Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД С МЫСЛИТЕЛЬНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ ШКОЛЬНИКОВ




 

Организация и методы исследования

Эмпирическая часть исследования проводилась в период с ноября по декабрь 2017 года на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» Елабужского муниципального района.

Целью нашей работы является выявление взаимосвязи уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий с уровнем развития мыслительных операций подростков.

Для реализации эмпирического исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Сформировать выборку из учащихся девятых классов;

2. Подобрать и провести комплекс методик на измерение уровня сформированности мыслительных операций;

3. Подобрать и провести комплекс методик на выявление уровня развития познавательных универсальных учебных действий;

4. Произвести анализ полученных нами результатов;

5. Интерпретировать полученные данные и сформулировать выводы.

Выборку для нашего исследования составили 30 человек, учащихся восьмых классов, среди них 17 девушек и 13 юношей. Средний возраст респондентов 15 – 15,5 лет. Для формирования репрезентативной выборки были отобраны респонденты из всей параллели восьмых классов МБОУ «СОШ №8» ЕМР случайным образом.

Психодиагностическое обследование выбранных респондентов производилось нами очным методом, в учебных классах МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» Елабужского муниципального района.

С целью изучения уровня сформированности мыслительных операций нами использовался комплекс диагностических методик:

1. Методика «Выделение существенных признаков» для изучения уровня сформированности абстрагирования;

2. Методика «Сравнение понятий» Л.С. Сахарова — Л.С. Выготского для изучения уровня сформированности синтеза и сравнения;

3. Методика «ШТУР» задание №4 К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова для определения уровня сформированности мыслительной операции классификации;

4. Методика «Толкование пословиц» С.Я. Рубинштейн для изучения уровня сформированности обобщения;

5. Методика «Исключение понятий» С.Х. Сафоновой для определения уровня сформированности мыслительной операции анализа.

Все респонденты имели индивидуальные бланки для ответов на все применённые нами методики. Всем респондентам разъяснялась инструкция к каждой методике в соответствии со стандартами проведения. Во время тестирования нами вводилось ограничение по времени выполнения на определенные методики, подразумевающие таковое в своей инструкции. Основную часть диагностических методик мы проводили групповым методом («исключение понятий», «сравнение понятий», «выделение существенных признаков», «ШТУР, задание №4»), а методика «толкование пословиц проводилась индивидуально с каждым респондентом.

Методика «Выделение существенных признаков» применяется с целью исследования отличительных черт мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или же явлений от несущественных, побочных. По характеру выделяемых показателей можно рассуждать о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного либо абстрактного. В предлагаемой методике используется 24 набора достаточно близких по смыслу суждений. Заданием испытуемых является отбор в каждой строке всего лишь двух слов, в наибольшей степени близко связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками. Возможно обсуждение первого задания с целью снятия всех проблем и затруднений испытуемых. По этим вопросам экспериментатор имеет возможность скомпилировать представление об специфике процесса мышления, в частности, о его избыточной конкретности, расплывчатости, слабой сосредоточенности на цели.

Методика «Сравнение понятий» Л.С. Сахарова — Л.С. Выготского. Цель теста, предполагающего сравнение понятий, — исследовать такие мыслительные операции детей и подростков (от 6 до 15 лет), как сопоставление, анализ и синтез. Для этого испытуемому предлагается рассмотреть бланк с несколькими парами слов. Группирование велось авторами по разной степени общности, и некоторые из них оказались очень тяжело сравнимыми. Именно такие слова, по мнению психологов, оказываются наиболее показательными для обнаружения разного рода расстройств. Испытуемые получают бланк с 22 парами сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7 - к разным.

Методика «ШТУР» задание №4 К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков. ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий. Четвертый субтест направлен на выявление логических классификаций. Время, отведенное на выполнение субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся.

Методика «Толкование пословиц» направлена на исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений. Ход выполнения и интерпретация: испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный переносный смысл. Буквальное истолкование фразы, либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта, свидетельствует о низком уровне общения.

Методика «Исключение понятий» предназначена для исследования способности к классификации и анализу. Испытуемым предлагается 17 рядов слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится.

Для выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий нами была использована методика «Краткий интеллектуальный тест» Н.В. Бузина в модификации Г.В. Резапкиной.Тест применяется для диагностики общего уровня интеллектуального развития и структуры интеллекта учащихся 6–8-х классов: общая осведомленность, речевое развитие, переключаемость внимания, математические способности, логика, сформированность пространственных представлений. Тествключает 30 заданий, которые можно выполнять в любойпоследовательности.Ориентировочноевремявыполнения–15–20минут.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...