Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 20. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ




Каждому из нас осознанно, целенаправленно или неосознан­но, случайно приходится ежедневно совершать процесс наблюде­ния - следить за восходом или заходом солнца, присматривать за детьми, наблюдать за различными событиями, происходящими на улице, на экране телевизора и т.п. В отличие от обыденного наблю­дения, позволяющего человеку получать информацию о различных явлениях и процессах внешнего мира, существует и приме­няется специализированное, произвольное на­блюдение, которое называется научным.

Научное наблюдение ха­рактеризуется: - направлением на достижение определенной научной цели - преднамеренное получение специфи­ческой информации, необходимой для решения задач научного ис­следования, - носит систематический и плано­мерный характер, а значит, контролируется и анализируется.

В общественных науках метод систематического и целена­правленного наблюдения одним из первых применил Ф. Энгельс в своей широко известной работе "Положение рабочего класса в Анг­лии" (1845 г.), в подзаголовке которой записано: "По собственным наблюдениям и достоверным источникам". Спустя несколько лет французский социолог Ф. Ле Пле опубликовал результаты своих на­блюдений за жизнью 36 рабочих семей в книге "Европейские рабо­чие". В начале 30-х годов XX столетия американские социологи, супруги Линди обобщили результаты своих наблюдений за жизнью типичного американского среднего города в книге "Средний город". В те же годы российские исследователи М.Я. Басов, П.П. Блонский и др. опубликовали результаты своих наблюдений за поведением детей, причем М.Я. Басов сформулировал вывод о том, что едини­цей наблюдения должен быть "акт" поведения. Широкое примене­ние метод наблюдения нашел в различных разделах социологии в 60-90-е годы XX столетия.

Что же представляет собой социологический метод наблюдения?

В социологии под наблюдением понимается метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, про­цессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке.

В процессе применения в социологии наблюдения необходи­мо учитывать его особенности:

Во-первых, для социологического наблюдения характерна связь наблюдателя с изучаемым объектом. Только социолог осуществляет наблюдение за совокупностью, к которой он сам принадлежит или которая на него оказывает сильное воздействие (со­циолог изучает общество и сам является членом данного общества, что накладывает суще­ственный отпечаток на восприятие наблюдателем социальной дей­ствительности, на ее понимание, истолкование и оценку).

Во-вторых, наблюдатель воспринимает изучаемый социаль­ный объект через призму своих интересов, привязанностей, эмоций, симпатий, антипатий и т.п., а все это не может не накладывать опре­деленный отпечаток как на сам процесс наблюдения (выбор его объекта, точки зрения на объект и т.п.), так и на его оценку и интер­претацию.

В-третьих, в процессе социологического исследования наблюдение всегда является селективным, т.е. избирательным, на­правленным на совершенно определенные объекты, которые подле­жат наблюдательным операциям, и не принимающим во внимание все остальные. Направленность селективности определяется целями и задачами проводимого исследования.

В-четвертых, в социологии, в отличие от других наук, обычно сложно провести повторное наблюдение. Такое наблюдение чрез­вычайно затруднительно, так как социальные явления и процессы подвергаются воздействию огромного количества факторов, под влиянием которых они постоянно видоизменяются, даже если объектом наблюдения являются так называемые циклические события, например, движение людей на работу и с работы, их участие в избирательных кампаниях и т.п. Поэтому только хорошо организованное, тщательно проведенное и неоднократное наблюдение может обеспечить исследователя достоверной информацией. По той же причине наблюдение как метод сбора первичной социологической информации редко выступает в качестве основного инструмента со­циологического исследования. Чаще всего оно используется в сово­купности с другими методами.

В сфере социальных явлений и процессов является значи­мым взаимодействие между наблюдателем и наблюдаемым объек­том. Исследуя социальную ситуацию, необходимо иметь в виду возможно­сти искажения результатов наблюдения, определяемые, с одной сто­роны, фактом присутствия наблюдателя в определенной социальной ситуации, где действуют различные личности и их общности, а с другой - самими особенностями наблюдения: интересами, предпоч­тениями, жизненными позициями наблюдателя, его профессиональ­ной компетентностью и др. Необходимо иметь в виду, что само при­сутствие наблюдателя может вызывать у наблюдаемых индивидов застенчивость, нервозность, неуверенность в своих действиях, осо­бенно когда эти действия расходятся с действующими в обществе нормами и стандартами поведения или не соответствуют пережи­ваемой ситуации.

Поэтому применение метода наблюдения в прикладном со­циологическом исследовании осуществляется с учетом:

1) особенностей социологического наблюдения как специфи­ческого процесса;

2) особенностей взаимодействия между наблюдателем и на­блюдаемым социальным объектом - индивидами, их груп­пами, действиями и т.д. В связи с этим возникает вопрос: когда, при каких обстоятельствах желательно или необхо­димо применение метода наблюдения?

Чаще всего наблюдение в социологии применяется:

1. ко­гда информация, необходимая исследователю, не может быть полу­чена никакими иными способами, например, при изучении поведе­ния людей на митингах или во время массовых зрелищ - футбольного матча, выступления рок-группы, дорожного происшествия, пожара и т.д.

2. при изучении поведения людей в привыч­ных, часто повторяющихся ситуациях (осуществление покупок в продовольственных магазинах), когда действия индивидов и их групп приобретают "автомати­зированный" характер, а человеку становится трудно объяснить, по­чему он осуществил именно данное действие из привычных ему в соответствующей ситуации. С другой стороны, попадая в экстре­мальную ситуацию и испытывая в связи с этим чрезмерное эмоцио­нальное напряжение, человек чаще всего действует как бы не рас­суждая, по первому побуждению, а поэтому впоследствии не в со­стоянии объяснить, почему он совершил один поступок, а не другой; наблюдение же в таком случае позволяет выявить типичные реакции людей на чрезвычайные ситуации и в шоковых состояниях.

3. при исследованиях разведывательного характера, когда еще не выработано четкое представление о проблеме и объекте исследования, а предваритель­ные гипотезы еще не сформулированы.

Наблюдение в социологи­ческом исследовании может служить для достижения различных це­лей. Во-первых, оно может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюдение способно служить в качестве сред­ства проверки данных, полученных другими методами.

Для того, чтобы наблюдение достигло намеченных целей, не­обходимо разработать программу и план его осуществления. В про­грамме выявляется проблемная ситуация, подлежащая наблюдению, определяются цели и задачи, объект и предмет наблюдения, спосо­бы его осуществления и регистрации полученной информации. Она определяет следующие основные этапы научного наблюдения:

1. Выявление цели и задач наблюдения. Цель определяет на­правленность наблюдения. В зависимости от цели иссле­дования задачами наблюдения могут быть: предваритель­ная ориентировка в объекте наблюдения (в составе исследуемой совокупности, в специфике ее деятельности, в существующей социальной ситуации и т.п.), получение ин­тересующей наблюдателя информации, уточнение и проверка результатов, полученных при помощи других мето­дов, выдвижение предварительных гипотез и их проверка.

2. Выявление объекта и предмета наблюдения. В качестве объекта наблюдения могут выступать отдельные индиви­ды, их различные общности и группы, способы их дея­тельности. Предметами наблюдения могут стать вербаль­ные и невербальные акты поведения отдельных индиви­дов, их групп (семейных, профессиональных и др.), а также более обширных общностей (этносов, территори­альных структур - городов, регионов и т.п.), определенные ситуации, в которых оказываются изучаемые индивиды и социальные общности.

3. Выбор способа наблюдения, как более эффективно обеспе­чивающего сбор необходимой информации - включенное, не включенное и иные виды наблюдения.

4. Определение способов регистрации наблюдаемого объек­та, его действий и изменений. Регистрация результатов на­блюдения может осуществляться в специально разрабо­танных карточках и протоколах наблюдений, в блокнотах, в звуко- и видеозаписях, в кино- и фотодокументах.

5. Осуществление контроля наблюдения. Оно может быть реализовано путем обращения к документам, связанным с исследуемыми событиями и ситуациями, верификации (проверки) результатов собственных наблюдений с наблю­дениями, выполненными другими квалифицированными наблюдателями и т.п.

6. Обработка и интерпретация полученной информации мо­жет осуществляться как традиционными методами - логи­ческое обобщение полученных эмпирических данных, по­строение выводов и т.п., так и методами обработки масси­вов полученной информации посредством компьютеров. Во втором случае необходимо применение стандартизиро­ванных карточек регистрации наблюдений.

7. Составление отчета о результатах наблюдения и полу­ченных выводах. Такой отчет должен содержать докумен­тацию об объекте, предмете, времени, месте и обстоятель­ствах произведенного наблюдения; информацию о способе наблюдения и роли наблюдателя; характеристику наблю­даемых индивидов, социальных групп, способов их общения и деятельности в определенных ситуациях; рекоменда­ции по практической реализации полученной в процессе наблюдения социологической информации. В плане организации и проведения социологического наблю­дения определяются сроки проведения наблюдения и его основные этапы, устанавливаются средства сбора информации, сроки и типы подготовки необходимой документации (тиражирование карточек, инструкций, бланков протоколов, подготовка технического обору­дования - диктофонов, видеоаппаратуры и т.п.), виды отчетности и сроки ее представления заинтересованным организациям.

В зависимости от целей и задач осуществляемого социологи­ческого наблюдения, положения и роли наблюдателя в изучаемой ситуации, по степени формализации исследовательской процедуры, условиям ее организации выделяется несколько видов наблюдения. Основные из них сводятся к следующему.

1. Нестандартизированное (неструктурализованное) наблюде­ние - это такой способ изучения социальных явлений и процес­сов, при котором определен только объект наблюдения, но ис­следователь не определяет заранее, какие именно элементы изу­чаемого процесса, события, ситуации и т.п. он будет наблюдать. Этот вид наблюдения чаще всего применяется на начальной ста­дии социологического исследования с целью определения про­блемной ситуации.

2. Стандартизированное (структурализованное) наблюдение - та­кой способ сбора эмпирической социологической информации, при котором заранее определен не только объект и предмет ис­следования, но и состав элементов изучаемого процесса, которые имеют наиболее существенное значение для достижения наме­ченных целей и решения задач, стоящих перед исследователем (исследовательским коллективом). Оно может быть использова­но как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результа­тов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования и предварительной стандартизации кате­горий, применяемых в процессе наблюдения, определения под­лежащих наблюдению факторов и отражения их в виде таблиц, протоколов, карточек, технических средств, применяемых в про­цессе осуществления социологического наблюдения. Только соблюдение всех этих условий делает стандартизированное наблю­дение контролируемым и результативным.

3. Невключенное (внешнее) наблюдение - это такой способ социо­логического исследования, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта, изучает его как бы со стороны. Наблю­датель в таком случае не включается в ход событий, не участвует в них, не задает вопросов наблюдаемым индивидам, как бы от­странен от них, просто регистрируя происходящее под углом зрения целей и задач исследования. Оно применяется для описа­ния социальной ситуации, в условиях которой происходят инте­ресующие наблюдателя события. Примером невключенного на­блюдения может служить неоднократно применявшийся авто­ром этих строк при осуществлении исследования социально-политической ситуации в Беларуси способ описания поведения отдельных индивидов и их групп во время массовых митингов и шествий, проводимых коммунистическими организациями, Бе­лорусским Народным Фронтом в Минске в 1991-1999 гг.

4. Включенное наблюдение - это такой способ социологического исследования, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, на­ходится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группами и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности.

В зависимости от места и роли наблюдателя различаются четыре типа включенного наблюдений. Первый из них - полное включение, когда наблюдение производится скрытно, изнутри ис­следуемой группы или общности, а истинное лицо и цели наблю­дателя неизвестны наблюдаемым личностям. При полном вклю­чении социолог действует в исследуемой общности в качестве ее активного члена, а остальные ее члены не подозревают, что в их среде находится исследователь. Примером такого полного вклю­чения может служить деятельность сотрудника Института социо­логии Национальной Академии наук Беларуси B.C. в качестве рабочего одного из цехов Минского мотовелозавода. В течение полугодовой работы там, организованной через соответствующее оформление в отделе кадров, он сумел обстоятельно изучить от­ношение рабочих, служащих и специалистов к труду, заработной плате, руководящему составу предприятия, к происходящим в стране социально-экономическим и политическим изменениям.

Другим типом включенного наблюдения является такая деятельность исследователя, при которой последний не скрывает своей роли, наблюдает жизнь определенного коллектива в раз­личных ситуациях. Именно таким образом ведет себя заводской социолог, который является членом того же предприятия, что и изучаемый им производственный коллектив цеха или участка, смены и т.п. В таком случае наблюдаемый коллектив довольно быстро адаптируется к присутствию наблюдателя и при положи­тельном отношении к целям исследования начинает активно по­могать ему в сборе интересующего исследователей эмпирическо­го материала. В данном случае позиция исследователя может быть охарактеризована как "участник - наблюдатель ".

Третий тип включенного наблюдения характеризуется по­ложением и ролью исследователя в качестве "наблюдателя -участника". В таком случае контакт наблюдателя с членами кол­лектива минимален, исследователь не скрывает своих целей, но осуществляемое им наблюдение носит более формальный харак­тер. Примерами такого наблюдения могут служить осуществляе­мые на предприятиях хронометражи затрат рабочего времени или определение влияния освещенности, запыленности цеха на производительность труда работающих.

Четвертый тип включенного наблюдения характеризуется позицией исследователя как полного наблюдателя. В этой ситуа­ции исследователь выполняет функции наблюдателя, не взаимо­действуя с участниками наблюдаемой ситуации. Он выполняет свою роль образом, очень сходным с невключенным наблюдением.

5. Полевое наблюдение отличается тем, что проводится в реальной жизненной ситуации, в естественной обстановке, в непосредст­венном контакте исследователя с изучаемым объектом. Боль­шинство стандартизированных, не стандартизированных, вклю­ченных наблюдений проводится именно в форме полевого на­блюдения.

6. Лабораторное наблюдение - такой тип сбора эмпирической со­циологической информации, который осуществляется в искусст­венно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователями условиях. При проведении такого наблюдения социологи довольно четко используют различные технические средства фиксации поведения наблюдаемых, его изменения с из­менением условий и ситуации, в которых осуществляются действия специально подобранных для лабораторного исследования участников.

7. Систематическое наблюдение - такой тип исследования, кото­рый проводится по четко определенному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков, ситуаций, процес­сов и действий. Оно позволяет выявить динамику изучаемых процессов и событий. Таковым, например, является изучение по­ведения людей на протяжении месяца или года (с определенным интервалом) при перемещении их на работу (с целью установле­ния желательной ритмики движения транспорта) или у обменных пунктов (для определения реагирования населения на изменение курса валют).

8. Эпизодическое наблюдение - это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.

9. Случайное наблюдение - это социологическое исследование, при котором единицы и сроки наблюдения заранее не предусматри­ваются, а исследователь наблюдает и фиксирует интересные, за­служивающие внимания, с его точки зрения, факты и события социальной жизни. Такое наблюдение возникает и в таком слу­чае, когда социолог при проведении систематического наблюде­ния сталкивается с интересным фактом или событием, имеющим непосредственное отношение к изучаемому объекту, но не пре­дусмотренным заранее исследовательским проектом. Например, при изучении влияния заработной платы на отношение людей к руду может обнаружиться и влияние содержания досуга на тру­довую деятельность, тогда социологу полезно понаблюдать, ка­ким образом такое влияние осуществляется.

10. Одномоментное наблюдение - такое наблюдение, в котором фиксируется одно явление или событие, происходящее в опреде­ленном месте и в определенное время, например, осуществляе­мое социологом невключенное наблюдение за митингом опреде­ленной политической партии или движения.

11. Панельное наблюдение- это процесс неоднократного, протя­женного во времени, проводимого через определенные интерва­лы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, имеющее целью выявить происходящие в нем изменения.

12. Контролируемое наблюдение осуществляется целенаправленно по заранее подготовленной программе, с применением стандар­тизированных планов и документации для получения достовер­ной информации об изучаемом объекте и проверки гипотез. Кон­троль организуется путем увеличения количества наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенси­фикацию процесса - проведением серии наблюдений за одним и тем же объектом.

13. Неконтролируемое наблюдение осуществляется наблюдателем при изучении им реальных жизненных ситуаций без строгого плана и применения заранее подготовленной документации.

Основание для классификации Разновидности наблюдений
Положение наблюдателя относительно объекта   Включенное Невключенное  
Степень формализованности наблюдения   Стандартизированное Нестандартизированное  
Наличие или отсутствие контроля   Контролируемое Неконтролируемое  
Условия организации наблюдения   Систематическое Случайное Эпизодическое  
Место проведения наблюдения   Полевое Лабораторное  
Продолжительность наблюдения   Одномоментное Панельное  

Схема № 27.Классификация видов наблюдения.

Приведенная типологизация (см. схему № 27) достаточно ус­ловна и отражает только наиболее значимые и существенные харак­теристики метода наблюдения, которые редко применяются незави­симо друг от друга, но гораздо чаще употребляются во взаимосвязи друг с другом.

Очень важно при организации и проведении социологическо­го наблюдения учитывать его достоинства и недостатки. Самое главное достоинство этого метода- непосредственность наблюде­ния изучаемого объекта, что бывает иногда незаменимым на на­чальных этапах исследования. Это позволяет исследователю уточ­нить проблему, более четко определить объект и предмет исследования. Второе достоинство метода наблюдения - его гибкость и многовариантность, имеющие важное значение при изучении со­циальных явлений и процессов. Третье его достоинство - дешевиз­на, малозатратность проведения социологического наблюдения.

В то же время метод наблюдения обладает и рядом недостат­ков. Самый существенный из них - возможность неоправданного вмешательства исследователя в ход естественного процесса, так как присутствие наблюдателя в большинстве случаев накладывает определенный, чаще всего негативный, отпечаток на поведение ис­следуемых индивидов и групп. Второй недостаток заключается в не­возможности применения метода наблюдения к большим социаль­ным совокупностям, таким, например, как нация. Третий недостаток состоит в том, что наблюдение дает возможность получать только качественные, а не количественные характеристики изучаемых яв­лений и процессов социальной действительности.

Применение метода наблюдения в социологии предъявляет высокие требования к личности наблюдателя. Важное значение имеют уровень его профессиональной компетентности и квалифи­кации, умение входить в контакт с наблюдаемыми индивидами и группами, находить с ними общий язык, высокое развитие способ­ности концентрировать внимание на наиболее существенных осо­бенностях и чертах наблюдаемых событий, действий и ситуаций. Наблюдатель должен быть постоянно сосредоточен, непрерывно контролировать свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемую ситуацию было минимальным и не приводило к искажению полу­чаемого в процессе наблюдения результата.

Существенное значение приобретает четкая и правильная фиксация наблюдаемых явлений и процессов. Поэтому перед прове­дением социологического наблюдения разрабатывается и доводится до сведения наблюдателей инструкция по применению данного ме­тода, в которой определяется, по каким критериям наблюдатель должен фиксировать и подводить под заранее определенные катего­рии те или иные явления, события и действия наблюдаемых инди­видов и их общностей. Для однообразного фиксирования изучаемых событий и ситуаций различными наблюдателями применяется кар­точка наблюдения, в которой определяются основные элементы си­туации или поведения изучаемой совокупности, фиксируются циф­ровые индексы проявления наблюдаемых реакций на те или иные события, а также записывается шифровочный код, позволяющий перенести цифровые обозначения полученных в процессе наблюде­ния эмпирических данных на карточку машинного счета в процессе их обработки с помощью компьютера. Типичный образец карточки наблюдения изображен на схеме № 28.

Карточка наблюдения №...

Шифр исследования... Где проводилось исследование,.. Дата... Время... Кто проводил наблюдение...

№ п/п   Ситуация   Элементы поведения   Сила проявле­ния наблюда­тельной реак­ции в баллах   Примечания наблюдателя  
1. 2. 3. 4.   Уличное шествие Митинг Собрание Забастовки и т. п.   Спокойное Возбужденное Агрессивное и т.д.   1,2,3,4,5,6 1,2,3,4,5,6 1,2,3,4,5,6 и т.п.      

Схема № 28.Типовая карточка наблюдателя.

При организации социологического наблюдения необходимо, чтобы каждый его участник прошел соответствующую подготовку. Всем участникам должны быть четко разъяснены цели и задачи на­блюдения, критерии, по которым различаются наиболее значимые для целей исследования действия и ситуации. Всех их необходимо ознакомить с программой наблюдения, с его инструкцией и снаб­дить карточками наблюдения для фиксации наблюдаемых явлений, процессов и событий. Только при хорошей организации наблюдения и проведении его квалифицированными и соответствующим обра­зом обученными исследователями можно рассчитывать на его ус­пешное проведение, высокую достоверность и эффективность полу­ченных результатов.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое социологическое наблюдение?

2. Каковы основные особенности социологического наблюдения?

3. В каких случаях применяется наблюдение в эмпирических социоло­гических исследованиях?

4. Какие этапы исследовательской деятельности определяет програм­ма наблюдения?

5. Какие типы социологического наблюдения вы знаете?

6. В чем состоят особенности стандартизированного и включённого наблюдения?

7. Каковы достоинства и недостатки метода наблюдения в социологии?

8. Что такое карточка наблюдения и какова ее структура?

Литература

1. Андреенков В.Г. Наблюдения. //Социология. Под ред. Г.В. Осипова. М, 1996.

2. Гречихин В.Г. Метод наблюдения в социологии. //Лекции по мето­дике и технике социологических исследований. М., 1988.

3. Метод наблюдения в социологическом исследовании. //Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 1990. Разд. IV.

4. Орлова Э.А. Наблюдение и его роль в социологии. //Рабочая книга социолога. /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1983.

5. 5. Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1987.

 

ГЛАВА 21. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...