Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика рефлексивно-деятельностных технологий




ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и прочие методики.

По доминирующему виду проектной деятельности выделяют информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные проекты.

Информационный проект имеет своей целью сбор, обработку и анализ информации по какой-либо учебной проблеме или теме (рефераты, статьи, доклады, схемы, таблицы, фото- и видеоматериалов).

Творческий проект имеет свои специфические черты и создает условия для развития у учащихся творческих способностей. Формами представления такого проекта может быть сценарий праздника, выпуск газеты, подготовка радиопередачи, оформление выставки, подготовка мультипрезентации и т. п.

В рамках исследовательского проекта моделируется ситуация реального научного поиска. Такая работа проводится на основе определения цели, объекта, предмета исследования, выдвижения гипотезы, проведения экспериментов, формулирования выводов в соответствии с целью и задачами исследования. Результаты такого проекта могут быть выражены в научной публикации, научном отчете, участии в конкурсе проектов, научном докладе, тезисах.

Выполнение практико-ориентированного проекта связано с необходимостью создания социально значимого продукта, которым можно было бы воспользоваться на практике, как самим участникам проектного обучения, так и другим людям.

По продолжительности проектной деятельности выделяются краткосрочные (мини-проекты, выполняются в течение нескольких учебных занятий), среднесрочные (1-4 недели) и долгосрочные проекты (от 4 недель до года).

По количеству учащихся проекты могут быть индивидуальными и групповыми.

По содержанию проекты могут быть монопредметными и межпредметными.

Этапы работы над проектом: 1. Вводно-подготовительный этап или погружение в проект. 2. Организация деятельности. 3. Осуществление деятельности. 4. Презентация результатов и оценка.

Отчет о выполнении проектной работы должен состоять из введения, основной части, заключения и списка источников. Оценка проектов включает оценку преподавателя, самооценку, взаимооценку, оценку экспертов.

При использовании в образовательной практике метода проектов существует два результата: 1. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний», формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия, самооценка. 2. Второй результат - это собственно видимая часть айсберга, которая является выполненным проектом.

 

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ – организация деятельности учащихся по освоению учебного содержания в процессе специально организованной деятельности на основе разработанного педагогом алгоритма (проекта). Черты модульной технологии: активность учащегося, четкость и определенная логика действий учащегося, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп обучения, гибкое управление деятельностью  учащихся, переходящее в самоуправление.

Состав модуля: 1. Точно сформулированная интегрированная цель занятия и цели учебных элементов или учебные задачи. 2. Банк информации: учебный материал в виде конкретного текста. 3. Задания для отработки необходимых навыков и основных умений. 4. Методические указания педагога по достижению целей. 5. Задания для самоконтроля, контроля учителя, самоконтроля.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ – организация деятельности учащихся по коллективному поиску знания. Черты технологии: актуализация знаний каждого по заданному вопросу и их обогащение знаниями соседа по парте; корректировка знаний в разговоре с другой парой; объявление точки зрения четверки всему классу.

Этапы работы мастерской

Название этапа

 

Характеристика этапа  
1.   Индукция (наведение)   Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор - слово, образ, предмет, фраза, звук, мелодия, рисунок, текст - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций и воспоминаний.
2.   Самоконструкция Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.  
3.   Социоконструкция   Построение этих элементов группой (в паре, в четверке).  
4.   Социализация   Все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, все мне­ния расслышаны, все гипотезы рассмотрены.  
5.»   Афиши- рование   Вывешивание работ учеников и Мастера (учителя): текстов, рисунков, проектов, схем, решений в аудитории и ознакомление с ними - все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух.  
6.   Разрыв   Внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.  
7.   Рефлексия   Отражение чувств, ощущений, возникавших у учеников.  

 

МОЗГОВОЙ ШТУРМ – метод актуализации знаний и генерирования идей. Мозговой штурм начинается с постановки проблемы или вопроса. Далее идеи обсуждаются в парах, в микрогруппах и в группе в целом. Учащимся предлагается памятка по проведению мозгового штурма: перебивать, критиковать, отвергать, спорить запрещается; говорить «нет, не пойдет» - нельзя; если появляется новая идея – запиши; если не согласен – запиши возражение, потом обсудишь, если захочешь; если не понял – не останавливай, не проси объяснить – запиши вопрос; не сиди как дуб, улыбайся, мимикой выражай свое понимание и то, что ты здесь и жив.

 

ИНСЕРТ(интерактивная система пометок для эффективного чтения и мышления) – организация собственного понимания читаемой информации с использованием определенной маркировки. Особенности текста: он должен быть насыщен информацией, являться ключевым по отношению к изучаемой теме, включать неоднозначно изложенные факты. Учащиеся читают предложенный текст, делая при этом пометки: «V» - знаю; «+» - новое; «-» - информация противоречит личному опыту или содержанию текста; «?» - информация вызывает вопрос, сомнение. Затем результаты самостоятельного чтения обсуждаются в парах, в группе, составляется общая таблица информации.

 

1х2х4 –способ обсуждения проблемы или вопроса. Каждый участник индивидуально пишет ответ на предложенный вопрос, затем в парах советуются и формулируют общий ответ, затем в четверках обсуждают варианты ответа.

 

ДВУЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК – формирование умения интерпретации информации. Учащимся предлагается небольшой текст (проблемного характера, многообразие интерпретаций, цитаты, определения, свойства). Они знакомятся с текстом и выбирают цитату (1 – 3) из разных частей текста выписывают в левую часть тетради (Цитата), затем напротив пишут комментарий (Комментарий). Комментарий может отражать позицию (за – против) читающего, понимание прочитанной цитаты, выражение ассоциаций и эмоций по поводу цитаты. Затем организуется обсуждение прочитанного и комментарий к нему.

 

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО НАЗВАНИЮ – актуализация опорных знаний, формирование умения прогнозировать содержание. Педагог записывает на доске основные понятия новой темы (либо название новой темы) и предлагает учащимся в микрогруппах написать свое видение новой темы (план, о чем ), затем - обсуждение в группе.

 

«КОРЗИНА» ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН...-прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

 

АЛЛИТЕРАЦИЯ – способ актуализации опорных знаний и личного опыта по новой теме. Педагог по буквам (по вертикали) выписывает на доске новое понятие и предлагает на каждую букву подобрать слова и словосочетания, по смыслу связанные с данным понятием. Работают фронтально.

 

АЛФАВИТ - то же, что и аллитерация, но педагог пишет на доске буквы алфавита и предлагает подобрать слова на каждую букву алфавита.

 

ЗНАЮ-ХОЧУ УЗНАТЬ-УЗНАЛ – способ актуализации опорных знаний и формулировки запроса на усвоение новой информации. Педагог объявляет новую тему и предлагает учащимся (индивидуально либо в микрогруппах) написать в форме таблицы, что им известно по этой теме (колонка ЗНАЮ), сформулировать вопросы по новой теме (колонка ХОЧУ УЗНАТЬ), затем излагает новую информацию, которую учащиеся записывают в колонку УЗНАЛ. После этого всем предлагается сравнить первую и третью колонки и знаком + отметить совпадения, затем сравнить вторую и третью колонки и указать, на чьи вопросы не получен ответ.

 

SWOT – АНАЛИЗ –способ всестороннего рассмотрения проблемы. Озвучивается проблема, группа делится на четыре микрогруппы: 1 – анализирует сильные, положительные стороны; 2 – слабые; 3 – возможности, условия; 4 – неблагоприятные факторы, угрозы. Каждая микрогруппа анализирует проблему исходя из заданной позиции. Затем проводится общее обсуждение.

 

КАРТА ИДЕЙ (ПОНЯТИЙ) – способ активизации мышления и осознания проблемы. Педагог предлагает прочитать текст и индивидуально либо в микрогруппах изобразить содержание текста в виде карты (блок-схема, структурно-логическая схема).

 

ОТЫЩИ ТОГО, КТО … способ организации групповой работы, направленный на развитие коммуникативной компетентности, содержательного анализа проблемы. Каждому участнику предлагается лист, разделенный на 9 квадратов, в каждый квадрат вписан вопрос по теме обсуждения (всего 9 вопросов). Участники получают листы и за отведенное время (10-15 мин.) должны найти в группе людей, которые знают ответ на каждый вопрос и в соответствующую клеточку вписать имя ученика, который знает ответ и дает его. На один вопрос отвечает один ученик. Необходимо пообщаться с максимально большим количеством участников. По истечении отведенного времени проводится фронтальное обсуждение вопросов.

 

ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ– способ определения проблем, над которыми хотели бы поработать ученики. Озвучивается тема занятия и каждый ученик на карточках пишет свои вопросы по теме (2-3 мин.), затем создаются малые группы по 4-6 человек, в которых рассматриваются вопросы и выбирается 2-3 наиболее важных; материалы работы малых групп вывешиваются на доске, вопросы ранжируются и начинается работа.

 

ДНЕВНИК С РЕАКЦИЕЙ НА ПРОЧИТАННОЕ – способ развития критичности мышления, самостоятельности в осмыслении прочитанного. Педагог предлагает текст для изучения и задания к нему (выберите три идеи в тексте, с которыми вы не согласны; опишите в хронологическом порядке, как развивалось ваше понимание текста, прочитайте название и первый абзац запишите две идеи, которые вы уже знаете по этой теме; напишите два вопроса, ответы на которые вы надеетесь получить в этом тексте; запишите ответы, когда вы их найдете; запишите 2-3 идеи, которые вы не ожидали встретить в этом тексте).

 

ЗИГЗАГ– способ организации взаимообучения при усвоении общей темы. Педагог предлагает общий для усвоения материал, который разделен на несколько частей (2-4) и определяет цели деятельности: к концу работы каждый должен овладеть всем материалом по теме. Группа делится на рабочие микрогруппы по 4-6 человек, внутри каждой рабочей группы происходит распределение по порядку номеров (в соответствии с количеством частей в тексте для усвоения), затем все рабочие группы перераспределяются в экспертные группы по номерам (1+1+1, 2+2+…). В экспертных группах совместно прорабатывается соответствующая часть общей информации. Затем все возвращаются в свои рабочие группы и происходит взаимообучение. По окончании групповой работы происходит проверка любой части информации, а не только той, в которой учащийся был экспертом.

 

ЗИЗАГ II – способ организации взаимообучения при усвоении новой информации. Педагог предлагает всем учащимся ознакомиться с текстом (общий для всех текст). Формируются домашние группы по 4-6 человек, в рамках которых каждый участник получает свой порядковый номер. Согласно номерам учащиеся расходятся по экспертным группам, где досконально осваивают часть общей темы, затем возвращаются в свои домашние группы и совместно прорабатывают информацию по всей теме, обучая и дополняя других.

 

МОЗАИКА -способ организации взаимообучения при усвоении новой информации. Педагог делит группу на микрогруппы по 4-6 человек, каждой группе выдается свой объем задания для усвоения – каждая группа выступает в роли эксперта по своему вопросу. После освоения содержания в группах начинается взаимообучение: члены первой группы расходятся по остальным и проводят обучение по своему вопросу, затем члены второй группы расходятся по остальным группам и обучают своему вопросу и т.д. После окончания взаимообучения общее краткое обсуждение с целью проверки и закрепления.

ОСТАВЬТЕ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ЗА МНОЙ – способ организации работы с текстом на основе развития критического мышления. Педагог предлагает прочитать определенный текст, выбрать самый важный, по мнению учащихся, отрывок, выписать его в тетрадь, а на другой стороне листа дать комментарий: какие мысли вызвал этот отрывок, почему это важно, можно ли подвергнуть это сомнению. Затем поочередно читаются выбранные отрывки, приглашаются другие учащиеся прокомментировать данный отрывок, затем сам учащийся дает свой комментарий (за ним остается последнее слово).

 

СПРОСИТЕ У АВТОРА- способ организации работы с текстом, направленный на отработку умения ставить вопросы. Педагог предлагает всем ознакомиться с текстом и сформулировать вопросы по прочитанному, для активизации данного процесса может предложить следующие вопросы: О чем, как вам кажется, говорит здесь автор? Как мы могли бы выразить это яснее? Почему автор сообщает это теперь? Что необходимо знать заранее, чтобы понять прочитанное? Куда, по вашему мнению, приведет аргументация автора?

 

ДЮЖИНА ВОПРОСОВ – способ организации осмысления новой темы. Педагог объявляет новую тему и предлагает в микрогруппах по 4 человека составить вопросы по данной теме (дюжину, полдюжины, 3 вопроса). Вопросы от каждой микрогруппы записываются на доске, ранжируются по логике рассмотрения темы, затем идет объяснение новой темы в соответствии со сформурлированными вопросами.

 

ШАПКА ВОПРОСОВ – способ организации осмысления новой темы. Педагог объявляет тему и предлагает каждому участнику на отдельных листочках написать по три вопроса (не подписываясь): 1 вопрос касается формального знания по теме; 2 вопрос звучит:»Я думаю так…., а ты?»; 3 вопрос фиксирует собственное незнание «Что я действительно не знаю». После этого все вопросы ссыпаются в шапку, перемешиваются и разбираются всеми. Затем все пробуют ответить на попавшиеся им вопросы – вначале на первые (если вопросы совпадают у нескольких человек – заслушивают несколько вариантов ответа), затем – на вторые и третьи. Педагог дополняет и корректирует знания..

 

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО– способ выявления проблем по теме работы. Готовится большой лист ватмана темно-синего цвета, каждый участник получает по 3 карточки желтого цвета в форме звезды. За отведенное время необходимо написать три вопроса по обсуждаемой теме и вывесить их на звездное небо. Каждый участник, вывешивая свои «звезды», комментирует то, что уже висит на небе и соотносит свои вопросы с уже вывешенными, группируя их. Получаются «созвездия» вопросов и одиночные звезды.

 

ВЕРТУШКА ОБЩЕНИЯ – способ группового обсуждения проблемы в соответствии с заданной позицией (что понравилось – одобрение +, не понравились – критика -, валидол – дополнения). Участники делятся на четыре группы и выполняют творческое задание (минипроект, рекомендации, способ решения проблемы, алгоритм и т.д.), затем по очереди выступает каждая группа, а остальные по кругу в соответствии с заданной ролью высказываются (+, -, дополнение). Роли смещаются по кругу по мере выступления групп, что позволяет каждой группе побывать в каждой ролевой позиции.

 

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА –способ актуализации опыта учащихся по проблеме. В центре большого листа бумаги записывается основная идея (слово или словосочетание), затем участники по очереди предлагают свои ассоциации относительно данной проблемы, которые вписываются на листе, между ассоциациями стрелочками устанавливаются связи.

 

ДИСКУССИЯ – способ группового обсуждения проблемы. Существуют различные способы регламентированного проведения дискуссии.

Дискуссия-ранжирование применяется при необходимости структурировать, упорядочить по значимости, времени информацию, ценности. Вначале каждый участник индивидуально ранжирует информацию. Затем происходит обсуждение в группе, внесение корректировки в собственный список.

Дискуссия «В два круга» - в начале дискуссии формируются микрогруппы с четко выраженной позицией (по желанию или по предписанной роли – критик, согласный, провокатор и др.), которые вырабатывают аргументы в пользу своей позиции. Затем от каждой микрогруппы выбирается представитель, который вступает в диалог с представителями других микрогрупп, может быть тайм-аут для совещания с микрогруппой.

Дискуссия «Шкала» - применяется по отношению к проблемам, имеющим альтернативные решения. В начале дискуссии на полу рисуется линия или раскладывается веревка, один конец которой обозначается табличкой «Да», другой «Нет», в центре «Не знаю». Педагог задает вопросы и учащиеся расходятся по шкале, обозначая свою позицию, которую затем обосновывают.

Дискуссия с наблюдателями – участники располагаются в два круга. Во внутреннем круге 6 стульев, один из которых свободен. Остальные участники садятся во внешнем кругу. Дискуссию ведут участники внутреннего круга, но если у участника внешнего круга есть что сказать, он выходит во внутренний круг и излагает свою точку зрения, при этом один из участников внутреннего круга должен перейти во внешний.

Дискуссия с ротацией – создаются микрогруппы, равные по составу (по жребию или по желанию). Дается общая проблема, в качестве решения которой могут быть какие-то перечни (пункты, свойства, аргументы), число которых четко определено (-5-6). В микрогруппах составляются списки этих пунктов в двух экземплярах. Затем по одному участнику из каждой микрогруппы переходят в другую микрогруппу со своим списком. В новых микрогруппах обсуждаются два списка и составляется новый с указанным количеством пунктов.

Перекрестная дискуссия – педагог предлагает один бинарный вопрос (либо положительный либо отрицательный ответ). Каждый участник индивидуально работает над Т-схемой (пишет аргументы «За» и «Против» в форме таблицы), затем в парах обсуждаются аргументы, распределение по микрогруппам в соответствии с позицией. Затем одна из сторон высказывает свою позицию и один из аргументов. Противоположная сторона высушивает аргумент, повторяет его, перефразируя и готовит контраргумент, который она выдвигает в ответ. После этого сообщает свой аргумент в защиту своей позиции. И так поочередно высказывается каждая из сторон.

Дискуссия «Микрофон» - педагог задает вопрос и предлагает отвечать тем, у кого в руках микрофон (предмет, заменяющий микрофон), остальные молча слушают. Когда оратор закончит выступление, он передает микрофон другому желающему выступить. Для обеспечения равного участи всех в дискуссии можно ввести правило, что микрофон передается только влево (вправо), если тому, кому передали микрофон, нечего сказать в данный момент, он просто передает микрофон следующему участнику.

Дискуссия «Спички» - группа располагается по кругу, в центре ставится коробка со спичками (палочками), каждый член группы перед началом дискуссии получает несколько спичек (2-5). Количество спичек означает количество возможных высказываний в ходе дискуссии (одно высказывание – одна спичка), чем больше группа, тем больше спичек. Педагог объявляет тему дискуссии и предлагает высказываться, выступающий говорит до тех пор, пока не закончит свою мысль (кладет спичку в коробку) или пока его кто-нибудь не прервет, положив спичку в коробку и т.д.

Дискуссия «Печенье» - вариант похож на предыдущий, но более вкусный (для классного часа) – каждый раз, после того как кто-то высказал свое мнение, он должен взять себе печенье из коробки. Следующий раз вступить в дискуссию он сможет только после того, как съест печенье.

 

PRES –способ развития навыков аргументации. Педагог записывает на доске значение аббревиатуры PRES: P (point of view) – точка зрения, R (reason) - причина, E (example) - пример, S (summary) - итог. Участники разбиваются на пары и получают карточки с темами дискуссии для построения собственных аргументов по данной технологии. Темы дискуссии формулируются в соответствии с темой, количество карточек должно соответствовать количеству раундов дискуссии, но не менее двух, чтобы каждый участник выполнил функцию утверждающего (за») и отрицающего (против»). В конце проводится рефлексия.

 

РОТАЦИЯ – способ организации обмена мнениями по проблеме. Педагог может предложить один общий вопрос либо каждой микрогруппе дается свой вопрос, записанный на листе ватмана, каждая микрогруппа работает на листе ватмана своим цветом маркера, указывая аргументы при ответе на вопрос. По сигналу педагога листы ватмана с ответами передаются по кругу в следующую микрогруппу. Получив лист с ответами другой микрогруппы, участники знакомятся с вопросом, ответами, знаком + отмечают те ответы, с которыми они согласны, знаком – отмечают ответы, с которыми они не согласны и дописывают свои маркером свои варианты ответов. Обмен листами с ответами заканчивается, когда в каждую микрогруппу возвращается их лист. Затем организуется общее обсуждение с аргументацией.

 

СХЕМА ПРЕДСКАЗАНИЙ – способ развития умения анализировать информацию. Педагог готовит текст, который может быть разделен на логические блоки (события, сюжет, свойства, принципы). Он объявляет тему и читает текст (либо предлагает прочитать самостоятельно отрывок) до первой остановки. Затем каждому участнику (индивидуально или в парах) предлагается предсказать, что произойдет дальше. Записи ведется в форме таблицы с тремя колонками: Что случится (предсказание); какие доказательства есть; что случилось на самом деле. После заполнения 1 и 2 колонок таблицы педагог читает следующий отрывок текста и предлагает внести информацию в третью колонку, и т.д.

 

ЧЕТЫРЕ УГЛА – способ развития критичности мышления и умения аргументировать свою позицию. Педагог готовит к занятию 7-10 вопросов, имеющих по 4 варианта ответа (все ответы должны быть правильными, но не достаточно полными; могут быть ответы, отражающие различные теории, подходы, позиции). В четырех углах комнаты размещаются буквы с указанием варианта ответа на вопрос. По каждому вопросу участникам необходимо выбрать вариант ответа и переместиться в соответствующий угол, в котором за отведенный педагогом отрезок времени они коллективно продумывают аргументы, примеры в пользу своего варианта ответа, затем выступают представитель от каждого «угла».

 

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА – способ графической организации и структурирования информации. Используется при необходимости сравнения трех и более аспектов проблемы (теории, позиции, страны, авторы…). По вертикали располагается то, что подлежит сравнению (выявляются или называются педагогом объекты сравнения), а по горизонтали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит параметры определяются либо самостоятельно либо по указанию педагога).

 

КЛАСТЕР (схема размышлений, паутинка, гроздь) – способ графической организации информации по новой или знакомой теме. Педагог предлагает в центре листа в кружок вписать название темы или понятие, затем в кружках рядом записываются идеи, связанные с основной темой и устанавливаются логические связи между ними, чем больше кружков и «колен» (ответвлений) в кластере, тем лучше. Может быть предложен вариант составить кластер вопросов по теме.

 

ЛОГИКО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ (ЛСМ) – способ графической организации информации. ЛСМ включает понятие (или тему), которое размещается в центре листа; оси, которые соответствуют основным логическим блокам анализа понятия или темы (оси отходят от центра и располагаются по часовой стрелке); на каждой оси располагаются узлы (кружочки или точки), которые отражают отдельные элементы знания. Учащиеся могут получить готовую модель и пользоваться ею в качестве опоры при изучении новой темы, ЛСМ может строить учителем на глазах учащихся при объяснении либо после рассмотрения отдельного вопроса учащиеся самостоятельно заполняют бланк модели; составление ЛСМ может быть дано в качестве домашнего задания и использоваться при ответе.

 

ДИАГРАММА ВЕННА - способ графической организации информации, что, с одной стороны, способствует глубокому пониманию и резюмированию изучаемой информации, с другой - стимулирует отражение обучаемыми собственного видения и восприятия информации. Диаграмма Венна имеет конкретную строго заданную форму, предполагающую определенную деятельность и стимулирующую мыслительные процессы учеников. В основе диаграммы Венна лежит схема перекрещивающихся колец (два - три). В общей плоскости кругов отражается oбщее, присущее всем сравниваемым явлениям, объектам, а в полукругах фиксируется то, что характерно для каждого сравниваемого объекта. Диаграмма позволяет развить и отследить такие мыслительные навыки, как анализ и синтез. Схема соотношения понятий может быть представлена не только в диаграмме Венна (в виде перекрещивания кругов), но и в виде соприкосновения кругов или проникновения одного в другой. Педагог совместно с учащимися определяет основные параметры сравнения (мозговой штурм), затем предлагает в парах или микрогруппах работать над составлением диаграммы, затем - презентация результатов.

 

РАФТ (роль-аудитория-форма-тема) – способ развития умений выражать свои мысли в соответствии с выбранной ролью. Педагог предлагает выбрать тему или предлагает ее сам, затем в микрогруппах определяются возможные роли при изложении данной темы (пессимист, оптимист, критик, специалист, родитель и др.), определяются возможные аудитории для восприятия данной информации (ученые, родители, дети, рабочие …), выбираются роли и аудитории и происходит корректировка темы в соответствии с этими параметрами, определяется форма изложения. Затем пишется письменная работа, которая затем обсуждается (публикуется).

 

КЬЮБИНГ – способ всестороннего рассмотрения темы, проблемы. Педагог может подготовить кубик, на каждой стороне которого указано задание, раскрывающее один из аспектов темы: опишите это, сравните это, свяжите это с чем-то (что напоминает, с чем связано, ассоциации), проанализируйте (расскажите, из чего это состоит), примените это (что с ним можно делать, как оно применяется), выставьте аргументы за» и «против» этого (займите позицию, приведите разные доводы). Педагог предлагает тему для обсуждения, знакомит с заданиями, разделяет группу по номерам 1-6, предлагает письменно рассмотреть соответствующее задание каждым участником, затем обсуждение материалов в малой группе (1-6), оформление ответа.

 

ПЕРЕКРЕСТНАЯ АССОЦИАЦИЯ – способ графического творческого изображения информации. Педагог называет тему или понятие, на которые учащиеся подбирают слова-ассоциации. Схема перекрестной ассоциации: 1 строка -одно слово, 2 строка - делится на две ассоциации (ниже), 3 строка - каждое из двух слов делится на две ассоциации (4 слова на строке), 4 строка - на основе двух крайних ассоциаций образуется одна слева, а на основе двух внутренних ассоциаций образуется одна справа (2 слова), затем (ниже) на основе двух ассоциаций образуется одна (1 слово).

 

СИНКВЕЙН – способ организации творческого переосмысления информации. Учитель предлагает по теме или понятию, которое рассматривалось в теме написать 5 строчек: Первая строчка – одно слово (задается педагогом); вторая строчка - два прилагательных, относящихся к первому слову; третья строчка - три глагола, относящихся к первому слову; четвертая строчка - предложение из четырех слов, призыв; пятая строчка - одно слово – синоним первому.

 

ДИАМАНТА - стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО (в широком смысле слова) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию, в ходе которого важен, не столько «портфолио-результат», сколько «портфолио-процесс» — совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио. Существую различные типы портфоли.

 «Портфолио документов» - собрание сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма, табели успеваемости, значки, медали и т. п.).

 «Портфолио работ»- собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и др. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ и др.

Проектные работы. Указывается тема проекта, даётся описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.

Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.

Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, даётся её краткое описание

Работы по искусству. Даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках.

Другие формы творческой активности: участие в театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.

Факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.

Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, её продолжительность.

Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.

Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, полученный результат.

Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика.

Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

«Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого ученика своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.

 «Проблемно-исследовательский портфолио»- связан с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам, например:

• варианты названий реферата (доклада, статьи);

• Список литературы для изучения;

• микротемы, проблемные области, план исследования;

• дискуссионные точки зрения, статистика;

• цитаты, афоризмы;

• интеграция с другими предметными областями;

• результаты исследования, выводы по результатам исследования; методы исследования; прогнозы и перспективы.

«Тематические портфолио» - создается в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель сообщает в начале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней - защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой.

Технология портфолио может быть использована на микроуровне – на конкретном уроке, в ходе которого учащиеся выполняют мини-проект.

 

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ –способ анализа проблемы через предоставление необходимой информации и возможностей для решения конкретных задач, презентации результатов решения. Педагог готовит кейсы по теме как описание реальной ситуации, которую необходимо проанализировать и решить задачи, которые стоят перед лицами, включенными в ситуацию. Кейсы могут быть направлены на выявление проблемной ситуации, применение учебных методов и средств, формирование стратегии, иллюстрирование ролей и отношений. Процесс обучения по кейс-технологии включает: ознакомление с кейсом, ответ на вопросы: Кто? Что? Почему? Когда? Как?; рассмотрение всего кейса и его разделов, рассмотрение вопросов по кейсу.

 

МЕТАПЛАН – способ организации индивидуальной и групповой работы по решению проблемы. Этапы реализации метаплана: 1 этап – выявление и формулировка проблем (вопросов). Педагог предлагает участникам в течение 3-5 минут сформулировать несколько вопросов по теме, затем неповторяющиеся вопросы анализируются педагогом и выбираются три основных. 2 этап – запись проблем на листочках бумаги – каждому участнику предлагается на трех листочках записать вопросы (по одному). 3 этап – индивидуальное смыслотворчество – каждый участник в течение 10 минут письменно отвечает на вопросы на этих же листочках. Этап – каждый участник по кругу знакомит всех со своими ответами. 5 этап – анализ, обобщение индивидуальных смыслов. Листочки с вопросами и ответами на ни распределяются по номерам; группа распределяется на 3 микрогруппы, которые делают анализ ответов по соответствующим вопросам, ответы оформляются на листах ватмана. 6 этап – представление итогов работы творческих групп. 7 этап – рефлексия итогов деятельности.

 

РОМАШКА - способ организации обсуждения проблемы. Педагог подбирает цитаты известных людей по теме урока, распечатывает их на листах и развешивает на доске, готовит плакат с пронумерованными цитатами (в форме ромашки). Каждый ученик получает лист с пронумерованными высказываниями по различным аспектам темы урока, в течение 6-10 минут каждый ученик отмечает на листе три значимых для него цитаты и рядом пишет свои комментарии. Затем ученики объединяются в пары и каждой паре необходимо найти одно, общее для пары высказывание (даже если оно не было ими выбрано на предыдущем этапе) и составить четыре аргумента в его защиту (+) или опровержения (-). Каждый аргумент фиксируется маркером на отдельном листе бумаги.

Педагог по очереди зачитывает вывешенные на доске цитаты, если оно было выбрано участниками, то представитель от пары зачитывает аргументы, прикрепляя их под вывешенной цитатой. Так рассматриваются все цитаты, обобщение и комментарий педагога.

 

МАСТЕРСКАЯ БУДУЩЕГО– способ индивидуальной и групповой работы по всестороннему рассмотрению проблемы. Педагог предлагает подготовить по 2 листа бумаги и в течение 5-10 минут записать плюсы (положительные аспекты) и минусы (отрицательные аспекты) обсуждаемой проблемы (отдельно на каждом листе). Затем идет обсуждение, листы с + и – развешиваются на разных сторонах доски, создаются две творческие группы, которые анализируют варианты ответов, обобщают и презентуют результаты своей работы. На втором этапе создается несколько творческих групп по 5-7 человек, которые в течение 20-15 минут разрабатывают идеальные модели решения обсуждаемой проблемы (используются маркеры, листы ватмана), каждая из групп защищает свою модель. На третьем этапе – творческие группы в том же составе определяют конкретные шаги решения проблемы, которые необходимо предпринять, результаты обсуждаются в группе и комментируются педагогом. На четвертом этапе – рефлексивный круг.

 

АКВАРИУМ- способ индивидуальной и групповой работы по всестороннему рассмотрению проблемы. Педагог определяет вопросы для рассмотрения темы, выписывает их на листе ватмана и размещает на видном месте, затем распределяет участников с определением их функций: группы экспертов (по количеству вопросов) располагаются по углам аудитории (таблички с названием группы экспертов); наблюдатели рассаживаются по периметру аудитории; действующие лица рассаживаются в центре аудитории по кругу. Затем педагог называет первый вопрос и предлагает действующим лицам высказаться по сути вопроса, экспертная группа по данному вопросу фиксирует ответы. Так же обсуждаются остальные вопросы. После чего педагог предлагает экспертным группам по очереди выступить с обобщением по соответствующим вопросам. Проводится рефлексия.

 

ТАБЛИЦА «ТОЛСТЫХ» И «ТОНКИХ» ВОПРОСОВ –способ развития учебно-познавательных компетенций.Прием таблица «Толстых и Тонких вопросов» может быть использована на любой фазе урока (занятия). На стадии вызова (вопросы до изучения темы) - вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. Можно начать работу с этим приемом, воспользовавшись ключевыми вопросительными словами.

 

Толстые вопросы • Тонкие вопросы
Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...':' Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если..? Что, если ... ? и др. ■ Кто ...? Что ...? Когда ...? Может ..'.' Будет ...? Может ли ... ? Согласны ли Вы... ? Верно ли ...? И

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, в левую - вопросы, требующие развернутого, аргументированного ответа: Прием «Толстый и тонкий вопросы» используется в следующих обучающих ситуациях:

• Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя свои таблицы.

• Для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», можно получить односложные ответы. Если же после небольшого вступления попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы, которые их интересуют.

• Для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы. Часто учащиеся задают вопросы, не учитывая время, которое потребуется для ответа.

 

РОМАШКА БЛУМА –способ развития учебно-познавательных компетенций. Известным американским психологом и педагогом Б. Блумом создана таксономия учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). Каждому уровню соответствует свой тип вопроса (Ромашка с лепестками-вопросами): шесть лепестков - шесть типов вопросов, которые педагог может составлять совместно с учащимися по теме урока или использовать в качестве домашнего задания.

• Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

• Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ... ?», «Если я правильно понял, то ... ?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ... ?» Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики.

• Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова: «Почему?» Они направлены на установление причинно-следственных связей. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Поэтому должен быть в ответе элемент самостоятельности.

• Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, то это творческий вопрос.

• Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «П1очему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

• Практические вопросы. Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой (умение привести и разобрать пример). «Как бы вы поступили на месте героя рассказа'?» и т.д.

 

ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ – способ развития учебно-познавательной компетенции учащихся. С последней парты каждого ряда запускается лист с заданием, в котором ученики заполняют по одному фрагменту: пропу­щенное слово, фразу, часть в таблице, схеме, формулах и т. д. Выполненное задание озвучивается. Побеждает тот ряд, который быстрее и правильнее выполнил работу. Если у лидера есть ошибки, рассматриваются другие отве­ты. Победа может перейти к другому ряду, который выполнил задание позже, но более правильно. Прием используется на этапе проверки домашнего задания.

 

СТОЛКНОВЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – способ стимулирования постановки учебной задачи на уроке. Учитель предлагает учащимся задание, с которым дети сначала легко справляются (благодаря субъективному опыту или знаниям, полученным при изучении предыдущей темы); но затем они сталкиваются с противоречием, для решения которого необходимы новые знания. Как следствие - формулирование уча­щимися учебной задачи.

 

АССОЦИАЦИЯ – способ актуализации опорных знаний, стимулирования познавательной активности. При знакомстве с новым понятием учащимся предлага­ется высказать свои ассоциации, связанные с ним впечатления. образы, ко­торые позволят легче усвоить новую тему.

 

ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ – способ развития орфографической памяти, стимулирует за­поминание терминов, фамилий, словарных слов, способствует повышению грамотности. Опрашиваемый ученик должен воспроизвести произносимые учителем слова (чаще всего из числа словарных) не так, как слышит, а так, как должен написать – т. е. орфографически пра­вильно. Используется в качестве устной разминки, а также в числе закрепительно-тренировочных упражнений.

 

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ – способ обобщения и закрепления материала. Учащиеся делятся на группы, разыгрывают миниатю­ры, выступая в роли "молекул", "тел", и моделируют изучаемые процессы, ситуации и события.

 

ШТОРКА – способ выработки умений и навыков. Ученики записывают в тетрадь только условие задачи и кла­дут ручки на парту, готовясь работать устно: рассуждать, анализировать, понимать, запоминать. Под руководством учителя задание активно выполня­ется, и решение записывается на доске. Затем решение закрывается, а ребя­та записывают его в тетради. После этого решение нужно открыть для само­проверки, выяснить, какие затруднения возникли при выполнении работы.

 

Я – МАСТЕР – способ развития учебно-познавательных компетенций. На начальной стадии изучения темы определяются ученики, которые проявили себя наиболее активно и верно отвечали по новой теме. Им дается звание "Мастер" (можно придумать нагрудный значок бейдж или вымпел). На следующих уроках Мастера получают лист с зада­ниями и помогают группам менее успешных одноклассников разбирать слож­ности темы. Далее подопечные Мастеров выполняют самостоятельную работу, которую могут проверить Мастера, учитель; либо проводится само- или взаимопроверка. Звание Мастера переходящее и дает возможность каждому ученику побывать в этой роли.

 

ПОЛУЧИ БОНУС – способ стимулирования мотивации учебной деятельности. В ходе урока любого типа ученик принимает участие в работах разного вида: фронтальный опрос, ответ у доски, работа консультантом, ответ по домашнему заданию и т. д. За каждый вид деятельности он получает бонус - цветной жетончик (цвету соответствует определенный балл). В конце урока можно посчитать бонусы и сравнить свои результаты с работой товарищей. Этот прием развивает дух здорового соперничества, повышает учебную мотивацию и стремление активно трудиться на уроке, самосовершенствоваться.

 

ВЕРЮ - НЕ ВЕРЮ – способ развития учебно-познавательных компетенций. Учитель зачитывает несколько утверждений по опре­деленной теме (от 5 и более). Если ученик считает, что сказанное - верно, он ставит знак "+", если нет, ставит знак « - «.  По окончании работы открывается ключ, можно проводить коллективную, индивидуальную проверку или осу­ществлять взаимопроверку.

 

ГОРЯЧО – ХОЛОДНО – способ активизации мыслительной деятельности. Учитель комментирует ход рассуждений учеников с помощью слов: "тепло", "еще теплее", "холодно" и т. д. Применяется при обсуждении поставленного проблемного вопроса.

 

ЛИШНИЕ СЛОВА – способ развития учебно-познавательной компетенции. Дан перечень характеристик какого-либо предмета, явления, алгоритма действия. Ученики находят и вычеркивают лишние слова.

 

ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ – способ развития учебно-познавательной компетенции. Ученик-экскурсовод готовит информацию для проведения экскурсии. Творчески перерабатывая материалы учебника и дополнительной литературы, школьники фантазируют, вживаются в образ. Во время экскурсии берется "интервью" у исторических личностей, ведутся "репортажи" с места событий.

 

А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО... – способ развития учебно-познавательной компетенции. Ученики должны закончить фразу, используя ин­формацию, которую заранее нашли по изучаемой теме.

 

ИНТЕРВЬЮ – способ организации закрепления и обобщения темы. Класс делится на "корреспондентов" и "респондентов"; "корреспонденты" задают вопросы "респондентам" по изученному материалу. Оцениваются содержательность, логичность и творческий характер беседы, которую проводит "корреспондент", и оригинальность, точность высказываний "респондентов".

 

БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ – способ развития учебно-познавательной компетенции. Учитель дает задание придумать быль или небылицу (можно просто привести реальные или вымышленные факты) по определенной теме. Затем учащиеся читают вслух свою быль или небылицу, а остальные пы­таются отгадать, правда это или нет, а также объяснить, почему они так думают. Ученик, придумавший быль или небылицу, комментирует ответы одноклассников.

 

ПЕРЕКИНЕМ МОСТИК – способ развития учебно-познавательных компетенций. Учитель, неожиданно для обучающихся, предла­гает "перекинуть мостик" из урока в урок, из предмета в предмет. Например, на уроке русского языка предлагает записать математические термины, на уроке географии - вспомнить математику, на уроке математики - русский язык и т. д. Можно "перекинуть мостик" в профессию, в которой знания, полу­ченные на уроке, будут востребованы.

 

ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД – способ стимулирования познавательной активности. Учитель демонстрирует изображение, спрятанное за карточками с номерами заданий. Количество карточек с цифрами равно количеству заданий, которое учитель планирует выполнить с учащимися в течение урока. Лучше, если цифры на карточках расположены не по порядку. По мере выполнения заданий картинка открывается.

 

РЕКОРДЫ – способ развития учебно-познавательной компетенции. Учащимся при изучении темы о группе сходных объектов предлагается поработать с дополнительными информационными источниками: составить вопросы, начинающиеся словами "самый длинный", "самая большая" (короткая, глубокая, теплая, холодная и др.).

 

ОПОРНЫЕ СЛОВА – способ включить учащихся в процесс активного восприятия учебно-познавательной информации по теме урока. При использовании видеофильма в качестве основного источника новых знаний перед его просмотром необходимо написать на доске или вывесить плакат с новыми терминами, названиями, датами и др. опорными словами, которые встретятся учащимся в фильме. На следующем этапе урока следует организовать работу с данными опорными словами, которая бы предусматривала осмысление учащимися наиболее важных фактов, выявление причинно-следственных связей между ними.

 

ДОПОЛНЕНИЕ – способ развития информационной компетенции. При использовании на уроке учебного видеофильма уча­щимся можно дать задание на сравнение его содержания с материалом учеб­ника по данной теме: дополнить текст учебника информацией из фильма или, наоборот, дополнить фильм сведениями из учебника. От выбора варианта будет зависеть, начинать ли работу с просмотра фильма или с текста учебника.

 

ТЕЗАУРУС – способ развития умения обобщать информацию.  Используя таблицу тезауруса (категория, основные понятия, признаки (свойства), взаимосвязь, законы и правила), составить систему понятий по изучаемой теме.

 

УЧЕБНИК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ – способ развития информационной компетенции. После изучения темы педагог разбивает ее на блоки (их должно быть немного). Дома учащиеся на листе формата А4 готовят "страничку учебника", отражая содержание каждого блока с помощью рисунков, аппликаций, условных знаков, кратких описаний и т. д. В классе учащиеся знакомят друг друга со своим представлением темы. Можно прове­сти опрос, во время которого разрешается пользоваться только чужой "стра­ничкой". К концу освоения общей темы обычно получается замечательный раздел "учебника нового поколения".

 

ОПРОС ПЯТЕРЫХ –способ развития учебно-познавательной компетенции. Учащимся предлагается подготовить по 3-4 вопроса по теме домашнего задания, требующих конкретного краткого ответа. Затем к доске вызывается пятеро учащихся, по указанию педагога ученики из класса задают по одному вопросу «пятерке», учащиеся из «пятерки» по очереди отвечают на вопросы из класса (можно 3 круга).

 

ИНТЕРВЬЮ С ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЕМ – способ развития коммуникативной компетенции. К доске вызывается один ученик, который отвечает на вопросы одноклассников от имени литературного героя, исторического персонажа. Вопросы могут быть тематическими (связанными с содержанием произведе­ния, событий) и смысловыми (связанными с идеей произведения, причинами). Оцениваются инте­ресные вопросы и содержательные ответы "героя".

 

ВЕТВЛЕНИЕ – способ развития коммуникативной компетенции. Учитель всем учащимся дает одинаковое задание. У того, кто первый справился с заданием, его проверяет учитель, у следующего - первый ученик, теперь в классе два проверяющих, и т. д. Через некоторое время часть класса становится консультантами, часть консультируемыми. Учитель организует данный процесс, встраиваясь в него при необходимости.

 

ПРОЖЕКТОР - способ развития ценностно-смысловых компетенций.  Роль прожектора выполняет один ученик, который фик­сирует наиболее интересные (по его мнению) высказывания, мысли, рассу­ждения, спорные моменты. В конце урока он озвучивает подмеченное и проводит мини-дискуссию. Обсуждаемых вопросов должно быть не более 2-3-х.

 

КОМПАС – способ развития ценностно-смысловых компетенций. При организации самостоятельной работы учащихся на весь урок, учитель устанавливает "ориентиры", на которые должны выходить учащиеся на определенных этапах своей работы. Это по­зволяет учащимся своевременно обнаруживать, что они "сбились с пути", и необходимо своевременно "уточнить маршрут" своего продвижения по теме самостоятельной работы.

 

УСТ – способ развития ценностно-смысловых компетенций. На парте каждого ученика стоят пирамиды с крупно написанными на гранях буквами - У, С, Т. Получив задание, ученик определяет для себя, каким способом он будет его выполнять: У - с учителем, С - самостоятельно, Т - творчески подойдет к выполнению задания, т. к. уже имеет определенный опыт.

 

ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА- способ организации рефлексии в конце занятия. Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – корзина и на третьем – мясорубка. На желтом листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности. На синем листочке – то, что оказалось ненужным либо было хорошо знакомым и что можно отправить в "корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату. Серый листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка". Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

 

РЕСТОРАН -способ организации рефлексии в конце занятия. На доске приклеиваются картинка "Повар" и вопрос: "Насытились?", на отдельных листочках участника предлагается закончить предложения: Я съел бы еще этого …Больше всего мне понравилось …Я почти переварил …Этот ресторан …Я переел …Пожалуйста, добавьте …

 

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ – способ определения вклада каждого участника семинара в достижение общей цели. На доске написаны слова «Стрекоза» и «Муравей» (или рисунки). Каждый участник подходит и записывает свое имя под соответствующим словом, оценивая свой вклад в общегрупповую работу

 

ТОЛЬКО МОИ ПЛЮСЫ - способ рефлексии. Обучающиеся в конце урока называют только то, что во время работы у них получилось лучше всего.

 

ВСЕ У МЕНЯ В РУКАХ!-способ организации рефлексии в конце занятия. На доске крепится плакат с изображением ладони. Большой палец – "Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать", указательный – "Здесь мне были даны конкретные указания", средний – "Мне здесь совсем не понравилось", безымянный – "Психологическая атмосфера", мизинец – "Мне здесь не хватало…". Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.

 

МИНИ-СОЧИНЕНИЕ -способ организации рефлексии в конце занятия. Участникам педагогического взаимодействия предлагается написать на отдельных листках бумаги небольшие по объему тексты по окончании занятия на темы: "Мои мысли о своем участии на занятии". "Как я оцениваю результаты дела". "Что мне дало это занятие". Познакомившись с сочинениями, педагог проводит их анализ. Этот технологический прием можно организовать и следующим образом: участник педагогического взаимодействия достает сочинение, зачитывает, группа пытается угадать, чье оно.

 

ЗАРЯДКА - способ организации рефлексии в конце занятия. Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам. Могут быть предложены следующие движения: -присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение; -присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;  -обычная поза, стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение; -поднять руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение; -поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.

В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением. Каждый участник, после того как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение.

 

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО - способ организации рефлексии в конце занятия. Участникам педагогического взаимодействия (студентам, педагогам и т.д.) предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее педагог может подготовить и раздать каждому, написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия. Для выполнения этой работы дается 2-3 минуты. По истечении времени педагог собирает листочки с записанными на них ключевыми словами. После этого преподаватель проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать студентам. Этот технологический прием можно реализовать и устно: каждый из участников через 2-3 минуты по цепочке называет вслух свое слово.

 

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕспособ организации рефлексии в конце занятия. Учитель указывает, что урок, мероприятие, игра подошёл к концу, и предлагает учащимся высказаться, закончив предложение: Я хочу сказать ...

Мне больше всего удалось ...; За что ты можешь себя похвалить? ; За что ты можешь похвалить одноклассников? Что приобрёл?  Что меня удивило?  Для меня было открытием то, что ... ; Что, на ваш, взгляд удалось? Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?   Мои достижения на уроке ... ; Сегодня на уроке я: научился ... ; было интересно ... ; было трудно ...Чему вы научились на занятии? Какие задания вам понравились больше всего? Мне показалось важным ... ; я понял что ... . Урок: заставил задуматься ... ; навел меня на размышления ... . Что нового вы узнали на уроке?  Что вы считаете нужным запомнить?   Над чем ещё надо поработать? Своей работой на уроке я: доволен; не совсем доволен;  я не доволен, потому что ... ; я выбрал эти занятия на уроке, потому что: они мне нравятся больше остальных; я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями; они легче остальных.

 

АНКЕТА-ГАЗЕТА - способ организации рефлексии в конце занятия. На большом листе бумаги (ватмана) участникам педагогического взаимодействия предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п. После того как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение.

 

ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ –способ оценки групповой работы. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

1. Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

- делало её более эффективной

- тормозило выполнение задания

- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

2. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

- обмен информацией

- взаимодействие

- взаимопонимание

- были равномерно задействованы все уровни

3. Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

- недостаток информации

- недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)

- трудности в общении

4. Какой стиль общения преобладал в работе?

- ориентированный на человека

- ориентированный на выполнение задания

5. Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

- в группе сохранилось единство и партнерские отношения










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 2703.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...