Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рефлексивно-деятельностные технологии в образовательном процессе




 

Технологии, в рамках которых осуществляется субъектный подход, создаются ситуации для рефлексии и самостоятельной деятельности учащихся, развития ключевых компетенций учащихся можно определить, по мнению В.К.Зарецкого как рефлексивно-деятельностные технологии [17].

Сочетание рефлексии и деятельности проявляется в практике проведения большого числа педагогических технологий, которые могут быть использованы на различных уровнях обобщенности (микротехнологии или педагогические техники, предметно-тематические технологии, макротехнологии). Следует отметить, что этим критериям соответствуют, прежде всего, технологии интерактивного обучения как сочетание методов организации взаимодействия, а также использование методов активного, проблемного обучения.

Можно выделить различные подходы и основания для классификации рефлексивно-деятельностных технологий.

1. По ведущей функции в педагогическом взаимодействии – интерактивные методы (С.С.Кашлев):

· методы организации коммуникации (прогноз погоды, поменяемся местами, заверши фразу);

· методы организации обмена деятельностями (метаплан, мастерская будущего, аквариум, перекрестные группы);

· методы организации мыследеятельности (четыре угла, чье это?, выбор, логическая цепочка);

· методы организации смыслотворчества (заверши фразу, алфавит, работа с понятиями, интеллектуальные качели, аллитерация понятия);

· методы организации рефлексивной деятельности (рефлексивный круг, мишень, мини-сочинение, ключевое слово и др.) [12, 13].

2. По организации сотрудничества учащихся (Н.И.Запрудский):

· методы кооперативного обучения (по Е.С.Полат - обучение в команде, учимся вместе, пила или мозаика);

· интегральная технология;

· методы проектного обучения;

· технология педагогических мастерских (индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, рефлексия) [8, 9, 10].

3. По критерию развития мышления учащихся (Д. Стил, К. Мередис, Ч. Темпл – «Развитие критического мышления через чтение и письмо»):

· методы мотивации деятельности с новой информацией на основе определения границ своего знания и незнания, актуализации личного опыта (мозговой штурм, прогнозирование по ключевым словам, прогнозирование по названию, восстановление логической цепочки, аллитерация, алфавит);

· методы осмысления содержания (карта идей/понятий, знаю/хочу узнать/узнал, зигзаг, инсерт, двучастный дневник, схема предсказаний, концептуальная таблица, кластер, перекрестная ассоциация, ротация)

· методы размышления и оценки (рефлексии - эссе, рефлексивный круг, рефлексивная мишень, заверши фразу, острова, футбольное поле, телеграмма, чемодан-мясорубка-корзина, ресторан, все у меня в руках, заключительная дискуссия, дерево настроения, мухомор, звезда сбывших ожиданий, ХИМС, яблонька)

· проблемное обучение

· Кейс-технологии [1].

4. По критерию субъектности учащегося на различных этапах урока (В.К.Зарецкий):

· в начале урока (дюжина вопросов, составление списка известной информации, аллитерация (алфавит), вопросы по опорным словам, логические цепочки (перепутанные логические цепочки), верные-неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам, шапка вопросов, графическая организация материала);

· в ходе урока (двучастный дневник, мозговой штурм, ротация, зигзаг, ЗХУ, кластер, синквейн, перекрестные ассоциации, метаплан, четыре угла, инсерт, проект, дискуссия (ранжирование, в два круга, шкала, перекрестная), концептуальная таблица и др.);

· в конце урока (мишень, заверши фразу, острова, футбольное поле, телеграмма, все у меня в руках, заключительная дискуссия, ресторан, чемодан-мясорубка-корзина, мухомор и др.) [17].

5. По критерию использования информационных средств обучения (компьютер):

· Источник информации (интернет);

· Средство демонстрации (объекты, явления, процессы – фото и видеоматериалы);

· Средство моделирования деятельности (виртуальный эксперимент);

· Средство организации контроля и самоконтроля (тесты)

· Компьютерная лекция (мини-лекция, презентация)

· Практическое занятие (выполнение тренировочных упражнений, решение задач)

· Лабораторная работа

· Тестирование (входная, промежуточная, выходная диагностика)

· Программированное обучение (обучающая компьютерная программа).

Анализ рассмотренных подходов позволяет отметить, что различные авторы включают одни и те же либо похожие технологии (микротехнологии или техники) в свою классификацию, в связи с чем последующая характеристика рефлексивно-деятельностных технологий, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся, будет даваться на основе раскрытия особенностей каждой технологии без включения в конкретную группу [1, 2, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 18, 27].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 396.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...