Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема занятия№6. Личность и ее структура. Акцентуации характера. Методика Леонгарда, Шмишека, Д.Ж. Олдхэма и Л. Морриса.
Место проведения:учебная аудитория Продолжительность занятия: 2 часа Цель: Сформировать представление о личности, классификации типов личности; рассмотреть личность врача и больного. Студент должен знать: 1. Определение понятия «личность», «индивид», «индивидуальность». 2. "Я" - концепцию и мотивацию личности. 3. Понятия «акцентуации характера» и «психопатии». 4. Личность врача. 5. Личность больного. Отношение больного к медицинскому персоналу. Студент должен уметь: 1. Определять нарушения интеллекта. 2. Определять темперамент личности. 3. Выявлять акцентуации характера при помощи методики К. Леонгарда, Х. Шмишека. 4. Составить «автопортрет» личности, при помощи методики определения типа личности и вероятностных расстройств Д.Ж. Олдхэма и Л. Морриса. Рекомендуемая литература: Основная литература: 1. П.И Сидоров, А.В.Парняков. Клиническая психология, М., 2008г. 2. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М., 2005г. 3. Л.Хьелл, Д.Зиглер. Теории личности. Питер 2005г.
Дополнительная литература: 1. Г. С. Абрамова. Практическая психология. М., 1997, 368 с. 2. С.Л. Соловьева, Е.Б. Одерышева, А.А. Великанов. Медицинская психология. Уч.- мет. пособие. СПб.: СПбГМА, 2009.-164 С.
Исходный контроль уровня знаний:
Основные вопросы темы:
Итоговый контроль уровня знаний: 1. Дайте определение понятий индивида, личности и индивидуальности. 2. Перечислите отечественных авторов рассматривающих вопросы структуры личности? 3. Перечислите зарубежных авторов рассматривающих вопросы структуры личности?
4. Дайте определение потребности, мотива и цели. Как они соотносятся между собой? 5. Склонности являются предпосылкой развития способностей. Всегда ли склонности совпадают с наличием соответствующих способностей? 6. Дайте определение направленности личности как личностной поструктуры. 7. Дайте определение "Я"- концепции. Как соотносятся "Я"- концепция с самооценкой? Каковы главные функции "Я"? 8. Какие классы потребностей описываются в "пирамиде потребностей" А. Маслоу? Как соотносятся здесь первичные и вторичные потребности? 9. Какие основные разновидности стойкого ослабления интеллекта выделяют? При каких заболеваниях они чаще встречаются? 10. Дайте определение темпераменту. Что собой представляет тип темперамента? 11. Как взаимодействуют темперамент, деятельность и общение? Каково соотношение темперамента и личности? 12. Дайте определение характера. Как взаимодействуют характер и темперамент? 13. Каково соотношение личности и характера? Что входит в структуру характера? Что собой представляет гармоничный характер? 14. Какие существуют типологии характеров? 15. Что собой представляют акцентуальные теории характера? Какие личностно-характерологические типологии предложены в их рамках? 16. В чем различия между акцентуациями и психопатиями? Содержательная часть: 1.Личность, определение понятия. Проблемой личности занимается целый ряд наук: философские, общественно-исторические, юридические, педагогические, а также психология и патопсихология. Однако до настоящего времени в учении о личности нет единства, поэтому существуют немалые сложности в используемом понятийном аппарате. Человек, являясь организмом и личностью, представляет собой сложнейший интегративный результат биологического развития материи и процесса общественного развития. Чтобы научно описать человека, в психологии используется ряд понятий, которые представляют человека с разных сторон. Кроме самого понятия "личность", сюда относятся понятия "индивид" и "индивидуальность". Индивид (от лат. individuum — неделимое) — это психосоматическая организация личности, делающая его представителем человеческого рода. Индивидом мы называем человека, когда говорим о нем как о биологическом существе вида "человек разумный". Индивид — отдельный человек, особь, принадлежащая к человеческому роду. Поэтому мы можем назвать индивидом любого человека — новорожденного, ребенка, взрослого или старца. Человек появляется на свет исключительно как индивид. Социальные условия (воспитание, обучение и др.), конечно, способствуют развитию в индивиде как общечеловеческих свойств и способностей, так и индивидуальных качеств, т.е. индивид не воспроизводится стереотипно по некоторому образцу. Его врожденные, индивидуально-генетические особенности и приобретаемые под влиянием условий воспитания и других внешних воздействий индивидуальные качества делают индивида отличным от других людей, однако наиболее общей характеристикой индивида является целостность его психофизиологической организации, что определяет устойчивость во взаимодействии с окружающим миром и активность. Личность — это особое системное социальное качество индивида, которое он приобретает в процессе возрастного развития при взаимодействии со своим социальным окружением. Младенец как индивид имеет лишь врожденные задатки для становления его как личности. Эти природные предпосылки развиваются только в том случае, если индивид "втянут" в общение и совместную деятельность с другими людьми. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществления этой задачи. В личности прежде всего мы обнаруживаем социальные качества человека. Развитие человека в обществе и формирует его как личность. Таким образом, понятия "индивид" и "личность" не тождественны. Индивид — это та реальность, которая заключена в границах тела человека, в то время как личность — образование, не только выходящее за пределы этого тела, но и формирующееся во внешнем пространстве социальных отношений. Индивидуальность — это понятие отражает только те особенности психики и личности индивида, которые присущи только данному человеку. Тем самым эти особенности отличают одного человека от другого. Сюда относятся как индивидуально-неповторимые психобиологические особенности организма индивида, так и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности. Индивидуальность складывается из особенностей различных черт личности, причем роль социальных и биологических вкладов в них далеко не одинакова. Имеются личностные качества, в развитии которых роль биологических, врожденных влияний очень велика (например, темперамент), но имеются качества (например, мышление, память или воображение), в развитии которых существенную роль уже играют особенности обучения. Еще более возрастает роль обучения в развитии таких качеств личности, как знания, навыки, умения. Особую группу составляют качества направленности личности (например, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение), в формировании которых роль биологического ничтожна, но исключительно велика роль социального опыта, особенностей воспитания.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |