Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Юридическая характеристика прерывания предоставления услуг связи как оперативно-разыскной меры пресечения.




Прерывание предоставления услуг связи есть одномоментное прекращение оказания определенной услуги связи или ее приостановление на определенное время с целью лишить изучаемое лицо возможности использовать средства связи для совершения преступления, угрожающего жизни и (или) здоровью человека, а равно создающего угрозу безопасности России (государственной, военной, экономической или экологической).

 

Основные признаки понятия прерывания предоставления услуг связи (ст. 2 Федерального закона «О связи»)

 

услуги связи — это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений,

средства связи — технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи.

 

Нормативное правовое обоснование прерывания предоставления услуг связи дано в ч 1 ст. 15 ФЗ об ОРД, а порядок применения изложен в закрытых нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов. Прерывание предоставления услуг связи обусловлено:

 

возникновением непосредственной угрозы жизни и здоровью лица. Угроза должна быть непосредственной, т.е. наличной (когда ее реальность не вызывает сомнений) и закономерно влекущей в случае ее реализации смерть человека или причинение различной тяжести вреда его здоровью,

угрозой государственной, военной, экономической или экологической безопасности России (достаточно возникновения даже отдаленной угрозы);

необходимостью решения задач ОРД.

 

Основные условия прерывания предоставления услуг связи:

 

эта мера применяется в исключительных случаях, когда ее невозможно или нецелесообразно применить в рамках уголовного процесса;

допустима по каждому ОРМ, которое указано в ст. 6 ФЗ об ОРД, с обязательным указанием в итоговом оперативно-служебном документе.

 

Реальность применения.

 

Хотя эта мера законодателем допустима по каждому ОРМ, тем не менее реально применяется в ходе таких ОРМ, как:

 

контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

прослушивание телефонных и иных переговоров;

снятие информации с технических каналов связи.

 

Юридически значимые последствия прерывания предоставления услуг связи.

 

В результате применения этой меры может возникнуть одно из таких последствий негативного свойства — лишение гражданина конституционного права свободно получать, передавать и распространять информацию (ч. 4 ст. 29 Конституции). Если в итоге окажется, что прерывание предоставления услуг связи было проведено в отношении лица, не причастного к совершению преступления, оперативно-розыскной орган может столкнуться с обязанностью возместить гражданину причиненный ему вред.

 

Субъекты применения — оперативно-розыскной орган в лице своих представителей (оперативник и др.).

56.Юридическая характеристика проверочной закупки.

Проверочная закупка - совокупность действий, заключающихся в специальном возмездном приобретении (покупке, обмене, залоге, аренде) товара или получении услуги в сфере легального или нелегального их обмена. Целью проверочной закупки является получение информации о вероятной преступной деятельности, а также решение иных задач ОРД. При этом проверочная закупка предполагает совершение не только сделки купли-продажи, но и осуществление иной формы приобретения товаров, предметов, средств, веществ, препаратов или других материальных объектов у объекта ОРМ.

Проведение проверочной закупки предметов, гражданский оборот которых ограничен либо реализация которых запрещена, допускается на основании постановления, утвержденного соответствующим руководителем ОРО (ч. 5 ст. 8 Федерального закона об ОРД).

Проверочная закупка проводится в зашифрованной либо негласной форме.

Зашифрованная форма предполагает мнимую сделку купли-продажи под видом обычного покупателя с последующим объяснением продавцу фактической цели покупки, контрольным взвешиванием товара и составлением в его присутствии акта о состоявшемся мероприятии.

Негласная форма предусматривает сохранение в тайне от продавца факта проведенного мероприятия. В этом случае по результатам закупки составляется справка.

Федеральный закон разрешает совершать это оперативно-розыскное мероприятие только таким способом, как закупка товара (предметов). При этом закон не предусматривает данное оперативно-розыскное мероприятие путем продажи, т.е. оперативник может выступать как покупатель, но не может быть продавцом какого-либо товара.

Место и время приобретения товара при проверочной закупке не ограничено. Допустимая стоимость приобретаемого при проверочной закупке товара устанавливается нормативными документами органов, осуществляющих ОРД с учетом возможностей данных органов.

Документы, составленные по результатам проверочной закупки, могут передаваться лицу, проводящему расследование, для использования в процессе доказывания, за исключением случаев проведения закупки гражданином, оказывающим конфиденциальную помощь.

57.Юридическая характеристика прослушивания телефонных переговоров.

Прослушивание телефонных переговоров осуществляется с помощью специальной аппаратуры оперативно-техническими подразделениями ОВД или ФСБ в порядке, определенном межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД. Прослушивание телефонных переговоров может осуществляться при использовании как проводных линий связи, так и радиотелефонных каналов, в том числе каналов сотовой, космической связи. Прослушиваться могут переговоры двух и более абонентов, а также односторонняя передача информации одного абонента на автоматическое записывающееся устройство другого. Причем подключение к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций проводится исключительно с использованием оперативно-технических сил и средств ФСБ, МВД и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Что касается времени прослушивания переговоров, то здесь законодателем установлен только максимальный предел - 180 суток со дня вынесения судьей разрешающего постановления (ч. 2 ст. 8), который может быть продлен судьей (ч. 5 ст. 9).

Результаты прослушивания телефонных переговоров могут передаваться органам дознания, следователю, а также использоваться в доказывании по уголовным делам;

снятие информации с технических каналов связи - оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в негласном сборе информации техническими средствами с указанных объектов.

Можно сказать, что это мероприятие заключается в получении информации путем контроля специальными техническими средствами за электромагнитными и другими полями, возникающими в результате передачи различных данных по сетям электрической связи, работы компьютерных сетей, базы данных телекоммуникационных и информационных систем, осуществляющих сбор, обработку, накопление, хранение, поиск и распространение информации. Иными словами, данное оперативно-розыскное мероприятие представляет собой получение информации по таким системам связи, как телетайп, компьютерные сети, факсовые сообщения и др.

Данное оперативно-розыскное мероприятие, как и прослушивание телефонных переговоров, ограничивает конституционные права граждан, предусмотренные ст. 23 Конституции РФ, поэтому его применение также носит ограниченный характер, требующий судебного решения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...