Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЯХ
Личностное развитие подростка в значительной степени противоречиво: стремление к эмансипации и выраженная потребность в понимании и одобрении со стороны взрослых; развитие абстрактного мышления и недостаточность общетеоретических знаний, внешняя грубость манер и высокая ранимость. При обострении этих противоречий за счет либо внешних психотравмирующих факторов (конфликт с родителями, педагогами, сверстниками), либо психологических особенностей (акцентуации или психопатии) у подростков бывают более или менее длительные кризисные состояния. К ним можно отнести такие явления, как «философская интоксикация», кризис утраты смысла, аффективно-шоковые реакции. «Философская интоксикация» возникает обычно в возрасте 14—18 лет у подростков с шизоидной или психастенической акцентуацией. Это интенсивная интеллектуальная активность, направленная на самостоятельное решение «вечных проблем» — о смысле жизни, предназначении человечества, роли Бога и религии и т. д. Подросток уделяет много внимания чтению соответствующей литературы, осмыслению и пониманию прочитанного, иногда стремится отразить свои мысли в виде собственных философских сочинений. В норме эта деятельность практически не сказывается на школьных занятиях, общении с товарищами. Если это состояние возникает при шизоидной психопатии или шизофрении, деятельность становится малопродуктивной, появляются другие расстройства, характерные для данного заболевания. В целом «философская интоксикация» может быть необходимым и полезным периодом в развитии мировоззрения, но при недостаточности эмоциональных связей с окружающими она может привести к «кризису утраты смысла». При этом подросток либо приходит к «логическому» выводу, что жизнь вообще, и его в частности, бессмысленна, либо у него внезапно появляется ощущение: «Зачем все это? Жизнь бессмысленна». Это состояние очень опасно, так как высока вероятность совершения самоубийства. При обращении подростка к психологу с такого рода вопросами и переживаниями необходимо 233 уделить ему максимум внимания; в спокойной, рациональной беседе выявить его точку зрения, а затем (в зависимости от интенсивности переживания и интеллекта подростка) либо предложить соответствующую литературу: В. Франк-ла, К. Кастанеду, Р. Баха и др., либо попросить его изложить свои идеи письменно, чтобы «помочь другим людям в Кризисном состоянии» и т. д. Иногда бывает необходимо очень интенсивное и открытое выражение доброжелательных эмоций психолога, чтобы подросток знал, что тут его ценят, относятся к его размышлениям с искренним интересом. Это снизит риск самоубийства и даст возможность при повторных встречах провести тщательное патопсихологическое обследование. При наличии искажений мышления необходима консультация психиатра: если мышление — в границах нормы, то возможна психокоррекционная работа. (При достаточной квалификации психолога!) Аффективно-шоковые реакции возникают как реакция на внешнюю интенсивно психотравмирующую ситуацию: изнасилование, нападение бандитов, смерть родственников и т. д. При этом может возникнуть нарушение состояния сознания, бесцельное бегство с места происшествия; может быть реактивный ступор (застывание, отсутствие речевого контакта). Эти состояния бывают не очень длительными (до нескольких часов). После их окончания воспоминания о пережитом неполные. Однако в дальнейшем могут остаться реактивная депрессия, явления посттравматического стресса. Эти состояния требуют тщательного и длительного наблюдения со стороны психолога, проведения психокоррекци-онной работы, а при необходимости и консультации врача-психиатра. ч У подростков отмечается относительно высокая готовность к совершению самоубийств, особенно в возрасте 15— 17 лет. Это связано с низкой субъективной ценностью жизни в этот период, недостаточным пониманием необратимости смерти. Причины самоубийств самые различные и зависят от акцентуации характера подростка и особенностей психотравмы. У истероидных подростков чаще встречается демонстративный тип суицидальной попытки. Они на глазах у окружа- 234 ющих пытаются отравиться, повеситься, точно зная, что им окажут помощь. Внутренней мотивацией такого рода попыток является стремление «наказать» окружающих, «доказать» им что-либо. Подросток играет с родителями или объектом любви в игру «Посмотри, до чего ты меня довел» и обычно достигает желаемого. Но несмотря на благополучный исход такого рода попытки, с подростком необходимо проведение психокоррекционной работы, так как эти реакции могут закрепляться, и при повторных попытках можно не рассчитать и действительно причинить себе серьезный ущерб. У лабильно-сенситивной группы подростков самоубийство часто связано с конфликтной ситуацией в школе и дома: несправедливым обвинением, страхом наказания и т. д. Иногда попытка самоубийства может быть результатом длительной депрессии (при эмоциональном отвержении). Такие попытки более серьезны, но если подростка удается спасти и нормализовать систему отношений, риск повторных попыток достаточно низкий. При шизоидной акцентуации и психопатии попытки самоубийства могут быть связаны либо с кризисом утраты смысла, либо возникают из стремления к «эксперименту»: «Хотел посмотреть на загробный мир». Для гипертимных и неустойчивых подростков-акцентуантов стремление к самоубийству нехарактерно. У возбудимых подростков часто встречаются самопорезы, но не как попытки самоубийства, а как способ разрядки эмоционального напряжения. При работе с подростками, совершившими попытку самоубийства, следует обращать внимание на: 1) наличие искажений процесса мышления; 2) заниженную самооценку и уверенность в негативном 3) неустойчивость уровня притязаний; 4) признаки депрессии при выполнении заданий проек 5) суицидальные мысли и высказывания при описании 6) отсутствие прогноза в методиках, изучающих жизнен 7) высокую склонность к риску. 235 Наличие даже одного из этих факторов неблагоприятно в отношении вероятности совершения повторного самоубийства, и поэтому, даже если не обнаруживается других психических расстройств, в таких случаях необходима консультация психиатра и длительная, квалифицированная психо-коррекционная работа. При всех кризисных состояниях у подростков необходима работа с семьей с целью укрепления или восстановления тесных эмоциональных связей с родителями. Важно формирование у родителей чувства уважения к подростку, принятия его как равного, признания его права на свое мировоззрение, свои ценностные ориентации. Контрольные вопросы 1. Как особенности подросткового возраста влияют на поведение де 2. Чем отличаются психопатии от акцентуаций характера? 3. Сравните методику ПДО с методикой Леонгарда—Шмишека. Назо 4. Какие типы акцентуаций характера с наибольшей вероятностью оп 5. Что такое дисморфомания и нервная анорексия? 6. Назовите первичные проявления психических заболеваний в пове 7. Какие нарушения влечений наблюдаются в подростковом возрасте? 8. Что такое «философская интоксикация»? 9. Почему в подростковом возрасте увеличивается риск самоубийства? 10. Что такое «помощь подросткам в кризисных состояниях»? Какие за ЗАДАЧИ Задача 1. Аня М, 14 лет. Девочка обратилась к психологу самостоятельно с жалобой на трудности общения с подругами и мальчиком. Из беседы с девочкой выяснилось, что у нее часто (иногда несколько раз вдень) меняется настроение. Она часто плачет, обижается в ответ на любые изменения тона подруги, нерегулярные телефонные звонки мальчика. Эти колебания настроения продолжаются и дома, в зависимости от отношений с родителями и младшим братом, прослушанной музыки, просмотренной телепрограм- 236 мы и т. д. Успеваемость в школе хорошая, но неровная, так как выполнение'заданий зависит от настроения. При патопсихологическом обследовании отмечается незначительная истощаемость психических процессов по гипостеническо-му типу. Внимание несколько неустойчиво. Механическое и смысловое запоминание успешно. Интеллект и мышление — в границах нормы. Самооценка адекватна, дифференцирована, с отчетливыми представлениями о мнении окружающих. При обследовании по ПДО отмечается высокий уровень лабильности, превышение уровня сенситивности над МДЧ, высокий уровень феминности. 1. В чем причина особенностей общения у Ани? 2. В каких мероприятиях она нуждается? 3. Является ли ее состояние заболеванием? Задача 2. Ирина Ю., ІЗлет. Обратилась в психологическую консультацию мать девочки с жалобой на нарушение поведения у дочери — поздние возвращения домой, общение с неизвестными маме друзьями. Девочка родилась своевременно, росла и развивалась нормально. В детстве легко адаптировалась к детям, коллективу, охотно посещала детский сад с 3 лет. В школе в начальных классах успевала на отлично, теперь на «4» и «5». Постоянно участвует в различных кружках, секциях. В последнее время занимается в секции водного туризма. Мать не одобряет этого увлечения, считает, что девочка могла бы заняться чем-то более спокойным: шитьем, вязанием и т. д. При психологическом обследовании девочка быстро вступает в контакт, с интересом относится к заданиям. Темп сенсомоторики быстрый. Нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. Интеллект — высокая норма. Самооценка высокая, дифференцирована, при положительном отношении к окружающим, к миру в целом. При обследовании по ПДО — высокий уровень ги-пертимности, стремление к эмансипации. 1. Какие причины такого поведения девочки? 2. Что можно посоветовать ее маме? Задача 3. Тима О., 13 лет. Обратилась мама с жалобой на недостаточную активность сына, его малообщительность, отличие от более активных и «деловых» сверстников. Семья полная. Ребенок рос и развивался нормально, в школу пошел вовремя. С учебой справляется, но выражены предпочтения определенных учителей. 237 От отношений к учителям зависит интерес к предмету. С одноклассниками дружит мало. Есть один друг во дворе. Мальчик плохо переносит разлуку с домом, семьей, поездки в оздоровительный лагерь и т. д. При психологическом обследовании отмечается незначительная истощаемость по гипостеническому типу. Других нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. Интеллект — в границах нормы. Самооценка адекватная, зависит от мнения окружающих. При описании картин ТАТ— очень высокая чувствительность к эмоциям, межличностным отношениям персонажей. Выражена привязанность к матери, старшей сестре. По методике ПДО — высокий уровень сенситивносте, низкая конформность, превышение феминности над маскулинностью. 1. В чем причины особенностей поведения и общения? 2. Что можно посоветовать маме? Задача 4. Наташа А., 13 лет. Обратилась учительница с жалобой на снижение успеваемости девочки, ее раздражительность, обморок во время урока. Из беседы с мамой выяснилось, что у девочки было несколько ускоренное половое созревание — первая менструация в 10,5 лет. Она страдала избыточным весом — при росте 150 см вес был 60 кг. В новом учебном году в школе сменился учитель физкультуры, пришел «молодой и строгий». Он стал насмехаться над фигурой Наташи, ее низкими достижениями в физкультуре. По остальным предметам девочка занималась на «отлично», проводила за уроками по 3 — 4 часа в день. После замечаний учителя девочка решила «исправить фигуру», усиленно заняться физкультурой и диетой. В результате сейчас у девочки вес равен 30 кг, прекратилась менструация. Несмотря на это, она выполняет по 100 приседаний в течение дня, готовит уроки стоя, ограничивает себя в еде — питается в основном капустой и огурцами, пьет чай без сахара. На уговоры матери поесть реагирует гневом или плачем. Больной себя девочка не считает, а мать не стремится показать ее врачу, «чтобы не обидеть дочку». При патопсихологическом обследовании отмечается истощаемость психических процессов. Объем и концентрация внимания не нарушены, переключаемость затруднена. Механическое и смысловое запоминание успешно. Нарушений со стороны мышления и интеллекта не отмечается. Самооценка высокая по параметрам ума, характера, общительности, низкая — по параметрам «красота» и 238 «счастье». При выполнении методики «Прошлое — настоящее — будущее» девочка описывает себя в прошлом как «толстую, обжору, уродину», в настоящем — «нормальную, слабую, плаксивую», в будущем — «стройную, красивую, спокойную». При описании картин ТАТ — проекции, связанные с проблемой еды: персонажи кормят друг друга, обсуждают вкусные блюда. Любимым занятием девочки является приготовление пиши, украшение стола. При обследовании по ПДО отмечается выраженная акцентуация истероидного и эпилептоидного типа. 1. С чем может быть связано поведение девочки? 2. Какие мероприятия необходимы? Задача 5. Андрей С., 15 лет. Обратилась мать подростка с жалобой на изменения в поведении сына. Он не выходит гулять на улицу (посещает только школу), практически не общается с друзьями, отрастил длинные волосы, часами смотрит на себя в зеркало, рассматривает свои старые фотографии. При патопсихологическом обследовании подросток несколько напряжен, тревожен, интересуется целью исследования. Постепенно устанавливается доверительный контакт. Работоспособность, внимание и память — в границах нормы. При исследовании мышления отмечаются отдельные случаи ориентации на слабые признаки, доступные коррекции. Других иг. кажений мышления не имеется. При описа-нии картин ТАТ выражена тревожность, проекция идей отношения: «Они смотрят на него, следят за ним, видят, что у него не в порядке...» Самооценка резко занижена по параметру «внешность». Подросток уверен в том, что у него «огромные, оттопыренные уши», стремится скрыть этот недостаток. Чувствует, что все его друзья, прохожие на улице обращают внимание на его уши. При обследовании по ПДО отмечается высокий уровень сенситивно-шизоидной акцентуации. 1. В чем причины нарушений поведения! 1. Какие мероприятия необходимо провести? Задача 6. Лена В., 12 лет. Девочка находится в детприемнике. Доставлена с вокзала. Со слов девочки, это уже не первый побег из дома, она в течение последних двух лет регулярно «путешествует». За это время успела побывать во многих городах страны. При патопсихологическом обследовании отмечается затрудненная врабаты-ваемость, затруднена переключаемость внимания. Механическое 239 запоминание недостаточно: 4, 5, 4, 7. Нарушений со стороны мышления не обнаружено, интеллект — в границах возрастной нормы. Запас школьных знаний несколько недостаточен, житейски девочка хорошо ориентирована. При проведении методики ПДО отмечается выраженная акцентуация по неустойчивому типу, стремление к эмансипации, маскулинность. При беседе девочка описывает свою семейную ситуацию как благополучную: есть оба родителя, младшая сестра. Родители относятся к Лене доброжелательно, раньше ругали за побеги, наказывали, теперь только жалеют. Когда девочка посещает школу, то успевает там удовлетворительно. Интервалы между побегами составляют 2 — 2,5 мес. В этот период девочка хорошо учится, помогает по дому. Затем, с ее слов, она испытывает сильнейшую скуку, безразличие ко всему, желание убежать. Может некоторое время противостоять этому желанию, но не долго. Убегает обычно одна, без каких-либо провоцирующих событий. После «путешествия» может вернуться домой сама. 1. С чем может быть связано нарушение поведения'2. 2. В какой помощи нуждается девочка! Задача 7. Маша С., 7 лет. Девочка на осмотре будущих первоклассников перед поступлением в школу обратила на себя внимание «мальчишеской» одеждой, короткой стрижкой. Называет себя в мужском роде: «Я пошел, я сделал». По документам и фактически является девочкой, с точки зрения педиатра — здорова. Из беседы с мамой выяснилось, что девочка примерно с 3 — 4 лет называет себя «он — Миша», считает себя мальчиком, играет только с машинами, танками, солдатиками. Любые попытки «перевоспитания» были безуспешными. В связи с такими нарушениями девочка не посещала дошкольное учреждение. Педиатр считает.эти проявления «дефектом воспитания» и не рекомендовал никаких консультаций. При психологическом обследовании нарушений со стороны психических процессов не обнаружено, запас знаний соответствует возрастной норме, интеллект— в границах нормы. При самооценке значимые параметры «силы», «настойчивости», «умение драться». 1. Какая возможная причина состояния девочки? 2. Консультация каких специалистов желательна! 3. Как можно решить школьные проблемы? 240 Задача 8. Сергей Л., 15 лет. К психологу на консультацию обратилась мать мальчика в связи с нарушениями поведения у сына. Он иногда не ночует дома. Юогда и бывает дома, то очень мало спит (3 — 4 часа в сутки), школу не посещает. Из дома стали пропадать деньги, вещи. Грубит, выгоняет всех из своей комнаты. В последнее время мама замечает, что мальчик сильно похудел, хотя ест даже больше обычного. Часто приходит домой в возбужденном состоянии, быстро двигается, говорит. Несколько раз заявлял матери: «Я умею взглядом передвигать предметы, останавливать машины». До последнего года мальчик регулярно посещал школу, занимался на «4» и «5», быстро уставал, жаловался на головные боли. Друзей было мало. Год назад семья переехала в другой район, и у Сергея появились какие-то «друзья», с которыми он не знакомит родителей. При психологическом обследовании выражена истощаемость по гиперстеническому типу. Механическое запоминание затруднено. Нарушений со стороны мышления не обнаружено. Уровень притязаний высокий, неустойчивый. При обследовании по ПДО — лабильно-сенситивный тип акцентуации. При описании картин ТАТ — проекции переживаний, связанных с наркопотреблением. В речи используются специфические слова и выражения. При осмотре обнаружены следы уколов по ходу вен. Из беседы выяснились факты употребления эфедрина. 1. Какие возможны заболевания? 2. Какие мероприятия необходимы? Задача 9. Игорь Ч., 15 лет. Психолог вызван на консультацию в реанимационное отделение. Игорь поступил в него 3 дня назад в связи с отравлением большой дозой клофелина. При патопсихологическом обследовании отмечаются выраженная истощаемость по гипостеническому типу, нарушения объема и произвольной концентрации внимания. Механическое запоминание недостаточно, мышление логично, последовательно, с опорой на существенные признаки. Самооценка занижена по всем факторам. Уровень притязаний низкий. При описании картин ТАТ — проекции переживаний, связанных с неразделенной любовью, неоднократные высказывания о самоубийстве персонажей, как оптимальном выходе из трудных ситуаций. При обследовании по ПДО — выраженная лабильно-психастеническая акцентуация. Из беседы стало известно, что попытка самоубийства была реакцией на отказ любимой девушки поддер" 241 живать отношения дальше. Сейчас жизнь воспринимается как бес-омысленная и бесцельная. 1. В чем причина состояния мальчика? 2. Какие виды помощи желательны'? Рекомендуемая литература Бубер М. Два образа веры. М., 1995. Жутикова Н. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988. Завилянский И. и др. Психиатрический диагноз. Киев, 1989. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1991. Налимов Н. В поисках иных смыслов. М., 1993. Трубецкой Н. Смысл жизни. М., 1994. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Эриксон М. Мой голос остается с вами. СПб., 1995, ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Превращение человеческого индивида (как представителя homo sapiens) в личность происходит в процессе социализации. Социализация, т. е. процесс вхождения ребенка в социальную среду, включает в себя усвоение языка, норм поведения, нравственных ценностей, всего того, что составляет культуру общества. Процесс вхождения ребенка в социальную среду под руководством взрослого человека называется воспитанием. Воспитание представляет собой комплекс воздействий, обеспечивающих социализацию индивида. Основной задачей взрослого является передача ребенку тех моральных ценностей и норм поведения, которые соответствуют требованиям общества. Если же ребенок не усваивает положительный социальный опыт, не может адаптироваться к образцам поведения и требованиям воспитателя (который в данной ситуации олицетворяет для ребенка социум в целом), то процесс социализации нарушается, а поведение ребенка становится социально дезадаптированным. В практике воспитания существует множество терминов, обозначающих социально дезадаптированных детей: недисциплинированные, трудные, педагогически запущенные, трудновоспитуемые, дети с отклоняющимся поведением, дети, склонные к правонарушениям, социально запущенные дети и т. д. Чаще всего эти термины употребляются как . синонимы; некоторые авторы распределяют их по степени нарастания социальной дезадаптации. Например, сначала недисциплинированность, потом это переходит в трудно-воспитуемость, потом в педагогическую, социальную запущенность и т. д. 243 Нам представляется, что термин «трудновоспитуемостъ» является наиболее удачным, поскольку семантика этого слова отражает суть процесса социальной дезадаптации формирующейся личности, включая в себя три элемента: воспитатель, ребенок и их взаимодействие. Трудновоспитуемость проявляется в сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям взрослого, она является следствием недостаточного усвоения ребенком положительного социального опыта. В то же время, отмечая Трудновоспитуемость ученика, мы не вправе делать вывод относительно наличия отклонений в его нравственном развитии, поскольку сопротивляемость педагогическим воздействиям может порождаться другими элементами данного явления: самим воспитателем либо характером взаимодействия воспитателя и воспитуе-мого. Еще меньше оснований мы имеем для того, чтобы судить об отклонениях в развитии личности или развитии психики трудновоспитуемого ученика. Более того, наши исследования показывают, что далеко не все дети, сопротивляющиеся педагогическим воздействиям и нарушающие нормы поведения (т. е. по всем признакам социально дезадаптированные), являются трудновоспитуемыми. И, наконец, степень трудновоспитуемое™ ученика далеко не всегда определяется частотой отрицательных проявлений, их демонстративностью и яркостью. Насколько связано социально дезадаптированное поведение (и его основное проявление — Трудновоспитуемость) несовершеннолетних с отклонениями в психическом и личностном развитии? Как уже отмечалось, связь эта весьма своеобразна. В одних случаях патопсихологическая симптоматика связана с социальной дезадаптацией, в других — поведение подростков, относящихся по своему развитию к психической норме, настолько социально дезадаптировано, что вызывает серьезную тревогу у окружающих. Таким образом, отдавая себе отчет в том, что описываемое явление лишь в какой-то мере пересекается с предметом патопсихологии, мы сочли необходимым включить такой материал в это учебное пособие. Это обусловлено, с одной стороны, сложностью работы с несовершеннолетними, которым свойственно социально дезадаптированное поведение; с другой — школьный психолог обязательно сталкивается с необходи- 244 мостью работать с этим контингентом учащихся и часто именно ему предстоит осуществлять первичную диагностику и дифференциацию, выяснять причины нарушения процесса социализации и, по возможности, решать вопрос о том, как устранить их либо последствия этих нарушений. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 488. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |