Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная психология в системе научного знания




Тема 9. ФОРМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Межличностные отношения «навстречу людям»    142

2.Межличностные отношения «от людей»....... 146

3. Межличностные отношения «против людей» 151

Психологический практикум............................... 155

Тема 10. ЛИДЕРСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

1.Теории лидерства.............................................. 162

2.«Я»-концепцня лидера..................................... 166

3.Психологические потребности и мотивы лидера     169

4.Власть и авторитет лидера............................... 171

5.Виды и механизм власти лидера.................... 175

6.Поведение лидера в группах. Психологические типы лидеров     178

Психологический практикум............................... 184

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

Тема 11. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Понятие социально психологической ситуации 195

2. Классификация социально психологических ситуаций      197

3. Поведение индивида в ситуационно-проблемных социально психологических ситуациях 199

4. Адаптация как универсальная стратегия эффективного поведения индивида в социально-психологической ситуации  205

Психологический практикум.............................. 209

Тема 12. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ       

1. Социальная напряженность и ее психологическая характеристика      213

2. Стресс как психологическое состояние личности в условиях социальной напряженности 217

3. Психологическая защита как естественная реакция индивида на ее социально -напряженную ситуацию 219

4. Модели поведения субъекта в условиях социальной Напряженности 224

5. Психологическая адаптация в условиях  социальной напряженности 231

Психологический практикум.............................. 234

Тема13. ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

1. Понятие и типы экстремальной ситуации..... 239

2. Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации 240

3. личностно ориентированные формы поведения жертв экстремальной ситуации 248

4. Личностью ориентированные формы поведения спасателей в экстремальных ситуациям 251

5. Социальные формы поведения в экстремальной ситуации 253

6. Способы адаптации к экстремальной ситуации и после нее 253

Психологический практикум............................... 263

Раздел 4. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Тема 14. МАЛАЯ ГРУППА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН    269

1.Специфика социально-психологического подхода  269

2.Теоретические подходы к исследованию малых групп       271

3.Сущность и содержание понятия «малая группа»   272

4.Классификация малых групп........................... 275

5.Психологические характеристики малой группы    279

Психологический практикум.... 281

Тема 15. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

1. Характеристика понятия «групповая динамика» и сущность ее механизма 288

2. Элементы групповой динамики и основные концепции механизма развития малой группы 292

3. Социометрия как метод изучения групповой динамики     300

4. Изменение групповой динамики как социальная техника 303

Психологический практикум............................... 305

Тема 16.ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: ПСИХОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОЛЛЕКТИВА  

1.Содержание и структура психологии коллектива    312

2.Психологическая типология членов трудового коллектива 317

Психологический практикум ............................. 328

Тема 17. ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ 335

1.Психологические типы семьи.......................... 335

2. Психология взаимоотношений и взаимодействия родителей и детей   344

3. Психология супружеских взаимоотношений в семье 353

Психологический практикум.............................. 357

Раздел5. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Тема 18. БОЛЬШАЯ ГРУППА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

1.Методология исследования психологии больших социальных групп     363

2.Особенности психологии юглссоб................. 366

3.Психологические особенности этнических групп    368

Психологический практикум.............................. 371

Тема 19. ПСИХОЛОГИЯ СТИХИЙНЫХСОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: ПСИХОЛОГИЯ МАСС

1.Масса и ее психологические характеристики 373

2.Масса и вождь.................................................... 376

3.Поведение индивидов в массе........................ 377

4.Поведение массы…………………………………………… 377

Психологический практикум............................. 380

Тема 20. ПСИХОЛОГИЯ СТИХИЙНЫХСОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: ПСИХОЛОГИЯТОЛПЫ

1.Понятие толпы. Механизмы формирования и состав 382

2.Классификация толпы................ ..................... 386

3.Психологические свойства толпы.................. 388

4.Психологические особенности индивида в толпе    393

5.Поведение толпы.............................................. 395

6. Лидер в толпе и механизмы управления толпой    397

7. Коммуникации в толпе.................................... . 400

Психологический практикум............................. 401

 

 

ТЕМА 1 ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

1. Социальная психология в системе научного знания.

2.Теоретические и эмпирические источники социальной психологии.

3. Концептуальные основы социальной психологии.

Ключевые понятия темы:

«границы» социальной психологии как науки, теория психологии народов, теория психологии масс, теория социальных инстинктов.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1997.

2. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. —Л., 1967.

3. Куликов В.Н. Проблемы социальной психологии. — Иваново, 1979.

4. Майерс Д. Социальная психология; Пер. с англ. — СПб., 1996.

5.  Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб., 1999.

6. Руденский Е.В. Социальная психология. — М. - Новосибирск, 1997.

7. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. — М., 1985.

 

Социальная психология в системе научного знания

Вопрос о месте социальной психологии в системе научного знания до сих пор не нашел окончательного разрешения в специальной литературе. Он связан с проблемой «границ» социальной психологии как науки. Выделяются три позиции, касающиеся «границ» социальной психологии:

социальная психология есть часть социологии;             

социальная психология есть часть психологии;             

социальная психология есть наука, находящаяся «на стыке» социологии и психологии. Эта последняя точка зрения объединяет наибольшее число исследователей проблематики социальной психологии.

В настоящее время более или менее общая точка зрения на происхождение социальной психологии сводится к тому, что исторически социальная психология возникла на стыке двух наук — социологии и психологии, что неизбежно отражается на ее своеобразном статусе. Своеобразие заключается в том, что обе «родительские» дисциплины как бы продолжают претендовать на новую дисциплину и включают ее в себя как составную часть, невольно размывая предметное содержание собственно социальной психологии.

То, что изучает социальная психология, изучают и другие человековедческие науки, например, социология или психология личности, однако делают они это по-разному. Социологи рассматривают социальные группы (от малых до самых больших) в деятельностном и операционально-статистическом аспектах. Социальных психологов интересует поведенческий аспект взаимодействия индивидов и членов различных групп. Социологи абстрагируются от изучения всевозможных психических процессов, происходящих в индивидах и в группах. Надо отметить, что и социология, и социальная психология нередко используют сходные методы исследования. Много общего в предметах изучения социальной психологии и психологии личности. При этом социальная психология сосредоточена больше на общем между индивидами, а психология личности - как на общем между индивидами, так и на различиях между ними.

Если говорить о «границах» между социологией и социальной психологией, то считается, что по предмету изучения различия между ними часто установить невозможно. Речь идет скорее о выделении специфических аспектов исследования, специфического угла зрения на одну и ту же проблему. Хотя, конечно, есть очевидные социально-психологические подходы, например, в социологии личности, в социологии массовых коммуникаций и др.

Вопрос о «границах» между общей психологией и социальной психологией оказывается еще более сложным. Здесь имеет значение тот же специфический социально-психологический подход, который не реализуется возможностями общей психологии. Это касается таких проблем, как динамика межличностных отношений в группах, формы общения и взаимодействия личностей в группах и ряда других. Но несмотря на свой «пограничный» характер, на собственную предметную специфику, социальная психология — все же часть психологии. Наиболее существенной чертой социально-психологического знания является его включенность (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и политическую проблематику общества.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...