Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Юридическая характеристика снятия информации с технических каналов связи.




Понятие снятия информации с технических каналов связи как ОРМ и его нормативное определение.

Снятие информации с технического канала связи (далее — СИсТКС) — съем специальными техническими средствами характеристик электромагнитных или других физических полей, возникающих при передаче информации по сетям электрической связи (исключая телефонную и телеграфную сети), в работе компьютерных сетей, баз данных, телекоммуникационных информационных систем, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации и, как правило, их фиксация. СИсТКС является разновидностью оперативно-технического мероприятия, так как информацию в нем получают опосредованно, за счет технических устройств, а не непосредственно самим человеком.

В оперативно-розыскной теории СИсТКС рассматривают как разновидность сыскного съема информации с материальных объектов, включающего съем информации с электронных устройств на каналах связи и съем информации с ее иных материальных носителей (слепок ключа от замка, слепок следа от протектора шины и др.). Нормативно это ОРМ предусмотрено п. 11 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Отдельные его правила изложены в ст. 5—8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, ст. 63 и 64 ФЗ о связи, ч. 4 ст. 15 Федерального закона о федеральной службе безопасности, Указе Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств», Инструкции «Об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий», а также в закрытых нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов. Кроме того, для реализации результатов СИсТКС применяют Инструкцию о результатах ОРД.

Характеристика обязательного юридического содержания снятия информации с технических каналов связи.

СИсТКС характеризуется как сложное продолжаемое ОРМ (см. § 1 гл. 17). В оперативно-розыскном законодательстве различают основной и ограничительный составы этого ОРМ.

Кроме того, в оперативно-розыскной теории выделяют льготный состав СИсТКС, когда его проведение хотя и влечет ограничение конституционных прав гражданина, но проводится в экстренном порядке с последующим уведомлением судьи. Объект СИсТКС усеченный. С его помощью допустимо защищать не все общественные отношения, предусмотренные ФЗ об ОРД, а только те блага, на которые совершают преступные посягательства (не предусмотрена защита объектов в административной сфере — см. ч. 9 ст. 8).

Обязательным признаком в этом составе ОРМ является предмет — технический канал связи.

Технический канал связи — элемент сети электросвязи, т.е. технологической системы, обеспечивающей один или несколько видов передач: факсимильную передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания.

Электрическая связь (электросвязь) — всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам.

Предметно-практическая сторона основного состава СИсТКС характеризуется следующим.

Виды СИсТКС.

Известны различные классификации. Так, в зависимости от особенностей технического канала связи различают снятие информации с персонального компьютера, телевизионного передатчика, информационной системы и т.д.

В зависимости от длительности проведения СИсТКС бывает, как правило, продолжаемым, длительным по времени.

Форма СИсТКС.

Допустимы как гласная, так и негласная формы его проведения (как правило, его проводят негласно).

Место и время проведения этого ОРМ в ФЗ об ОРД не определены. Используемые средства. При проведении СИсТКС его субъекты вправе, как и при любом другом ОРМ, использовать технические и иные средства (ч. 3. ст. 6 ФЗ об ОРД). Однако в отличие от некоторых других ОРМ для его проведения наличие технических средств является обязательным признаком состава этого ОРМ. Это вызвано тем, что невозможно снять информацию с технического канала связи без применения соответствующего устройства.

Субъект проведения СИсТКС специфичен. Так, в ФСБ России, МВД России и ФСКН России он может быть простым: основной — сам оперативник или по его заданию агент; дополнительный — специалист по тем или иным техническим каналам и т.п.

Во всех остальных оперативно-розыскных органах (кроме ФСБ России, МВД России и ФСКН России) такой субъект сложный: основной должен содержать не менее трех субъектов: 1) инициатора задания — оперативника (любого оперативно-розыскного органа); 2) лица, утверждающего задание, — руководителя оперативно-розыскного органа; 3) исполнителя — сотрудника оперативно-технического подразделения одного из трех оперативно-розыскных органов: ФСБ России, МВД России или ФСКН России; дополнительный — агент, специалист по тем или иным техническим каналам, оператор связи и т.п.

Характеристика особенностей ограничительного состава СИсТКС.

В оперативно-розыскном законодательстве известны следующие особенности этого состава. Так, для СИсТКС, влекущего ограничение конституционных прав каждого на тайну сообщений, передаваемых по сетям электрической связи (например, отправляемое по электронной почте с личного электронного почтового ящика проверяемого лица), требуется выполнение дополнительного, кроме обычных, условия — получение разрешения судьи.

Субъект в этом составе СИсТКС также специфичен. Он должен содержать уже не менее четырех субъектов: 1) инициатора задания — оперативника; 2) лица, утверждающего задание, — руководителя оперативно-розыскного органа; 3) санкционирующего лица — судьи; 4) исполнителя —сотрудника соответствующего оперативно-технического подразделения.

Кроме того, специфичны условия СИсТКС, характеризующего деятельность: судьи, когда ОРМ связанно с ограничением его гражданских прав или с нарушением его неприкосновенности (см. ч. 7 ст. 16 Закона о статусе судей); адвоката, когда СИсТКС связанно с ограничением адвокатской тайны. Следует применять правила ч. 3 ст. 8 Федерального закона об адвокатуре.

В этом составе СИсТКС субъект проведения также сложный: кроме оперативника (агента) в обязательном порядке задействованы руководитель оперативно-розыскного органа и судья, которые санкционируют проведение ОРМ (в отношении судьи — коллегия судей).

Правила осуществления снятия информации с технических каналов связи и оформления его результатов.

Основания (фактические и юридические — поводы) при СИсТКС в основном его составе — общие.

Кроме общих условий, характерных для каждого ОРМ, известны следующие условия для проведения СИсТКС. Они связаны с запретами на:

его проведение по основаниям, предусмотренным п. 1—4 и 6 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД, т.е. в целях оперативно-проверочной работы (см. ч. 2 ст. 7);

использование технических и иных средств, наносящих ущерб жизни или здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде (ч. 3 ст. 6);

его осуществление всеми оперативно-розыскными органами, кроме ФСБ России, МВД России или ФСКН России (ч. 4 ст. 6 ФЗ об ОРД).

Этапами осуществления этого ОРМ являются: поиск и подготовка соответствующей аппаратуры, обеспечивающей снятие информации; подключение ее к техническому каналу связи; выявление информации, представляющей оперативный интерес (посредством сканирования, радиоперехвата и т.п.); ознакомление с ее содержанием и ее оценка; фиксация необходимых сведений с помощью технических средств на соответствующих носителях информации (бумажных, магнитных, электронных и др.).

Оформление данных, полученных в результате СИсТКС.

Как правило, данные, полученные в результате проведения СИсТКС, оформляются рапортом оперативника. Однако результаты могут быть оформлены справкой (справкой-меморандумом), актом (снятия информации) и др.

В таком оперативно-служебном документе фиксируются время и место снятия информации, средства снятия информации (с указанием технических характеристик), содержание и др. К итоговому документы могут быть приложены материальные носители снятой информации (компьютерные дискеты и др.). Данные СИсТКС, направляемые в уголовный процесс, подлежат оформлению по правилам, изложенным в Инструкции о результатах ОРД.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...