Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 5. Институциональные основы прогнозирования налоговых поступлений.




Вопрос 1. Прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов как одна из действенных управленческих функций государства в условиях экономики рыночного типа.

Прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из действенных управленческих функций государства в условиях экономики рыночного типа. Данные вопросы в России приобретают актуальность в связи с необходимостью совершенствования налогового процесса, осуществления его различных направлений на основе единых методологических подходов. Основными из которых, являются:

- применение современных методов оценки налогового потенциала;

- более полное использование для целей планирования аналитической информации в налоговой сфере, совершенствование структуры и состава показателей налоговых паспортов регионов;

- улучшение организации процесса планирования налоговых поступлений.

В настоящее время для Российской Федерации актуальной является задача разработки такого механизма планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджет государства и субъектов Российской Федерации, который бы обеспечивал органы государственной власти Российской Федерации адекватной информацией по вопросам формирования доходов своих бюджетов в целях обеспечения принятия взвешенных и обоснованных управленческих решений.

Цель прогнозирования - создать научные предпосылки для их осуществления. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего и более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой- способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозном периоде.

Прогноз строится на основании:

- тщательного изучения информации о состоянии налоговой системы на данный момент;

- определения в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых налоговых показателей;

- нахождения в результате анализа наилучшего варианта развития налоговых отношений.

Налоговое прогнозирование ориентирует на поиск оптимистического решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе налогового прогнозирования рассматриваются различные варианты налоговой политики государства, разные концепции развития налоговой системы с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях.

В налоговой практике используются следующие виды прогнозирования налоговых поступлений:

- детерминистические прогнозы налоговых поступлений;

- прогнозы временных рядов налоговых поступлений на основании их собственной динамики;

- прогнозы с использованием моделей с несколькими переменными.

Детерминистический подход построения прогнозов налоговых поступлений на практике часто реализуется через условный метод прогнозирования налоговых поступлений и метод «налогового калькулятора».

Налоговое планирование - это часть управленческой деятельности. Налоговое планирование представляет собой неотъемлемую составную часть управленческой деятельности. Налоговые платежи для любого физического и юридического лица — это одна из самых больших статей расходов, поэтому налоговое планирование так же способствует повышению рентабельности бизнеса, как сокращение издержек производства, транспортировки, хранения, сбыта. Поэтому его можно отнести к планированию расходов. Для предприятия эти расходы близки к накладным, т. е. расходам, увеличивающим издержки производителя и снижающим уровень чистого дохода. Уменьшение налоговых выплат, таким образом, для предприятия равноценно снижению издержек или увеличению доходности.

Налоговое планирование подразделяется на:

1. планирование в рамках одного предприятия (корпоративное налоговое планирование)

2. налоговое планирование в рамках системы (группы) предприятий.

3. индивидуальное или семейное, личное (налоговое планирование для физических лиц).

Первое и второе имеет своей целью обеспечить выживание предприятий (фирм),– третье сохранность состояний граждан.

В зависимости от того, выходит экономическая деятельность за пределы одной страны или ограничивается территорией отдельно взятого государства, налоговое планирование подразделяется на национальное и международное. Налоговое планирование подразделяется на корпоративное и индивидуальное.

Корпоративное - налоговое планирование для предприятий.

Индивидуальное или семейное, личное (налоговое планирование для физических лиц).

 

Первое имеет своей целью обеспечить выживание предприятий (фирм), второе – сохранность состояний граждан.

Вопрос 2. Научные характеристики основных элементов планирования налоговых поступлений: объект, предмета исследования, определение понятия.

Объективная необходимость планирования налоговых поступлений обусловлена:

- планомерной деятельностью государства в налоговой сфере как субъекта властных полномочий;

- многогранностью процесса налогового администрирования, содержащего в числе прочих важнейшую функцию управления - планирование;

- целесообразностью обеспечения равномерного и систематического пополнения денежными средствами доходной части бюджетной системы;

- важностью реализации установленных финансовыми планами страны, регионов (бюджетами) рациональных межбюджетных пропорций.

Теоретические подходы к изучению планирования налоговых поступлений позволяют сформулировать научные характеристики основных элементов данного явления: предмет и объект налогового планирования, дать определение понятию "планирование налоговых поступлений".

Предметом планирования налоговых поступлений являются причинно-следственные связи явлений и процессов взаимодействия государства и налогоплательщиков.

Объектами планирования налоговых поступлений являются результаты взаимодействия государства (в лице налоговых органов) и плательщиков налогов.

Содержание планирования налоговых поступлений как область научных и прикладных знаний вытекает прежде всего из той функции, которую оно выполняет в системе других автономных подсистем управления в налоговом администрировании.

Целью планирования налоговых поступлений является достижение максимально высокого уровня мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему страны.

Для достижения данной цели необходимо выполнять следующие задачи:

- обеспечивать исполнение доходной части бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

- увеличивать налоговые поступления в соответствии с приростом налоговых баз, а также в связи с положительным влиянием других экономических и социальных факторов;

- обеспечивать стабильность и непрерывность налоговых поступлений в течение финансового года;

- использовать различные методы налогового администрирования по максимальному вовлечению налогового потенциала в реальную сферу налоговых поступлений.

Налоговое планирование - это часть управленческой деятельности. Налоговое планирование представляет собой неотъемлемую составную часть управленческой деятельности. Налоговые платежи для любого физического и юридического лица — это одна из самых больших статей расходов, поэтому налоговое планирование так же способствует повышению рентабельности бизнеса, как сокращение издержек производства, транспортировки, хранения, сбыта. Поэтому его можно отнести к планированию расходов. Для предприятия эти расходы близки к накладным, т. е. расходам, увеличивающим издержки производителя и снижающим уровень чистого дохода. Уменьшение налоговых выплат, таким образом, для предприятия равноценно снижению издержек или увеличению доходности.

Вопрос 3. Содержание планирования налоговых поступлений как области научных и прикладных знаний.

Содержание планирования налоговых поступлений как область научных и прикладных знаний вытекает, прежде всего, из той функции, которую оно выполняет в системе других автономных подсистем управления в налоговом администрировании. Такой функцией в соответствии с теорией менеджмента является планирование. В широком смысле содержание планирования -- научное обоснование будущего поведения системы, ее частей, элементов, процессов и явлений

Планирование налоговых поступлений на уровне государства и органов местного самоуправления служит основой для выработки прогноза социально-экономического развития страны в целом, субъектов федерации (в федеративных государствах и муниципальных образований) на среднесрочные и долгосрочные периоды, для своевременного и обоснованного составления проектов федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий год, для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов.

Планирование налоговых доходов -- важнейший элемент налоговой и бюджетной политики государства, в процессе которого соответствующие государственные органы принимают решения о внесении изменений в налоговое законодательство о сокращении государственных расходов; разрабатывают меры по улучшению общеэкономической обстановки в стране и созданию необходимых условий для развития экономики.

Планирование налоговых поступлений в бюджетную систему представляет собой комплексный и многофакторный процесс разработки экономически обоснованного размера налоговых доходов (поступлений налогов и сборов, администрируемыми налоговыми органами) в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в течение текущего финансового года от налогоплательщиков, зарегистрированных в соответствующих налоговых органах.

Цель планирования налоговых доходов (поступлений) -- достижение максимально высокого уровня мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему страны

Для достижения данной цели необходимо выполнять следующие задачи:

- обеспечивать исполнение доходной части бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

- увеличивать налоговые поступления в соответствии с приростом налоговых баз и в связи с влиянием других экономических и социальных факторов;

- обеспечивать стабильность и непрерывность налоговых поступлений в течение финансового года;

- использовать различные методы налогового администрирования по максимальному вовлечению налогового потенциала в реальную сферу налоговых поступлений [6, с. 73].

Налоговое планирование включает: работу по прогнозированию объемов налоговых поступлений с учетом инфляции и валютного курса и на этой основе расчет доходов, включаемых в проект на очередной финансовый год; определение долей (нормативов) распределения налоговых ставок по уровням бюджетной системы; разработку контрольных заданий по налогам и сборам, администрируемым Федеральной налоговой службой России (ФНС России) и Федеральной таможенной службой России (ФТС России)

Для того чтобы планирование налоговых доходов способствовало реализации определенных целей, необходима обоснованная классификация его видов.

1) По содержанию плановых решений:

- стратегическое планирование определяет основные направления развития;

- тактическое планирование создает предпосылки для реализации резервов;

2) По степени охвата и глубине планирования:

- общее планирование (агрегированное);

- детальное планирование;

3) По учету изменения данных:

- жесткое планирование;

- гибкое планирование;

4) В зависимости от срока, на который составлен план и степени детализации плановых расчетов:

- долгосрочное планирование (свыше 10 лет) -- определение долговременной стратегии развития;

- среднесрочное планирование (от 3 до 7 лет);

- краткосрочное планирование (на 12 месяцев);

5) По очередности во времени:

- упорядоченное планирование -- по завершении одного плана разрабатывается другой;

- скользящее планирование -- по истечении определенного срока план продлевается на следующий период;

- внеочередное планирование осуществляется по мере необходимости;

6) По координации планов во времени:

- последовательное планирование;

- одновременное планирование

Вопрос 4. Возможности разработки и внедрения в практику налоговых органов методологии планирования налоговых поступлений, основанной на более тщательной подготовке информационной базы, использовании многовариантных проектировок.

Планирование налоговых поступлений:

- базируется на научно обоснованной концепции построения бюджетной и налоговой систем государства, включающей разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления различных уровней, а также определение конкретных пропорций распределения налогов между бюджетами;

- подчинено реализации налоговой политики государства, определяющей организационно-правовые принципы функционирования системы налогообложения и направления преобразования механизмов исчисления конкретных налогов;

- включает непосредственно расчеты конкретных сумм -- контингентов налогов и сборов, мобилизуемых на данной территории, обеспечивающие экономически обоснованные качественные и количественные параметры бюджетных налоговых доходов;

- имеет единые принципиальные методические подходы к планированию налоговых поступлений для соответствующих уровней бюджетной системы

Во многих странах, обладающих стабильно функционирующей налоговой системой, методическое обеспечение процесса планирования налоговых поступлений основывается на экономических прогнозах с применением совершенного математического аппарата. Отечественный опыт составления таких расчетов невелик.

Следует подчеркнуть, что в последние годы в ФНС России, его территориальных структурах разрабатывается и внедряется в практику методология планирования налоговых поступлений, основанная на более тщательной подготовке информационной базы, использовании многовариантных проектировок, учитывающих многочисленные факторы, влияющие на размер налоговых поступлений, в том числе оценке влияния на поступления изменений, вносимых в налоговое законодательство, оценке налогового потенциала . Тем более что с началом автоматизации обработки информации в налоговых инспекциях появилась возможность использования экономико-статистических методов анализа и прогнозирования налоговых поступлений.

Налоговое планирование использует различные методы, каждый из которых, так или иначе, учитывает следующие моменты:

- фоновый уровень налоговых поступлений;

- сезонные изменения в объеме налоговых поступлений;

- событийную составляющую (например, события в развитии политической ситуации, изменения в налоговом законодательстве и др.);

- неучтенные факторы.

Детерминистический метод предполагает установленную зависимость прогнозируемой величины с известными переменными. Этот метод можно также назвать индексным, так как он предполагает широкое использование системы разнообразных макроэкономических индексов-дефляторов при расчете прогноза налоговых доходов. Ввиду его простоты и информационной гибкости это наиболее актуальный метод для прогнозирования бюджетов территорий. Однако данный метод предполагает отказ от прогнозирования сложных явлений, таких, как налоговые льготы, задолженность по налоговым платежам, сокрытие налоговой базы и др. Налоговые потери в результате воздействия этих явлений при данном методе определяются как фиксированная величина к объему налоговых доходов.

Эконометрический метод основан на принципах экономической теории и статистики, позволяет рассмотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на налоговые доходы. Преимуществом данного метода является возможность определения статистической значимости рассматриваемых соотношений между различными переменными. Этот метод подходит к бюджетным показателям, наиболее чувствительным к изменениям экономических условий. Главным недостатком метода является его высокая стоимость.

Математическое моделирование заключается в построении интегрированной модели экономики территории, учитывающей экономические связи между решениями наиболее важных групп хозяйствующих субъектов (отрасли промышленности и сферы услуг). Преимущество моделирования состоит в том, что при планировании поступлений налоговых доходов может быть использован сценарный подход, где неопределенность будущих условий развития экономики раскрывается за счет использования совокупности заданных предположений, составляющих содержание сценария (оптимистичного или пессимистичного).

Трендовый метод или экстраполяция (продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом) является простейшим инструментом прогнозирования, предполагающим постоянную корреляцию значений исследуемой величины во времени, т.е. абсолютизирует инерционную составляющую экономического развития, предполагая, что изменения в будущем предопределяются изменениями в прошлом и настоящем.

Этот метод отличается простотой, наглядностью и легко реализуются на персональных компьютерах.

Метод экстраполяции может использоваться в планировании налоговых поступлений при условии тесной корреляции показателей динамики налоговых поступлений и соответствующих экономических показателей, выступающих в качестве существенных факторов, влияющих на изменения налоговых платежей. Например, по налогу на прибыль организаций, применяющих общий режим налогообложения, таким фактором является совокупная прибыль по прибыльным предприятиям, сальдированный финансовый результат, удельный вес прибыльных организаций. На имущество организаций -- среднегодовая стоимость имущества предприятий, подлежащая налогообложению, коэффициенты переоценок основных фондов. По акцизам на алкогольную продукцию -- производственные мощности заводов, коэффициенты использования производственной мощности, индексы роста ставок акцизов. Приведенные примеры свидетельствуют о возможности построения однофакторных или многофакторных уравнений регрессии.

Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математическую обработку экспертных оценок и заключается в использовании профессиональной интуиции экспертов по бюджетному планированию [8, с. 81]. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование не требует больших затрат и может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению.

Следует отметить, что независимо от применяемого метода исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы для каждого вида налога на федеральном уровне и в региональном разрезе. Региональное налоговое планирование, в свою очередь, основано на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.

Для оценки и прогноза налоговых поступлений проводят всесторонний и многофакторный анализ данных о налоговой базе, поступлениях в бюджетную систему, а также анализ тенденций социально-экономического развития.

Выбирая тот или иной метод прогнозирования, следует исходить также из масштабов данного региона и его социально- экономического развития.

Кроме того, применяемые методы имеют свои особенности при краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном планировании. Как краткосрочное, так и среднесрочное налоговое планирование представляет собой ряд взаимосвязанных последовательных процессов, и на каждом из этапов целесообразно использование конкретных методов.

Особое место в общегосударственном налоговом планировании отводиться налоговым органам как структуре, выполняющей наряду с контрольными процедурами функцию бюджетно-налогового планирования.

Вопрос 5. Институциональные основы прогнозирования налоговых поступлений.

Вопрос 6. Анализ методов планирования и прогнозирования налогообложения.

Методом прогнозирования и планирования называют совокупность аналитических и вычислительных приемов, с помощью которых составляется прогноз или план. Методы получения прогнозов и составления планов многообразны. Конкретные методы определяются характером исходной информации, требованиями к точности прогнозов или планов, накладываемыми ограничениями и т.д. Для выбора метода планирования (прогнозирования) необходимо, во-первых, четко представлять поставленную задачу, то есть анализируемую ситуацию и назначение итогового плана или прогноза, а, во-вторых, знать основные характеристики методов планирования (прогнозирования), которые могут быть использованы. Основные характеристики методов планирования и прогнозирования следующие:

1. Точность метода.

Точность метода планирования (прогнозирования) это наибольшее возможное отклонение фактических результатов от предсказанных, обусловленная самим методом. Зная точность метода, можно заранее оценить возможный «разброс» результатов прогнозирования, в этом случае итоговый прогноз выдается как диапазон наиболее вероятных значений анализируемого показателя.

2. Стоимость или ресурсоемкость метода.

Показатель стоимости (ресурсоемкости) метода является комплексным и включает экономические издержки, непосредственно связанные с процессом планирования (прогнозирования), такие как заработная плата специалистов, амортизация вычислительной техники и программных средств и т.д. Кроме того, в состав стоимости входят иные прямые и косвенные издержки – затраты времени, сравнительная сложность методик, дополнительные требования к вычислительной техники, программным средствам и квалификации специалистов.

 

Этих методов также существует достаточно большое число, однако все их можно объединить в три большие группы:

1. Прогнозирование по временным рядам (методы экстраполяции).

2. Прогнозирование с помощью экономико-математических моделей.

3. Прогнозирование на основе экспертных оценок.

Каждая из этих групп методов прогнозирования имеет свои специфические особенности, требования к исходным данным и область применения.

Прогнозирование по временным рядам представляет собой чисто статистический метод. Временной ряд – это последовательность значений некоторого показателя, привязанных к определенным датам или промежуткам времени. Анализ такого временного ряда сводится к определению зависимости значения прогнозируемого параметра от времени, то есть ищется зависимость вида:

 X = F (t)

Данный метод называют также экстраполяцией, формальным прогнозированием или построением трендов. Существует множество статистических методов экстраполяции, которые различаются кругом решаемых задач. Сравнительно простые методы регрессионного анализа используются для прогноза в условиях долгосрочной, устойчивой тенденции. Когда присутствуют цикличные изменения показателей, обусловленные, например, сезонным характером производства (сельское хозяйство, строительство), используются более сложные методы прогнозирования, предполагающие сложный анализ временных рядов.
Методы экстраполяции включают метод наименьших квадратов, метод экспоненциального сглаживания, метод скользящего среднего, а также ряд других. Наибольшее распространение из них получил метод наименьших квадратов, который позволяет подобрать простую функцию (как правило, линейную), описывающую зависимость прогнозируемого параметра от времени. Знаю эту зависимость, мы можем получить прогнозное значение на интересующий нас момент времени.

Метод экономико-математического моделирования являетсяболее сложным видом прогноза. Если прогнозы по временным рядам основываются на допущениях о возможности экстраполяции прошлого на будущее, то прогнозирование на основе экономико-математических моделей исходит из того, что современная ситуация может быть использована для прогнозирования ситуаций будущего.

Методы прогнозирования на основе экспертных оценокполучили достаточно широкое распространение для решения сложных, трудноформализуемых задач.

Сущность метода заключается в том, что группа специально отобранных экспертов (или одиночный эксперт) высказывает свои предположения о тенденциях будущего развития той или иной ситуации. Затем эти предположения согласовываются и, если это возможно, формализуются.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...