Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Требования к структуре выпускной квалификационной работы магистранта




Структура ВКРМявляется формой организации научного материала, отражающей логику исследования, обеспечивающей единство и взаимосвязанность всех элементов содержания. Структура магистерской диссертации должна соответствовать критериям целостности, системности, связности и соразмерности (соответствия объема фрагмента текста его научной емкости).

ВКРМ должна включать:

- титульный лист, оформление которого осуществляется по форме согласно приложению к настоящим требованиям (см. приложение 1), (титульный лист должен подписываться магистрантом, научным руководителем, соруководителем ВКРМ и заведующим выпускающей кафедры);

- оглавление, которое включает в себя порядок расположения отдельных частей ВКРМ с указанием страниц, с которых начинается соответствующая часть (см. приложение 2);

- основной текст ВКРМ, в которое входит введение, основная часть и заключение;

- список литературы.

Структурным компонентом ВКРМ является приложение.

Введение ВКРМ включает в себя следующие аспекты:

• Актуальность темы исследования, включающая степень разработанности проблемы исследования и противоречия  

• Проблема исследования

• Цель исследования

• Объект исследования

• Предмет исследования 

• Гипотеза исследования

• Задачи исследования

• Теоретико-методологическая основа исследования

• Методы и методики исследования

• Опытно-экспериментальная база исследования

• Научная новизна исследования

• Теоретическая значимость исследования

• Практическая значимость исследования

• Достоверность исследования.

• Апробация результатов исследования

• Структура и объем работы

Обоснованиеактуальности темы исследования включает указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания.

Выделяются следующие уровни актуальности темы исследования:

- для педагогической науки и практики в целом,

- для отдельных предметных методик,

- для региона,

- для конкретного учебного заведения (какое влияние оказывает на результативность и качество образовательного процесса);

- для отдельного обучающегося.

В степени разработанности проблемы исследованияуказываются исследователи, которые изучали те или иные аспекты темы и проблемы магистерской диссертации. Необходимо обозначить в какой степени изучена проблема исследования в научной литературе, какие ее направления и аспекты не нашли достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике.  

Противоречие/я:выявляется/выявляютсяпротиворечие/я между реальным и должным, между предъявляемыми современными требованиями и ситуацией, которая имеется в педагогической практике на сегодняшний день. 

Заканчивать описание актуальности темы исследования можно следующим образом: «Работа по формированию ... (называете проблему исследования) далеко неудовлетворительна», или «Проблема …. (называете проблему исследования) не нашла достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике», или «не раскрыты...», «… не выявлены...», «… не разработаны...» и т. п.

Постановка проблемы исследования понимается как обобщение конкретных сформулированных научных вопросов, касающихся предмета и цели будущего исследования, определение границы между знанием и незнанием о предмете.

Целью исследованияявляется решение поставленной научной проблемы, получение нового знания о предмете и объекте. Не рекомендуется формулировать цель как «исследование…», «изучение…», подменяя саму цель процессом ее достижения. Рекомендуемые выражения для формулировки цели исследования: выявить/определить, спроектировать/разработать и т.п.

Формулирование проблемы и цели исследования влечет за собой выбор объекта исследования. В качестве объекта исследования выделяется крупная, но довольно целостная и самостоятельная часть – тот процесс, явление, область педагогической действительности, какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие, которое будет изучаться и преобразоваться исследователем.

Предмет исследования - конкретная часть объекта, сущностная его сторона, те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению, или условия (педагогические/организационно-педагогические и т.п.) эффективности какого-либо процесса, условия формирования какого-либо качества.

Гипотеза исследования - совокупность теоретически обоснованных предположений о возможном решении проблемы исследования, истинность которых подлежит проверке.     Гипотезы могут состоять из одного предложения (линейные) или из нескольких (разветвленные).

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются задачи исследования, которые определяются поставленной целью (гипотезой), уточняют и конкретизируют цель исследования, представляя собой конкретные последовательные этапы достижения цели и решения проблемы исследования.

Возможные подходы к формулированию задач исследования (1):

Первая задача может быть связана с характеристикой исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей её решения.

Вторая задача может иметь теоретико-преобразовательный характер и нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий её решения.

Третья задача может иметь рекомендательный, прикладной характер, указывает конкретные способы реализации теоретической модели исследования, предполагает разработку конкретных программ, курсов, индивидуальных образовательных маршрутов, практических рекомендаций и т.п.

Возможные подходы к формулированию задач исследования (2):

Первая задача может быть связана с анализом исторических корней и современного состояния теории и практики исследуемой сферы образовательной деятельности.

Вторая задача может быть связана с разработкой авторской новации (проекта, модели, программы, индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, методики и т.д.) для данной сферы педагогической деятельности.

Третья задача может быть связана с выявлением эффективности данной новации в процессе опытно-экспериментальной работы.

Четвертая задача может быть связана с разработкой научно-методических/практических рекомендаций по внедрению авторской новации в образовательную практику.

Возможны и другие подходы к формулированию задач педагогического исследования.

Теоретико-методологической основой исследования выступают те концептуальные подходы, принципы, концепции, теории, теоретические положения, на которые исследователь опирается в своей работе.

Методы педагогического исследования -способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

В выпускной квалификационной работе магистранта могут быть использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогическая беседа, интервьюирование, анкетирование, изучение и анализ документации (указать в скобках какой), изучение и анализ деятельности испытуемых (указать в скобках, что именно анализировалось), изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической обработки результатов исследования (обязательны в магистерской диссертации).

В выпускной квалификационной работе используются конкретные методики исследования,которые также необходимо обозначить в научном аппарате ВКРМ. Методики исследования должны быть адекватны теме и проблеме исследования и соответствовать возрасту испытуемых.

В опытно-экспериментальной базе исследования нужно указать конкретное образовательное/ые заведение/я, в котором/ых проводилась опытно-экспериментальная работа (необходимо указать полное его название, как на сайте).

В аспекте научной новизны исследования характеризуется содержательная сторона результатов исследования, то есть новые теоретические положения и практические результаты, которые автор представляет как самостоятельные, и которые ранее не были известны и не зафиксированы в педагогической науке и образовательной практике. Научная новизна подразумевает новый научный результат, новое решение поставленной проблемы, ожидаемое по завершении исследования. Новизна может выражаться в новом объекте или предмете исследования (он рассматривается впервые), вовлечении в научный оборот нового материала, в иной постановке известных проблем и задач, новом методе решения или в новом применении известного решения или метода, в новых результатах эксперимента, разработке оригинальных моделей и т.п.

В разделе теоретической значимости исследованияопределяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории педагогики, методики преподавания предмета. Необходимо выделить положения, которые ранее отсутствовали в науке и получены исследователем в результате научного поиска, а затем показать их теоретическую значимость для дальнейшего развития педагогической науки, методики преподавания предмета. 

Практическая значимость исследованияопределяется возможностями прикладного использования его результатов в образовательной практике.  Необходимо указать, кем и где (конкретная область применения) могут быть использованы результаты исследования, что конкретно разработано в плане практического применения.

Достоверность результатов исследованияобеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.

Апробация результатов исследованиявключаетсведения о выступлениях автора магистерской диссертации с научными сообщениями и докладами, раскрывающими ход и результаты исследования, на научных конференциях, семинарах, круглых столах, заседаниях кафедры и других научно-педагогических сообществ, а также внедрении результатов исследования в образовательной процесс конкретной/ых организации/й (указывается полное наименование образовательной/ых организации/й, в которой/ых происходила апробация результатов исследования).

Обязательной формой апробации магистерской диссертации является публикация научных статей, отражающих специфику проблемного поля исследования и авторского подхода к его анализу. Приводится перечень публикаций, в том числе электронных, с указанием объема (количества печатных листов) каждой публикации и общего их числа.

В аспекте «Структура и объем выпускной квалификационной работы»указывается из каких структурных элементов состоит данная работа: введение, количество глав, заключение, списка литературы, количество приложений, а также объем работы. 

Аспекты введения в тексте ВКРМ необходимо выделить полужирным шрифтом.

Основная часть ВКРМ включает, как правило, 2 главы (теоретическую и экспериментальную), которые разбиваются на параграфы (как правило, 3-4). Структура и последовательность параграфов определяется поставленными в магистерской диссертации исследовательскими задачами.

Первая глава выпускной квалификационной работыпосвящается теоретическим или теоретико-методологическим основам изучаемой проблемы. В этой главе:

- описывается сущность и характеристики объекта и предмета исследования, содержание процесса их развития и современное состояние;

- оценивается место, занимаемое объектом исследования в рамках исследуемой предметной области;

- проводится уточнение понятийно-категориального аппарата исследования;

- освещаются изменения изучаемого явления за последние годы с целью выявления особенностей и основных тенденций его развития;

- описывается (уточняется) система факторов, оказывающих влияние на изучаемый предмет, процесс или явление, и исследуется механизм этого влияния;

- оценивается степень изученности исследуемой проблемы, называются теоретически и практически нерешенные и дискуссионные проблемы, по-разному освещенные в научной литературе с указанием личного мнения автора работы;

- предлагаются собственные или уточняются существующие классификации (типологии) процессов, явлений, влияющих факторов, систем и др., по определенным классификационным признакам и т.п.

В теоретической главе работы дается анализ отечественной и зарубежной научной и научно-методической литературы по теме исследования; выявляются и анализируются теоретические основы изучаемой проблемы. В теоретической главе магистрант не должен пересказывать существующие в научной литературе точки зрения, а должен их осмыслить и проанализировать; следует обосновать, почему автор придерживается той или иной концепции, теории. В ней осуществляется сравнительно-сопоставительный анализ различных теоретических подходов. Теоретический анализ источников по теме ВКРМ должен отличаться глубиной и критичностью, умением самостоятельно оценить различные подходы и точки зрения, показать собственную позицию по отношению к изучаемому вопросу. Основные положения теоретической главы должны быть аргументированы ссылками на источники, научную литературу и концептуально-аналитические модели познания.

Во второй главевыпускной квалификационной работырекомендуется представить ее эмпирическую часть, а именно:

- научно обоснованную авторскую новацию (модель, программу, проект и т.п.), направленную на совершенствование и повышение качества образовательного процесса;

- программу опытно-экспериментальной работы, описание используемых методов, методик, ее основных этапов;

- сравнительный анализ и интерпретацию результатов эмпирического исследования, данные диагностики участников контрольной и экспериментальной групп до формирующего этапа эксперимента и после его завершения.  

В экспериментальной главе следует подробно представить целевые, содержательные и результативные характеристики констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента.

Примеры слов-связок для теоретической и экспериментальных глав выпускной квалификационной работы педагогического направления подготовки приведены в приложении 12.

Каждый структурный компонент основной части завершается самостоятельными выводами (не отдельным разделом, а абзацем/ами внутри параграфов).

Названия глав должны быть предельно краткими и точно отражать их основное содержание. Название главы не может повторять название ВКРМ.

Объем параграфов ВКРМ должен быть примерно равным, допускается несколько больший объем параграфов экспериментальной главы по сравнению с параграфами теоретической главы.

Заключение ВКРМ содержит в себе:

- итоги выполненного исследования в соответствии с поставленными задачами;

- основной научный результат, полученный автором в соответствии с целью исследования (решение поставленной научной проблемы, получение/применение нового знания о предмете и объекте), подтверждение или опровержение рабочей гипотезы;

- перспективы дальнейшей разработки темы исследования.

    Объем заключения – примерно 3 страницы.

    Список литературы должен содержать не менее 50 источников, в том числе на иностранном языке.

Список сокращений и условных обозначений (при необходимости).

Словарь терминов (при необходимости).

Список иллюстративного материала (при необходимости).

Все материалы ВКРМ справочного и вспомогательного характера (не вошедшие в основной текст выпускной квалификационной работы): текстовые документы, таблицы, графики, иллюстрации, схемы организации эксперимента, образцы протоколов и листов наблюдений, анкет, тестов, в том числе разработанные автором, полный текст разработанных программ, курсов, конспекты уроков, внеклассных мероприятий, выносятся в приложения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...