Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема занятия №5: Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства.




Место проведения: аудитория

Продолжительность: 2часа

Цели занятия:

1 Определение и общая характеристика эмоций.

2. Изучение основных свойств и функции эмоций.

3 Изучение патологий эмоциональной сферы.

 

Студент должен знать:

1Определение понятия «эмоция»

2 Классификации эмоций

3 Функции эмоций

4 Проявления эмоциональных свойств

5 Патологию эмоциональной сферы.

 

Студент должен уметь:

1. Классифицировать эмоциональные состояния.

2. Владеть способами снижения эмоциональной напряженности.

3. Классифицировать индивидуально-психологические особенности 

проявлений эмоций и чувств.

 

Темы проектов, рефератов:

1.Эмоции и их роль в жизни человека.

2. Изучение эмоциональных отношений больных к своему заболеванию.

3. Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.

4. Патология эмоциональной сферы.

5. Развитие эмоций в онтогенезе.

 

Рекомендуемая литература:

 Основная литература

1. П.И.Сидоров., А.В.Парняков. Б.Д.Клиническая психология 2008.

2.  Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976.

3. Зейгарник Б. В. Патопсихология. – М., 1976.

4. Петренко Л. В. Нарушение высших форм памяти. – М., 1976.

5. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990.

6.  Лакосина Н.Р., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии- Л,1976.

7.  Медицинская психология: новейший справочник практического психолога/ сост.С.Л. Соловьева.   М.: 2006.

8 .   Лакосина Н.Д.Клиническая психология. Учеб. Для студентов медицинских вузов – М.: МЕД пресс-информ.2003.

9. Карвасарский Б.Д.Клиническая психология 2002.

10. Рубинштейн С.Л Основы обшей психологии.: в 2т-Т.1-М 1989

Дополнительная литература:

1. Современная психология: справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. - С-Пб.: Питер,        2001.

3. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. - 3-е издание.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.

4. Вилюнас В.К. психология эмоциональных состояний. - М.: Изд-во МГУ, 1976.

5. Изард К.Е. Психология эмоций. - С-Пб.: Питер, 1999.

6 . Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

 

Исходный уровень контроля знаний:

1. Что изучает наука психология?

2.Что является предметом и объектом психологии?

3.Основные формы психических явлений.

4 .Какие вы знаете психические процессы и состояния личности?

5 .Назовите, какие вы знаете органы чувств?

 

 Основные вопросы темы:

1 Характеристика  эмоций

2 Основные теории эмоций.

3 Функции эмоций.

4Основные компоненты эмоций

5Классификация эмоций

6Эмоциональные феномены

7 Снятие эмоционального напряжения

8 Патология эмоциональной сферы

 

Итоговый контроль уровня знаний:

1. Дайте основную характеристику эмоций.

2. Какие вы знаете основные теории эмоций.

3 Чем обусловлено возникновение эмоций в периферической теории Джеймса-Ланге?

4. В чем заключается различия в теориях эмоций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда?

5. Какие вы знаете функции эмоций?

6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?

7. Перечислите основные компоненты эмоций.

8 . Что относится к внутренним проявлениям эмоций.

9. Авторы  классификаций эмоций.

10.О каких трех основных переменных идет речь в классификации, разработанной Симоновым?

11. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции?

12 Виды чувств?

13, Какие проявления эмоциональных свойств вам знакомы?

14.Дайте определение понятию «эмпатия»? Какова ее роль в деятельности медицинского работника?15. Какие способы снятия эмоционального напряжения вам знакомы?

              

Содержательная часть.

Эмоции и чувства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.

  Во-первых, они характеризуются полярностью,то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т. д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность.Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:

 стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев)

 астенические, — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль)                  

 Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность:в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.

 

       Основные теории эмоций

Периферическая теория эмоций Джеймса- Ланге

Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В.Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: " Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим". В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций , стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций , обозначив связь между тремя событиями : внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений ,возникающих в результате периферических реакций.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...