Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И воспитательной деятельности




1. Эмоциональная устойчивость.

2. Выдержанность.

3. Умение вступать в психологические контакты и убеждать в своей правоте.

4. Развитая письменная и устная речь.

Психические качества эксперта распределены в профессиограмме с учётом психологических компонентов, входящих в экспертную деятельность. При этом выделены, во-первых, психические качества, необходимые для всех компонентов экспертной деятельности, и, во-вторых, качества, нужные для её отдельных компонентов. Ввиду того, что психические особенности конструктивной и организационной деятельности, а также коммуникативной и воспитательной работы судебного эксперта имеют общие черты, указанные компоненты объединены.

Проблема профессионального отбора включает в себя также разработку методик установления пригодности к определённой профессии конкретного человека.

В требования профессиональной пригодности входят следующие компоненты:

– здоровье проверяемого лица;

– психические качества и обусловливаемые ими способности;

– подготовленность к данной деятельности (объём знаний, навыков и умений).

Последнее требование предъявляется только к таким профессиям, выполнение которых невозможно без наличия определённой суммы знаний, навыков и умений, в частности и к профессии судебного эксперта.

Таким образом, профессиональная пригодность включает в себя в качестве обязательного компонента совокупность психофизиологических особенностей, обеспечивающих подготовленность к определённой профессии и продуктивное выполнение определённой работы [18, с. 214].

Профессиональной непригодностью является отсутствие у лица необходимых для выполнения определённой работы физических или психических качеств. Например, дефекты зрения определяют непригодность данного лица для профессии эксперта-криминалиста, предполагающий у специалистов высокоразвитый зрительный аппарат.

В настоящее время для работников ряда профессий установлены требования и на этой основе разработаны методы, выявляющие психофизиологическую и психологическую пригодность конкретного лица к данной профессии.

Однако это не относится к профессиям, связанным с осуществлением социалистического правосудия, в частности к профессии судебного эксперта. Изучение необходимых для этих профессий психофизиологических качеств только начато [63, с. 73].

В настоящее время в психологии существуют следующие методы, при помощи которых определяют, обладает ли данное лицо качествами, необходимыми для выполнения определённого вида деятельности:

– тестирование;

– беседа;

– наблюдение;

– метод обобщения независимых характеристик;

– экспериментальная проверка психофизиологических качеств, в частности быстроты реакции, памяти, качеств внимания и т.п. [46, с. 17-21].

Однако современная наука пока не располагает достаточно надёжными методами диагностики и измерения способностей, особенно в научной деятельности, к которой весьма близка и работа судебного эксперта [57, с. 159]. Но это не означает, что методы проверки профессиональной пригодности должны быть полностью исключены ввиду их недостаточной разработанности. Задачей психологии, в том числе и судебной, является выделение из существующих методов проверки наиболее рациональных её элементов, в том числе применяемых за рубежом, которые могут быть использованы советскими психологами при разработке методики определения профессиональной подготовленности.

Для профессий, требующих определённых психофизиологических качеств, уже в настоящее время успешно могут быть применены разработанные методики определения объективных свойств протекания психофизиологических процессов обследуемого лица. В частности, для экспертов такими методами может быть установлена быстрота их реакции, свойства их внимания и памяти, особенности их сенсорных органов и т.п.

Пока же научные методы профессионального отбора судебных экспертов не разработаны, психические качества, необходимые для этой профессии, должны формироваться в процессе их подготовки и практической деятельности.

Подготовка к любой профессии включает в себя не только усвоение необходимых знаний, выработку навыков и умений, но и формирование психических качеств, которые могут способствовать успешному овладению данной профессией. Большое значение для выработки этих качеств имеет стремление лица овладеть избранной им профессией, которое приводит в ряде случаев к перестройке его психических процессов и свойств личности в необходимом для данной профессии направления. Психологическая подготовка в процессе овладения профессией даёт возможность активизировать способности лица для её успешного освоения.

Всё сказанное относится и к подготовке кадров судебных экспертов. Как отмечалось выше, эксперты для учреждений судебной экспертизы системы Министерства юстиции СССР подготавливаются вначале в экспертном учреждении, проходя стажировку, а затем на заочных курсах судебных экспертов, где повышают свою квалификацию эксперты-криминалисты, автотехники и бухгалтеры.

Такая система подготовки судебных экспертов имеет серьёзные недостатки, важнейшим из которых является отсутствие возможности уделять специальное внимание воспитанию у экспертов психических качеств, необходимых для их успешной работы.

Представляется целесообразным, чтобы в системе учебных заведений Министерства юстиции СССР был организован специальный институт по повышению квалификации судебных экспертов. В него должны приниматься эксперты, успешно прошедшие стажировку в соответствующем учреждении судебной экспертизы и имеющие законченное высшее образование (физики, химики, биологи, инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы и т.п.). В процессе обучения в институте повышения квалификации, срок которого должен быть в пределах 6 месяцев (аналогично срокам, установленным в институтах повышения квалификации специалистов других отраслей народного хозяйства), у слушателей не только должны быть выработаны необходимые навыки и умения для проведения высококачественных экспертных исследований по избранной специальности, но и уделено особое внимание формированию и активизации таких психических процессов, как внимание, наблюдательность, логическое мышление и т.п.

Не меньшее значение в процессе такой подготовки должно придаваться воспитанию у слушателей социалистического правосознания, в частности уважения к законам и чувства ответственности за выполняемую работу.

В программе обучения значительное место должны занять также дисциплины, связанные с общими методологическими проблемами судебной экспертизы, и специальные курсы, посвящённые правовым вопросам назначения и проведения судебной экспертизы.

Психические качества, необходимые судебным экспертам, должны формироваться также в процессе их практической деятельности.

В связи с этим представляют интерес некоторые данные об экспертах судебно-экспертных учреждений системы министерства юстиции СССР, заполнивших распространённую автором анкету, связанную с их деятельностью.

Из общего числа анкетированных экспертов мужчины составили 51,6%, а женщины – соответственно 48,4%. Но по отдельным видам экспертных специальностей это распределение иное. В частности, среди почерковедов женщины составляют 87%, а среди экспертов-трассологов, баллистов и автотехников – только 12%. Приблизительно одинаковое распределение по полу среди бухгалтеров биологов, физиков, химиков. Представляется, что указанные данные в основном правильно отражают существующее в экспертных учреждениях Министерства юстиции СССР распределение кадров экспертов по полу.

Из заполнивших анкету экспертов 66% имеют возраст от 30 до 50 лет, а 20,8% – старше 50 лет. Таким образом, среди судебных экспертов удельный вес молодёжи сравнительно незначителен.

Стаж работы в экспертных учреждениях у 65,8% экспертов составляет свыше 10 лет и 16,5% – от 5 до 10 лет.

В связи с этим возникает вопрос о значении стажа работы в экспертных учреждениях для формирования у эксперта необходимых психических качеств. Поскольку воспитание этих качеств у судебных экспертов происходит в основном в процессе работы, то в случаях, когда, несмотря на длительный стаж, его деятельность не даёт должного эффекта, специалисту приходится менять профессию эксперта, так как без таких качеств, как наблюдательность, внимательность, логическое мышление, успешная работа в области судебной экспертизы невозможна.

Поэтому мы не можем согласиться с Н.Д.Гранат, рассматривающей длительный стаж работы судебного эксперта как основной фактор деформации его профессиональных качеств, и полагаем, что только такой стаж может выработать у эксперта необходимые для его успешной работы психофизиологические качества.

Изучение психологических особенностей, необходимых для успешного выполнения работы эксперта, только начинается. Оно должно быть продолжено совместными усилиями судебных психологов и учёных в области теории судебной экспертизы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...