Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация методов политического исследования.




При изучении политики как части общественной жизни учитываются философские идеи и теории. Специфика философии состоит, прежде всего, в том, что он рассматривает мир в целом, познает природу мира, изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления, а также пути и средства познания мира и его преобразования.

В центре ее внимания находится вопрос о соотношении мышления и бытия, духа и природы. При ответе на этот вопрос сформировались два лагеря – материалистов и идеалистов. Это сказалось и при изучении политики как общественного явления.

В политических учениях и современных политических теориях сформировались три традиции: религиозная, юридическая и политико-социологическая.

Религиозная традиция сначала получила развитие в форме мифа. Ф.Аквинский сформулировал божественную теорию политической власти. Он отмечал, что по своей истинной сути власть есть установление божественное. Поэтому власть всегда несет людям доброе, хорошее, благое.

С 70-х годов XX века идеологи возрождения ислама (фундаменталисты) исходят из необходимости выработки своих, сугубо исламских, отличных от политических структур Запада, форм участия народа в управлении страной.

Эта модель предполагает внедрение основных принципов ислама в экономику, социальную сферу, государственную структуру и право, то есть по существу «исламизацию» всей страны.

Юридическая традиция зародилась в Древнем мире. Для нее характерно понимание права и закона как не тождественных понятий. Право трактуется как нечто естественное, как безусловная природа вещей и отношений, как своего рода объективный разум.

Законы же понимаются как нечто искусственное, как условный продукт человеческого общества, произвола или усмотрения. С одной стороны, юридическое мировоззрение способствовало повышению интереса к конституционно-правововым основам деятельности государства, а с другой –

абсолютизировало роль государства и права в системе общественных отношений.

Политико-социологическая традиция рассматривает политику как сложное целое, состоящее из множества элементов (институтов, отношений, норм и ценностей) взаимосвязанных между собою. При этом сама политика анализируется как часть более сложной саморазвивающейся системы, каковой является человеческое общество. Эта традиция стала определяющейв современном исследовании политики.

Методология познания политики – это совокупность теорий, подходов, принципов, методов, правил и процедур, обеспечивающих взаимодействие познающего субъекта (то есть ученого) с познаваемым объектом для решения исследовательских задач. Она сложилась постепенно, в ходе изучения политической жизни.

Выделяются четыре периода в развитии методологии познания политики:

классический период (до XIX века), связанный в основном с дедуктивным, политико-философским и морально-аксеологическим подходами;

институциональный период (средина XIX – начало XX вв.) Использовались в основном историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы;

бихевиористский период (50-70 гг. XX века), когда стали активно применяться количественные методы;

постбихевиористский период (конец века), когда стали применяться «традиционные» и «новые» методы.

В классический период активно применяются аксеологические (оценочные) методы, опирающиеся на господствующие ценности и нормы нравственности. Так Платон, Аристотель, Монтескье и др. мыслители выделяют «правильные» и «неправильные» формы государства.

Наряду с оценочными методами используется и сравнительный метод, опирающийся на фактический материал. Так Аристотель собрал, анализировал и сравнивал описания (конституции) 158 городов – полисов.

В институциональный период на первый план выходят качественные методы познания политики. В работах А. де Токвиля, Дж. Милля, К.Маркса и других проводятся параллели и сравнения между основными европейскими государствами, а также формами правления в старом и новом свете.

В бихевиористский период используются совершенно новые методы: прежде всего количественные, эмпирические, заимствованные из психологии, социологии и других наук.

Особое место в методологии стали занимать методы изучения электорального поведения людей (анкеты, опросы, интервью, наблюдения). В 60-70 гг. XX вв. американцами начинают активно создаваться информационные базы политических данных на основе ЭВМ.

В целом познание политики осуществляется на двух уровнях: на теоретическом и эмпирическом. На теоретическом уровне исследуются внутренние, существенные, закономерные свойства, связи и отношения политики. Для итого используются методы дедукции, анализ и синтез, системный и другие.

На эмпирическом уровне изучаются, прежде всего непосредственно данные, внешние, изменяющиеся свойства связи и отношения политики, например с помощью наблюдения или опроса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...