Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЯХ




Личностное развитие подростка в значительной степени противоречиво: стремление к эмансипации и выраженная потребность в понимании и одобрении со стороны взрос­лых; развитие абстрактного мышления и недостаточность общетеоретических знаний, внешняя грубость манер и вы­сокая ранимость. При обострении этих противоречий за счет либо внешних психотравмирующих факторов (конфликт с родителями, педагогами, сверстниками), либо психологи­ческих особенностей (акцентуации или психопатии) у под­ростков бывают более или менее длительные кризисные состояния. К ним можно отнести такие явления, как «фило­софская интоксикация», кризис утраты смысла, аффектив­но-шоковые реакции. «Философская интоксикация» возни­кает обычно в возрасте 14—18 лет у подростков с шизоид­ной или психастенической акцентуацией. Это интенсивная интеллектуальная активность, направленная на самостоя­тельное решение «вечных проблем» — о смысле жизни, пред­назначении человечества, роли Бога и религии и т. д. Под­росток уделяет много внимания чтению соответствующей литературы, осмыслению и пониманию прочитанного, иног­да стремится отразить свои мысли в виде собственных фи­лософских сочинений. В норме эта деятельность практичес­ки не сказывается на школьных занятиях, общении с това­рищами. Если это состояние возникает при шизоидной психопатии или шизофрении, деятельность становится ма­лопродуктивной, появляются другие расстройства, харак­терные для данного заболевания. В целом «философская ин­токсикация» может быть необходимым и полезным перио­дом в развитии мировоззрения, но при недостаточности эмоциональных связей с окружающими она может привес­ти к «кризису утраты смысла». При этом подросток либо приходит к «логическому» выводу, что жизнь вообще, и его в частности, бессмысленна, либо у него внезапно появля­ется ощущение: «Зачем все это? Жизнь бессмысленна». Это состояние очень опасно, так как высока вероятность совер­шения самоубийства. При обращении подростка к психоло­гу с такого рода вопросами и переживаниями необходимо

233

уделить ему максимум внимания; в спокойной, рациональ­ной беседе выявить его точку зрения, а затем (в зависимос­ти от интенсивности переживания и интеллекта подростка) либо предложить соответствующую литературу: В. Франк-ла, К. Кастанеду, Р. Баха и др., либо попросить его изло­жить свои идеи письменно, чтобы «помочь другим людям в Кризисном состоянии» и т. д. Иногда бывает необходимо очень интенсивное и открытое выражение доброжелатель­ных эмоций психолога, чтобы подросток знал, что тут его ценят, относятся к его размышлениям с искренним инте­ресом. Это снизит риск самоубийства и даст возможность при повторных встречах провести тщательное патопсихоло­гическое обследование. При наличии искажений мышления необходима консультация психиатра: если мышление — в границах нормы, то возможна психокоррекционная работа. (При достаточной квалификации психолога!)

Аффективно-шоковые реакции возникают как реакция на внешнюю интенсивно психотравмирующую ситуацию: из­насилование, нападение бандитов, смерть родственников и т. д. При этом может возникнуть нарушение состояния со­знания, бесцельное бегство с места происшествия; может быть реактивный ступор (застывание, отсутствие речевого контакта). Эти состояния бывают не очень длительными (до нескольких часов). После их окончания воспоминания о пе­режитом неполные. Однако в дальнейшем могут остаться ре­активная депрессия, явления посттравматического стресса. Эти состояния требуют тщательного и длительного наблю­дения со стороны психолога, проведения психокоррекци-онной работы, а при необходимости и консультации врача-психиатра.

ч У подростков отмечается относительно высокая готов­ность к совершению самоубийств, особенно в возрасте 15— 17 лет. Это связано с низкой субъективной ценностью жиз­ни в этот период, недостаточным пониманием необратимо­сти смерти. Причины самоубийств самые различные и зависят от акцентуации характера подростка и особенностей психо­травмы.

У истероидных подростков чаще встречается демонстра­тивный тип суицидальной попытки. Они на глазах у окружа-

234

ющих пытаются отравиться, повеситься, точно зная, что им окажут помощь. Внутренней мотивацией такого рода попыток является стремление «наказать» окружающих, «до­казать» им что-либо. Подросток играет с родителями или объектом любви в игру «Посмотри, до чего ты меня довел» и обычно достигает желаемого. Но несмотря на благополуч­ный исход такого рода попытки, с подростком необходимо проведение психокоррекционной работы, так как эти реак­ции могут закрепляться, и при повторных попытках можно не рассчитать и действительно причинить себе серьезный ущерб.

У лабильно-сенситивной группы подростков самоубий­ство часто связано с конфликтной ситуацией в школе и дома: несправедливым обвинением, страхом наказания и т. д. Иног­да попытка самоубийства может быть результатом длитель­ной депрессии (при эмоциональном отвержении). Такие по­пытки более серьезны, но если подростка удается спасти и нормализовать систему отношений, риск повторных попы­ток достаточно низкий. При шизоидной акцентуации и пси­хопатии попытки самоубийства могут быть связаны либо с кризисом утраты смысла, либо возникают из стремления к «эксперименту»: «Хотел посмотреть на загробный мир». Для гипертимных и неустойчивых подростков-акцентуантов стремление к самоубийству нехарактерно. У возбудимых под­ростков часто встречаются самопорезы, но не как попытки самоубийства, а как способ разрядки эмоционального на­пряжения.

При работе с подростками, совершившими попытку са­моубийства, следует обращать внимание на:

1) наличие искажений процесса мышления;

2) заниженную самооценку и уверенность в негативном
к себе отношении со стороны окружающих;

3) неустойчивость уровня притязаний;

4) признаки депрессии при выполнении заданий проек­
тивных методик;

5) суицидальные мысли и высказывания при описании
картин Т \Т;

6) отсутствие прогноза в методиках, изучающих жизнен­
ный путь личности;

7) высокую склонность к риску.

235

Наличие даже одного из этих факторов неблагоприятно в отношении вероятности совершения повторного самоубий­ства, и поэтому, даже если не обнаруживается других пси­хических расстройств, в таких случаях необходима консуль­тация психиатра и длительная, квалифицированная психо-коррекционная работа. При всех кризисных состояниях у подростков необходима работа с семьей с целью укрепле­ния или восстановления тесных эмоциональных связей с родителями. Важно формирование у родителей чувства ува­жения к подростку, принятия его как равного, признания его права на свое мировоззрение, свои ценностные ориен­тации.





Контрольные вопросы

1. Как особенности подросткового возраста влияют на поведение де­
тей?

2. Чем отличаются психопатии от акцентуаций характера?

3. Сравните методику ПДО с методикой Леонгарда—Шмишека. Назо­
вите их преимущества и недостатки.

4. Какие типы акцентуаций характера с наибольшей вероятностью оп­
ределяют делинквентное поведение подростков?

5. Что такое дисморфомания и нервная анорексия?

6. Назовите первичные проявления психических заболеваний в пове­
дении подростков.

7. Какие нарушения влечений наблюдаются в подростковом возрасте?

8. Что такое «философская интоксикация»?

9. Почему в подростковом возрасте увеличивается риск самоубийства?

10. Что такое «помощь подросткам в кризисных состояниях»? Какие за­
дачи и границы компетенции школьного психолога в этих случаях?






ЗАДАЧИ

Задача 1. Аня М, 14 лет. Девочка обратилась к психологу само­стоятельно с жалобой на трудности общения с подругами и мальчи­ком. Из беседы с девочкой выяснилось, что у нее часто (иногда не­сколько раз вдень) меняется настроение. Она часто плачет, обижа­ется в ответ на любые изменения тона подруги, нерегулярные телефонные звонки мальчика. Эти колебания настроения продол­жаются и дома, в зависимости от отношений с родителями и млад­шим братом, прослушанной музыки, просмотренной телепрограм-

236

мы и т. д. Успеваемость в школе хорошая, но неровная, так как вы­полнение'заданий зависит от настроения.

При патопсихологическом обследовании отмечается незначи­тельная истощаемость психических процессов по гипостеническо-му типу. Внимание несколько неустойчиво. Механическое и смыс­ловое запоминание успешно. Интеллект и мышление — в границах нормы. Самооценка адекватна, дифференцирована, с отчетливыми представлениями о мнении окружающих. При обследовании по ПДО отмечается высокий уровень лабильности, превышение уров­ня сенситивности над МДЧ, высокий уровень феминности.

1. В чем причина особенностей общения у Ани?

2. В каких мероприятиях она нуждается?

3. Является ли ее состояние заболеванием?

Задача 2. Ирина Ю., ІЗлет. Обратилась в психологическую кон­сультацию мать девочки с жалобой на нарушение поведения у до­чери — поздние возвращения домой, общение с неизвестными маме друзьями. Девочка родилась своевременно, росла и развивалась нормально. В детстве легко адаптировалась к детям, коллективу, охотно посещала детский сад с 3 лет. В школе в начальных классах успевала на отлично, теперь на «4» и «5». Постоянно участвует в раз­личных кружках, секциях. В последнее время занимается в секции водного туризма. Мать не одобряет этого увлечения, считает, что девочка могла бы заняться чем-то более спокойным: шитьем, вяза­нием и т. д.

При психологическом обследовании девочка быстро вступает в контакт, с интересом относится к заданиям. Темп сенсомоторики быстрый. Нарушений со стороны психических процессов не обна­ружено. Интеллект — высокая норма. Самооценка высокая, диф­ференцирована, при положительном отношении к окружающим, к миру в целом. При обследовании по ПДО — высокий уровень ги-пертимности, стремление к эмансипации.

1. Какие причины такого поведения девочки?

2. Что можно посоветовать ее маме?

Задача 3. Тима О., 13 лет. Обратилась мама с жалобой на недо­статочную активность сына, его малообщительность, отличие от более активных и «деловых» сверстников. Семья полная. Ребенок рос и развивался нормально, в школу пошел вовремя. С учебой справляется, но выражены предпочтения определенных учителей.

237

От отношений к учителям зависит интерес к предмету. С однокласс­никами дружит мало. Есть один друг во дворе. Мальчик плохо пере­носит разлуку с домом, семьей, поездки в оздоровительный лагерь и т. д.

При психологическом обследовании отмечается незначительная истощаемость по гипостеническому типу. Других нарушений со сто­роны психических процессов не обнаружено. Интеллект — в гра­ницах нормы. Самооценка адекватная, зависит от мнения окружа­ющих. При описании картин ТАТ— очень высокая чувствитель­ность к эмоциям, межличностным отношениям персонажей. Выражена привязанность к матери, старшей сестре. По методике ПДО — высокий уровень сенситивносте, низкая конформность, превышение феминности над маскулинностью.

1. В чем причины особенностей поведения и общения?

2. Что можно посоветовать маме?

Задача 4. Наташа А., 13 лет. Обратилась учительница с жалобой на снижение успеваемости девочки, ее раздражительность, обмо­рок во время урока. Из беседы с мамой выяснилось, что у девочки было несколько ускоренное половое созревание — первая менст­руация в 10,5 лет. Она страдала избыточным весом — при росте 150 см вес был 60 кг. В новом учебном году в школе сменился учи­тель физкультуры, пришел «молодой и строгий». Он стал насмехать­ся над фигурой Наташи, ее низкими достижениями в физкультуре. По остальным предметам девочка занималась на «отлично», прово­дила за уроками по 3 — 4 часа в день. После замечаний учителя де­вочка решила «исправить фигуру», усиленно заняться физкульту­рой и диетой. В результате сейчас у девочки вес равен 30 кг, пре­кратилась менструация. Несмотря на это, она выполняет по 100 приседаний в течение дня, готовит уроки стоя, ограничивает себя в еде — питается в основном капустой и огурцами, пьет чай без саха­ра. На уговоры матери поесть реагирует гневом или плачем. Боль­ной себя девочка не считает, а мать не стремится показать ее врачу, «чтобы не обидеть дочку».

При патопсихологическом обследовании отмечается истощае­мость психических процессов. Объем и концентрация внимания не нарушены, переключаемость затруднена. Механическое и смысло­вое запоминание успешно. Нарушений со стороны мышления и интеллекта не отмечается. Самооценка высокая по параметрам ума, характера, общительности, низкая — по параметрам «красота» и

238

«счастье». При выполнении методики «Прошлое — настоящее — будущее» девочка описывает себя в прошлом как «толстую, обжо­ру, уродину», в настоящем — «нормальную, слабую, плаксивую», в будущем — «стройную, красивую, спокойную». При описании кар­тин ТАТ — проекции, связанные с проблемой еды: персонажи кор­мят друг друга, обсуждают вкусные блюда. Любимым занятием де­вочки является приготовление пиши, украшение стола. При обсле­довании по ПДО отмечается выраженная акцентуация истероидного и эпилептоидного типа.

1. С чем может быть связано поведение девочки?

2. Какие мероприятия необходимы?

Задача 5. Андрей С., 15 лет. Обратилась мать подростка с жало­бой на изменения в поведении сына. Он не выходит гулять на улицу (посещает только школу), практически не общается с друзьями, от­растил длинные волосы, часами смотрит на себя в зеркало, рассмат­ривает свои старые фотографии. При патопсихологическом обсле­довании подросток несколько напряжен, тревожен, интересуется целью исследования. Постепенно устанавливается доверительный контакт. Работоспособность, внимание и память — в границах нор­мы. При исследовании мышления отмечаются отдельные случаи ориентации на слабые признаки, доступные коррекции. Других иг. кажений мышления не имеется. При описа-нии картин ТАТ выра­жена тревожность, проекция идей отношения: «Они смотрят на него, следят за ним, видят, что у него не в порядке...»

Самооценка резко занижена по параметру «внешность». Под­росток уверен в том, что у него «огромные, оттопыренные уши», стремится скрыть этот недостаток. Чувствует, что все его друзья, прохожие на улице обращают внимание на его уши. При обследо­вании по ПДО отмечается высокий уровень сенситивно-шизоидной акцентуации.

1. В чем причины нарушений поведения!

1. Какие мероприятия необходимо провести?

Задача 6. Лена В., 12 лет. Девочка находится в детприемнике. Доставлена с вокзала. Со слов девочки, это уже не первый побег из дома, она в течение последних двух лет регулярно «путешествует». За это время успела побывать во многих городах страны. При пато­психологическом обследовании отмечается затрудненная врабаты-ваемость, затруднена переключаемость внимания. Механическое

239

запоминание недостаточно: 4, 5, 4, 7. Нарушений со стороны мыш­ления не обнаружено, интеллект — в границах возрастной нормы. Запас школьных знаний несколько недостаточен, житейски девоч­ка хорошо ориентирована. При проведении методики ПДО отмеча­ется выраженная акцентуация по неустойчивому типу, стремление к эмансипации, маскулинность.

При беседе девочка описывает свою семейную ситуацию как благополучную: есть оба родителя, младшая сестра. Родители отно­сятся к Лене доброжелательно, раньше ругали за побеги, наказыва­ли, теперь только жалеют. Когда девочка посещает школу, то успе­вает там удовлетворительно. Интервалы между побегами составля­ют 2 — 2,5 мес. В этот период девочка хорошо учится, помогает по дому. Затем, с ее слов, она испытывает сильнейшую скуку, безраз­личие ко всему, желание убежать. Может некоторое время проти­востоять этому желанию, но не долго. Убегает обычно одна, без ка­ких-либо провоцирующих событий. После «путешествия» может вернуться домой сама.

1. С чем может быть связано нарушение поведения'2.

2. В какой помощи нуждается девочка!

Задача 7. Маша С., 7 лет. Девочка на осмотре будущих перво­классников перед поступлением в школу обратила на себя внима­ние «мальчишеской» одеждой, короткой стрижкой. Называет себя в мужском роде: «Я пошел, я сделал». По документам и фактичес­ки является девочкой, с точки зрения педиатра — здорова. Из бе­седы с мамой выяснилось, что девочка примерно с 3 — 4 лет назы­вает себя «он — Миша», считает себя мальчиком, играет только с машинами, танками, солдатиками. Любые попытки «перевоспита­ния» были безуспешными. В связи с такими нарушениями девоч­ка не посещала дошкольное учреждение. Педиатр считает.эти про­явления «дефектом воспитания» и не рекомендовал никаких кон­сультаций. При психологическом обследовании нарушений со стороны психических процессов не обнаружено, запас знаний со­ответствует возрастной норме, интеллект— в границах нормы. При самооценке значимые параметры «силы», «настойчивости», «умение драться».

1. Какая возможная причина состояния девочки?

2. Консультация каких специалистов желательна!

3. Как можно решить школьные проблемы?

240

Задача 8. Сергей Л., 15 лет. К психологу на консультацию об­ратилась мать мальчика в связи с нарушениями поведения у сына. Он иногда не ночует дома. Юогда и бывает дома, то очень мало спит (3 — 4 часа в сутки), школу не посещает. Из дома стали пропадать деньги, вещи. Грубит, выгоняет всех из своей комнаты. В после­днее время мама замечает, что мальчик сильно похудел, хотя ест даже больше обычного. Часто приходит домой в возбужденном со­стоянии, быстро двигается, говорит. Несколько раз заявлял мате­ри: «Я умею взглядом передвигать предметы, останавливать маши­ны». До последнего года мальчик регулярно посещал школу, зани­мался на «4» и «5», быстро уставал, жаловался на головные боли. Друзей было мало. Год назад семья переехала в другой район, и у Сергея появились какие-то «друзья», с которыми он не знакомит родителей.

При психологическом обследовании выражена истощаемость по гиперстеническому типу. Механическое запоминание затруднено. Нарушений со стороны мышления не обнаружено. Уровень притя­заний высокий, неустойчивый. При обследовании по ПДО — ла­бильно-сенситивный тип акцентуации. При описании картин ТАТ — проекции переживаний, связанных с наркопотреблением. В речи используются специфические слова и выражения. При осмотре об­наружены следы уколов по ходу вен. Из беседы выяснились факты употребления эфедрина.

1. Какие возможны заболевания?

2. Какие мероприятия необходимы?

Задача 9. Игорь Ч., 15 лет. Психолог вызван на консультацию в реанимационное отделение. Игорь поступил в него 3 дня назад в связи с отравлением большой дозой клофелина. При патопсихоло­гическом обследовании отмечаются выраженная истощаемость по гипостеническому типу, нарушения объема и произвольной концен­трации внимания. Механическое запоминание недостаточно, мыш­ление логично, последовательно, с опорой на существенные призна­ки. Самооценка занижена по всем факторам. Уровень притязаний низкий. При описании картин ТАТ — проекции переживаний, свя­занных с неразделенной любовью, неоднократные высказывания о самоубийстве персонажей, как оптимальном выходе из трудных ситуаций. При обследовании по ПДО — выраженная лабильно-пси­хастеническая акцентуация. Из беседы стало известно, что попыт­ка самоубийства была реакцией на отказ любимой девушки поддер"

241

живать отношения дальше. Сейчас жизнь воспринимается как бес-омысленная и бесцельная.

1. В чем причина состояния мальчика?

2. Какие виды помощи желательны'?

Рекомендуемая литература

Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

Жутикова Н. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988.

Завилянский И. и др. Психиатрический диагноз. Киев, 1989.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1991.

Налимов Н. В поисках иных смыслов. М., 1993.

Трубецкой Н. Смысл жизни. М., 1994.

Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Эриксон М. Мой голос остается с вами. СПб., 1995,

ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ

И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Превращение человеческого индивида (как представите­ля homo sapiens) в личность происходит в процессе социа­лизации.

Социализация, т. е. процесс вхождения ребенка в соци­альную среду, включает в себя усвоение языка, норм пове­дения, нравственных ценностей, всего того, что составляет культуру общества. Процесс вхождения ребенка в социальную среду под руководством взрослого человека называется вос­питанием.

Воспитание представляет собой комплекс воздействий, обеспечивающих социализацию индивида. Основной зада­чей взрослого является передача ребенку тех моральных цен­ностей и норм поведения, которые соответствуют требова­ниям общества. Если же ребенок не усваивает положительный социальный опыт, не может адаптироваться к образцам пове­дения и требованиям воспитателя (который в данной ситуации олицетворяет для ребенка социум в целом), то процесс социа­лизации нарушается, а поведение ребенка становится соци­ально дезадаптированным.

В практике воспитания существует множество терминов, обозначающих социально дезадаптированных детей: недис­циплинированные, трудные, педагогически запущенные, трудновоспитуемые, дети с отклоняющимся поведением, дети, склонные к правонарушениям, социально запущен­ные дети и т. д. Чаще всего эти термины употребляются как . синонимы; некоторые авторы распределяют их по степени нарастания социальной дезадаптации. Например, сначала недисциплинированность, потом это переходит в трудно-воспитуемость, потом в педагогическую, социальную запу­щенность и т. д.

243

Нам представляется, что термин «трудновоспитуемостъ» является наиболее удачным, поскольку семантика этого слова отражает суть процесса социальной дезадаптации формиру­ющейся личности, включая в себя три элемента: воспита­тель, ребенок и их взаимодействие. Трудновоспитуемость проявляется в сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям взрослого, она является следствием недоста­точного усвоения ребенком положительного социального опыта. В то же время, отмечая Трудновоспитуемость учени­ка, мы не вправе делать вывод относительно наличия от­клонений в его нравственном развитии, поскольку сопро­тивляемость педагогическим воздействиям может порождать­ся другими элементами данного явления: самим воспитателем либо характером взаимодействия воспитателя и воспитуе-мого. Еще меньше оснований мы имеем для того, чтобы судить об отклонениях в развитии личности или развитии психики трудновоспитуемого ученика. Более того, наши исследования показывают, что далеко не все дети, сопро­тивляющиеся педагогическим воздействиям и нарушающие нормы поведения (т. е. по всем признакам социально дез­адаптированные), являются трудновоспитуемыми. И, нако­нец, степень трудновоспитуемое™ ученика далеко не все­гда определяется частотой отрицательных проявлений, их демонстративностью и яркостью.

Насколько связано социально дезадаптированное пове­дение (и его основное проявление — Трудновоспитуемость) несовершеннолетних с отклонениями в психическом и лич­ностном развитии? Как уже отмечалось, связь эта весьма своеобразна. В одних случаях патопсихологическая симпто­матика связана с социальной дезадаптацией, в других — поведение подростков, относящихся по своему развитию к психической норме, настолько социально дезадаптировано, что вызывает серьезную тревогу у окружающих. Таким обра­зом, отдавая себе отчет в том, что описываемое явление лишь в какой-то мере пересекается с предметом патопсихо­логии, мы сочли необходимым включить такой материал в это учебное пособие. Это обусловлено, с одной стороны, сложностью работы с несовершеннолетними, которым свой­ственно социально дезадаптированное поведение; с другой — школьный психолог обязательно сталкивается с необходи-

244

мостью работать с этим контингентом учащихся и часто именно ему предстоит осуществлять первичную диагнос­тику и дифференциацию, выяснять причины нарушения процесса социализации и, по возможности, решать воп­рос о том, как устранить их либо последствия этих нару­шений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 488.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...