Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция как метод активного обучения. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Типология лекций в школе Лекция — это форма организации обучения, при которой аудитории передается информация. Уже само определение лекции говорит о неизбежной пассивности учеников, — они должны «принимать» передаваемую им информацию. Психологи утверждают, что восприятие материала лекции требует от ученика не только большого напряжения, но и определенной зрелости. Возможно, поэтому в практике школьного обучения лекция используется редко. Вместе с тем, хорошо продуманная и грамотно построенная с использованием современных технологий лекция может быть прекрасным средством развития различных ключевых компетенций школьников – ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, компетенций личностного саморазвития. Доминантной целью лекции может быть как передача информации, так и развитие личности ученика, формирование его компетенций, т.е. лекция может быть традиционной и развивающей [17, 24]. В табл. 1 представлена сравнительная характеристика традиционной и развивающей лекции. Таблица 1. Сравнение лекционной формы организации урока при традиционном и развивающем обучении
Педагогические и социологические исследования показали, что после отличной лекции внимательный слушатель мог восстановить 70% материала через три часа и 10% через три дня. Существует определенная закономерность запоминания в обучении: мы помним: 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорим мы сами, 90% - до чего дошли в деятельности [17]. Эти результаты часто объединяют одним названием - пирамида запоминания. Из анализа пирамиды запоминания возникает принципиально другой подход к тому, как увеличить результативность лекции: стоит искать способы организации деятельности обучающихся в лекционном методе обучения, формирование у них позиции субъекта собственной деятельности. Этому могут способствовать различные виды лекций, которые могут эффективно проводиться в школе. Лекция как форма организации обучения может быть проведена с использованием различных методов (виды лекций по методам проведения) и в данном контексте она выступает методом развития учащихся. Проблемная лекция в школе.Проблемная лекция наиболее часто используется учителями на практике. Модели проблемных лекций расположены по усложнению познавательной деятельности учащихся. 1. Вся лекция строится на основе метода проблемного изложения материала. Суть проблемного изложения состоит в том, что учитель сам ставит проблему и сам ее решает, но при этом показывает путь решения в его противоречиях и раскрывает ход мыслей ученых при движении по этому пути. А это значит, что сама информация при использовании этого метода несет эмоциональный заряд. Именно поэтому с помощью проблемного изложения материала удается решать круг важных задач. Так, включение ученика в атмосферу научного поиска способствует формированию у него методологических знаний; увлекательные, порой драматические рассказы о познании тайн мира приводят к возбуждению и развитию познавательного интереса; встречи с необыкновенными людьми — к пересмотру своей системы ценностей. Огромные возможности для построения всей лекции на базе метода проблемного изложения материала открывают предметы естественнонаучного цикла: физика, химия, биология, география. 2. Создается система проблемных ситуаций, которые по ходу лекции разрешаются самим учителем или с привлечением школьников. Способы разрешения проблемных ситуаций могут быть самыми различными: монолог учителя, эвристическая беседа, диалог. Эта модель лекции может с успехом применяться при преподавании всех учебных предметов. 3. Изложение информации учителем переплетается с включением школьников в поисковую деятельность. При этом на одной лекции может быть использовано несколько различных эвристических методов. 4. Преодолеть недостатки лекционной формы обучения позволяет развивающая лекция, к которой с успехом можно обращаться не только в старших, но также и в 7-8 классах. Модели лекции, имеющие развивающую направленность, могут быть самыми различными. Они определяются задачами, которые ставит учитель перед лекцией, ее темой, возрастными особенностями учащихся, и, конечно, эрудицией учителя, его пристрастиями и творческими возможностями. Но во всех случаях главным на такой лекции является эмоциональный подъем ученика, его включенность в урок и интерес к обсуждаемому вопросу, что характеризует развивающее обучение [17, 24]. В табл. 2 представлена характеристика традиционного и развивающего обучения. Таблица 2 Сравнение традиционного и развивающего обучения |
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 363. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |