Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Схема формирования неврозов




Склонность (конституционный фактор)

Преморбидные особенности личности

Острая    Психическая травматизация Хроническая

I

Неблагоприятные жизненные обстоятельства

Критическое нарастание психического напряжения

I

Место наименьшего сопротивления организма

Клиника неврозов

Биологическими особенностями ребенка, которые уве­личивают вероятность формирования невроза, являются наличие невропатии, выраженная доминанта одного из по­лушарий и т. д. Если объем родительских требований и тре­бований микросоциального окружения (детский садик,

194

школа) не превышает реальных возможностей ребенка, если его воспринимают таким, каким он есть, проявления не­вропатии исчезают к 9—10 годам. Однако часто родители не учитывают особенностей ребенка, в семье преобладает не­рациональный стиль воспитания: повышенная эмоциональ­ность, гиперсоциализация (невосприятие возрастных осо­бенностей, шалостей детей), чрезмерные надежды, кото­рые возлагаются на ребенка, гиперопека, особенно в сочетании с требованиями самостоятельности, завышенная тревога у родителей, супружеские конфликты и противоре­чия в подходах к воспитанию.

Ребенок неосознанно воспринимает нормы и идеалы сво­их родителей и старается им соответствовать. Если же это противоречит особенностям его нервной системы, темпе­раменту, интеллектуальным возможностям, возникает не­соответствие между желаемыми достижениями и реальным результатом. У ребенка в этой ситуации назревает внутри-личностный конфликт между целями, навязанными извне родителями, и собственными потребностями и мотивами.

Можно выделить несколько видов неврозов.

Истерический невроз в детском возрасте проявляется весь­ма разнообразно. Чаще всего встречаются эмоциональные нарушения, фобии, астении, ипохондрические проявления, двигательные расстройства. Психологическим механизмом возникновения этого состояния является противоречие меж­ду обостренной потребностью в эмоциональном признании со стороны родителей и невозможностью ее удовлетворе­ния. Это вызывает страх «быть не тем», быть нелюбимым для значимых людей. Страхи и эмоциональные реакции в виде слезливости, раздражительности всегда тесно связаны с конкретной ситуацией, рассчитаны на определенного «зри­теля», демонстративны. Страхи не имеют большой стойкос­ти, легко изменяется их содержание.

К двигательным нарушениям при истерическом неврозе относятся судорожные припадки, параличи, нарушения походки и чувствительности.

Истерические судорожные припадки ситуационно обус­ловлены, без «зрителей» случаются редко. Ребенок падает на пол, кричит, плачет, размахивает руками и ногами. На­блюдается покраснение лица, шеи, усиленное потоотделе-

7*                                                                                                             195

ниє, иногда спазм гортани с временным прерыванием ды­хания. Продолжительность этого состояния может быть от нескольких минут до 2—3 часов. К школьному возрасту эти припадки часто изменяют свой характер и проявляются в виде обмороков или напоминают приступы бронхиальной астмы.

Встречается такое проявление как истерическая рвота, не связанная с приемом пищи и возникающая при значи­тельном эмоциональном напряжении, например, утром пе­ред школой, и не встречающаяся в каникулы и выходные дни.

Возможны также нарушения движений конечностей — истерический паралич, писчий спазм. Иногда, после значи­тельной психотравмирующей ситуации, возникает истери­ческий мутизм — невозможность говорить. При этом дети охотно пишут или сообщают о своих желаниях жестами.

Проявление истерических симптомов связано со стрем­лением привлечь к себе внимание, наличием условной при­ятности и желательности нарушения, которое делает воз­можным избавление от неприятной ситуации.

Одним из наиболее частых проявлений невроза в детс­ком возрасте является фобический невроз. Он характеризует­ся упорным страхом перед чем-либо, что может повредить жизни и здоровью ребенка (страх заражения, острых пред­метов, смерти). Другой формой страхов является страх дея­тельности в определенной обстановке (отвечать у доски, общаться с незнакомыми людьми и т. д.). У детей страхи отличаются конкретностью, образностью представлений и ощущений. При неврозе страха основой нарушений являет­ся психологическое противоречие — между выраженным инстинктом самосохранения и слабостью защитных меха­низмов, которое проявляется страхом «быть ничем», не су­ществовать. Возникающий страх сопровождается покрасне­нием либо побледнением лица, дрожью, потоотделением, прекращением действия. Страх возникает после конкретной психотравмирующей ситуации и отчетливо осознается самим ребенком. Эмоциональная реакция на это состояние вызыва­ет «страх страха». Стремление избавиться от него в сочетании с примитивными, символическими формами мышления порождает ритуалы.

196

Ритуалы — определенные действия, совершаемые ребен­ком с целью избежать переживания страха. Часто трудно понять, каким образом ритуальное действие может повли­ять на ситуацию возникновения страха, но оно успокаивает ребенка, снижает напряженность фобии.

Так, например, девочка 10 лет боялась «плохих отметок» и чтобы «все в школе было хорошо», она стучала по батаре­ям во всех подъездах по дороге в школу. После этих ритуаль­ных действий она могла успешно отвечать в школе, если же воздерживалась от них, испытывала сильный страх, меша­ющий отвечать на уроках. Ритуалы могут видоизменяться, расширяться и со временем сами становиться источником тревоги и опасений.

Следующую группу неврозов представляет невроз навяз­чивых состояний. Он может проявляться в виде навязчивых движений, действий, иногда мыслей, счета, сомнений.

Противоречие между чувством и долгом, эмоциональ­ными и рациональными страхами вызывает центральный страх изменения, страх «быть не собой», и проявляется в виде навязчивостей, обсессивного невроза.

Навязчивые действия и движения, в отличие от ритуа­лов, не связаны с каким-либо осознанным страхом, ребе­нок испытывает смутное напряжение, тревогу, которая ос­лабевает после совершения действия и усиливается, если какое-то время воздерживаться от него. Ребенок понимает чуждость этих действий и иногда стремится воздерживать­ся от них либо выполнять их незаметно от окружающих. Действия могут быть различными: дотрагивания до пред­метов, постукивание, многократное одевание и раздева­ние и т. д.

В младшем школьном возрасте возможно появление на­вязчивых мыслей, представлений, действий и т. п. Ребенок стремится избавиться от них, «переработать», осознать их причины. Навязчивые мысли и действия мешают нормаль­ному развитию ребенка, сужают круг его интересов. Все силы ребенка уходят на борьбу с навязчивостями.

При патопсихологическом обследовании детей с невро­зами отмечается истощаемость психических процессов по гипостеническому либо гиперстеническому типу.

197

Часто недостаточен объем или переключаемое^ (при неврозе навязчивых состояний) внимания. Механическое и смысловое запоминание — в пределах нормы. Мышление логично, с соответствующим возрасту уровнем интеллекту­альных достижений. Часто при обследовании отмечается не­равномерность развития полушарий: преобладание функци­онирования правого (при истерическом и фобическом не­врозе) или левого (при ритуалах и навязчивостях) полушария. Это можно обнаружить при исследовании уровня достиже­ний в тестах вербального и невербального интеллекта.

Самооценка занижена, часто выражена уверенность в плохой оценке со стороны окружающих. Отмечается хруп­кость уровня притязаний.

В речи часто встречаются высказывания «должно — не должно», «правильно — неправильно». При выполнении за­даний по методике ТАТ в рассказах детей часто встречается описание психотравмирующеи ситуации и проекция невро­тического конфликта.

Итак, мы рассмотрели особенности дисгармонического психического развития личности. Проявления этого вида от­клонений весьма разнообразны, а некоторые диаметрально противоположны. Однако первопричина дисгармоническо­го психического развития общая, она кроется в нарушениях функционирования высшей нервной деятельности.

Успешность социальной адаптации таких детей во много зависит от взрослых, которые живут вместе с ними (роди­телей и других родственников), и от тех лиц, которые зани­маются их воспитанием профессионально: педагогов, пси­хологов, врачей. Следует отметить, что учащиеся с дисгар­моническим психическим развитием есть в каждой обычной школе. Поэтому в задачи школьного психолога входит на­блюдение за ними с целью предупреждения декомпенса­ции, а также помощь педагогам в осуществлении индивиду­ального подхода к этим ученикам.

Контрольные вопросы

1. Какие состояния относятся к дисгармоническому личностному раз­
витию?

2. В чем состоит связь поведенческих проявлений и базальных уров­
ней эмоциональной регуляции?

198

3. Какие виды психопатий проявляются уже в дошкольном возрасте?

4. Какие способы компенсации возможны при каждом виде психопатии?

5. В чем состоят психологические механизмы формирования невроза?

6. Какие виды неврозов наблюдаются в детском и подростковом воз­
расте?




ЗАДАЧИ

Задача 1. Олег А. Ученик 1-го класса. Обратилась учительница с жалобой на нарушения поведения: отказывается выходить из клас­са на переменах, участвовать в занятиях физкультурой, иногда не отвечает у доски. Успеваемость неравномерная: хорошо дается ма­тематика, чтение, при грамматически правильном письме, устойчи­во необычный почерк.

Из беседы с родителями выяснилось, что мальчик на неодно­кратные попытки отдать его в детский сад реагировал крайне бо­лезненно и поэтому воспитывался дома. Рано научился говорить, охотно общается со взрослыми, интересуется астрономией, знает все созвездия. К школе относится с интересом, но до сих пор не знает ни одного из своих одноклассников по имени. Движения неловкие, до сих пор мать помогает ему одеваться, а иногда и кормит.

При психологическом иссл.едовании контакт устанавливается не сразу, только после разговора об астрономии. Однако страха, стес­нительности испытуемый не проявляет. Отношение к заданиям не­равномерное — от некоторых пассивные отказы, некоторые выпол­няются с интересом. Механическое запоминание успешно. Работо­способность равномерная. Внимание не нарушено. «Исключения» и «обобщения» иногда выполняются по слабым признакам: «Лодка, тачка и велосипед похожи — двигаются при помощи человека, а мотоцикл от них отличается — ему нужен бензин»; с помощью — правильные решения. Описания картин ТАТ эмоционально не на­сыщены, часто выдвигаются 2 — 3 версии происходящего. «Несуще­ствующее животное» черного цвета на колесах, но не роботообраз­ное. Самооценка {по методике «Лесенка самооценок») слабо диф­ференцирована, отсутствует представление об отношении к себе со стороны окружающих, выражено негативное отношение к одно­классникам: «Шумят, пристают, толкаются, вообще глупые». Школь­ная тревожность средняя, возникает в ситуациях ответа на уроке, занятиях на физкультуре. Уроки физкультуры вызывают отвраще­ние и содержанием — трудно выполнять гимнастические упражне-

199

ния, ловить мяч и т. д., и тем, что одноклассники смотрят на него; не нравится и процесс переодевания. Отмечается легкий страх физи­ческого контакта.

1. С чем связаны нарушения поведения у Олега?

2. Какие можно рекомендовать мероприятия?

Задача 2. Роман В. Ученик 3-го класса. Обратилась мать в связи с непонятным для нее поведением сына. На каникулах ребенок от­казывался от некоторых прогулок, экскурсий. Однажды, когда мать купила ему новую рубашку, он разорвал ее на клочья и выбросил в окно. Мальчик не разрешает матери убирать в его комнате, пере­ставлять вещи. По словам учительницы, Роман очень аккуратный, средних способностей, учится неравномерно. В классе охотно вы­полняет одно общественное поручение — поливает и выращивает растения. Иногда бывают малопонятные вспышки гнева; если де­рется с ребятами, с трудом может остановиться. Любит командо­вать более слабыми и младшими ребятами.

При психологическом исследовании отмечается затрудненная врабатываемость, инертность психических процессов. Объем и пе-реключаемость внимания несколько недостаточны. Механическое и смысловое запоминание успешно. Уровень обобщения — возраст­ная норма. Самооценка несколько завышена. Школьная тревож­ность низкая. «Несуществующее животное» изображается в виде динозавра с большим количеством шипов и зубов. Испытуемый при­знает свою любовь к порядку, дисциплине. Свое поведение дома объясняет тем, что мама делает все быстро, не предупреждая его заранее о прогулках, покупках и т. д. Жалуется на иногда возника­ющую злость, злопамятность.

1. С чем связаны нарушения поведения у Романа?

2. Какие можно дать рекомендации?

Задача 3. Лена П. Ученица 5-го класса. Обратился классный ру­ководитель с жалобой на резкое снижение успеваемости, постоян­но подавленное настроение и плаксивость девочки. Из беседы с ма­мой выяснилось, что девочка росла и развивалась нормально. При­близительно с 7 лет стали проявляться колебания настроения и самочувствия: периоды веселья, высокой работоспособности сме­няются спадами активности, жалобами на свое здоровье, снижени­ем настроения. В последнее время эти колебания стали более выра­женными и длительными — до 3 — 4 недель. При этом Лена пытает-

200

ся усердно учиться, сидит часами за уроками, часто плачет, жалует­ся, что стала «тупой», «неспособной». Тяжело переживает появив­шиеся «2» и «3» по некоторым предметам.

При патопсихологическом обследовании отмечается легкое сни­жение работоспособности, медленный темп сенсомоторных реак­ций. Объем и концентрация внимания не нарушены, но привлечь внимание к выполнению заданий достаточно сложно. Механичес­кое запоминание успешно. Уровень обобщения не снижен, искаже­ний мышления не отмечается. При описании картин ТАТ — проек­ция идей самообвинения. По «шкале дифференцированных эмо­ций» преобладают эмоции тоски, страха, вины. Самооценка резко занижена, но девочка считает, что окружающие относятся к ней лучше, чем она того заслуживает.

1. С чем связаны нарушения поведения у Лены?

2. Что можно порекомендовать?

Задача 4. Таня С. Ученица 3-го класса. Обратилась за консуль­тацией мать девочки. С начала нового учебного года Таня перешла в другую школу, родители сменили квартиру. Девочка тяжело пере­живала переезд, со страхом ожидала учебного года. С середины сен­тября появились непонятные действия: девочка стала постукивать по столу во время приготовления уроков, писать только одной и той же ручкой. В последнее время появились жалобы на головную боль, боли в сердце и животе. По характеру, по мнению мамы, девочка спокойная, несколько пугливая. С детства отличается большой ак­куратностью, всегда содержит в полном порядке свои вещи, игруш­ки, учебники. Переживает, если кто-то из близких приходит домой поздно. В школе усидчивая, добросовестная, учится на «4» и «5», тяжело переживает случайные «3». С детьми общается, но близких подруг нет.

При патопсихологическом обследовании отмечается равномерно низкий темп сенсомоторики. Работоспособность не снижена. Меха­ническое и смысловое запоминание успешно. Переключаемость и распределение внимания несколько недостаточны. Уровень обобще­ния соответствует возрастной норме, но иногда имеется 2 — 3 вари­анта решения с сомнениями в их правильности. Описания картин ТАТ отражают тревогу за состояние здоровья домашних. Отмеча­ется высокая школьная тревожность. Самооценка адекватная, диф­ференцированная, при некоторых затруднениях в восприятии мне­ния окружающих. Свое поведение девочка объясняет сильным стра-

201

II

ком, возникающим при приготовлении уроков: «Постукиваю все­гда 3 раза по дереву, чтобы не получить двойку». Стремится изба­виться от этого состояния, хочет стать более уверенной.

1. Каковы причины такого состояния девочки?

2. Что можно порекомендовать?

Задача 5. Юля Б. Ученица 4-го класса. Обратилась мама по ини­циативе классного руководителя в связи с нарушениями поведения. Педагога беспокоит то, что девочка стремится привлечь к себе вни­мание, рассказывает странные фантастические истории, в которых сама является главной героиней: то ее похищали инопланетяне, то нападают бандиты и шпионы и т. д. Учится девочка неравномерно, в зависимости от интереса к предмету и конкретной теме. Мама Юли также замечает склонность дочки к фантазированию, но жалуется и на то, что с первых лет жизни девочка была нетерпима к требова­ниям и запретам. Добиваясь своего, падает на пол, кричит, стучит ногами и руками. Такие реакции сохранились и в школьном возра­сте. Часто на любые требования реагирует громким плачем. Любит привлекать к себе внимание гостей, поет, танцует, рассказывает о своих успехах в школе.

При патопсихологическом обследовании отмечается быстрый темп сенсомоторики. Высокая работоспособность сочетается с яв­лениями пресыщаемое™. Объем, переключение и распределение внимания — высокая норма, произвольная концентрация несколь­ко затруднена. Механическая память — в пределах нормы. «Исклю­чения» и «обобщения» производятся на основании существенных признаков, однако есть субъективно-значимые решения. Самооцен­ка завышена, но выражена неуверенность в отношении к себе со стороны учителей и одноклассников. Отмечается высокий, неустой­чивый уровень притязаний.

1. В чем причины нарушений поведения у Юли?

1. Что можно порекомендовать?

Задача 6. Ян 3. Учащийся 2-го класса. Обратился отец по иници­ативе учительницы в связи с нарушениями поведения сына. Ребе­нок учится хорошо, легко справляется с программой, но внезапные вспышки гнева, драки препятствуют его пребыванию в школе. В последнее время Ян избил 2 одноклассников (один из них попал в больницу), порвал дневник, уходил несколько раз с уроков. Дома поведение тоже не лучшее: кричит, бросает на пол посуду, рвет кни-

202

ги и учебники. После этого огорчается, обещает исправиться. Та­кие особенности характера стали проявляться примерно с 3 лет, до этого ребенок рос и развивался нормально: ходить, говорить начал своевременно. В детском саду также постоянно были жалобы на нарушения поведения: драки, рискованные поступки (ходил по кры­ше детского сада и т. п.).

При патопсихологическом обследовании испытуемый быстро вступает в контакт, отношение к заданиям несколько избиратель­ное. Выражена пресыщаемость. Темп сенсомоторики ускорен. Объем, переключаемость внимания — высокая норма. Механичес­кое запоминание успешно, мышление логично, с опорой на суще­ственные признаки. При исследовании личности отмечается диф­ференцированная самооценка, испытуемый отмечает у себя раздра­жительность, вспыльчивость. Жалуется на то, что не может остановиться во время вспышки гнева.

1. В чем причины нарушений поведения Яна?

2. Что можно порекомендовать?

Задача 7. Зоя Л. Ученица 3-го класса. Обратилась мама с жало­бой на навязчивые движения у дочери — стремление выдергивать волосы. Учится девочка хорошо, в школе поведение примерное. Со слов мамы, родилась девочка недоношенной, в течение первого года жизни состояла на учете у невропатолога. Росла несколько медли­тельной, однако все навыки осваивала своевременно. Тяжело пере­живала поступление в детский сад, долго привыкала. С детьми об­щительная, но обидчивая, долго не может помириться после ссоры. В школу пошла вовремя, учится хорошо, стремится к лидерству, но некоторая медлительность и обидчивость не позволяют занять же­лаемое положение в классе. В последнее время появились навязчи­вые движения — выдергивание волос, которое усиливается при просмотре волнующих ее телепередач, тревогах.

При патопсихологическом обследовании отмечается снижение работоспособности, медленный темп сенсомоторики, истощаемость по гипостеническому типу. Объем внимания и переключаемость несколько недостаточны. Механическое запоминание — в границах нормы. Мышление логично, последовательно. Отмечается некото­рая инертность эмоциональных состояний. Самооценка адекватная. Отмечается внутриличностный конфликт между высоким уровнем притязаний и страхом быть не на высоте.

203

1. В чем причина указанного состояния Зои?

2. Какие можно дать рекомендации?

Рекомендуемая литература

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М., 1964.

Гроисман А.Л. Акцентуации характера и неврозы у школьников // Пси-

хол. журн. 1984. № 5. С. 127-136. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М.,

1980. Диагностика и лечение истерического невроза и невроза навязчивых

состояний у детей и подростков: Метод, рекомендации. Л., 1977. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988. Карвасарский Б.Д. Неврозы. Л., 1980. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.

СПЕЦИФИКА НАРУШЕНИЙ

В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

У ПОДРОСТКОВ

Для подросткового возраста характерны некоторые спе­цифические отклонения в психическом развитии. Если ка­кое-либо нарушение психического развития отмечалось в младшем возрасте, к подростковому оно может несколько видоизмениться. К подростковому возрасту относится пери­од от 11 до 14 лет (±2 года). В это время происходит много­уровневая перестройка организма, завершается формирова­ние личности. На гормональном уровне происходит активи­зация работы гипофиза, половых желез, щитовидной железы. Это приводит к значительному увеличению роста и массы тела, появлению вторичных половых признаков. В этом воз­расте происходит дальнейшее развитие памяти, особенно смысловой, произвольного внимания, моторики. Активно развивается логическое и абстрактное мышление. Подрос­ток уже вполне способен к восприятию математических, физических и философских абстрактных понятий.

Происходят изменения со стороны мотивационной сфе­ры личности, — наряду с учебной мотивацией на первый план начинает выступать потребность в общении со сверст­никами, усвоение ценностей и норм подростковой среды. По отношению к родителям проявляются признаки реак­ции эмансипации в диапазоне от отстаивания своей точки зрения по тем или иным вопросам до побегов из дома. В связи с активным формированием личности в этот период заостряются особенности характера, его акцентуации. Это связано с тем, что в подростковом возрасте происходит ин­тенсивное формирование как организма, так и личности, целью которого является переход из детского состояния во взрослое. Зависимость от родителей и других взрослых по­степенно сменяется ориентацией на сверстников, а в даль­нейшем — на самого себя.

205

I

Эта трансформация предъявляет большие требования как к центральной нервной системе подростка, так и к систе­ме его ценностей, норм и убеждений, сформировавшейся ранее.

У подростков с дебильностью к подростковому возрасту улучшается житейская ориентированность, формирование навыков самообслуживания и труда. В то же время может быть и декомпенсация — сексуальная расторможенность, агрессивность, участие (в качестве исполнителя) в группах делинквентных подростков. Задержки психического разви­тия обычно компенсируются; могут оставаться только не­зрелость личности и мотивации при инфантилизме; у под­ростков с психофизическим инфантилизмом может быть за­держка темпов полового созревания.

У подростков с органическим поражением ЦНС насту­пает относительная компенсация интеллектуальных нару­шений, но могут усиливаться явления астении и наруше­ния поведения. Если ребенок болел с детства эпилепсией, то (при несвоевременном лечении) к подростковому возра­сту у него нарастают интеллектуальный дефект, изменения личности, усиливаются проявления жестокости.

При патопсихологическом обследовании подростков сле­дует уделять большое внимание выявлению уровня разви­тия интеллекта, особенностям структуры мышления, лич­ностным особенностям. Это особенно важно в тех случаях, когда перед психологом, обследующим подростка, постав­лены вопросы судебно-психологической, военной и трудо­вой экспертизы.

При патопсихологическом обследовании подростков с акцентуациями и психопатическим развитием следует уде­лять особое внимание диагностике типа акцентуации, оп­ределению вероятности ее перерастания в психопатию, склонность к делинквентности и алкоголизации. Необходи­мо также изучение самооценки испытуемого, его уровня при­тязаний, особенностей прогноза дальнейшего развития своей личности и планирования своего жизненного пути. Жела­тельно выявить особенности реакций в ситуации фрустра­ции, наличие признаков тревожности и агрессии. В беседе с родителями уточняется тип семейного воспитания, нали­чие психотравмирующих факторов. Это позволяет провести

206

дифференциальную диагностику акцентуации и психопатии и наметить пути дальнейшей коррекционной работы.

АКЦЕНТУАЦИИ И ПСИХОПАТИИ

Акцентуация характера — это крайние варианты нор­мы, при которых отдельные черты характера чрезмерно уси­лены.

При этом у подростков отмечается повышенная чувстви­тельность к определенным психотравмирующим воздействи­ям при хорошей устойчивости к другим. При каждом типе акцентуаций имеются свойственные только ему, в отличие от других типов, «слабые места».

Акцентуации обычно проявляются в подростковом воз­расте, в период становления характера и несколько сглажи­ваются по мере взросления. Исследованию акцентуаций по­священы труды К. Леонгарда, А.Е. Личко, А.А. Александ­рова и др. Частота встречаемости акцентуаций у подростков различна. Среди учащихся обычных школ количество ак­центуированных подростков колеблется от 42 до 62%. Среди подростков с отклоняющимся поведением акцентуанты со­ставляют 66%, а среди подростков, совершивших правона­рушения, — 87% (исследования Н.Я. Иванова, А.К. Вдови­ченко и др.).

В отличие от психопатий, акцентуации не являются за­болеваниями, а относятся к вариантам нормы. Критериями, различающими акцентуацию и психопатию, могут быть сле­дующие признаки:

1) акцентуации ярко проявляются только в подростко­
вом возрасте, а психопатии — в течение всей жизни;

2) проявление особенностей характера при акцентуаци­
ях бывает в определенных ситуациях, а при психопатиях —
независимо от ситуаций;

3) при акцентуации редко возникает социальная дез­
адаптация и возможен возврат к норме; при психопатии со­
циальная дезадаптация бывает значительно чаще;

4) при акцентуации нарушения поведения, декомпенса­
ции возникают как ответ на строго определенный тип пси-
хотравмирующей ситуации, при психопатии — при любых
психотравмах, а иногда и без видимых причин.

207

I

Для диагностики акцентуаций в подростковом возрасте желательно использование методики психодиагностическо­го опросника (ПДО) (А.Е. Личко), но возможно и приме­нение методики Шмишека'.

Типы подростковых акцентуаций характера по ПДО:

0 Гипертимный.

1 Циклоидный.

2 Лабильный.

3 Астено-невротический.

4 Сенситивный.

5 Психастенический.

6 Шизоидный.

7 Эпилептоидный.

8 Истероидный.

9 Неустойчивый.

10 Конформный.

Типы акцентуированных личностей по К. Леонгарду:

11 Гипертимический.

12 Аффективно-лабильный.

13 Аффективно-экзальтированный.

14 Эмотивный.

15 Тревожный.

16 Педантичный.

17 Интровертированный.

18 Возбудимый.

19 Демонстративный.

20 Экстравертированный.

21 Застревающий.

22 Дистимический.

Возможно существование смешанных типов акцентуаций: гипертимно-циклоидный, лабильно-сенситивный, астено-истероидный и т. д. У А.Е. Личко вычленяется 20 вариантов таких смешанных типов. Приведем краткие характеристики каждого из основных типов акцентуаций.

Гипертимный тип. Подростки с этой акцентуацией отли­чаются хорошим настроением, высоким жизненным тону­сом, неудержимой активностью. У них сильно выражены эк­страверсия, стремление к неформальному лидерству в ком-

 

208

Разработана на основе концепции К. Леонгарда.

пании сверстников. Высокая подвижность нервных процес­сов приводит к тому, что они легко адаптируются к новой и быстро меняющейся обстановке. Самооценка несколько за­вышена, планы на будущее оптимистичны и быстро меня­ются.

Нарушения адаптации возникают при попытке ввести таких подростков в строго регламентированный режим, ог­раничить их активность, а также при выполнении монотон­ной деятельности в одиночестве, и проявляются в побегах, нарушениях поведения.

Циклоидный тип. Характеризуется обычно кратковремен­ными (1—2 недели) колебаниями настроения— от повы­шенного к депрессивному. В фазе пониженного настроения отмечается снижение работоспособности, потеря интереса к школе, увлечениям, компании. Неудачи и мелкие конф­ликты тяжело переживаются и могут привести к мыслям о своей виновности, неполноценности. В этой фазе плохо пе­реносится изменение жизненных стереотипов (переезд, сме­на школы и т. п.). В маниакальной фазе циклоидные подро­стки похожи на гипертимных. Самооценка может показать­ся на первый взгляд противоречивой: подросток оценивает себя как активного и пассивного, общительного и замкну­того одновременно. При более тщательном опросе выясня­ется продолжительность перепадов настроения.

Лабильный тип. Главная черта этого типа — крайняя из­менчивость настроения, которое может изменяться несколь­ко раз в течение дня по ничтожным и незаметным для окру­жающих поводам. Подростки этого типа точно чувствуют от­ношение к себе со стороны других людей и остро на него реагируют. У них высокая потребность в сочувствии, сопе­реживании со стороны близких. К лидерству эти подростки не стремятся, предпочитают теплые эмоциональные кон­такты с небольшой группой друзей. К декомпенсации мо­жет привести эмоциональное отвержение со стороны зна­чимых лиц, утрата родственников. Декомпенсация проявля­ется в усилении эмоциональной лабильности, приступах плача, спадах настроения, возможны попытки самоубий­ства, уходы из дома.

Сенситивный тип. У этого типа две главные черты — боль­шая впечатлительность и заниженная самооценка. Среди

209

посторонних, в непривычной обстановке проявляются зам­кнутость, тревожность. С незнакомыми трудны даже поверх­ностные, формальные контакты. Со знакомыми бывают до­статочно общительными и откровенными. При самооценке подростки этого типа находят в себе множество разнообраз­ных недостатков, особенно в области волевых качеств. К декомпенсации может привести ситуация несправедливого обвинения, неблагожелательного внимания со стороны ок­ружающих. Это приводит к депрессивным переживаниям, иногда нарушениям поведения.

Психастенический тип. Подросткам этого типа свойствен­ны нерешительность, склонность к рассуждательству (т. е. к длительным и бесплодным рассуждениям), опасения за бу­дущее — свое и своих близких, склонность к самоанализу. Нерешительность проявляется особенно сильно, когда надо сделать самостоятельный выбор. К декомпенсации приводит необходимость принимать быстрые решения, отвечать за других (назначение старостой, руководителем группы свер­стников). При усилении тревоги легко возникают навязчи­вости и ритуалы (см. гл. 7). Самооценка несколько заниже­на, иногда противоречива — включаются не только реаль­ные черты, но и желанные.

Астено-невротический тип. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность, тревога о состоянии своего здоровья. Утомляемость особенно прояв­ляется при умственных нагрузках и в обстановке соревно­ваний. К декомпенсации приводит необходимость дости­гать высоких результатов (занятия в престижных лицеях, гимназиях). При утомлении наступают вспышки раздражи­тельности по ничтожному поводу, усиливается беспокой­ство о состоянии своего здоровья, может возникнуть не­вроз.

Шизоидный тип. Отмечается замкнутостью и недостатком интуиции в процессе общения. Трудно установить нефор­мальный эмоциональный контакт, особенно со сверстни­ками. Эмпатия развита недостаточно. Внутренний мир под­ростка почти всегда закрыт для других и заполнен фантази­ями, увлечениями.

Труднее всего переносятся ситуации, связанные с необ­ходимостью установления эмоциональных неформальных

210

контактов (пребывание в оздоровительном лагере, санато­рии) либо со стремлением родителей вторгнуться во внут­ренний мир подростка или ограничить его увлечения.

Самооценка адекватна. В отличие от психопатии, никог­да не отмечаются расстройства мышления.

Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к постепенному накоплению раздражения и поиску объек­та, на котором можно было бы сорвать зло. Бывают присту­пы злобно-тоскливого настроения. Эмоциональные взрывы частые и продолжительные. Лидерство проявляется как стрем­ление властвовать над сверстниками. Инертность психичес­ких процессов проявляется во всех видах деятельности. В ка­честве компенсации инертности может возникать педантич­ность, склонность к повышенной аккуратности.

К декомпенсации может привести смена обстановки (из­менение места жительства, школы), рождение младших де­тей в семье. Декомпенсация часто проявляется в усилении жестокости, ревности к младшим членам семьи.

Истероидный тип. Основными чертами являются жажда внимания, восхищения, эгоцентризм. Внешняя выразитель­ность, театральность переживаний не всегда соответствуют реальной интенсивности чувств. У подростков с истероид-ной акцентуацией часто встречается избыточное фантази­рование, как попытка привлечь к себе внимание. Декомпен­сация возникает при игнорировании таких подростков со стороны взрослых и сверстников и проявляется в виде нару­шений поведения, иногда самооговоров, демонстративных побегов из дома.

Неустойчивый тип. Главная черта этого типа — постоян­ное стремление к развлечениям, удовольствиям, смене впе­чатлений. При необходимости исполнения обязанностей, долга, достижения целей (поставленных родителями) от­мечается недостаточность настойчивости. Неустойчивые под­ростки часто попадают в делинквентные компании, в кото­рых занимают подчиненное положение. К своему будуще­му эти подростки равнодушны, у них нарушена способность к прогнозу дальнейшего развития ситуации. Выраженная декомпенсация и нарушения поведения возникают в усло­виях безнадзорности и проявляются в бродяжничестве, про­гулах.

211

Конформный тип. Подростки этого типа стремятся к чрез­мерному приспособлению к окружающему. Они живут по правилу: думать «как все», поступать «как все», ничем не выделяться из среды сверстников. Декомпенсация наступа­ет, если подросток попадает в делинквентную среду. Они с трудом переносят новое окружение, крутую ломку жизнен­ных стереотипов; самооценочные суждения доступны им только с опорой на мнение окружающих.

Акцентуации характера, в условиях негативной ситуации развития подростка, могут переходить в психопатии. Этот процесс у подростков находится в тесной зависимости от условий воспитания, семейной ситуации, усилий самого подростка, направленных на компенсацию патологических особенностей личности. Поскольку в подростковом возрас­те компенсаторные механизмы часто сформированы недо­статочно, возникает заострение психопатических черт. У подростков с возбудимой психопатией учащаются и стано­вятся интенсивными приступы гнева, иногда возникает склонность к самопорезам. У циклоидных и шизоидных под­ростков чаще возникают депрессивные спады настроения. При эпилептоидной психопатии более частыми и интен­сивными становятся приступы измененного настроения (уг­рюмость, злость, агрессия по отношению к слабым). Для гипертимных и неустойчивых подростков увеличивается (по сравнению с детским возрастом) риск присоединения к асоциальной компании. Возможно употребление алкоголя и наркотиков.

При благоприятных (для каждого типа психопатии) ус­ловиях окружающей среды подросток может занять такое место, которое приводит к относительной компенсации от­клоняющихся особенностей личности: например, занятия в туристической или военно-спортивной секции для гипер­тимных подростков, возможность ограничить общение со сверстниками у шизоидов, занятия в драматическом круж­ке для истероидов и т. п.

Задачей психолога при работе с такими подростками яв­ляется поиск наиболее благоприятного вида деятельности, правильная профориентация, нормализация семейных от­ношений. У подростков с сенситивным и психастеническим типом психопатий возможны реакции гиперкомпенсации,

212

стремление развить в себе противоположные черты характе­ра. С этой целью они занимаются в секциях борьбы, тяже­лой атлетики и т. д. Такой выбор можно одобрить, если это стремление самого подростка, а не его родителей.









НЕВРОЗЫ У ПОДРОСТКОВ

Как уже отмечалось выше, в подростковом возрасте не­врозы встречаются значительно реже, чем в детском, так как те факторы, которые приводят к неврозам в детском возрасте, у подростков чаще вызывают нарушения поведе­ния. Несмотря на это, неврозы отмечаются у 12% подрост­ков обычных школ.

Выделяются такие же формы расстройств, как и у взрос­лых: неврастения, истерический и обсессивно-фобический неврозы, заикание. Помимо этого встречаются специфичес­кие для подростков пограничные состояния: дисморфома-ния, нервная анорексия, сверхценные интересы и увлече­ния.

Неврастения проявляется в повышенной утомляемости и раздражительности. Наблюдаются расстройства сна, голов­ные боли, снижение настроения. Подростки с трудом (за счет переутомления) справляются со школьной програм­мой, отмечается раздражительность, плаксивость. Могут быть соматические жалобы — ощущение вялости, сонливости, боли в сердце и животе, головокружение и т. д. При пато­психологическом обследовании отмечается выраженная ис-тощаемость психических процессов по гипостеническому либо гиперстеническому типу. Память и внимание обычно в границах нормы, иногда незначительно снижены. Наруше­ний со стороны мышления и интеллекта не отмечается. Са­мооценка обычно низкая, особенно по факторам «здоро­вье», «эмоциональная устойчивость». При обследовании с применением проективных методов на первый план высту­пают проекции переживаний по поводу состояния своего здоровья. Часто отмечается акцентуация астено-невротичес-кого и лабильного типа. Если не проводить своевременного лечения, то возможно невротическое развитие личности с фиксацией на соматических расстройствах, возникновение страха смерти. При обнаружении проявлений неврастении у

213

подростков желательна консультация невропатолога или пси­хиатра, проведение рационально-разъяснительной коррек-ционной работы.

Фобический невроз в подростковом возрасте возникает обычно под воздействием какой-либо психотравмирующей ситуации, но иногда может проявляться как заострение черт сенситивной и психастенической акцентуации. Содержание страхов зависит от возраста: если у дошкольников преобла­дает страх темноты, одиночества, собак и т. д., то у подро­стков — страх смерти и тревога, связанная с ситуациями общения. В подростковом возрасте общение со сверстника­ми занимает одно из ведущих мест в иерархии ценностей, значимо также желание быть «таким как все»: если подрос­ток неуверен в себе, то может быть достаточно однократной незначительной ситуации конфликта со сверстником, что­бы возник страх общения. Это могут быть разнообразные страхи: страх речи, публичных выступлений и т. д. В некото­рых случаях эти опасения направляются на свое тело — под­росток боится, что он может покраснеть или начнется бур­чание в животе и т. д. Поэтому подросток начинает избегать ситуаций общения со сверстниками, а затем и со взрослы­ми, при необходимости общаться он ведет себя скованно, напряженно и убеждается по реакции окружающих, что он «действительно не такой как все», что «все обращают на него внимание». Это еще больше усиливает невротическое состояние подростка.

При патопсихологическом обследовании не отмечается существенных нарушений со стороны психических процес­сов. Самооценка занижена, но, в отличие от депрессивных состояний, это снижение не является равномерным, а зат­рагивает именно те особенности личности, которые связа­ны с неврозом. При описании картин ТАТ выражены про­екции страха общения, при сохранной потребности в кон­тактах. По результатам обследования с помощью ПДО в большинстве случаев отмечается акцентуация черт характе­ра сенситивного или лабильного типа. Чаще всего страхи общения проходят с возрастом, но в некоторых случаях они могут сохраниться в течение всей жизни. При выявлении такого типа страхов после консультации с психиатром же-

214

лательно проведение психокоррекционных мероприятий. (Подробнее о психокоррекционных мероприятиях см. гл. 12.)

К другой группе фобических состояний относится страх смерти. Он может быть направлен на себя — подросток бо­ится заразиться, заболеть СПИДом или онкологическими заболеваниями. Чаще страх направлен на других людей — подросток боится смерти матери по какой-либо причине или боится своими действиями причинить ущерб здоровью окружающих. Эти страхи часто сопровождаются возникно­вением защитных ритуалов: мытьем рук, совершением все­возможных «охранительных действий» (постукивание по мебели, ходьба по определенным линиям пола и т. д.). Эти ритуальные действия выполняются подростком «чтобы ни­чего не случилось», а если выполнить их не удается, возни­кает интенсивное чувство тревоги. При патопсихологичес­ком обследовании этих подростков выявляется, что их пси­хические процессы находятся в границах нормы. Иногда отмечается легкая инертность, недостаточность переключа­емое™ внимания. При обследовании по методике ПДО пре­обладает психастенический тип акцентуации, иногда шизо­идный или сенситивный. Описания картин ТАТ, методика «неоконченных предложений» позволяют уточнить содержа­ние страхов.

При отсутствии лечения и психокоррекционной работы ритуалы могут закрепляться и сохраняться на всю жизнь. При усилении чувства тревоги они могут изменяться, ста­новиться более вычурными, заметными для окружающих. Во всех случаях невроза с ритуальными действиями обяза­тельна консультация психиатра, так как нужно провести диф­ференциальную диагностику с начальными формами ши­зофрении.

К специфическим подростковым состояниям относятся такие явления, как нервная анорексия (упорное стремле­ние к похудению) и дисморфомания (уверенность в нали­чии уродства, дефекта внешности). Эти состояния могут быть признаками иных психических заболеваний (прежде всего шизофрении), но также встречаются и как пограничные со­стояния. Их возникновение связано с естественным для под­ростков желанием быть внешне привлекательным, соответ­ствовать идеальным представлениям о человеке. Отклоне-

215

ния от этого идеала (несколько избыточная масса тела, боль­шие уши, кривые ноги и т. д.) воспринимаются как страш­ное уродство, и подросток прилагает все усилия по «ис­правлению» имеющегося (или воображаемого) дефекта. Боль­шую роль в развитии этих состояний играют неосторожные замечания со стороны значимых для подростка людей: пе­дагогов, родителей, иногда сверстников.

Нервная анорексия. Это состояние характеризуется упор­ным стремлением к похудению, убежденностью в излиш­ней массе тела. Такая болезнь описана в исследованиях М.В. Коркиной.

Нервная анорексия обычно возникает у девочек 12—15 лет с несколько ускоренным темпом полового созревания. Для этих подростков характерно сочетание эпилептоидного типа акцентуации с чертами демонстративности, высокой конформностью. Иногда при обследовании по ПДО отмеча­ется повышение индекса маскулинности над феминностью. Благодаря такому типу личности, девочки обычно хорошо учатся, отличаются большой усидчивостью и настойчивос­тью. В подростковом возрасте, за счет быстрого полового созревания, у таких девочек отмечается несколько избы­точная масса тела. Для возникновения анорексии бывает до­статочно шуток сверстников, высказываний учителя о том, что полнота безобразна. В некоторых случаях не удается об­наружить таких психотравмирующих факторов, а девочка сама приходит к выводу о том, что ее внешность не соот­ветствует идеалу. После этого девочка начинает стремиться к похудению, ограничивает себя в пище. Если в начале эти ограничения касаются в основном калорийной, углеводной пищи, то затем распространяются на все блюда. Иногда ди­ета отличается вычурностью; например, одна из девочек принимала «только жидкую пищу», питалась кофе и бульо­ном. При некоторых видах анорексии пища не ограничива­ется, но после еды вызывается обильная рвота. Помимо ре­жима питания, девочки усердно занимаются изнурительными физическими упражнениями: часами наклоняются, присе­дают и т. д. Это приводит к быстрому снижению массы тела, но, несмотря на это, они не прекращают голодания и за­нятия физкультурой. Аппетит в начале заболевания нор­мальный, затем несколько снижается. Из-за физического

216

истощения у девочек прекращаются менструации, нару­шается работа эндокринных желез, усиливается рост во­лос по всему телу. Хотя масса тела значительно снижается (при росте 160 см она может доходить до 28 кг), девочки продолжают воспринимать себя как полных, бояться по­полнеть, после каждого приема пищи чувствуют, что «жи­реют». При патопсихологическом обследовании отмечается истощаемость психических процессов в сочетании с неко­торой инертностью. Нарушений памяти и интеллекта обыч­но нет. В таких случаях нужно исследовать процесс мышле­ния, так как иногда анорексия встречается при других за­болеваниях (в частности, при шизофрении). Самооценка резко занижена по параметру «внешность», при адекват­ной самооценке по всем остальным параметрам. Проекции «прошлого, настоящего, будущего» связаны только с из­менениями массы тела и красотой. При описании картин ТАТ иногда отмечается недостаточное отождествление с женскими персонажами, некоторая инфантильность моти­вации. В картине семейных отношений преобладает холод­ность, формальность взаимоотношений с матерью при боль­шой эмоциональной насыщенности и конфликтности от­ношений с отцом.

В ходе лечения в стационаре, систематически проводи­мой психокоррекционной работе удается изменить представ­ление девочек о красоте, добиться увеличения массы тела до нормы. В дальнейшем некоторые девушки продолжают сохранять вес на нижней границе нормы, некоторые пол­ностью выздоравливают, но бывают случаи резкого увели­чения веса с сопутствующей депрессией. После лечения де­вочки нуждаются в периодическом наблюдении психолога, так как психотравмы, периоды депрессий могут привести к возобновлению анорексии. Если признаки анорексии воз­никают у мальчиков, то необходима срочная консультация психиатра, так как в большинстве случаев это служит сим­птомом психического заболевания.

По механизмам, сходным с анорексией, возникает дис-морфомания. Как уже отмечалось, иногда она основывается на реальных, но малозаметных недостатках внешности (вес­нушки, оттопыренные уши и т. д.), но бывает и не связана с какими-либо реальными причинами. Подростки в зависи-

217

мости от своей настойчивости и наличия искажений мыш­ления изобретают различные способы борьбы с этим «урод­ством». Иногда это специальные прически, одежда и т. п., в некоторых случаях подросток может стремиться к хирурги­ческому исправлению «дефекта». В более тяжелых случаях борьба со своим недостатком принимает нелепый, вычур­ный характер: подросток перестает выходить из дому, так как «все обращают на него внимание», закрывает лицо плат­ком, надевает на нос прищепки («для исправления его фор­мы») и т. д. Рациональному разъяснению убежденность в наличии дефекта практически не поддается. При обраще­нии подростка или его родителей с жалобами такого рода необходима срочная консультация психиатра.

При патопсихологическом обследовании нарушения со стороны памяти и внимания обычно не обнаруживаются. Обязательно тщательное исследование процессов мышле­ния, так как достаточно часто встречаются искажения (в виде разноуровневости, разноплановости суждений, ори­ентации на слабые признаки и т. д.). Самооценка занижена. При обследовании по ПДО отмечается шизоидный, сенси­тивный, иногда лабильный или психастенический тип ак­центуации. При описании картин ТАТ иногда отмечаются нарушения эмоционального восприятия, проекции идей отношений.

При пограничном уровне расстройств и своевременном лечении возможно благополучное выздоровление. При пси­хотическом уровне необходимо длительное лечение и дина­мическое наблюдение районного психиатра.

Одной из задач школьного психолога является консуль­тирование подростков с отклоняющимся поведением и на­правление их на обследование к психиатру, в случае обна­ружения проявлений психических заболеваний.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...