Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Описание понятия «социальная инклюзия», описание предложений по развитию региона в вопросах социальной инклюзии, сформулированные участниками семинара ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Понятие «социальная инклюзия» в большинстве современных исследований трактуется лишь в аспекте адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Как показал проведенный семинар, данное понятие в настоящее время может рассматриваться гораздо шире, как конгломеративное, включающее не только проблемы детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, но и детей мигрантов, одаренных детей и т.д.
Все перечисленные категории объединяет общая проблема – социальная эксклюзия, которая представляет собой многомерный кумулятивный процесс, нарушающий социальные связи и препятствующий участию в жизни общества, состояние отверженности, возникающее вследствие этого процесса.
Социальную инклюзию можно определить как активный процесс укрепления чувства принадлежности индивида или группы к сообществу. Для позитивной социальной инклюзии необходима включенность в группу, включенность в деятельность, позитивная самоидентификация.
Эффективное решение задач социальной инклюзии требует особого подхода к организации взаимодействия участников образовательного процесса, разработки программы комплексной психолого-педагогической поддержки детей, направленной на повышение социальной зрелости.
Понятие социальной инклюзии по содержанию означает демократические в своей основе принципы и действия по включению индивида или группы в более широкое сообщество, в общий поток образовательного процесса, помощь в преодолении неудобств и различий. Сюда можно отнести преодоление дискриминации по полу, возрасту, здоровью, этничности и каким-либо другим признакам.
Цель инклюзивного образования заключается в ликвидации социальной изоляции, которая является следствием негативного отношения к разнообразию. Отправной точкой данного понятия является убеждение, что образование является одним из основополагающих прав человека и основой для более справедливого общества. Инклюзивное образование в свою очередь является условием для более широкой социальной инклюзии.
Главный критерий для инклюзивного образования - возможность сохранения конгруэнтности внешнего и внутреннего, адекватности образа «Я» и образа мира (во внутреннем плане) и их соотнесенность и непротиворечивость объективной реальности (во внешнем).
Инклюзивное образование предполагает вовлечение педагога в социальное конструирование, оказание поддержки ребенку в конструировании своего микросоциального пространства, в котором его персональная и социальная идентичности оказываются тождественны друг другу.
Таким образом, в ходе проведения семинара было сформулировано следующее определение понятия «социальная инклюзия»:
Социальная инклюзия – это процесс преодоления социальной эксклюзии, предполагающий укрепление чувства принадлежности индивида или группы к сообществу, включенность в группу, включенность в деятельность, возможность сохранения конгруэнтности внешнего и внутреннего, адекватности образа «Я» и образа мира и их соотнесенность и непротиворечивость объективной реальности.
Как показал проведенный семинар, в Вологодской области существует широкий спектр проблем, которые связаны с понятием «социальная инклюзия», к ним относятся: - проблемы обучения, социализации и реабилитации инвалидов; - проблемы обучения и развития одаренных детей; - проблемы, связанные с семейным неблагополучием и социальным сиротством в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями; - проблемы семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, имеющих детей от рождения до 3-х лет с уже выявленными отклонениями в развитии или входящими в группу биологического и социального риска; - проблемы адаптации детей-мигрантов в условиях поликультурного образования; - проблемы взаимодействия волонтерских объединений с образовательными учреждениями для детей с ограниченными возможностями здоровья; - проблемы социокультурной реабилитации инвалидов-колясочников и др.
Кроме того в регионе имеется богатый опыт, связанный с реализацией принципов социальной инклюзии и организацией инклюзивного образования, который обладает мультипликативностью.
В связи с вышеперечисленным, участниками семинара были сформулированы следующие предложения по развитию региона в вопросах социальной инклюзии:
1) провести более подробный анализ ситуации в регионе и выявить все организации, занимающихся вопросами социальной инклюзии в регионе, сформировать «карту региона»; 2) на базе Череповецкого государственного университета разработать модель региональной лаборатории проектирования среды равенства возможностей, создать дорожную карту реализации программы; 3) использовать для решения проблем социальной инклюзии в регионе возможности социального предпринимательства, в частности на базе Череповецкого государственного университета разработать модель регионального центра предпринимательских инноваций в социальной сфере, включающего ресурсный центр СОНКО, Coaching-школу социального предпринимательства.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 187. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |