Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Программирование развития отдельных отраслей, видов продукции и экономики в целом
Программирование национальной экономики как явление в системе государственного регулирования появилось в мировой практике в середине XX в Первыми на этот путь встали США, Канада, Франция и Япония. Государственное программирование наиболее распространено в странах Западной Европы, а также в Японии, менее в США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики. Программирование экономики применяется в развивающихся странах. Это объясняется тем, что развивающиеся страны сталкиваются в своем развитии с проблемами, преодолеть которые через механизм стихийного регулирования экономических процессов невозможно государственные программы носят рекомендательный, ориентирующий (индикативный) характер. Они не обязательны для выполнения частным сектором экономики. Но, несмотря на свой рекомендательный характер, государственные программы имеют сильную поддержку, которая обеспечивает их значительную эффективность и реализуемость. Государственное программирование — это своего рода инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства, гарантирующие развитие общества в заданном направлении. Планируя и регулируя сферу внутренних и внешних экономических отношений, государство стремится добиться необходимой координации воспроизводственных потоков в разных секторах экономики в соответствии с потребностями национального хозяйства как целого.
Государственное программирование часто используют как термин, равнозначный программно-целевому планированию. Программно-целевой метод – основной способ решения крупных социально-экономических проблем посредством разработки и реализации органами государственной власти и управления взаимосвязанных программных мер, направленных на решение задач в различных сферах жизнедеятельности общества. Специфическими чертами программно-целевого планирования являются: четкие формулировки и систематизация целей («древо целей и задач»); обусловленность реализуемых мероприятий поставленными целями (система целереализующих действий); изначальное установление средств и ресурсов осуществления программных мероприятий; системный подход к управлению программой и контроль за реализацией мер со стороны органов управления. Сущность программного подхода раскрывается через понятия «программная область», «параметры программы», «структура программы». В общем виде структура программы включает следующие блоки: целевой (содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программными методами, цели, задачи, сроки и этапы программы), исполнительный (система программных мероприятий), ресурсный (объемы, источники ресурсов), организационный (механизм реализации, организация управления и контроль, оценка последствий, паспорт программы). Процесс разработки целевой программы складывается из следующих стадий: целевая установка программы; научно-проектная разработка программы (обоснование способов ее осуществления); структурная разработка (формирование разделов, построение исполнительной структуры программы, обоснование программных мероприятий); ресурсная разработка (обоснование объемов и источников ресурсов, необходимых для реализации программы). Унифицированного алгоритма содержания методов разработки государственных программ не существует в силу того, что разработка целевой программы – это не линейный, а циклический процесс. Объективная необходимость государственного программирования экономики обусловлена необходимостью глубоких и быстрых структурных изменений в национальной экономике и недостаточной эффективностью рыночных механизмов. Основной задачей программирования как формы государственного регулирования экономики является: · поддержка экономического равновесия; · влияние на качественные изменения экономики и стимулирования ее развития Цель государственного программирования заключается в обеспечении наиболее эффективного варианта развития экономики Программирование как форма государственного регулирования экономики является особым способом вмешательства государства в экономику товаропроизводителя, который корректируется в нужном в определенное время направлении; выступает как современный неадминистративный метод организации экономики, поскольку не управляет субъектами рынка, а лишь ориентирует их в поведении и обеспечивает самостоятельность; основу программирования составляет структурное регулирование с точки зрения объекта программирования Следовательно, фактически программа - это экономический функциональный документ, в котором содержится определенный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на достижение целей, обусловленных существованием одной или нескольких смежных социально-экономических проблем. Как уже отмечалось, программирование как один из комплексных инструментов экономических методов и форм государственного регулирования экономики реализуется через соответствующие программы, обеспечивают комплексный подход к решению определенных приоритетных проблем и предусматривают целевое направление и использование ресурсов для их решения. В рыночной экономике программирование имеет индикативный, т.е. рекомендательно-информативно-регулятивный Объектами государственного экономического программирования выступают отрасли, регионы, сектора и сферы экономики, различные направления научных исследований и экономика в целом. Главными задачами государственного экономического программирования являются: · поддержка экономического равновесия; · воздействие на качественное преобразование экономики; · стимулирование развития экономики; · решение конкретных социально-экономических проблем и продуктовых задач не только государственного экономического программирования - объявления и достижения приемлемого для государства сценария развития экономики как в целом, так и по отдельным ее направлениям Классификация государственных программ возможна по следующим основаниям: 1. По функциональной сфере государственной программы: – социально ориентированные (социальные); – научно-технические (инновационные); – инвестиционные (воспроизводственные); – экологические; – программы обеспечения национальной безопасности, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2. По объекту реализации государственных программ: – территориальные (региональные); – отраслевые; – программы развития ресурсного потенциала; – внешнеэкономические; – организационно-управленческие; – маркетинговые. 3. По сроку реализации программы: – краткосрочные, на период до 3 лет; – среднесрочные, на период 3—5 лет; – долгосрочные, на период свыше 5 лет. 4. По степени государственной поддержки: – программы, полностью осуществляемые за счет средств федерального бюджета; – программы, поддерживаемые государством с привлечением негосударственных источников финансирования; – совместные территориальные программы (поддерживаемые государством программы социально-экономического развития территорий); – программы, связанные с текущей деятельностью федеральных органов власти и управления. Оценка государственных программ включает оценку подготовки программы, оценку реализации программы, оценку результатов, оценку экономической эффективности, оценку последствий и эффектов. Методика проведения оценки государственной программы разрабатывается на стадии формирования самой программы и должна быть адекватна ее содержанию. На практике, как правило, применяются: 1) метод экспертных оценок; 2) методы количественной оценки. Смена вектора развития экономики страны обусловила значительное повышение роли государственных программ как инструмента государственного управления, как способа реализации государственной политики, нацеленной на эффективное решение насущных проблем общественного и государственного развития.
Принципы стратегического планирования Стратегическое планирование – управленческий процесс создания, поддержания соответствия между целями компании и её потенциальными возможностями. Следовательно, принципы стратегического планирования отражают исходные положения, характер и содержание деятельности по стратегическому планированию в организации. Правильное соблюдение этих принципов создаёт предпосылки для эффективной работы компании и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования. 1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системныйхарактер. Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в неё, и отдельные части процесса планирования. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов организации становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений (т. е. единства в рамках управленческой иерархии), их интеграции. 2. Принцип непрерывности. Смысл принципа непрерывности заключён в том, что: – процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно, в рамках установления цикла; – разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу исходя из следующих важных предпосылок: – неопределённость внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировку ожиданий компании относительно внешних условий и соответствующее исправление и уточнение планов; – изменяются не только фактические предпосылки, но и представления компании о своих внутренних ценностях и возможностях. 3. Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. 4. Принцип точности. Всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой компании неизвестностью. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности компании. 5. Принцип участия тесно связан с принципом единства и означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс стратегического планирования должен привлекать к себе всех, кого он непосредственно затрагивает. 6. Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция. Сочетание принципов координации и интеграции даёт известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх. Все принципы должны быть объединены в единую систему, способную обеспечить стратегическую устойчивость корпорации. Процесс финансового планирования Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Основными целями этого процесса является установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Финансовые планы подразделяются на долгосрочные, текущие и оперативные. Вдолгосрочном финансовом плане определяются ключевые финансовые параметры развития организации, разрабатываются стратегические изменения в движении ее финансовых потоков. Втекущемфинансовом плане все разделы плана развития организации увязываются с финансовыми показателями, определяется влияние финансовых потоков на производство и продажу, конкурентоспособность организации в текущем периоде.Оперативныйфинансовый план включает в себя краткосрочные тактические действия — составление и исполнение платежного и налогового календаря, кассового плана на месяц, декаду, неделю. Объектами финансового планирования являются - движение финансовых ресурсов; -финансовые отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов; -стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов. Финансовое планирование как инструмент управления финансами организаций отличается разнообразием форм и показателей, отражающих многообразие форм собственности, различия в видах и способах ведения бизнеса. Финансовое планирование в организации призвано решить следующиезадачи: 1. выявление резервов увеличения доходов организации и способов их мобилизации; 2. эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений развития организации, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль; 3. увязка финансовых ресурсов с показателями производственного плана организации; 4. обеспечение оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом, банками и другими финансовыми структурами. Финансовое планирование представляет собой одну из составных функций управления. Оно тесно связано с планированием всей хозяйственной деятельности организации. В условиях рыночной экономики роль планирования не только не снижается, но и многократно возрастает. Без бизнес-плана невозможно эффективно управлять не только крупным, но и сравнительно небольшим предприятием. Будущее любой организации без него неопределенно и непредсказуемо. Поэтому управленческому персоналу необходимо уметь составлять бизнес-план. Бизнес-план — это документ, который дает описание основных аспектов будущего коммерческой организации, анализирует все риски, с которыми она может столкнуться, определяет способы решения возможных проблем и отвечает в конечном счете на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесет ли он доходы, которые окупят затраты. Обычно бизнес-план включает следующие разделы: 1. обзорный раздел (резюме); 2. описание организации (предприятия); 3. описание продукции (товаров, работ, услуг); 4. анализ рынка; 5. производственный план; 6. план сбыта (маркетинговые мероприятия); 7. финансовый план; 8. анализ чувствительности проекта; 9. экологическая и нормативная информация; 10. приложения. Таким образом, финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана, который может составляться как для обоснования конкретных инвестиционных проектов и программ, так и для управления всей текущей и стратегической деятельностью организации. Финансовый план можно рассматривать как задание по отдельным показателям, а также как финансовый документ, обеспечивающий увязку показателей развития организации с имеющимися для этого финансовыми ресурсами. Финансовое планирование как составная часть бизнес-планирования направлена, с одной стороны, на предотвращение ошибочных действий в сфере финансов, с другой — на выявление резервов и мобилизацию неиспользованных возможностей. Наличие бизнес-плана является важным фактором при решении вопроса о предоставлении финансовой поддержки организации от внешних инвесторов. Планирования роста производительности труд Основной целью планирования производительности труда является поиск резервов, использование которых позволило бы организации выйти на более низкий уровень расходов на персонал, чем достигнутый конкурентами, и обеспечить тем самым возможность выживания в условиях рынка.
Планирование безубыточности Вопросы анализа точки безубыточности наиболее интересны в двух аспектах: анализ нынешнего состояния дел на предприятии и прогноз будущего состояния фирмы. Первый аспект заключается в выделении наиболее существенных факторов, определяющих себестоимость производимых изделий и анализа текущей рыночной конъюнктуры. Второй аспект заключается в прогнозе уровня затрат на производство и ценовой ситуации на рынке. На основе сделанных прогнозов осуществляется расчет плана производства. Важным условием обспечения успешной деятельности фирмы является контроль за выполнением плана безубыточности фирмы. Процесс составления плана безубыточности деятельности фирмы является частью составления общего финансового плана фирмы. Стадии процесса планирования безубыточности: Анализ состояния дел в фирме и ситуации на рынках сбыта. Подразумевается анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы с точки зрения внутренних и внешних факторов. Под внутренними факторами прежде всего понимаем анализ издержек, с учетом возможностей трансформирования структуры издержек с целью их минимизации. Отметим, что на минимизацию издержек помимо часто производственных и технических вопросов немаловажное влияние оказывает уровень менеджмента на предприятии и деятельность служб снабжения. Внешние факторы рассматриваются прежде всего как те объективные особенности рыночной среды, которые оказывают положительное или отрицательное воздействие на деятельность предприятия. К числу таких факторов относятся: доля рынка, контролируемая фирмой, и тенденцией к ее изменению; деятельность конкурентов, изменение предпочтений потребителей, изменение общей финансовой ситуации в стране, где осуществляется деятельность фирмы и т.д. Прогноз будущих цен на факторы производства и на готовую продукцию. Если у предприятия отсутствуют возможности для проведения подобного рода анализа, то можно ограничиться простой экстраполяцией существующих тенденций в изменениях цен на рынке. На этом же этапе определяются цены противодействия возможным неблагоприятным изменениям цен. В частности могут рассматриваться вопросы хеджирования ценового риска путем использования товарных фьючерсов и опционов. Расчет переменных и постоянных затрат. По спрогнозированным значениям цен и непроизводственных затрат, необходимо рассчитать себестоимость производимой продукции. При этом необходимо спланировать применение объема незавершенного производства и степень выполнения отдельных этапов работ. Здесь же определяется потребность в основных и оборотных средствах, определяются предположительные источники их формирования. Если потребность в финансовых ресурсах удовлетворяется путем внешних займов, то в сумму непроизводственных расходов необходимо включить расходы по полученным кредитам. |
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 299. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |