Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 23. ОПРОС КАК МЕТОД СБОРА ПЕРВИЧНОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ




Одним из наиболее распространенных и популярных методов сбора первичной социологической информации является опрос. Как показывает анализ публикаций, содержащих результаты эмпириче­ских социологических исследований, проведенных в Беларуси, Рос­сии, Украине, свыше 70 % из них содержат данные, полученные ме­тодом опроса. Широкая его распространенность, особенно в по­следние годы, когда опросы проводятся по различным поводам для выяснения мнения населения о кандидатах в президенты и депу­таты, о предпочитаемых марках сигарет или моющих средств, о наиболее острых проблемах, волнующих людей, о желательности или нежелательности распространения страховой медицины и т.п., даже привела в довольно широких кругах общественности к совер­шенно неоправданному представлению, будто проведением опросов и ограничиваются задачи социологии. На самом же деле опрос представляет собой только один из многих методов сбора эмпири­ческой социологической информации, используемой социологами наряду, а иногда и вместе с другими методами. Широкая же его применимость объясняется, во-первых, тем, что вербальная, словес­ная информация, регистрируемая в процессе опроса, гораздо многообразнее и богаче невербальной; во-вторых, тем, что суждения, оценки, мнения людей, которых опрашивают во время проведения данной исследовательской процедуры, никакими иными методами (наблюдением, экспериментом), кроме опроса, выяснить невозмож­но; в-третьих, возможностью его многократного повторения и тира­жирования на различные группы людей, на различные регионы и в различное время; в-четвертых, относительной дешевизной его про­ведения.

Что же такое опрос?

Опрос - это метод сбора первичной социологической инфор­мации посредством устного и письменного обращения исследовате­ля к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эм­пирических показателей, последующей регистрации и статистиче­ской обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.

Поскольку опрос представляет собой процедуру, в процессе которой социолог обращается ко множеству людей (респондентов) с вопросами с целью получения интересующих его сведений, важное не только практическое, но и теоретическое и методическое значе­ние приобретает выяснение инструментальной функции вопроса. В социологическом опросе респондентов вопрос- это включенное в анкету или бланк интервью высказывание исследователя (чаще все­го в форме вопросительного мнения), адресуемое респонденту и требующее от него более или менее содержательного ответа. В силу этого вопрос составляет запрограммированный исследователем акт взаимной коммуникации с респондентом в письменной (анкетиро­вание) или устной (интервью) форме. А инструментальная функция вопроса в обоих случаях состоит в том, чтобы получить информа­цию, необходимую для решения исследовательской проблемы. В качестве основного носителя информации выступают ответы рес­пондентов на поставленные вопросы, их вербальные реакции на во­просительные высказывания исследователя. Список подобных вы­сказываний, при помощи которых осуществляется запланированное получение ответов по интересующей исследователя проблеме, и представляет собой вопросник.

В большинстве случаев преобладание метода опроса обуслов­лено особенностями изучаемых социальных явлений и процессов. В частности, в таких направлениях исследований, как изучение общественного мнения, конъюнктуры спроса на те или иные виды това­ров, профессиональных ориентации молодежи, аудитории средств массовой информации, электоральных предпочтений тех или иных групп населения, именно опрос традиционно выступает ведущим методом сбора эмпирических социологических данных. Этот метод реализует свои познавательные возможности с помощью непосред­ственных индивидуальных контактов каждого отдельного респон­дента с каждым отдельным вопросником (анкетой). Результаты со­циологического опроса складываются на базе определенного вы­боркой множества межличностных взаимодействий диалогового типа, развивающихся по схеме: исследователь - вопросник - рес­пондент, либо исследователь — вопросник - анкетер (интервьюер) - респондент. Чтобы ответы респондентов обеспечили исследователя необходимой ему для решения исследовательской задачи, информа­цией, исследователь должен знать: о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавив несколько других условий, как-то: кого спрашивать, где вести беседу, как об­рабатывать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, мы получим более или менее полное представление о воз­можностях этого метода.

Нет ничего более вредного и опасного для социологии, чем широко распространившееся в последнее время мнение о том, что составление программы обследования и вопросника (анкеты) - за­дача, доступная каждому желающему. Приступы анкетомании, осо­бенно в период подготовки избирательных кампаний по выборам в парламент или местные органы власти, являются результатом запро­сов и деятельности дилетантов, которые, во-первых, не могут привес­ти к желаемому результату, а, во-вторых, способны только дискре­дитировать социологию. Для того, чтобы убедиться в том, насколько трудоемко и какой квалификации требует проведение анкетирова­ния, остановимся подробнее на структуре анкеты и на типах вопро­сов, ее составляющих.

Структура социологической анкеты обычно состоит из сле­дующих блоков (групп вопросов): 1) событийная информация- во­просы о существующей в стране ситуации, происходящих в ней со­бытиях или о деятельности респондентов; 2) оценки респондентами тех или иных явлений социальной жизни; 3) мотивы поведения рес­пондентов и высказываемых ими оценок; 4) данные о личности рес­пондента - пол, возраст, профессия и т.п. (так называемая паспортичка).

Наименьшие трудности обычно вызывают у респондентов во­просы первого блока. Например, в ответах на вопрос, какими сторо­нами своей жизни удовлетворены различные группы населения, респонденты не испытывают трудностей при ответах на вопросы о материальной обеспеченности, удовлетворенности уровнем зара­ботной платы, охраной окружающей среды, медицинским обслужи­ванием и т.п. Более затруднительными для них иногда оказываются ответы на вопросы о том, как они оценивают уровень своего благо­состояния, что больше всего осложняет их жизнь и др. Еще больше трудностей возникает при ответах на вопросы о мотивах своего поведения или своих оценок каких-либо событий и лиц, например, при ответах на вопрос, почему решили остаться проживать в районах, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, почему избрали при поступлении в вуз ту или иную специальность и т.д., т.е. при ответах ... на вопросы третьего блока анкеты, где чаще появляются ответы ти­па: "не знаю", "затрудняюсь ответить". Поэтому очень важно, чтобы при формулировке вопросов, касающихся мотивов и оценок, пози­ция составителя анкеты не была очевидной для респондента, иначе произойдет искажение того ответа, который мог бы высказать оп­рашиваемый. В таком случае лучше "срабатывают" не прямые во­просы, поставленные "в лоб", а косвенные. Например, вместо пря­мого вопроса об отношении респондента к властному органу, лучше спросить: "Были ли случаи, когда у Вас ухудшилось отношение к местным органам власти из-за того, что там не отреагировали на Вашу просьбу?". О необходимости подлинно профессиональной, компетентной работы по подготовке анкетирования свидетельствует и широкий набор типов вопросов, которые применяются при по­строении анкеты.

По содержанию вопросы, формулируемые в анкете, подраз­деляются на следующие типы:

Вопросы о фактах, целью которых является получение ин­формации о социальных явлениях и процессах в экономической, со­циальной, политической сферах общества, о ситуации на производ­стве, учебном заведении и т.п., о роде деятельности респондента. Например, при проведении опроса респондентам задают вопрос о месте их работы, а в предполагаемом ответе содержится несколько возможных вариантов: "на государственном предприятии", "в ком­мерческой организации",- "на предприятии негосударственной фор­мы собственности", "нигде официально не работаю" и др.

Вопросы о мнениях, имеющие целью выяснение мнения оп­рашиваемых относительно тех или иных социальных, экономиче­ских, политических событий, существующей в стране, в регионе, на предприятии и т.п. ситуации. Скажем, во время проведения опроса о приватизации собственности респондентам задают такие вопросы: "Как, по Вашему мнению, изменится положение вашего предпри­ятия в случае его приватизации?" или "Как Вы думаете, что значит "добиться успеха в жизни" в современных условиях?"

Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение того, что и в какой мере знает респондент об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п. Например, в процессе опроса различных групп населения об отношении их к Союзу России и Беларуси, в ан­кете был сформулирован блок вопросов, имеющих целью выяснить, из каких источников респонденты узнали об этом союзе, читали ли они Устав Союза, другие документы по этому поводу.

Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку респон­дентами тех или иных явлений, процессов, событий. Примером здесь могут служить часто встречающиеся в анкетах вопросы типа: "Как бы Вы оценили современную социально-экономическую си­туацию в Беларуси?" с вариантами ответов: "ситуация улучшается", "ситуация ухудшается", "ситуация стабилизируется", "затрудняюсь ответить" и т.п. или вопрос: "Как Вы оцениваете деятельность мест­ных органов власти?"

Вопросы об отношении респондентов к каким-либо процес­сам, явлениям, органам власти, партиям и т.д. Примером может служить блок вопросов: "Как Вы относитесь к частной собственно­сти на землю? К колхозно-совхозной собственности? К фермерским хозяйствам? К приватизации промышленных предприятий? К при­ватизации торговли и бытового обслуживания? К привлечению в экономику иностранного капитала? и т.п.

Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъек-тивных представлений респондентов о мотивах их поступков или оценок. Например, респондентам анкетер задает такой вопрос: "Ес-1ш Вы собираетесь сменить место работы, то чем это вызвано?" с

возможными вариантами ответов, "неинтересная работа", "низкая зарплата", "плохие отношения с администрацией", "нет надежды на профессиональное и должностное продвижение" и т.п., или у жен­щин выясняют, почему они не хотели бы увеличения количества де­тей в семье с соответствующими подсказками. Как правило, именно такие вопросы вызывают наибольшие затруднения, так как пытаясь прямолинейными вопросами "в лоб" выяснить истинные мотивы по­ведения опрашиваемых, социолог хочет решить задачу, которая не всегда по силам не только респонденту, но и самому исследователю. Дело в том, что мотивация поступков и оценок определяется не только сознанием, что можно более или менее точно выразить в словах, но и подсознательными импульсами, трудно поддающимися вербализации. Поэтому именно данный блок вопросов наталкивает­ся на ситуацию, когда респондент не может или не хочет искренне отвечать на поставленный в анкете вопрос.

По своей логической направленности вопросы в социологиче­ской анкете также делятся на несколько типов.

Основные вопросы - это такие высказывания в опроснике, на основе ответов на которые исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объек­те. Именно такие вопросы составляют самую существенную по объ­ему и по значимости часть анкеты, а потому ответы на них служат основным строительным материалом для выводов.

Контрольные вопросы используются для проверки устойчи­вости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондента. Например, основной вопрос "Удовлетворены ли Вы сво­ей работой?", сопровождаемый пятичленной шкалой ответов: "вполне удовлетворен", "в основном удовлетворен", "скорее не удовлетворен, чем удовлетворен", "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен", "не удовлетворен", дополняется двумя контрольными вопросами: "Хо­тели бы Вы перейти на другую работу" (ответы: "да" - "нет" - "не думал") и "Если бы Вы оказались временно безработным и Вам предложили бы несколько вариантов, в том числе и прежнюю рабо­ту, вернулись бы Вы на прежнее место работы?" Учет ответов на эти контрольные вопросы позволяет выяснить, насколько искренними, достоверными и продуманными были ответы респондента на основ­ной вопрос.

Вопросы-фильтры применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части. Каждый такой блок во­просов открывается вопросом-фильтром, который сопровождается от­сылкой, к заполнению какого вопроса следует переходить интервьюе­ру, чтобы выделить носителей необходимой информации. Допустим, проводится маркетинговое исследование, одной из задач которого является определение какие марки сигарет и почему предпочитают респонденты. В таком случае один из вопросов формулируется так:

Q 2. "Какие из перечисленных продуктов Вы лично употреб­ляете в последнее время постоянно или время от времени?" В каче­стве возможных ответов на прилагаемой карте называются: жева­тельная резинка, печенье, сигареты, кофе, чай, конфеты и т.п. Затем используется вопрос-фильтр: "Если упомянуты сигареты - продол­жайте дальше, если сигареты не упомянуты - переходите к Q 4.

Q 3. "Какие из перечисленных табачных продуктов Вы упот­ребляете?"

сигареты с фильтром

сигареты без фильтра

папиросы

трубка или сигары

самокрутка

Q 4. "Вы когда-либо в прошлом курили сигареты фабричного производства или нет?"

Да

Нет

В случае "нет" переходите к разделу "Демография".

Q 5. "Какую марку сигарет Вы чаще всего курите в настоящее время?"

По характеру ответов или технике заполнения анкеты выделяются следующие типы вопросов:

Закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером вариантов. Таким образом, закрытый вопрос - это вопрос с подсказками, когда отве­чающий выбирает наиболее приемлемый для него вариант ответа. В этом типе вопросов есть разновидности. Первая из них: вопрос-меню. Это такой вопрос, в котором респонденту предлагается целый веер вариантов ответов и он может выбрать несколько из них, пред­положим, "обед из трех блюд", т.е. три варианта. Например, на со­держащийся в анкете вопрос "Какие источники доходов использует Ваша семья?", респонденту предлагается следующий набор вариантов ответа: заработная плата по основному месту работы, временные подработки, совместительство, собственное дело (предпринима­тельство), фермерство, пенсия, стипендия, пособие, помощь родст­венников, дачный участок. Предположим, он выбирает три из на­званных позиций: 1. Заработная плата по основному месту работы; 2. Совместительство; 3. Дачный участок. Это и есть группа ответов на вопрос-меню.

Дихотомические (альтернативные) вопросы предполагают ответы опрашиваемых по принципу "да/нет", носят взаимоисклю­чающий характер, а сами альтернативы должны быть уравновеше­ны. Пример такого вопроса: "Случалось ли Вам за последний год попадать в ситуацию, когда ущемлялись Ваши права?", который предполагает только два дихотомических варианта ответа: либо "да", либо "нет".

Открытый вопрос дает респонденту возможность самостоя­тельно сформулировать ответ, отражающий неповторимую индиви­дуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого. В таком случае респондент вписывает свой ответ в несколько пустых строк анкеты, специально для этого предназначенных, или же, в случае проведения интервью, социолог-интервьюер записывает такой ответ в предварительно составленном классификаторе. Следо­вательно, в открытых вопросах респонденту не предлагается ника­ких подсказок, поэтому, отвечая на них, опрашиваемый совершенно самостоятелен в выборе содержания и формы ответа. Примером во­проса такого типа является вопросительное суждение, адресуемое опрашиваемому или интервьюируемому лицу, - "Какие профессии, специальности, на Ваш взгляд, наиболее престижны в современных условиях?" В таком случае исследователь ожидает вполне самостоя­тельного ответа от опрашиваемого или интервьюируемого. Однако в процессе обобщения ответов на открытые вопросы перед исследова­телем возникают дополнительные трудности, связанные с их клас­сификацией и кодировкой, что неизбежно приводит к ограничению использования компьютера и замене его более громоздким и трудозатратным ручным счетом. Именно поэтому открытые вопросы ис­пользуются в социологических исследованиях значительно реже, чем закрытые.

Полузакрытые вопросы - это такой тип вопросительных суж­дений, когда в перечне возможных ответов есть и такая позиция: "другое", "что еще", т.е. соединяются вместе признаки открытого и

закрытого вопроса. Например, на вопрос "Как Вы думаете, что зна­чит "добиться успеха в жизни"? Что здесь самое главное?" респон­денту предлагается следующий веер вариантов ответа:

• Зарабатывать много денег, иметь высокий доход.

• Иметь все материальные блага: хорошую квартиру, дом, машину и т.п.

• Иметь высокое общественное положение.

• Пользоваться значительным влиянием в обществе.

• Реализовать свои способности в науке, политике, спорте и т.п.

• Добиться признания окружающих.

• Прославиться, добиться широкой известности.

• Жить без забот, в свое удовольствие.

• Другое (напишите, пожалуйста).

Прямые вопросы — это такой тип вопросов, который позволяет выяснить позицию или отношение к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п. Например, "Боитесь ли Вы оказаться безработным?"

Косвенные вопросы - это такие вопросы, которые задаются в таких случаях, когда респондента не вполне удобно о чем-то спра­шивать прямо или имеется предположение, что на них не будет по­лучено искренних ответов. Такие вопросы чаще всего выражаются в следующей форме: "Принято считать, что... А каково Ваше мнение на этот счет?"

Какую бы разновидность вопросов ни использовал социолог при составлении анкеты, он всегда должен обеспечить опрашивае­мому возможность отказаться от ответа или обойти его, если тот ис­пытывает при этом определенные затруднения. Поэтому формули­ровки вопросов обычно предусматривают такие варианты ответов, как "не знаю", "затрудняюсь ответить" и др.

Процесс составления анкеты представляет собой не механи­ческое объединение различных вопросов, интересующих исследова­теля, а логическое построение своеобразного "сценария" ситуации опроса, в котором исследователь прямо или косвенно (через анкету) общается с респондентом, выступающим источником информации. Поэтому эта операция поручается обычно наиболее квалифициро­ванным и опытным социологам: ведь от качества вопросника в ре­шающей степени зависит и качество, достоверность полученной в ходе опроса информации.

Важнейшее значение имеет конструкция анкеты, расположе­ние в ней вопросов. Какого-либо единого алгоритма ее построения не существует, однако в социологическом мире общепризнанно, что в начале анкеты целесообразно помещать простые вопросы, оставив наиболее сложные на середину или даже на заключительную часть (так называемый метод воронки). В той же последовательности обычно размещаются общие и частные вопросы: здесь движение вопросительных предложений происходит от общего к конкретному. Особое внимание при разработке анкеты должно быть уделено первым вопросам, так как респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже настороженность в связи с выбором именно его как источника информации, тем более, если ему неизвестны или не­понятны цели исследования. Вполне возможные затруднения по­добного характера призвано устранить обращение к респонденту, помещаемое в начале анкеты. Например, в проведенном в 1998 г. Институтом социологии Национальной Академии наук Беларуси ис­следовании экономического поведения населения в период перехода к рынку, отмечалось, что социально-экономическая ситуация в рес­публике остается сложной и неустойчивой, чем вызвано множество различных суждений о перспективах экономического развития. В связи с этим исследовательский коллектив обращался к респонден­там с просьбой высказать свое собственное мнение по обсуждаемым вопросам, уточняя, что полученные материалы опроса будут обраба­тываться на ЭВМ и использоваться только в обобщенном виде, а это позволит сформулировать научно обоснованные рекомендации по улучшению рассматриваемой ситуации.

Все вопросы анкеты должны быть сформулированы таким об­разом, чтобы исключить навязывание респонденту мнение социоло­га. Кроме того, они должны быть однозначно воспринимаемы все­ми, не допускать различного толкования. При печати и наборе тек­ста анкеты все вопросы нумеруются по порядку, а нумерацию вариантов ответов внутри каждого блока вопросов лучше нумеро­вать не цифрами, а порядковыми буквами алфавита. Следует ис­пользовать разный шрифт при печатании вопросов и ответов, для оживления текста анкеты и снятия психологического утомлений респондента рекомендуется использовать рисунки. Нельзя разрывать текст вопроса и переносить его со страницы на страницу, потому что это затрудняет восприятие респондентом текста как целого.

Анкета должна предусматривать место для записи ответов на от­крытые вопросы и иметь стрелки-указатели переходов от одних во­просов к другим в случае использования вопросов-фильтров.

Независимо от того, насколько тщательно разработана анкета, желательно осуществить ее эмпирическую проверку в пробном (пи­лотажном) исследовании. Цель такого исследования - проверить, соответствует ли разработанный инструментарий целям и задачам исследовательской программы, эффективно ли срабатывают выделен­ные вопросы, однозначно ли они воспринимаются респондентами, способны ли ответы на них дать адекватную, достоверную информа­цию об изучаемом объекте. Для пилотажного исследования из выбо­рочной совокупности обычно выбирается подвыборка объемом около 50 человек, в которую желательно включить представителей всех вы­деленных групп (например, рабочих, предпринимателей, инженеров, учителей, пенсионеров, студентов). Одной из наиболее эффектив­ных форм пилотажного опроса является групповое обсуждение тек­ста анкеты с 3-4 респондентами, при котором социолог инициирует критический разбор всех вопросов анкеты, чтобы выявить возмож­ные разногласия в интерпретации формулировок вопросов, степень "работоспособности" последних и, в случае необходимости, внести корректировки в текст вопросника.

Основной процедурой опроса является анкетирование. По числу опрашиваемых различаются групповое и индивидуальное ан­кетирование. Чаще всего применяется групповая его разновидность.

Групповое анкетирование - это метод единовременного пись­менного опроса группы опрашиваемых, собранных в определенное время и в определенном месте (аудитория), и осуществляемый в со­ответствии с требованиями выборочной процедуры. Обычно этот процесс проводится по месту жительства или по месту работы, но групповой опрос может проводиться в местах отдыха и развлечения, и в транспортных средствах (поездах, автобусах, пароходах), и в местах ожидания (вокзал, аэропорт), и среди прохожих на улицах.

Использование группового опроса обычно бывает связано с типом выборки. Например, групповое анкетирование трудно и неце­лесообразно совмещать со случайной выборкой, на основе списков избирателей, так как объединить в одну группу респондентов, у ка­ждого из которых известен только домашний адрес, очень сложно из-за различного времени и места их работы, нежелания людей изменять свои планы на тот или иной день, отсутствия подходящего f помещения и т.п. Совсем иное дело, когда строится квотная или случайная выборка из работников одного предприятия, так как гораздо легче собрать вместе людей, работающих вместе, в одно и то же время, выбрав подходящее для этого место и часы суток.

Непосредственное руководство групповым опросом осущест­вляет профессиональный социолог. Наиболее удачно проходят, как свидетельствует опыт, групповые опросы при численности аудито­рии 10-20 человек. Если группа возрастает до 25-30 человек, то ру­ководителю желательно иметь ассистентов. В задачу руководителя, проводящего опрос, входит краткое и четкое разъяснение целей и задач исследования, техники заполнения анкеты, создание в аудито­рии социально-психологической атмосферы, способствующей запол­нению опросных лисов, организации возврата заполненных доку­ментов. Он должен обладать не только определенной квалификацией и опытом, но и навыками работы с аудиторией (умение располагать к себе аудиторию, сосредоточить внимание людей на основных мо­ментах, учитывать специфику состава опрашиваемых, их настроение и т.п.). Функции ассистентов в таком случае заключаются в раздаче и сборе анкет, в контактах с отдельными членами группы, когда возникает необходимость в разъяснении непонятных для них вопро­сов и т.д. Ассистентами могут быть и не профессиональные социо­логи, но обязательно люди, хорошо знакомые с содержанием прово­димого опроса, техникой заполнения анкеты, правилами общения с респондентами в условиях опроса.

Групповые анкетные опросы в том случае, когда они хорошо подготовлены и организованы, проводятся на высоком профессио­нальном уровне, - вполне надежное, эффективно действующее и не­заменимое средство изучения общественного мнения, жизненных позиций людей, мотивации их поведения и высказываемых ими оценок, их отношения к различным сферам общественной жизни, протекающим в них социальным явлениям, процессам и событиям.

При проведении индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты проводящий опрос социолог либо вручает анке­ту респонденту, договариваясь о сроке возврата ее при повторной встрече, либо, объяснив цели опроса и правила заполнения опросно­го листа, дожидается, когда респондент завершит эту процедуру и вернет анкету.

В зависимости от характера и способа объединения опраши­ваемых в группы существует несколько вариантов опросов.

1. Раздаточный тип опроса, когда анкета раздается респондентам для индивидуального заполнения каждым из них, нами только что охарактеризован.

2. Довольно распространенным является почтовый опрос, при ко­тором анкета по предварительному согласию высылается потен­циальным респондентам и получается исследователем посредст­вом почты. Его достоинства заключаются в том, что: 1) низка его стоимость; 2) проста его организация; 3) существует возможность одновременного проведения опроса на значительной территории; 4) отсутствует зависимость респондентов от влияния интервьюе­ров и возможного давления со стороны группы, возникающее иногда при групповом опросе.

3. Телефонные опросы, осуществляемые посредством телефонной связи с респондентами, получили достаточно широкое распро­странение в последнее время. Основой выборки для такого опро­са обычно служат телефонные справочники, в которых в алфа­витном порядке перечислены все абоненты квартирных номеров телефонов. Одно из основных требований к социологу при таком опросе - умение вызвать интерес у респондента к теме исследо­вания и поддержать его в ходе интервью. Основное достоинство телефонного опроса- оперативность и дешевизна его проведе­ния. Примером высокой оперативности может служить телефон­ный опрос, проведенный в июне 1998 г. сотрудниками Института социологии НАН Беларуси совместно с могилевскими социоло­гами при изучении мнения населения этих городов относительно идеи перевода штаб-квартиры СНГ из Минска в один из подмос­ковных городов. Телефонный опрос был проведен в течение двух дней, компьютерная обработка полученных данных - в течение одного дня, на следующий день результаты проведенного анали­за были переданы по Белорусскому телевидению, а еще через два дня - по Московскому радио.

4. Прессовые опросы - такой вид массового опроса, который осу­ществляется посредством публикации анкеты в прессе с одно­временной просьбой, адресованной читателям, ответить на пуб­ликуемые вопросы. Такой именно опрос был проведен весной 1997 г. научным сотрудником Института социологии НАН Беларуси А.Н. Покровской в рамках исследования ценностных ориен­тации молодежи через газету "Чырвоная змена". При определенной своей эффективности этот метод опроса имеет свою познаватель­ную ограниченность в связи с тем, что здесь более проблематич­ным является возврат заполненных респондентами анкет. 5. Социометрический опрос - специфический метод опроса, при­меняемый при изучении непосредственных контактов и межлич­ностных отношений в малых социальных группах. Типичная ан­кета социометрического опроса имеет следующий вид:

1) Проранжируйте, пожалуйста, членов Вашей группы по степени близости (сперва назовите самого близкого для Вас че­ловека, потом менее близкого и т.д.)

2) С кем из членов Вашей группы Вы чаще всего проводи­те внерабочее (внеучебное) время?

3) С кем бы из членов Вашей группы Вы согласились бы жить в одной квартире (комнате общежития) в первую очередь? Во вторую очередь? В третью очередь?

4) А кто, по Вашему мнению, согласился бы жить вместе с Вами (укажите не более трех человек)?

5) Оцените, пожалуйста, каждого из членов Вашей группы по перечисленному набору качеств, обведя кружком соответст­вующий балл (от 5 до 1) по мере уменьшения данного качества.

Трудолюбив         54321               ленив

Одарен                  54231               бездарен

Организован         54231               неорганизован

Первое основание деления вопросов на типы - способ опре­деления предпочтений опрашиваемого при помощи балльной оцен­ки 'или ранжирования. Второе основание - ограничено ли число вы­боров, разрешенных респонденту. Вопросы с ограниченным числом выборов называют параметрическими (именно таков вопрос 4), а вопрос, в котором респондент может указать любое число членов группы - непараметрическим (например, вопрос 2). Существуют не­которые разновидности проведения социометрического опроса (3; 186-190).

Нам представляется одним из самых эффективных методов социометрического опроса способ, примененный сотрудниками Ин­ститута социологии НАН Беларуси Е.Н. Родионовой и В.И. Русецкой при исследовании феномена сплоченности в нескольких бригадах

Минского автомобильного завода. Суть его такова: каждый опра­шиваемый получал списки членов бригады в алфавитном порядке без номеров. Этот же список был выписан на доске в помещении, где проводился опрос. На отдельных карточках были указаны номе­ра по количеству членов бригады. Затем карточки перетасовывались и раздавались всем опрашиваемым. Каждый из них брал по одной карточке и приписывал номер этой карточки к какой-то из фамилий, выписанных на доске. После этого каждый из опрашиваемых пере­писывал номера в свой список, а список на доске стирался. После этого исследователь проводил опрос, во время которого каждый оп­рашиваемый указывал на анкете свой номер и номер лица, выбранно­го им при ответе на те или иные вопросы, при этом сохранялась ано­нимность ответов. После сбора всех полученных анкет сравниваются и подсчитываются все выборы партнеров по разным основаниям, сде­ланные всеми респондентами, и в итоге получается социограмма ис­следуемой группы. В концентрическом, наиболее наглядном виде социограммы (так наз. "мишень"), чем выше социометрический статус индивида, тем ближе к центру круга помещается его графическое изображение. В центре располагаются лидеры, далее - наиболее часто выбираемые, за ними - менее часто выбираемые, и, наконец, аутсайдеры (см. схему № 30).

По уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц вы­деляют два вида опросов:

1. Массовый опрос- это способ изучения мнений различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме, о различных сферах общественной жизни, происходящих в них явлениях, процессах, событиях.

2. Экспертный опрос - это такой вид исследования, при кото­ром опрашиваются специалисты по изучаемой проблеме. Специфи­ка его состоит в том, что данный опрос, в отличие от массового, не анонимен, так как ориентирован на активное сотрудничество иссле­дователя и опрашиваемого в выяснении сущности поставленной проблемы. Очень важен при этом отбор экспертов по уровню их компетентности. Так, в процессе проведения в сентябре 1997 г. Ин­ститутом социологии НАН Беларуси исследования отношения насе­ления республики к перспективам развития энергетики был осуще­ствлен экспертный опрос специалистов, о высоком уровне компе­тентности говорят такие данные: 21 % из их числа составляли доктора, 37,4 % - кандидаты наук. Существенно также предоставление возможности эксперту достаточно свободно высказывать свои мнения и аргументы в их подтверждение. Анализ же полученных результатов в данном случае в основном качественный, хотя коли­чественные показатели, естественно принимаются во внимание.

Схема № 30.Концентрическая модель социограммы малой

группы.

 

Одним из основных видов опроса, наряду с анкетированием, является интервьюирование. Что же оно из себя представляет?

Интервьюирование - это такой способ опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществля­ется путем непосредственного социально-психологического взаимодействия (беседы) социолога с респондентом в соответствии с поставленной целью.

В отличие от анкетного опроса, где достоверность информа­ции зависит в основном от составленного вопросника, в процессе интервьюирования она определяется эффективностью взаимодейст­вия интервьюера и опрашиваемого. Сфера применения интервьюиро­вания чрезвычайно широка и разнообразна: оно используется в жур­налистике, статистике, социологии, психологии, педагогике, эколо­гии, криминологии, менеджменте и т.п. Специфика социологического интервьюирования состоит в том, что его целью является получение информации об особенностях социальных явлений и процессов, о действующих в обществе социальных общностях.

Процедура социологического интервьюирования включает в себя: 1) выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить ин­тервью); 2) определение места и времени интервью; 3) фиксацию ответов опрашиваемых; 4) окончательное оформление материалов и их теоретическое обобщение.

Место проведения интервью может быть самым различным: служебное помещение, квартира, нейтральное помещение (гостини­ца, ресторан и др.), улица, сквер и т.п. Выбор его определяется спе­цификой предмета исследования. По производственным вопросам лучше всего опрашивать интервьюируемого в служебном помеще­нии, по бытовым - лучше делать это в домашних условиях. Жела­тельно проводить интервью с глазу на глаз, так как присутствие третьего лица (еще хуже- нескольких лиц) может повлиять на ис­кренность ответов респондента; кроме того, посторонние могут вмешиваться в беседу. Если же проводится групповое интервью (возможно и такое), то отвечающих на вопросы желательно размес­тить так, чтобы они не мешали друг другу, а возможный обмен мне­ниями между ними пресекать вежливо, но твердо, неизменно под­черкивая: "Мне нужно знать мнение каждого из Вас, а не общее Ва­ше мнение".

Поскольку главным действующим лицом, от которого зависит

полноценность и достоверность получаемой информации в процессе интервьюирования, является интервьюер, к нему предъявляются повышенные требования. Интервьюер должен быть, во-первых, хорошо образованным (иметь высшее образование) и эрудированным (Человеком, ибо в процессе общения с интервьюируемым ему приходится вести беседу не только по исследуемой проблеме, но нередко и по проблемам, близким, а порой и не имеющим отношения к ис­следованию.

Во-вторых, он должен быть общительным, уметь завязать раз­говор, вести его непринужденно, а в случае необходимости - повер­нуть его в нужное русло.

В-третьих, интервьюер должен хорошо знать тему и цель ин­тервью, технику интервьюирования.

В-четвертых, он должен уметь запомнить и в разговорной ма­нере воспроизвести довольно обширные тексты вопросника, в слу­чае необходимости скорректировать формулировку некоторых во­просов или их последовательность.

В-пятых, интервьюер должен быть дисциплинированным и честным по отношению к выполняемой работе.

Опыт показывает, что в условиях современной нестабильно­сти и криминогенной социально-экономической ситуации женщи­ны - интервьюеры пользуются большим доверием, чем мужчины, особенно, если интервью проводится в домашних условиях. Однако в процессе интервьюирования между мужчинами устанавливаются более неофициальные отношения, чем между женщинами, а это по­вышает качество получаемой информации. Мужчины - интервьюе­ры предпочитают работать с опрашиваемыми мужчинами, а женщи­ны готовы интервьюировать респондентов обоего пола. Значитель­ная разница в возрасте между интервьюером и опрашиваемым может отрицательно сказаться на результатах, поэтому не рекомен­дуется направлять молодого интервьюера опрашивать пожилых лю­дей. Существенное значение имеет внешний вид интервьюера, ска­жем для беседы в учреждении больше подходит официальная одеж­да, для беседы в квартире - более свободная. Поэтому в процессе подготовки интервью серьезное внимание уделяется подготовке ин­тервьюеров, в большинстве случаев для них разрабатывается под­робная инструкция, проводится обучение - тренинг.

Очень важно в зависимости от целей и задач исследования применять различные типы интервьюирования, каждый из которых может принести желаемый эффект, если он употребляется в соот­ветствующей ситуации и при соответствующем типе опрашиваемых.

По стратегии и технике проведения интервьюирование под­разделяется на свободное, стандартизированное (формализованное) и полустандартизированное.

Свободное (нестандартизированное) интервью— это длитель­ная, иногда до 2-3 часов беседа интервьюера с ответственными ра­ботниками системы государственного и местного управления, из­вестными деятелями науки, культуры, образования, бизнеса, религии, политики, которая проводится по общей программе исследования без строгой детализации вопросов. Особенно полезны такие интервью на стадии научного поиска, уточнения проблемы исследования, форму­лирования гипотез, а также на заключительной стадии, при форму­лировании общих выводов исследования, разработке практических рекомендаций. Данный вид интервью затруднителен как для интер­вьюера, который тратит много времени и усилий на фиксирование полученных ответов, так и для интервьюируемого, которому прихо­дится тратить много времени на обдумывание вопросов и формули­рование ответов. Сложной и трудной является последующая обра­ботка и кодирование полученных материалов вследствие большой их индивидуализации. Поэтому в социологических исследованиях он проводится значительно реже других. К тому же его способен провести только высококвалифицированный социолог - профессио­нал. Эффективность полученных материалов в таком случае бывает очень высокой, поскольку интервьюируемые высказывают, как пра­вило, очень содержательные положения, позволяющие иногда суще­ственно скорректировать первоначальный замысел исследования и предварительные его гипотезы.

Стандартизированное (формализованное) интервью особенно часто применяется и достигает намеченного эффекта, когда проводит­ся опрос значительной совокупности людей, достигающей несколь­ких сотен или тысяч, а содержательная структура исследования четко определена и адаптирована к уровню массового обыденного сознания опрашиваемых в форме определенных блоков закрытых вопросов, сопровождаемых определенными подсказками ответов. По своему содержанию формализованное интервью мало чем отличается от анкетного опроса и представляет собой беседу интервьюера с опра­шиваемыми по жестко фиксированному вопроснику, где вопросы сопровождаются столь же четко сформулированными вариантами ответов на них. Эта разновидность интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от предварительно разра­ботанного стандартного плана беседы как со стороны интервьюера, ! так и со стороны респондента.

Полустандартизированное интервью - такой способ получения информации опрашиваемых, в котором сочетаются особенности как формализованного, так и неформализованного интервью при интервьюировании специалистов - экспертов по изучаемой проблеме.

По процедуре проведения интервью подразделяются на: 1) ин­дивидуальные; 2) групповые; 3) панельные; 4) клинические; 5) фоку­сированные.

Индивидуальное интервью - это такой способ сбора эмпири­ческой социологической информации, который осуществляется ин­тервьюером в его индивидуальной беседе "с глазу на глаз" с опра­шиваемым лицом.

Групповое интервью - такой способ получения информации, когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но вы­слушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого пооче­редно, индивидуально.

Панельные интервью представляют собой процесс неодно­кратного, повторного интервьюирования одних и тех же опраши­ваемых по одним и тем же вопросам через определенные промежут­ки времени - через полгода, год, три года и т.д. Целью такого спо­соба интервьюирования является проверка изменений мнений, позиций, оценочных суждений, ценностных ориентации обследуе­мых лиц по исследуемой проблеме.

Глубинное интервью - это интервью, ориентированные на по­лучение глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания, как о социальных событиях и действиях людей, вклю­чая и опрашиваемых, так и о внутренних побуждениях, склонностях, мотивах поступков и оценок, высказываемых интервьюируемыми.

Фокусированные интервью - это сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаще всего применяемый при изучении мас­штабов и степени влияния средств массовой информации (телеви­дения, радио, прессы) на опрашиваемых.

По типу опрашиваемых интервью бывают: 1) с ответствен­ным или очень известным лицом; 2) с экспертом; 3) с рядовым рес­пондентом.

Важное значение в процессе интервьюирования имеет фикси­рование ответов опрашиваемых. Существует несколько основных способов такого фиксирования: 1) запись во время беседы, в том числе и дословная, с применением стенографии; 2) запись по памяти, когда ответы регистрируются после проведения интервью (чаще всего применяются при проведении свободных интервью); 3) механическая звуко­запись с применением магнитофона. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки и каждый должен применяться при оп­ределенных обстоятельствах. В частности, далеко не всякий интер­вьюируемой соглашается вести беседу при включенном магнитофоне.

Кодирование результатов интервьюирования - занятие более сложное и трудоемкое, но столь же необходимое для обработки по­лученных результатов с помощью компьютера.

Интервьюирование очень часто применяется в едином процесс социологического исследования вместе с анкетированием. Именно [два эти метода дают подавляющее большинство новой эмпирической информации, которой располагает социология. Да и структур­ные элементы применения одного и другого способов опроса почти одинаковы. Поэтому динамику из развертывания можно изобразить в единой структурной схеме (см. схему № 31).

У истоков применения анкетирования и интервьюирования находится вполне определенная общественная потребность, которая может воплотиться в форме заказа социологическому исследова­тельскому центру со стороны определенного органа управления, предприятия, фирмы, банка, учреждения образования и культуры, здравоохранения и т.п. Эта потребность может воплотиться в явном или неявном виде в научном интересе, а также в экономической (финансовой) заинтересованности социолога или группы социологов в получении новой эмпирической информации по новой, только что возникшей или уже существовавшей ранее проблеме. Вот тогда­-то и формируется первый этап развертывания прикладного социо­логического исследования - разработка заказа. Цель данного эта­па - определение объекта и предмета, теоретических и прикладных задач исследования, уточнение характера и объема информации, не­обходимой для выполнения полученного заказа, установление уров­ня надежности данных, сроков проведения отдельных операций и, основных этапов исследования.

Второй этап — разработка программы исследования, главными компонентами которой является четкое определение предметной области исследования (его научной проблемы), уточнение на­правленности, характера и способов осуществления исследователь­ских задач. Это - наиболее сложная, творческая, преимущественно теоретическая часть работы исследовательского коллектива, которую обычно выполняют наиболее квалифицированные, компетентные и опытные социологи.

Схема № 31.Структурные компоненты процесса социологического анкетирования и интервьюирования.

Третий этап - разработка инструментария исследования (анкет, опросных листов, бланков интервью, памяток интервьюерам и т.п.).

Четвертый этап - конструирование выборки социологиче­ского исследования. В него входят: сбор статистических данных о генеральной совокупности, построение выборочной модели, подготовка необходимой документации. В хронологическом отношении I этот этап может осуществляться одновременно с разработкой инст­рументария.

Пятый этап - тиражирование инструментария исследования.

Шестой этап - проведение пилотажного исследования и корректировка на его основе (если потребуется) подготовленной до­кументации.

Седьмой этап - сбор первичной социологической информа­ции методом анкетирования и/или интервьюирования.

Восьмой этап — компьютерная обработка данных, получен­ных в процессе анкетирования и интервьюирования.

Девятый этап - логический анализ, обобщение и теоретиче­ское осмысление результатов исследования, формулирование ос­новных выводов и практических рекомендаций.

Десятый этап - подготовка отчета о результатах исследо­вания и предоставление отчета заказчику.

Одиннадцатый этап - консервация материалов исследования (включение их в машинный или распечатанный архив данных для использования в дальнейших исследованиях, особенно мониторин­говых и лонгитюдных), публикация итогов и основных выводов ис­следования в прессе, т.е. доведение их до массовой аудитории. Только получив отражение в прессе, других средствах массовой ин­формации, материалы прикладных социологических исследований становятся достоянием широкой общественности и могут оказать влияние как на управленческие решения, так и на оценки, ориента­ции и поступки различных групп населения. Тем самым они вклю­чаются в ткань социологии как науки и помогают ей реализовать "свои основные социальные функции.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое социологический опрос?

2. Каким образом различаются вопросы анкеты по содержанию?

3. Какова классификация вопросов анкеты по их логической направ­ленности?

4. Какова классификация вопросов анкеты по характеру ответов на них?

5. Что такое пилотажное исследование (опрос)?

6. Что представляет собой групповое анкетирование?

7. В чем состоят особенности индивидуального анкетирования?

8. Какие типы опросов Вы знаете?

9. Что такое интервьюирование?

10. Какие разновидности интервью применяются в социологии?

11. Каковы структурные компоненты процесса социологического анке­тирования и интервьюирования?

Литература

1. Андреенков В.Г. Методы сбора и анализа данных. //Социология. /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996. Гл. 11.

2. Гречихин В.Г. Опрос как метод сбора первичной социологической информации. //Лекции по методике и технике социологических ис­следований.М., 1988.

3. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос. М., 1990.

4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. Организационно-методические проблемы опроса. М., 1990.

5. Ноэль Э. Массовые опросы.- М., 1978.

6. Черепанов В.А. Опрос как метод сбора первичной социальной ин­формации. //Рабочая книга социолога. /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1983.

7. 7. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. М., 1987.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...