Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мышление как психический процесс




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное учреждение

Высшего образования

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

Направление подготовки: 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование

(профиль подготовки «Психология образования»)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ С УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

 

 

Студент4 курса

Группа 492

« ____ »_____________2018 г.      _______________ В.И.

 

 

Научный руководитель

Ст. преподаватель

« ____ »_____________2018 г.      _______________ Н.Г. Гайфуллина

 

Елабуга – 2018


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1.1 Мышление как психический процесс. 5

1.2 Особенности и развитие мышления в подростковом возрасте. 8

1.3 Содержательная характеристика универсальных учебных действий 12

1.4 Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у подростков. 16

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 21

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД С МЫСЛИТЕЛЬНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ ШКОЛЬНИКОВ.. 23

2.1 Организация и методы исследования. 23

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования. 27

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 40

ПРИЛОЖЕНИЕ. 43

 




ВВЕДЕНИЕ

 

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), которые являются важным элементом содержания Федеральных государственных образовательных стандартов. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые необходимо закладывать в начальной школе на всех уроках [2, с.38].

С начала введения универсальных учебных действий в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) проводилось множество исследований, раскрывающих это понятие и помогающих в реализации этой программы. Однако практически все исследования ориентированы на младших школьников. У младших подростков, окончивших начальную школу, в разной степени сформированы универсальные учебные действия. Степень сформированности (УУД) влияет на последующее обучение школьников. Поэтому процесс их дальнейшего формирования и развития необходимо продолжать на следующих ступенях обучения. Учитывая возрастные особенности, мы не можем перенести все, что разработано для начальных классов на подростков, что делает изучения УУД подростков приоритетным направлением для исследований.

Целью нашей работы является выявление взаимосвязи уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий с уровнем развития мыслительных операций подростков.

Объектом нашего исследования являются обучающиеся восьмых классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» Елабужского муниципального района. Предметом же исследования выступают мыслительные операции и познавательные УУД.

Для достижения поставленной нами цели были поставлены и реализованы следующие задачи:

1. Изучить литературу для детального анализа мышления, как психического процесса, особенностей его развития и особенностей развития мыслительных операций.

2. Рассмотреть особенности подросткового возраста.

3. Изучить литературу для анализа понятия «универсальные учебные действия», особенностей их формирования, в частности особенности познавательных УУД.

4. Подобрать комплекс методик для диагностики уровня сформированности мыслительных операций и для диагностики уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.

5. Сформировать репрезентативную выборку.

6. Оценить уровень сформированности мыслительных операций у обучающихся подросткового возраста.

7. Оценить уровень сформированности познавательных УУД у учащихся среднего звена.

8. Построить модель соотношения уровня развития мыслительных операций с уровнем сформированности познавательных УУД.

9. Произвести анализ построенной модели.

10. Сделать выводы о характере влияния уровня сформированности мыслительных операций на сформированность познавательных УУД.

11. Подвести итоги проведенного эмпирического исследования. Подтвердить или опровергнуть гипотезуисследования.

Решение этих задач научным исследованием поможет нам доказать или опровергнуть выдвинутую нами гипотезу, состоящую в следующем: чем выше уровень развития мыслительных операций у подроста, тем лучше сформированы познавательные универсальные учебные действия.

Научное исследование базируется на использовании следующих научных методов: анализа литературы, наблюдения, использовании валидного психодиагностического инструментария (тесты) для выявления уровня сформированности мыслительных операций школьников уровня сформированности познавательных УУД.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что появится возможность на основе полученных данных предоставить рекомендации для улучшения реализации программы ФГОС по развитию познавательных УУДу обучающихся среднего звена.


 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ

 

Мышление как психический процесс

Мышление — опосредованное и обобщённое отображение реальности, вид интеллектуальной деятельности, заключающейся в постижении сущности предметов и явлений, логических взаимосвязей и взаимоотношений между ними [3, c. 64 – 65].

Мышление это основательно связанный с речью социально-обусловленный целенаправленный психический процесс независимого поиска и раскрытия существенно-нового, то есть опосредованного и общего отражения действительности в процессе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного постижения и далеко выходящий за его границы.

Первая черта мышления - его опосредованный характер. То, что индивид никоим образом не может постичь прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через иные, неизвестное - через знакомое [8, c. 116 – 118]. Мышление неизменно опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на прежде приобретённые абстрактные знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая черта мышления - его обобщённость. Обобщение, равно как познание общего и существенного в предметах действительности, может быть оттого, что все характеристики данных предметов объединены друг с другом. Общее существует и имеет место существовать только лишь в единичном, в определенном. Обобщения люди высказывают при помощи речи, языка. Вербальное обозначение принадлежит не только лишь к отдельному предмету, но еще и к целой группе сходных объектов. Обобщённость кроме того присуща и образам (суждениям и в том числе восприятиям). Тем не менее, вслед за тем она всегда ограничена наглядностью. Слово же дает возможность обобщать бесконечно [14, c. 314].

Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно поддерживается трудом двух сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга совершается процесс преображения систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически значит замыкание нервных связей в новом соединении.

Мыслительная активность человека представляет собою разрешение разнообразных мыслительных задач, обращенных на выявление сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, с помощью которого индивид решает мыслительные задачи. Мыслительные операции неоднородны. К ним относятся анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и обобщение. Какие из логических операций применяет индивид, будет находиться лишь в зависимости от вопроса и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке [15, c. 128 – 142].

Анализ - это мысленное распределение целостного на детали, или мысленное подчеркивание из целого его сторон, действий, отношений. Синтез - противоположный анализу процесс мысли, это - объединение компонентов, свойств, действий, отношений в одно единое целое.

Синтез и анализ - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, равно как и анализ, имеет возможность быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез были созданы в практической деятельности человека. В трудовой деятельности общество непрестанно взаимодействует с предметами и явлениями. Практическое же постижение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза [9, c. 216].

Сравнение - это установление схожести и различия предметов и явлений. Сравнение основывается на анализе. Прежде чем сопоставлять объекты, необходимо отметить один или определенное количество их свойств, по которым будет произведено сопоставление. Сравнение может являться односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, равно как анализ и синтез, имеет возможность быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В данном случае мысль человека проходит от внешних особенностей сходства и различия к внутренним, от заметного к скрытому, от явления к сути.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от отдельных свойств, сторон установленного с целью лучшего познания его. Индивид мысленно акцентирует какой-нибудь показатель предмета и рассматривает его отдельно от всех прочих свойств, на время абстрагируясь от них. Изолированное исследование единичных свойств предмета при одновременном отвлечении от всех других может помочь человеку более глубоко понять суть вещей и явлений [22, c. 516 – 520]. Благодаря абстракции индивид сумел оторваться от отдельного, установленного и подняться на самую высшую ступень познания - научного теоретического мышления.

Конкретизация - процесс, противоположный абстрагированию и основательно соединенный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к определенному с целью выявления содержания. Мыслительная активность беспрерывно нацелена на получение какого-либо результата. Индивид изучает объекты, сопоставляет их, абстрагирует единичные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, для того чтобы определить закономерности, управляющие их формированием, чтобы овладеть ими [7, c. 68].

Обобщение - это отбрасывание одиночных свойств, при сохранении общих, с выявлением их существенных связей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...