Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Утверждение тоталитарного режима в Германии, его особенности.
При рассмотрении истории фашизма обычно основной акцент делается на репрессивном характере гитлеровского режима. Между тем уже к середине 1930-х гг., когда, в основном, в Германии была ликвидирована безработица и начался пересмотр условий Версальского мира, режим пользовался значительной общественной поддержкой. Это определило возможность уменьшения масштабов репрессий. Так, в 1933 г. после поджога рейхстага, запрещения КПГ и ликвидации нелегальных организаций коммунистов и социал-демократов в заключении оказалось 60 - 70 тыс. человек. Из них 9,5 тыс. были приговорены судами за "злоумышления против партии и государства", то есть по политическим статьям, остальные брошены в тюрьмы и концлагеря без суда. В 1934 г. в связи с разгромом штурмовых отрядов Э. Рема число заключенных еще более увеличилось. Однако в 1936 - 1937 гг. в лагерях оставалось лишь 7,5 тыс. человек. Остальные, признав свои прежние взгляды ошибочными, были отпущены или амнистированы. Многим была дана возможность эмигрировать. Права собственников в рейхе не были отменены, однако возможность конфискации любой собственности фашистским государством без суда сделала эти права иллюзорными. С принятием "Четырехлетнего плана" подготовки к войне предпринимателям под угрозой конфискации собственности стали диктоваться номенклатура выпускаемой продукции, цены на нее, размер зарплаты и число работников, порядок использования прибыли. Формально, на бумаге, доходы промышленников многократно возросли. На деле большая часть этих доходов должна была вкладываться в покупку государственных ценных бумаг (поскольку по ним не выплачивалось дивидендов, это было косвенной формой конфискации прибыли), направляться на содержание фашистских профсоюзов, национал-социалистской партии и т.д. Реальная власть над предприятиями перешла в руки уполномоченных новой власти, контролировавших выполнение ее распоряжений. Попытки сопротивления легко подавлялись. Так, в ответ на недовольство промышленников Рура покушениями фашистского государства на их права собственников Гитлер одобрил создание государственного концерна "Герман Геринг Рейхсверке". Деньги на его создание под угрозой ареста за саботаж вынуждены были дать магнаты Рура, но, несмотря на их уступчивость, государство конфисковало предприятия Тиссена. Они были переданы концерну "Герман Геринг", который стал крупнейшим промышленным комплексом Европы. Полностью была преобразована система управления государством. С назначением Гитлера рейхсканцлером (главой правительства), согласно закону о чрезвычайных полномочиях, он, как глава кабинета министров, получил право издавать декреты, имевшие силу закона. Таким же правом был наделен и президент. Формально не был ликвидирован и высший законодательный орган - рейхстаг (парламент), хотя его заседания перестали созываться. Со смертью Гинденбурга в 1934 г.- был принят закон, согласно которому посты президента и рейхсканцлера были объединены, был учрежден пост "фюрера германского рейха и народа". С этого времени разница между законами и декретами исчезла, законодательные акты (эдикты), подписываемые фюрером, вступали в силу после их публикации в соответствующем вестнике. Поскольку Гитлер не любил дискуссий и совещаний, заседания кабинета министров созывались редко, а с 1938 г. вообще не проводились. Проекты законов готовились департаментами министерств и после согласования с другими заинтересованными ведомствами передавались в канцелярию Гитлера (имперскую рейхсканцелярию), которая стала высшим центром управления рейхом. При этом наибольшие шансы добиться подписания фюрером подготовленного закона имели приближенные к нему лица, которые пользовались его доверием (Геринг, Геббельс, Гиммлер и др.). Большинство министров, не имевших доступа к Гитлеру, должны были добиваться покровительства чиновников рейхсканцелярии. В противном случае законопроекты, отражавшие интересы их ведомств, могли не дойти по назначению. Объединив законодательную и исполнительную власть, национал-социалисты сохранили прежнюю систему министерств и ведомств, но она была дополнена новыми, стоящими над ними структурами, выполнявшими особые целевые программы и возглавлявшимися приближенными фюрера. К числу таких надведомственных структур, которых всего было 11, относилось ведомство трудовых ресурсов, созданное в 1933 г. Первоначально цель этого ведомства состояла в преодолении безработицы, затем его задачи расширились. Оно стало отвечать за все строительство в интересах государства, включая и военное. Особую роль сыграла структура "Четырехлетнего плана", подчинившая себе как государственные ведомства, так и частный бизнес. Возглавленная Г. Герингом в 1936 г., эта программа должна была осуществить подготовку к войне. Постоянно действующей стала, естественно, программа обеспечения порядка в рейхе, возглавленная Гиммлером. Ему была подчинена как партийная полиция - СС, так и бывшее полицейское ведомство Германии. Специальные надведомственные структуры действовали на всей территории Германии, которая, согласно закону "О возрождении Рейха" 1934 г., формально стала унитарным государством, поскольку земельные правительства непосредственно подчинялись центральному правительству. Этот закон выполнялся лишь частично, поскольку гауляйтеры, представители партии национал-социалистов, назначенные Гитлером и ответственные только перед ним, сохранили большую степень автономии. Жесткая вертикаль власти в фашистской Германии так и не сложилась. Власть сконцентрировалась в руках государства, но при этом в рамках самого государства сформировалась сложная система субординации. Одновременно существовали и территориальные, и отраслевые структуры управления. Традиционные министерства обслуживали несколько общегерманских ведомств, осуществлявших целевые программы. При постоянно происходивших конфликтах приоритетов, межведомственных коллизиях никаких четких, законодательно закрепленных методов принятия окончательных решений не существовало. "Хозяева" ведомств, высшие сановники рейха, конкурировали друг с другом за власть и ресурсы, вели непрестанную бюрократическую интригу друг против друга. Высшей и последней инстанцией решения всех спорных вопросов был фюрер, власть которого конкуренция между приближенными укрепляла. В то же время Гитлер не любил систематически заниматься государственными делами, предоставляя своим партайгеноссе" (товарищам по партии) самостоятельно улаживать межведомственные коллизии, вмешиваясь в них лишь в исключительных случаях. Больше всего времени Гитлер тратил на обеденные застолья, заставляя своих собеседников выслушивать свои многочасовые монологи, которые тщательно стенографировались. С началом войны предметом его особого внимания стали военные действия.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 622. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |