Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
НАУЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫСтр 1 из 5Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВПО УрГУПС) Кафедра «Управление персоналом и социология»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА» Методические рекомендации для студентов, обучающихся по направлению 080400.62 (38.03.03) – «Управление персоналом»
Екатеринбург 2015 УДК 378.147.88 А-46
А-46 Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Организационная культура»/ Н. А. Александрова, О.Ю. Брюхова. – Екатеринбург: УрГУПС, 2015. – 31 с.
Рекомендации составлены на основании Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров, обучающихся по направлению 080400.62 (38.03.03) «Управление персоналом».
Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры «Управление персоналом и социология» «20» октября 2014 г., протокол № 3.
Рецензент: Васильцова Л.И., профессор кафедры управления персоналом и социологии
© Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 2015 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Организационная культура» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Управление персоналом» и программы учебной дисциплины «Организационная культура». В методических рекомендациях отражены цель курсовой работы и ее основное содержание, правила оформления, приводятся тематика курсовой работы. Курсовая работа по дисциплине «Организационная культура» является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой студента. Методические рекомендации должны помочь студенту выбрать тему, определить направленность и сущность подхода к подготовке курсовой работы.
ЦЕЛИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Курсовая работа выполняется с целью: – расширения знаний по определенному разделу или направлению дисциплины «Организационная культура»; – систематизации знаний во взаимосвязи нескольких смежных дисциплин: «Основы теории управления», «Основы управления персоналом», «Управление персоналом организации», «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности»; – развития у студента навыков научно-исследовательской работы, организации и проведения диагностики состояния работы по управлению поведением персонала конкретного предприятия; – обучения студентов методам аналитической и проектной работы в области управления организационной культурой; – подготовки студента к работе над выпускной квалификационной работой; – развития навыков публичной защиты. В процессе работы над курсовой работой студент должен развить и закрепить навыки: – работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера; – систематизации, обобщения и анализа фактического материала по проблемам управления трудовым поведением персонала и организационной культурой организации; – разработки проекта решения выявленной в ходе исследования проблемы. Работа над решением управленческой проблемы направлена на углубленное овладение следующими профессиональными компетенциями, которые должны быть сформированы в рамках данной дисциплины: – знанием корпоративных коммуникационных каналов и средств передачи информации, владением навыками информационного обеспечения процессов внутренних коммуникаций (ПК-62); – владением навыками диагностики организационной культуры и умением применять их на практике (ПК-68). Выполнение курсовой работы предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие студентом тематики и разделов курсовой работы. Курсовая работа выполняется студентами дневной формы обучения в 8 семестре, заочной формы обучения – в 9 семестре. Курсовая работа выполняется и защищается в сроки, определенные графиком учебного процесса.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ Курсовая работа по дисциплине «Организационная культура» должна удовлетворять следующим требованиям. 1. Направленность на решение актуальной задачи, связанной с проблемами организационной культуры и управления поведением персонала организации. 2. Использование различных нормативных актов централизованного и локального регулирования по вопросам организационного проектирования и совершенствования управления персоналом посредством использования механизмов влияния организационной культуры на организационную эффективность. 3. Высокий теоретический уровень и творческий характер. 4. Обоснованность, доказательность, конкретность, действенность и эффективность предложений и рекомендаций и их соответствие целям системы управления персоналом организации, прогрессивным тенденциям развития организационной культуры. 5. Соответствие материалов действующим правилам их изложения, представления и оформления.
НАУЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Курсовая работа по дисциплине «Организационная культура» должна иметь явно выраженную научную составляющую, которая проявляется в следующих характеристиках работы: – актуальность и значимость разработки рекомендаций для решения реально существующей кадровой или поведенческой проблемы в организации; – наличие обзора основных работ (исследований) по данной проблеме с анализом их содержания, обобщением теоретических подходов и изложением собственной точки зрения на анализируемую проблему. Студенту необходимо акцентировать внимание на научном анализе состояния проблемы, выявлении дискуссионных и спорных положений изучаемой проблемы на основе литературных источников. Результатом такого изучения могут быть систематизация имеющихся знаний по проблеме, типологизация точек зрения, выделение существенных характеристик изучаемого вопроса с точки зрения целей исследования; – выявление противоречий исследуемого объекта, без разрешения которых на конкретном предприятии, являющемся базой выполнения курсовой работы, невозможна реализация эффективной модели управления персоналом. Сам процесс выявления противоречий, особенно связанных с изменениями в законодательстве, социально-экономической ситуации, имеет творческий, новаторский характер и может иметь научную ценность; – выполнение работы на основе эмпирического исследования, проведенного студентом на предприятии (социологического, социально-психологического). Курсовая работа, не содержащая элементов исследования, не может быть допущена к защите и оценена положительно; – выбор и описание корректных методов исследования, соответствие их исследовательским целям, – разработка собственного (либо адаптация к потребностям исследования уже существующего) инструментария диагностики различных аспектов и элементов организационной культуры; – наличие разработанных проектов локальных нормативных актов, являющихся документационной основой решения проблемы – Кодекса корпоративной этики, Этического кодекса, Положения об оплате труда, Положения о конкурсе профессионального мастерства и т.д.; – обоснованность выводов, наличие конкретных рекомендаций по реализациирекомендаций – разработка алгоритма, технологии, регламента, проекта локального нормативного акта, инструментария решения проблемы; – разработка критериев эффективности оценки ожидаемых результатов внедрения рекомендаций. Процесс подготовки курсовой работы, ее содержание, качество и количество привлеченных материалов должны подтвердить, что студент усвоил материал учебной дисциплины, предусмотренный рабочей учебной программой, владеет навыками, необходимыми для профессиональной деятельности при использовании персонал-технологий, показывает достаточный уровень подготовленности, самостоятельности при решении профессиональных задач.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее вопросов. Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Курсовая работа должна быть выполнена по единой схеме. Требование единства относится только к форме построения основных частей курсовой работы, но не к содержанию. Содержание работы должно быть обязательно проиллюстрировано схемами, таблицами, диаграммами, графиками, рисунками. Графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения. Предлагаемая тематика охватывает широкий круг вопросов, поэтому структура каждой работы может уточняться студентом совместно с руководителем, исходя из научных интересов студента, степени проработанности данной темы в литературе, наличия информации и т.п. За основу рекомендуется принять структуру (состав основных разделов) курсовой работы (в правой колонке указан примерный объем в страницах каждого раздела), приведенную в таблице 1.
Таблица 1 – Типовая структура и содержание курсовой работы
4.1 ВВЕДЕНИЕ– это пролог всего исследования; оно представляет собой его модель. Здесь излагается весь научный аппарат, которым руководствуется исследователь, выполняя поисковую работу. На его основе научный руководитель анализирует качество выполнения курсовой работы и оценивает: насколько глубоко осознана и понята актуальность темы, достигнута ли поставленная цель, правильно ли подобраны методы исследования и грамотно ли они использованы и т.д. Состав Введения –это описание научного аппарата курсовой работы (актуальность темы, цель исследования, задачи исследования, объект и предмет исследования, теоретико-методологическая база исследования, методы исследования, структура курсовой работы). При написании Введения особое внимание рекомендуется уделить актуальности темы исследования. Будьте внимательны – с чтения Введения начинается оценка вашей работы. По его качеству судят обо всей работе: об уровне профессиональной подготовки, об ответственности, о творческом подходе, об умении проектировать свою работу и продуманно ее выполнять и многих других качествах профессионала. Актуальность темы исследования.Целесообразно обосновать необходимость исследований в данной области, объяснить, почему именно под таким углом зрения раскрывается тема, почему отдельным вопросам уделяется особое внимание, а другие излагаются более поверхностно. Исходя из приведенных аргументов, формулируют основные противоречия, требующие разрешения. Возможно, что рассматриваемые противоречия формулировались и ранее, но не были разрешены или были разрешены неполно или неверно, и в связи с изменениями в законодательстве и социально-экономической ситуации являются препятствием для реализации эффективной модели организационной культуры предприятия. Цель исследования.Цель как предвидение результата исследования всегда формулируется в позитивной форме повествовательного предложения, как правило, с помощью глагольных форм: «разработать», «выявить», «усовершенствовать», «обосновать», «определить». Задачи исследованияформулируются как алгоритм достижения цели. Как правило, выделяют не более четырех-пяти задач, каждой из них соответствует определенная часть курсовой работы. При разработке задач надо помнить, что ни одна из них не может повторять цель или быть шире цели. Цель достигается через решение задач, а потому каждая поставленная задача должна в своем решении продвигать исследование к цели и в сумме своей соответствовать ей. Объект исследования –это научное или практическоепространство, в рамках которого ведется исследование. Научное пространство – это теория, учение или концепция, определяющая характер исследования. Объект исследования определяет условия, в которых будет достигаться цель. Предмет исследования –эта та часть объекта исследования, которая подлежит специальному изучению и, возможно, преобразованию. Им становится «слабое звено», которое обнаруживается уже в противоречии, а затем становится проблемой и, наконец, входит в цель. Вот почему предмет исследования очень часто формулируется почти идентично с целью. Методы исследования – это те способы, приёмы, которыми вы будете пользоваться при написании своей курсовой работы. Методы исследования определяются конкретно поставленными задачами. Для разрешения каждой из них требуются особые методы. Если речь идет об изучении теории вопроса, то нужны теоретические методы, например, критический, системный и другие виды анализа, обобщение, сравнение, моделирование и т. д. Если же речь идет о практике, то нужны методы наблюдения, изучения документации, различные виды опросов и т. д., это есть эмпирические методы. Во Введении также обобщенно указывается теоретико-методологическая основа исследования, то есть, на каком материале выполнена курсовая работа (труды ведущих специалистов, научные публикации и монографии российских ученых, практиков, законы РФ, статистические данные и материалы социологических исследований и т. д.), структура курсовой работы. Объем введения – примерно 1/10 часть всего объема работы, то есть конкретного текста курсовой работы (2-3 страницы). Место Введения – оно располагается сразу за Содержанием перед Основной частью.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Основная часть– это условное название описания всего исследования, то есть содержательной части курсовой работы. Здесь все должно быть подчинено достижению поставленной цели по преобразованию предмета исследования выбранными вами методами. Все, что сроектировано и описано во Введении, здесь начинает «работать». Слова «Основная часть» не вносится ни в один заголовок, поскольку это условное название всего текста по его назначению в работе. Названия всех разделов и подразделов строятся содержательно, отражая идеи, раскрываемые в них. Их назначение – направлять внимание пишущего и читающего на конкретную идею, конкретный материал. Для написания Основной части составляется план текста как перечень основных положений, которые предстоит раскрывать. Любой план письменного текста состоит из разделов и подразделов. Их количество зависит от темы, по которой выполняется работа, объема материала и характера текста. Общее требование состоит в соразмерности их между собой по объему и степени сложности содержания. В конце каждого пункта (раздела и подраздела) должны быть сделаны выводы, выступающие логической выжимкой рассмотренного материала; в тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Материал должен сопровождаться примерами. Если используются цитаты, то они обязательно должны иметь ссылку на автора (в конце предложения, абзаца). В Основной части работы необходим всесторонний анализ предмета исследования и должен быть высказан свой взгляд на проблему. Автор должен продемонстрировать свое понимание темы и особое внимание уделить практическому решению изучаемой проблемы. В тексте обязательно должны присутствовать таблицы, рисунки, схемы, графики, отражающие результаты анализа. Основная часть состоит из трех разделов. 1. Методологический раздел имеет теоретический характер. В этом разделе необходимо: – определить сущность исследуемого вопроса, то естьустановить,в чем состоит главная цель реализации рассматриваемой проблемы в функционировании системы организационной культуры и какие процессы (организационные, экономические, социальные) составляют основу данного вопроса; – определить состав и краткое содержание принципов и методов реализации изучаемой проблемы на практике; – дать характеристику степени проработанности темы в литературных источниках (монографиях, журнальных статьях, материалах научных конференций и т.д.), что в итоге должно выразиться в достаточно полном библиографическом списке; – охарактеризовать опыт (как положительный, так и отрицательный), накопленный в нашей стране и за рубежом, по осуществлению организационного, экономического, правового механизма решения проблемы. При разработке данного и последующих разделов курсовой работы следует иметь в виду, что материалы по выбранной теме, которые содержатся в лекциях, учебниках и учебных пособиях, должны восприниматься студентом как уже известные истины. 2. Аналитико-рекомендательный раздел курсовой работы строится в основном на эмпирическом материале. В первом подразделе автору необходимо охарактеризовать объект исследования – конкретное предприятие, указав его наименование, организационно-правовую форму, привести краткий очерк истории предприятия, вид деятельности, организационную структуру (графическое изображение), место расположения, структуру филиалов. Следует проанализировать основные организационно-экономические показатели функционирования предприятия за период не менее 3 лет (динамика прибыли, торгового оборота, объема продаж и другие), выявив общие тенденции развития объекта исследования. Второй подраздел должен носить аналитический характер. На основе избранных методик анализа необходимо провести исследование состояния проблемы, поставленной в курсовой работе. Студент должен показать свою готовность к анализу конкретного направления деятельности предприятия или его служб (по избранной проблеме). Материалами для анализа могут быть: - статистические данные, заимствованные из литературы, Интернет-источников; - целевые кадровые программы организаций; - годовые отчеты по персоналу; - статистическая социальная и экономическая отчетность предприятия; - материалы социологического исследования, проведенного студентом (анкетный опрос, интервью, социометрическое обследование, наблюдение, контент-анализ и т. д.) - материалы психологического тестирования персонала предприятия и др. Результатами анализа являются выявленные тенденции развития объекта исследования и основные проблемы, подлежащие решению. Этот раздел служит технико-экономическим обоснованием последующих разработок. Третий подраздел должен иметь проектно-рекомендательный характер. Он является важнейшим для оценки качества курсовой работы. Для будущего профессионала в области управления персоналом важно уметь не просто диагностировать проблемы с помощью социологического и социально-психологического анализа, а предложить пути решения проблем. Рекомендательная часть – это серьезный повод для консультации с научным руководителем: все ваши рекомендации должны быть обсуждены и оформлены в виде технологии и/или системы мероприятий. Второй раздел завершается технико-экономическим обоснованием проектных предложений, в котором указываются источники социально-экономической эффективности, последовательность их расчета, исходные данные и формулы для расчета, а также возможные затраты (текущие и капитальные) для расчета экономического эффекта от реализации проектных предложений. 4.3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Каждое исследование имеет Заключение как эпилог работы, как ее завершающую часть. Назначение заключения – показать, что цель, поставленная перед исследователем, достигнута. Заключение, являясь кратким резюме проделанной работы, представляет собой перечень сделанного и выводы по разделам, а также новые суждения, а точнее умозаключения, основанные на материале теории и практики. Заключение не является дальнейшим развитием темы, а служит чертой, которая подводит итоги проделанной работы. Сюда могут быть вынесены выводы, которые уже сделаны по ходу изложения материала, выделяются главные, существенные моменты. По стилю написания Заключение должно быть лаконичным, четким, логичным, доказательным и убедительным. Надо помнить, что к нему, как и к Введению, наиболее внимателен научный руководитель. Объем Заключения определяется характером работы, но существует условный норматив. Как и Введению, ему отводится не более 1/10 части всего текста (2-3 страницы). 4.4 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. Библиографическим списком завершается описание исследования. Библиографический список следует за Заключением и оформляется с новой страницы. Вносимая в Библиографический список литература – это опубликованные теоретические источники, нормативно-правовые документы, а также архивные материалы. Вносится не только цитируемая литература, но и прочитанная, имеющая прямое отношение к исследуемой теме. Включать в Библиографический список те работы, которые фактически не использовались, нельзя. А все указанные в тексте авторы и их работы должны быть занесены в этот Список, тем более цитируемые работы. Число источников, включенных а библиографический список, должно быть не менее 15. В Библиографический список следует включить адреса сайтов сети Интернет, которые были использованы в ходе сбора информации. Рекомендуется также включать в список использованных источников авторов выпускающей кафедры. Порядок оформления Библиографического списка соответствует общим требованиям. Вся литература оформляется в строго алфавитном порядке, по первой букве фамилии автора работы или первой букве наименования документа или коллективной работы, не имеющей строгого авторства. Каждой работе присваивается свой порядковый номер, на который затем делаются ссылки в тексте работы при цитировании. Каждый вносимый в Библиографический список источник имеет определенное оформление. Кроме имени автора и названия работы указываются выходные данные. В них входят: место издания, наименование издательства или организации, издавшей работу и год издания. Кроме того, указывается количество страниц в тексте. Литература оформляется с учетом требований ГОСТ 7.1. и стандартом предприятия СТВ 2.5.1.17- 2009, пункт 8.3.7. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение – это материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения исследования и не вошедший в текст Основной части. Оно имеет дополняющее значение. Приложения помещаются в конце работы с продолжением общей нумерации страниц и их названиями. На усмотрение студента в приложение может быть вынесен любой материал: – таблицы с показателями в динамике; – рисунки; – первичные документы предприятия (формы отчетности, устав, должностные инструкциии др.); – иллюстрации вспомогательного характера; – описание аппаратуры, приборов, инструментов, применяемых при проведении исследований (анкеты, карточки наблюдения, кодификаторы и т.п.); – тексты нормативных документов, регламентирующих деятельность служб управления персоналом по исследуемой проблеме; – инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения курсовой работы; – акты внедрения результатов работы и др. Обязательными требованиями при формировании приложений являются: – ссылки (по тексту) на все приложения, имеющиеся в работе; – анализ всех приложений в тексте работы по мере их упоминания или ссылок на них. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 410. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |