Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Юридическая характеристика контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.




Контролю может быть подвергнута корреспонденция, адресованная конкретному лицу или исходящая от него, либо корреспонденция, поступающая в какой-либо адрес или исходящая из данного адреса. Такая корреспонденция (сообщение) может быть либо просто прочитана, либо прочитана и с нее снята копия, либо в установленных Федеральным законом об ОРД случаях корреспонденция не будет отправлена получателю.

Субъектом данного ОРМ в соответствии с ч. 4 с. 6 Федерального закона об ОРД является ФСБ России. Детализация этой нормы имеется в п. 1 Указа Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств», где указывается, что контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в интересах органов, осуществляющих ОРД, возлагается на органы Федеральной службы безопасности. Проведение данного мероприятия возможно при участии, согласно ч. 5 ст. 6, специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, так как объекты ОРД в качестве защитного письма могут использовать кодирование, зашифровку текста и т.п.

Проведение контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Для получения судебного решения необходимо мотивированное постановление соответствующего руководителя органа;

прослушивание телефонных переговоров - совокупность действий по конспиративному слуховому контролю сообщений и их фиксации.

39. Юридическая характеристика прослушивания телефонных переговоров.

Прослушивание телефонных переговоров осуществляется с помощью специальной аппаратуры оперативно-техническими подразделениями ОВД или ФСБ в порядке, определенном межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД. Прослушивание телефонных переговоров может осуществляться при использовании как проводных линий связи, так и радиотелефонных каналов, в том числе каналов сотовой, космической связи. Прослушиваться могут переговоры двух и более абонентов, а также односторонняя передача информации одного абонента на автоматическое записывающееся устройство другого. Причем подключение к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций проводится исключительно с использованием оперативно-технических сил и средств ФСБ, МВД и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Что касается времени прослушивания переговоров, то здесь законодателем установлен только максимальный предел - 180 суток со дня вынесения судьей разрешающего постановления (ч. 2 ст. 8), который может быть продлен судьей (ч. 5 ст. 9).

Результаты прослушивания телефонных переговоров могут передаваться органам дознания, следователю, а также использоваться в доказывании по уголовным делам;

снятие информации с технических каналов связи - оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в негласном сборе информации техническими средствами с указанных объектов.

Можно сказать, что это мероприятие заключается в получении информации путем контроля специальными техническими средствами за электромагнитными и другими полями, возникающими в результате передачи различных данных по сетям электрической связи, работы компьютерных сетей, базы данных телекоммуникационных и информационных систем, осуществляющих сбор, обработку, накопление, хранение, поиск и распространение информации. Иными словами, данное оперативно-розыскное мероприятие представляет собой получение информации по таким системам связи, как телетайп, компьютерные сети, факсовые сообщения и др.

Данное оперативно-розыскное мероприятие, как и прослушивание телефонных переговоров, ограничивает конституционные права граждан, предусмотренные ст. 23 Конституции РФ, поэтому его применение также носит ограниченный характер, требующий судебного решения.

Юридическая характеристика наблюдения.

Наблюдение заключается в тайном, направленном, систематическом, непосредственном визуальном восприятии деяний лица, их фиксации и регистрации. В составе наблюдения возможно как наличие предмета (например, транспортного средства, документа, который передают из рук в руки), так и лица - носителя информации. Среди последних различают лиц - объекты оперативной заинтересованности и лиц, являющихся их связями (реальными или вероятными).

Основной целью наблюдения является получение информации:

о деятельности изучаемого лица (его планах, намерениях, контактах, маршрутах передвижения, связях и т.д.);

-составе преступной группы, распределении в ней ролей, функциях каждого из участников, особенностях их характера и взаимоотношениях с другими членами группы;

-наиболее вероятных местах сокрытия ценностей, добытых преступным путем, а также орудий и средств совершения преступлений;

-элементах оперативной обстановки, а также данных, необходимых для планирования ОРМ и следственных действий.

Наблюдение может быть физическим, электронным либо комплексным, т.е. сочетающим в себе элементы того и другого.

Физическое наблюдение (основанное на визуальном способе слежения) может вестись как штатными негласными сотрудниками оперативных органов (так называемое наружное наблюдение), так и лицами, оказывающими содействие органам на конфиденциальной основе (агентурное наблюдение). Кроме того, наблюдение может вестись самими оперативными работниками («личное наблюдение»).

Электронное наблюдение, основанное на применении специальных технических средств для слежения за действиями подозреваемого лица в помещениях и транспортных средствах, ведется сотрудниками специальных оперативно-технических подразделений. При этом оно осуществляется с помощью аппаратуры аудиозаписи с целью слухового контроля и записи разговоров подозреваемых.

В процессе наблюдения может негласно проводиться фото-, кино- или видеосъемка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 386.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...