Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ и интерпретация полученных результатов исследования




Целью предоставленного нами исследования является выявление взаимосвязи уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий подростков с основными мыслительными операциями, а именно классификацией, сравнением, синтезом, анализом, обобщением и абстрагированием. Для достижения данной цели мы использовали описанные ранее методики. Их результаты предоставлены в приложении 1.

Уровень сформированности всех мыслительных процессов у респондентов находится в пределах возрастной нормы, однако показатели внутри группы могут иметь сильные вариации. Полученные результаты можно наглядно отобразить в виде графиков (рис. 1 – рис. 5).

На графике, представленном на рис.1 видно, что в целом большая часть респондентов удачно справились с заданием.

Рис. 1 Результаты методики «Выделение существенных признаков»

Из них 56,6% имеют средний уровень сформированности мыслительной операции абстрагирования, 3,4% обучающихся имеют высокий уровень. Однако довольно большое количество результатов низкого уровня (40%) не позволит нам говорить о хорошем уровне сформированности мыслительной операции абстрагирования у данной выборки.Скорее всего, это можно объяснить тем, что геометрия, какучебная дисциплина сравнительно недавно появилась в расписании восьмиклассников, а изучение в рамках данной дисциплины объемных фигур и пространственных построений усваивается обучающимися довольно длительный период времени.

Из графика, представленного на рисунке 2, мы видим, что практически все респонденты успешно справились с поставленной задачей.

Рис. 2 Результаты методики «Сравнение понятий»

Из них 53,3% имеют средний уровень сформированности мыслительных операций синтеза и сравнения, 43,3% имеют средний уровень, и лишь 3,4% обучающихся имеют уровень сформированности ниже среднего. Так же можно сделать вывод о довольно высоком уровне сформированности у учащихся мыслительных операций синтеза и сравнения.

Анализируя график, представленный на рисунке 3, можно выстроить предположение о хорошем уровне сформированности у участников эмпирического исследования мыслительных операций классификации.

Рис. 3 Результаты методики «ШТУР» Задание №4

Так, у 66,6% респондентов был выявлен средний уровень сформированности, у 33,4% - высокий уровень. Низкий уровень в данной выборке не показал ни один из восьмиклассников.

Из графика, представленного на рисунке 4, мы видим, что все респонденты успешно справились с поставленной задачей.

Рис. 4 Результаты методики «Толкование пословиц»

Среди них 60% обучающихся показали средний уровень сформированности мыслительной операции обобщения, 40% - показали высокий уровень. Низкий уровень сформированности не был выявлен ни у одного из респондентов.

Из графика, представленного на рис. 5 видно, что в целом большая часть респондентов удачно справились с заданием.

Рис. 5 Результаты методики «Исключение понятий»

40% обучающихся показали высокий уровень, 60% – средний уровень. Низкий уровень не был диагностирован, что позволяет нам говорить о довольно высоком уровне сформированности мыслительной операции анализа у респондентов.

Следующим этапом нашего исследования был анализ уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий подростков. Для этого мы использовали методику «КИТ» Н.В. Бузина. Результаты, полученные нами, представлены в приложении 2.

Данные по каждой из шкал данной методики представлены на рисунке 6.

Рисунок 6. График данных полученных по каждой шкале методики «Краткий интеллектуальный тест» Н.В. Бузина.

Из графика, представленного на рисунке 7, мы видим, что высокий уровень по шкале «эрудиция, общая осведомленность» показали 80% учащихся, средний уровень – 20%, а низкий уровень не был выявлен ни у одного из респондентов. По шкале «внимание» в основном были полученные данные о высоком уровне развития способности (74%), низкий уровень не был выявлен. По шкале «математические способности» высокий уровень у 77%, средний – 23%, а низкий уровень не был представлен. Такие высокие показатели по этим шкалам позволяют нам вделать вывод об общем положительном и успешном формировании общеучебных познавательных универсальных учебных действий.

По шкале «речевое развитие» не было низких результатов, средний уровень продемонстрировали 40% испытуемых и высокий уровень – 60%. Стоит отметить, что схожая ситуация в шкале «логика», где высокий уровень развития способности продемонстрировали 57% обучающихся, средний уровень – 43%, а низкий – 0%. олученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в данной выборке на достаточном уровне сформировались навыки логических познавательных универсальных учебных действий.

Из графика видно, что самой «слабой» для обучающихся шкалой оказалась шкала «пространственные представления». Основная масса респондентов показала средний уровень сформированности данной способности (64%), высокий уровень показали 30% учеников. Однако, стоит отметить, что только в данной шкале были показатели с низким уровнем развития способности – 6%.

В целом, по результатам данной диагностики 50 % учащихся показали средний уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий. 47 % показали высокий уровень сформированности познавательных УУД, и лишь у 3% (1го учащегося) оказался низкий уровень. В целом, эти данные позволяют нам сделать вывод о том, что уровень познавательных УУДнаходится на достаточном уровне и отсутствуют неуспевающие ученики. Данные отражены в диаграмма на рисунке7.

Рисунок 7. Результаты методики «Краткий интеллектуальный тест»

Дальнейшим этапом нашего исследования является проверка гипотезы о взаимосвязи уровня сформированности познавательных УУД и мыслительных операций учащихся. Для этого нами был проведен корреляционный анализ. Нами использовался линейный коэффициент корреляции r-Пирсона в связи с тем, что это параметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.

На основании полученных нами данных можно составить корреляционную матрицу, представленную в таблице 1.

Производим расчет с помощью программы MCEXCEL.

Таблица 1.

Корреляционная матрица взаимосвязи мыслительных операций учащихся 8х классов с уровнем познавательных УУД

  Эрудиция Речевое развитие Внимание Математические способности Логика Пространственные представления Общий балл
Абстрагирование 0,329* 0,325* 0,476*? 0,606** 0,289 0,885** 0,655**
Сравнение и синтез 0,431* 0,252 0,489** 0,850** 0,327* 0,327* 0,649**
Классификация 0,792** 0,525** 0,816** 0,618** 0,343* 0,557** 0,794**
Обобщение 0,624** 0,913** 0,621** 0,511** 0,724** 0,496** 0,861**
Анализ 0,542** 0,904** 0,535** 0,473** 0,844** 0,531** 0,855**

Примечание:

*- корреляционная связь на уровне тенденций (р ≤ 0,05);

** - сильная корреляционная связь(р ≤ 0,01).

Из представленной корреляционной матрицы можно заметить, что корреляционная связь между всеми изучаемыми нами параметрами довольно высока. Однако, стоит отметить, что в некоторых парах корреляционная связь особенно высока (р ≤ 0,001). Исходя из этого, можно сказать, что наиболее взаимосвязаны следующие изучаемые нами параметры:

- мыслительная операция абстрагирования и пространственные представления (r = 0,885);

- мыслительная операция сравнения и синтеза и математические способности (r = 0,860);

- мыслительная операция классификация и внимание (r = 0,816);

- мыслительная операция обобщение и речевое развитие (r = 0,913);

- мыслительная операция анализа и речевое развитие (r = 0,904).

Стоит отметить, что сильная прямая корреляционная взаимосвязь со всеми шкалами, используемыми для диагностики познавательных УУД прослеживается у мыслительной операции анализа и у мыслительной операции обобщения (р ≤0,01). Важными составляющими познавательных УУД являются умение осуществлять анализ объектов (выделение существенных признаков), осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям, а так же умение устанавливать причинно-следственные связи. Следовательно, такие данные обусловлены тем, что именно операции обобщения и анализа можно назвать ключевыми для учебной деятельности основной школы.

 

Исходя из полученных нами результатов, можно заметить, что корреляционная связь межу всеми исследуемыми мыслительными операциями и общим значением по методике «краткий интеллектуальный тест» является сильной и прямой.

Полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что между уровнем сформированности мыслительных операций школьников и их уровнем развития познавательных универсальных учебных действий существует прямая взаимосвязь.

 


 


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

 

Таким образом, благодаря проведенному нами эмпирическому исследованию можно сформулировать следующие выводы:

При диагностике уровня сформированности мыслительных операций учащихся 8х классов с помощью пакета диагностических методик, включающего в себя методику «Выделение существенных признаков, методику «Сравнение понятий», методику «ШТУР» задание №4, методику «Толкование пословиц», методику «Исключение понятий», нами были получены показатели, отражающие в среднем высокий уровень сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и абстрагирования.

При диагностике уровнясформированности познавательных универсальных учебных действий подростков с помощью методики «Краткий интеллектуальный тест» Н.В. Бузина в модификации Г.В. Резапкиной, нами были получены показатели, отражающие в среднем высокий и достаточный уровень сформированности познавательных УУД у респондентов.

При проведении корреляционного анализа полученных нами показателей, для которого мы использовали линейный коэффициент корреляции r-Пирсона, нами были сделаны выводы, что наиболее взаимосвязаны следующие изучаемые нами параметры:

- мыслительная операция абстрагирования и пространственные представления (r = 0,885);

- мыслительная операция сравнения и синтеза и математические способности (r = 0,860);

- мыслительная операция классификация и внимание (r = 0,816);

- мыслительная операция обобщение и речевое развитие (r = 0,913);

- мыслительная операция анализа и речевое развитие (r = 0,904).

Исходя из полученных нами результатов, можно заметить, что корреляционная связь межу всеми исследуемыми мыслительными операциями и общим значением по методике «краткий интеллектуальный тест» является сильной.

Таким образом, полученные нами в ходе эмпирического исследования результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что между уровнем сформированности мыслительных операций школьников и их уровнем развития познавательных универсальных учебных действий существует прямая взаимосвязь.

А также, полученный нами эмпирический материал и результаты исследования могут быть использованы как в научной деятельности, так и в практической, как основание для более глубоких исследований и составления рекомендаций педагогам и педагогам-психологам общеобразовательных учреждений при составлении плана по реализации внедрения программ, подразумевающих под собой развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся среднего звена.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В зависимости от формирования личности происходит формирование мышления. На разнообразных стадиях существования мыслительные операции проходят также разнообразные рубежи своего развития. Личность устремляется к самосовершенствованию, и в соответствии с этим развивается и его мышление. Начиная с произведения на свет и вплоть до самой гибели человека, его мыслительные операции равномерно усложняются, формируются творческие способности, а также интеллект.

В данной работе нами была достигнута цель нашего исследования: выявление взаимосвязи уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий с уровнем развития мыслительных операций подростков.

Объектом нашего исследования выступали обучающиеся восьмых классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» Елабужского муниципального района. Предметом исследования являлись мыслительные операции и познавательные УУД.

В ходе работы нами были выполнены поставленные изначально задачи. Мы изучили литературу по данному вопросу, рассмотрели особенности подросткового возраста, провели анализ развития мыслительных операций подростков, изучили специфику универсальных учебных действий. Так же нами был подобран диагностический материал, представлявший из себя комплекс из шести методик для диагностики уровня сформированности мыслительных операций и диагностики уровня сформированности познавательных УУД учащихся среднего звена.

По результатам диагностики в целом, большая часть респондентов удачно справились с заданием.56,6% учащихся имеют средний уровень сформированности мыслительной операции абстрагирования, 3,4% обучающихся имеют высокий уровень и у 40% был низкий уровень сформированности.53,3% испытуемых имеют средний уровень сформированности мыслительных операций синтеза и сравнения, 43,3% имеют средний уровень, и лишь 3,4% обучающихся имеют уровень сформированности ниже среднего.У 66,6% респондентов был выявлен средний уровень сформированности мыслительных операций классификации, у 33,4% - высокий уровень. 60% обучающихся показали средний уровень сформированности мыслительной операции обобщения, 40% - показали высокий уровень. Низкий уровень сформированности не был выявлен ни у одного из респондентов. 40% обучающихся показали высокий уровень, 60% – средний уровень. Низкий уровень не был диагностирован, что позволяет нам говорить о довольно высоком уровне сформированности мыслительной операции анализа у респондентов.

По результатам диагностики уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий подростков с помощью методики «КИТ» Н.В. Бузина, мы получили данные, что 50 % учащихся показали средний уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий. 47 % показали высокий уровень сформированности познавательных УУД, и лишь у 3% (1го учащегося) оказался низкий уровень. В целом, эти данные позволяют нам сделать вывод о том, что в данной выборке уровень познавательных УУД находится на достаточном уровне и нет не успевающих учеников.

Полученные нами проверялись на наличие взаимосвязи с помощью линейного коэффициента корреляции r-Пирсона. Стоит отметить, что наибольшие значения коэффициента корреляции прослеживаются в следующих парах:

- мыслительная операция абстрагирования и пространственные представления (r = 0,885);

- мыслительная операция сравнения и синтеза и математические способности (r = 0,860);

- мыслительная операция классификация и внимание (r = 0,816);

- мыслительная операция обобщение и речевое развитие (r = 0,913);

- мыслительная операция анализа и речевое развитие (r = 0,904).

По результатам теоретического и эмпирического исследования мы можем сделать вывод, подтверждающий нашу гипотезу о наличии прямой заметной и значимой взаимосвязи между уровнем сформированности мыслительных операций иуровнем сформированности познавательных универсальных учебных действий.

Полученные в ходе исследования данные вполне могут быть использованы как в научной деятельности, так и в практической деятельности педагога – психолога среднего звена общеобразовательных учреждений, как основание для более глубоких исследований и составления рекомендаций при составлении плана по реализации внедрения программ, подразумевающих под собой развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся среднего звена.


 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 379 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 363 с.

3. Банщиков В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Мышление. – М.: Медицина, 2007. – 240 с.

4. Башмакова В.А. Условия развития универсальных учебных действий старших подростков в системе среднего профессионального образования// Сибирский педагогический журнал, Выпуск № 6, 2012. – С. 167 – 169.

5. Белавина Ольга Вячеславовна Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий в средней школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена,, 2013, Выпуск №155. – С. 151 – 156.

6. Васильева З.И. и др. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Академия, 2011. – 432 с.

7. Выгодский Л.С. Психология искусства. – М.: Лабиринт, 2008. – 352 с.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 317 с.

9. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005. – 368 с.

10. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2007. – 368 с.

11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.

12. Истратова О.Н. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 511 с.

13. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2010. – 940 с.

14. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2007. – 511 с.

15. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 368 с.

16. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 800 с.

17. Маклаков А.Г Общая психология. – СПб.: Питер, 2011. – 583 с.

18. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 688 с.

19. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 496 с.

20. Петухова В. В. Хрестоматия по общей психологии. – М.: Высшая школа, 2008. – 317 с.

21. Подольский А.И., Идобаева О.А., Идобаев Л.А. Подросток в современном мире: Заметки психолога – СПб.: КАРО, 2007. – 272 с.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2011. – 713 с.

23. Скосарева С.Н. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях реализации ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2014, №2. – С. 43 – 46.

24. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 2011. – 608 с.

25. Смирнова В.А. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников // Ярославский педагогический вестник, 2015, №2. – С. 21 – 28.

26. Соколов В.Ю. Особенности программы формирования универсальных учебных действий в пространстве совместной деятельности (основная школа) // Научно-педагогическое обозрение. PedagogicalReview, 2015, №4. – С. 15 – 23.

27. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.

28. Степанов П.В. Воспитание в новом стандарте начального общего образования: пособие для учителей/ П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. – С.4-20.

29. Столяренко Л. Детская психодиагностика и профориентация. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 178 с.

30. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938(дата обращения: 15.12.2017).

31. Хнычкина Е.Е. Познавательные универсальные учебные действия и их оценка - стратегия развития учителя // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2014, Выпуск №4. – С. 18 – 20.

32. Щеулова Е. А., Митичева Т. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 425-428.


33.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1.

Результаты проведенной диагностики уровня сформированности мыслительных операций.

 

№ респондента Выделение существенных признаков (Абстрагирование) Сравнение понятий (Синтез/сравнение) ШТУР Задание №4 (Классификация) Толкование пословиц (Обобщение) Исключение понятий (Анализ)
1 3 13 13 8 8
2 4 11 16 8 7
3 4 11 14 7 7
4 4 10 16 8 7
5 3 14 12 6 7
6 5 14 13 6 7
7 3 12 11 4 5
8 3 14 16 6 6
9 4 12 14 5 6
10 3 10 10 4 4
11 5 15 17 10 9
12 7 15 17 10 9
13 5 13 16 10 9
14 3 9 10 7 8
15 3 9 11 6 6
16 2 10 11 6 6
17 4 11 15 7 8
18 5 13 12 4 5
19 3 13 14 5 5
20 5 12 11 4 5
21 4 11 13 4 5
22 4 13 11 4 5
23 4 11 15 5 5
24 1 7 9 3 4
25 3 10 12 4 5
26 6 14 16 5 6
27 4 13 13 6 6
28 2 11 13 4 6
29 5 15 16 6 6
30 5 12 12 6 7

 


 

Приложение 2.

Результаты проведенной диагностики «Краткий интеллектуальный тест» (методика Н.В. Бузина в модификации Г.В. Резапкиной).

 

№ р-та

Сумма по шкале

Общая сумма

Эрудиция (общая осведомленность) Речевое развитие Внимание Математические способности Логика Пространственные представления
1 4 5 5 5 5 3 27
2 5 5 5 4 4 3 26
3 4 4 5 4 4 4 25
4 5 5 5 4 3 3 25
5 4 4 4 5 4 3 24
6 4 4 5 5 3 4 25
7 4 3 4 4 4 3 22
8 5 4 5 5 3 2 24
9 5 4 4 4 3 3 23
10 3 3 3 4 2 2 17
11 5 5 5 5 5 4 29
12 5 5 5 5 5 5 30
13 5 5 5 5 5 5 30
14 3 5 3 3 5 3 22
15 4 4 4 3 4 3 22
16 4 4 4 3 4 1 20
17 5 5 5 4 5 3 27
18 4 3 4 4 3 4 22
19 4 3 4 4 3 3 21
20 3 3 3 4 3 3 19
21 4 3 4 3 3 3 20
22 4 3 3 4 3 3 20
23 4 3 5 4 2 3 21
24 3 2 2 3 2 1 13
25 3 3 4 3 3 3 19
26 4 3 5 5 4 5 26
27 4 4 3 4 4 3 22
28 4 3 3 3 4 2 19
29 4 4 5 5 4 4 26
30 3 4 3 4 4 4 22

 

Уровень сформированности Кол-во человек / %
Высокий 14 / 47%
Средний 15 / 50%
Низкий 1 / 3%

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 909.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...