Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Марксистское понимание политики: классический марксизм и неомарксизм.




Марксизм - учение, возникшее в 40-х гг. XIX в., рассматривает политику как «надстроечное» явление, зависимое от экономики, объясняет международную политику классовыми интересами. Марксисты утверждают, что антагонизм классов внутри государств порождает антагонизм и в отношениях между ними, внешняя политика зависит от политики внутренней. История человечества - это история борьбы классов и завершится она в результате революции гибелью капитализма и победой коммунизма в мировом масштабе. В современном мире влияние марксизма на политическую науку невелико, но марксистская идея об экономическом неравенстве как важнейшей причине политических конфликтов, востребована сегодня в рамках неомарксизма.

Неомарксизмпредставлен в мир-системной теории ИммануилаВаллерстайна и Андре Франка - современных ученых, работающих в области экономики, социологии, политологии. В рамках мир-системного анализа мир рассматривается в качестве единой социальной системы, находящейся в процессе развития. Согласно взглядам авторов нельзя исследовать отдельные элементы мир-системы вне ее контекста и динамики. Отсюда следует важный вывод о том, что развитость одних стран возможна только за счет неразвитости других и уровень развития каждой страны есть результат развития всей мир-системы. По экономическим показателям развития все страны мир-системы разделились на три группы: центр («ядро»), полупериферию и периферию. Страны «ядра» с более высокими экономическими показателями и соответственно уровнем жизни доминируют над остальными, экономически менее развитыми, при этом полупериферия и периферия пытаются сопротивляться, поднимают различного рода восстания. По мнению И. Валлерстайна, Октябрьская революция 1917 г. в России - одно из первых и драматичных восстаний на периферии и полуперифериимир-системы. В данной теории обращается особое внимание на поляризацию мира по линии богатый Север - бедный Юг, ведущую к потенциальным конфликтам.

 

Институциональный подход в политической науке. Неоинституционализм.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД - форма и способ научного изучения исторической реальности. Институциональный подход является одной из форм организации мультидисциплинарных исследований в исторической науке, направленных на решение научно-исследовательских задач в рамках ее предметного поля с помощью методологических конструктов и методов других научных дисциплин. Институциональный подход представляет собой систему познавательных принципов, ориентирующих историков на интерпретацию исторической действительности в русле институциональных теорий, разработанных в различных областях социально-гуманитарного знания. В качестве «института» или объекта исследования могут выступать: 1) организации; 2) правила и нормы; 3) модели поведения и социальные практики; 4) когнитивные образы и представления.

Различают классический институционализм и неоинституционализм. Классическое направление связано с изучением в качестве институтов политических организаций и формально-юридических норм, регулирующих отношения между людьми в обществе, а также социальные нормы, формируемые социальными системами и задающие модели социального поведения. Методологической основой классического институционализма выступает теория однолинейного прогрессизма, согласно которой история развивается по пути преодоления многообразия общественного устройства к единому рационально устроенному будущему. Применительно к историческому познанию в рамках классического институционализма одни исследователи акцентируют внимание на институтах как политических организациях и формально-юридических нормах, регулирующих отношения между людьми в обществе, другие - на институтах как совокупности формируемых социальными системами социальных норм, задающих модели социального поведения с целью интеграции и стабилизации общества.

Неоинституционализм признает возможность различных вариантов исторического развития и нацелен на характеристику специфики институтов, обусловленную выбором траектории исторического раз-вития. В рамках неоинституционализма институты рассматриваются как набор структурирующих человеческие взаимоотношения правил и ограничений, создаваемый самими людьми в процессе социальных коммуникаций или навязываемый социальными агентами, обладающими социальным капиталом, в том числе символическим [Д. Норт, Дж. Уоллис и Б. Вейнгаст]. Институты организуют взаимоотношения между людьми, структурируют повседневную жизнь, уменьшают неопределенность, задавая набор социальных альтернатив, которые име-ются у каждого человека. Внимание историков-неоинституционалистов акцентируется не столько на самих институтах, сколько на деятельности субъектов их поддерживающих или изменяющих, а также на институциональных изменениях. Историческое развитие рассматривается как процесс, детерминируемый социальной памятью. Она влияет на выбор пути общественного развития с учетом предшествующей траектории («pathdependence»): в обществе воспроизводится институциональная система прошлого с постепенным внесением в нее изменений. Быстрее всего изменяются институты, которые относятся к внешнему, поверхностному слою, тогда как глубинные институты проявляют устойчивость. В рамках неоинституционализма сложилось также представление о том, что история - это переход от гетерономных обществ к автономным. Гетерономные общества инкорпорировали в свои институты идею о том, что они не являются результатом человеческих усилий, не были созданы людьми, по крайней мере, теми, кто жив сейчас. В автономном обществе, напротив, индивиды творят образцы, нормы и правила в процессе жизнедеятельности в форме воображаемой социальной реальности, которая затем превращается в реальность настоящую [К. Касториадис].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 375.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...