Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема занятия №5: Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства.
Место проведения: аудитория Продолжительность: 2часа Цели занятия: 1 Определение и общая характеристика эмоций. 2. Изучение основных свойств и функции эмоций. 3 Изучение патологий эмоциональной сферы.
Студент должен знать: 1Определение понятия «эмоция» 2 Классификации эмоций 3 Функции эмоций 4 Проявления эмоциональных свойств 5 Патологию эмоциональной сферы.
Студент должен уметь: 1. Классифицировать эмоциональные состояния. 2. Владеть способами снижения эмоциональной напряженности. 3. Классифицировать индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.
Темы проектов, рефератов: 1.Эмоции и их роль в жизни человека. 2. Изучение эмоциональных отношений больных к своему заболеванию. 3. Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств. 4. Патология эмоциональной сферы. 5. Развитие эмоций в онтогенезе.
Рекомендуемая литература: Основная литература 1. П.И.Сидоров., А.В.Парняков. Б.Д.Клиническая психология 2008. 2. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976. 3. Зейгарник Б. В. Патопсихология. – М., 1976. 4. Петренко Л. В. Нарушение высших форм памяти. – М., 1976. 5. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990. 6. Лакосина Н.Р., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии- Л,1976. 7. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога/ сост.С.Л. Соловьева. М.: 2006. 8 . Лакосина Н.Д.Клиническая психология. Учеб. Для студентов медицинских вузов – М.: МЕД пресс-информ.2003. 9. Карвасарский Б.Д.Клиническая психология 2002. 10. Рубинштейн С.Л Основы обшей психологии.: в 2т-Т.1-М 1989 Дополнительная литература: 1. Современная психология: справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999. 2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. - С-Пб.: Питер, 2001. 3. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. - 3-е издание.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. 4. Вилюнас В.К. психология эмоциональных состояний. - М.: Изд-во МГУ, 1976. 5. Изард К.Е. Психология эмоций. - С-Пб.: Питер, 1999. 6 . Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. - М.: Изд-во МГУ, 1984.
Исходный уровень контроля знаний: 1. Что изучает наука психология? 2.Что является предметом и объектом психологии? 3.Основные формы психических явлений. 4 .Какие вы знаете психические процессы и состояния личности? 5 .Назовите, какие вы знаете органы чувств?
Основные вопросы темы: 1 Характеристика эмоций 2 Основные теории эмоций. 3 Функции эмоций. 4Основные компоненты эмоций 5Классификация эмоций 6Эмоциональные феномены 7 Снятие эмоционального напряжения 8 Патология эмоциональной сферы
Итоговый контроль уровня знаний: 1. Дайте основную характеристику эмоций. 2. Какие вы знаете основные теории эмоций. 3 Чем обусловлено возникновение эмоций в периферической теории Джеймса-Ланге? 4. В чем заключается различия в теориях эмоций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда? 5. Какие вы знаете функции эмоций? 6. В чем состоит регулирующая функция эмоций? 7. Перечислите основные компоненты эмоций. 8 . Что относится к внутренним проявлениям эмоций. 9. Авторы классификаций эмоций. 10.О каких трех основных переменных идет речь в классификации, разработанной Симоновым? 11. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции? 12 Виды чувств? 13, Какие проявления эмоциональных свойств вам знакомы? 14.Дайте определение понятию «эмпатия»? Какова ее роль в деятельности медицинского работника?15. Какие способы снятия эмоционального напряжения вам знакомы?
Содержательная часть. Эмоции и чувства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки. Во-первых, они характеризуются полярностью,то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т. д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него). Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность.Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции: стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев) астенические, — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль) Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность:в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон). Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.). Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.
Основные теории эмоций Периферическая теория эмоций Джеймса- Ланге Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В.Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: " Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим". В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций , стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций , обозначив связь между тремя событиями : внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений ,возникающих в результате периферических реакций. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 269. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |