Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ




Одним из широко распространенных общенаучных методов познания является эксперимент. Он начал применяться в естество­знании Нового времени, в работах Г. Галилея (1564-1642). Впервые идею о возможности использования эксперимента в изучении обще­ства высказал П. Лаплас (1749-1827), однако только в 20-х годах XX столетия он получил достаточно широкое распространение в соци­альных исследованиях. Необходимость применения социального эксперимента возникает в тех случаях, когда требуется решить зада­чи, связанные с определением того, каким образом та или иная со­циальная группа будет реагировать на включение в обычную для нее ситуацию тех или иных факторов, ведущих к изменению данной си­туации. Из этого следует, что задача социального эксперимента за­ключается в том, чтобы измерить показатели реагирования изучаемой группы на те или иные новые для обычной ситуации ее повседнев­ной деятельности факторы в искусственно созданных и контроли­руемых исследователем условиях.

Таким образом, осуществление социального эксперимента предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой действу­ет изучаемая общность людей и определенное подчинение некото­рых видов деятельности этой общности целям самого эксперимента. Поэтому применение эксперимента в общественной жизни, в соци­альных науках имеет более жесткие границы, чем в естественных науках. Пределы его применимости определяются, во-первых, тем, что социальная система может без ущерба для себя воспринять вторжение новых факторов экспериментального характера только в том случае, если они не нарушают закономерных взаимозависимо­стей и нормального функционирования данной системы как органи­ческой целостности. Во-вторых, далеко не все аспекты жизнедея­тельности людей в тех или иных социальных ситуациях могут быть подвергнуты экспериментальным действиям, поскольку в любом из этих аспектов наряду с объективной, независимой от сознания и во­ли людей стороной, наличествует и реально действует субъектив­ный фактор, обусловленный сознанием, эмоциями, волей, интересами, потребностями, стремлениями людей. Поэтому при проведении социального эксперимента приходится считаться с интересами и стремлениями людей. В-третьих, содержание, структура и процеду­ра социального эксперимента обусловлены также правовыми и мо­ральными нормами, функционирующими в обществе.

Что же представляет собой эксперимент в социологии?

Социологический эксперимент - это такой метод исследо­вания, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого со­циального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых (управляе­мых) им новых факторов.

Обычно эта процедура осуществляется путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий путем включения в обычно существующую ситуацию новых, целесообразно выбранных или искусственно созданных контролируемых условий. Такие усло­вия приводят к изменению этой ситуации или к созданию новой, ра­нее не существовавшей ситуации, что позволяет зафиксировать со­ответствие или несоответствие изменившихся условий и действий изучаемой группы предварительным предположением. Поэтому в эксперименте проверяются гипотезы о причинных связях исследуе­мых явлений, процессов и событий.

Социологический эксперимент основывается на разработке определенной гипотетической модели изучаемого явления или про­цесса. В последнем выделяются основные взаимосвязанные парамет­ры и их связи с другими явлениями, процессами. На основе использо­вания данной модели изучаемый социальный объект описывается как целостная система переменных, среди которых выделяется незави­симая переменная (экспериментальный фактор), действие которой подчинено управлению и контролю экспериментатора и которая вы­ступает в качестве гипотетической причины определенных измене­ний в зависимой переменной (не экспериментальный фактор). Не­экспериментальными переменными выступают свойства, отноше­ния, взаимозависимости изучаемой социальной системы, имеющие существенное значение для ее функционирования, но не зависящие от условий и факторов, специально вводимых в данную систему экспериментатором.

В качестве независимых переменных в социологическом экс­перименте могут выбираться различные аспекты производственной деятельности коллектива (например, освещенность или загазован­ность помещения); способы воздействия на работников- поощрение, наказание; содержание совместной деятельности - производст­венная, научно-исследовательская, политическая, социокультурная и др.; тип лидерства - демократический, попустительский, тоталитар­ный и т.п.

В качестве изучаемых в социологическом эксперименте зави­симых переменных обычно выделяются индивидуальные знания, навыки, мотивы деятельности, групповые мнения, ценности, стерео­типы поведения, качество трудовой деятельности, активность эко­номического, политического, религиозного поведения и т.п. По­скольку такого рода характеристики чаще всего носят неявный ха­рактер, т.е. не поддаются непосредственному обнаружению и количественному измерению, исследователь в процессе подготовки к социологическому эксперименту предварительно определяет сис­тему признаков, по которым он будет следить за изменением харак­теристики зависимых переменных.

Независимая переменная в социологическом эксперименте должна выбираться таким образом, чтобы ее относительно легко можно было наблюдать и измерять. Количественное измерение не­зависимой переменной подразумевает численное фиксирование ее интенсивности (например, освещенности помещения) или эффек­тивности ее воздействия (например, наказания или поощрения). Со­циологический эксперимент как специфическая исследовательская процедура обладает определенной структурой. Ее основные компо­ненты сводятся к следующему:

Экспериментатор- это исследователь или (гораздо чаще) группа исследователей, которые разрабатывают теоретическую мо­дель эксперимента и осуществляют эксперимент на практике.

Экспериментальный фактор, или независимая переменная -условие или группа условий, которые вводятся в исследуемую си­туацию (деятельность) социологом. Независимая переменная будет управляемой и контролируемой со стороны экспериментатора, если _ ее направленность и интенсивность действия, качественные и коли­чественные характеристики реализуются в пределах программы эксперимента.

Экспериментальная ситуация - такая ситуация, которая пред­намеренно создается исследователем в соответствии с программой эксперимента и в которую не включается экспериментальный фактор.

Экспериментальный объект — это группа лиц или социальная общность, оказавшаяся в экспериментальных условиях, вытекающих из программной установки на проведение социологического эксперимента.

Организация и проведение социологического эксперимента включают в себя несколько этапов.

Первый этап - теоретический. На этом этапе эксперимента­тор формулирует проблемное поле исследования, определяет его объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследова­ния. В качестве объекта исследования выступают определенные со­циальные группы и общности. При определении предмета исследо­вания учитываются цель и задачи эксперимента, основные характе­ристики изучаемого объекта, проецируется в символах и знаках идеальный прототип исследуемой экспериментальной ситуации.

Второй этап — методический - представляет собой разра­ботку программы проведения эксперимента. Важнейшими компо­нентами этой программы являются: построение методик исследова­ния, определение его процедур, формулирования плана создания экспериментальной ситуации.

Третий этап — реализация программы эксперимента. В про­цессе его осуществления создается намеченная программой экспе­риментальная ситуация, изучаются реакции экспериментируемых групп на вводимые в нее исследователями независимые переменные (экспериментальные факторы).

Четвертый этап - осуществление анализа и оценки резуль­татов, полученных в ходе проведения эксперимента. Анализ и оценка полученных результатов показывают, достигнута ли наме­чаемая цель исследования, подтвердилась ли исследовательская ги­потеза. Кроме основных результатов эксперимента, могут быть по­лучены и побочные, сопутствующие результаты, которые способны оказаться важными для последующих исследований, в том числе и экспериментальных.

Важное значение имеет типологизация социальных экспери­ментов, которая проводится по различным основаниям. В зависимости от объекта и предмета исследования различают экономиче­ские, социологические, правовые, психологические, экологические эксперименты. Например, правовой эксперимент представляет со­бой предварительное испытание, проверку действенности и эффек­тивности применения нового нормативного положения (отдельной нормы или нормативного акта в целом, законодательной формы) с целью выявить в опытном порядке как возможные преимущества,

так и негативные последствия нового положения в определенной сфере правового регулирования общественной жизни.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии подразделяются на полевые и лабораторные, контроли­руемые и неконтролируемые (естественные).

Полевой социологический эксперимент представляет собой такую разновидность экспериментального исследования, в котором воздействие экспериментального фактора на изучаемый социальный объект происходит в реальной социальной ситуации при сохранении обычных характеристик и связей этого объекта (производственного коллектива, студенческой группы, политической организации и т.п.). Классическим экспериментом этого типа является проведение под руководством известного американского социолога Э. Мэйо знаменитых исследований в 1924-1932 гг. на Хоуторнских предпри­ятиях близ Чикаго (США), ставящих своей первоначальной целью выявить зависимость между изменениями интенсивности освещения производственных помещений и производительностью труда (так называемый Хоуторнский эксперимент). Результат первого этапа проведенного эксперимента оказался неожиданным, поскольку с усилением освещенности производительность труда повышалась не только у рабочих экспериментальной группы, трудившихся в более освещенном помещении, но и в контрольной группе, где освещен­ность оставалась прежней. Когда же освещенность стали понижать, то выработка все равно продолжала расти как в экспериментальной, так и в контрольной группах. На этой стадии были сделаны два важных вывода: 1) не существует прямой механической связи меж­ду одной переменной в условиях труда и производительностью; 2) необходимо искать более важные, скрытые от исследователей, организовавших эксперимент, факторы, определяющие трудовое поведение людей, в том числе и производительность их труда. На последующих этапах проведения данного эксперимента, когда в ка­честве независимой переменной (экспериментального фактора) применялись различные условия: температура помещения, влаж­ность, увеличение материальных стимулов и т.п., вплоть до группо­вой сплоченности людей, включенных в эксперимент, выяснилось еще два фактора. Оказалось, что, во-первых, условия труда воздей­ствуют на трудовое поведение индивидов не непосредственно, а опосредованно, через так называемый "групповой дух", т.е. через их ощущения, восприятия, установки, через групповую сплоченность, а, во-вторых, что межличностные отношения и групповая сплочен­ность в условиях производственной деятельности оказывают благо­творное влияние на эффективность труда.

Огромная теоретическая и методологическая значимость Хоторнского эксперимента для дальнейшего развития социологии за­ключается в том, что он привел, во-первых, к пересмотру роли и значимости материально-вещественных и субъективных, человече­ских факторов в развитии производства; во-вторых, дал возмож­ность выявить не только открытые функции и их роль в производст­ве (в частности, роль материальных условий трудовой деятельно­сти), но и скрытые, латентные функции, ранее ускользавшие от внимания исследователей и организаторов производства (роль "группового духа"); в-третьих, привел к пониманию значимости не­формальной организации (групповая сплоченность коллектива рабо­тающих) в социально-экономической жизнедеятельности производ­ственной системы; в-четвертых, положил начало развитию одного из важнейших направлений западной социологии - так называемой "теории человеческих отношений".

По степени активности исследователя среди полевых экспе­риментов выделяют контролируемые и естественные. В случае проведения контролируемого эксперимента исследователь имеет опи­сание факторов, составляющих в своей совокупности социальный объект, и условий его функционирования, а затем вводит в действие независимую переменную в качестве гипотетической причины предполагаемых в будущем изменений. Именно так начинался хоуторнский эксперимент, в котором в качестве первоначальной неза­висимой переменной вычленялась изменяемость освещенности по­мещений, в которых трудилась участвующая в эксперименте группа рабочих.

Естественный эксперимент- это такая разновидность поле­вого эксперимента, в которой исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную (экспериментальный фактор) и не вмешивается в ход событий. Если, к примеру, происхо­дит акционирование предприятия, то это мероприятие может быть использовано в научно-исследовательских целях. До его осуществ­ления производится фиксация интересующих социолога показателей (эффективность работы, уровень зарплаты, характер производствен­ных и межличностных отношений работающих и т.п.). Они сравни­ваются с аналогичными показателями, появившимися после осуществления акционирования, а также сопоставляются с динамикой из­менений на сходном предприятии, которое не подверглось транс­формации. Естественный эксперимент обладает тем преимущест­вом, что момент искусственности в нем сведен до минимума, а если подготовка к нему проведена тщательно и продуманно, то чистота и достоверность выводов, полученных в результате его проведения, обладает высокой степенью достоверности.

Лабораторный эксперимент — это такая разновидность экспериментального исследования, при которой экспериментальный фактор введен в действие в созданной исследователем искусственной ситуации. Искусственность последней состоит в том, что исследуемый объект переводится в нее из своей обычной, естественной сре­ды в обстановку, которая позволяет отвлечься от случайных факто­ров, увеличить возможность более точной фиксации переменных. Вследствие этого вся исследуемая ситуация становится более повто­ряемой и управляемой. Однако при проведении лабораторного экс­перимента социолог может столкнуться с различного рода трудностя­ми. Это прежде всего необычность самой лабораторной обстановки, наличие приборов, присутствие и активное действие экспериментато­ра, а также осознание объектом эксперимента (испытуемым) искус­ственности специально созданной в целях исследования ситуации. Чтобы свести к минимуму отрицательное влияние этих трудностей, необходимо проведение четкого инструктажа всех участников экс­перимента, с особым акцентированием требования, чтобы все уча­стники получили четкую и ясную задачу их действий и чтобы все они одинаково, в одном и том же смысле понимали ее.

По характеру объекта и предмета исследования, особенностям применяемых процедур различают реальные и мысленные экспери­менты.

Реальный эксперимент - это такая разновидность эксперимен­тальной исследовательской деятельности, которая осуществляется в сфере функционирования реального социального объекта путем воздействия экспериментатора через введение независимой пере­менной (экспериментального фактора) в реально существующую и привычную для исследуемой общности ситуацию. Ярким примером такой именно деятельности является описанный нами Хоуторнский эксперимент.

Мысленный эксперимент - специфическая разновидность экс­перимента, проводимого не в социальной реальности, а на основе информации о социальных явлениях и процессах. В последнее время все более широко используемой формой мысленного эксперимента является манипулирование на математических моделях социальных процессов, осуществляемое с помощью компьютеров. Отличительной особенностью таких экспериментов является их многофакторность, при которой экспериментатор получает возможность одновременно варьировать значениями не одного вводимого им в действие экспе­риментального фактора, а целого комплекса таких факторов. Это позволяет ставить и решать задачи комплексного изучения сложных социальных процессов и переходить от уровня описания к уровню объяснения, а затем - к теории, позволяющей осуществлять прогно­зирование.

Наиболее интересным примером осуществления такого имен­но типа мыслительного эксперимента является разработка в середи­не 60-х годов XX столетия сотрудниками Пенсильванского универ­ситета в Филадельфии (США) Р. Сиссоном и Р. Акоффом количест­венной теории эскалации и деэскалации социальных конфликтов. Авторы этой концепции разработали несколько мыслительных экс­периментальных ситуаций, в которых использовали в качестве экс­периментальных факторов несколько описанных в научной литерату­ре показателей, характеризующих эскалацию вооруженного конфлик­та. Они таковы: 1) явные разрушения или их отсутствие; 2) денежная стоимость ресурсов (материалов и людей), участвующих в создании и применении систем разрушения, плюс явные потери конфлик­тующих сторон; 3) общая разрушительная мощь оружия, способного -поразить рассматриваемый географический район; 4) средняя раз­рушительная мощь, отнесенная к площади рассматриваемого рай­она; 5) комплексный показатель, характеризующий возможное со­стояние: а) в рассматриваемом районе нет вооружения; б) оно есть, но к использованию не готово; в) вооружение находится в войсках и готово к использованию: г) спорадическое применение оружия; д) постоянное его применение; е) полная мобилизация всех имею­щихся у страны ресурсов; ж) ядерная война.

Сам перечень применяемых в данном исследовании перемен­ных показывает, что вести подобного рода эксперименты с эскала­цией и деэскалацией вооруженных конфликтов в лаборатории не­возможно, а в естественных условиях нельзя идти на риск усиления конфликта экспериментальными манипуляциями. Следовательно, ни реальный, ни лабораторный варианты социального эксперимента здесь неприменимы, остается возможность только мысленного эксперимента. В процессе подготовки и осуществления мысленного эксперимента Р. Сиссон и Р. Акофф прежде всего разработали теоретическую экспериментальную ситуацию (своего рода "искусственную" реальность"), относительно сложную, но в то же время открытую для упрощения, чтобы она удовлетворяла следующим условиям:

- позволяла проверить большое число гипотез относительно изучаемых реальных социальных процессов, (в данном случае ди­намики крупного вооруженного конфликта);

- обеспечивала ясную и четкую формулировку эксперимен­тальных переменных, характеризующих ситуацию, единиц их изме­рения и характера упрощения реальной ситуации;

- поддавалась количественному описанию враждующих сторон;

- позволяла мысленно расчленить изучаемую ситуацию на более простые экспериментальные ситуации, по возможности такие, с которыми уже проводились эксперименты, либо наиболее соответ­ствующие им.

Экспериментальная ситуация, удовлетворяющая этим услови­ям, использована авторами не как модель реальности, а скорее как реальность, которая моделируется, отсюда и ее название - "искусст­венная реальность". Эксперименты проводятся с составными частя­ми "искусственной реальности", каждая из которых обладает собст­венной "историей", которая опять-таки создается путем мысленного экспериментирования. Затем разрабатывается "микротеория" для каждой из этих частей и ее "истории", а потом, на основе обобщения особенностей, общих для этих частных "историй", создается макротеория "искусственной реальности". Полученная таким образом мак­ротеория Т1 модифицируется путем теоретического приближения к действительно существующей реальности, в результате чего возни­кает макротеория второго уровня - Т2, позволяющая получить более приближенную к реальности картину конфликтной ситуации. Эта теория Т2 проверяется на "истории" развития отображаемой ею ре­альности и перерастает в метатеорию, способную приблизить иссле­дователей к созданию обобщенной социологической теории реаль­ных социальных конфликтов во всей их сложности и многогранности. Общая панорама развития данной концепции на основе применения целой серии мысленных экспериментов отражена на схеме № 29.

Схема № 29.Матрица мысленного эксперимента по изучению конфликтов.

Одной из разновидностей мыслительного эксперимента явля­ется "экс-постфактум"- эксперимент. Исследователь при прове­дении такого вида эксперимента исходит из того, что предполагае­мая причинная связь между исследуемыми явлениями и процессами уже осуществилась, а само исследование направлено на сбор и ана­лиз данных о совершившихся событиях, об условиях и предпола­гаемых причинах их свершения. По своей направленности "экс-постфактум" - эксперимент означает движение исследовательской мысли от прошлого к настоящему. Именно такой эксперимент был использован в качестве одного из компонентов серии мыслитель­ных экспериментов, совершенных Р. Сиссоном и Р. Анофером в целях разработки концепции динамики переменных, приводящих к эскалации социального конфликта с применением вооруженного насилия.

В зависимости от специфики решения поставленной задачи эксперименты подразделяются на научные и прикладные. Научный эксперимент ориентирован на проверку и подтверждение гипотезы, содержащей новые научные данные, еще не получившие своего подтверждения, следовательно, еще не доказанные. Примером тако­го рода эксперимента может служить уже описанные мыслительные операции, приведшие Р. Сиссона и Р. Акоффа к разработке концеп­ции социальных переменных, приводящих к эскалации конфликта. Прикладной эксперимент нацелен на проведение реальных экспери­ментальных манипуляций в сфере социально-экономической, поли­тической и иной деятельности и ориентирован на получение реаль­ного практического эффекта, что характерно, например, для первого этапа знаменитого Хоуторнского эксперимента, ставившего своей це­лью выяснить размеры влияния интенсивности освещенности произ­водственного помещения на производительность труда рабочих.

По специфике используемых в исследовании факторов (неза­висимых переменных) эксперименты подразделяются на однофакторные и многофакторные. Примером однофакторного экспери­мента является изучение в ученической или студенческой группе ре­ального распределения отношений привязанности, симпатии и антипатии между ее членами на основе лабораторного применения социометрического метода. В качестве примера многофакторного эксперимента может выступать уже описанный Хоуторнский экспе­римент на его втором и третьем этапах, когда исследовался целый комплекс факторов, влияющих на производственную деятельность работников предприятия.

По характеру логической структуры доказательств исходных гипотез выделяются параллельные и последовательные эксперимен­ты. Параллельный эксперимент - эта такая разновидность исследо­вательской деятельности, при которой выделяются эксперименталь­ная и контрольная группа, а доказательство гипотезы опирается на сравнение состояний двух исследуемых социальных объектов (экспериментального и контрольного) в одном и том же временном от­резке. Экспериментальной в таком случае называется группа, на ко­торую исследователь воздействует независимой переменной (экспе­риментальным фактором), т.е. та, в которой реально осуществляется эксперимент. В качестве контрольной выступает та группа, которая является идентичной первой по своим основным характеристикам (размеру, составу и т.п.), подлежащим исследованию, на которую не влияют вводимые исследователем в изучаемую ситуацию экспери­ментальные факторы, т.е., в которой эксперимент не проводится.

Сравнение состояния, деятельности, ценностных ориентации и т.п. обеих этих групп и дает возможность найти доказательства выдви­нутой исследователем гипотезы о влиянии экспериментального фак­тора на состояние изучаемого объекта.

Интересным примером параллельного эксперимента является проведенное в 1981 г. Р. Линденом и К. Филмор лабораторное ис­следование факторов отклоняющегося поведения канадских студен­тов в городе Эдмонтон в провинции Альберта на Западе Канады. Оказалось, что в экспериментальной группе студентов низкая при­способляемость к социальной ситуации и наличие среди испытуе­мых друзей - правонарушителей содействует более широкому рас­пространению отклоняющегося поведения. Параллельно по такой же методике проведено изучение той же проблемы в контрольной группе, которую ставили студенты г. Ричмонда в штате Вирджиния на Юго-Востоке США. Сравнение полученных примерно в одно и то же время результатов в двух группах - экспериментальной и кон­трольной - студентов, проживающих в разных городах двух разных стран, позволило Р. Линдену и К. Филмор сделать вывод, что фак­торы отклоняющегося поведения студенческой молодежи, изучен­ные в одной из современных постиндустриальных стран, являются идентичными и для других стран такого же типа - не только для Ка­нады и США, но и для Франции, Германии, Японии.

Последовательный эксперимент обходится без специально выделенной контрольной группы. Одна и та же группа выступает в нем в качестве контрольной до введения независимой переменной и в качестве экспериментальной - после того, как независимая пере­менная (экспериментальный фактор) оказала на нее предусмотрен­ное действие. В такой ситуации доказательство исходной гипотезы опирается на сравнение двух состояний исследуемого объекта в раз­ное время: до и после воздействия экспериментального фактора.

Кроме того, по специфике решаемой в исследовании задачи выделяются проективные и ретроспективные эксперименты. Про­ективный эксперимент ориентирован на воплощение в реальность определенной картины будущего: исследователь путем введения в поток событий экспериментального фактора, действующего в каче­стве причины, проектирует наступление определенных следствий. Например, вводя в экспериментальной ситуации в прогнозируемые события новый управленческий фактор (скажем, более широкое де­легирование управленческих полномочий по иерархической лестнице сверху вниз), исследователь ожидает появления новых желатель­ных для лучшего функционирования данной организации следст­вий - улучшение качества решений, демократизацию процедуры их принятия и осуществления. Ретроспективный эксперимент направ­лен в прошлое: совершая его, исследователь анализирует информа­цию о прошлых событиях, пытается проверить гипотезы, о причи­нах, вызывавших уже совершившиеся или совершающиеся следст­вия. Если реальный эксперимент всегда является проективным, то мысленный может быть как проективным, так и ретроспективным, что хорошо проявилось в серии экспериментов, проведенных Р. Сиссоном и Р. Акоффом при разработке концепции факторов, приводящих к эскалации социальных конфликтов.

В процессе осуществления социальных экспериментов иссле­дователь, как правило, получает множество различных данных, опе­рируя как мы показали на приведенных выше примерах, целым ря­дом переменных и факторов, вызывающих различные последствия в исследуемых социальных явлениях и процессах. Поэтому важное значение приобретает упорядочение полученного эмпирического материала и классификация полученных результатов, которые должны быть произведены до того, как начинается логический ана­лиз и теоретическое обобщение полученного материала. Результаты упорядоченных и проклассифицированных экспериментальных дан­ных, обсчитанных чаще всего при помощи компьютеров, представ­ляются в виде таблиц или графиков. Чтобы сделать из их анализа правильные выводы, необходимо принять во внимание, насколько полученная причинная связь между исследуемыми факторами выхо­дит за рамки самого эксперимента, т.е. говоря иными словами, в ка­кой мере полученные выводы могут быть распространены на другие социальные объекты и условия их функционирования. Следователь­но, речь идет о том, насколько общий характер могут иметь выде­ленные в эксперименте причинно-следственные связи. При малом количестве экспериментов можно лишь наметить изучаемую связь и предпочтительно судить о ее характере и направленности. Только повторно проведенное, а еще лучше - многократное экспериментирование дает возможность выявить устойчивые причинно-следст­венные связи, а стало быть и получить достоверный научный или практически значимый результат из проведенных экспериментов. Это хорошо видно из проведенных в несколько этапов Хоуторнских экспериментов, которые проводились в течение почти 9 лёт, но зато дали возможность Э. Мейо, Т. Тернеру, У. Уорнеру, Т. Уайтхеду и другим исследователям получить не только практически значимые, но и теоретически значимые результаты.

Условия эксперимента могут варьироваться от полностью искусственных до полностью естественных. Очевидно, что эмпириче­ские данные, полученные в условиях лабораторного эксперимента, где действия всех переменных, кроме выделенной исследователем экспериментальной переменной, по возможности нейтрализуются, могут быть адекватными только для такого рода условий. В этом случае результаты эксперимента нельзя безоговорочно и полностью переносить на естественные ситуации, где на изучаемую зависимую переменную, кроме используемого исследователем эксперимен­тального фактора, действует множество других факторов. Если же речь идет о хорошо организованном естественном эксперименте, например, об эксперименте полевого этапа, то выводы, полученные в естественных, обычных для исследуемых индивидов и групп усло­виях и ситуациях, возможно распространить на более обширный класс подобных ситуаций, следовательно уровень общности полу­ченных результатов будет выше, а адекватность выводов более до­казательной и реальной.

Для увеличения возможностей распространения полученных в эксперименте выводов за рамки экспериментальной ситуации необ­ходимо, чтобы экспериментальная группа была репрезентативной, т.е. по своему составу, социальному статусу, способам деятельности и т.п. способной воспроизводить основные параметры и значимые элементы более обширной социальной общности. Именно репрезен­тативность экспериментальной группы дает основание для распро­странения полученных в экспериментальном исследовании резуль­татов и выводов на другие социальные объекты.

Применение эксперимента в социологическом исследовании связано с рядом трудностей, которые не позволяют в некоторых случаях добиться чистоты эксперимента, так как далеко не всегда оказываются учтенными воздействия на экспериментальные факто­ры дополнительных переменных или случайных факторов. Кроме того, социальный эксперимент, в той или иной мере затрагивает ин­тересы конкретных людей, в связи с чем возникают определенные этические проблемы в его организации, а это сужает пределы при­менения эксперимента и требует повышенной ответственности от социологов при его подготовке и осуществлении.

Эксперимент в социологическом исследовании часто бывает органически связан с наблюдением. Но если наблюдение использу­ется в первую очередь для формулирования гипотез, то социальный эксперимент ориентирован на проверку сформулированных гипотез, поскольку он позволяет установить причинно-следственные зависи­мости внутри изучаемых социальных объектов и (или) в их связях с другими объектами.

Значимость эксперимента в социологических исследованиях определяется тем, что он, во-первых, позволяет получать новые зна­ния об изучаемых социальных объектах; во-вторых, дает возмож­ность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями гипотезы; в-третьих, позволяет получать практически значимые ре­зультаты, которые можно реализовать в целях повышения эффективности функционирования изучаемого объекта; в-четвертых, дает ис­следователям возможность изучить не только ранее известные, яв­ные функции изучаемого объекта, но и функции латентные, ранее не проявляющиеся или скрытые от внимания специалистов, и, наконец, в-пятых, открывает для исследователей своими результатами новое социальное пространство для формулирования и обоснования новых теоретических концепций развития тех или иных сфер, явлений и процессов социального развития.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. В чем заключена сущность социологического эксперимента?

2. Что такое независимая переменная (экспериментальный фактор) и зависимая переменная в эксперименте?

3. Какова структура социального эксперимента?

4. Какие этапы включает в себя проведение социального эксперимента?

5. Какие типы социальных экспериментов вы знаете?

6. В чем проявляются особенности полевого эксперимента?

7. Каковы особенности и значимость мысленного эксперимента?

8. 8. Чем определяется значимость эксперимента в социологических исследованиях?

 

Литература

1. Андреенков В.Г. Эксперимент. //Социология. /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996. Гл. П. §4.

2. Гречихин В.Г. Эксперимент в социологическом исследовании. //Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.

4. Куприян А.П. Проблема эксперимента в аспекте общественной прак­тики. М., 1981.

5. Эксперимент в конкретном социологическом исследовании. //Рабочая книга социолога. М., 1983.

6. Эксперимент в социологическом исследовании. //Методы сбора ин­формации в социологических исследованиях. Кн. 2. М., 1990.

6. 6. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...