Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности разработки Германского гражданского уложения.




ГЕРМАНСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ (нем. Biirgerliches Gesetzbuch, BGB, «Гражданский кодекс») Название «германское гражданское уложение» сложилось в русском языке до революции 1917г., когда в российском праве не использовался термин «кодекс» в современном значении.

Необходимость унификации германского права возникла сразу после образования Германской империи. На территории нового государства действовало около ста местных правовых систем, т.е. существовал необычайно яркий правовой партикуляризм. Однако среди юристов Германии было очень сильное влияние исторической школы права, сторонники которой главным источником права считали правовой обычай, а не правотворческую деятельность государства. Поэтому они были принципиальными противниками любых кодификационных работ, считая, что они «убивают дух нации» в праве, т.е. национальную самобытность права. Еще в 1816г. Карл Фридрих Савиньи, один из виднейших представителей исторической школы права, публикует книгу с названием «О современных задачах законодательства и правовой науки», в которой отвергается идея необходимости единого гражданского кодекса для германских земель. После объединения немецких земель и провозглашения Германской Империи в 1871г. стала ясна необходимость не только политического, но и юридического объединения Германии. Однако по новой имперской Конституции компетенции для принятия гражданского кодекса у центральной (федеральной) власти не было. По инициативе двух депутатов Рейхстага Микеля и Лакнера были внесены соответствующие изменения в имперскую Конституцию Германии. Были начаты работы по принятию гражданского кодекса. В 1874г. бундесратом была назначена комиссия для составления единого гражданского кодекса. Главой комиссии был известнейший учёный-романист Бернхард Виндшейд. В процессе работы комиссии, долгие 13 лет, шла напряженная борьба между сторонниками исторической школы права и её противниками. Составленный комиссией и опубликованный в 1887г. проект был подвергнут резкой критике из-за несоответствия новым социально-экономическим отношениям. По инициативе в 1890г.канцлера была создана вторая комиссия, с участием адвокатов, представителей политических партий и промышленников. Второй проект был утверждён 18 августа 1896 г. Вступление нового кодекса в силу только с 1 января 1900 г.было необходимо для приведения в соответствие законодательств отдельных государств в составе Германии.

 

Общая характеристика Германского гражданского уложения 1896 (1900).

ГГУ - основополагающий нормативный правовой акт Германии, регулирующий гражданские правоотношения на территории Германии, принято в первоначальной редакции 18 августа 1896г.,вступило в силу 1 января 1900 г.Германское гражданское уложение оказало немалое влияние на законодательство других стран. В последующие десятилетия многие страны мира брали германское гражданское уложение в качестве ориентира для создания своих кодексов, а некоторые страны, как, к примеру, Япония, полностью имплантировали его в свою правовую систему. Германское гражданское уложение является венцом так называемого "юридического века". Именно уровень уложения, позволил несколько позже основателю современной науки юридической географии мира, Рене Давиду, назвать континентально-европейское право Романо-германским и выделить его в отдельную правовую семью.

ГГУ представляет собой первую в истории Германии единую для всей страны кодификацию гражданского права.

ГГУ в значительной степени базируется на римском праве. Кодекс построен по так называемой «пандектной» системе и состоит из пяти частей. Общие для всех институтов нормы содержатся в Общей части.

Структура ГГУ:

1 .Общая часть, 7 разделов

2. Обязательственное право, 7 разделов

3. Вешное право, 9 разделов

4.Семейное право, 3 раздела

5. Наследственное право, 9 разделов

Отличительной чертой ГГУ является сложный юридический язык, который, в свою очередь, является следствием блестящей юридической техники.

 

Статус лиц согласно Германского гражданского уложения.

Правоспособность физических лиц базируется на принципе юридического равенства. Но, с учетом ограниченной правоспособности женщин можно сказать, что и здесь этот принцип не получает полной реализации. Совершеннолетие наступает с 21 года. В возрасте от 7 лет до 21 года Уложение устанавливает различные степени ограниченной дееспособности.

Отличительной чертой Уложения является признание юридического лица в качестве субъекта гражданского права. Институт юридического лица был удобен для оформления концентрации капитала и получил широкое распространение в конце XIX в.

В Германии возникали самые разнообразные виды юридических лиц. Эту правовую форму для своего существования использовали и политические партии, и различные общественные организации.

Германское гражданское уложение называет два вида юридических лиц: ферейны (общества, союзы) и учреждения. Под Ферейнами понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (преследующими цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (преследующими культурные, научные и подобные им цели). Учреждения образуются в силу волеизъявления частных лиц, выделяющих для достижения определенной цели известное имущество. Вместе с тем важнейшие правовые формы концентрации капиталов — акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью — нормами Уложения не регулировались. Для них были созданы самостоятельные законы, которые, устанавливая явочный порядок возникновения этих юридических лиц, благоприятствовали их распространению. Для ферейнов с нехозяйственными целями также был определен явочный порядок образования. Лишь для незначительного числа хозяйственных союзов устанавливался разрешительный порядок создания.

Уложение не определяет содержания правоспособности юридических лиц. Она вытекает из самого факта их образования. Тем самым Уложение признает за юридическим лицом весьма широкую правоспособность. Вместе с тем государство сохраняет право контроля за деятельностью юридических лиц и может лишить их правоспособности, если их деятельность угрожает общественным интересам.

Среди субъектов гражданских правоотношений Уложение называет неправоспособные общества — объединения, которые, обладая отдельными чертами юридических лиц, не отвечали всем установленным для них требованиям и не признавались таковыми. Это были, как правило, различные рабочие союзы, которые законодатель не мог игнорировать, но и не желал признавать наравне с буржуазными объединениями. В результате был создан институт неправоспособного союза, который действовал по правилам для договора товарищества.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...