Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система контроля индивидуальных достижений учащихся 3-4




МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР

Учёта динамики индивидуальных достижений учащихся во внутренней системе управления качеством образования

В общеобразовательных учреждениях  г. Комсомольска-на-Амуре

Общие положения

Методический конструктор учета динамики индивидуальных достижений учащихся во внутренней системе управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях г. Комсомольска-на-Амуре (далее – Конструктор) составлен методическим центром «Информационно-методический центр города Комсомольска-на-Амуре» с учетом опыта работы пилотных образовательных учреждений, проблемных групп учителей начальной школы города. Конструктор является методическим пособием для учителей начальных классов, руководителей школьных методических объединений позволяет проектировать внутреннюю систему управления качеством образования в образовательном учреждении с учетом его специфики, разрабатывать систему оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования1 (далее – Система оценивания).  

Конструктор состоит из четырех блоков:

1. Особенности оценивания достижения планируемых результатов основной

образовательной программы.

2. Формы контроля и оценки. Нормы оценивания.

3. Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной

деятельности учащегося

4. Взаимодействие участников образовательного процесса.

Разработчики конструктора планируют дополнять и изменять содержание блоков Конструктора по мере накопления опыта введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт).

 Система учета динамики индивидуальных достижений учащихся, являясь частью внутришкольного контроля (ВШК), представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся.

 

______________________

1   См. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.

 

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само‑ и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования города Комсомольска-на-Амуре, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования педагогических работников.     

      

Блок 1. Особенности оценивания достижения планируемых результатов основной образовательной программы

1.1. Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х

классов

Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:

- оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью

«Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д.

- соотносить свою оценку с оценкой учителя;

- договариваться о выборе образца для сопоставления работ;

- обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении1,2:

- «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили

материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

- «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают

крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;

- «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых

сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

________________

1 См. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.: Эксперимент, 1999

2 Цукерман Г.А., Гинсбург Д.В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку.-М., 1993.

 

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на учебные четверти.

Мониторинг сформированности УУД:

- 1-й этап – изучение мнения родителей о степени готовности

ребенка к обучению в школе;

- 2-й этап – проведение игрового занятия с использованием заданий,

объектом контроля которых являются овладение способами решения проблем творческого и поискового характера, основами логического мышления, способами получения информации и др., наблюдение и анализ выполнения заданий;

- 3-й этап – проведение урока с использованием групповых форм

работы, наблюдение и анализ коммуникативных УУД.

1.2. Система безотметочного обучения в 1-2 классах

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания такие как: не формирование у учащихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность; травмирующий характер.

Безотметочное обучение целесообразно вводить в 1-2-м классах, что будет  способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Использование безотметочного обучения осуществляется в соответствии с методическим письмом Министерства образования РФ от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования». В течение 1-2-го года обучения в журнале фиксируются только пропуски уроков.

Основными принципами безотметочного обучения являются:

- дифференцированный подход при осуществлении оценочных и

контролирующих действий;

- критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на

критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;

- приоритет самооценки – формируется способность учащихся

самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя;

- непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения,

предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора

конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;

- гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном

процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика;

- сочетание качественной и количественной составляющих оценки 

качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

- естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка

должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.

 

Система контроля индивидуальных достижений учащихся 3-4

Классов.

 Основные виды контроля:

- по месту в процессе обучения:

- предварительный контроль, позволяющий определить исходный

уровень обученности и развития учащихся;

- текущий контроль, позволяющий определять уровень развития

учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;

- итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний

учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

- по содержанию:

- прогностический или планирующий контроль, определяющий

последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;

- пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой

и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- контроль по результату, сравнивающий фактический результат или

выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;

- по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

- внешний контроль, осуществляемый педагогом или

одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);

- внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся

и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

К главным критериям, самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

- усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие

требованиям государственного стандарта общего образования;

- сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать,

сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

- развитость познавательной активности и интересов, прилежания и

старания;

- сформированность познавательной активности и интересов,

прилежания и старания.

Оцениванию не подлежат:

- темп работы ученика;

- личностные качества школьников;

- своеобразие их психических процессов (особенности памяти,

внимания, восприятия и т. д.).

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Конечная цель обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

Особенности оценивания.

Особенностью Системы оценивания в рамках ФГОС НОО является

вариативность инструментов оценки, наличие разных оценочных шкал, нескольких способов фиксации полученных результатов оценивания, включением ученика в процесс оценивания. Использование различных форм оценивания осуществляется с учетом методического письма Министерства образования РФ от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

Для фиксации отметок в журнале и личном деле целесообразно установить:

- двухбалльную шкалу отметок «усвоил - не усвоил»  при безотметочном обучении в 1-м классе; уровень усвоения фиксируется в журнале и в личном деле в конце учебного года, начиная со второго класса в конце каждой учебной четверти в классном журнале и в конце учебного года в классном журнале и личном деле учащихся.

- двухбалльную шкалу отметок «зачет-«незачет»  для предмета ОРКСЭ

 (4 класс).

- четырёхбалльную шкалу отметок «2», «3», «4», «5» для оценки по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, иностранный язык, технология, физическая культура, музыка, ИЗО;

Инструменты оценивания: критериальные описания, эталоны, памятки, линейки достижения, портфолио.

 Критериальные описания – наборы критериев, которые указывают на черты или знаки, которые следует отметить в работе, а также устанавливают правила количественной оценки работы по заранее установленной шкале. Такие описания могут предлагаться как учителем, так и учащимися.

Эталоны – представляют собой образцы детских работ, с которыми сравниваются оцениваемые работы. Обычно используются в связи с критериальными описаниями или текущими задачами оценивания.

Памятки – содержат перечни информации, данных, элементов, характерных признаков и свойств, которые должны быть отражены в работе или в процессе ее выполнения.

Портфолио - сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Результаты итоговой и промежуточной аттестации могут выражаться в порядковой (балльной, уровневой) и описательной (качественной) оценках.

Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основесодержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету.

Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.

Рекомендуем использовать следующее процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня достижения предметных результатов образования в ходе проведения работ тестового характера и итоговых контрольных работ:

 

Уровень                                Общий % выполнения итоговой работы Отметка
Повышенный 90-100 % «5»
       Прочный базовый 66-89 % «4»
Базовый 50 – 65 % «3»
Недостаточный 49% и ниже «2»

В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...