Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 24. Не в брачной одежде




Эта глава основана на Матфея 22:1—14

Притча о брачной одежде преподносит нам урок величайшего значения. Под свадьбой подразумевается союз человеческого с божественным; брачная одежда представляет здесь тот характер, каким должны обладать все, кто удостоился чести быть гостем на свадебном пире. {НУХ 307.1}

Эта притча, как и притча о великой вечере, говорит о евангельском призыве, отвергнутом еврейским народом, и об обращении этого призыва милосердия к язычникам. Но, указывая на тех, кто отверг призыв, эта притча говорит о еще более наглом оскорблении и о еще более ужасном возмездии. Приглашение на пир — это в данном случае призыв царя. Он исходит от того, кто облечен властью и силой повелевать. И это приглашение означает высокую честь. И все же оказанная честь оказалась не оцененной. Авторитетом царя пренебрегли. Если в притче о великой вечере приглашение хозяина дома было встречено с безразличием, то приглашение царя в настоящей притче было встречено оскорблениями и убийством. Слуг царя встретили с презрением, безжалостно обошлись с ними, а потом убили. {НУХ 307.2}

Хозяин в притче о брачной вечере, видя пренебрежительное отношение приглашенных к нему, объявил, что никто из них не будет присутствовать на вечере. В этой же притче те, кто обнаружил свое презрение к царю, заслужили гораздо большее наказание, чем просто исключение из числа приглашенных гостей: «Царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их». {НУХ 307.3}

В обеих притчах на пиру в конце концов оказывается множество гостей, но вторая показывает, что присутствующие там должны были сделать некоторые приготовления. Те же, кто пренебрег приготовлением к пиру, были изгнаны. «Царь, вошед посмотреть возлежащих …увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». {НУХ 308.1}

Приглашение на пир было передано людям учениками Христа. Господь послал двенадцать апостолов, а затем еще семьдесят возвестить о том, что Царство Божье близко, и призвать людей покаяться и поверить Евангелию. Но призыв этот остался без внимания. Те, кого пригласили на пир, не пришли. Слуги в притче были посланы еще раз, чтобы сказать. «Вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир». Это была весть к иудейской нации после распятия Христа; но народ, который провозглашал себя Божьим, особым народом, отверг Евангелие, принесенное ему в силе Святого Духа. Многие отвергли его с презрением. Другие же были настолько раздражены призывом к спасению и предложенным прощением за их отвержение Господа славы, что во гневе обратились на принесших им эту весть. «Произошло великое гонение» (Деяния 8:1). Многие люди были брошены в тюрьму, а некоторые из вестников Господа, Стефан и Иаков, были убиты. {НУХ 308.2}

Еврейский народ подтвердил таким образом свое отвержение милосердия Божьего. Христос в Своей притче предсказал последствия этого: «Царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их». Произнесенный здесь приговор исполнился и в судьбе еврейского народа: Иерусалим был разрушен, а нация рассеяна по всему свету. {НУХ 308.3}

Третье приглашение на пир символизирует в притче распространение Евангелия среди язычников. Царь сказал: «Брачный пир готов, а званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». {НУХ 309.1}

Слуги царя, «выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых». Это было весьма пестрое общество. У иных из них было не больше уважения к хозяину пира, чем у тех, кто с самого начала отверг его приглашение. Как приглашенные в первый раз не могли, как им казалось, пожертвовать земными делами ради участия в пире царя, так и откликнувшиеся на последнее приглашение в большинстве своем тоже думали только о своих земных удовольствиях. Они пришли попировать без малейшего желания почтить позвавшего их царя. {НУХ 309.2}

Когда царь вышел взглянуть на гостей, ему открылся истинный характер каждого из них. Для каждого из приглашенных была приготовлена брачная одежда. Это одеяние было даром царя. Облачаясь в этот наряд, гости демонстрировали свое уважение к хозяину пира. Но один из гостей был одет в обычную одежду. Он не захотел подготовиться к пиру так, как требовал царь. Он пренебрег одеянием, приготовленным для него и стоившим больших затрат. Этим он оскорбил господина. На вопрос царя: «Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» — он не смог ответить ничего и таким образом вынес себе приговор. «Тогда сказал царь слугам: „Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю“». {НУХ 309.3}

Знакомство царя с гостями в данной притче символизирует суд. Гости на евангельском пире — это те, кто заявляет, что служит Богу, те, чьи имена записаны в книге жизни. Но не все, считающие себя христианами, являются истинными учениками Христа. Прежде чем им будет дано окончательное вознаграждение, должно быть решено, кто из них достоин разделить наследие праведных. Это решение должно быть принято прежде Второго пришествия Христа на облаках небесных; ибо когда Он придет, Он уже принесет Свою награду или возмездие, «чтобы воздать каждому по делам его» (Откровение 22:12). Еще до того, как Он придет, достоинства дел каждого человека будут определены и оценены, и каждому из последователей Христа будет определено воздаяние в соответствии с его делами. {НУХ 310.1}

В то время когда люди еще живут на земле, в небесных дворах уже происходит следственный суд. Бог обозревает жизни каждого, называющего себя последователем Христа. Дело каждого рассматривается в соответствии с записями в небесных книгах, и, согласно записанным там делам, определяется вечная участь каждого. {НУХ 310.2}

Под брачной одеждой в притче символически представлен чистый, незапятнанный характер, которым будут обладать истинные последователи Христа. Церкви дано было «облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откровение 19:8), чтобы быть «не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Ефесянам 5:27). Виссон — это праведность Самого Христа, Его Собственный безупречный характер, который через веру дается всем, кто принимает Христа как своего личного Спасителя. {НУХ 310.3}

Белые одежды непорочности носили наши прародители, когда были поселены Богом в святом Едеме. Они жили в полном согласии с волей Божьей. Вся сила их любви принадлежала их Небесному Отцу. Дивный мягкий свет, свет Божий окутывал святую пару. Это одеяние из света было символом духовных одежд Адама и Евы, их небесной непорочности. Если бы они всегда оставались верными Богу, одеяние света вечно продолжало бы окутывать их. Но когда вошел грех, они разорвали свой союз с Богом, и окружавший их свет исчез. Нагие и чувствующие стыд, Адам и Ева попытались прикрыть свою наготу сшитыми фиговыми листьями. {НУХ 310.4}

Это же пытаются делать все, кто преступает Божий закон еще со времен неповиновения наших прародителей. Они сшивают фиговые листья, чтобы прикрыть свою наготу, вызванную грехом. Они носят одежды своего собственного изобретения, и своими собственными делами они пытаются упрятать свои грехи и сделаться приемлемыми для Бога. {НУХ 311.1}

Но этого они никогда не смогут сделать. Человек не может создать ничего, что могло бы заменить утраченную им одежду непорочности. Ни в одеянии из фиговых листьев, ни в любой мирской одежде невозможно воссесть рядом со Христом и ангелами на брачном пире Агнца. {НУХ 311.2}

Лишь в одеянии, приготовленном для нас Самим Христом, можем мы предстать перед Богом. В такое облачение, в одежду Своей Собственной праведности Христос оденет каждую кающуюся, верующую душу. «Советую тебе, — говорит Он, — купить у Меня… белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей» (Откровение 3:18). {НУХ 311.3}

В этом одеянии, сотканном на небесах, нет ни одной нити, сотворенной усилиями человека. Христос, принявший человеческую природу, выработал совершенный характер, и этим характером Он предлагает наделить и нас. «Вся праведность наша — как запачканная одежда» (Исаии 64:6). Все, что мы можем сделать сами, запятнано грехом. Но Сын Божий «явился для того, чтобы взять грехи наши; и в Нем нет греха». Грех есть «беззаконие», Христос же был послушен каждому требованию Закона. Он сказал о Себе: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Псалтирь 39:9). Пребывая на земле, Он говорил Своим ученикам: «Я соблюл заповеди Отца Моего» (Иоанна 15:10). Своим совершенным послушанием заповедям Божьим Он предоставил каждому человеку возможность соблюсти их. Когда мы подчиняемся Христу, наше сердце сливается с Его сердцем, наша воля растворяется в Его воле, наш разум приходит в единство с Его разумом, все наши мысли сосредотачиваются на Нем: мы живем Его жизнью. Это и означает быть облаченным в одежду Его праведности. Когда теперь Господь вновь смотрит на нас, Он видит уже не одежду из фиговых листьев, не наготу и не изуродованность грехом, но Свою Собственную одежду праведности, которая есть совершенное послушание Закону Иеговы. {НУХ 311.4}

Царь оглядел гостей брачного пира. Только те из них, кто подчинился его требованиям и оделся в брачные одежды, были оставлены. То же случится и с гостями брачной вечери Агнца. Все должны предстать перед испытующим взором великого Царя, и приняты будут лишь те, кто оделся в одежды праведности Христа. {НУХ 312.1}

Праведность есть праведные дела, и именно по ним все будут судимы. Наш характер проявляется в том, что мы делаем. Наши дела доказывают искренность нашей веры. {НУХ 312.2}

Недостаточно верить, что Иисус не был самозванцем и что библейская религия не является искусно построенным мифом. Мы можем верить, что имя Иисуса является единственным именем под небесами, которым человек может быть спасен, но так и не признать Его своим личным Спасителем. Недостаточно верить в теорию истины. Недостаточно провозгласить себя верующим во Христа и быть записанными в церковной книге. «Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам». «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» (1 Иоанна 3:24; 2:3). Таково истинное доказательство обращения человека. Что бы мы сами ни говорили о своей праведности, она ничего не стоит, если в наших делах не будет явлен Христос. {НУХ 312.3}

Истина должна укорениться в нашем сердце, она должна управлять нашим разумом, контролировать наши чувства. Все наше естество должно нести отпечаток Божественного. Каждая йота Слова Божьего должна воплотиться в наших повседневных делах. {НУХ 314.1}

Тот, кто становится причастником Божеского естества, будет находиться в гармонии с Божьим великим мерилом праведности, Его святым Законом. Бог оценивает действия людей согласно этому великому эталону, и именно он будет мерилом испытания нашего характера на суде. {НУХ 314.2}

Многие считают, что смерть Христа привела к отмене закона; но они тем самым противоречат словам Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков… Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матфея 5:17, 18). Для того, чтобы искупить человека от последствий нарушения Закона Христос отдал Свою жизнь. Если бы закон мог быть изменен или отменен, Христу не нужно было бы умирать. Своей жизнью на земле Христос возвеличил Божий Закон. И Своей смертью Он утвердил его. Он отдал Свою жизнь в жертву не затем, чтобы уничтожить Божий Закон, не затем, чтобы создать какой-то иной, более низкий эталон, но для того, чтобы поддержать справедливость, чтобы показать непреложность закона и укрепить его навечно. {НУХ 314.3}

Сатана говорил, что человеку не по силам соблюдать заповеди Божьи; и это действительно невозможно для нас, если мы надеемся только на свои собственные силы. Но Христос, приняв человеческую природу, Своим совершенным послушанием доказал, что в союзе с Богом человек может повиноваться каждому Божьему предписанию. {НУХ 314.4}

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоанна 1:12). Эта сила — не человеческая. Это — Божья сила. Когда душа принимает Христа, она получает и силу, чтобы жить жизнью Христа. {НУХ 314.5}

Бог требует от Своих детей совершенства, эталон которого Он определил в Своем Законе, запечатлев в нем Свой Собственный характер. Этот безошибочный стандарт был явлен всем, чтобы не могло быть никакой ошибки относительно тех качеств, которыми будут обладать люди в Его Царстве. Жизнь Христа на земле была совершенным выражением Закона Божьего. Поэтому когда те, кто называют себя детьми Божьими, будут подобны Христу в характере, они будут послушны и Божьим заповедям. Только тогда Господь сможет сделать их членами небесной семьи. Одетые в славные облачения Христовой праведности, они получат место на брачном пире Царя. Они по праву присоединятся к сонму омытых кровью. {НУХ 315.1}

Человек же, явившийся на пир не в брачной одежде, олицетворяет духовное состояние многих людей в современном мире. Они считают себя христианами и заявляют о своем праве на благословения и привилегии Евангелия, но не испытывают нужды в преобразовании характера. Они не пережили истинного покаяния. Не осознают они своей нужды во Христе и не укрепляются в вере в Него. Такие люди не преодолели своих врожденных и приобретенных наклонностей ко злу. И все же они считают себя вполне добропорядочными и находят возможным полагаться только на свои собственные силы вместо того, чтобы довериться Христу. Это те, кто, услышав Слово Божье, пришел на пир, но не одел одежду Христовой праведности. {НУХ 315.2}

Многие из называющих себя христианами являются просто моралистами в чисто человеческом смысле. Они отказались от дара, который один только может сделать человека способным прославить Христа, представив Его миру. Работа Святого Духа для них — странное дело. Они не являются исполнителями Слова. Для них стали почти неразличимыми те небесные принципы, которые проводят различие между теми, кто находится в единстве со Христом, и теми, кто соединен с миром. Так многие, называющие себя последователями Христа, уже не являются отделенным и особенным народом. Различия между верующими и неверующими стали практически незаметными. Люди подчинили себя миру, его обычаям, его самолюбию. Сама Церковь вместо того чтобы привести мир к повиновению Закону Божьему, в нарушении этого закона уподобилась миру. Церковь все более превращается в мирскую организацию. {НУХ 315.3}

Все эти люди ожидают обрести спасение благодаря смерти Христа, отказываясь в то же время жить Его жизнью самопожертвования. Они расхваливают богатства безвозмездно дарованной благодати и пытаются создать видимость праведности, надеясь таким образом скрыть изъяны своего характера, но все их усилия будут тщетны в великий день Божий. {НУХ 316.1}

Праведность Христа не покроет ни один лелеемый грех. Бывает так, что человек нарушает закон в своей душе, хотя внешне не совершает никакого преступления. Мир может считать его человеком безупречной честности, но Закон Божий открывает тайники его сердца. О всяком поступке человека судят по вызвавшим его мотивам. Оправданными будут только те человеческие побуждения, которые согласуются с принципами Божьего Закона. {НУХ 316.2}

Бог есть любовь. Эту Свою любовь Он явил, подарив миру Христа, отдав «Своего Сына Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Он ничего не пожалел для тех, кого Он выкупил для Себя. Он отдал нам все небо, откуда мы можем черпать силы и способности, чтобы нам не отступить и не быть побежденными нашим врагом. Но любовь Бога не означает, что Он извиняет грех. Он не извинил ни грех сатаны, ни грех Адама или Каина; не оправдывает Он никакой из грехов любого другого человека. Он не будет смотреть сквозь пальцы на наши грехи или потворствовать слабостям нашего характера. Он хочет, чтобы мы победили их во имя Его. {НУХ 316.3}

Отвергающие дар праведности Христа отказываются приобрести такие качества характера, которые позволили бы им стать сыновьями и дочерьми Божьими. Они отказываются от того, что одно только может принести им право на участие в брачном пире. {НУХ 316.4}

В этой притче на вопрос царя: «Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» человек тот молчал. Так будет и в день великого суда. Здесь, на земле, человек может пытаться оправдать те или иные свои пороки, но в судный день никаких извинений у него не найдется. {НУХ 317.1}

Современным христианским церквам даны величайшие возможности. Господь открылся нам во все возрастающем свете. Сегодня наши преимущества намного превышают те, которыми обладал народ Божий в древности. Мы обладаем не только великим светом, который когда-то был дарован Израилю, но у нас есть еще большее свидетельство безграничного дара спасения, данного нам через Христа. Все, что было для евреев лишь символом и прообразом, для нас стало реальностью. У них был только Ветхий Завет; мы, кроме этого, обладаем и Новым Заветом. Нам дано обещание Спасителя, Который уже приходил, Спасителя, Который был распят, воскрес и над гробницей Иосифа провозгласил: «Я — воскресение и жизнь». Через познание Христа и Его любви Царство Божье установлено среди нас. Христос открывается нам в проповедях и песнопениях. Духовный пир представлен перед нами во всем изобилии его богатства. Брачная одежда, приобретенная бесконечной ценой, предлагается даром каждому. Вестники Божьи раскрыли нам многие драгоценные истины: праведность Христа, оправдание по вере, обильные и бесценные обетования Слова Божьего, свободный доступ к Отцу через Христа, утешение Духа Святого, надежное заверение в вечной жизни в Царстве Божьем. Что еще мог бы сделать Бог, чего Он еще не сделал для приготовления великой вечери, небесного пира? {НУХ 317.2}

Ангелы на небесах сказали: «Мы исполнили порученное нам служение. Мы оттесняли армии ангелов зла. Мы вселяли в души людей свет, обостряли их разум для осознания любви Божьей, явленной в Иисусе. Мы направляли их взоры к Голгофскому кресту. Их сердца были глубоко потрясены силой греха, который распял Сына Божьего. Они обратились. Они видели тот путь, который вел их к обращению; они чувствовали силу Евангелия; их сердца смягчились, когда они вкусили сладость Божьей любви. Они увидели красоту характера Христа. Но для многих все это оказалось напрасным. Они не отказались от своих привычек и своего характера. Они не сбросили мирских одеяний, чтобы быть одетыми в небесные одежды. Их сердца остались в плену корыстолюбия. Дружба с миром была для них дороже любви к Богу». {НУХ 318.1}

Суровым будет для них день окончательного решения. Апостол Иоанн так описывает его в пророческом видении: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откровение 20:11, 12). {НУХ 318.2}

Перед лицом вечности страшно им будет оглянуться назад. Вся их жизнь предстанет перед ними такой, какой она была. Мирские удовольствия, богатства и почести покажутся теперь ничтожными. Люди увидят, что единственной подлинной ценностью была и остается праведность, которую они презирали. Они увидят, что сформировали свой характер под влиянием обманчивых обольщений сатаны. Одежды, которые они предпочли, будут говорить об их преданности первому великому отступнику. И тогда они увидят последствия своего выбора. Они поймут тогда, к чему приводит нарушение заповедей Бога. {НУХ 318.3}

Но нового испытательного срока для приготовления к вечности уже не будет. Лишь в этой жизни нам дается возможность облечься в одежду Христовой праведности. Это — наша единственная возможность сформировать свой характер для того дома, который Христос приготовил для соблюдающих Его заповеди. {НУХ 319.1}

Дни, предоставленные нам для испытания, быстро истекают. Их конец близок. Это для нас звучит предупреждение: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Луки 21:34). Остерегайтесь, чтобы день тот не застал вас неприготовившимися. Будьте внимательны, чтобы не оказаться на царском пире без брачной одежды. {НУХ 319.2}

«В который час не думаете, приидет Сын Человеческий». «Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Матфея 24:44; Откровение 16:15). {НУХ 319.3}

Глава 25. Таланты

Эта глава основана на Матфея 25:13—30

Сидя на горе Елеонской вместе с учениками, Христос говорил им о Своем втором пришествии в мир. Он перечислил некоторые признаки, которые будут предварять Его пришествие и указывать на его близость. Он повелел Своим ученикам бодрствовать и быть готовыми, вновь повторяя предупреждение: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». Затем Он показал им, что значит бодрствовать в ожидании Его пришествия. Время ожидания должно быть посвящено прилежному труду, а не растрачиваться в праздном ожидании. Этот урок Он преподносит в виде притчи о талантах. {НУХ 325.1}

Царство небесное, — говорит Он, — «как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился». {НУХ 325.2}

Человек, отправляющийся в чужую страну, представляет здесь Христа, Который должен был вскоре вознестись с земли на небо. «Рабы», или слуги, символизируют в притче последователей Христа. Мы не принадлежим сами себе. Мы «куплены дорогою ценою» (1 Коринфянам 6:20), «не тленным серебром или золотом… но драгоценною Кровию Христа» (1 Петра 1:18, 19), «чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Коринфянам 5:15). {НУХ 326.1}

Все люди были куплены этой бесконечной ценою. Излив все сокровища небесные в этот мир, отдав нам в Христе все небо, Бог приобрел волю, чувства, разум и душу каждого человека. Верующие и неверующие, все люди равно принадлежат Господу, являясь Его собственностью. Поэтому все призваны служить Ему, а в великий судный день каждый должен будет дать отчет в том, как он откликнулся на призыв Божий. {НУХ 326.2}

Но не все люди признают Божьи требования. В притче в качестве Его слуг представлены лишь те, кто сам заявил о своей готовности служить Христу. {НУХ 326.3}

Последователи Христа были искуплены для служения. Наш Господь учит, что истинной целью жизни является служение. Христос Сам был неутомимым тружеником и всем Своим последователям дал закон служения — служения Богу и своим ближним. Здесь Христос явил миру более высокое представление о жизни. В служении другим человек соединяется со Христом. Закон служения становится, таким образом, живой связью, соединяющей нас с Богом и с другими людьми. {НУХ 326.4}

Своим слугам Христос «поручил имение Свое», то есть то, что должно быть употреблено для Него. Он поручил каждому человеку определенную работу. Каждому отведено особое место в вечном небесном плане. Для каждого находится дело в сотрудничестве с Христом ради спасения душ. Насколько верно то, что в небесных обителях для нас приготовлено место, так верно и то, что есть особенное место, предназначенное для нас здесь, на земле, где мы должны трудиться для Бога. {НУХ 326.5}

Дары Святого Духа

Таланты, которые Христос доверил Своей Церкви, представляют собой дары и благословения, наделяемые Святым Духом. «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Коринфянам 12:8—11). Никто из людей не получает одинаковые дары, но каждому слуге Господа обещан хотя бы один из даров Духа. {НУХ 327.1}

Перед тем как покинуть Своих учеников, Христос «дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Иоанна 20:22). И вновь говорит: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас» (Луки 24:49). Но только после вознесения Христа этот дар был получен ими во всей полноте. Излитие Святого Духа произошло лишь после того, как через веру и молитву ученики всецело отдали себя Ему для работы. Тогда, в особом смысле, небесное имущество было поручено последователям Христа. «Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Ефесянам 4:8). «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Ефесянам 4:7). «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Коринфянам 12:11). Дары уже являются нашими во Христе, но действительное обладание ими зависит от нашего принятия Духа Божьего. {НУХ 327.2}

Обетование Духа не оценивается надлежащим образом, поэтому оно и не исполняется так, как это было бы возможно. В этом проявляется отсутствие Святого Духа, которое делает евангельское служение совершенно лишенным силы. Человек может иметь превосходное образование, таланты, красноречие, различные природные дарования и приобретенные способности, но без присутствия Духа Божьего ни одно сердце не будет тронуто, ни один грешник не будет приобретен для Христа. С другой стороны, будучи в союзе со Христом, приняв дары Духа, даже самый бедный и необразованный из Его последователей будет обладать силой, которая будет говорить к сердцам. Бог делает таких людей проводниками самого сильного влияния во Вселенной. {НУХ 328.1}

Другие таланты

Представленные в притче таланты не являются только лишь особыми дарами Духа. Здесь говорится о всех дарах и способностях, врожденных или приобретенных, природных или духовных. Все они должны быть употреблены в служении Христу. Становясь Его учениками, мы отдаем себя Ему вместе со всем, чем мы обладаем. Эти наши дары Он возвращает нам очищенными и облагороженными для того, чтобы они могли быть использованы во славу Его и на благо нашим ближним. {НУХ 328.2}

Каждому человеку Бог дает «по его силе». Таланты не раздаются случайно. Тот, кому по силам пять талантов, получает пять. Тот, кто может развить в себе лишь два таланта, и получит два. Тот, кто может разумно использовать лишь один талант, один и получит. Никто не может жаловаться, что он не получил больших даров; ибо Тот, Кто наделил ими каждого человека, одинаково прославляется использованием каждого вверенного таланта, независимо от того, большой он или маленький. Тот, кому было дано пять талантов, должен возвратить эти пять талантов приумноженными, получивший один талант должен возвратить приумноженным этот один. Бог ожидает отдачи «смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» (2 Коринфянам 8:12). {НУХ 328.3}

В притче тот, кто получил «пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два». {НУХ 329.1}

Все дарованные человеку таланты, как бы мало их ни было, должны быть употреблены с пользой. Мы должны быть озабочены не вопросом: «Сколько я получил?», но вопросом: «Что я делаю с тем, что у меня уже есть?» Развитие всех наших способностей является нашей первой обязанностью по отношению к Богу и ближним. Ни один человек не выполняет цели жизни, предусмотренной для него Богом, если его способности и полезность ежедневно не возрастают. Заявляя о своей вере в Христа, мы берем обязательство стать как можно более полезными работниками для своего Господа; и мы должны развивать каждый свой талант до наивысшей степени совершенства, чтобы быть способными сделать наилучшее, на что мы способны. {НУХ 329.2}

У Господа есть огромная работа, которую необходимо сделать, и Он в будущей жизни даст самое лучшее тем, кто наиболее преданно и охотно совершает служение здесь, в настоящей жизни. Господь избирает Себе помощников, и каждый день в самых различных обстоятельствах Он укрепляет их опыт в процессе осуществления Своего замысла, отвечая на каждое их чистосердечное стремление выполнить Его план. Он выбирает Себе помощников не потому, что они уже совершенны, а потому, что в союзе с Ним они могут достичь совершенства. {НУХ 330.1}

Бог примет лишь тех, кто решил стремиться ввысь. Он ожидает, что каждый Его помощник сделает все наилучшее, на что он способен. При этом от каждого требуется и нравственное совершенство. Мы никогда не должны принижать стандарт праведности, чтобы приспособить к нему свои врожденные или обретенные наклонности ко злу. Мы должны всегда помнить, что несовершенство характера есть грех. Все благородные святые качества сочетаются в Боге в совершенное гармоническое целое, и каждый, принявший Христа как своего личного Спасителя, имеет преимущество стать обладателем этих качеств. {НУХ 330.2}

Желающий стать соработником у Бога должен стремиться к совершенству ума и каждой части своего тела. Подлинное образование является подготовкой всех физических, умственных и моральных сил к исполнению высоких обязанностей; это подготовка тела, ума и души для Божественного служения. Такое образование будет продолжаться и в вечности. {НУХ 330.3}

От каждого христианина Господь ожидает возрастания эффективности его служения и его способностей во всех сферах. Христос принял вместо нас наше возмездие за грех прежде всего Своей кровью и страданиями, чтобы обеспечить наше доброхотное искреннее служение. Он пришел в мир, чтобы дать нам пример того, как мы должны работать и какой дух мы должны привносить в наш труд. Христос хочет, чтобы мы изучали, как мы можем наилучшим образом способствовать продвижению Его дела и прославить Его имя в мире, венчая славой, величайшей любовью и честью Отца, Который «так возлюбил... мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). {НУХ 330.4}

Но Христос не дает нам заверения в том, что достижение совершенства характера является легким делом. Благородный, цельный характер не передается по наследству. Он не приходит к нам случайно. Такой характер вырабатывается личными усилиями человека, через заслуги и благодать Христа. Бог дает нам таланты, силы ума; мы же формируем свой характер в тяжелой и упорной борьбе с нашим собственным «я». Сражение за сражением должны мы вести против унаследованных наклонностей. Нам следует критически оценивать себя, дабы ни одна наша порочная черта не оставалась неисправленной. Пусть никто не говорит: «Я не могу исправить недостатки своего характера». Если вы придете к подобному заключению, вы потерпите неудачу и никогда не обретете вечной жизни. Отсутствие желания — вот главное препятствие на пути обретения вечной жизни. Если вы не хотите, то и не сможете победить. Действительная трудность заключается в испорченности неосвященного сердца и нежелании подчинить себя контролю Божьему. {НУХ 331.1}

Многие из тех, кого Бог щедро одарил для выполнения возвышенной работы, достигли очень слабых результатов именно потому, что они и не пытались достичь большего. Тысячи людей проходят по жизни так, как будто у них нет ни определенной цели в жизни, ни высоты, которую они хотели бы достичь. По делам своим они получат соответственное воздаяние. {НУХ 331.2}

Помните, что вы никогда не достигнете большего, чем то, на что вы себя нацелили. Необходимо ставить самые высокие цели и шаг за шагом, порой через боль, самоотречение и жертвы подниматься по лестнице прогресса. Не останавливайтесь ни перед чем. Превратности судьбы еще никого не опутали настолько, чтобы продолжать оставаться в состоянии безысходности и отчаяния. Враждебные обстоятельства должны пробуждать в нас твердую решимость победить их. Как только мы преодолеем первую преграду на своем пути, мы обретем новую смелость и новые силы идти дальше. Продолжайте упорно двигаться в верном направлении, и вы скоро обнаружите, что обстоятельства становятся нашими помощниками, а не противниками. {НУХ 331.3}

Будьте ревностны в вашем желании преобразовать каждую черту своего характера во славу Господа. Стремитесь угодить Богу всегда, на каждой ступени формирования вашего характера. Вы можете это сделать, потому что Енох угодил Богу во времена всеобщей порочности. Подобные Еноху есть и в наши дни. {НУХ 332.1}

Стойте крепко, как Даниил, этот верный муж, человек, которого не могли одолеть никакие искушения. Не огорчайте Того, Кто возлюбил вас так, что отдал Свою Собственную жизнь, чтобы удалить ваши грехи. Он говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15:5). Помните об этом всегда. Если вы совершили ошибки, но осознаете их и видите в них предупреждающие об опасности маяки, — вы, несомненно, одержали победу. Этим вы обращаете поражение в победу, разочаровывая вашего врага и прославляя своего Искупителя. {НУХ 332.2}

Характер, сформированный по Божественному подобию, — это единственное богатство, которое мы сможем взять из этой жизни в будущую. Пребывающие под водительством Христа в этом мире возьмут с собой в небесную обитель все Божественные достижения, которых достигли в жизни. И в вечности мы будем продолжать развиваться. Вот почему так важно совершенствовать свой характер уже в этой жизни. {НУХ 332.3}

Небесные существа будут помогать человеку, ищущему с решительной верой такого совершенства характера, которое достигнет совершенства в действии. Всякому, кто встал на путь формирования характера по небесному образцу, Христос говорит: «Я одесную тобя, чтобы помогать тебе». {НУХ 332.4}

Когда воля человека соединяется с волей Божьей, она становится всемогущей. Все, что должно быть сделано по Его повелению, может быть совершено с Его силой. Все Его повеления предполагают наличие возможности для их исполнения. {НУХ 333.1}

Умственные способности

Бог требует от нас развития наших умственных способностей. Он ожидает, что Его слуги будут обладать большей силой ума и большей проницательностью, чем люди в окружающем мире, и Он огорчается, когда они слишком беспечны и нерадивы вместо того, чтобы стать активными и эрудированными тружениками на Его ниве. Господь желает, чтобы мы любили Его всем сердцем, всей душой и всеми силами нашего разума. Это накладывает на нас обязанность постоянно развивать свой интеллект, дабы мы могли, используя всю полноту его возможностей, глубже познавать и сильнее любить нашего Творца. {НУХ 333.2}

Когда мы находимся под водительством Его Духа, наш интеллект развивается намного полнее, и таким образом может быть более эффективно использован в служении Господу. Господь может использовать и использует в Своем служении людей необразованных, но всецело посвятивших себя Богу и стремящихся принести благословения своим ближним. Однако тот, кто, имея такой же дух посвящения, обладает при этом образованием, может совершить гораздо более значительную работу для Христа, поскольку располагает большими возможностями. {НУХ 333.3}

Господь желает, чтобы мы получили разностороннее образование с тем, чтобы мы могли поделиться полученными знаниями с другими людьми. Никто не может предвидеть, где и каким образом он может быть призван трудиться для Бога или говорить о Нем. Наш Небесный Отец, только Он один, видит и знает, что Он может сделать для людей. Перед нами постоянно открываются все новые и новые возможности, которые мы не замечаем по слабости нашей веры. Нам следует настолько развить и обогатить свой разум, чтобы в случае необходимости мы могли представлять истины Его Слова перед людьми, занимающими самое высокое земное положение, чтобы прославить Его имя. Мы не должны пренебрегать никакой, даже самой малой возможностью дальнейшего интеллектуального роста для все более успешного служения Богу. {НУХ 333.4}

Пусть молодежь, нуждающаяся в образовании, упорно трудится с решимостью обрести его. Не ожидайте появления возможностей для этого, но создавайте такие возможности сами. Используйте даже самую малую возможность, предоставившуюся вам для этого. Будьте экономными. Не растрачивайте ваши средства на удовлетворение желаний аппетита или на поиски развлечений. Будьте решительны в том, чтобы стать полезными и умелыми в служении Богу, какими Он призывает вас быть. Будьте основательны и верны в любом вашем начинании. Используйте любые предоставляемые вам возможности для укрепления своего интеллекта. Сочетайте изучение книг с полезным физическим трудом и настойчиво, с верою и молитвой, приобщайтесь к мудрости, посылаемой свыше. Так вы получите всестороннее развитие. Это позволит вам усовершенствовать характер, обрести влияние на умы других и вести их по пути честности и святости. {НУХ 334.1}

Работа самообразования могла бы быть гораздо успешнее, если бы мы ясно осознавали те возможности и преимущества, которые нам предоставляются. Истинное образование — это нечто большее, чем то, что можно получить в учебном заведении. Конечно, не следует пренебрегать изучением наук, однако существует действительно высшее образование, которое может быть достигнуто только через живую связь с Богом. Пусть каждый студент возьмет Библию и раскроет свое сердце, чтобы внимать самому великому Учителю. Пусть разум ваш будет подготовленным к тому, чтобы бороться с теми проблемами, которые постоянно возникают на пути познания Божественной истины. {НУХ 334.2}

Желающие получить знания, чтобы быть благословением для своих ближних, сами получат благословения от Бога. Изучение Слова Божьего расширит их умственные способности для совершения важного труда. {НУХ 334.3}

Каждый, кто желает быть работником для Бога, должен проявлять в своей жизни самодисциплину. Это совершит больше, чем красноречие или самые блестящие таланты. Самый обыкновенный разум, но приученный к самодисциплине, совершит работу значительно лучше и больше, чем высокообразованный ум и величайшие таланты, но лишенные самоконтроля. {НУХ 335.1}

Речь

Речь — один из талантов, которые следует усердно развивать. Из всех даров, полученных нами от Бога, ни один не способен принести другим более благословений, чем этот. Благодаря речи мы призываем и убеждаем, возносим молитву и хвалу Богу, открываем другим любовь Искупителя. Насколько же важно поэтому всестороннее развитие речи как наиболее эффективного средства в распространении добра. {НУХ 335.2}

Культурой речи и правильным использованием голоса порой пренебрегают в своей христианской деятельности даже люди высокого интеллекта. Многие читают или говорят настолько тихо или так быстро, что их порой бывает трудно понять. У некоторых — низкий голос и неразборчивое произношение; другие говорят резким, пронзительным голосом, болезненно воспринимаемым слушателями. Тексты, гимны, доклады и другие выступления преподносятся аудитории порой таким образом, что вся их сила и влияние утрачиваются. {НУХ 335.3}

Этот порок можно и нужно преодолеть. По этому поводу Библия дает наставление. О левитах, которые читали Писания народу во времена Ездры, сказано: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неемии 8:8). {НУХ 335.4}

Прилежными усилиями все могут приобрести умение читать внятно и говорить полным, чистым голосом, понятно и впечатляюще. Поступая так, мы можем значительно повысить свою эффективность как работников Христа. {НУХ 335.5}

Каждый христианин призван поведать другим о неисследимых богатствах Христа; поэтому необходимо совершенствовать свою речь. Он должен представить Слово Божье так, чтобы оно привлекало слушателей. В намерениях Божьих нет того, чтобы человеческие средства передачи Его Слова были неуклюжими. Бог не желает, чтобы человек принижал и подрывал силу небесного потока, текущего через него в мир. {НУХ 336.1}

Мы должны взирать на Иисуса как на совершенный пример; мы должны просить о поддержке Святого Духа и Его силой стараться подготовить каждую часть своего организма для безупречной работы. Особенно это верно в отношении тех, кто призван к общественному служению. Каждый проповедник, каждый учитель должен постоянно помнить о том, что он передает людям весть, затрагивающую интересы вечности, потому что эта истина будет судить людей в великий день окончательной расплаты. Для некоторых людей то, как передается весть, будет решающим фактором в принятии или отвержении ее. Говорите Слово так, чтобы оно взывало к разуму и затрагивало сердце. Пусть оно будет сказано неторопливо, внятно и торжественно, и в то же время искренне, со всей убежденностью, подтверждающей важность этого слова. {НУХ 336.2}

Культура речи, правильное употребление силы слова необходимы во всех областях христианской деятельности, будь то домашнее, семейное общение или наши беседы с другими людьми. Нам нужно приучить себя говорить приятным тоном, используя при этом правильный и чистый язык, подбирая вежливые и доброжелательные слова. Приятные и добрые слова — это как роса и ласковый дождь для души. Писание говорит о том, что из уст Христа изливалась благодать, и Он «мог словом подкреплять изнемогающего» (Псалтирь 44:3; Исаии 50:4). И Господь учит нас: «Слово ваше да будет всегда с благодатию» (Колоссянам 4:6), «дабы оно доставляло благодать слушающим» (Ефесянам 4:29). {НУХ 336.3}

Стремясь исправить или научить других, мы должны быть осторожными в своих словах, ибо они могут быть как запахом живительным к жизни, так и запахом смертоносным к смерти. Делая человеку замечание или давая ему совет, многие позволяют себе говорить резкими, суровыми словами, не способными излечить раненую душу. Подобная речь только лишь раздражает дух и зачастую вызывает сопротивление у совершившего ошибку. Все, кто защищает принципы истины, нуждаются в том, чтобы получить небесный елей любви. При всех обстоятельствах порицание должно быть высказано с любовью. Тогда наши слова не приведут к возмущению или озлоблению. Христос через Духа Святого поддержит наши слова силой и властью. Это Его дело. {НУХ 337.1}

Ни одно слово не должно быть сказано необдуманно. Ни злоречия, ни пустословия, ни раздражительных высказываний или нечистых предположений не должно срываться с уст того, кто является последователем Христа. Апостол Павел пишет под влиянием Святого Духа: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Ефесянам 4:29). Здесь имеются в виду не только недостойные выражения, но любые высказывания, противоречащие святым принципам и чистоте религии. Сюда относятся грязные намеки и завуалированные нашептывания зла. Если не воспрепятствовать этому сразу, все это приведет к великому греху. {НУХ 337.2}

На каждую семью, на каждого христианина в отдельности возложена обязанность преграждать путь недостойным высказываниям. Если мы оказались в обществе, позволяющем себе пустословие, наш долг — изменить, если возможно, тему разговора. С помощью благодати Божьей можно незаметно, сказав несколько спокойных слов, повернуть беседу в полезное русло. {НУХ 337.3}

В задачу родителей входит обучение своих детей надлежащим манерам в разговоре. Лучше всего делать это в домашней обстановке. С самых ранних лет следует приучать детей уважительно обращаться к родителям и друг к другу. Они должны быть научены тому, что только слова обходительности, истины и чистоты должны сходить с их уст. Пусть родители сами каждый день будут прилежными учениками в школе Христа. Тогда наставлением и собственным примером они смогут учить своих детей использовать «слово здравое, неукоризненное» (Титу 2:8). Это одна из величайших и самых ответственных их обязанностей. {НУХ 337.4}

Будучи верными последователями Христа, мы должны своими словами помогать и поддерживать друг друга в христианской жизни. Нам следует гораздо больше и чаще говорить о своем драгоценном опыте общения с Богом. Мы должны рассказывать друг другу о милосердии и доброте Божьей, о неизмеримых глубинах любви Спасителя. Наши слова должны быть словами хвалы и благодарности. Если ум и сердце человека полны любви Божьей, это непременно проявится и в его речи. В этом случае ему не трудно будет высказать то, что переполняет его душу. Высокие мысли, благородные устремления, ясные представления об истине, бескорыстные цели, жажда Божественного и святого в человеке обязательно принесут свои плоды в словах, открывающих природу сокровищницы сердца. Когда Христос открывается таким образом в нашей речи, слова обретают силу, способную привлечь души к Нему. {НУХ 338.1}

Мы должны говорить о Христе тем, кто о Нем еще не знает. Следует поступать при этом подобно Христу. Где бы Он ни был: в синагоге, у дороги, в лодке, качающейся у берега, на пиру у фарисея или за столом мытаря, Он говорил о том, что относится к горнему. Природные явления, события повседневной жизни Он увязывал со словами истины. Сердца Его слушателей тянулись к Нему, ибо Он лечил больных, успокаивал опечаленных, брал на руки их детей и благословлял их. Когда Он начинал говорить, все внимание обращалось к Нему, и каждое Его слово было для кого-то запахом живительным к жизни. {НУХ 338.2}

Это должно служить образцом для нас. Где бы мы ни были, мы должны находить возможность рассказывать другим о Спасителе. Если мы будем по примеру Христа творить добро, сердца людей будут открываться нам так же, как они открывались Ему. Не резко и грубо, но с тактом, который подскажет нам Божественная любовь, мы сможем рассказывать о Том, Кто «лучше десяти тысяч других» и Кто «весь... любезность» (Песнь Песней 5:10, 16). Это самый возвышенный труд, в котором мы можем употребить свой талант речи. Он и дан нам для того, чтобы мы открывали людям Христа как прощающего Спасителя. {НУХ 339.1}

Влияние на людей

Жизнь Христа была бесконечным, безбрежным влиянием — влиянием, которое связывало Его с Богом и со всей человеческой семьей. Во Христе Бог окружил человека таким влиянием, которое делает для него невозможным жить только для себя. Будучи самостоятельными существами, мы вместе с тем связаны с нашими собратьями и являемся частью великого целого, принадлежащего Богу. Отсюда — наши взаимные обязанности друг перед другом. Ни один человек не может быть независимым от других людей, своих ближних, от благополучия каждого зависит благополучие других. Цель Божья в том, чтобы каждый человек чувствовал себя кому-то нужным и искал возможности принести счастье другим. {НУХ 339.2}

Вокруг каждого человека возникает своя особая атмосфера: либо это атмосфера животворящей веры, мужества, надежды и любви; либо это тяжелая и холодная атмосфера мрачного недовольства и себялюбия, атмосфера, отравленная смертоносным влиянием взлелеянного в сердце греха. Окружающей нас атмосферой мы вольно или невольно воздействуем на каждого человека, вступающего с нами в контакт. {НУХ 339.3}

Это ответственность, от которой мы не можем освободиться. Наши слова, поступки, наша одежда, манеры, даже выражение лица — все это оказывает влияние. Впечатление, которое мы таким образом производим на других, приводит к результатам — как хорошим, так и плохим, которые невозможно измерить и оценить. Каждое побуждение, исходящее от нас, является семенем, посеянным в других, которое, в свою очередь, даст свои плоды. Это лишь одно звено в длинной цепи событий в жизни самых разных людей, которая простирается до необозримых пределов. Если своим примером мы помогаем другим развить в себе принципы добра, мы тем самым даем им силу делать добро. Они, в свою очередь, окажут такое же влияние на других, а те передадут его еще далее. Поэтому наше неосознанное влияние может оказаться благословением для тысяч людей. {НУХ 339.4}

Бросьте камешек в озеро, и одна за другой по глади побегут волны, образуя расширяющийся круг, пока не достигнут другого берега. Так и наше влияние — даже не осознанное и не преднамеренное, оно может стать для других душ благословением или проклятием. {НУХ 340.1}

Характер — это сила. Молчаливое свидетельство истинной, бескорыстной, благочестивой жизни производит почти непреодолимое влияние. Открывая в своей жизни характер Христа, мы становимся Его соработниками в деле спасения человеческих душ. Мы можем успешно сотрудничать с Ним, только если окружающие будут видеть в нашей жизни отражение Его характера. Чем шире сфера нашего влияния, тем больше добра мы можем совершить. Когда те, кто провозглашают себя слугами Божьими, следуют примеру Христа, руководствуясь в своей повседневной жизни принципами Божьего Закона, когда каждое их действие свидетельствует о том, что они любят Бога превыше всего и любят своего ближнего как самих себя, тогда церковь обретет силу, способную преобразить мир. {НУХ 340.2}

Но не следует забывать, что влияние человека в равной мере может быть и силой зла. Ужасно потерять свою душу, но еще ужаснее стать причиной гибели других душ. Мысль о том, что наше влияние может стать запахом смертоносным к смерти, пугает; тем не менее это возможно. Многие, называющие себя собирающими со Христом, на деле отстраняют людей от Него. Вот почему церковь столь слаба. Многие позволяют себе критиковать и обвинять. Своими подозрениями, завистью и недовольством они позволяют сатане завладеть собой и становятся орудиями в его руках. Прежде чем они успевают осознать, что делают, враг достигает через них своей цели. Зло уже произвело свое воздействие, на кого-то уже брошена тень, стрелы сатаны нашли свою цель. Сомнения, неверие или даже открытое безбожие овладевают теми, кто в иных обстоятельствах принял бы Христа. Тем временем пособники сатаны с благодушием смотрят на тех, кого они подтолкнули к скептицизму и кто поэтому очерствел, стал глух к укорам или просьбам. Они льстят сами себе, что в сравнении с другими они праведны и добродетельны. Они не осознают при этом, что эти несчастные погибшие являются результатом именно их несдержанного языка и мятежных сердец. Именно через их влияние эти слабые души пали в искушении. {НУХ 340.3}

Итак, легкомысленность, снисходительное отношение к себе, беззаботность и равнодушие, проявляющиеся в жизни называющих себя христианами, уводят многие души с пути жизни. Многие из них будут бояться встретить на Божьем суде плоды собственного злого влияния. {НУХ 341.1}

Только через благодать Божью мы можем правильно использовать этот талант. В нас нет ничего, что могло бы оказать доброе воздействие на других. Отдавая себе отчет в собственной беспомощности и осознавая потребность в Божественной силе, мы не станем полагаться на самих себя. Мы не можем знать, какие последствия может принести день, час или даже момент, и поэтому никогда не следует начинать день, не вручив свои пути нашему Небесному Отцу. Его ангелы наблюдают за нами, и если мы отдадим себя под их руководство и защиту, то в минуту всякой опасности они будут одесную нас. Когда, сами того не осознавая, мы окажемся перед угрозой пусть невольного, но недоброго влияния на кого-то, ангелы встанут рядом, чтобы направить нас к лучшему решению, подсказать нам нужные слова и повлиять на наши действия. Поэтому наше влияние может быть молчаливой, неосознанной, но могучей силой в привлечении других ко Христу и к небесному миру. {НУХ 341.2}

Время

Наше время принадлежит Богу. Каждое мгновение нашей жизни принадлежит Ему, и нашей самой торжественной обязанностью является употребление этого дара для прославления Его имени. Ни об одном таланте, данном нам Богом, мы не должны будем дать Ему такого строгого отчета, как об употреблении дарованного нам времени. {НУХ 342.1}

Время бесценно. Христос считал каждый момент жизни драгоценным, так же должны относиться ко времени и мы. Жизнь слишком коротка, чтобы быть растраченной на пустяки. У нас есть совсем немного времени испытания, в течение которого нам предстоит подготовиться к вечности. У нас нет времени, чтобы тратить его попусту или посвящать его эгоистическим удовольствиям, нет времени, чтобы потворствовать греху. Именно теперь мы формируем наш характер для будущей вечной жизни. Только теперь можем мы подготовиться к будущему рассмотрению наших дел. {НУХ 342.2}

Человеческая семья, едва начав жить, стала сразу умирать. Непрерывный труд человека ни к чему не приведет, если только не приобретено истинное познание о вечной жизни. Человек, хорошо понимающий ценность времени как определенного ему для труда, приготовит себя к небесной обители, к жизни бессмертной. Такой человек оправдает свое рождение. {НУХ 342.3}

Дарованное нам время должно быть использовано с пользой. Но время, растраченное впустую, возместить невозможно. Мы не можем вернуть назад ни одного прожитого мгновения. Единственный путь, которым мы можем хоть как-то возместить убыток, — использовать оставшееся у нас время как можно лучше, став соработниками с Богом в осуществлении Его великого плана искупления. {НУХ 342.4}

В том, кто делает это, происходит преобразование характера. Он становится сыном Божьим, членом царской семьи, дитем Небесного Царя. Он готов к общению с ангелами. {НУХ 342.5}

Сегодня — это данное нам время, чтобы трудиться для спасения наших ближних. Многие люди считают, что если они жертвуют деньги на дело Христа, то это все, что от них требуется, но драгоценное время, которое они могли бы посвятить личному служению Ему, навсегда упущено. Преимуществом и одновременно обязанностью всех, кто обладает здоровьем и силой, является деятельное личное служение Богу. Все должны трудиться в деле приобретения душ для Христа. Простые денежные пожертвования не могут заменить самой работы. {НУХ 343.1}

Каждый прожитый нами миг отзывается какими-то последствиями в вечности. Мы должны пребывать в постоянной готовности откликнуться на призыв к служению. Кто знает, будет ли нам снова предоставлена возможность сказать слово жизни нуждающейся душе, возможность, которой мы располагаем сейчас, в данный момент. Бог может в любое время сказать человеку, которому мы не успели помочь: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Луки 12:20), и он окажется не готовым вследствие того лишь, что мы пренебрегли своей обязанностью. Какой отчет дадим мы в великий день суда? {НУХ 343.2}

Жизнь слишком важна, чтобы подчинять ее преходящим земным целям, превращать в круговерть забот и беспокойства о вещах абсолютно ничтожных в сравнении с вечностью. И тем не менее Бог призвал нас служить Ему и в житейских делах. Прилежание в такой работе является такой же важной частью истинной религии, как и благочестие. Библия не поощряет нашу праздность, являющуюся величайшим проклятием, тяготеющим над нашим миром. Каждый истинно обращенный человек будет прилежным в своих трудах. {НУХ 343.3}

Наш успех в приобретении знаний и развитии умственных способностей обуславливается тем, как мы распоряжаемся нашим временем. Развитию интеллекта не могут препятствовать ни бедность, ни скромность происхождения, ни отсутствие благоприятных условий. Необходимо лишь уметь ценить каждый момент жизни. Несколько кратких мгновений здесь, несколько минут там, время, которое растрачено впустую в бесцельных разговорах; утренние часы, так часто проводимые в постели, время в поездках, в ожидании транспорта, в простаивании в необъятных очередях, в ожидании тех, кто не является вовремя на назначенную встречу, — всего не перечислить. Если бы под рукой всегда была книга и эти отрезки времени были бы посвящены изучению, чтению или размышлению, сколько всего можно было бы сделать. Настойчивость в движении к намеченной цели, упорство в труде и тщательная экономия времени позволяют людям приобрести знания и такую дисциплинированность, которые приготовят их к любому положению, открывающему их полезность и влияние. {НУХ 343.4}

Обязанностью каждого христианина является выработка привычки к порядку, тщательности и быстроте в выполнении работы. Нет никакого серьезного оправдания затягиванию какой бы то ни было работы. Если человек всегда в работе, но работа все-таки не продвигается, значит, он не отдает своему делу всего ума и сердца. Тот, кто медлителен в работе и причиняет ущерб делу, должен осознать необходимость преодолеть эти недостатки. Ему следует развивать свой разум, приобретая навыки правильного планирования своего времени для достижения наилучших результатов. Правильное планирование работы позволяет одним выполнить за пять часов то, на что у других уйдет десять. Многие люди, занятые домашними делами, обречены работать беспрерывно и нескончаемо не потому, что у них непомерные обязанности и нагрузки, а потому, что они не планируют дела так, чтобы экономить время. Своей медлительностью, растягиванием работы они способны превратить очень маленькое дело в большую работу. Но тот, кто действительно захочет, сможет рано или поздно победить привычку к медлительности. Для этого нужно только, приступая к работе, поставить перед собой вполне определенную задачу. Решите для себя, сколько времени может потребовать данная работа, и затем приложите все усилия к тому, чтобы завершить ее в это заданное время. Подобная тренировка силы воли приведет к тому, что и руки станут более проворными. {НУХ 344.1}

Из-за недостатка упорства, неспособности взять себя в руки и перестроиться люди порабощаются стереотипами неверного образа действий; развивая же свои способности и укрепляя силу воли, они могут научиться выполнять взятые на себя обязанности самым лучшим образом. Тогда они становятся нужными везде и всюду. Их будут высоко ценить по их заслугам и достоинствам. {НУХ 344.2}

Многие дети и молодежь часто тратят впустую то время, которое они могли бы посвятить помощи по дому, демонстрируя тем самым свою любовь к отцу и матери. Молодежь могла бы взять на свои сильные плечи многие обязанности, которые кто-то должен нести. {НУХ 345.1}

Жизнь Христа с самых ранних лет Его была отмечена активностью и трудолюбием. Он не жил лишь для Себя. Он был Сыном вечного Бога, но тем не менее работал плотником, помогая Своему отцу Иосифу. Его работа была в какой-то мере знаменательной. Он пришел в мир как созидатель характера и поэтому в любом Своем деянии был совершенен. В Свой мирской труд Он привнес то же совершенство, которое присутствовало в характерах людей, преобразованных Его Божественной силой. Мы должны следовать Его примеру. {НУХ 345.2}

Родителям надо учить своих детей дорожить временем и разумно использовать его. Приучайте их стремиться делать то, что прославит Бога и послужит на благо людям. Даже в свои ранние годы дети могут быть миссионерами для Бога. {НУХ 345.3}

Нет большего греха со стороны родителей, чем допускать, чтобы дети предавались безделию. Дети очень скоро привыкают к лени, и из них со временем вырастают беспомощные и бесполезные люди. Вступая в возраст, когда человек уже сам обеспечивает себя средствами к существованию и начинает трудиться, они работают лениво и без энтузиазма, ожидая в то же время оплаты, совсем не соответствующей их рвению. Между подобными работниками и теми, кто осознает необходимость быть верными Божьими управителями, лежит целая пропасть. {НУХ 345.4}

Вялость, безответственность в отношении к повседневным делам распространяется у подобных людей и на их религиозную жизнь, делая их неспособными к какому бы то ни было полезному служению для Бога. Многие, которые могли стать благодаря своему прилежному труду благословением для мира, погубили себя своей бездеятельностью. Праздность, отсутствие цели в жизни открывают двери тясячам искушений. Порочные друзья и вредные привычки развращают ум и душу. В результате человек погибает для нынешней жизни и для жизни будущей. {НУХ 345.5}

Какова бы ни была работа, которой мы занимаемся, Слово Божье учит нас: «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите». «Все, что может рука твоя делать, по силам делай», «зная, что в воздаяние от Господа получите наследие; ибо вы служите Господу Христу» (Римлянам 12:11; Екклесиаста 9:10; Колоссянам 3:24). {НУХ 346.1}

Здоровье

Здоровье является таким благословением от Господа, которое мало кто ценит; а между тем от него во многом зависит эффективность использования всех наших умственных и физических сил. Все мотивы и чувства рождаются в нашем теле, поэтому оно должно поддерживаться в наилучшем физическом состоянии, а также находиться под самым высоким духовным влиянием для того, чтобы наши таланты могли быть использованы наилучшим образом. {НУХ 346.2}

Все, что подрывает физические силы, ослабляет и наш разум, делая его неспособным отличать хорошее от плохого. Мы становимся нечуткими к добру и теряем силы и волю делать то, что мы считаем верным. {НУХ 346.3}

Бессмысленная растрата физических сил приводит к сокращению срока жизни, когда наши силы могут быть использованы для славы Божьей. Нередко это делает нас вообще неспособными исполнить работу, к которой призвал нас Бог. Поощряя свои вредные привычки, бесцельно засиживаясь допоздна, потворствуя своему аппетиту в ущерб здоровью, мы тем самым ослабляем свои физические силы. Пренебрегая физическими упражнениями, перегружая разум или тело, мы нарушаем равновесие нашей нервной системы. Те, кто попирает законы природы и сокращает таким образом свою жизнь, делая себя неспособными к полноценному служению Богу, виновны в обкрадывании Его. Более того, они обкрадывают и своих ближних, поскольку сами сокращают срок своей полезной деятельности и оказываются неспособными быть благословением для других, то есть выполнить ту работу, для которой Бог послал их в мир. Господь считает нас виновными, если, разрушая свое здоровье вредными привычками, мы лишаем мир того добра, которое могло бы быть даровано ему через нас. {НУХ 346.4}

Таким образом, нарушение физических законов становится и нарушением нравственного закона, ибо Бог является истинным создателем не только нравственного закона, но и физических. Его закон запечатлен Его Собственной рукой в каждом нерве, каждом мускуле и каждой способности человека, которые были даны ему. Всякий раз, когда мы плохо распоряжаемся какой-то частью нашего организма, мы нарушаем Закон Божий. {НУХ 347.1}

Каждый должен знать и понимать свое тело, его особенности, чтобы уметь правильно заботиться о нем, сохранять способность к выполнению работы Господа. Физическое здоровье необходимо тщательно охранять и развивать для того, чтобы в человеческой природе могла полностью раскрыться Божественная природа. Одной из самых важных сторон воспитания является постижение взаимосвязи физической жизнедеятельности организма с духовной жизнью. Этим вопросам следует уделять особое внимание как дома, так и в школе. Всем небходимо иметь представление о физическом строении организма и о законах, управляющих жизнью. Тот, кто предпочитает сознательно оставаться в неведении относительно физических законов и кто вследствие невежества нарушает эти законы, согрешает перед Богом. Каждый должен заботиться о поддержании своей жизни и здоровья. Наши привычки должны находиться под контролем нашего разума, который, в свою очередь, должен управляться Богом. {НУХ 348.1}

«Не знаете ли, — говорит апостол Павел, — что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Коринфянам 6:19, 20). {НУХ 348.2}

Силы

Мы должны любить Бога не только умом, сердцем и душой, но всеми своими силами. Это предполагает полное, разумное использование и наших физических сил. {НУХ 348.3}

Христос был истинным тружеником не только в духовных делах, но и в земных. В любой Своей работе Он проявлял настойчивость в выполнении воли Своего Отца. И небесное, и земное тесно связано и находится под более непосредственным наблюдением Христа, чем это многим представляется.

Христос планировал сооружение первой земной скинии. Он же давал конкретные указания относительно построения храма Соломона. Тот, Кто в Своей земной жизни работал плотником в Назарете, был и небесным архитектором, разработавшим план священного храма, в котором надлежало прославляться Его имени. {НУХ 349.4}

Именно Христос одарил мудростью строителей скинии, мудростью, позволившей им исполнить эту работу с истинным мастерством и изяществом. Он сказал: «Смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством… И вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе» (Исход 31:2—6). {НУХ 349.1}










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...