Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция как метод активного обучения.




Типология лекций в школе

Лекция — это форма организации обучения, при которой аудитории передается информация. Уже са­мо определение лекции говорит о неизбежной пассивно­сти учеников, — они должны «принимать» передаваемую им информацию. Психологи утверждают, что восприятие материала лекции требует от ученика не только большого напряжения, но и определенной зрелости. Возможно, поэтому в практике школьного обучения лекция используется редко. Вместе с тем, хорошо продуманная и грамотно построенная с использованием современных технологий лекция может быть прекрасным средством развития различных ключевых компетенций школьников – ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, компетенций личностного саморазвития. Доминантной целью лекции может быть как передача информации, так и развитие личности ученика, формирование его компетенций, т.е. лекция может быть традиционной и развивающей [17, 24]. В табл. 1 представлена сравнительная характеристика традиционной и развивающей лекции.

Таблица 1. Сравнение лекционной формы организации урока при традиционном и развивающем обучении

 

Параметры Лекция традиционная Лекция развивающая
Цель Изложение в сис­теме трудных тем курса; обзор не­которой области знания То же, а кроме того, развитие интереса к познанию, приобще­ние к методологии науки, гуманизация
Сущность  Передача инфор­мации То же, а кроме того, подключение уча­щихся к самостоя­тельному поиску знаний
Деятельность преподавателя Систематическое изложение материала с использо­ванием ТСО и других дидактиче­ских средств Создание проблем­ных ситуаций, соче­тание изложения с заданиями поиско­вого характера, управление ПДУ
Деятельность учащихся, Восприятие ин­формации, ее конспектирование То же, а кроме того, включение в само­стоятельный поиск, участие в дискуссии
Возможности применения В старших клас­сах при опреде­ленной зрелости учащихся В средних и, старших классах, при опреде­ленном уровне раз­вития учащихся и контакте учителя с ' классом
Достоинства Экономичность во времени, сис­тематизация ма­териала, раскры­тие логики науки, сильное воздейст­вие личности учи­теля То же, а кроме того, возбуждение интере­са, активности, раз­витие мышления, восприятия, вообра­жения
Недостатки и трудности Пассивность уче­ников, отсутствие обратной связи (вербальной), не­возможность уче­та индивидуаль­ного характера восприятия и мышления Недостатков практически нет, требуется высокий уровень педагогического мас­терства учителя для подготовки и прове­дения развивающей лекции

 

Педагогические и социологические исследования показали, что после отличной лекции вни­мательный слушатель мог восстановить 70% материала через три часа и 10% через три дня. Существует определенная закономерность запо­минания в обучении: мы помним: 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорим мы сами, 90% - до чего дошли в деятельности [17]. Эти результаты часто объе­диняют одним названием - пирамида запоминания.

Из анализа пирамиды запоминания возникает принципиально другой подход к тому, как увеличить результативность лекции: стоит ис­кать способы организации деятельности обучающихся в лекционном методе обучения, формирование у них позиции субъекта собственной деятельности. Этому могут способствовать различные виды лекций, которые могут эффективно проводиться в школе. Лекция как форма организации обучения может быть проведена с использованием различных методов (виды лекций по методам проведения) и в данном контексте она выступает методом развития учащихся.

Проблемная лекция в школе.Проблемная лекция наиболее часто используется учителями на практике. Модели проблемных лекций расположены по усложнению познавательной деятельности учащихся.

1. Вся лекция строится на основе метода проблем­ного изложения материала. Суть проблемного изложения со­стоит в том, что учитель сам ставит проблему и сам ее решает, но при этом показывает путь решения в его про­тиворечиях и раскрывает ход мыслей ученых при движе­нии по этому пути. А это значит, что сама информация при использовании этого метода несет эмоциональный заряд. Именно поэтому с помощью проблемного изло­жения материала удается решать круг важных задач. Так, включение ученика в атмосферу научного поиска спо­собствует формированию у него методологических зна­ний; увлекательные, порой драматические рассказы о познании тайн мира приводят к возбуждению и разви­тию познавательного интереса; встречи с необыкновен­ными людьми — к пересмотру своей системы ценностей. Огромные возможности для построения всей лекции на базе метода проблемного изложения материала открывают предметы естественнонаучного цикла: физика, химия, биология, география.

2. Создается система проблемных ситуаций, которые по ходу лекции разрешаются самим учителем или с при­влечением школьников. Способы разрешения проблемных ситуаций мо­гут быть самыми различными: монолог учителя, эври­стическая беседа, диалог. Эта модель лекции может с успехом применяться при преподавании всех учебных предметов.

3. Изложение информации учителем переплетается с включением школьников в поисковую деятельность. При этом на одной лекции может быть использовано не­сколько различных эвристических методов.

4. Преодолеть недостатки лекционной формы обуче­ния позволяет развивающая лекция, к которой с ус­пехом можно обращаться не только в старших, но также и в 7-8 классах.

Модели лекции, имеющие развивающую на­правленность, могут быть самыми различными. Они оп­ределяются задачами, которые ставит учитель перед лек­цией, ее темой, возрастными особенностями учащихся, и, конечно, эрудицией учителя, его пристрастиями и творческими возможностями. Но во всех случаях глав­ным на такой лекции является эмоциональный подъем ученика, его включенность в урок и интерес к обсуждае­мому вопросу, что характеризует развивающее обучение [17, 24]. В табл. 2 представлена характеристика традиционного и развивающего обучения.

Таблица 2 Сравнение традиционного и развивающего обучения










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 363.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...