Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Метод «Сопровождение в воспоминании»




Применяя такую технику, необходимо словесно стимулировать приятные воспоминания и сопровождать пациента в этих воспоминаниях. Все это приводит к развитию транса.

В ходе предварительной беседы следует выяснить, какие именно воспоминания вызывают положительные эмоции, чтобы во время наведения транса «сопровождать» их.

В качестве иллюстрации приведу пример из моей практики. Я вел прием в одной из частных клиник города Челябинска, когда в кабинет вошел пациент, пожелавший «закодироваться» от алкогольной зависимости. В ходе предварительной беседы выяснилось, что это второй его визит в клинику: год назад было проведено «кодирование» с использованием гипноза. Я выяснил, лежа или сидя гипнотизировали пациента. «Лежа» - был ответ. Я уложил пациента на кушетку, включил трансовую музыку и начал с ним непринужденно беседовать:

- Скажите, а год назад вас «кодировали» в этом кабинете или в каком-то другом?

- В другом, это было в другом крыле здания.

- А это было летом или осенью?

- Летом…

- Расскажите, какая тогда была погода, какое было небо. Затянуто тучами? Солнце светило?

- Да, было солнечно…

- Вам было жарко? Как вы себя чувствовали?

- Я волновался перед сеансом…

- Расскажите подробно, как вы пришли в тот день сюда, какая была обстановка в кабинете, вспомните музыку, которая играла во время сеанса… Возможно, она не похожа на эту, которая играет сейчас, а, может быть, чем-то и похожа… Вспомните до мельчайших подробностей, как вы были одеты, как себя чувствовали, что думали… Что происходило на этом сеансе…

С каждым ответом моего пациента его речь становилась все более невнятной, замедленной, а вскоре он совсем перестал отвечать, погрузившись в глубокое гипнотическое состояние, в котором и был проведен эмоционально-стрессовый сеанс «кодирования» от алкоголизма.

Метод «Что вижу, то пою» (5-4-3-2-1)

Классически этот метод индукции транса называется «5-4-3-2-1». Этот метод очень важен, если вы хотите на самом деле научиться эриксонианскому гипнозу. Потому что именно в этом способе наведения транса «на все сто» используется наблюдательность гипнотерапевта и нешаблонный подход к делу. Строго говоря, я не могу привести текст, который вы могли бы заучить или прочитать. Вернее, могу, но это не будет методом «5-4-3-2-1», если вы примените этот текст на практике для индукции, просто прочитав его. Привыкайте, нет стандартных заученных текстов для сеанса гипноза! (Правда, неожиданно? Обещал одно, а сейчас - другое…) Заучивать наизусть или зачитывать тексты можно и нужно, но только для того, чтобы сделать первый шаг. В дальнейшем каждый последующий сеанс гипноза не должен быть похож как две капли воды на предыдущий.

Как применяется данный метод? Просто сидите рядом с пациентом, подстройтесь к нему, а затем сообщайте ему сначала то, что он (и вы вместе с ним) видит, слышит и чувствует, а затем добавляйте внушающие утверждения.

Не обойтись без таблицы, с помощью которой будет удобно разобраться в этом методе.

Шаблон техники «5-4-3-2-1»

Первый этап индукции. Делаете четыре утверждения о том, что видит пациент, а затем - одно утверждение внушающее. Далее: четыре утверждения о том, что может слышать пациент и одно - внушающее. Затем следует четыре утверждения, соответствующих действительности, о том, что может чувствовать гипнотик, и одно - внушающее.

Второй этап индукции. Делаете три утверждения о том, что пациент видит, и добавьте два внушающих утверждения. Затем три утверждения о том, что пациент слышит, и после этого - два внушения. То же самое - с утверждениями о том, что он чувствует (3-2).

Третий этап индукции. Количество утверждений, соответствующих истине, уменьшается, одновременно увеличивается количество внушений. Делаете два утверждения о том, что пациент видит и три внушения. Так же поступаете с тем, что пациент слышит и чувствует.

Четвертый этап. Все больше внушений, все меньше обращаем внимание на то, что происходит во внешнем мире. Только одно утверждение о том, что пациент видит и четыре внушения. Так же поступите с тем, что можно услышать и почувствовать.

Пятый этап индукции. На этом этапе можно только внушать.

К примеру, вы говорите: «Мы сейчас находимся в этой комнате, и вы можете видеть эту картину на стене напротив, и этот стол, над которым она висит, и этот письменный прибор, и начинаете расслабляться. И обратив внимание на то, как тикают часы на стене, или на шум автомобилей за окном, звуки шагов в коридоре и шум компьютера, который стоит на столе, вы можете заметить, что ваше дыхание замедляется. И опираясь спиной о спинку кресла и ощущая, как стоят ваши ноги на полу, почувствовав фактуру ткани подлокотника кресла, на котором лежат ваши руки, и ощутив вес своих рук, вы. можете заметить, что ваше тело становится тяжелее». Это выглядит очень легко и странно: вы рассказываете человеку то, что он видит, делаете при этом четыре утверждения, соответствующих истине, а затем добавляете внушающее утверждение, и пациент по инерции с вами соглашается. Важно только обращать внимание пациента на то, на что мы обычно не обращаем внимания: на тиканье часов, на ощущение обуви на ногах, на ощущения от одежды, на шум вентиляторов компьютера и так далее. Не стоит также слишком строго и догматично придерживаться схемы «5-4-3-2-1», если ситуация не располагает к этому. Например, если в кабинете очень тихо и не за что «зацепиться», то есть не описать то, что можно услышать, можно сосредоточить внимание на том, что есть: на том, что можно увидеть и почувствовать. Доверяйте своей интуиции, своим ощущениям. Можете даже не подсчитывать точно количество утверждений и внушений, а также последовательность «вижу-слышу-чувствую», это может, скорее, повредить делу. Важна тенденция: уменьшать количество утверждений раз за разом и увеличивать количество внушений. Посмотрите на собеседника и просто описывайте его, как картину: «Вы сидите и смотрите на меня, подперев рукой подбородок, и моргаете, делая вдох и выдох, и когда вы дышите, можно почувствовать, как одежда касается вашего тела, и у многих людей, рассматривающих эту картину до вас, появлялся туман перед глазами, и это очень приятное ощущение… когда вы что-то созерцаете, в то время как ваше тело удобно расположено в кресле и звучит приятная музыка, и так умиротворяюще, уютно тикают часы на стене, располагая к задумчивости и сосредоточенности…» На самом деле, похоже на песню. Во время сеанса гипноза я никогда не знаю, куда заведет меня ситуация и пациент, к какой технике придется прибегнуть. Редко бывает, что применяют какую-то одну определенную технику, чаще всего это синтез методов индукции, которые применяются в соответствии с интуицией гипнотерапевта, с реакциями пациента. Психотерапевт просто наблюдает за причудливым ходом индукции транса, говоря свободно, как дышит, не задумываясь о том, что он должен или не должен говорить в следующий момент. Вот так, примерно, вы научитесь со временем работать, можете быть уверены. А теперь приведу пример текста с использованием данной методики. Текст реальный, записан на диктофон в кабинете, где я проводил сеанс гипноза, поэтому упоминаются какие-то предметы, находившиеся там. Вы можете творчески переработать этот текст под себя, «привязав» к своему кабинету (офису) и к поведению вашего пациента.

Теперь, когда вы удобно устроились в этом кресле и оценили насколько оно удобно (данное замечание носит характер недирективного, переключает внимание пациента на ощущения от контакта тела с креслом, кинестетику позы) или неудобно… и вы чувствуете температуру и фактуру поверхности обивки подлокотников этого кресла, и обратив внимание на ваши руки, которые покоятся на подлокотниках кресла, обратив внимание, что ваши руки имеют свой вес, вы можете ощутить, что они начинают наливаться тяжестью, очень постепенно, едва заметно, становятся все тяжелее… И ваш взгляд может блуждать, когда вы смотрите на меня, на то, как шевелятся мои губы, когда я говорю, на мои очки, полюбопытствовав, какова конструкция металлической оправы этих очков, или переводите взгляд на эту картину (строго говоря, необходимым условием для погружения в транс является фиксация взгляда, неважно на чем. В данном случае применяется прием «овладения поведением», когда вы описываете поведение пациента и в процессе описания этого поведения вставляете завуалированные внушения, управляете им. То, о чем я пишу в тексте, происходило реально, пациент переводил свой взгляд с моего лица на картину и так далее. Одновременно - это использование техники «5-4-3-2-1». Целью этого приема здесь является фиксация взгляда) и начинаете чувствовать себя все более расслабленным… продолжая слушать мой голос, эту музыку, шум автомобилей за окном, тиканье часов на стене, над головой и начинаете ощущать, может быть, некоторую сонливость, или не ощущать сонливость, а просто обращать внимание на вес своих ног, которые стоят на полу, на прикосновение одежды к телу, в то время, как вы дышите, и прохладная струя воздуха холодит при этом ваши ноздри, при этом в теле могут появляться особые ощущения: это могут быть покалывания в кончиках пальцев или ощущение легкости и невесомости тела, или прилив тепла, или, наоборот, ощущение прохлады, или ощущение нарастающей тяжести и сонливости… Иногда так удобно и спокойно бывает, когда мы смотрим на какую-то вещь, на картину или иной предмет, рассматривая его внимательно, обращая внимание на какие-то мелкие детали, незаметные с первого, поверхностного взгляда, как, например, фактура поверхности этой картины, эта поверхность неоднородна и видны мазки кисти, такие рельефные… или сочетание фонового цвета и цвета багета, цвета рамы… или обратив внимание на то, каким образом эта картина прикреплена к стене… ощутить себя все более комфортно и спокойно, ощутить, может быть, некоторую утомленность глаз от длительного рассматривания этой картины… ведь так часто бывает, когда мы долго смотрим на что-нибудь, то наши глаза устают… И можно было бы обратить внимание на голоса в коридоре или на шум вентиляторов компьютера, который работает рядом с нами, или на тембр моего голоса, почувствовав себя еще более сонливым, погружаясь в приятное состояние расслабленности и отдыха… Погружаясь чуть глубже в кресло, обратив внимание на то, как именно расположен у вас во рту язык: прижат к передним верхним зубам или нижним, или к верхнему небу, насколько он расслаблен… вы можете ощутить нарастающую сонливость, и это погружение все более приятно… и очень приятно бывает закрыть глаза, чтобы дать отдых и расслабление утомленным глазам… (здесь пациент уже закрыл глаза) быть может, увидев, как свет пробивается сквозь веки, или увидев просто черноту, приятную бархатистую черноту перед внутренним взором, но иногда это бывают какие-то картины, воспоминания, образы… из прошлого или калейдоскоп событий прошедшего дня… обратив внимание на звук вдоха, который я делаю перед тем, как произнести очередную фразу, или скрип стула, на котором я сижу, погружаясь все глубже в это состояние, приятное состояние транса, ожидая каких-то реакций в теле: подергиваний пальцев или отдельных групп мышц, или подергиваний каких-то мелких мышц, или онемения каких-то частей тела, или ощущения тяжести, или легкости, такой легкости, которая может быть в правой или левой руке, что, кажется, если отпустить эту руку, то она начнет медленно подниматься в воздух… и вы можете заметить, насколько тяжело ваше тело сейчас, продолжая погружаться все глубже и глубже в это приятное состояние транса, наблюдая за причудливым ходом зрительных образов, которые появляются перед вашим внутренним взором… обратив внимание на ощущения в руках, насколько выражено ощущение легкости или тяжести в правой или левой руке… и с любопытством ожидая, какой палец мог бы двинуться первым: указательный на правой руке или мизинец на левой… или какой-то другой палец… продолжая слушать эту музыку, обратить внимание на то, как именно она звучит в этой комнате, какова акустика этой комнаты, продолжая погружаться все глубже и глубже в приятное состояние транса… в то время как в теле могут быть особые ощущения… испытывая такие ощущения, многие люди любят вспоминать о каких-то приятных вещах и событиях… о том, как бывает приятно отдыхать на природе, может быть, на берегу какого-то водоема или моря, или в каком-то другом месте…

Дальше можно только внушать. Например, можно попробовать вызвать левитацию руки, углубляя тем самым транс. Индукция на этом закончена. Углубите транс методом левитации руки или другим способом (смотрите главу, посвященную углублению транса). Далее может проделана запланированная работа, лечебные внушения.

Метод левитации руки

Прежде чем описать эту технику индукции и углубления транса, я хочу рассказать о том, как впервые столкнулся в своей практике с этим феноменом. Конечно, я читал об этом, но в реальности не видел, так как на тот момент опыт в гипнозе у меня был еще невелик.

Ко мне на консультацию пришел пожилой мужчина, попросил помочь бросить курить. Я решил провести для начала пробы на внушаемость. С тестом «Падение назад» пациент справился очень успешно. Не давая опомниться, я быстро посадил его на стул, встал рядом, нависая над ним, и перешел к тесту «сцепленных рук» В. Е. Рожнова. Увидев хорошую внушаемость, что пациент чутко откликается на мои внушения, я стал предельно директивен. Сделал я это для того, чтобы максимально быстро добиться транса и провести лечебные внушения: «Сцепить руки в замок! Смотреть мне прямо в глаза! Взгляд не отводить! («Два сильнее, чем один») Сейчас я сосчитаю до пяти и вы не сможете расцепить руки. Один - сжали пальцы крепко! Два - руки притягиваются, как магниты, друг к другу! Три - пальцы немеют, деревенеют! Четыре - руки - единое целое, не разорвать! Пять! - вы не можете развести руки! Пытайтесь, вы не можете!» С этими словами я попробовал не очень сильно, взяв пациента за запястья рук, расцепить «замок» из пальцев, потянув в стороны, как бы демонстрируя невозможность это сделать. Далее я решил использовать внушенную каталепсию для углубления транса. «Хорошо! Теперь положите руки на колени. Расслабьтесь. Расслабьте все тело. Сейчас я сосчитаю до десяти, и вы погрузитесь еще глубже в транс. Один - расслабляются мышцы ног. Два - расслабляются мышцы рук. Три - мышцы шеи, плечи расслабляются. Четыре - мышцы спины. Пять - расслабьте лицо, вам становится спокойнее. (К этому моменту пациент закрыл глаза.) Шесть - перед внутренним взором появляются зрительные образы. Это могут быть воспоминания из прошлого. Или что-то очень для вас приятное. Семь - вы все глубже погружаетесь в состояние транса. (В этот момент я вдруг заметил, что сцепленные в «замок» руки, стали немного подрагивать, рывками чуть двигаясь вверх-вниз над бедрами. Приглядевшись, я вдруг понял, что фактически развилась спонтанная левитация, только руки еще не поднялись в воздух, а только ослабили свое давление на бедра. Тогда я стал подкреплять происходящее словами.) Восемь - ощущение легкости в руках нарастает. Девять - руки становятся все легче и легче, они поднимаются. Поднимаются все выше! Десять! - руки легкие, поднимаются выше и выше. Вам хочется спать. Вы спите. Теперь начнет исчезать легкость в руках, очень постепенно начнет возвращаться ощущение веса. Руки медленно начнут опускаться на бедра. И когда руки коснутся бедер, лягут на бедра, в момент прикосновения вы погрузитесь глубоко в транс, еще глубже, чем сейчас». Так и произошло. После этого я провел лечебные внушения, очень похожие на внушения, описанные ниже, в главе «Никотиновая зависимость», и вывел пациента из транса, сосчитав от десяти до одного.

Обычно левитация производит сильное впечатление на гипнотика, если он вспомнит об этом после того, как выйдет из транса. Поскольку это идеомоторная реакция, самопроизвольное движение, сопровождающееся ощущением невесомости руки, пациент с изумлением может наблюдать, как рука «сама собой» стала подниматься в воздух. Так, на свой вопрос пациенту, сеанс с которым я описал выше, о том, каковы его впечатления о трансе, я услышал ответ: «Руки сами стали подниматься!» На следующем сеансе я начал индукцию следующим образом: «Вы может устроиться удобнее? Да, вот так, хорошо. Вы можете почувствовать себя спокойно и испытать удовлетворение от осознания того, что некоторые явления могут происходить самопроизвольно, без участия вашей воли, вне вашего сознания…» (При этом я медленно, с малой амплитудой кивал головой, смотря прямо в глаза пациенту.) Не удивительно, что после такого прозрачного намека довольно быстро развилась левитация обеих рук и пациент погрузился в глубокий транс. Возьмите этот прием на заметку. Иногда такое внушение (намек) действует гораздо сильнее, чем явное, прямое упоминание о том, что вы хотите внушить, какой реакции хотите добиться.

Если вы собираетесь применить технику «Левитация руки», необходимо подготовить пациента к этому в предварительной беседе. Для начала расскажите о том, что бывают самопроизвольные движения, автоматические, выполняемые бессознательно. Приведите примеры: взаимное рукопожатие, письмо на бумаге, взмах рукой при попытке удержать равновесие и так далее. Затем расскажите о том, будто вы присутствовали на сеансе гипноза у знакомого гипнотерапевта или на каком-нибудь семинаре и наблюдали внушенную левитацию руки. Опишите подробно этот сеанс (неважно, был ли он на самом деле), покажите на себе, как происходит левитация: сначала появляются, может быть, подергивания пальцев, затем один из пальцев начинает подниматься, не плавно, а порывисто, мелкими рывками, непредсказуемо, неритмично. Затем движение становится плавным, рука поднимается в воздух. Хотелось бы предостеречь от бездумного зачитывания текста индукции «Левитации руки». Смысл этой индукции таков, что текст внушений довольно сильно зависит от возможных индивидуальных реакций гипнотика. Скажем, было бы ошибкой зачитывать, текст «… теперь поднимается указательный палец, вслед за ним поднялся средний… Хорошо…», в то время как рука спокойно лежит на подлокотнике кресла. Поэтому приведенные тексты являются примерными, дающими представление о технике. Для освоения эта техника довольно сложна, но достаточно эффектна и эффективна. Поэтому неудачи и затруднения при ее освоении вполне нормальны, не смущайтесь, пробуйте еще и еще раз, с каждым пациентом. У вас наверняка возник вопрос: а у всех ли удастся вызвать левитацию? Отвечаю: нет, не у всех. Во многом процент неудач будет зависеть от ваших способностей и навыка, в какой-то степени от таланта. А в первую очередь это будет зависеть от пациентов. Но на самом деле неважно, удалось добиться левитации или нет, ведь целью сеанса гипноза является не это. Важно то, что внимание пациента сосредоточено на ощущениях в руках, он может ощущать что-то и внимательно за этим наблюдать. Одно это приводит к развитию транса. А что делать, если левитации не будет, не почувствуете ли вы себя неловко, не потеряете ли доверие пациента? Нет, не потеряете. Просто не обращайте внимания на отсутствие движений, постарайтесь внушить пациенту - несмотря на то, что движения незаметны (на первый взгляд), но они есть, и этого вполне достаточно. Сдвиг возможен, если внушить, что между рукой и поверхностью, на которой она лежит, можно просунуть лист бумаги. Если же левитация все равно не наступает, то нужно сделать акцент на том, что пациент может представить, как это могло бы произойти на самом деле. И тогда совершенно неважно, что произошло на самом деле: поднялась рука или нет. В эриксонианском гипнозе считается (а это так и есть), что работа с воображаемой левитацией приводит к положительному результату. Милтон Эриксон описывает случай, когда у его пациента во время индукции не развилась левитация, но было заметно, что взгляд, прикованный в начале индукции к руке, переместился выше, на уровень груди. Стало понятно, что пациент галлюцинирует, для него реально было то, что он видел, представлял. А видел он, что рука поднялась. Несомненно, это был транс. И неважно, была левитация или нет, ведь транс был достигнут. На работе с воображением основан способ погружения в транс «Репетиционный метод», описанный Эриксоном.

На практике, если левитация не развивается, я перехожу к следующему тексту: «И может подняться левая рука или правая, или обе сразу. Или не поднимется ни правая, ни левая рука, а наоборот, руки будут давить вниз, наливаясь тяжестью - это не важно. Важно то, что вы можете наблюдать за этим, слушая мой голос, погружаясь все глубже в состояние транса, и в теле могут быть особые ощущения: покалывания в кончиках пальцев, или ощущение тяжести, или вы можете не ощущать своих рук вообще, или могут быть непроизвольные подергивания пальцев, каких-то мышц в разных местах. А может вообще ничего не происходить, в то время как вы погружаетесь в приятное состояние расслабленности и комфорта, позволяя произойти или не произойти тому, что может произойти…» Затем можно просто уводить пациента в его воображаемое «личное прибежище» (приятные воспоминания) или рассуждать, как интересно листать альбом со старыми семейными фотографиями или просматривать семейный видеоархив, вспоминая о детстве, о приятных событиях. Положительная черта эриксонианского гипноза в том, что в нем нет неудач. Принимается за аксиому, что любая реакция пациента во время транса и есть самая правильная, и неважно, что говорит гипнотерапевт. Реакции пациента не могут подстраиваться под представления психотерапевта о том, как именно будет протекать у него транс и какие будут переживания. С благодарностью и как должное воспринимается любой транс. Именно то, что происходит, и является единственно верным для данного человека в данное время в данном месте.

Приведу еще один пример текста, которым можно воспользоваться, если не развилась левитация: «И вы могли бы представить, как вы. сидите в мягком кресле, ваше тело расслаблено, лицо безмятежно… И вы могли бы представить, как вы погружаетесь в транс все глубже и глубже… И вы могли бы себе представить, будто это происходит на самом деле, как ваша правая или левая рука - неважно - начинает медленно, сначала рывками, прерывисто, а затем все более уверенно, плавно… подниматься в воздух, вверх, вверх, поднимается… И вы могли бы представить, что видите себя со стороны, и что ваша рука поднимается, и по мере того, как она поднимается, вы погружаетесь все глубже в транс…»

А теперь - текст индукции.

Вариант первый: эриксонианский

Вы могли бы устроиться поудобнее, комфортно расположившись в этом кресле (на этой кушетке). Бывает так приятно, предварительно потянувшись, устроиться в удобном положении, когда все тело расслаблено для приятного отдыха. И устроившись таким образом, вы могли бы обратить внимание на вес своих рук, которые покоятся рядом с вами. И мне любопытно узнать, в какой руке: правой или левой появится ощущение легкости, такой легкости, словно она плывет по воде. И вы могли бы внимательно наблюдать за своими руками… и рассматривать свои руки… обратив внимание на самые мелкие детали… И пока вы следите за ощущениями в руках, я хочу рассказать о том, как интересно бывает, когда какие-то вещи происходят сами собой… Любопытно, например, было бы наблюдать за тем, как рука начнет подниматься в воздух сама собой, а вы бы не прилагали к этому никаких усилий… и даже напротив, это движение может сопровождаться ощущением расслабленности… Если положить мяч в воду, а затем положить на мяч свою руку и надавить на мяч, так, чтобы он ушел под воду… затем расслабить свою руку, предоставив возможность мячу вытолкнуть руку на поверхность воды… И рука всплывает, поднимается вверх, она поднимается (сл ова «поднимается… поднимается» следует произносить на вдохе пациента, с повышающим тоном голоса), в то время как она расслаблена, полностью расслаблена и становится легче и легче, легкая, словно перышко или воздушный шарик, заполненный легким газом… И в то время как вы следите за ощущениями в своих руках, с интересом наблюдая, в какой руке: правой или левой, или в обеих сразу появится все нарастающее ощущение легкости, возможно, в руке уже появляются самопроизвольные движения… еще не видимые глазом… возможно, они еще не ощущаются… но они уже есть… (Во время индукции очень внимательно наблюдайте за пациентом, особенно за его руками: если появятся непроизвольные подергивания пальцев, необходимо сразу же это отметить, подкрепить своими внушениями.) И я не знаю, в какой руке: правой или левой, возникнут первые движения… И вполне возможно, что если вы хотите погрузиться в глубокий транс, то поднимется правая рука… А если вы этого не хотите, то начнет подниматься левая рука… в то время как вы можете чувствовать поверхность, на которой лежат ваши руки… и чувствовать их тяжесть… или легкость… и можете видеть свои руки… И поскольку вы внимательно наблюдаете за своими руками, мне интересно знать, когда эти невидимые микродвижения в пальцах рук… станут видимыми… Я хочу, чтобы ваше внимание все время возвращалось к вашим рукам… Внимательно смотрите на них… У многих людей развито воображение… И вы могли бы себе представить, как ваша рука самопроизвольно, абсолютно самостоятельно… начинает подниматься… И когда довольно долго смотришь в одно место, внимательно наблюдая за чем-то… глаза устают… и тяжелеют веки… и бывает так, что хочется закрыть глаза, чтобы дать им отдых… Но и с закрытыми глазами можно представить себе, как какой-то из пальцев правой или левой руки начнет двигаться… подниматься вверх… мелкими, подрагивающими движениями… с нарастающим ощущением легкости… Возможно, это будет указательный палец правой руки… или мизинец левой руки… или несколько пальцев сразу на правой руке и указательный палец на левой… вы не знаете, как и когда это произойдет… (Подобного рода внушения продолжаются, пока не появятся подергивания или мелкие движения в одном из пальцев рук.) И как именно обычно начинают подниматься пальцы… Возможно, именно так, как это происходит сейчас… и рука становится все легче и легче… с каждым вдохом… Вот так… Вот так… Хорошо… Вслед за этим пальцем начинают подниматься и другие… И в то время как пальцы поднимаются, пространство между пальцами начнет увеличиваться… и пальцы начнут расходиться… все больше - Очень медленно… не так быстро… И чем выше поднимаются пальцы, увлекая за собой всю руку, тем приятнее расслабление… И легкость в руке может нарастать… с каждым вдохом… рука становится все легче и легче, она поднимается… словно ее притягивает к вашему лицу… Ведь это очень привычное движение для руки: движение к лицу. Это очень естественное движение… ведь мы часто поправляем прическу… или поправляем очки (упоминаете об этом, если пациент носит очки)… или прикасаемся ко лбу… Ведь это очень приятно… и помогает нам расслабиться и сосредоточиться еще больше… И сейчас рука поднимается (произносится на вдохе)… к лицу, словно ее притягивает магнитом… И вы не знаете, и я тоже не знаю, к какой части лица прикоснется ваша рука: может быть, ко лбу, или к носу, или к подбородку, или к щеке… Мы можем вместе понаблюдать, как это произойдет… И как только рука поднимется и прикоснется ко лбу, или к подбородку, или к носу, вы сможете почувствовать себя еще более сосредоточенным, расслабленным, погрузиться еще глубже в транс. (Далее продолжаются внушения подобного рода, до тех пор, пока рука не прикоснется к какой-нибудь части лица.) Очень хорошо. Вот так. И теперь вы погружаетесь еще глубже в это состояние, это приятное состояние транса… И в то время как рука начнет приобретать ощущение своего веса, и начнет опускаться медленно и плавно вниз, в удобном для себя темпе, и подсознание решит самостоятельно, с какой скоростью это произойдет… В то время как вы расслабляетесь все больше и больше, погружаетесь все глубже в состояние сосредоточенности… Ваши руки медленно опускаются… И в тот момент, когда они коснутся бедер (или подлокотников кресла, или кушетки - все зависит от того, где руки лежали перед левитацией), можно будет почувствовать себя совершенно спокойным, расслабленным… (После того, как рука поднимется, а затем опустится, пациент будет в довольно глубоком трансе. Затем можно приступать непосредственно к лечебным внушениям.)

Возможен и другой сценарий наведения транса с использованием левитации руки, который описал Милтон Эриксон в одной из своих работ. Подобно тому, как это происходит в индукции «Выбор без выбора», задается вопрос: «Полагает ли ваше подсознание, что вы можете впасть в транс?» Ответом «да» будет левитация правой руки, ответом «нет» - левой. Затем предлагается понаблюдать за ответом, так как ни пациент, ни психотерапевт не знают, каков будет ответ. Далее Эриксон пишет: «Если дело слишком затягивается, можно сделать дополнительное внушение: «Одна из ваших рук поднимется. Постарайтесь заметить малейшее ее движение, постарайтесь почувствовать это и увидеть; ощущение того, что рука поднимается, очень приятно. Ведь это дает вам возможность узнать, как действует ваше подсознание». Совершенно неважно, какая рука поднимется, левитация сопровождается погружением в транс, часто - в сомнамбулической стадии.

Не могу удержаться и не процитировать полностью текст индукции «Левитация руки» в исполнении самого корифея - Милтона Эриксона, так как он очень часто применял этот метод для наведения транса note 1.

«Я хочу, чтобы вы удобно устроились на стуле и расслабились. Теперь, когда вы сели, положите ладони на бедра. Именно так. Теперь наблюдайте за своими руками, вы заметите, что можете внимательно за ними следить. Но вы должны непременно расслабиться. Вы заметите, что некоторые явления возникают во время вашей релаксации. Они всегда происходили в то время, когда вы расслаблялись, но вы их прежде так хорошо не знали. Я вам о них сообщу. Я хочу, чтобы вы сосредоточили ваше внимание на всех ощущениях и впечатлениях, которые вы почувствуете в ваших руках, каковы бы они ни были. Возможно, вы почувствуете тяжесть вашей руки, лежащей на бедре, или вы почувствуете напряжение. Возможно, вы ощутите ладонью вашей руки материю ваших брюк или тепло вашей руки на бедре. Я хочу, чтобы вы наблюдали за испытываемыми вами ощущениями. Может быть, вы почувствуете нечто вроде зуда. Неважно, что вы будете испытывать, но я хочу, чтобы вы за этим наблюдали. Смотрите все время на свою руку, и вы заметите, что она спокойна и остается все в том же положении. В ней уже есть движения, но они пока еще неощутимы. Я хочу, чтобы вы не спускали глаз со своей руки. Ваше внимание может отвлечься, но оно все время будет возвращаться к руке; продолжайте пристально смотреть на свою руку и старайтесь уловить тот момент, когда движения в ней станут видимыми. Интересно, какой из ваших пальцев начнет двигаться первым. Возможно, это будет большой палец или указательный, или средний, или мизинец. Один из ваших пальцев вздрогнет или шевельнется. Вы не знаете точно, когда и на какой руке. Смотрите все время внимательно, и вы заметите сперва легкое вздрагивание, возможно, в правой руке. Смотрите, мизинец вздрагивает и шевелится. В начале движения заметите интересную вещь. Промежутки между пальцами очень медленно расширяются, пальцы понемногу раздвигаются, и вы замечаете, что пространство между ними становится все больше и больше. Пальцы будут медленно раздвигаться, они расходятся все больше и больше, все больше и больше, вот так. Когда пальцы раздвинутся, вы вскоре заметите, что они начинают непроизвольно сгибаться, образуя арку над бедром, как будто они хотят подняться все выше и выше (указательный палец пациента начинает слегка приподниматься). Заметьте, как поднимается указательный палец. Одновременно и другие пальцы собираются последовать за ним; вот они медленно поднимаются (другие пальцы поднимаются). В то время как пальцы будут подниматься, вы почувствуете легкость в кисти руки, ощущение легкости будет нарастать по мере того, как пальцы будут подниматься, образуя арку; вся кисть приподнимается, поднимается медленно, легко, как перышко, как шар поднимается в воздух, поднимается, поднимается в воздух, в воздух, в воздух, поднимается все выше и выше, все выше и выше, кисть становится очень легкой (кисть начинает подниматься). Когда вы смотрите на поднимающуюся кисть руки, вы замечаете, что вся ваша рука поднимается, поднимается в воздух, немного выше, еще выше, еще, еще, еще (рука поднялась над бедром почти на 10 см, и пациент пристально смотрит на нее). Продолжайте смотреть на кисть, на всю руку; рука поднимается, и вы вскоре почувствуете, насколько устали ваши глаза и как вас клонит ко сну. В то время как ваша рука будет подниматься, вы почувствуете себя усталым, расслабленным, вам захочется спать, очень захочется спать. Веки станут тяжелыми, и вам, наверное, захочется закрыть глаза. И пока ваша рука поднимается все выше и выше, у вас появляется желание все больше расслабиться, вам все больше и больше хочется спать, хочется спать, хочется почувствовать расслабление и покой, закрыв глаза и уснув. Ваша рука поднимется выше, еще выше, еще, еще, и вам очень хочется спать; веки тяжелеют, дыхание становится медленным и ровным. Дышите глубоко - вдох, выдох (пациент держит вытянутую руку прямо перед собой, его глаза моргают, дыхание глубокое и ровное). В то время как вы пристально смотрите на руку и чувствуете себя все более сонным и расслабленным, вы замечаете, что направление вашей руки начинает изменяться. Рука понемногу сгибается, кисть все больше и больше приближается к вашему лицу, еще, еще, еще, и пока она поднимается, вы медленно, но неуклонно погружаетесь в глубокий-глубокий сон, в котором вы полностью расслабитесь, настолько, насколько вы захотите. Рука продолжает подниматься, выше, еще выше, пока не достигнет лица, и вы все больше и больше будете хотеть спать, но вы не должны заснуть прежде, чем ваша рука коснется вашего лица. Когда рука коснется лица, вы будете спать, глубоко спать. Теперь кисть руки меняет направление. Она поднимается, она поднимается к вашему лицу. Ваши веки становятся тяжелыми. Вам все больше хочется спать, все больше хочется спать, все больше и больше хочется спать (кисть руки пациента приближается к лицу, он Моргает все чаще). Ваши веки тяжелеют, они очень тяжелые, кисть руки поднимается прямо к лицу, вы чувствуете Усталость, сонливость. Глаза закрываются, закрываются. Когда кисть коснется вашего лица, вы будете спать, глубоко спать. Вы будете чувствовать все большую сонливость, вы будете спать (кисть руки пациента касается лица, и его глаза закрываются). Спите, спите, просто спите. Во время сна вы чувствуете себя очень усталым и расслабленным. Я хочу, чтобы вы сосредоточились на расслаблении, на состоянии релаксации без напряжения. Думайте только о сне и больше ни о чем, о глубоком сне».

Хотелось бы отметить еще один момент. Милтон Эриксон любил и часто использовал метод левитации руки для индукции транса. И если левитация руки все же не происходила, то он смотрел на пациента и говорил: «Хорошо, вы уже находитесь в более глубоком состоянии транса, чем я полагал возможным». Отсутствие левитации представлялось показателем даже более глубокого транса, чем можно было ожидать на такой ранней стадии. Эриксонианский гипноз - гипноз без неудач. Любая реакция пациента объявляется сотрудничеством.

Вариант второй: директивный

Предположим, что индукция проводится в положении сидя и руки лежат на подлокотниках кресла или на бедрах.

«Примите удобную позу. Постарайтесь расслабить свои мышцы. Расположитесь максимально удобно. Вот так. Теперь сосредоточьте внимание на правой руке. Ощутите, как она лежит на подлокотнике кресла (на вашем бедре). Расслабьте руку еще больше, ощутите ее вес. Теперь представьте, что ваша рука находится в теплой воде, она расслабленная и невесомая, ведь в воде тело теряет вес… Ваша рука расслабленная и легкая, медленно всплывает на поверхность воды, ей тепло и уютно… Зафиксируйте это ощущение легкости в правой руке. Сейчас оно усилится. Следите все время за ощущениями в правой руке. Представьте, что ощущение легкости усиливается. Ваша рука становится все легче и легче, легкая, как пушинка, как воздушный шарик, заполненный легким газом, настолько легкая, что если вы отпустите ее, позволите ей это, то она начнет медленно подниматься в воздух, сама по себе, самостоятельно. Наблюдайте за тем, как рука поднимается в воздух. По мере того, как рука поднимается все выше, вы чувствуете себя все более расслабленным, все более сонным. Чем выше поднимается ваша рука в воздух, тем тяжелее ваши веки. Ваши глаза устали, они закрываются, медленно закрываются. Хорошо. Вот так. А теперь пусть рука остановится (к этому моменту предполагается, что рука уже поднялась примерно на уровень груди, если же реакции пока нет, необходимо продолжить внушения). Теперь ощущение веса постепенно начнет возвращаться и рука начнет медленно опускаться вниз, на свое место. И по мере того, как рука опускается вниз, вы чувствуете, как погружаетесь в транс еще глубже, настолько глубоко, насколько это необходимо, и в тот момент, когда рука опустится вниз, на место, и коснется вашего бедра (подлокотника кресла), вы погрузитесь в транс настолько глубоко, насколько это возможно для вас сегодня. Вот так, хорошо. Теперь ваша рука опустилась на место, и к ней вернулось обычное состояние, и вы полностью расслаблены и погружены, в приятное состояние транса».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 354.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...