Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретические и эмпирические источники социальной психологии




Существуют разные взгляды на историю развития социальной психологии. Считается, что первыми историческими формами социально-психологического знания стали: теория психологии народов (Германия), теория психологии масс (Италия, Франция), теории социальных инстинктов (Англия, США).

В теории психологии народов (Ф. Гегель, М. Лазарус, Г. Штейн-таль) нация (народ) рассматривается как «сверхиндивидуальнай целостность», личность наделяется «сверхиндивидуальной душой», и вторая находится в подчиненном отношении к первой. Иначе говоря, теория психологии народов исходила из того, что главная сила истории — это народ, «дух целого», который выражает себя в религии, языке, мифах, обычаях, искусстве и т.п., а индивидуальное сознание есть его продукт. Задача социальной психологии состоит в том, чтобы психологически познать сущность духа народа, открыть законы духовной деятельности народа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Позднее (в работах В. Вундта) концепция психологии народов с отказом от не вполне определенного понятия «дух целого» приобрела более реалистический вид, но так или иначе основная мысль в этой теории сводилась к тому, что, кроме индивидуального сознания, существует нечто, характеризующее психологию группы и индивидуальное сознание, и в конечном счете это предопределяется психологией группы. В теории психологии масс (работы Г. Тарда, С. Сигеле, Г. Лебона) сновополагающими были идеи об активной роли иррациональных моментов в социальном поведении и об активной роли подражания. Иррационализм в социальном поведении прослеживался на примере аффективного поведения уголовных преступников, а позднее (преимущественно в работах Г. Лебона) — в поведении больших скоплений людей, «людских масс». Главное отличие психологии масс и том, что человек «толпы», человек «массы» теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам и легко поддается различным иррациональным действиям. В рамках концепции психологии масс формально признавался некоторый примат индивида над обществом, однако само общество произвольно сводилось к толпе и описывалось также весьма односторонне, главным образом в состоянии паники. Теория социальных инстинктов (В. Макдугалл, Э. Росс, Д. Болдуин) исходит из того, что социальное поведение определяется врожденными инстинктами, стремлением к цели, что свойственно как человеку, так и животному. Это стремление, желание, порыв выступает в психике человека как движущая сила характера формирующая социальное поведение. Авторы теории считают, что всё происходящее в области сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Сформулированы несколько пар связанных между собой инстинктов и эмоций. Среди них — инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев и страх, инстинкт самосохранения и соответствующее ему чувство бегства, инстинкт строительства и чувство созидания, стадный инстинкт и чувство принадлежности, инстинкт воспроизведения рода и ревность, инстинкт приобретения и чувство собственности. В конечном счете, концепция теории инстинктов объясняет социальное поведение с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели и утверждает значение иррациональных и бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. К философским истокам и предпосылкам развития социальной психологии относят:

— идеи Платона об иррациональности поведения масс, присущего демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений);

— идеи Аристотеля об общественных инстинктах, объединяющих людей;

       — идеи Гельвеция о социальной детерминации (предопределенности) развития личности;

— идеи Фейербаха о роли и сущности социально-психологического общения людей как единственного способа проявления человеческой сущности;

— идеи российских революционных демократов и философов о социальных настроениях, об общественном мнении, о нравах, об обычаях и т.п. Американский социальный психолог С. Сэржент считает, что социальная психология берет свое начало от идей и теорий школ:

— социальной философии (Платон, Монтескье, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.);

— социальной антропологии (М. Лазарус, В. Вундт, Ф. Тейлор и др.);

— английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г.Спенсер и др.).

К эмпирическим предпосылкам возникновения и развития социальной психологии относят:

— ораторское искусство Древней Греции, развившее приемы управления вниманием и эмоционально-психологическим состоянием больших и малых человеческих групп;

— действа жрецов, шаманов, ведунов, развившие приемы суггестивного (внушающего) воздействия на аудиторию;

— взаимодействия различных религиозных конфессий со своей паствой, развившие приемы формирования установок;

— культурно-психологические традиции чень-буддизма, развившие приему психотренинга и психорегуляции.

 

Концептуальные основы социальной психологии

                                                                                                                                       

Социальную психологию, как и любую другую науку, можно рассмотреть с трех сторон:

— методологической;

— феноменолргической;

— праксиологической.

Методология социальной психологии — это совокупности приемов исследования, средств, необходимых для познания социально-психологических явлений. Феноменология социальной психологии — это социально- психологические явления, т.е. психические состояния и поведение индивида в группе.

Праксиология социальной психологии — это конкретное индивидуальное и групповое поведение людей. Это прикладная социальная психология. Методологию социопсихологии составляет концептуальный аппарат, содержательную базу которого формируют основные положения исторического материализма, в частности, те из них, которые исследуют место и роль психического фактора в социальной жизни. Обобщая сказанное, отметим, что социальная психология выступает в качестве междисциплинарной научной теории, изучающей, социальную психику как динамическую систему, в том числе явления и законы, а также психологические механизмы социальной регуляции,

 

Контрольные вопросы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

1. Каковы представления социальных психологов о «границах» социальной психологии как науки?

2. Каковы исторические предпосылки возникновения социальной психологии?

3. Каково содержание понятия «предмет социальной психологии»?

4. В чем суть научной теории психологии народов?

5. В чем суть научной концепции психологии масс?

6. В чем суть научной теории социальных инстинктов?

7. Каковы философские истоки социальной психологии, отраженные в идеях Платона, Аристотеля, Гельвеция, Фейербаха, российских революционных демократов?

8. Каковы эмпирические предпосылки возникновения социальной психологии?

 

Психологический практикум

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...