Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Фрейдийстский и неофрейдийсткий подходы к изучению политики.
Фрейдизм – это названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, противоположными сознанию психическими принципами и применяющее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Образовавшись как концепция объяснения и лечения неврозов, фрейдизм (Ф.) в дальнейшем возвел свои положения в категорию общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние. Ядро Ф. определяет представление об вечной скрытой войне между спрятанными в глубинах индивида бессознательными психическими возможностями и необходимостью выжить во враждебной данному индивиду социальной среде. Вето со стороны последней, нанося душевную травму, подавляет энергию бессознательных желаний, которая пробивается обходными путями в виде невротических симптомов, а также сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т. д. В структуре личности выделяют три компонента: ид («оно»), эго («я») и супер-эго («сверх-я»). Ид – средоточение слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, которые стремятся к незамедлительному удовлетворению независимо от того, как относится субъект к внешней реальности. Способствует приспособлению к реальному окружению эго, которое считывает информацию об окружающей действительности и состоянии организма, запоминает ее и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения. Супер-эго использует моральные стандарты, запреты и поощрения, которые усваиваются личностью в основном бессознательно в процессе воспитания, чаще всего от родителей. Возникая в результате механизма идентификации ребенка со взрослым, оно может проявляться в виде совести и способно вызывать чувства страха и вины. Так как требования, предъявляемые к эго со стороны ид, супер-эго и внешней реальности (к которой индивид вынужден приспособиться), несовместимы, человек неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это приводит к невыносимому напряжению, от которого индивид уходит при помощи «защитных механизмов» – вытеснения, сублимации, рационализации, регрессии. Важную роль в формировании мотивации Ф. отводится детству, которое якобы однозначно определяет роли характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии рассматривается в том, чтобы определить травмирующие переживания и освободить от них личность путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин, повлекших невротические симптомы. Для этого используется анализ сновидений, метод «свободных ассоциаций» и др. Ф. ввел в психологию ряд важных проблем – бессознательной мотивации, соотношение нормальных и патологических проявлений психики, ее защитных механизмов, влияния сексуального фактора, роли детских травм на поведение взрослого человека и др. НЕОФРЕЙДИЗМ Неофрейдизм (Н.), или неопсихоанализ (букв. – «новое понимание души»), рассматривается как продолжение психоанализа З. Фрейда, но данное направление значительно перестроило структуру анализа. В отличие от фрейдизма, который ставил на первое место биологические предпосылки возникновения невроза, Н. ориентируется на социокультурные факторы. Основная роль в поведении человека отводится бессознательным побуждениям. По мнению неофрейдистов, психика человека социально детерминирована, поэтому невротическое и нормальное состояние человека зависит от его окружения. Возникновение Н. относится к 1920–1930 гг. Основные исследователи Н.: К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм, В. Райх, Э. Эриксон. Карен Хорни (1885–1952) выдвинула теорию «культурно-философской психопатологии». Согласно данной теории невроз объяснялся тревогой, которая возникает при взаимодействии ребенка с окружающими его людьми. К. Хорни считала врожденные инстинкты доминирующими, ведь в процессе жизни человек развивается и меняется внутренне и внешне. По ее мнению, между нормальным развитием и патологическим есть определенная грань, которая определяет то, можно ли излечить человека или нет. Человек, страдающий от невроза, отстраняется от своего «я» в пользу кажущегося ему идеального «я», он считает, что этот идеал может обеспечить ему социальную безопасность. Бессознательное чувство тревоги (по К. Хорни – коренная тревога) основывается на чувстве одиночества и беспомощности. К. Хорни выделяла два вида тревоги – психологическую и физиологическую. Физиологическая тревога – это страх новорожденного, что родители могут не уделить необходимое ему внимание. Психологическая тревога – это боязнь того, что идеальный и реальный образы собственного «я» не соединятся, лишь в случае их сочетания формируется гармоничная во всех отношениях личность. Г. Салливан (1892–1949) создал теорию «межличностной психиатрии», согласно которой на первом месте для человека выступают отношения с социумом, закладывающие основу в развитии личности. Э. Фромм (1900–1980), основатель «гуманистического психоанализа», ставил на первое место достижение личностью психологической свободы, на которую «покушается» социум. Человек, не имеющий возможности обрести такую свободу, отказывается от истинных ценностей, соглашаясь на мнимые (чаще всего – обладание чем-либо). Направление Э. Фромма во многом опередило фрейдизм и впоследствии получило отдельное, самостоятельное развитие. В. Райх (1897–1957) считал, что поведение определяется «оргонной энергией» (вселенская энергия любви), при блокировании которой человек становится агрессивным и замкнутым. Он, равно как и З. Фрейд, выступал за сексуальное объяснение поведения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 438. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |