Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема проявления детьми трусости




В. Железникова «Чучело». В одну из провинциальных школ приходит новая ученица Лена Бессольцева. Она внучка художника, ведущего замкнутый образ жизни, что стало причиной отстранения от него горожан. Одноклассники открыто дают понять новой девочке, чьи здесь правила. Со временем ее начинают презирать за ее доброту и мягкосердечность, одноклассники дают ей кличку «Чучело». Особое место в системе образов рассказа занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и этим отличается от своих сверстников. Но потом оказывается, что он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Боясь мнения одноклассников, он оказался способным на неоднократное предательство: предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость.

Несмотря на свою иррациональность, смелость иногда продиктована правильными соображениями, пусть при этом она становится угрозой для собственной жизни. Так, например, в "Девочке из города" Воронковой мы видим смелую девочку Валентинку, которая не побоялась ледяной воды и спасла мальчика по имени Романок, сняв его со льдины и вытащив на берег.

В романе-эпопее «Война и мир» пример смелости в любви — Наташа Ростова. Возможно, необдуманно и по-детски она верит, что Анатоль Курагин любит её. Она принимает решение и пишет письмо Андрею Болконскому, отказываясь от предложения. Наташа готова бежать с Анатолем. Но их план раскрыт, она не может выйти из дома. Этот, хоть и опрометчивый поступок, показывает, на что готова героиня ради чувства, которое считает любовью. Кроме того, приятно видеть, что она не играет привязанностью жениха, не лжет ему, а откровенно разрывает помолвку сразу же, как только влюбляется в другого человека. Это выгодно отличает ее от Элен Курагиной, которая скрывала свои увлечения ради выгоды и обманывала супруга.

Трусость проявляет и герой рассказа «Ворон» И.А. Бунина. Молодой человек приезжает домой после окончания лицея, там няней работает Елена Николаевна, молодая и красивая девушка. Конечно, между ней и героем возникает симпатия. Но его отец, сам влюблённый в Елену, однажды увидев её вместе со своим сыном и услышав, что они любят друг друга, вызывает того на разговор и отсылает в деревню, даже грозится лишить наследства. И сынок не восстаёт, он не борется за свою любовь, но покидает Елену, которая позже выходит замуж за его отца.

Проблема ощущения вины перед родителями

Запоздалое чувство раскаяния посещает и героя автобиографической повести В. Астафьева «Последний поклон». Как и блудный сын в притче, давно уехал его герой из родного дома. И вот умерла его бабушка, оставленная в родной деревне. Но не отпустили его с работы на эти похороны. А бабушка, вырастившая и воспитавшая мальчика, была для него всем, «всем, что есть на этом свете дорогого». «Я еще не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня, — пишет В. Астафьев. — Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон. И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. <...> Нет у меня к слов, которые смогли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею».

Приведу ещё один литературный аргумент. В романе А. А. Фадеева «Молодая гвардия», в котором рассказывается о борьбе с фашистскими оккупантами подпольной молодёжной организации, в 6 главе перед описанием Олега Кошевого автор помещает лирическое отступление о матери, которое можно отнести как к автору, так и к его герою Кошевому. Автор обращается к юноше с призывом, чтобы тот оглянулся и сказал, кого он в жизни больше обижал, чем мать. Герой испытывает чувство вины из-за того, что именно из-за своих детей, из-за их неудач и ошибок седеют матери. Он просит прощения у матери, понимая, что только она одна может простить его.

О чувстве вины дочери перед умершей матерью пишет К.Г. Паустовский в рассказе «Телеграмма». Главная героиня рассказа Настя живет яркой, насыщенной, интересной жиз­нью. Она работает в Союзе художников, старается помочь людям, восстановить справедливость — устраивает выставку одному из талантливых скульпторов. При этом Настя остает­ся равнодушной к судьбе собственной матери, живущей да­леко от нее. Она не успевает приехать даже на ее похороны. В финале героиня Паустовского горька плачет, внезапно осоз­нав, что она потеряла. Поведение Насти и жестоко, и безнрав­ственно. По мысли писателя, суета и мелкие заботы не долж­ны поглощать человека. Вся показная доброта и забота ниче­го не стоят, если мы равнодушны к своим близким.

 

Проблема силы поэтического слова

Мы убеждаемся в этом, читая стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова "Смерть поэта", посвящённое Сергею Александровичу Пушкину. Автор восхищается даром великого поэта, обвиняет жестокого убийцу гения, сочувствует его печальной судьбе. После прочтения произведения мы понимаем, что творчество Александра Сергеевича Пушкина повлияло на становление Михаила Юрьевича Лермонтова как поэта. Следовательно, сила поэтического слова влияет на творческую деятельность людей.

Ещё одним примером служит стихотворение Константина Бальмонта "К Лермонтову", наполненное уважением и восхищением к известному поэту. Автор любит Михаила Юрьевича Лермонтова за тоску, за страстный пыл. Он сравнивает гения с громом за открытое презрение к бездушным людям. Сила поэтического слова повлияла на творчество Константина Бальмонта.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» - это поэтическая автобиография. Встреча с любимой женщиной помогла лирическому герою, чей образ соотносится с автором, вновь постичь красоту жизни и вызвала поэтическое вдохновение. А.С.П. приходит к пониманию любви как высшей ценности человека, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

Проблема воспитания любви к поэзии

В своем рассуждении также хочется упомянуть поэзию М. Ю. Лермонтова. Литературное наследие поэта уникально. Оно затрагивает разные темы: одиночества, любви, дружбы и среди них тема поэта и поэзии. Образ поэта, который изображен в стихотворениях Лермонтова – это человек твердой воли. Так, в стихотворении, которое так и называется «Поэт» (1828 год), поэт сопоставляется с художником, который в восхищении своим искусством «перед картиною упал». Но после этот момент восторга уходит, и художник не вспоминает о нем. Лермонтов предпринимает попытку понять сущность поэта и вдохновения в частности. В отношении темы о назначении поэта и поэзии Лермонтов явился достойным преемником другого великого поэта – А. С. Пушкина.

Например тема поэта и поэзии нашла свое отражение в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение. Поэту свыше дана сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду. 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 421.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...