Академии наук или преподававшие в университетах, не были склонны обогащать правовую науку разработкой проблем российского законодательства и практики его совершенствования, равно как и вести поиск славных страниц истории Русского государства и права.

Все достижения российской правой науки в XVIII в., составляющие ее наиболее славные страницы, подготовлены силами отечественных исследователей.

Говоря о попытке поднять уровень российской юриспруденции до западноевропейского уровня, то нужно отметить, что никакие профессора не смогут помочь в этом своими работами. Дело в том, что западноевропейская правовая мысль развивалась тысячелетиями: она берет своё начало ещё со временем Древнего Рима. Многие ученые подтверждали, что Римское право - это писанный разум. Российская юридическая наука не имеет таких глубоких корней, и дойти до уровня западной юриспруденции за несколько лет - невозможно, ибо сама западная юриспруденция развивалась веками.Незнание иностранными профессорами русского языка и российского законодательства т.е говоря иными словами: отсутствие в Руси переводчиков, специалистов в области лингвистики и не всем известное российское законодательство - это прежде всего вина верховной власти.

Не заинтересованность иностранных профессоров в обеспечении «прорыва на научном фронте», можно объяснить тем, что Русь для них не являлась родиной отцов, где они родились и выросли. Но обвинять их в том, что они не заинтересованы и не выражали яркое желание обеспечить прорыв, чужой для них Руси, на научном фронте, а также в том, что они не являлись патриотами чужой для них родины - тоже не справедливо.

Иностранцы так и не смогли дать начало российской правовой мысли, хоть они и внесли свой вклад в развитии юриспруденции России, но не такой значимый и весомый.

Именно на академическом периоде были заложены прочные и устойчивые основы российской правовой науки. На данном периоде были своего рода научные падения и взлеты. Но в итоге, правовая наука, в результате научно-мыслительной деятельности, приобрела теоретическую базу, сформировались свои институты, были развиты существующие институты.

Таким образом, правовая наука России стала развиваться, видоизменятся, процветать и совершенствовать.

• Правила классификации в правовых исследованиях

 

Классификация понимается как распределение предметов по группам

(классам) на основании какого-либо общего признака, свойства,

характеризующегося различными формами проявления. При этом каждый

обособленный класс образуют явления, представляющие собой какую-либо

одну форму признака, взятого основанием классификации.

Классификация состоит из объекта, основания и компонентов (классов).

Объектом классификации всегда выступает определенное множество

однородных предметов, явлений, а не какой-либо единичный предмет или

отдельное событие. Объект классификации нередко называют наблюдаемой

совокупностью. Например, в классификации федеральных нормативных

правовых актов объектом будут все нормативные правовые акты, принятые

федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Основание классификации представляет собой какой-либо признак,

присущий объекту, исходя их которого производится классифицирование.

Чаще всего этот признак характеризуется разнообразием форм проявления.

Так, основанием классификации федеральных нормативных правовых актов

может быть взята их юридическая сила, которая имеет четыре уровня: 1)

высшая, присущая федеральным законам; 2) юридическая сила нормативных

актов Президента РФ; 3) юридическая сила постановления Правительства РФ;

4) юридическая сила на уровне нормативных правовых актов федеральных

(центральных) органов исполнительной власти.

 В основе каждого выделенного класса —определенный вид, форма проявления признака, взятого основанием классификации. В результате получается определенная совокупность

компонентов (классов), которые отличаются друг от друга единственным

признаком — видом проявления основания классификации. Так, в системе

федеральных нормативных правовых актов по юридической силе выделяют

четыре вида: 1) федеральные законы; 2) нормативные указы Президента РФ;

3) постановления Правительства РФ; 4) нормативные правовые акты

федеральных (центральных) органов исполнительной власти.

Классификация состоит из следующих стадий: 1) поиск основания

классификации; 2) выявление форм проявления основания классификации; 3)

выделение членов классификации; 4) описания особенностей каждого члена

классификации.

. При этом выделяют два вида классификаций: естественную (научную) и искусственную

 (вспомогательную).

Научная классификация проводится по каким-либо существенным

признакам и способствует более глубокому познанию исследуемой

совокупности предметов..

Вспомогательная классификация применяется для отыскания какого-либо

единичного предмета из совокупности других аналогичных предметов. Это,

например, списки обучающихся, избирателей, в которых их фамилии

расположены в алфавитном порядке.

Разновидностью классификации выступает типология. Принципиальное

различие типологии и классификации видится в их объекте. Типология имеет

объектом наиболее сложные политикоправовые явления, например

государство и право.

Назовем правила научной классификации.

1. Классификация должна производиться по одному и тому же основанию.

Например, система правонарушений по степени общественной опасности

делится на два вида — преступления и проступки.

2. Основанием могут выступать свойства, признаки, отдельные элементы и

их связи, присущие классифицируемым предметам. Все, что образует «плоть и

кровь» предмета, достойно быть основанием классификации. Но свойства,

признаки других явлений в этом качестве выступать не могут

3. Основанием научной классификации следует брать главные свойства

исследуемой совокупности. Классифицировать исследуемую совокупность

предметов можно по любым их признакам, но ценность такой процедуры

находится в прямой зависимости от того, насколько компоненты

классификации способны показать богатство форм проявления сущностных

сторон исследуемого, а также механизм проявления сущности в каждой

отдельной форме.

4. Каждый компонент классификации может быть выделен постольку,

поскольку он опосредствует один из видов изменений основания

классификации. Поэтому следует давать аргументированное обоснование

видов изменения признака, взятого основанием классификации.

проведенной классификации.. Например, говорится, что в

исследуемой совокупности выделяются такие-то виды «исходя из характера

правовой деятельности», «по времени действия», «в зависимости от субъектов

права», «по сфере правового регулирования» и т. д., после чего эти виды

перечисляются без обоснования связи между основанием классификации и

выделенным членом.

5. Следует стремиться к максимальной точности терминологического

обозначения оснований классификации и выделенных видов.

Терминологическая четкость ориентирует автора на применение единого

основания ко всем компонентам классификации и уменьшает возможность

появления ошибок, обусловленных применением разных оснований в одной и

той же классификации.

6. Сумма компонентов классификации должна равняться объему всего

классифицируемого множества предметов. Это правило соразмерности

деления

7. Компоненты классификации должны исключать друг друга «При

разделении предметов на группы по какому-либо признаку, являющемуся

основанием деления, каждый отдельный предмет должен находиться только в

одной какой-либо группе и не больше чем в одной. Если мы разделим деревья

на хвойные и лиственные, то это деление будет правильным, так как члены

деления исключают друг друга: хвойное дерево не может быть в то же время

лиственным, лиственное не может быть в то же время хвойным»

Завершающей процедурой классификации выступает процедура

обстоятельного описания специфики выделенных компонентов. Задача

данной процедуры видится не столько в том, чтобы выделить и обозначить

компоненты классификации, сколько в том, чтобы раскрыть и обосновать

особенности каждого из них.

Задача классификации не может сводиться к искусственному

конструированию максимально возможного числа классификаций. Подобная

задача реально невыполнима, поскольку каждому явлению, предмету присуща

неисчерпаемая совокупность свойств. Поэтому в процессе классификации

следует обратить первостепенное внимание на следующие вопросы: во-

первых, выявить основные виды исследуемого, во-вторых, дать им

надлежащее обоснование как основных видов и, наконец, в-третьих, дать

содержательную характеристику каждому такому виду.

 

БИЛЕТ №4










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 518.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...