Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внушение тепла и покалывания в руке.




Проводя медосмотр на одном из заводов города Челябинска, я повстречал рабочего, фаната «экстрасенсорики» и «биоэнергетики». Позицию его в этом вопросе можно было охарактеризовать, как «добросовестное заблуждение». Он просто был уверен в том, что обладает некими особенными сверхъестественными способностями. Как психиатр, я насторожился, провел дополнительный опрос, но подозрения мои не подтвердились: мужчина был психически абсолютно здоров. И я благодарен ему за еще одну пробу на внушаемость, которую он провел со мной, а я теперь могу поделиться этим секретом с вами. «Вызвать тепло в руке? Это ерунда! - заявил он, - положите руку на стол!» Я с интересом подчинился. Быстрым, уверенным движением мой «коллега» поднес свою ладонь к тыльной стороне моей кисти. Растопырив пальцы, он держал свою руку сантиметрах в пятнадцати над моей. При этом он смотрел в сторону, мимо меня. Прошло 10-20 томительных секунд. И тут «экстрасенс» меня спрашивает: «Что чувствуете?» Что я почувствовал? Конечно, тепло и покалывание в тыльной части кисти. Потому что подсознание наше иррационально. Это был разрыв шаблона (шаблоном в данном случае была бы ситуация, когда я взял бы инициативу на себя, продолжал бы обследование). Обратите внимание на очень важный и существенный момент, ради которого я так подробно описываю этот случай. Несмотря на то, что я врач психиатр-нарколог, критически отношусь к так называемой «биоэнергетике» и «экстрасенсорике», и не просто критически, а с изрядной долей иронии, проба на внушаемость была положительной. Только «коллега» мой не знал, что он проводит пробу на внушаемость. Успеху дела не препятствовал тот факт, что я не верил в его так называемые «экстрасенсорные» способности, а он проводил пробу с искренней убежденностью в обратном. Его уверенное поведение обошло все мои фильтры и мое рациональное, критическое отношение ко всему происходящему. Ощутив же тепло в кисти, я был убежден, что это моя внушаемость, но никак не энергия, излучаемая «экстрасенсом». Вот и все.

Как бы критично ни был настроен ваш пациент, ваша внутренняя убежденность в том, что техники гипноза работают, что вы способны погрузить человека в транс, приведет к положительному результату, так же, как «экстрасенс» вызвал тепло в руке у меня. Покажите всем своим видом и поведением: «Да, ты образован, ты критически настроен, я уважаю твою позицию, но ты чего-то еще не знаешь. Я тебе сейчас это продемонстрирую».

Конец истории такой. На вопрос «экстрасенса» я ответил: «Ничего не чувствую». В ответ на это, нимало не смущаясь, мужчина убрал руку и ответил: «Значит, потом почувствуете, позже. Тепло или покалывание, это может распространиться и на предплечье, и выше». Каково? Это настоящий мастер-класс, учитесь!

Тест падающей руки. Этот тест на внушаемость для любопытных. То есть сам по себе к развитию транса он не приводит. Какую-то почву для последующей индукции, он, конечно, подготавливает, но не более. Ценность этого метода в том, что испытуемый не подозревает о цели проводимой пробы и внушаемость может быть оценена незаметно для него. Обычно это важно, если психотерапевт хочет быть уверен, что директивная техника индукции сработает. Тест проводится в положении сидя. Пациент кладет руки на бедра. Дается инструкция расслабить мышцы рук. Затем психотерапевт берет правую или левую руку испытуемого за запястье, приподнимает ее в воздух и отпускает. Рука должна упасть на бедро, где и лежала до этого. Так повторяется несколько раз. Затем, когда в очередной раз рука поднята за запястье, нужно отпустить ее таким образом, чтобы она упала мимо бедра, еще ниже. При хорошей внушаемости расслабленная рука упадет вниз и повиснет, как плеть. При неудовлетворительной внушаемости пациент задержит падение руки.

Внушение тяжести в руках. В процессе беседы попросите пациента положить руки на стол. Спросите его: «Дайте себе отчет, что ощущаете контакт ладоней с поверхностью стола. Чувствуете, что руки становятся тяжелее, наливаются тяжестью?» При положительном ответе проба положительная. Если будет необходимо, можно продолжить наведение транса, усиливая ощущения тяжести и релаксации в руках и во всем теле.

«Вкус лимона». Техника состоит в том, что вы просто описываете пациенту процесс нарезания лимона на тонкие ломтики, со смаком, со вкусом. У внушаемых наблюдается обильное слюноотделение. На мой взгляд, не очень впечатляющая и информативная проба. Разве у вас сейчас не началось слюноотделение?

«Каталепсия век». Проведите небольшое обследование пациента: проверьте реакцию зрачков на свет, попросите следить за кончиком вашего пальца, которым поводите вправо-влево, вверх-вниз. Затем попросите закрыть глаза и скажите: «Не удивляйтесь, я сейчас надавлю немного и вы не сможете открыть глаза». Надавите пальцами в области надбровных дуг, больших усилий не прилагайте. У людей с повышенной внушаемостью глаза открываются либо с трудом, возникает ощущение тяжести век, либо не открываются совсем. Не забудьте снять каталепсию поглаживанием по надбровным дугам и словами: «Веки легкие и глаза легко открываются. Я снимаю свое воздействие».

Надеюсь, вам становится понятен принцип проведения проб на внушаемость. Возможно вы, уважаемый читатель, сможете продолжить импровизацию на эту тему самостоятельно.

Поза пациента при погружении в транс

С одной стороны, не имеет значения, в каком положении погружаться в транс: это можно делать и стоя, и лежа, и сидя. Положение лежа располагает к большей релаксации, однако следует учесть индивидуальную реакцию пациента на такую ситуацию. Во-первых, такая позиция предполагает некоторую директивность со стороны психотерапевта, подсознательно пациент может ощущать себя в подчиненном положении. Во-вторых, пациентки женского пола могут чувствовать дискомфорт в положении лежа, если гипнотерапевт - мужчина, это также может стимулировать эротический перенос. Учитывая все изложенное, следует поинтересоваться, насколько комфортно чувствует себя пациент или пациентка в положении лежа, в то время как терапевт сидит.

Нужно расположить пациента таким образом, чтобы он чувствовал себя комфортно и поза располагала к релаксации. При этом важно, чтобы кушетка или кресло были достаточно удобными и мягкими.

Нужно ли пациенту закрывать глаза?

Закрыты или открыты должны быть глаза пациента во время сеанса, зависит от техники индукции, которую вы изберете. Естественно, если применяется техника индукции «Каталепсия глаз», то нужно, чтобы глаза были закрыты. При использовании других способов гипнотизирования, как правило, глаза закрываются самопроизвольно. В первые минуты наведения транса не обращайте внимания на то, закрыты глаза или нет. Так и скажите: «Вы можете закрыть глаза или не закрывать - это не важно». В дальнейшем, при углублении транса, глаза закроются сами или можно слегка ускорить этот процесс, включив в индукцию соответствующие внушения. Далее, в главе «Индукция», в текстах для индукции я более подробно остановлюсь на этом моменте.

Индукция

Схема проведения сеанса гипноза проста:

1. Наведение транса (индукция) и его углубление.

2. Использование транса: внушение исчезновения патологических симптомов или просто внушение спокойствия, расслабленности и комфорта (так называемый ресурсный транс).

3. Выведение из трансового состояния.

Общие принципы наведения транса. Во время формального наведения транса необходимо ориентироваться на реакции пациента и варьировать в зависимости от этих реакций содержание внушений и их темп. Так, если во время индукции вы заметили подергивание пальцев рук, то мгновенно подкрепите эти проявления транса: «… И в теле могут быть особые проявления и ощущения, такие как подергивания отдельных мышц или участков мышц, самопроизвольные подергивания пальцев. И с каждым таким «разрядом» в теле вы можете почувствовать себя еще удобнее и расслабленнее, погружаетесь еще глубже в это приятное состояние расслабленности и комфорта…» В начале сеанса темп речи обычный, соответствует темпу речи во время предварительной беседы, по ходу сеанса он подстраивается к дыханию гипнотизируемого (ключевые слова произносятся во время выдоха пациента), а затем очень плавно замедляется, «подстройка» к дыханию при этом сохраняется. Произнося ключевые внушения на выдохе, для того, чтобы вызвать снижение частоты дыхания, можно изменять скорость произнесения слов: чем ближе к концу выдоха, тем более медленно, вязко должны они звучать. Изменяется также и громкость голоса, она постепенно уменьшается, по мере того, как пациент погружается в транс. Следует отметить, что «язык гипноза» - вещь специфическая: то, что может нелепо выглядеть на бумаге, при озвучивании во время сеанса производит другое впечатление, соответствует ситуации. Лучше дать пациенту инструкцию закрыть глаза, если вы собираетесь зачитывать текст с листа.

Я уже упоминал о специфике языка гипноза. Но все значительно сложнее, особенно в эриксонианском гипнозе. Я не претендую на доскональное изложение проблемы, желающие могут обратиться к трудам Дж. Гриндера и Р. Бэндлера (см. список литературы в конце книги). Но без краткого экскурса все же не обойтись. В психотерапии существует понятие «Милтон-модель». Это правила употребления речи психотерапевтом при наведении и использовании транса. Милтон-модель основывается на использовании функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей левое полушарие - доминирующее, логическое, аналитическое, отвечает за счет и чтение, оперирует вербально-знаковой информацией. Правое полушарие оперирует образами, его функция заключается в ориентации в пространстве, продуцировании снов, фантазий, дифференциации мелодий, звуков и распознавании сложных объектов (лица людей). Правополушарное мышление - пространственно-образное, интуитивное и синтетическое, творческое. Задача психотерапевта, работающего в рамках Милтон-модели, - перегрузить доминирующее левое полушарие и активизировать деятельность правого, таким образом достигается измененное состояние сознания (транс, гипнотическое состояние). Психотерапевт имеет в арсенале инструмент многозначности: «Я не знаю, хотите ли вы и теперь закрывать глаза на значение особого состояния сознания, в котором находитесь». Словосочетание «закрывать глаза» выделяется интонационно (как правило, произносится более медленно и в другой тональности) и может служить скрытым от левого полушария приказом, в то время как правое полушарие весьма чутко воспринимает это указание. Этот прием можно использовать сплошь и рядом, просто в беседе. Непринужденно разговаривая о чем-то отвлеченном или рассказывая, в свою речь можно вставлять выделенные интонационно или иным способом (изменением позы или прикосновением в момент произнесения этих слов к руке собеседника) скрытые инструкции и внушения. Всем известен случай из практики Милтона Эриксона, когда он, рассказывая о помидорной рассаде, погрузил в транс своего пациента. В этот рассказ были вкраплены слова и целые фразы, выделенные интонационно, и вызвавшие погружение в транс.

Вам придется приобрести навык профессиональной речи, особенно когда вы начнете отходить от рекомендованных мною текстов, импровизируя и развивая собственные идеи. При этом учтите два момента:

1. Правое полушарие, подсознание не воспринимают частицу «не». Поэтому фраза «вы можете ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА или не ЗАКРЫТЬ» содержит в себе несколько моментов, не заметных на первый взгляд. Но вы-то уже заметили: во-первых, «закрыть глаза» и «закрыть» выделены интонационно. Во-вторых, правое полушарие не воспринимает отрицание «не». Поэтому в безобидной для, условно говоря, левого полушария фразе содержится скрытое внушение, приказание закрыть глаза. Например, еще одна фраза: «Вы можете слушать меня или можете не слушать». Как вы думаете, какие слова нужно выделить интонационно?

2. Нужно пользоваться словами, которые вызывают приятные ассоциации. «Комфорт, спокойствие, уверенность, продвигаться, строить» и так далее. Следует избегать двузначных слов с негативным смыслом. Не употребляйте отрицательную частицу «не» совместно со словами, содержащими негативный смысл: «Вы можете почувствовать онемение: это не СТРАШНО, не ВОЛНУЙТЕСЬ» - подсознательно пациент усвоит инструкции «страшно» и «волнуйтесь». Или, например, вместо фразы: «У вас исчезает НАПРЯЖЕННОСТЬ, уменьшается ТРЕВОГА, нет никакого СТРАХА, больше не будет НОЧНЫХ КОШМАРОВ…» было бы уместнее сказать: «С каждой минутой, с каждым выдохом вы расслабляетесь еще больше и можете испытать чувство комфорта, защищенности и спокойствия… ночью - спокойный, крепкий сон, а утром - ощущение бодрости, хорошее самочувствие…»

Как бы то ни было, психотерапевт директивно или недирективно пациенту внушает. Вербально или невербально. Вербальные внушения бывают прямые и косвенные. Прямые внушения характерны для классического директивного гипноза, хотя, чем глубже транс, тем более фамильярно может вести себя и эриксонианский гипнотерапевт (я имею в виду, что возможны прямые внушения). Вот примеры прямых внушений: «Спать!», «Я сосчитаю до пяти и ваши пальцы одеревенеют». Косвенные внушения - стиль эриксонианский, недирективный. Это мягкие, ненавязчивые, незаметные на первый взгляд внушения, что позволяет широко применять их в повседневной жизни и в психотерапевтической практике, используя «неофициальный» транс. Различают несколько видов косвенных внушений.

Пресуппозиция. Предполагается событие, которое должно случиться, это принимается как само собой разумеющееся. Например: «Прежде, чем вы погрузитесь в транс, примите удобную позу». В этой фразе предполагается, что пациент погрузится в транс.

Трюизмы. Это банальности. «Все течет, все изменяется». «На небе могут быть тучи, но мы все равно знаем, что за тучами есть солнце». Эти банальности могут нести функцию как внушающую, так и «заполняющую», как средство утомления слухового анализатора.

Последовательность принятия. Некоторое количество фраз присоединения, утверждений, с которыми пациент не может не согласиться (обычно таких фраз четыре, хотя это не обязательно), после чего следует утверждение-внушение. Например: «И теперь, когда вы сидите в этом кресле… слушаете мой голос… и слышите звук работающих часов, висящих на стене… и слышите эту музыку… вы можете почувствовать себя расслабленно…»

Негативные парадоксальные внушения. «Не думайте о белой обезьяне», «Можете меня слушать, можете не слушать - это не важно», «Не так быстро. Погружайтесь в транс не так быстро».

Двойная связка или иллюзия выбора. Такое внушение воспринимается без сопротивления, без негативизма, поскольку создается иллюзия выбора. «Вы сегодня предпочитаете погрузиться в глубокий транс или поверхностный?» (имеется в виду, что в транс пациент погрузится в любом случае). «Я не знаю, в какой руке: правой или левой возникнет ощущение легкости, невесомости» (предполагается, что ощущение легкости возникнет обязательно, это не обсуждается, пациент только выбирает, в какой руке это произойдет).

Контекстуальное внушение. На фоне обычной речи интонацией, высотой голоса, снижением скорости произношения выделяются слова или фразы. Например: «Я был как-то раз на семинаре по гипнозу, и там психотерапевт подошел к моему другу и сказал: «ВАМ ХОЧЕТСЯ СПАТЬ. ТЕЛО ТЯЖЕЛОЕ И РАССЛАБЛЕННОЕ». Логика предложения не нарушена, но предложение - как фантик, в который завернута конфета - внушение, выделенные слова и фразы. Можно еще раз прочитать рассказ Милтона Эриксона о помидорной рассаде.

Составное внушение. Предложения-внушения связываются союзами, хотя видимой логической связи между ними нет. «В то время как вы находитесь здесь и слушаете мой голос… и ваше тело становится все более расслабленным…» «Вы можете отметить, что чувствуете, как ваша спина опирается о спинку кресла… и как ваши ноги стоят на полу… и поэтому можно почувствовать себя особенно спокойно и удобно…» Благодаря такому приему создается плавность и слитность речи, а также происходит взаимное усиление соединенных таким образом внушений.

Намеки (аллюзии). Это такое внушение, при котором прямо не говорится, что именно имеется в виду и внушается. «Перед тем, как войти в транс, вы можете ощутить напряженность своих мышц, ощутить их напряжение, чтобы потом позволить им ощутить что-то другое…» (намек на расслабление).

Открытые внушения. Предоставляется свобода реакций и возможностей, любая реакция или мысль гипнотика является ожидаемой. Таким образом, что бы ни произошло, это будет результатом внушения. Например: «Возможно, вы почувствуете тяжесть сначала в правой руке, или в левой, или в обеих одновременно… или вы почувствуете легкость, невесомость… или покалывание, или ощущение онемения… или вы вообще ничего не почувствуете…»

Мобилизующие внушения. Предложение строится таким образом, чтобы его было удобно произнести в течение одного выдоха пациента, а в конце этого предложения должен быть мобилизующий, побуждающий призыв, имеющий неопределенное значение, смыслом его наполнит сам пациент, «… и эти ресурсы позволят ДВИГАТЬСЯ… все дальше и ВПЕРЕД…»

Внушения, связанные со временем. Смысл этих внушений состоит в том, что их воздействие откладывается на неопределенное или определенное время. «Ваши глаза могут ощутить усталость уже сейчас… или, может быть, чуть позже…», «… позже вы сможете ощутить тепло в правой или левой руке». «И я не знаю, в какой из последующих дней после сегодняшнего сеанса… это может быть завтра… или через неделю… или это может произойти через месяц… или в какое-то другое время… но однажды вы вдруг с удивлением заметите… что ваша жизнь изменилась… и вы стали более уверенным… и сильным… человеком…»

Терапевтическая метафора. Обычно это история, не имеющая, на первый взгляд, ничего общего с проблемой пациента. Но это только на первый взгляд, потому что при ближайшем рассмотрении выясняются некоторые подробности: метафора в чем-то созвучна с проблемой пациента. Не буквально похожа, закамуфлирована. Герои и действующие лица таких историй в ситуации, отдаленно напоминающей проблему пациента, находят удачное решение или выход из трудной ситуации. Применение такого технического приема позволяет не провоцировать сопротивление пациента: сознательная часть его личности будет с интересом следить за сюжетом истории, а бессознательное бесхитростно «примерит» ситуацию на себя. Собственно, метафоры используются именно с этой целью: обойти сопротивление. Прямые инструкции и поучения почти всегда вызывают полярную реакцию. А метафора позволяет это обойти. Наверняка вы обращали внимание, с каким неподдельным интересом заболевшие какой-нибудь болезнью слушают истории о других людях, у которых имелись сходные признаки болезни? И какое облегчение они испытывают при благополучном исходе рассказа, истории?

Существуют правила составления терапевтических метафор:

1) определение проблемы;

2) поиск решения этой проблемы;

3) сочинение истории на эту тему таким образом, чтобы пациент не заподозрил, что эта история о нем, иначе неизбежно возникнет сопротивление.

Здесь важно не быть слишком прямолинейным. Например, пациенту в депрессии не стоит рассказывать истории о том, что «когда небо затянуто тучами, мы все равно знаем, что за тучами есть солнце»: это звучит слишком банально и «заезжено», контакт и взаимопонимание с пациентом в результате применения таких метафор может ухудшиться. Рассказывайте истории красиво, захватывающе. Больше красок, эмоций: история должна захватывать, будить эмоции. Если вы хотите обойти сопротивление, но талантом рассказчика не обладаете, то можно применить технику «Мой друг Джо»: расскажите историю о знакомом вашего приятеля, который «тоже был в депрессии, он очень страдал, но постепенно его самочувствие стало улучшаться…» Можно также использовать «кавычки в терапии». К примеру, если вы хотите провести тест на внушаемость, можете сказать своему коллеге или знакомому: «Ты знаешь, я был в гостях у своего однокурсника, он занимается гипнозом. Так вот, он предложил мне проверить тонус моих мышц и способность расслабляться. И он поставил меня вот так, сделал так и сказал: «Тебя тянет назад, тянет назад все сильнее!» Формально вы рассказываете историю, но адресуете правому полушарию, подсознанию свои внушения.

Техники подстройки

С первых страниц этой книги я утверждал, что достаточно только прочесть тексты, подготовленные мной, под музыкальное сопровождение, чтобы погрузить в транс своего пациента. Это действительно так, на первых порах этого будет достаточно. Но если вы хотите повысить свою эффективность, стать мастером своего дела, придется научиться кое-чему еще. Для того чтобы вызвать подсознательное доверие пациента, существуют техники подстройки (присоединения). Что такое подстройка? Вы когда-нибудь обращали внимание на то, в каких позах сидят два человека, мирно беседующие на какую-нибудь интересную тему? О, это замечательное зрелище. Они, бывает, синхронно кивают, принимают похожие позы и похоже жестикулируют, говорят с одинаковой интонацией. Наклоняются друг к другу. Кивают друг другу. И так далее. Как будто поют одну песню дуэтом. Это и есть непроизвольная подстройка собеседников друг к другу. Профессионалы же стараются подстроиться намеренно, копируя положение тела, громкость и тембр голоса, интонацию, темп речи и даже дыхательные движения, и какие-то микродвижения: например, покачивание ногой. Или моргают с той же частотой, что и собеседник. Обязательно используют ту же манеру говорить, не напрямую, конечно, копируя, чтобы это не выглядело передразниванием. Копируется сленг, если есть такой. Подстраиваются по эмоциям. Человек, в совершенстве освоивший подстройку по всем параметрам, может вызвать неосознанное, безосновательное чувство доверия у собеседника.

Подстройка по позе и жестам («отзеркаливание»). Суть состоит в том, что на уровне тела вы подаете сигнал: «Я свой, мы говорим на одном языке!» Техника выполняется следующим образом. Постарайтесь принять положение тела, позу вашего собеседника, гипнотика. Копирование позы не должно быть карикатурным и полностью «зеркальным». Здесь важно чувство меры и вашего комфорта. Если ваш собеседник переменил позу (скажем, он положил одну ногу на другую), то не следует поспешно делать то же самое: вы рискуете «засветиться», а пациент может подумать, что вы передразниваете его. Копируйте изменение позы с некоторой задержкой во времени, естественно, расслабленно. Не стремитесь к идеально точному копированию позы: в этом нет необходимости. Просто сядьте примерно так же, как ваш собеседник. Не следует копировать вычурных, неестественных поз.

Подстройка по дыханию. Для того, чтобы подстроиться по дыханию, необходимо синхронизировать свое дыхание с дыханием вашего собеседника, пациента. Он делает вдох - вы делаете вдох, в том же темпе. Он делает выдох - вы тоже делаете выдох, с той же скоростью. Понятно, что такая ситуация возможна лишь в том случае, если вы оба молчите. Это бывает довольно редко. Например, в такой ситуации: однажды на НЛП-тренинге мы выполняли такое упражнение. Два человека садятся друг напротив друга. Номер первый подстраивается под второго, второй же, закрыв глаза, старается пережить какую-то эмоцию, вспомнив что-то из прошлого. Что-то приятное или, наоборот, плохое. И что же из этого вышло?.. Я испытал, практически, шок. Подстроившись в течение нескольких минут к дыханию, позе, погрузившись при этом в транс (это ощущается в виде какой-то особой волны тепла внутри), можно практически безошибочно испытать ту же эмоцию, что и у оппонента. Можно также управлять частотой дыхания своего партнера (между прочим, его глаза все время закрыты, он не может видеть, как изменилась частота вашего дыхания!). Так что происходит взаимодействие на глубоком подсознательном уровне. Это очень мощная вещь, рекомендую использовать. Владея техникой подстройки к дыханию, вы без слов сможете успокоить взволнованного человека, усыпить маленького ребенка, который никак не хочет угомониться в кроватке вечером. И легко сможете погрузить кого-нибудь в транс.

Когда люди беседуют, то дыхание сбивается, подстроиться под дыхание говорящего человека если и можно теоретически, то практически - вряд ли. Но есть выход из этой ситуации: подстройка по дыханию возможна не только путем синхронизации вашего дыхания с дыханием пациента. Можно, например, кивать головой, соглашаясь, на каждую фразу. А поскольку говорят на выдохе, можно подстроиться к дыханию, кивая головой.

Не синхронизируйте свое дыхание с дыханием пациента, если это вызывает у вас дискомфорт (это вообще универсальное правило подстройки). Такое может быть, если пациент болен бронхиальной астмой, у него одышка, если частота дыхания слишком высокая (у маленьких детей). В таком случае можно подстраиваться постукиванием пальца, покачиванием ноги и так далее. Повторюсь, что все ключевые внушения во время сеанса гипноза нужно произносить на выдохе гипнотика, это значительно увеличивает силу ваших внушений. Во время сеанса гипноза это очень важно.

Присоединение по речи. Старайтесь говорить в том же темпе, с той же громкостью, что и пациент. Если он употребляет короткие фразы, последуйте его примеру. Копируйте интонации, только не «обезьянничайте», не нужно, чтобы это походило на передразнивание. Например, в ситуации сниженного настроения у пациента, подстроившись, вы сможете начать «ведение», то есть управление: постепенно увеличивайте громкость своего голоса, меняйте тональность речи и интонации - с целью сделать общий настрой беседы оптимистичным.

Подстройка по лексике. В предварительной беседе старайтесь внимательно следить за речью пациента. Запомните, какие любимые слова и выражения используются в его речи, присутствует ли сленг, характерные речевые обороты.

Я наблюдал на одном из психотерапевтических марафонов работу очень интеллигентного психотерапевта. Пациент, в ответ на одну из фраз этого врача, спросил недоверчиво: «Че, в натуре?», что означало: «Неужели это правда?», на что психотерапевт, войдя в образ, основательно «подстроившись», ответил, глазом не моргнув: «Век воли не видать!», сопроводив это характерным жестом.

Видимо, во всем необходимо чувство меры, в крайних случаях не следует увлекаться полным «отзеркаливанием».

Как и с подстройкой по дыханию, ориентируйтесь на комфорт. Подумайте, не пострадает ли ваш профессиональный имидж в глазах пациента, если вы будете говорить на его языке, ведь это может не совпасть с его представлениями о том, каким должен быть психотерапевт. Ведь «перетереть с пацанами тему» он может у себя во дворе, а на приеме у психотерапевта такой «пацан» может ожидать и другого стиля общения со стороны врача. Таким образом, мы подошли к следующему виду подстройки - так называемому ценностному присоединению.

Ценностное присоединение. В данном случае подразумевается не безусловное принятие ценностей собеседника. Имеется в виду, что ценности, индивидуальные и культуральные, уважаются вами, уважается право собеседника эти ценности иметь. Это означает, что вы не отторгаете немедленно систему ценностей и представлений пациента, не пытаетесь навязать свою.

Подстройка по репрезентативным системам. Люди по-разному воспринимают окружающий мир. Как известно, у человека существует пять органов чувств: зрение, слух, кинестетическая система, осмическая система (восприятие вкуса) и обонятельная система. Часто вкусовую и обонятельную объединяют с кинестетической системой. Таким образом, упрощенно различают три основных способа восприятия окружающего мира: визуальный, аудиальный и кинестетический. Иначе это называется «репрезентативные системы». У разных людей какая-то из репрезентативных систем является предпочтительной. Скажем, если расспросить ваших знакомых о том, как они провели отпуск, то рассказы будут очень различаться. И дело не в том, что все отдыхали в разных местах. Один будет рассказывать о том, как было красиво на берегу моря, какого цвета море по утрам, какие там закаты, сочные и свежие цвета, краски. Другой будет рассказывать, как здорово вдыхать свежий морской воздух; греться на солнышке, расслабляться на пляже. А третий, округлив глаза, будет говорить: «Слушай! Как все-таки расслабляет шум морского прибоя. А крики чаек! Это просто нирвана!» Таким образом, три человека рассказали о своих впечатлениях, пользуясь теми репрезентативными системами, которые у них доминируют. Соответственно их предпочтениям, таких людей называют визуалами, аудиалами и кинестетиками. Большинство людей - визуалы. Аудиалов мало, 2-3%, кинестетиков немного больше. Конечно, есть также и люди смешанного типа.

Все это нужно знать для того, чтобы разговаривать с человеком «на его языке». Представьте, к вам на консультацию приходит человек и говорит: «Доктор, мне так тяжело. Я чувствую, что весь разбит, мне плохо. Мне кажется, что все вокруг такое враждебное, холодное и жесткое, а я один, такой беззащитный…» А вы отвечаете: «То есть вам кажется, что кругом темнота, вы не видите никакого просвета, никакого проблеска надежды, никаких перспектив?» Пациент отвечает: «Нет, доктор, вы не понимаете. Я говорю вам, что окружающая обстановка давит на меня, вся эта агрессия внешнего мира просто делает меня больным человеком, я это просто чувствую». А вы отвечаете: «Мне кажется, что вы все видите в слишком мрачном свете. Ведь за тучами всегда есть солнце. Оглянитесь вокруг: как прекрасен этот мир! Солнышко светит, травка зеленеет. Красивые девушки прогуливаются». Такой диалог не должен происходить на самом деле. Потому что вы должны использовать слова, образные выражения, метафоры в соответствии с той репрезентативной системой, которая доминирует у вашего пациента. То есть вы подстраиваетесь по репрезентативным системам. Ваш пациент не сможет понять, в чем дело, но у него останется твердое убеждение, что вы поняли, действительно поняли то, что он чувствует. Или как он это видит.

Как определить, какая репрезентативная система доминирует у вашего пациента? Во-первых, внимательно следите за словами, которые использует пациент, рассказывая о своих проблемах, или просто в разговоре. У визуала это могут быть слова «вижу, яркий, светлый образ, красиво, неплохо смотрится, я вижу это так» и так далее. Визуалы, как правило, стараются хорошо выглядеть (одежда, манера поведения). Во время беседы поддерживают контакт глазами. Кинестетик использует слова «тяжелый, легкий, чувствую, мягкий» и другие. Предпочитает удобную, мягкую, комфортную одежду, для кинестетика важно, чтобы одежда была на ощупь приятной, чтобы телу было комфортно. Аудиал использует слова «неплохо звучит, слышать». В беседе он может даже не смотреть на вас, но чуть повернуть голову в сторону, чтобы лучше слышать. В зависимости от ситуации, может доминировать одна из систем, это следует учитывать, ведь возможен вариант, что у человека развиты все три системы. Во-вторых, определить доминирующую репрезентативную систему можно по непроизвольным движениям глаз. Просто наблюдая во время беседы за движениями глаз собеседника, можно узнать очень многое. Задав вопрос: «Скажите, как вы узнаете об окружающем мире?», у разных людей вы можете наблюдать самые разные движения глазами. Визуал, что-то вспоминая, отвечая на ваши вопросы, поднимает глаза вверх, вправо или влево. Иногда, представляя какие-то визуальные образы, визуал может просто смотреть мимо вас, прямо перед собой, расфокусировав взгляд. Задайте кому-нибудь вопрос: «Вспомни, какого цвета дверь в продуктовый магазин возле твоего дома?», и увидите, как человек отвел глаза влево и вверх. Возможно, сразу после этого глаза «пойдут» вправо-вниз (ваш знакомый, начнет вспоминать, как тяжело эта дверь открывается, а, может быть, он вспомнит, как он прищемил палец этой дверью в прошлом году) или влево и в сторону (возможно, эта дверь как-то особенно замечательно скрипит). Внимательно изучите схему и запомните, куда движутся глаза у правшей в разных ситуациях. Практикуйтесь! Наблюдайте за политиками на экране телевизора. Они продемонстрируют обилие движений глазами влево-вниз (контроль речи, внутренний диалог). А жена, задав вопрос мужу «Где ты был?» сможет полюбоваться, как глаза мужа стрельнут влево-вверх, а затем вправо-вниз. Если вам непонятен этот момент, то пишите на yim@list.ru, я объясню. Разговаривая с людьми, с членами семьи, наблюдайте за движениями их глаз. Со временем ваши навыки станут автоматическими, и вы без усилий будете определять преобладающую репрезентативную систему вашего собеседника.

Таким образом, определив доминирующую репрезентативную систему пациента, можно будет использовать это при наведении транса. Визуалам нужно давать больше визуальных образов. Кинестетикам нужно больше рассказывать об ощущениях, аудиалам - о шуме листвы или звуках прибоя. Подстройка по репрезентативным системам повысит вашу эффективность, облегчит наведение транса и его использование. Я привожу схему, запомнив которую, вы сможете оценивать движения глаз. В отношении воспоминаний все понятно, а вот что касается конструирования, то здесь немного сложнее… Пример может быть такой: попросите испытуемого представить, как будет выглядеть его автомобиль, если его покрасить в цвет зеленого горошка, а затем перевязать огромным красным бантом. Представляя себе это невероятное зрелище, человек будет мысленно конструировать зрительные образы, что будет сопровождаться движением глаз вверх и вправо. Аудиальное конструирование произойдет, когда ваш пациент попробует представить, как будет звучать мелодия звонка его мобильного телефона, если поместить его в стеклянную банку и закрыть полиэтиленовой крышкой, да еще поставить на дно металлической кастрюли. Возможно, сначала глаза пойдут вверх и вправо (человек представит сначала, как это будет выглядеть), а затем вправо и в сторону (представляет, какой будет звук).

При выборе техники индукции учтите, что с пациентами, у которых повышенная тревожность, выраженная потребность в контроле, следует избегать методов, связанных с внушенной каталепсией. Особенно это касается пациентов с неврозами, с неврозом навязчивых состояний в частности. В таких случаях лучше пользоваться недирективными техниками.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...