Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Туристская полоса препятствий




 

Представляет собой содержание видов испытаний, отражающих туристскую направленность.Команде предоставляется карточка с заданиями (Приложение № 16): 1 задание - определение азимута на предмет, 2 - вязание узлов и обозначение их применения, 3 - определение топографических знаков, 4 - определение вида костра и обозначение их применения.

1. Для определения азимута на предмет используется компас. При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет.

2. По назначению туристические узлы разделяют на:

- узлы для связывания веревок одинакового диаметра;

- узлы для связывания веревок разного диаметра;

- узлы для страховки (т.е. незатягивающиеся петли);

- узлы для привязывания веревки к опоре;

- вспомогательные узлы.

Виды узлов и их предназначение.

Простой узел (Рис. 4). Его используют исключительно для связывания веревок одинаковой толщины и не применяют, если на связанные шнурки будет припадать большое натяжение. Для страховки этот узел не надежный.На концах веревки обязательно должны присутствовать страховочные узлы, крепящиеся к основе, поскольку прямой узел легко развязывается.Его преимущество в том, что, даже при сильном затягивании, прямой узел можно легко развязать, растянув две веревки выходящие с одной стороны узла. Быстро и легко вяжется.

 

Рис. 4. Простой узел

 

Ткацкий узел (Рис. 5).Узел хорошо подходит для связывания двух веревок одинаковой толщины, он имеет свойство затягиваться, удлиняя веревку, и растягиваться, укорачивая ее. Часто этот туристический узел применяют рыбаки для связывания лески. Если для завязывания ткацкого узла выбран правильный способ, то оба узелка будут размещены параллельно, если нет - один из них будет перпендикулярен к другому.Ткацкий узел не очень надежен: он может сползать и развязываться, потому страховочные узлы на нем обязательны.

 

Рис. 5. Ткацкий узел

 

Встречный узел (Рис. 6). Используют для связывания верёвок любого диаметра, а также сочетаний «лента-верёвка». Он не «ползёт», но сильно затягивается под нагрузкой.

Рис. 6. Встречный узел

 

Узел «Проводник» (Рис.7). Применяется для привязывания верёвки к основным и промежуточным креплениям, к середине верёвки, если нет страховочной системы, для связывания веревок - два проводника на концах верёвок соединяются карабином, как амортизирующий узел. Легко вяжется не только на конце верёвки, но и в середине, можно вязать одним концом. Сильно затягивается и «ползёт» под нагрузкой, особенно при использовании жёсткой веревки.

Рис. 7. Узел «Проводник»

 

Узел «Восьмёрка-проводник» (Рис. 8). Используется для получения надежной петли. Сильно не затягивается и «не ползёт» под нагрузкой.

 

Рис. 8. Узел «Восьмёрка-проводник»

 

3. Для задания № 3 используются следующие топографические знаки (Табл. 1):

Таблица 1. Топографически знаки

 

Дорожная сеть

Трехпутные железные дороги, семафоры и светофоры, поворотные круги
Электрифицированные железные дороги: 1) трехпутные; 2) двухпутные; 3) однопутные; 4) блокпосты
Усовершенствованные шоссе: 8 - ширина покрытой части; 10 - ширина всей дороги от канавы до канавы в метрах, А - материал покрытия (А - асфальтобетон, Ц - цементобетон, Бр - брусчатка, Кл - клинкер), выемки (5 - глубина выемки в метрах)
Пешеходные тропы и пешеходные мосты
Зимние дороги

Рельеф

Подписи горизонталей в метрах и указатели направления скатов (бергштрихи)
Овраги и промоины: 1) шириной в масштабе карты более 1 мм; 2) шириной 1 мм и менее (в числителе -  ширина между бровками, в знаменателе - глубина в метрах)
1) Обрывы (21 - высота в метрах);2) укрепленные уступы полей на террасированных участках склонов
Курганы: 1) выражающиеся в масштабе карты (5— высота в метрах); 2) не выражающиеся в масштабе карты
Ямы: 1) выражающиеся в масштабе карты (5—глубина в метрах); 2) не выражающиеся в масштабе карты

Растительный покров и грунты

Хвойные леса (ель, пихта, сосна, кедр, лиственница и. др.)
Лиственные леса (дуб, бук, клен, береза, осина и др.)
Характеристика древостоя в метрах: в числителе -  высота деревьев, в знаменателе - толщина, справа от дроби - расстояние между деревьями
1) Источники (ключи, родники); 2) оборудованные источники
Берега обрывистые: 1) без пляжа; 2) с пляжем, не выражающимся в масштабе карты; 3, 5 - высота в метрах

 

4. Виды костров и их применение:

«Шалаш» (Рис. 9). Обычно его используют начинающие туристы. Делается он просто -дрова укладываются в виде шалаша, похожего на индейский вигвам. Наклонно кладут все более толстые поленья, причем со стороны ветра оставляют между ними отверстие, что образует как бы вход в шалаш. Такой костёр горит очень жарко и ярко, отлично подойдёт для освещения лагеря ночью. Также на нём можно готовить пищу, и он хорош для просушки одежды. Минус такого костра, что он очень прожорлив и требует много дров.

 

Рис. 9. Костер «Шалаш»

 

«Колодец» (Рис. 10). Довольно распространённый вид костра. Дрова складываются в виде сруба, получается что-то типа колодца. Наиболее подходящий костёр для приготовления пищи. Отличается низким, широким, равномерным и жарким пламенем. Подойдёт для сушки одежды.Более экономичный вариант, чем «шалаш», дрова сгорают медленней и в процессе сгорания образуется много углей, которые и дают высокую температуру.

 

Рис. 10. Костер «Колодец»

 

«Звездочка» (Рис. 11). Ещё его называют звёздным. Прозвали его так, потому что дрова выкладываются в виде звезды. Обычно это брёвна, которые складываются концами вместе, по мере сгорания дров их продвигают ближе к центру. Тоже относится к экономичным типам костров, потому как прогорает медленно.
Такой костёр можно поддерживать длительное время, лишь изредка подкладывая сучья. Даёт много жару и углей. Применение этого костра - приготовление пищи и вокруг него можно расположиться на ночлег.


Рис. 11. Костер «Звездочка»

«Нодья» (Рис. 12). Несомненно, это самый лучший костёр в плане длительного действия, он очень экономичный, равномерно горящий, дающий много тепла - подойдёт даже для зимней ночёвки. Берёте два больших сухостойных бревна (чем больше и толще брёвна, тем дольше костёр будет гореть), укладываете их горизонтально одно на другое, по бокам вбиваете колья, зафиксируйте брёвна так, чтобы верхнее бревно не скатывалось с нижнего.Брёвна должны быть разделены между собой клиньями, можно использовать камни, сделайте так, чтобы получился зазор примерно 10 см, в эту щель укладывайте растопку - мелкие сучьи, бересту, сухие листья и поджигайте. Этот костёр может гореть всю ночь, он практически не требует дежурства, подкладки дров, он просто незаменим при ночлежке.


Рис. 12. Костер «Нодья»

 

 «Таёжный» (Рис. 13). Ещё один тип костра длительного действия, не требует частой подкладки дров, по принципу схож с «нодья». Назначение - ночёвка, просушка одежды и приготовление пищи. Сделать его просто - бревно используется как навес, несколько брёвен потоньше кладут концами на него, с подветренной стороны, противоположной навесу.По мере сгорания брёвна продвигаются ближе к основному бревну. Этот метод называется «на полено». Существует много разновидностей таёжного костра, каждый выбирает для себя, какой ему удобнее. Например, «крест-накрест»- на груду углей кладут 2-3 бревна, а сверху крест-накрест еще столько же.


Рис. 13. Костер «Таёжный»

 

Оценка выполнения туристской полосы препятствий:

Если команда правильно определила азимут (задание № 1) начисляется 5 баллов. При ошибке на 2º начисляется 4 балла, на 4º -3 балла, на 10 о и более градусов ставится 0 баллов.

За правильный ответ в задании № 2 ставится 1 балл, за неправильный ответ - 0 баллов.

За правильный ответ в задании № 3 начисляются максимальные 2 балла в том случае, если правильно выполнен узел и описано его предназначения. При невыполнении одного из критериев оценки ставиться 1 балл, двух критериев – 0 баллов.

За правильный ответ в задании № 4 (названы оба топографических знака) ставится 2 балла. Если назван один топографический знак, начисляется 1 балл, не названы топографические знаки – 0 баллов.

Максимальное количество за одну карточку - 10 баллов.Ориентиры для соревнований выбираются индивидуально на месте проведения соревнований (не более 5).Результаты заносятся в протокол соревнований по туристской полосе препятствий (Приложение № 17).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 307.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...