Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 28. Награда благодати




Эта глава основана на Матфея 19:16—30; 20:1—16; Марка 10:17—31; Луки 18:18—30

Истина о даре благодати была почти утрачена иудеями. Раввины учили, что милость Божью надлежит заслужить. Праведность может быть обретена как награда за добрые дела. Следовательно, их служение Богу было обусловлено корыстным, расчетливым духом. От этого не были полностью свободны даже ученики Христа, и Спаситель пользовался каждой возможностью, чтобы указать им на их ошибку. Как раз перед тем, как Он рассказал притчу о работниках, произошел случай, который дал Ему возможность представить перед ними принципы истины. {НУХ 390.1}

На пути Ему встретился богатый юноша, который подошел к Нему и, склонившись перед Ним на колени, с почтением обратился к Нему. «Учитель благий! — сказал он, — что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» {НУХ 390.2}

Этот человек, обладающий властью, обратился ко Христу просто как к уважаемому учителю, не видя в Нем Сына Божьего. Спаситель сказал ему: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Почему ты называешь Меня благим? Благ лишь один Бог. Если же ты признаешь Меня Богом, ты должен принять Меня как Его Сына и представителя. {НУХ 390.3}

«Если же хочешь войти в жизнь вечную, — добавил Он, — соблюди заповеди». Характер Божий выражен в Его законе; и для того, чтобы ты был в согласии с Богом, каждое твое действие должно сообразовываться с основами Его закона. {НУХ 391.1}

Христос не ослабляет требований закона. Недвусмысленным образом Он представляет повиновение закону как условие вечной жизни — это то же самое условие, которое требовалось от Адама до его грехопадения. Господь ожидает не меньшего от нас и теперь, не меньшего, чем Он требовал от человека в Едеме, — совершенного послушания, безупречной праведности. Это требование остается таким же всеобъемлющим при новом завете благодати, как и требование, выдвинутое еще в Едеме; оно предполагает гармонию с Законом Божьим, святым, праведным и благим. {НУХ 391.2}

В ответ на слова: «Соблюди заповеди» — юноша спрашивает: «Какие?» Он думал, что имеется в виду исполнение каких-то обрядов, Христос же говорил об исполнении закона, данного на горе Синай. Он перечисляет некоторые заповеди второй скрижали, и затем подытоживает их все в одном принципе: «Люби ближнего твоего, как самого себя». {НУХ 391.3}

Молодой человек ответил без колебания: «Все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» Его представление о законе было еще поверхностным и чисто внешним. Если судить по человеческим меркам, он обладал неиспорченным характером, сохранив его незапятнанным. Внешне его жизнь представлялась в большой степени свободной от греха и вины; он искренне думал, что его послушание было совершенным. И все же он ощущал тайный страх, что не все было столь верным и правильным в отношениях его души с Богом. Этим и вызван его вопрос: «Чего еще недостает мне?» {НУХ 391.4}

«Если хочешь быть совершенным, — сказал Христос, — пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение». {НУХ 391.5}

Любящий себя является нарушителем закона. Это и хотел Иисус открыть молодому человеку, и Он предложил ему испытание, которое обнаружило его эгоизм. Он показал ему пятно порока на его характере. Молодой человек не стремился к дальнейшему просвещению своей души. Он лелеял идола в своей душе и поклонялся ему; его богом был этот мир. Он считал, что соблюдает заповеди, но был лишен той основы, которая одна составляет дух и жизнь всего закона. У него не было истинной любви к Богу и человеку. Это означало недостаток и всего остального, что подтверждало бы его подлинную готовность войти в Царство Небесное. В своем себялюбии и привязанности к мирским благам он был лишен гармонии с принципами неба. {НУХ 392.1}

Когда этот молодой богач подошел к Иисусу, он покорил сердце Спасителя своей искренностью и рвением. Он, «взглянув на него, полюбил его». В этом юноше Он увидел того, кто мог бы служить проповедником праведности. Он с готовностью принял бы этого умного и благородного юношу, как Он уже призвал и бедных рыбаков, последовавших за Ним. Если бы этот молодой богач обратил свои способности на дело спасения душ, он мог бы стать усердным и успешным работником Христа. {НУХ 392.2}

Но сначала ему предстояло принять условия, на которых он мог стать учеником. Он должен был полностью отдать себя Богу. По призыву Спасителя Иоанн, Петр, Матфей и их друзья, оставив все, встали и последовали за Ним (см. Луки 5:28). Такое же посвящение требовалось и от молодого богатого человека. При этом Христос не спрашивал жертвы большей, чем та, которую принес Он Сам. «Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Коринфянам 8:9). Юноше пришлось бы лишь следовать туда, куда ведет Христос. {НУХ 393.1}

Христос смотрел на молодого человека и жаждал обрести его душу. Он хотел послать его к людям с благословением для них. Взамен того, от чего Он призывал юношу отречься, Христос предлагал ему честь сотрудничества с Ним. «Следуй за Мной», — сказал Он. Предложение подобной чести было встречено с радостью Петром, Иаковом и Иоанном. Юноша тоже смотрел на Христа с восхищением. Его сердце тянулось к Спасителю. Но он не был готов к такому самопожертвованию, на которое указал Спаситель. Юноша предпочел Иисусу свои земные богатства. Он хотел обрести вечную жизнь, но не мог еще вместить в свою душу ту самоотверженную любовь, которая и есть жизнь; и с печалью в сердце он отошел от Христа. {НУХ 393.2}

Когда юноша отошел, Иисус сказал Своим ученикам: «Трудно богатому войти в Царство Небесное». Эти слова поразили учеников. Их учили смотреть на богатство как на милость, дарованную с небес; они сами надеялись обрести мирскую власть и богатства с наступлением царства Мессии; если богатым трудно войти в это царство, на что же уповать остальным людям? {НУХ 393.3}

«Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись». Теперь они осознали, что предупреждение, содержащееся в этих словах, касается также и их. Во свете слов Спасителя им открылись и их тайные стремления к власти и богатству. В страхе за себя они восклицают: «Кто же может спастись?» {НУХ 394.1}

«Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу». {НУХ 394.2}

Богатый человек сам по себе не в состоянии войти в Царство Небесное. Богатство не гарантирует ему право получить наследие святых во свете небесном. Лишь через незаслуженную нами благодать Христа люди могут обрести право войти в Божий град. {НУХ 394.3}

Не только к бедным, но в не меньшей степени и к богатым обращены слова Святого Духа: «Вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Коринфянам 6:19, 20). Когда люди вполне осознают это, они понимают, что их имущество лишь вверено им для того, чтобы использовать его в соответствии с Божьими указаниями для спасения погибающих и для поддержания страдающих и бедных. Для человека это невозможно, поскольку его сердце привязано к земным сокровищам. Душа, привыкшая к служению маммоне, глуха к просьбам нуждающегося человечества. С Богом же все возможно. Взирая на неизмеримую любовь Христа, себялюбивое сердце смягчается и покоряется. Богатый юноша еще будет подведен к тому, чтобы, подобно фарисею Савлу, сказать: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего» (Филиппийцам 3:7, 8). Тогда он перестанет считать своим собственным все, чем он владеет. Они будут радоваться, смотря на самих себя как на управителей многочисленной благодати Божьей и слуг во имя Его для всех людей. {НУХ 394.4}

Петр первым оправился от впечатления, произведенного на учеников словами Спасителя. С удовлетворением думал он о том, что он и его собратья отдали ради Христа. «Вот, — сказал он, — мы оставили все и последовали за Тобою». Вспомнив то, что обещал Иисус богатому юноше, если тот последует за Ним: «Будешь иметь сокровище на небесах», Петр спрашивает теперь, чем же он и его товарищи будут вознаграждены за их жертвы. {НУХ 395.1}

Ответ Спасителя поразил сердца этих галилейских рыбаков. Перед ними раскрылась слава и честь, превосходящие все их мечтания: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И Он добавляет …Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной». {НУХ 395.2}

Но вопрос Петра: «Что же будет нам?» обнаружил в учениках Христа такие мысли, которые помешали бы им стать вестниками Иисуса, ибо подобные мысли свойственны наемнику. Его ученики, хотя и были привлечены любовью Иисуса, не были еще полностью свободны от фарисейства. Они все еще трудились с мыслью о законном вознаграждении, соответствующем их усердию. Они все еще лелеяли дух самодовольства и самовозвышения; они сравнивали себя друг с другом. Когда один из них оступался в чем-либо, остальные ощущали свое превосходство над ним. {НУХ 396.1}

Для того чтобы ученики Его не утратили видения принципов Евангелия, Христос рассказывает им притчу, иллюстрирующую то, как Бог обращается со Своими слугами, и показывающую тот дух, который Он хочет видеть в тех, кто трудится для Него. {НУХ 396.2}

«Царство Небесное, — говорит Он, — подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». По обычаю того времени люди, желавшие получить работу, ожидали на рыночных площадях, а работодатели приходили туда, чтобы найти работников. Хозяин в притче представляет человека, выходящего в поисках работников в различное время дня. Те, кто нанялся к нему в ранние часы, согласились работать целый день за определенную плату; те же, кто был нанят позже, рассчитывали получить столько, сколько определит им хозяин. {НУХ 396.3}

«Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: „позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых“. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию». {НУХ 396.4}

Хозяин, рассчитывающийся с работниками в своем винограднике, представляет в этой притче Бога в Его отношениях с человеческой семьей. Эти отношения не соответствуют обычным людским установлениям. В мирских делах вознаграждение всегда напрямую соответствует объему выполненной работы. Работающий получает лишь то, что он заработал. В притче же Христос наглядно показывает принципы Своего Царства — царства не от мира сего. Он не руководствуется какими-то человеческими принципами. Господь говорит: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои… Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исаии 55:8, 9). {НУХ 397.1}

В притче первые работники согласились работать за условленную плату, и они получили то, что им было обещано, не более. Нанятые позднее положились на обещание хозяина: «Что следовать будет, получите». Они продемонстрировали свое доверие ему, не задавая вопросов о размере вознаграждения. Они доверились его справедливости, беспристрастности. И они были вознаграждены — не в соответствии с объемом их работы, но в соответствии со щедростью хозяина. {НУХ 397.2}

Так и Бог желает, чтобы мы доверились Ему, Который оправдывает неправедного. Его вознаграждение дается не в точном соответствии с нашими заслугами, но в согласии с Его Собственной целью, с Его предвечным определением, «которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем» (Ефесянам 3:11). «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Титу 3:5). А тому, кто доверяет Ему, Он сделает «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Ефесянам 3:20). {НУХ 397.3}

Ценность нашей работы для Бога определяется Им не по количеству труда или по ее видимым результатам, а по тому духу, с каким мы выполняем ее. Те, кто пришел в виноградник в одиннадцать часов, были благодарны за возможность работать. Их сердца были полны благодарности тому, кто нанял их; и когда в конце дня хозяин заплатил им за работу полного рабочего дня, они сильно удивились. Они знали, что не заслужили такого вознаграждения. Доброта, проявленная хозяином, наполнила их радостью. Они никогда не забудут столь щедрого вознаграждения за свой труд. Так же и грешник, понимая свою недостойность, входит в виноградник господина в одиннадцатом часу. Ему кажется, что время, оставшееся у него для служения, так коротко, что он недостоин вознаграждения; но он радуется от того, что Бог вообще принял его. Он работает с доверием и смирением, благодаря за возможность и честь быть соработником Христу. Дух подобного работника Бог рад почтить. {НУХ 397.4}

Господь желает, чтобы мы пребывали в Нем, не задаваясь вопросом о мере полагающегося нам вознаграждения. Когда в душе пребывает Христос, мысль о вознаграждении не является главенствующей. Награда не является главным мотивом нашего служения. Мы, конечно, должны быть благодарны за предоставленную нам возможность получить вознаграждение. Бог желает, чтобы мы ценили обещанные Им благословения. Но Он не хочет, чтобы мы стремились именно и только к награде и считали бы, что за каждое дело должны получать вознаграждение. Следует стремиться не столько к получению награды, сколько стараться делать то, что является праведным, независимо от вознаграждения. Мотивом всех наших действий должна быть прежде всего любовь к Богу и к нашим ближним. {НУХ 398.1}

Эта притча не оправдывает тех, кто слышал первый призыв к труду, но не пошел в виноградник Господа. Когда хозяин пришел на торжище в одиннадцатом часу и увидел незанятых работников, он сказал им: «Что вы стоите здесь целый день праздно?» Они ответили: «Никто нас не нанял». Никто из тех, кого наняли позже других, не был на торжище утром. Они не пренебрегали призывом к работе. Те же, кто сначала отвергает призыв к служению, но все же раскаиваются, конечно, поступают правильно, но небезопасно относиться к призыву милосердия так легкомысленно. {НУХ 399.1}

Когда работники в винограднике получили каждый «по динарию», те, кто начал работать рано утром, были обижены. Разве мы не работали целых двенадцать часов? — рассуждали они. — И разве не должны мы были по справедливости получить больше, чем те, кто работал лишь один час в более прохладное время дня? «Эти последние работали один час, — говорили они, — и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной». {НУХ 399.2}

«Друг! — ответил хозяин одному из них, — я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» {НУХ 399.3}

«Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званых, а мало избранных». {НУХ 399.4}

Первые работники в этой притче представляют тех, кто претендует на первенство среди других и возвышение над остальными, якобы полагающиеся им за их служение. Они рассматривают свою работу как способ самоутверждения, не заботясь о том, чтобы в их служении присутствовал дух самоотречения и самопожертвования. Они, быть может, и в самом деле ревностно служат Богу всю свою жизнь, им, быть может, действительно больше, чем другим, пришлось вынести трудностей, лишений и испытаний, и они как будто бы вправе поэтому рассчитывать на большее вознаграждение. Но, увы! о вознаграждении они думают больше, чем о преимуществе и чести быть слугами Христа. В их представлении труды и жертвы, принесенные ими, дают им право на большую честь, и они чувствуют себя обделенными, когда это право не признается другими. Если бы они внесли в свою работу дух любви и доверия, они бы стали действительно первыми; но их ворчливый, постоянно недовольный нрав, являясь нехристианским, изобличает их как ненадежных слуг. Эти их чувства выдают тайную жажду самовозвышения, недоверие к Богу, дух ревности и зависти по отношению к собратьям. Доброта Господа, Его щедрость и к другим оказываются для них лишь поводом к ропоту. Это показывает отсутствие живой, крепкой связи между их душами и Богом. Они не познали радости истинного сотрудничества с Творцом. {НУХ 399.5}

Нет ничего более оскорбительного для Бога, чем подобный дух корыстолюбия. Он не может сотрудничать с теми, в ком проявляются подобные качества. Они не чувствительны к воздействию Святого Духа. {НУХ 400.1}

Евреи были первыми призваны в виноградник Господа, и это внушило им гордость и породило чувство собственной праведности. Долгие годы своего служения они поставили себе в заслугу, как бы предопределяющую большее, чем для других, вознаграждение. Ничего не раздражало иудеев больше, чем мысль, что и язычники получали наравне с ними одинаковые привилегии. {НУХ 400.2}

Христос предупреждал учеников, которых первыми позвал следовать за Собою, что подобное зло может проявиться и между ними. Он видел, что упоение собственной праведностью будет слабостью и проклятием церкви. Люди могут начать думать, что они способны самостоятельно заслужить место в Царстве Небесном. Им может показаться, что когда они проявят собственную инициативу, Господь только придет им на помощь. Таким образом, явно прослеживается увеличение роли своего «я» и уменьшение роли Иисуса. Многие, добившиеся лишь небольших успехов, начинают надмеваться, считая себя выше других. Они привыкли к лести и склонны к зависти, если их не оценивают так, как они того желают. Именно против этой опасности хочет Христос предостеречь Своих учеников, рассказывая Свою притчу.{НУХ 400.3}

Всякое самовосхваление, выпячивание собственных заслуг совершенно нелепо. «Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» (Иеремии 9:23, 24). {НУХ 401.1}

Вознаграждение исходит не от дел человека; оно исходит от благодати Божьей, и людям не следует возноситься. «Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? „Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность“. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу; а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Римлянам 4:1—5). Поэтому нет причины кому-то возвышаться над другим или завидовать друг другу. Никто не поставлен в более привилегированное положение, нежели другие, и никто не может считать свое вознаграждение вполне заслуженным. {НУХ 401.2}

Как первый, так и последний разделяет великое вечное вознаграждение, и первый должен с радостью приветствовать последнего. Тот, кто завидует вознаграждению другого, забывает, что он сам спасен только по благодати. Притча о работниках порицает любую ревность и подозрительность. Любовь находит радость в истине и чуждается завистливого сравнения. Тот, кто обладает любовью, сравнивает лишь привлекательность Христа и свой собственный несовершенный характер. {НУХ 402.1}

Эта притча является предостережением для всех работников, независимо от того, сколь длительным является их служение, какой труд возложен на них. Эта притча учит, что без любви к их собратьям, без смирения перед Богом они — ничто. Возвеличивание самого себя не соответствует принципам истинной религии. Тот, кто ставит своей целью самопрославление, обнаружит себя лишенным той благодати, которая одна лишь может сделать его действительно полезным в служении Христу. Там, где человек потакает своей гордости и самодовольству, работа страдает. {НУХ 402.2}

Наша работа признается Богом не на основании ее продолжительности, но благодаря нашей готовности и верности в этой работе. Во всем нашем служении требуется полная самоотдача Богу. Искренние и самоотверженные усилия в исполнении самых малых обязанностей более угодны Богу, чем даже огромная работа, но омраченная стремлением к самоутверждению. Он хочет увидеть в нашем служении, насколько мы прониклись Духом Христа и насколько в нашей работе обнаруживается Его подобие. Он ценит не столько объем выполненной нами работы, сколько любовь и верность, которые мы проявляем, совершая ее. {НУХ 402.3}

Только тогда, когда искореняется себялюбие, когда исчезает стремление к превосходству, когда наше сердце переполняется благодарностью и любовь делает нашу жизнь благоухающей, — только тогда Христос окончательно поселяется в нашей душе и мы признаемся как работники вместе с Богом. {НУХ 402.4}

Как бы ни была тяжела работа, истинные работники не считают ее бременем. Они готовы отдать себя работе, и, несмотря на ее тяжесть, работа становится для них радостной, она выполняется с весельем в сердце. Радость в Боге выражается через Иисуса Христа. Их радость в том, чтобы «творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Иоанна 4:34). Они сотрудничают с Господом славы. Одна мысль об этом облегчает все труды, придает силы, укрепляет дух и способность выдержать все, что предстоит. Работая со смиренным сердцем, облагороженные страданиями, разделяемыми с Христом, разделяя общие с Ним устремления и участвуя в Его трудах, ревностные работники Божьи способствуют возрастанию Его радости и приносят новую честь и славу Его возвышенному имени. {НУХ 402.5}

Таков дух всякого подлинного служения Богу. Ввиду же отсутствия подобного духа тот, кто кажется первым в служении, станет на деле последним; в то время как тот, кто исполнен таким духом служения, станет первым, несмотря на то, что считается среди людей последним. {НУХ 403.1}

Существует много таких, кто предался Христу, но не видит для себя возможности совершить большую работу ради Него или принести какую-то значительную жертву в Его служении. Эти люди могут найти успокоение в той мысли, что для Бога весомо не только самопожертвование мученика и что не обязательно первым в небесных книгах записывается служение, сопряженное именно с постоянной опасностью для жизни, как это было у некоторых миссионеров. Самый рядовой христианин, если его повседневная личная жизнь характеризуется постоянной самоотдачей, чистотой целей и мыслей, если спокойствие и выдержка не оставляют его в любых неспокойных ситуациях, если он всегда пребывает в вере и благости, в верности Богу даже в самом малом и если в его семейной жизни представлен характер Христа, — такой христианин может оказаться в глазах Господа даже более ценным и достойным, чем всемирно чтимый миссионер или мученик. {НУХ 403.2}

Сколь различны критерии и меры, по которым оценивают характер человека люди и Бог. Бог видит много таких искушений, о которых даже не подозревает ни мир, ни самые близкие друзья, — искушений, которые подстерегают человека в его доме, искушений, гнездящихся в его собственном сердце. Бог видит смирение человека, отягченного сознанием своей собственной слабости; Бог видит его искреннее раскаяние даже в мыслях, которые он считает греховными. Бог видит чистосердечное посвящение служению Себе. Господь знает о многих часах тайной битвы человека со своим «я» — битвы, в которой Он Сам уже одержал победу. Все это известно Богу и ангелам. Памятная книга пишется перед Ним о боящихся Господа и чтущих имя Его. {НУХ 403.3}

Секрет нашего успеха заключается не в нашем образовании, не в нашем положении, не в количестве вверенных нам талантов, не в воле человека. Ощущая свою слабость, мы ожидаем помощи от Христа, Кто есть сила превыше всех сил, мысль превыше всех мыслей, и, проявляя рвение и послушание, мы обретаем победу за победой. {НУХ 404.1}

И каким бы малым ни было наше служение, какой бы скромной ни была наша работа, если мы следуем за Христом с простой верой, мы не будем разочарованы и не лишимся вознаграждения. То, что не может заслужить даже самый великий и мудрый, сможет обрести самый слабый и скромный. Небесные золотые ворота закрыты для возвышающих себя. Они не поднимутся перед гордыми духом. Но широко распахнутся вечные входы в ответ на слабое прикосновение младенца. Благословенны будут воздаяния благодати тем, кто трудился для Бога в простоте веры и любви. {НУХ 404.2}

Глава 29. Встреча жениха

Эта глава основана на Матфея 25:1—13

Христос сидел со Своими учениками на горе Елеонской. Солнце опустилось за горы, и небеса были окутаны вечерними тенями. На виду у них — жилой дом, ярко освещенный, как для праздника. Потоки света льются из двери и окон. У дома стоят люди. Очевидно, скоро должна подойти свадебная процессия. Во многих странах на Востоке свадебные празднования проводятся вечером. Жених отправляется заранее, чтобы встретить свою невесту и привести ее в свой дом. При свете светильников свадебная процессия движется от дома невесты к дому жениха, где будет свадебный пир для приглашенных гостей. В сцене, которую видит Христос, гости ждут появления свадебной процессии, чтобы присоединиться к ней. {НУХ 405.1}

У дома невесты сидят десять девушек, одетых в белые одежды. У каждой — светильник и небольшой сосуд для масла. Они ждут появления жениха. Но он задерживается. Проходят часы; заждавшиеся задремали и уснули. В полночь раздается крик: «Жених идет, выходите навстречу ему». Спавшие просыпаются и вскакивают на ноги. Они видят движущуюся процессию с яркими факелами и веселой музыкой. Они слышат голоса жениха и невесты. Десять девушек схватили свои светильники и стали поправлять их, спеша присоединиться к процессии. Но у пяти из них в сосудах не осталось масла. Они не знали, что ожидание будет столь долгим, и не приготовились к этому. В отчаянии они просят более предусмотрительных подруг: «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». Но те, поправив свои светильники, уже наполнили их маслом и опустошили свои сосуды. У них нет больше масла, и они отвечают: «Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». {НУХ 405.2}

Когда же пошли они покупать, процессия двинулась дальше, оставив их позади. Пять девушек с горящими светильниками присоединились к процессии и вошли в дом жениха. Двери закрылись. Когда же неразумные девы пришли на празднество, их не пустили. Хозяин дома сказал: «Не знаю вас». Они остались на пустой улице во тьме ночи. {НУХ 406.1}

Христос, глядя на ожидающих жениха, рассказал Своим ученикам историю о десяти девах, чтобы показать на их примере, что произойдет с церковью непосредственно перед Его вторым пришествием. {НУХ 406.2}

Две группы ожидавших дев представляют две категории людей, пребывающих в ожидании встречи со своим Господом. В притче они представлены именно девами потому, что заявили о себе, что имеют чистую веру. Светильники в притче представляют Слово Божье. Псалмопевец говорит: «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Псалтирь 118:105). Масло для светильников символизирует Святой Дух. Таким же образом святой Дух представлен в пророчестве Захарии. «И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, — говорит он, — и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой?.. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф… Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото?.. И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли» (Захарии 4:1—14). {НУХ 406.3}

Из двух масличных деревьев золотое масло изливается через золотые трубочки в чашечку для елея в светильнике, и оттуда — в золотые лампады, дающие свет в святилище. Так от святых, стоящих перед Богом, Его Дух дает слово Божье людям, посвященным на Его служение. Миссия двух помазанных — передавать Божьим людям ту небесную благодать, которая может сделать Его слово светильником ноге и светом на пути. «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Захарии 4:6). {НУХ 408.1}

В этой притче все десять дев вышли встретить жениха. У всех были светильники и сосуды для масла. Сначала различия между ними не было. Так же будет и с Церковью перед Вторым пришествием Христа. Всем дано Писание, все знают его, и все слышали весть о близком пришествии Христа. Все с уверенностью ожидают Его появления. Как в притче, так и теперь: проходит время ожидания, наступает испытание веры, но когда послышится возглас: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему», многие окажутся не готовыми. У них нет масла в сосудах для своих светильников. В них нет Святого Духа. {НУХ 408.2}

Без Духа Божьего знание Его слова бесполезно. Теория истины, обретенная лишь умом и не подкрепленная Святым Духом, не может оживотворить душу и освятить сердце. Человек может знать повеления и обетования Библии; но если Святой Дух не укоренит эти истины в его сердце, характер человека не преобразится. Без просвещения Святым Духом человек не научится отличать истины от заблуждений и падет под хитроумными искушениями сатаны. {НУХ 408.3}

Представленные неразумными девами в этой притче люди не являются лицемерами. Эти девы чтут истину, они стоят за истину, они тянутся к тем, кто верует в истину; но они сами не покорились преобразующему воздействию Святого Духа. Они не упали на Скалу Иисуса Христа и не позволили разбиться своей ветхой природе. Такой тип людей подобен и тем, кто представлен в виде каменистой почвы в притче о сеятеле. Они воспринимают Слово Божье с готовностью, но не усвоили его принципов. Влияние Слова на них непрочно. Для работы Духа в сердце человека необходимо желание последнего и стремление обрести новую природу; люди же, которые представлены в виде неразумных дев, удовлетворяются поверхностным воздействием. Они не знают Бога. Они не постигли Его характер; они не находятся в постоянном общении с Ним и поэтому не знают, как доверить Ему, как взирать на Него и как жить в Нем. Их служение Богу сводится к формальностям. «Они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится пред лицом твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их» (Иезекииля 33:31). Апостол Павел указывает на то, что подобное отношение людей к Богу станет особенно распространенным непосредственно перед Вторым пришествием Христа. Он говорит: «В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди буду самолюбивы… более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тимофею 3:1—5). {НУХ 411.1}

Это класс людей, которые во времена тревог и трудностей провозглашают мир и безопасность. Они успокаивают свои сердца, отгоняя мысли о надвигающейся опасности. Пробужденные же внезапно от своего сна, они обнаруживают, что оказались в бедственном положении, и обращаются к другим за тем, чего у них нет. Но никто не в состоянии возместить человеку утрату духовного. Благодать Бога свободно предлагалась каждой душе. Для всех равно звучало послание евангельской вести: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откровение 22:17). Невозможно передать другому свой характер. Никто не может уверовать за другого. Никто не может обрести Духа за другого человека. Никто не может подарить другому свой характер, являющийся плодом работы Духа. «Ной, Даниил и Иов… — говорит Господь Бог, — не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души» (Иезекииля 14:20).{НУХ 411.2}

Характер человека обнаруживается во времена испытаний. Когда в полночь послышался призыв: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему» и спящие девы были пробуждены, сразу стало очевидным, кто оказался подготовленным к происходящему. И тем, и другим не было дано иного предупреждения, но одни приготовились к возможной неожиданности, другие же были застигнуты врасплох, оказались неготовыми. Так и ныне неожиданное и непредвиденное бедствие, случай, ставящий человека лицом к лицу со смертью, обнаруживает, обладает ли этот человек реальной верой в обетования Божьи, подкрепляется ли его душа благодатью. Величайшее, окончательное испытание приходит к человеку при завершении его земного пути, когда восполнить потребности души бывает уже слишком поздно. {НУХ 412.1}

Десять дев томятся ожиданием в сумерках наступившего вечера земной истории. Все они заявляют о своей вере во Христа. Все услышали призыв, получили имя христианина, светильник, и все говорят о том, что совершают служение Божье. Все ожидают пришествия Христа. Но пять из них не готовы к этому. Пять из них будут поражены, разочарованы, не попав на пир. {НУХ 412.2}

В последний день многие будут заявлять о своем праве войти в Царство Христа, говоря: «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?.. и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Но в ответ они услышат: «Говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня» (Луки 13:26, 27; Матфея 7:22). В этой жизни они не вошли в доверительные отношения с Христом; поэтому им незнаком язык небес, они чужды небесной радости. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Коринфянам 2:11). {НУХ 412.3}

Нет печальнее слов из всех, которые когда-либо слышал человек, чем эти роковые слова: «Я не знаю вас». Любовь Духа, которой вы пренебрегли, только она одна могла сделать вас гостем брачного пира. Но вы не можете участвовать в нем. Свет его не упадет на ваши ослепленные глаза, его мелодия не коснется ваших оглохших ушей. Любовь и радость этого пиршества не смогли бы пробудить отзвук радости в онемевшем мирском сердце. Вы исключены из небес своей собственной неподготовленностью к встрече с ними. {НУХ 413.1}

Мы не успеем приготовиться встретить Господа, едва проснувшись от восклицания: «Вот, жених идет!» и начав собирать свои пустые светильники, чтобы наполнить их. Невозможно жить вдали от Христа на протяжении всей нашей земной жизни и в то же время приготовиться к общению с Ним на небесах. {НУХ 413.2}

Мудрые девы приготовили заранее сосуды с маслом для своих светильников. Их светильники сохраняли яркое пламя, освещавшее ночь ожидания. Их свет разливался вокруг в честь жениха. Сияя в темноте, он освещал путь к дому жениха, к месту брачного пира. {НУХ 414.1}

Так последователи Христа должны распространять свет во тьме мира. Благодаря Святому Духу Слово Божье становится светом, который обновляет жизнь всякого, кто его принимает. Укореняя в сердцах людей принципы Слова Божьего, Святой Дух развивает в них Божественные качества. Свет Его славы — Его характер — должен сиять в душах Его последователей. Этим своим сиянием они прославляют Бога, освещая другим путь к обители Жениха, к Небесному граду, к брачной вечере Агнца. {НУХ 414.2}

Жених в притче пришел в полночь — в самый темный час. Так и пришествие Христа произойдет в самый темный период земной истории. Дни Ноя и Лота изображают картину мира перед пришествием Сына Человеческого. Священное Писание указывает на это время, говоря, что сатана тогда будет действовать «со всякою силою… и со всяким неправедным обольщением» (2 Фессалоникийцам 2:9, 10). Его коварная работа в эти последние дни будет сопровождаться сгущением тьмы, невиданным торжеством заблуждений, ересей и обманов. Сатана будет улавливать своими ухищрениями не только неверующих людей, но станет влиять и на церкви, провозглашающие себя христианскими. Великое отступничество приведет к тьме, подобной полуночной, тьме, непроницаемой для света, как власяница. Для народа Божьего это будет ночь испытания, ночь плача, ночь преследования за истину. Но из этой ночной тьмы воссияет свет Бога. {НУХ 414.3}

Он повелевает «из тьмы воссиять свету» (2 Коринфянам 4:6). Когда «земля… была безвидна и пуста, и тьма над бездною... Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие 1:2, 3). Так же и в ночи духовной тьмы слышен голос Бога: «Да будет свет». Он говорит Своему народу: «Восстань, светись... ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» (Исаии 60:1). {НУХ 415.1}

«Вот, — говорит Писание, — тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою» (Исаии 60:2). {НУХ 415.2}

Тьма непонимания Бога объяла мир. Люди теряют истинное представление о Нем. Они не понимают Его и неверно говорят о Нем. В наше время должна провозглашаться весть от Бога, весть, несущая свет и обладающая силой спасения. Миру должен быть явлен Его характер. Во тьму мира должен быть пролит свет Его славы, свет Его доброты, милосердия и истины. {НУХ 415.3}

Об этой работе говорит пророк Исаия: «Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Вот, Господь Бог грядет с силою, и мыщца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицом Его» (Исаии 40:9, 10). {НУХ 415.4}

Ожидающие Жениха должны сказать людям: «Вот Бог ваш!» Последние лучи благодатного света, последняя весть милости к погибающему миру является откровением Его характера любви. Дети Божьи должны провозгласить Его славу. Своей собственной жизнью и достоинством своего характера они должны открыть всем, что сотворила для них благодать Божья. {НУХ 415.5}

Свет Солнца Праведности должен сиять в их добрых делах — в словах истины и в делах святости. {НУХ 416.1}

Христос, сияние славы Отца, пришел в мир как свет. Он пришел явить Бога перед людьми, и о Нем написано, что Он был помазан «Духом Святым и силою», и «ходил, благотворя» (Деяния 10:38). В синагоге Назарета Он сказал: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Луки 4:18, 19). Эту работу Он передал и Своим ученикам. «Вы — свет мира, — сказал Он. — Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матфея 5:14, 16). {НУХ 416.2}

Это работа, которую описывает пророк Исаия, говоря: «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Исаии 58:7, 8). {НУХ 417.1}

Так в ночи духовной тьмы слава Божья воссияет в Его церкви, являя свет всем, поднимая склоненных и утешая скорбящих. {НУХ 417.2}

Везде и всюду слышны стенания людей, погибающих в мирских бедах. Кругом мы видим нуждающихся и страдающих. Наша цель — облегчать и смягчать жизненные невзгоды людей, их несчастья. {НУХ 417.3}

Практическая работа принесет намного больше результатов, чем простое проповедование. Следует давать пищу голодным, одежду — нагим, кров — бездомным. Но мы призваны делать и нечто большее. Жажду души может удовлетворить лишь Христос. Если Христос пребывает в нас, наши сердца наполняются Божественным сочувствием. Откроются дотоле скрытые источники искренней, христианской любви. {НУХ 417.4}

Бог призывает нас не только делиться с нуждающимся, но и ободрять его дружеским сочувствием, словами радостной надежды, бескорыстной поддержкой. Когда Христос исцелял больных, Он возлагал руки на них. Так и нам следует вступать в тесный дружеский контакт с теми, кого мы стремимся поддержать. {НУХ 418.1}

Вокруг нас много таких, кто утратил всякую надежду. Возвратите их вновь к солнечному свету. Многие утратили мужество. Скажите им слова ободрения. Молитесь за них. Много и тех, кто нуждается в хлебе жизни. Читайте им Слово Божье. Болезни многих не излечить никаким земным бальзамом, им не поможет никакой врач. Молитесь за их души; ведите их к Иисусу. Скажите им, что есть бальзам в Галааде и Врачеватель там. {НУХ 418.2}

Свет является благословением, всеобщим благословением, изливающим свои сокровища на мир неблагодарный, мир порочный и падший. Таков же и свет Солнца Праведности. Вся земля, окутанная тьмой греха, печали и страдания, должна быть освещена познанием любви Божьей. Этот свет, исходящий от небесного престола, не должен миновать никого, независимо от того, к какому классу, слою общества и социальной группе он принадлежит. {НУХ 418.3}

Весть надежды и милосердия нужно принести во все концы земли. Всякий, кто пожелает, сможет обрести Его силу, заключить с Ним союз и обрести мир в душе. Язычники не будут более пребывать в полночной тьме. Мрак рассеется яркими лучами Солнца Праведности. Силы ада будут побеждены. {НУХ 418.4}

Но никто не может делиться тем, чего сам не получил. В работе Бога человек не может сам стать источником чего бы то ни было. Никто не может своими собственными усилиями сделать себя носителем света для Бога. Золотое масло должно быть налито для этого в золотые трубочки, ведущие от золотой чашечки в светильники храма, излучающие яркий, сияющий свет; небесными посланцами должно быть налито золотое масло. Любовь Божья, постоянно передаваемая человеку, позволяет ему делиться светом с другими. Золотое масло любви свободно течет в сердца всех, кто верою соединился с Богом, и позволяет им сиять добрыми делами в подлинном, сердечном служении Богу.{НУХ 418.5}

Все небесные источники заключены в великом и безмерном даре Святого Духа. Если потоки Его благодати порой не достигают людей, это происходит не по вине Бога. Если бы сами люди истинно желали обрести небесные богатства, каждый был бы исполнен Его Духом. {НУХ 419.1}

Каждому человеку даровано преимущество быть живым руслом, по которому Бог устремляет в мир сокровища Своей благодати, неизмеримые богатства Христа. Нет большего желания у Христа, чем обрести таких посредников, которые явили бы миру Его Дух и Его характер. Нет ничего, в чем мир нуждался бы больше, чем в проявлении любви Спасителя через человека. Небеса напряженно ждут появления новых и новых каналов, через которые святой елей мог бы излиться к человеческим сердцам, наполнив их радостью и благословениями. {НУХ 419.2}

Христос сделал все для того, чтобы Его церковь преобразилась и была светом для мира, стала носительницей славы Еммануила. Он хочет окружить каждого христианина духовной атмосферой света и мира. Он желает, чтобы мы открыли другим Его радость в своей собственной жизни. {НУХ 419.3}

Верным признаком пребывания Духа Святого в человеке является поток небесной любви, истекающей от него. Божественная полнота будет распространяться через посвященных последователей Христа, проливаясь и к другим людям. {НУХ 419.4}

Солнце Правды несет «исцеление в лучах Его» (Малахии 4:2). Поэтому от каждого истинного последователя Христа должно исходить влияние, дающее людям жизнь, мужество, надежду и настоящее исцеление. {НУХ 419.5}

Религия Христа означает нечто большее, нежели просто прощение грехов; она означает удаление от нас наших грехов и заполнение образовавшейся пустоты Святым Духом. Она означает Божественное освещение, радость в Боге. Она означает сердце, освобожденное от эгоизма и наполненное присутствием Христа. Когда в душе воцаряется Христос, человек обретает чистоту, свободу от греха. Слава, полнота, завершенность евангельского плана исполняются в его жизни. Принятие Спасителя дарит человеку сияние совершенного мира, совершенной любви, совершенной уверенности. Красота и обаяние характера Христа, явленные в жизни такого человека, свидетельствуют о том, что Бог действительно послал Своего Сына в мир, чтобы Он стал Спасителем мира. {НУХ 420.1}

Христос не дает повеления Своим последователям прилагать усилия, чтобы излучать свет. Он говорит: да светит свет ваш. Если вы обрели благодать Бога, свет уже в вас. Удалите препятствия на пути света, и слава Господа будет открыта. Свет засияет, чтобы рассеять тьму вокруг. Вы просто не сможете не сиять в пределах вашего влияния. {НУХ 420.2}

Явление Его Собственной славы в человеческих существах и через них настолько приблизит небеса к человеку, что красота, поселяющаяся в храме человеческого тела, будет видна в каждом, в ком пребывает Спаситель. Людей будет привлекать слава Христа, пребывающего в сердце человека. И широким потоком хвалы и благодарения, исходящим от многих душ, завоеванных таким образом для Бога, слава возвратится обратно к великому Даятелю. {НУХ 420.3}

«Восстань, светись... ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» (Исаии 60:1). Эта весть дана тем, кто вышел навстречу Жениху. Христос грядет с великой славой и силой. Он грядет в Своей Собственной славе и со славой Отца. Он идет со всеми святыми ангелами. В то время когда весь мир будет погружен во тьму, свет будет исходить от каждого святого. Они воспримут первыми свет Его второго пришествия. Его величие воссияет чистым светом, и все, кто служил Ему, будут восхищаться Христом-Искупителем. В то время как нечестивые будут бежать от Его присутствия; последователи же Христа возрадуются. Патриарх Иов, взирая вдаль, ко времени Второго пришествия Христа, сказал: «Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иова 19:27). Христос всегда был постоянным Спутником и близким Другом для Своих верных последователей. Они жили в тесном союзе, в постоянном общении с Богом. Над ними взошла слава Господа. В них отразился свет познания славы Божьей через Иисуса Христа. И теперь они ликуют в ярких лучах сияния славы Царя во всем Его величии. Они подготовлены к небесной встрече, ибо давно хранили небеса в своих сердцах. {НУХ 420.4}

С лицами, обращенными к небу и освещенными яркими лучами сияющего Солнца Праведности, с радостью в ожидании приближающегося искупления они выходят навстречу Жениху, восклицая: «Вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас!» (Исаии 25:9). {НУХ 421.1}

«И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя… И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца». «Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» (Откровение 19:6—9; 17:14). {НУХ 421.2}

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...