Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Направления адаптации и социализации детей мигрантов в социокультурном пространстве города Череповца




Попова С. И. д. п. н., ведущий научный сотрудник НИС ЧГУ

Соловьева Е.Е.к. фил. н., доцент кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций ГИ ЧГУ

 

Понятие инклюзии по содержанию означает демократические в своей основе принципы и действия по включению индивида или группы в более широкое сообщество, в том числе лиц с ограниченными возможностями, в общий поток образовательного процесса, помощь в преодолении географических неудобств и экономических различий. Сюда можно отнести и преодоление дискриминации по полу, возрасту, здоровью, этничности и каким-либо другим признакам (П.Романов).

 

Психическая травма - это перенасыщенность внешними воздействиями и раздражителями, с которыми эмигрант не может справиться, и которые угрожают неприкосновенности психики (Н.С.Хрусталева).

 

Причины психической травматизации:

1) Расставание с родиной.

2) Чувство вины перед оставшимися в стране исхода родственниками и друзьями.

3) Чувство ностальгии, полное изменение привычного стереотипа и образа жизни.

4) Изучение языка страны эмиграции.

5) Утрата своего «Я» (кризис идентичности).

6) Комплекс иностранца и переживание стигматизации.

7) Изменения в семейных отношениях.

8) Разобщенность родителей и детей.

 

Дети наиболее уязвимы:

- незавершенность социализации,

- эмоциональность

- потребность в семье как защите,

- переоценка родителей,

- различная скорость адаптации у детей и родителей,

- культурная и психологическая разобщенность с родителями

 

Проявления негативной реакции на миграцию у детей:

1) Нарушения в когнитивно-аффективной сфере личности:

• агрессивность, вспыльчивость,

• пассивность, боязливость.

• Последствия:

• трудности в определении и описании собственных чувств;

• сложности в различении душевных переживаний и телесных ощущений;

• фокусирование внимания в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях;

• нарушение коммуникативных навыков;

• снижение способности к символизации (недостаточное развитие фантазии и воображения) (Зиновьева М. В.).

В отличие от второго поколения мигрантов, социализация которых проходит в России, «полуторное поколение» сохраняет память о стране выхода, общественном укладе, нормах поведения и традициях посылающего общества. Для них характерны двойственная (множественная) идентичность, восприятие себя как группы культурно адаптированных, владеющих языком страны проживания, перед которыми общество воздвигло барьеры как перед «чужими» (Мукомель В.И.).

 

Социальная эксклюзия - многомерный кумулятивный процесс, нарушающий социальные связи индивидов или групп и препятствующий их участию в жизни общества, и состояние отверженности индивидов или групп, возникающее вследствие этого процесса (Астоянц М.С.).

 

Опасности социальной эксклюзии:

• Сегрегация мигрантов, замыкание в пределах этнической группы (диаспоры)

• Добровольный отказ от социализации и интеграции

• Противопоставление коренному населению

• Межнациональные и межрелигиозные конфликты

 

Цель инклюзивного образования заключается в ликвидации социальной изоляции, которая является следствием негативного отношения к разнообразию с точки зрения расы, социального положения, этнического происхождения, религии, пола и способностей. Отправной точкой данного понятия является убеждение, что образование является одним из основополагающих прав человека и основой для более справедливого общества. Инклюзивное образование в свою очередь является условием для более широкой социальной инклюзии (Астоянц М.С.).

 

Главный критерий для инклюзивного образования - возможность сохранения конгруэнтности внешнего и внутреннего, адекватности образа «Я» и образа мира (во внутреннем плане) и их соотнесенность и непротиворечивость объективной реальности (во внешнем).

 

От нейтрализации культурных и образовательных барьеров между обучающимися мигрантами и русскоязычными детьми - к успешной социализации посредством расширения межкультурных коммуникаций.

 

Социальное конструирование педагогом, оказание поддержки ребенку в конструировании своего микросоциального пространства, в котором его персональная и социальная идентичности оказываются тождественны друг другу.

 

Позитивное отношение к своей культуре и языку гармонично сочетается с позитивным отношением «к чужой для ребенка» культуре и иностранным языкам.

 

Поликультурное образование - система обучения и воспитания, которая учитывает культурную, этническую и религиозную специфику учащихся, развивает у них толерантность, уважение к представителям иной лингвокультурной общности (Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин).

 

Цель поликультурного образования состоит в формировании индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультур-ной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурноэтнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований (Пафова М. Ф.).

 

Направления комплексной адаптации и социализации детей мигрантов г. Череповце:

- Психологическое сопровождение детей-мигрантов.

- Обучение детей-мигрантов русскому языку детей дошкольного возраста и раннего школьного возраста для более успешной адаптации к школе.

- Создание индивидуальных образовательных траекторий для детей-мигрантов с учетом индивидуальных, национальных, возрастных особенностей.

- Разработка системы культурно-воспитательных мероприятий в поликультурных классах для улучшения межнациональных и межличностных отношений, гармонизации личности ребенка, развития коммуникационных навыков.

- Программы внеурочной деятельности для школьников начального и основного общего образования для знакомства с культурой города и области, нравами и обычаями горожан.

 

Направления деятельности научно-методического и консультационного центра:

- комплексное изучение проблем семей мигрантов и бывших мигрантов;

- проведение научных семинаров, форумов по проблемам мигрантов с привлечением всех заинтересованных лиц;

- взаимодействие с мэрией и городской думой, общественными организациями, образовательными учреждениями, представителями диаспор;

- разработка методических рекомендаций для педагогов по социальной инклюзии детей-мигрантов;

- курсы повышения квалификации для педагогов дошкольного, начального и основного общего образования.

- создание научно-методического и консультативного центра на базе ЧГУ.

 

Адаптация с целью социализации детей-мигрантов в условиях поликультурного образования - социокультурный ресурс развития города и региона.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...