Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Утверждение тоталитарного режима в Германии, его особенности.




При рассмотрении истории фашизма обычно основной акцент делается на репрессивном характере гитлеровского режима. Между тем уже к середине 1930-х гг., когда, в основном, в Германии была ликвидирована безработица и начался пересмотр условий Версальского мира, режим пользовался значительной общественной поддержкой. Это определило возможность уменьшения масштабов репрессий. Так, в 1933 г. после поджога рейхстага, запрещения КПГ и ликвидации нелегальных организаций коммунистов и социал-демократов в заключении оказалось 60 - 70 тыс. человек. Из них 9,5 тыс. были приговорены судами за "злоумышления против партии и государства", то есть по политическим статьям, остальные брошены в тюрьмы и концлагеря без суда. В 1934 г. в связи с разгромом штурмовых отрядов Э. Рема число заключенных еще более увеличилось. Однако в 1936 - 1937 гг. в лагерях оставалось лишь 7,5 тыс. человек. Остальные, признав свои прежние взгляды ошибочными, были отпущены или амнистированы. Многим была дана возможность эмигрировать.
Антисемитизм Гитлера, проявившийся, в частности, в принятии в 1935 г. так называемых "Нюрнбергских законов" о "чистоте расы и крови", лишивших евреев правовой защиты, оставался постоянным фактором политики. Тем не менее, в 1936 -1937 гг. массовые репрессии на расовой почве прекратились, некоторые еврейские семьи, эмигрировавшие ранее, даже рискнули вернуться в Германию.
Это было связано с тем, что, с одной стороны, первая волна "ариизации" экономики уже завершилась, необходимо было завершить передел собственности, ранее принадлежавшей евреям. С другой стороны, погромы и захваты собственности вызывали неблагоприятную для режима реакцию в других странах (Англии, Франции, США), с которыми гитлеровская Германия тогда еще не была готова конфликтовать.
Расовая терпимость завершилась в 1938 г. Убийство советника посольства Германии в Париже евреем стало поводом для новой волны антисемитизма. По всей Германии прокатилась волна погромов синагог и остающихся в собственности евреев магазинчиков, получившая название "хрустальная ночь". Согласно принятому "Указу об именах", всех евреев обязали принять имя Израиль или Сара. Еврейские общины Германии и других стран уплатили в виде контрибуции за предоставление немецким евреям возможности покинуть "рейх" около 1 млрд. золотых марок. Все же в рамках программы "ариизации" было захвачено собственности на 5 млрд. золотых марок. Широко распространенное мнение, что это была система жесткого, централизованного контроля, осуществляемого сверху над всеми сторонами жизни общества, подобная советской, неверно. Согласно концепции А. Гитлера, общество и государство направлялись единой волей вождя ("фюрера"), которая не ограничивается никакими формальными рамками, в том числе и закона, обычая, традиции, порядка, субординации. По сути дела, речь шла о создании антиправового государства, в котором, институты государства и гражданского общества были лишь частично слиты.
Придя к власти, фашистский режим не стал утруждать себя отменой существовавших правовых и процессуальных норм Веймарской республики, разрушением системы независимого судопроизводства (ее элементом, в частности, была несменяемость судей, которые назначались пожизненно). Демократические нормы и принципы были сделаны бессмысленными. 28 февраля 1933 г., сразу после поджога рейхстага, Гитлер издал указы "О защите народа и государства" и "Против предательства германского народа и изменнических махинаций". Эти указы разрешали "вне установленных до сих пор законом границ" ограничивать личную свободу, свободу слова и печати, объединений собраний, допускали конфискацию или ограничение собственности.
На основании данных указов была введена практика "превентивных арестов" по подозрению в деятельности, вредной для государства, 22 марта 1933 г. был открыт первый концентрационный лагерь в Дахау, первоначально рассчитанный на 5-тысяч заключенных. 23 марта 1933 г. был принят так и не отмененный до крушения рейха Закон о чрезвычайных полномочиях. Согласно этому закону, суды обязаны были считать приоритетной задачей защиту интересов нации, а не индивида, проявляя "гибкость" при вынесении приговоров. Таким образом, хотя судебная система Веймарской республики продолжала функционировать, любой человек без суда или, несмотря на вынесенный судом оправдательный приговор, мог быть отправлен в концлагерь на любой срок или казнен в застенках. В частности, в распоряжениях Г. Гиммлера, главы германской полиции, в качестве возможного повода для расправы указывался сбор информации о полицейских жестокостях, о концлагерях.

Права собственников в рейхе не были отменены, однако возможность конфискации любой собственности фашистским государством без суда сделала эти права иллюзорными. С принятием "Четырехлетнего плана" подготовки к войне предпринимателям под угрозой конфискации собственности стали диктоваться номенклатура выпускаемой продукции, цены на нее, размер зарплаты и число работников, порядок использования прибыли. Формально, на бумаге, доходы промышленников многократно возросли. На деле большая часть этих доходов должна была вкладываться в покупку государственных ценных бумаг (поскольку по ним не выплачивалось дивидендов, это было косвенной формой конфискации прибыли), направляться на содержание фашистских профсоюзов, национал-социалистской партии и т.д. Реальная власть над предприятиями перешла в руки уполномоченных новой власти, контролировавших выполнение ее распоряжений. Попытки сопротивления легко подавлялись. Так, в ответ на недовольство промышленников Рура покушениями фашистского государства на их права собственников Гитлер одобрил создание государственного концерна "Герман Геринг Рейхсверке". Деньги на его создание под угрозой ареста за саботаж вынуждены были дать магнаты Рура, но, несмотря на их уступчивость, государство конфисковало предприятия Тиссена. Они были переданы концерну "Герман Геринг", который стал крупнейшим промышленным комплексом Европы. Полностью была преобразована система управления государством. С назначением Гитлера рейхсканцлером (главой правительства), согласно закону о чрезвычайных полномочиях, он, как глава кабинета министров, получил право издавать декреты, имевшие силу закона. Таким же правом был наделен и президент. Формально не был ликвидирован и высший законодательный орган - рейхстаг (парламент), хотя его заседания перестали созываться. Со смертью Гинденбурга в 1934 г.- был принят закон, согласно которому посты президента и рейхсканцлера были объединены, был учрежден пост "фюрера германского рейха и народа". С этого времени разница между законами и декретами исчезла, законодательные акты (эдикты), подписываемые фюрером, вступали в силу после их публикации в соответствующем вестнике.

Поскольку Гитлер не любил дискуссий и совещаний, заседания кабинета министров созывались редко, а с 1938 г. вообще не проводились. Проекты законов готовились департаментами министерств и после согласования с другими заинтересованными ведомствами передавались в канцелярию Гитлера (имперскую рейхсканцелярию), которая стала высшим центром управления рейхом. При этом наибольшие шансы добиться подписания фюрером подготовленного закона имели приближенные к нему лица, которые пользовались его доверием (Геринг, Геббельс, Гиммлер и др.). Большинство министров, не имевших доступа к Гитлеру, должны были добиваться покровительства чиновников рейхсканцелярии. В противном случае законопроекты, отражавшие интересы их ведомств, могли не дойти по назначению.

Объединив законодательную и исполнительную власть, национал-социалисты сохранили прежнюю систему министерств и ведомств, но она была дополнена новыми, стоящими над ними структурами, выполнявшими особые целевые программы и возглавлявшимися приближенными фюрера. К числу таких надведомственных структур, которых всего было 11, относилось ведомство трудовых ресурсов, созданное в 1933 г. Первоначально цель этого ведомства состояла в преодолении безработицы, затем его задачи расширились. Оно стало отвечать за все строительство в интересах государства, включая и военное. Особую роль сыграла структура "Четырехлетнего плана", подчинившая себе как государственные ведомства, так и частный бизнес. Возглавленная Г. Герингом в 1936 г., эта программа должна была осуществить подготовку к войне. Постоянно действующей стала, естественно, программа обеспечения порядка в рейхе, возглавленная Гиммлером. Ему была подчинена как партийная полиция - СС, так и бывшее полицейское ведомство Германии. Специальные надведомственные структуры действовали на всей территории Германии, которая, согласно закону "О возрождении Рейха" 1934 г., формально стала унитарным государством, поскольку земельные правительства непосредственно подчинялись центральному правительству. Этот закон выполнялся лишь частично, поскольку гауляйтеры, представители партии национал-социалистов, назначенные Гитлером и ответственные только перед ним, сохранили большую степень автономии. Жесткая вертикаль власти в фашистской Германии так и не сложилась. Власть сконцентрировалась в руках государства, но при этом в рамках самого государства сформировалась сложная система субординации.

Одновременно существовали и территориальные, и отраслевые структуры управления. Традиционные министерства обслуживали несколько общегерманских ведомств, осуществлявших целевые программы. При постоянно происходивших конфликтах приоритетов, межведомственных коллизиях никаких четких, законодательно закрепленных методов принятия окончательных решений не существовало. "Хозяева" ведомств, высшие сановники рейха, конкурировали друг с другом за власть и ресурсы, вели непрестанную бюрократическую интригу друг против друга. Высшей и последней инстанцией решения всех спорных вопросов был фюрер, власть которого конкуренция между приближенными укрепляла. В то же время Гитлер не любил систематически заниматься государственными делами, предоставляя своим партайгеноссе" (товарищам по партии) самостоятельно улаживать межведомственные коллизии, вмешиваясь в них лишь в исключительных случаях. Больше всего времени Гитлер тратил на обеденные застолья, заставляя своих собеседников выслушивать свои многочасовые монологи, которые тщательно стенографировались. С началом войны предметом его особого внимания стали военные действия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 622.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...