Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие требования по оформлению пояснительной записки.




Методические рекомендации студентам по выполнению выпускной квалификационной работы

Профессиональная подготовка студента как состоявшегося художника-педагога предполагает сложную систему образования. Поэтому, выполняя ВКР, выпускник должен не только показать свой творческий потенциал и мастерство владения художественным материалом, но и педагогические компетенции, умение работать с научной литературой, обоснованно формулировать цель, задачи, выводы и т. д.

Структура содержания ВКР может быть представлена следующими разделами:

1. Философский и историко-искусствоведческий аспект создания художественного образа, воплощенного в творческой работе.

2. Технология выполнения работы в выбранном направлении изобразительного искусства.

3. Методический аспект по теме ВКР.

4. Творческая работа по теме ВКР.

Рассмотрим более подробно эти разделы.

1. Философский и искусствоведческий аспекты создания художественного образа в изобразительном искусстве и воплощения его в творческой работе можем рассматриваться как формирование художественной концепции, под которой подразумевается мировоззрение человека, имеющее как индивидуальное, так и групповое значение и охватывающее весь сложный психолого-социологический комплекс воздействия общественного и культурно-бытового порядка. Например, аспект влияния региональной этнокультуры на профессиональное искусство. В этом также рассматривается творчество художников (региональный компонент ВКР).

2. Рассматриваются материалы, инструменты, оборудование, технология выполнения ВКР, отвечающие идейному замыслу автора. Разрабатывается эскизы композиции произведения.

3. В методической части, рассматриваются учебные образовательные стандарты, требования, программы, методика преподавания предмета как в общеобразовательной школе, так и в учреждениях дополнительного образования.

4. Творческая часть ВКР по выбранной теме требует от дипломника знания законов композиции, умения применять их к определенному материалу. Творческая часть ВКР – это графические листы выполненные в печатной и оригинальной графике, живописные произведения в различных живописных техниках, изделия ДПИ и дизайн-проекты.

ВКР по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование, профиль Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства может быть выполнена студентами в любом жанре изобразительного искусства, ДПИ. Их можно представить в виде ряда тем дипломных работ, которые не исключают еще большего разнообразия. Перечень предложенных тем ВКР различается в основном по технологии выполнения, однако каждая из них содержит еще и художественный образ, который обозначается названием творческой работы.

Содержание ВКР :

1. Пояснительной записки.

2. Поисково-эскизный ряд.

3. Творческая работа.

1. Пояснительная записка представляет собой теоретическое обоснование выбранной темы, философский, искусствоведческий, методический аспекты, технологические разработки и композиционный поиск творческой работы.

2. Поисково-эскизным рядом является выставка, состоящая из поисковых материалов по выбранной тематике (скицев, эскизов, этюдов).

3. Творческая работа – это серия графических листов, живописная композиция в определенном материале, изделия ДПИ, дизайн-проект с формированием художественно-образного замысла. Она должна отвечать требованиям художественной выставочной работы.

 

Основные направления тематики ВКР по дереву и бересты

1 Декоративные панно
2 Шкатулки
3 Мелкая пластика (шахматы, статуэтки)
4 Сувенирные изделия (канцелярские наборы и единичные изделия, медали, плакетки, эмблемы)
5 Посуда, наборы посуды и кухонные принадлежности (кружки, миски, ложки, блюда, сахарницы, солонки, разделочные доски, подставки под посуду, скалки и т.д.)
6 Изделия из бересты (туеса, хлебницы, наборы для специй и т.д.)
7 Бижутерия и аксессуары из бересты
8 Изделия народных промыслов (пряничные доски, народная игрушка, прялки, посуда)
9 Декоративная скульптура, корнепластика
10 Интерьерные объекты (рамы для зеркала, обрамление часов)
11 Детские игрушки, конструкторы и развивающие игры
12 Предметы мебели (комоды, сундуки, табуреты, ларцы)
13 Плетенные предметы и изделия из ивы, вербы, ракиты, ротанга, лозы, (короба, корзины, кузова, вазы, конфетницы, подносы, сухарницы, хлебницы, кашпо, шкатулки и т.д.)

Техники, приемы и способы обработки дерева и бересты

1 Ручная резьба по дереву (скульптурная, орнаментальная)
2 Точение
3 Фрезерование
4 Плетение из длинных, гибких ветвей различной толщины
5 Инкрустация (маркетри – узор на поверхности изделия из цветного шпона; интарсия -набора рисунка из разноцветных кусков дерева )
6 Плетение из бересты
7 Тиснение и резьба по бересте
8 Роспись по дереву
9 Выжигание по дереву
10 Лакирование, лощение, тонировка, браширование

 

Выбор материала, из которого будет выполнено изделие, необходимо соотносить с его назначением. Например, посуду рекомендуется изготавливать из достаточно твердых и плотных пород древесины. Наилучшим вариантом сырьевого материала является липа. Также подходит дуб, орех и ясень. В свою очередь, для каждого типа посуды существует свой оптимальный перечень пород древесины. Например, для ложек лучше подойдет липа или осина, для кружек и бокалов - ясень, дуб, липа. В качестве материала для резьбы по дереву чаще других используется древесина хвойных пород. Заготовку древесины, бересты и материала для плетения нужно производить заранее, с учетом всех технологических требований к заданному материалу и способу его обработки. Инструменты и материалы для обработки дерева, бересты и сырья для плетения также подбираются под конкретные задачи. Важным является индивидуальное удобство пользования инструментами. Качественный инструмент, с правильно выполненной заточкой обеспечит хороший результат и сократит время на изготовление спроектированного изделия.

Общие требования по оформлению пояснительной записки.

Пояснительная записка должна быть построена по общей схеме и включать: титульный лист, оглавление, введение, главы основной части (теоретическая, историко-искусствоведческая, технологическая, методическая и творческая), выводы по каждой из глав, заключение, список литературы, приложение.

Рассмотрим структуру работы и основные положения, вызывающие наибольшие затруднения.

Титульный листявляется первой страницей пояснительной записки ВКР и заполняется по заданной форме. Образцы оформления титульных листов выставлены на сайте ОмГПУ в разделе Образовательные программы

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки ВКР и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки в конце строки. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Нумерация рубрик делается по индексационной системе, т. е с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер как своей рубрики, так и рубрики, которой она подчинена.

Во введениитакже раскрывается структура ВКР, т. е. дается перечень структурных элементов, их краткая характеристика, последовательность расположения. Обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач. Обязательным элементом введения пояснительной записки является формулировка объекта и предмета исследования.

Введение – очень ответственная часть, поскольку оно не только ориентирует читателя на раскрытие темы ВКР, но и содержит все необходимые его квалификационные характеристики. Основные части введения рассмотрим более подробно.

Тема – это центральный вопрос исследования. Сформулировав тему и обосновав ее актуальность, необходимо определить основные компоненты работы: цель, задачи, практическую и теоретическую значимость.

Актуальность – обязательное требование к любой ВКР. Введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.

Цель – это конечный результат, который должен быть получен в итоге работы. Цель достигается при помощи решения конкретных задач.

Задачи – это «шаги» для достижения поставленной цели. Обычно намечают не более 3 – 4 задач и делают в форме перечисления. Например:

1. Определить теоретические основы работы с помощью анализа философской, искусствоведческой и другой специальной литературы.

2. Изучить степень разработанности литературы по данному вопросу исследования.

3. Разработать концепцию выполнения творческой части ВКР.

4. Разработать и выполнить поисково-эскизную часть ВКР.

5. Выполнить творческую работу.

Объект – это процесс или явление, избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

В главахосновной части пояснительной записки подробно рассматривается философский и искусствоведческий аспекты ВКР, методический аспект изучения темы в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, технология и этапы выполнения практической части. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме ВКР и полностью ее раскрывать. В конце каждой главы должны быть соответствующие выводы.

Методическая часть представляет собой главу, синтез параграфов, в которых формулируются конкретные предложения по управлению педагогическим проектом, программой развития и реализации темы исследования, а так же реализацией разработанной стратегии ВКР.

 Разработка методической части дипломного проекта предполагает обоснование, сбор информации о современных подходах в художественном образовании, здесь же проводится обработка и анализ собранной информации, обосновываются различные направления деятельности образовательного учреждения в области изобразительного искусства, в том числе в организации, планировании, контроля, мотивации, в содержании образования и воспитания.

Методическая часть так же носит проектный, программный характер. В ней, опираясь на выводы проведенного ранее анализа современных концепций, положений, нормативных документов, разрабатываются конкретные педагогические мероприятия, проектные рекомендации, предложения по исследуемым вопросам, темам в процессе обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе и различных формах дополнительного образования. Определяются стратегические цели раскрытия тематики исследования, на основе которых и разрабатываются целевые программы, конкретные проекты развития.

Студент определяет направление исследования профессиональной педагогической деятельности в данной работе: в качестве учителя изобразительного искусства; преподавателя профильных художественных дисциплин и факультативов в общеобразовательной школе; педагога дополнительного образования (школ искусств, ДХШ, воспитателя и руководителя кружков, студий художественно-эстетической направленности). Исходя из этого выбора, методическая часть ВКР наполняется специфическим содержанием анализа нормативных документов (ФГОС или ФГТ), а так же отличительными особенностями методики организации занятий, уроков, проектов по изобразительному искусству.

 В методической части студент отбирает содержание для учебного курса по теме исследования, составляет учебно-тематическое планирование, разрабатывает планы-конспекты уроков (учебных занятий), составляет рабочую программу учебного курса, либо проект по изобразительному искусству (факультатив, спецкурс, кружок, элективный курс).

Методическая часть ВКР включает в себя описание основных дидактических принципов обучения изобразительному искусству при организации учебного процесса; разнообразных педагогических приемов в работе с разновозрастными группами обучающихся. В содержании практической работы должно быть отражены различные формы учебных занятий: модификации содержания вариативного и регионального художественного образования и народной культуры; оценка программ и методики преподавания искусства на основе новейших технологий обучения.

Студенту необходимо включить в теоретическую часть работы следующие компоненты: мастер-класс по освоению художественных техник; учебно-методические комплексы занятий по изобразительному искусству; план-конспект занятий; вариант учебно-тематического планирования или вариант рабочей программы кружка (факультатива); основные виды учебного контроля; учебно-методические пособия, в том числе и электронные, наглядно-методическое пособие (плакат, технологическая карта, динамическая модель, макет). Необходимость и достаточность материалов студент определяет в зависимости от стратегии ВКР, учитывая мнение научного руководителя.

В одном из параграфов методической части ВКР выполняется проект рабочей программы (авторская учебная программа), творческий проект или серия занятий учебного курса по изобразительному искусству (по выбору студента).

Проект рабочей программы (авторская учебная программа) или серия занятий должны содержать: пояснительную записку; учебный план, содержание тем; диагностика и учебный контроль; список основной и дополнительной литературы, приложение.

1. Пояснительная записка (цель, задачи учебного курса, для какого возраста предназначена, для какого учебного заведения, основные формы и методы обучения. Сроки реализации, актуальность изучения данного направления или темы исследования, условия реализации программы (методическое и материальное обеспечение программы).

2. Учебно-тематический план в виде таблицы. Содержание тем программы: краткие теоретические сведения. Результаты: личностные, метапредметные, предметные. Формулировка практических заданий. Рекомендуемые материалы и оборудование. Иллюстративный ряд.

3. Контрольно-измерительные материалы: критерии оценивания учебно-творческих работ.

4. Список литературы для учителя и учащихся.

5. Приложение: конспекты-сценарии двух или нескольких занятий по проекту программы: беседа и практическое занятие. Методическая наглядность к практическому занятию: таблицы, образцы заданий, технологические карты, иллюстрационный материал к уроку (репродукции, работы учеников, эскизы методических пособий на формате А4), электронные презентации, учебники, тесты.

Материал выполняется с использование электронных форм подачи материала: презентация проекта программы, презентация урока ИЗО, презентация учебного проекта). Работа может быть выполнена в программах WordOffise 2003 (2007) или OpenOffise. В приложении могут быть включены анкеты опросов, интервью, тесты, разработанные ко всем урокам и занятиям, обобщающие таблицы по теоретическим исследованиям и схемы.

Пояснительная записка завершается заключением.Эта часть предполагает подведение итогов, обусловленных логикой выполнения ВКР. В заключении последовательно изложены полученные итоги и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Требования к оформлению текста.Объем пояснительной записки должен быть не менее 40 страниц машинописного текста. Используется белая бумага формата А4 (210x297 мм), плотностью 80 г/м², лист заполняется только с одной стороны.

Шрифт – Times New Roman, кегель - 14, интервал между строками –1,5. Поля оставляют со всех четырех сторон. Размер левого поля – 30 мм с учетом того, что работа будет подшиваться в папку; правого - 10 мм, верхнего и нижнего полей - 20 мм. При таких полях каждая страница должна содержать приблизительно 1800 знаков (30 строк, по 60 знаков в строке, считая каждый знак препинания и пробел между словами также за печатный знак). Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным пяти печатным символам.

Титульный лист выпускной квалификационной работы заполняется по заданной форме. Образцы оформления титульных листов, приложений, библиографического списка выставлены на сайте ОмГПУ в разделе Образовательные программы / Учебно-методическая документация для студента.

При оформлении цитат и сносок следует придерживаться общепринятых положений. (См. список литературы). Сноски и подстрочные примечания перепечатывают (через один интервал) на той странице, к которой они относятся.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа и оглавления, но номера страниц на них не ставятся. Номер страницы проставляется с третьего листа в середине нижнего поля страницы арабскими цифрами. Если в работе есть рисунки, схемы, таблицы и пр., то для них используется сквозная нумерация.

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям, указателям.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояния между основаниями строк заголовка принимают таким же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

Оформление таблиц и иллюстративного материала.Таблицы, рисунки, чертежи, графики, фотографии как в тексте пояснительной записки, так и в приложении должны быть выполнены на стандартных листах размером 210 х 297 мм или наклеены на стандартные листы белой бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям/рисункам должны быть с лицевой стороны под изображением.

Рукопись, рисунки, фотографии должны быть без пометок, карандашных исправлений, пятен и загибов, набивка буквы на букву и дорисовка букв чернилами не допускается.

Все ошибки и опечатки необходимо исправить. Число исправлений должно быть минимальным: на страницу не более пяти исправлений, они устраняются от руки чернилами черного цвета.

Требования к оформлению списка литературы.Список литературысоставляется по алфавитному принципу, инициалы авторов указываются после фамилии. В тексте ВКР инициалы всегда ставятся перед фамилией. Список литературы включается в общую нумерацию страниц. Алфавитный способ группировки литературных источников характерен тем, что фамилии авторов и заглавий (если автор не указан) размещены по алфавиту. Принято следующее оформление списка литературы: монографии, книги, статьи, пособия, рекомендации, иностранные источники и информация из Интернета размещается после перечня всех источников на языке ВКР. Список литературы должен состоять не менее чем из 30 источников по изобразительному искусству, ДПИ, дизайну, искусствоведению, философии, композиции, цветоведению, педагогике, психологии, методике, технологии, включая статьи из специализированных журналов, каталогов выставок и информацию из Интернета.

Оформление приложения.Приложенияимеют отдельную нумерацию, так как поясняют определенный параграф, все иллюстрации нумеруются и подписываются единым для всего текста шрифтом.

Количество иллюстраций, сопровождающих работу, должно в достаточной степени пояснять смысл и суть написанного, а также придавать излагаемому материалу определенную ясность и конкретность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 117.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...