Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Метод совмещенного расчета прибыли




Задачи и функции бизнес-плана

Назначение бизнес–плана состоит в том, что он помогает предпринимателям решать следующие задачи:

1. бизнес–план показывает, какими методами и с помощью каких средств можно достичь поставленных целей;

 2. с помощью бизнес–плана можно получить желаемые вложения капитала от потенциальных инвесторов;

3. изучить емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта;

4. оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела;

5. обнаружить всевозможные «подводные» камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;

 6. определить показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел.

Основными функциями бизнес–плана являются: 

обоснование стратегии (общей концепции) и тактики развития предприятия; 

планирование, позволяющее оценивать и контролировать процесс развития деятельности предприятия; привлечение денежных средств со стороны (ссуды, кредиты);

 привлечение инвесторов и расширение круга предприятий–партнеров, совместно реализующих разработанный проект.

При разработке бизнес–плана необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования: необходимость; непрерывность; эластичность и гибкость; единство и полнота; точность и детализация; экономичность; оптимальность; связь уровней управления; участие; холизм (сочетание координации и итеграции).

 

Индикативное планирование

По характеру управленческой деятельности различаются два основных типа планирования: административное и индикативное. Планирование действует в основном в пределах организации, фирмы и тому подобных структур, опирается на создание и функционирование централизованной нормативно-правовой базы деятельности всех субъектов экономики, а также на жесткий контроль за обслуживанием бюджетов и использованием бюджетных средств. Можно выделить следующие подходы к определению понятия индикативного планирования, опирающиеся на опыт разных стран. Первый рассматривает индикативное планирование как макро-планирование при самостоятельности предприятий. Оно основано на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании последнего. Согласно второму подходу, индикативное планирование - это ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формулируемых государством. Сторонники третьего подхода особо подчеркивают, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и государственного сектора. Частные предприятия ориентируются на индикативный план, подстраиваясь под планы государства, даже если это для них не обязательно.

Индикативное планирование - это механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее государственное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием. Он основан на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включает: определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, которые участвуют в реализации плана.

В условиях индикативного планирования стимулирование хозяйственной деятельности, отвечающей целям социально-экономического развития, включает широкое использование следующих рыночных инструментов:

- прямые дотации и субсидии из бюджета в те направления хозяйственной деятельности, которые обеспечивают ощутимое повышение уровня и эффективности социально-экономического развития;

- использование гибкой налоговой и ценовой политики, обеспечивающей заинтересованность предпринимателей в расширении разнообразных видов хозяйственной деятельности;

- использование льготной политики в отношении местных налогов, платежей за ресурсы, аренды для поддержки предпринимательской активности;

- повышение ответственности всех структур за выполнение законодательных и нормативно-правовых условий, разработка и применение санкций за их нарушение;

- привлечение инвестиций в экономику путем создания благоприятного климата и атмосферы доверия к власти.

Базовым понятием системы индикативного планирования является индикатор - интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики процесса.

Информативная база для бизнес-планирования

Информационное база для бизнес- планирования — это процесс сбора, обработки, формализации данных о развитии процессов на рынке товаров и услуг; о состоянии и изменении нормативно-законодательной базы; о динамике показателей деятельности предприятия и его состоянии в прошлом и настоящем; об успешности усилий по повышению эффективности работы предприятия и др.

Информационное база процесса бизнес - планирования состоит:

— из сбора, обработки и передачи данных о внешней и внутренней среде предприятия;

— выбора и использования методов и приемов обобщения и анализа информации, в том числе с использованием программных средств;

— технического обеспечения передачи и обработки информационных потоков.

Для плановых расчетов важно сформировать базу данных разного временного диапазона на основе их целевой подборки, обработки и использования. При этом необходимо обеспечить их сопоставимость во времени и по масштабам деятельности предприятия. Разработка системы информационного обеспечения планирования на предприятии включает следующие процедуры:

— определение банка данных, необходимых для проведения обоснованных плановых расчетов;

— формирование источников поступлений данных (информации), обеспечение их достоверности и доступности в обработке и использовании;

— определение системы обработки данных и достижение согласованности в поступлении и выдаче информации;

— определение правил и методов анализа, отбора и хранения данных;

— выбор адекватных методов и форм плановых расчетов, обеспечивающих преобразование текущей информации и базы данных в плановую информацию на перспективу.

Поставщиками информации могут быть:

— структурные подразделения данного предприятия в соответствии с их функциями и направлениями деятельности;

— поставщики товаров, сырья, услуг;

— официальные органы статистики и предприятия, занимающиеся сбором и обработкой информации;

— государственные органы власти, обеспечивающие пропорциональность и оптимальность развития отдельных отраслей;

— покупатели в соответствии с их опросами, интервью, другими разовыми или постоянными исследованиями их предпочтений;

— средства массовой информации, ярмарки, выставки, торговые дома, биржи и другие мероприятия.

Источниками информации являются:

— законодательно-правовые документы, регламентирующие деятельность предприятия;

— бухгалтерская и статистическая отчетность;

— Интернет и др. СМИ;

— реклама и др.;

— результаты выборочных обследований;

— литература: книги, журналы, официальные издания;

— аналитическая и статистическая информация, полученная по заказам

 

Классификация и виды планов

По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий:

- директивное

- индикативное планирование

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер.

2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степень детализации плановых расчетов принято различать:

- долгосрочное планирование (перспективное)

- среднесрочное планирование

- краткосрочное планирование (текущее)

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

3. По содержанию плановых решений выделяют:

- стратегическое планирование

- тактическое планирование

- оперативно-календарное планирование

- бизнес-планирование

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей.

Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.

Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривают как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование – процессом их реализации. В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период. Тактическое планирование охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды.

Оперативно - календарное планирование.Оперативно – календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации планомерной повседневной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

В процессе оперативно-календарного планирования выполняются следующие плановые функции:

- Определяется время выполнения отдельных операций по изготовлению сборочных единиц изделий и изделий в целом путем установления сопряженных сроков передачи предметов цехами-поставщиками их потребителями;

- Осуществляется оперативная подготовка производства путем заказа и доставка на рабочие места материалов, заготовок, инструментов, приспособлений и другой оснасткой, необходимой для выполнения плана производства продукции;

- Ведется систематический учет, контроль, анализ и регулирование хода производственного процесса, предупреждающие или ликвидирующие его отклонения от планового.

Бизнес – планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.

Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается для обоснования:

- Текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;

- Возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;

- Предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;

- Целесообразности оказания мер государственной поддержки.

4.В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса.

В частности, планирование можно классифицировать по следующим категориям:

I. По степени охвата:

- общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;

- частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры;

II. По объектам планирования:

- целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей;

- планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация);

- программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например программ производства и сбыта;

- планирование действий, например, специальных продаж, наем кадров;

III. По сферам планирования:

- планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);

- планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);

- планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);

- планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);

- планирование инвестиций, финансов и т.д.

IV. По глубине планирования:

- агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;

- детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;

V. По координации частных планов во времени:

- последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;

- одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;

VI. По учету изменения данных:

- жесткое планирования;

- гибкое планирование;

VII. По очередности во времени:

- упорядоченное (текущее) планирование, при котором о завершении одного плана разрабатывается другой план, (планы чередуются последовательно один за другим);

- скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;

- внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия.

 

Метод прямого счета в планировании прибыли, его достоинства и недостатки

Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии . Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование , но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль , так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам . В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов , но и , обеспечивающий максимальную прибыль.

Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли , главным образом, прибыль от реализации продукции , выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

Метод прямого счета является наиболее распространённым . Он применяется , как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль . Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода. Другая разновидность метода прямого счета – метод по-ассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции , для чего необходимо располагать соответствующими данными. Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты. Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод по ассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течении планируемого периода является его точность. В современных условиях хозяйственный метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства.

Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при очень большой номенклатуре очень трудоёмок.

 

Методы планирования прибыли предприятия

Конечной целью деятельности любого предприятия является прибыль, то есть разница в финансах между себестоимостью продукции и ее окончательной ценой. Прибыль рассчитывается еще на этапе составления бизнес-плана. В рамках одного предприятия, как правило, сосредоточено сразу несколько видов деятельности, и методы планирования прибыли от каждого из них будет различаться. Так по-отдельности рассчитывается прибыль от:

1. Продажи продукции.

2. Реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера.

3. Реализации основного фонда.

4. Оплаты выполненных работ.

5. Реализации другого имущества и имущественных прав.

6. Прибыль (убыток) от внереализационных операций.

Основные методы планирования прибыли на сегодня это:

- метод прямого счета;

- аналитический метод планирования прибыли;

- метод совмещенного расчета прибыли.

Метод прямого счета

Метод прямого счета применяется на предприятиях, где налажен выпуск небольшого ассортимента продукции. Прибыль вычисляется здесь таким образом: разница между выручкой от реализации продукции (минус НДС и акцизы) и полной себестоимостью и продукта. Формула: П = (ВхЦ) — (ВхС), где В - это выпуск товарной продукции за планируемый период, Ц — цена на продукцию (минус НДС и акцизы), С — себестоимость единицы продукции.

Этот метод планирования прибыли подразумевает определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции за плановый год по полной себестоимости и в конечных ценах. Также подсчитываются остатки готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планового года.

Метод планирования прибыли путем прямого счета прост и доступен. Тем не менее, достаточно трудоемок и не позволяет выявить полное влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

Аналитический метод планирования прибыли

Аналитический метод планирования прибыли применяется часто как дополнение к прямому методу для его проверки, а также им предпочитают пользоваться на тех предприятиях, где продукция выпускается в большом ассортименте. Он, в отличие от прямого метода, позволяет выявить влияние отдельных факторов на прибыль. Исчисление от прибыли от реализации товарной продукции происходит в 3 этапа:

Определение базовой рентабельности. Рассчитывается путем деления суммы ожидаемой прибыли на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за отчетный год.

Исходя из базовой рентабельности, исчисляется объем товарной продукции за планируемый период по себестоимости отчетного года, а также определяется прибыль на товарную продукцию.

Учитывается влияние различных факторов на плановую прибыль: снижение или повышение себестоимости сравнимой продукции, изменения ассортимента, цен и др.

Метод совмещенного расчета прибыли

Метод совмещенного планирования прибыли объединяет в себе элементы первого и второго способов. Для большего удобства проведения расчетов стоимость товаров в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года высчитывается методом прямого счета. А факторы, влияющие на плановую прибыль (например, изменение себестоимости, изменение ассортимента, цен, повышение качества и т. д.) просчитываются посредством аналитического метода.

Таким образом, взяв за основу один из трех методов планирования и прогнозирования прибыли можно составить бизнес-план и заранее просчитать рентабельность того или иного предприятия.

 

Особенности оперативного планирования в условиях различных типов производства (массовом, серийном, единичном)

Правильное определение типа производства позволяет выбрать эффективный метод его организации, т.е. ответить на вопрос, как эффективнее осуществить производственный процесс. Метод организации производства представляет собой совокупность приемов и средств реализации производственного процесса. Для единичного и мелкосерийного типов производства характерен единичный (индивидуальный) метод организации производства с использованием метода групповой технологии, для среднесерийного - партионный, с использованием как группового метода, так и элементов поточного, для крупносерийного и массового типов производства - поточный.

Единичный тип производства характеризуется штучным выпуском изделий, повторяемость выпуска однородных изделий нерегулярна либо вовсе отсутствует. Поэтому индивидуальный (единичный) метод организации производства предполагает изготовление изделий или деталей небольшими неповторяющимися партиями или отдельными образцами.

задания.

В единичном производстве большое значение имеет сменно-суточное планирование. Сменно-суточные задания разрабатываются как для участков или смен в целом, так и для отдельных рабочих мест. В них уточняются задания на данную смену или сутки по номенклатуре, количеству, срокам, рабочим местам. Основная задача разработки сменно-суточных планов на производственных участках состоит в том, чтобы обеспечить своевременный запуск в обработку и продвижение деталей по рабочим местам в течение предстоящих суток в соответствии с производственным заданием на месяц.

Единичный тип производства характерен для предприятий тяжелого, транспортного и энергетического машиностроения, судостроения, опытного производства и т.д.

Серийный тип производства характеризуется постоянством выпуска довольно большой номенклатуры изделий. Он предопределяет партийный метод организации производства, когда запуск в производство деталей или узлов осуществляется партиями определенного размера при определенном устойчивом чередовании их во времени. Это позволяет организовать ритмичный выпуск продукции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...